Заксеншпигель
Заксеншпигель . (англ Немецкий: [ˈzaksn̩ˌʃpiːɡl̩] ; Средненижненемецкий : Сассен Шпейгель ; современный нижненемецкий : Sassenspegel ; буквально «Саксонское зеркало») — одна из важнейших книг законов и обычаев, составленных во времена Священной Римской империи . Возникнув между 1220 и 1235 годами как запись существующих местных традиционных обычных законов и постановлений, она использовалась местами вплоть до 1900 года. Некоторые правовые принципы, отраженные в книге, доминируют в современных законах по всей Европе. Это важно не только из-за его длительного влияния на более позднее немецкое и голландское законодательство, но и как ранний пример письменной прозы на нижненемецком языке. [1] Sachsenspiegel является первой всеобъемлющей юридической книгой не на латыни , а на средненижненемецком языке . Известно, что существовало латинское издание, но сохранились только фрагментированные главы.
История
[ редактировать ]« Заксеншпигель» был одним из первых прозаических произведений, написанных на средненижненемецком языке. Оригинальное название — Sassen Speyghel , Sachsenspiegel — более поздний немецкий перевод. Считается, что он был составлен и переведен с Эйке по Репгоу латыни саксонским администратором приказу его сеньора графа Хойера Фалькенштейна в 1220–1235 годах. [2] Где был составлен оригинал, неясно. Считалось, что оно было написано в Бург-Фалькенштейне, но в 2007 году Питер Ландау, эксперт по средневековому каноническому праву, предположил, что оно могло быть написано в монастыре Альтцелле (ныне Альцелла). [3]
Оппозиция со стороны церкви
[ редактировать ]В 14 веке -августинец монах Йоханнес Кленкок из Нижней Саксонии выступил против Заксеншпигеля в брошюре, известной как Декадикон, поскольку он считал, что десять статей или принципов противоречат христианскому Евангелию и решениям Римской церкви, собранным как Corpus Juris Canonici . [4] [5] Кленкок представляет критику взглядов Заксеншпигеля на церковные и светские власти, судебные процедуры и частное право. Его позиция заключалась в том, что папская власть превосходит любое обсуждение вопросов как законной процедуры, ограничений наследственных прав, объема завещательной власти, прав послушников и монахов на семейную собственность, а также власти, которая определяет высшие и низшие правовые нормы и судебные решения. . Таким образом, позиция Кленкока была по сути простой: папская власть превосходит любую другую политическую и юридическую власть.
Эта работа вызвала широкое общественное ожесточение и раздражение: советники города Магдебурга , например, написали предупреждающие письма 400 или более городам, князьям и лордам о том, что брат-августинец пытается ослабить саксонское законодательство. После письменных дебатов Кленкок расширил свой Декадикон до двадцати одного положения саксонского права и обратился к своему бывшему ученику, французскому канонисту и кардиналу курии в Авиньоне Пьеру де ла Верни . [6] В конце концов, Папа Григорий XI осудил 14 статей в своей папской булле Salvator Humani Generis , изданной в 1374 году, но это не уменьшило успеха «Заксеншпигеля». [7] Этот спор следует рассматривать в контексте активной папской инквизиции против граждан, противостоящих мнениям церкви.
Влияние
[ редактировать ]Правила, законы, судебные решения и принципы, собранные в Sachsenspiegel, возникли под влиянием гораздо более старых (провинциальных) принципов римского права. [8]
Sachsenspiegel как служил образцом для юридических книг на немецком ( средневерхненемецком ) языке, таких Augsburger Sachsenspiegel , Deutschenspiegel и Schwabenspiegel . Герцогство Саксония охватывало большую часть территории нынешней западной части Германии и восточной части Нидерландов , но правила распространялись более широко. Например, в штате Утрехт в 1632 году существовало правило «Кто приходит первым, тот первый измельчает», опубликованное в «Placaatboek», сборнике решений, постановлений и местных законов. Правило, согласно которому замужние женщины находились под опекой своего мужа, а это означает, что они не могли по закону действовать и не имели права голоса в юридических вопросах или вопросах воспитания детей, было верховенством закона в Нидерландах до 1956 года, в Бельгии - до 1958 года.
В Пруссии заксеншпигель Анхальте использовался до введения Allgemeines für die preußischen Staaten В Саксонии он использовался до введения Саксонского гражданского кодекса в 1865 году. В Landrecht и Тюрингии заксеншпигель в 1794 году . не заменялся до тех пор, пока введение Гражданского кодекса Германии в 1900 году. Его прецеденты продолжали цитироваться в качестве соответствующей прецедентной практики даже в 1932 году Рейхсгерихтом ( Верховным судом Рейха) (RGZ 137, 373).
Влияние Sachsenspiegel или , по крайней мере, параллели с ним все еще можно найти в современном немецком и голландском праве, например, в праве о наследстве, праве соседских отношений ( Nachbarrecht ; например, неудобства, партийные стены и т. д.) или узуфруктуарном праве. права. Заксеншпигель важен еще и потому, что впервые в истории осуждается сам институт рабства, поскольку он является нарушением подобия человека Богу. [9]
Заксеншпигель содержит две отрасли права: общее право и феодальное право.
Саксонский обычай
[ редактировать ]Саксонское обычное право, или Ландрехт , было правом свободных людей, включая крестьян- сокеманов . Он содержит важные правила и положения, касающиеся прав собственности, наследования, брака, доставки товаров и некоторых правонарушений (например, посягательства , причинения неудобств ). Он также касается уголовного права и состава судов. Другими словами, речь идет об уголовном и гражданском праве. Обычаи людей не представляли собой отдельный пакет законов, а находились под влиянием старых правовых систем, таких как римское право.
Феодальное право
[ редактировать ]Феодальное право , или Ленрехт , определяло отношения между различными государствами и правителями, например, выборы императоров и королей , феодальные права и т. д. Хотя оно не имеет современного эквивалента, оно включает в себя то, что сегодня можно было бы назвать публичным правом .
Заксеншпигель приобрел особое значение благодаря изображению семи Хершильдов или «рыцарских щитов»:
- Король
- Церковные князья
- Светские князья
- Свободные лорды
- Schöffenbarfrei , вассалы ( сеньоры ) свободных лордов, министериалы
- Вассалы Шеффенбарфрая и т. д.
- Безымянный
Поместные арендаторы и горожане (жители местечка) не упоминались.
Сохранившиеся копии
[ редактировать ]Четыре (из первоначальных семи) иллюминированных копий рукописи сохранились до сих пор. Они названы в честь их нынешнего местоположения: Гейдельберг, Ольденбург , Дрезден и Вольфенбюттель, и датируются периодом с 1295 по 1371 год. Всего на сегодняшний день существует более 400 версий рукописи. [10]
назвала дрезденскую рукопись «самой художественно ценной» Всемирная цифровая библиотека . Он находится в коллекции Саксонской государственной библиотеки и был создан между 1295 и 1363 годами в районе Мейсена, Германия . В этой версии 924 иллюстрации на 92 страницах. На иллюстрациях изображено около 4000 человек. Он пострадал от воды после бомбардировки Дрездена во время Второй мировой войны и был восстановлен в 1990-х годах. [10]
Раннее печатное издание «Заксеншпигеля» было выпущено Анной Рюгерин в Аугсбурге и датировано 22 июня 1484 года. Это первое документальное свидетельство того, что женщина работала типографом. [11]
Пословицы
[ редактировать ]Некоторые немецкие и голландские пословицы восходят к «Заксеншпигелю»:
- Немецкий: «Wer zuerst kommt, mahlt zuerst» Голландский: «Wie het eerst komt, (die) het eerst maalt» (Первым пришел, первым обслужен, буквально: «Кто первым приходит, тот первым измельчает»), что является правилом для заказ на помол кукурузы мельником и до сих пор обычно используется, например, в пекарне или в билетной кассе на концерты в Германии и Нидерландах.
- «Wo der Esel sich wälzt, da muss er Haare lassen», букв.: «Где осел катится, там он линяет». Это правило юрисдикции судов до сих пор является одним из принципов международного частного права.
См. также
[ редактировать ]- Германские племенные законы
- Закон 1362 года о защите интересов на английском языке , английский закон, предписывающий использование английского языка вместо французского в устных прениях в суде.
- Постановление Виллер-Коттере 1539 года, французское законодательство, предписывающее использовать в законе французский язык вместо латыни.
- Закон о разбирательстве в судах 1730 года , британский закон, предписывающий использовать английский язык вместо латыни в судебных письмах.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дитер Пётшке (2002). «Utgetogen Law is hir. Права города и страны Бранденбурга в средние века». В Дитере Пётшке (ред.). Городское право, Роланд и позорный столб: к правовой истории Хальберштадта, Гослара, Бремена и городов Бранденбургской марки [ Городское право, Роланд и позорный столб: к правовой истории Хальберштадта, Гослара, Бремена и городов Бранденбургской марки ]. Исследование Гарца (на немецком языке). Том 15. Лука. п. 135. ИСБН 3-931836-77-0 .
С помощью «Заксеншпигеля» Айке фон Репхов не только создал одну из первых немецких книг законов наряду с книгой законов Мюльхаузена в соответствии с законодательством империи, но и первое в истории немецкое прозаическое произведение.
- ^ Некоторые источники указывают период, в течение которого был написан Заксеншпигель , с 1220 по 1230 год, но другие указывают с 1220 по 1235 год, например, источники в Библиотеке Конгресса ( [1] ), Европейском суде по правам человека ( [2] ) и Университет Тафтса ( [3] )
- ↑ Предположение о том, что Заксеншпигель был написан в Альтцелле, было высказано в статье, представленной профессором Ландау на Дне историка права Германии в 2004 г., а затем опубликовано в статье (Ландау, Питер: Истоки Заксеншпигеля: Эйке фон Репгоу, Альтцелле и Англо-нормандская канонистика ; Monumenta Germaniae Historica: Немецкий архив исследований средневековья , 2005, том 61, № 1, стр. 73–101), цитируется в статье немецкой Википедии о Kloster Altzella и http://www.rechtsbuchforschung. Архивировано 9 февраля 2007 г. в Wayback Machine .
- ^ Кристофер Окер (1993). Иоганнес Кленкок: Жизнь монаха, 1310–1374 гг . Американское философское общество. п. 7 . ISBN 978-0-87169-835-3 . , стр. 51 и далее.
- ↑ Примечание: Кленкок проиграл судебный процесс по поводу семейного наследства по решению, основанному на традиционных саксонских законах, зафиксированных в Sachsenspiegel, см. Ocker, стр. 10, 11.
- ^ Ростовщичество, стр. 52–63.
- ^ Окер, стр. 66–69 и Ларс Рентмейстер, Государство и церковь в позднем средневековье - Переписка между Йоханнесом Кленкоком и Хербордом фон Шпангенбергом о Заксеншпигеле , традициях (2016), ISBN 978-3-7345-1931-4 .
- ^ Дилчер, Герхард (2011). «Германское право». Краткий словарь по истории немецкого права . Том 2 (2-е изд.). стр. 241–252.
- ^ Бакхаус, Юрген (31 мая 2012 г.). Ганс А. Фрамбах в книге Юргена Георга Бакхауса: «Освобождение крепостных» . Спрингер. п. 33. ISBN 9781461400851 . Проверено 28 августа 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Зеркало саксов» . Всемирная цифровая библиотека . 1295–1363 гг . Проверено 13 августа 2013 г.
- ^ Бордли, Джон (15 октября 2014 г.). «Первая женщина-типограф» . Я люблю типографику . Проверено 17 мая 2016 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Дрезден Заксеншпигель онлайн из Саксонской государственной библиотеки (немецкий)
- Отсканированные изображения Heidelberger Sachsenspiegel из Гейдельбергского университета (немецкий).
- Sachsenspiegel Online (немецкий)
- Полное сканирование изображения Oldenburger Sachsenspiegel , опубликованного Государственной библиотекой Ольденбурга (на немецком языке)