Конституции Кларендона
Конституции Кларендона представляли собой набор законодательных процедур, принятых английским Генрихом II в 1164 году. Конституции состояли из 16 статей и представляют собой попытку ограничить церковные привилегии и ограничить власть церковных судов и степень папской власти в Англии. . В анархических условиях предшественника Генриха II, Стефана (годы правления 1135–1154 гг.), церковь расширила свою юрисдикцию, воспользовавшись слабостью королевской власти. Утверждалось, что конституции восстанавливают закон в том виде, в каком он соблюдался во время правления Генриха I (1100–1135).

Конституции получили свое название от дворца Кларендон в Уилтшире , королевского охотничьего домика, в котором они были обнародованы.
Цели
[ редактировать ]Основная цель конституций состояла в том, чтобы решить спорный вопрос о «преступных клерках» или духовенстве, которые были обвинены в совершении серьезного светского преступления, но предстали перед церковными судами « в пользу духовенства ». В отличие от королевских судов, эти церковные суды были строго ограничены в наказаниях, которым мог быть подвергнут осужденный преступник; в частности, было запрещено пролитие крови. Церковное дело об убийстве часто заканчивалось лишением подсудимого сана (отстранением от священства). В королевском суде убийство часто наказывалось увечьем или смертью.
Конституции Кларендона были попыткой Генриха II решить эти проблемы (и в то же время удобно увеличить свою собственную власть), утверждая, что, как только церковные суды судили и лишили священнослужителей сана, Церковь больше не могла защищать человека и осудила бывшего духовенство могло быть подвергнуто дальнейшему наказанию в соответствии с юрисдикцией светских судов.
Раньше предполагалось, что Генрих хотел, чтобы все священнослужители, обвиняемые в преступлениях, предстали перед королевским судом. Но это впечатление, как показал Ф. У. Мейтленд , безусловно, ошибочно. [ 1 ] Была предложена довольно сложная процедура, согласно которой дело сначала должно было рассматриваться в королевском суде.
Если виновным оказывался священнослужитель, дело должно было рассматриваться в церковном суде, но при этом должен был присутствовать офицер королевского суда. Офицер, если обвиняемый будет признан виновным, должен был доставить его обратно в Королевский суд после деградации, где с ним будут обращаться как с обычным преступником и наказать соответствующим образом.
Утверждение короля заключалось в том, что порка, штрафы, понижение в должности и отлучение от церкви, за которые духовные суды не могли пойти, недостаточны в качестве наказания. Архиепископ утверждал, что, помимо принципа духовных привилегий, сначала унизить человека, а потом повесить, значит дважды наказать его за одно и то же преступление. Будучи униженным, он терял все свои права, и если бы он совершил еще одно преступление, его могли бы наказать смертью, как и любого другого преступника.
Эффект
[ редактировать ]Томас Бекет , архиепископ Кентерберийский (1162–1170), сопротивлялся Конституции, особенно пункту, касающемуся «преступных клерков». В результате Генри предал Беккета суду в Нортгемптоне. Беккет бежал в ссылку со своей семьей. Епископы были согласны со статьями, пока Папа не одобрил их, а затем Беккет отверг свои аргументы. стал В результате спор настолько ожесточенным, что Беккет был убит 29 декабря 1170 года. После этого Генрих почувствовал себя обязанным отозвать два спорных пункта, которые противоречили каноническому праву. Однако остальное осталось в силе как закон страны.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ф. В. Мейтленд , Римское каноническое право в англиканской церкви: шесть эссе (Лондон, 1898), стр. 132–147.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Проект Авалон в Йельской юридической школе: Конституции Кларендона (исходный текст)
- Блог Конституций Кларендона: Конституции Кларендона
- Британская энциклопедия (11-е изд.). 1911. .