германское право
Германское право — научный термин, используемый для описания ряда общих черт между различными кодексами законов ( Leges Barbarorum , «законы варваров», также называемые Leges ) ранних германских народов . Их сравнивали с утверждениями Тацита и Цезаря , а также с сводами законов высокого и позднего средневековья Германии и Скандинавии. До 1950-х годов эти общие черты считались результатом особой германской правовой культуры. С тех пор ученые поставили под сомнение эту предпосылку и утверждали, что многие «германские» особенности вместо этого происходят из провинциального римского права . Хотя большинство ученых больше не считают, что германское право представляло собой отдельную правовую систему, некоторые все еще выступают за сохранение этого термина и за возможность того, что некоторые аспекты Законов, в частности, происходят из германской культуры. [1] [2] [3] По состоянию на 2023 год ученые пришли к единому мнению, что германское право лучше всего понимать в отличие от римского права, поскольку оно не было «изучено» и не учитывало региональные особенности. [4]
Хотя Leges Barbarorum были написаны на латыни , а не на каком-либо германском языке , кодексы англосаксонского права были составлены на древнеанглийском языке . Изучение англосаксонских и континентально-германских правовых кодексов никогда не было полностью интегрированным. [5]
Определение и споры
[ редактировать ]По состоянию на 2023 год ученые пришли к единому мнению, что германское право лучше всего понимается в отличие от римского права , поскольку, хотя римское право было «изучено» и одинаково во всех регионах, германское право не изучалось и включало региональные особенности. [4] Этот консенсус заменил старый в результате переоценки представлений о германских началах и связанных с ними националистических идеологиях, к которым они были привязаны. [6] Более ранние ученые, вдохновленные Тацитом и Юлием Цезарем , часто представляли германские народы как единое целое, которым они не были. [4] Из-за этого германское право представляло собой не единую правовую систему, а группу связанных систем. [7]
Хотя германское право, похоже, никогда не было конкурирующей единой системой с римским правом, общие черты германских законов все же можно охарактеризовать как «германские», если сравнивать их с римским правом. [8] [2] К ним относятся упор на устную речь , жесты, шаблонный язык, юридическую символику и ритуал. [9] Некоторые элементы Законов , такие как использование народных слов, могут раскрывать аспекты изначально германского или, по крайней мере, неримского права. Историк права Рут Шмидт-Виганд пишет, что этот разговорный язык, часто в форме латинизированных слов, принадлежит к «древнейшим слоям германского юридического языка» и имеет некоторое сходство с готским. [10] [3] Филолог и историк Д.Х. Грин заявил, что введение германских «народных юридических терминов, даже в частично латинизированной форме» произошло только в раннем средневековье и что только «народная» терминология была «достаточно точной с юридической точки зрения, чтобы передать, что означала варварская практика». ". [11]
Старый консенсус и критика
[ редактировать ]Изучение «германского права» возникло в современный период, когда ученые считали, что писаные и неписаные принципы древних германских народов можно реконструировать в достаточно связной форме. [12] Начиная с Реформации , изучение «германского права» обычно объединялось с «немецким правом», традицию, которую продолжили влиятельные ученые Якоб Гримм , Карл фон Амира и Генрих Бруннер . Этот закон якобы раскрывал национальный характер немцев. [6] До середины 20 века большинство ученых предполагали существование особой германской правовой культуры и права. Этот закон рассматривался как важный элемент в формировании современного европейского права и идентичности, наряду с римским и каноническим правом . [13]
Ученые реконструировали германское право на основе античного (Цезарь и Тацит), раннесредневекового (главным образом так называемых Leges Barbarorum — законов, написанных различными континентальными германскими народами с пятого по восьмой век), [14] и позднесредневековые источники (в основном скандинавские). [15] По мнению этих ученых, германское право было основано на обществе, управляемом собраниями свободных земледельцев (вещи ) , контролирующих себя в клановых группах ( Сиппес ) и участвовавших в кровной мести вне клановых групп, которые урегулировались посредством компенсации в форма ( вергильд ). Эта реконструированная правовая система также исключила некоторых преступников, объявив их вне закона , и в административном отношении содержала определенную степень сакрального королевского сана ; свиты . вокруг королей, связанных клятвами верности, формировались [16]
Ранние идеи о германском праве стали объектом пристального внимания ученых с 1950-х годов, и отдельные его аспекты, такие как юридическое значение групп родства, свиты и лояльности, а также концепция объявления вне закона, больше не могут быть оправданы. [17] [18] Помимо предположения об общей германской правовой традиции и использовании источников разного типа из разных мест и периодов времени, [17] нет известных местных источников раннего германского права. Цезарь и Тацит действительно упоминают некоторые аспекты германской правовой культуры, которые вновь появляются в более поздних источниках, однако их тексты не являются объективным сообщением о фактах, и не существует других античных источников, подтверждающих существование общих германских институтов. [19] [20]
Рейнхард Венскус показал, что один важный «германский» элемент, использование народных собраний, демонстрирует заметное сходство с развитием событий среди галлов и римлян и, следовательно, скорее всего, был результатом внешнего влияния, а не конкретно германского. [21] Даже Leges Barbarum были написаны под римским и христианским влиянием и часто с помощью римских юристов. [22] Начиная с Уолтера Гоффарта , ученые утверждали, что Законы содержат большое количество «вульгарного латинского права», неофициальной правовой системы, которая, как они утверждают, действовала в римских провинциях. [23] Это затрудняет определение того, происходят ли общие черты между ними из общей германской правовой концепции или нет. [24]
Законы варваров
[ редактировать ]Термин leges barbarorum , «законы варваров», использованный редактором Паоло Канчиани еще в 1781 году, отражает негативное оценочное суждение о реальных сводах законов, созданных этими германскими народами. он был сохранен редакцией Monumenta Germaniae Historica . В XIX веке [25] Кодексы законов написаны на латыни, часто с использованием многих латинизированных германских терминов, за исключением англосаксонских кодексов законов , которые были написаны на просторечии еще в шестом веке. [14] Законы имеют общие черты, такие как устность , важность судебной процедуры и опора на компенсационное правосудие для разрешения споров. [26]
Легы . являются продуктом смешения германской, позднеримской и раннехристианской правовой культур [27] Вообще говоря, чем дальше на периферии Римской империи были изданы эти своды законов, тем меньшее влияние они оказывали на римскую юриспруденцию. [28] Таким образом, Дусил, Канновский и Шведлер утверждают, что своды законов вестготов демонстрируют большое римское влияние, тогда как Lex Salica практически не демонстрирует его. [29]
История
[ редактировать ]Самый ранний из легов касался германских групп, живущих либо как федераты , либо как завоеватели среди римского народа и регулирующих свои отношения с ним. [30] Эти самые ранние кодексы, написанные вестготами в Испании (475 г.), [а] Вероятно, они были действительны не только для германских жителей этих королевств, но и для римских. [32] [33] Эти самые ранние своды законов повлияли на последующие, такие как бургундский Lex Burgundionum ), изданный королем Гундобадом , и франкский Lex Salica (между 507 и 511 гг.), возможно, изданный Хлодвигом I. (между 480 и 501 гг . Последним сводом законов этой самой ранней серии кодификаций был Эдикт Ротари , изданный в 643 году лангобардским королем Ротари . [30] [34]
Следующий набор сводов законов, которые должны были быть составлены, Lex and Pactus Alemannorum и Lex Bajuvariorum , были написаны в 8 веке, вероятно, по указанию католической церкви . [35] Последний свод сводов законов, изданных на континенте, Ewa ad Amorem , Lex Frisonum , Lex Saxonum и Lex Thuringorum , был написан под патронажем Карла Великого в 9 веке; Все эти коды демонстрируют заметное сходство с ранними кодами. [36]
Кодекс законов | Люди | Эмитент | Год завершения/ одобрение |
---|---|---|---|
Кодекс Эйрика | вестготы | Эурик | в. 480 |
Закон бургундцев | бургундцы | Гундобад | в. 500 |
Закон ивы | Помимо Франкса | Хлодвиг I | в. 500 |
Закон Этельберта | Королевство Кент | Этельберт Кентский | начало 7 века |
Аламаннский договор | Аламанни | в. 620 | |
Банковское право | Прибрежные франки | 630-е | |
Эдикт Ротари | Лангобарды | Ротари | 643 |
Лекс Визиготорум | вестготы | Рекчесвинт | 654 |
Закон Хлотхера и Эдрика | Королевство Кент | Хлотхер и Эдрик Кентский | конец 7 века |
Закон Витреда | Королевство Кент | Уитред из Кента | после 690 |
Закон Аламанни | Аламанни | 730 | |
Закон Бажувариса | Баварцы | в. 745 | |
Закон фризов | фризы | Карл Великий | в. 785 |
Закон саксов | саксы | Карл Великий | 803 |
Лекс Тюрингорум | тюрингцы | Карл Великий | 9 век |
Ева любить | Часть Низкие страны | Неизвестный | 9 век |
Общие элементы
[ редактировать ]Источники и природа права
[ редактировать ]В отличие от римского права, которое обычно создавалось императорами, германская правовая культура считала закон неизменным, и поэтому было необходимо найти закон в каждом отдельном случае. Законы существовали потому, что они были традиционными и потому что подобные дела решались раньше. [7] Это ясно показано в прологе Lex Salica , в котором четверо мужчин описываются как выясненные, что такое закон, а не создавшие его. [29] Большинство легов говорится о том, что они были составлены на собрании великих людей королевства, его армии или его народа; тогда как южные легы упоминают роль короля, северные - нет. [37]
Слово, означающее «закон», а также «религия» в западногерманских языках, представлено древневерхненемецким êwa ; [б] есть некоторые свидетельства существования этого слова из названий, сохранившихся на древнескандинавском и готском языках. [39] Ива используется в латинских текстах Leges barbaroum для обозначения неписаных законов и обычаев народа, но также относится и к кодифицированным писаным законам. [40] Джейкоб Гримм утверждал, что использование слова Êwa также для обозначения «религии» означало, что в дохристианском германском праве также существовал религиозный аспект; [41] Вместо этого Рут Шмидт-Виганд утверждает, что юридическому термину êwa христианские миссионеры придали христианское религиозное значение, как и другим юридическим терминам, которым не хватало какого-либо языческого религиозного значения, которое приобрело христианское значение. [42]
Устность и грамотность
[ редактировать ]Германские народы изначально имели полностью устную правовую культуру , которая включала в себя множество юридически значимых ритуалов, жестов, языка и символики для создания конкретной юридической процедуры. [43] Поскольку устный закон никогда не может быть установлен так же, как писаный закон, использование правильной процедуры было фактически более важным, чем окончательное принятое юридическое решение, и в конечном итоге законом было то, что сообщество считало действительным в данный момент. [44]
Из-за изначально устного характера германского права акт письменного оформления легов уже был актом синтеза с римской правовой культурой. [1] Развитие различных сводов законов демонстрирует общую тенденцию перехода от устной правовой культуры к культуре письма, основанной на тексте. [45] Неясно, в какой степени письменные юридические тексты использовались в суде: в то время как Патрик Вормальд и многие немецкие ученые утверждали, что тексты Легеса существовали в основном из соображений представительства и престижа, другие ученые, такие как Розамунд МакКиттерик, утверждали, что количество Наличие сохранившихся рукописей и физических указаний на их частое использование означает, что они действительно применялись на практике. [46]
Германский юридический язык
[ редактировать ]Германская юридическая лексика реконструируется на основе множества источников, включая ранние заимствования в финских языках , предполагаемые переводы германских терминов у Тацита, очевидно юридические термины в готской Библии , элементы германских имен, германские слова, обнаруженные в Leges barbarorum, а также в более поздних народные юридические тексты, начиная с древнеанглийского языка (7–9 вв.). [47] Нет никаких свидетельств универсальной протогерманской юридической терминологии; скорее, отдельные языки демонстрируют разнообразие юридической терминологии, причем в самых ранних примерах отсутствует даже общее германское слово, обозначающее «закон». [48] Однако существует множество примеров германских юридических терминов, общих для различных ранних кодексов, которые указывают на общие правовые традиции. [49] [50]
Свадьба
[ редактировать ]Современная наука больше не постулирует общепринятую германскую практику бракосочетания. [51] и не существует общего германского термина для обозначения «брака». [52] До конца 20 века историки права, используя Leges , а затем и норвежские повествовательные и юридические источники, делили германские браки на три типа:
- Мунтехе , характеризующийся брачным договором, вручением невесте подарка или утреннего подарка невесте и приобретением мунта ( mundium в ломбардских законах означает «защита», первоначально «рука»), [53] или юридическая власть мужа над женой; [54]
- Friedelehe (от древневерхненемецкого : friudila , древнескандинавского : friðla, frilla «возлюбленная»), форма брака, в которой отсутствует невеста или утренний подарок, и при которой муж не имел власти над своей женой (это оставалось в ее семье) ; [55]
- Кебсехе ( сожительство ), брак свободного мужчины с несвободной женщиной. [55]
теории, в ходе раннего Средневековья Фриделехе Согласно этой , Кебсехе и многоженство были отменены в пользу Мунтехе посредством нападок Церкви. [56] [57]
Ни одна из трех форм брака, предложенных более старыми учеными, не упоминается как таковая в средневековых источниках. [58] В академических работах 1990-х и 2000-х годов отвергалось понятие Фриделе как конструкции, подтверждения которой в источниках не обнаружено. [59] в то время как Кебсехе было объяснено как вообще не являющаяся формой брака. [60]
Учреждения
[ редактировать ]«Племя»/ род
[ редактировать ]Традиционно самая ранняя государственная организация среди германских народов описывалась как «племя». Утверждалось, что «племена» — это стабильные, генетически и культурно сплоченные нации, имевшие свои законы, территории и государственные протогосударственные институты. [61] Использование слова «племя» подразумевает, что различные германские народы на самом деле были подразделениями более крупного «германского» народа. [62] Согласно этому пониманию, «племена» затем основали отдельные раннегерманские королевства поздней античности и раннего средневековья как «племенные государства». [63]
После работы Райнхарда Венскуса в 1960-х годах ученые начали использовать термин «род» (множественное число родов ), сообщества, заявляющие (а не обладающие) общим биологическим происхождением, как способ дистанцировать обсуждение германских племен от этого более раннего образа мышления. [64] [65] В этом новом понимании германские народы не были устойчивыми этническими единицами, а постоянно распадались и реформировались в процессе этногенеза . [66] Более того, неясно, сформировали ли роды ранние германские королевства или же они не были созданы в процессе формирования государства. [67]
Помимо утверждения об общем происхождении, Венскус также считал, что отдельные роды имеют и развивают свои собственные правовые порядки. [64] Почти все роды , ставшие послеримскими государствами, приняли свои собственные законы. [68] и отдельные Leges , а также другие раннесредневековые источники упоминают, что законы принадлежат отдельным «народам» под различными латинскими терминами (включая populus , natio , gens ). [69] Однако существуют разногласия относительно того, являются ли эти письменные источники все еще частью «родовой системы» законов, или же такая система сохранялась даже в эпоху Высокого Средневековья с Заксеншпигелем . [64]
Традиционно законы понимались как применимые только к одному этнически определенному роду внутри королевства, исключая, таким образом, римлян и любой другой род , который был включен в государственное устройство - лица, принадлежащие к этой группе, будут судиться по их собственному закону («субъектность закона»). "). [70] Этот принцип зародился в римском праве. [71] Однако среди ученых существуют разногласия относительно того, предназначались ли самые ранние своды законов, законы готов и бургундов, для всех лиц на их территории или только для лиц определенной этнической принадлежности. [72] [73] Lex Salica гораздо яснее проводит этнические различия в тексте, возможно, поощряя ассимиляцию с франкской идентичностью. [74] К периоду Каролингов путаница между социальным статусом и этнической принадлежностью, с одной стороны, и между этническим и территориальным правом, с другой, по существу превратила систему в систему «мобильного территориального права», в которой человек мог претендовать на закон своей территории. рождение. [75]
Ассамблея
[ редактировать ]Как и во многих архаичных обществах без сильной монархии, [76] Раннее германское право, по-видимому, имело форму народных собраний. [77] Самый ранний засвидетельствованный термин для этих собраний в германском языке — вещь . [с] По словам Тацита, в римский период такие собрания созывались в новолуние или полнолуние и на них принимались важные решения (Тацит, Германия 11–13). [77] Германские собрания функционировали как для принятия важных политических решений (или для легитимизации решений, принятых правителями), так и для функционирования судов. [80] Судя по всему, на первых этапах своего существования в качестве судов собрания не имели председательствующих судей. Скорее, члены коллективно выносили решения, основанные на консенсусе, и действовали скорее как арбитры, чем как суды в современном смысле этого слова. [81]
Собрание находилось под защитой богов, и враждующие стороны могли посещать его, не опасаясь насилия. [82] Использование вещи в качестве эпитета в надписи III века нашей эры, посвященной « Марсу Вингсусу », очевидно, имеющему отношение к германскому богу Тиру , а также перевод римского dies Martii («день Марса », вторник) как дингсдаг («день вещи » , современный немецкий Dienstag ) как вариант тисдага («день Тира»), привел к теории, что вещь находилась под защитой Тира в языческие времена. [83]
В Leges Alamannorum указано, что все свободные люди должны были появиться на народном собрании, но в остальном такое указание отсутствует для франкского периода Меровингов . [84] В более поздние периоды за пределами Скандинавии собрания состояли из важных людей, а не из всего свободного населения. [85] В вестготских законах нет никакого упоминания о народном собрании. [86] в то время как англосаксонские законы и история не содержат свидетельств существования каких-либо общекоролевских народных собраний, а только более мелкие местные или региональные собрания, проводимые под разными названиями. [87]
Царство
[ редактировать ]В германских языках встречается множество различных терминов, означающих короля, в том числе þiudans , truhtin и хитрость . [88] Термины для обозначения германских правителей в римских источниках включают reges («короли»), principes («вожди») и duces («лидеры/герцоги»), однако все эти термины являются иностранными атрибуциями, а не обязательно отражают местную терминологию. [89] Стефани Дик предполагает, что эти термины не используются с какой-либо реальной дифференциацией в римских источниках и все их следует переводить как «лидеры». [90]
Засвидетельствовано, что не у всех германских народов были короли, и разные короли, похоже, имели разные функции и роли. [91] К народам без королей в разное время относились герулы , гепиды и саксы . [92] По мнению Тацита, короли избирались народом из группы подходящих кандидатов, но не имели права командования (Германия, 7). [93] Уолтер Пол утверждает, что власть короля, вероятно, была личной, а не связана напрямую с должностью. [94] Власть королей со временем росла: хотя изначально они, казалось, были в основном военными лидерами, в ходе периода миграции они стали более институциональными и авторитетными правителями. [95]
Ученые спорят о происхождении германского королевства. Тацит проводит различие между «королями» и «герцогами», поскольку короли выбирались из-за их благородства, а герцоги - за их боевое мастерство. Это утверждение использовалось для объяснения того, что германское королевство имело сакральный и военный компоненты, которые позже были объединены. [96] Однако более поздние исследования показали, что сакральное царствование недостаточно засвидетельствовано за пределами гораздо более поздних скандинавских источников, тогда как царствование военного руководства — да. [97] Деннис Ховард Грин выступает за развитие терминологии от «юданов» до «трухтина» и хитрости , что отражает изменение природы германского королевского правления сначала на преимущественно военный институт, а затем на более постоянный, династический институт. [98]
Группа родства
[ редактировать ]В германских языках есть несколько слов, обозначающих кланы или группы родства, в первую очередь родственники древневерхненемецких слов sibba и kunni , встречающиеся в этом значении во всех германских языках. [99] Согласно традиционному пониманию германского права, клан содержал всех кровных родственников и был необходим для защиты и помощи личности. [100] Утверждалось, что отдельные люди не имеют никакого отношения к более крупному племенному государству за пределами клана. [101] Это помогло ему отомстить (см. Вражда ), получить вергильд за тех, кто был убит или ранен (см. Компенсационное правосудие ), и выступило помощником присяги. [100]
Современные ученые признают существование клановых групп как социального фактора среди германских народов, но утверждают, что никогда не существовало организованной, юридически признанной клановой организации, как постулировали более старые ученые. [102] Как германские термины, так и термины, встречающиеся в Законах для обозначения групп родства, недостаточно точны, чтобы указать на то, что кланы существовали как юридические лица: вместо этого группа «отношений», к которым человек мог обращаться, не была фиксированной или стабильной. [103]
Судебные разбирательства
[ редактировать ]Вражда
[ редактировать ]Вражда (в Leges , faida ) [д] относится к форме насильственной самопомощи, при которой потерпевшая сторона пыталась устранить несправедливость, самостоятельно применяя насилие или месть. [105] Немецкие ученые склонны понимать вражду как правовой институт, основанный на свободе личности, отсутствии мощной государственной власти и необходимости разрешения локальных конфликтов, тогда как франкоязычные ученые вместо этого подчеркивают вражду как незаконную деятельность. [106] В то время как римское право не допускало вражды, легы обычно рассматривали любой юридический вопрос как вопрос, который можно было решить в частном порядке. [105]
Хотя некоторые ученые утверждают, что вражда могла возникнуть из-за «вульгарного латинского права», эта вражда широко распространена в Легах и более поздней германской литературе, что делает неримское происхождение вполне очевидным. [107] Однако разные легы делают разные предположения о распрях и дают единую картину того, как они выглядели или действовали. [108] Существование распрей между родственными группами среди ранних германских народов упоминается Тацитом в «Германии» , гл. 12 и 21, включая различные шаги, предпринятые для разрешения конфликта. [109] В постримских варварских королевствах, похоже, наблюдался рост негосударственного насилия и насильственных смертей по мере упадка центральной власти. [110] Различные законы демонстрируют попытки ограничить практику вражды, однако в конечном итоге не предотвратить ее. [111]
Компенсационное правосудие
[ редактировать ]Все законы содержат перечень компенсационных выплат, которые преступник должен выплатить своим жертвам или родственникам жертвы за совершение личного преступления. [113] В западногерманских языках этот платеж известен под термином древневерхненемецкий : buoza , древнеанглийский : bōta . [114] Эта форма юридического примирения была направлена на предотвращение возникновения распрей, предлагая мирный способ положить конец спорам между группами. [115] Кодификацию этих каталогов поощряли короли отдельных германских королевств, которые были заинтересованы в предотвращении кровопролития. Некоторые законы, такие как Lex Salica и Lex Thuringiorum , требуют, чтобы часть компенсации за кражу выплачивалась королю. Позже некоторые короли пытались заменить систему компенсаций другими формами правосудия, такими как смертная казнь. [116]
Стипендия подчеркнула разнообразие компенсаций за различные правонарушения и восприняла это как показатель отсутствия единообразия во всех кодексах. [117] Вместо этого Ноэль Ленски утверждал, что диапазон перечисленных преступлений, связанных с телесными повреждениями, в целом одинаков во всех кодексах и что составы близко отражают друг друга, если рассчитывать в процентах от ценности Вергильда человека, что указывает на общую традицию. [118]
В случае гибели или ранения человека, кражи животного или совершения других правонарушений компенсация называется вергильд . [и] Ученые спорят, был ли вергильд традиционной германской правовой концепцией или же она развилась из римского предшественника . [120] Различные кодексы одинаково распределяют компенсации в зависимости от того, был ли человек полностью свободным, наполовину свободным или порабощенным. Некоторые также проводят различия по статусу среди свободных людей, как в случае с Lex Burgundonum , в то время как Lex Salica не показывает градации среди свободных мужчин. [121] Цены иногда были выше, чем можно было легко заплатить, что могло привести к компромиссу. [122] В других случаях к помощи обвиняемому привлекались социальные сети или церковь давала деньги взаймы, чтобы положить конец вражде. [123] Оплата может осуществляться в натуральной форме, а не в валюте. [122] Когда компенсации не могли быть выплачены, истец имел возможность поработить ответчика. [124]
Судебное испытание
[ редактировать ]Испытание ( judicium Dei «суд Божий») было методом, используемым для того, чтобы заставить Бога раскрыть вину или невиновность человека, обвиняемого в преступлении. Он основывался на идее, что Бог вмешается в мир, чтобы предотвратить осуждение невиновного человека. [125] Подобные практики засвидетельствованы в других культурах по всему миру, в том числе в Кодексе Хаммурапи . [126] Методы, найденные в Законах и более поздних средневековых законах, включали испытание горячей водой, при котором человек опускал руку в кипящий котел, испытание горячим железом, при котором человек носил раскаленное железо, и испытание боем , при котором двое боевиков боролись, чтобы определить вину или невиновность обвиняемой стороны. [127] Самым важным из них было испытание боем. [125]
Общепризнанно германское происхождение испытания боем. [128] Он появляется рано и широко среди многих германских народов. [129] Дусил, Канновский и Шведлер пишут, что это важное различие между германским и римским правом, и выводят его из времени, предшествовавшего контакту германцев с римлянами. [130]
В отличие от испытания боем, ученые спорят о том, были ли испытания огнем и водой вдохновлены христианством или произошли от дохристианской германской традиции. [131] [64] Роберт Бартлетт утверждает, что практика испытания огнем и водой имеет франкское происхождение, а франкское влияние распространило ее по Европе. Он утверждает, что эта практика отсутствует в ранних бургундских, алеманнских, баварских и кентских сводах законов и, следовательно, не может иметь пангерманского происхождения. [132] Вместо этого Хайнц Хольцауэр утверждает, что испытание огнем и водой было распространенным германским, дохристианским методом испытания, который он связывает с жеребьевкой, найденной у Тацита. [133]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Второй ранний список некоторых законов, фрагментарный Edictum Theodorici, либо приписывается остготам в Италии (вероятно, во время правления Теодориха Великого ), либо является еще одним примером вестготского кодекса их короля Теодориха II . [31] [32]
- ^ Этимология неясна, но, вероятно, представляет собой протогерманское * aiwa- , которое, возможно, представляло собой комбинацию двух корней: один связан с санскритским eva (закон), а другой - с латинским aevum eternity. [38]
- ^ Вероятно, связано со «временем» þeihs (от PGmc *þinhaz) и первоначально означало время, в которое собрание было назначено на собрание. [78] В Lex Salica латинизированный народный термин mallus или mallum , от PGmc *maþla- «речь, собрание». и законах, на которые он повлиял, вместо этого для обозначения собрания используется [79]
- ^ Латинская форма происходит от одного из нескольких потомков протогерманского * ga-faih-iþō- , что означает «вражда», «месть». [104]
- ^ Этот термин наиболее часто встречается в древнеанглийском и древневерхненемецком языках. термин mangæld В скандинавских языках используется . Альтернативные термины в Leges включают leudardi , от leod («человек»). [119]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Дилчер 2011 , с. 251.
- ^ Перейти обратно: а б Фрушоне 2010 .
- ^ Перейти обратно: а б Тимпе и Скардигли, 2010 , с. 801.
- ^ Перейти обратно: а б с Дусил, Канновски и Шведлер, 2023 , стр. 78.
- ^ Шумейкер 2018 , стр. 251–252.
- ^ Перейти обратно: а б Калб 2016 .
- ^ Перейти обратно: а б Ваутерс и де Бенито, 2017 , с. 33.
- ^ Дусил, Канновски и Шведлер, 2023 , стр. 78–79.
- ^ Дилчер 2011 , стр. 246–247.
- ^ Шмидт-Виганд 2010a , с. 396.
- ^ Грин 1998 , с. 30.
- ^ Сапожник 2018 , с. 249.
- ^ Дилчер 2011 , стр. 241–242.
- ^ Перейти обратно: а б Шмидт-Виганд 2010а , с. 389.
- ^ Люк 2010 , с. 423.
- ^ Тимпе и Скардигли, 2010 , стр. 790–791.
- ^ Перейти обратно: а б Тимпе и Скардигли, 2010 , с. 811.
- ^ Дилчер 2011 , с. 245.
- ^ Тимпе и Скардигли, 2010 , стр. 798–799.
- ^ Дилчер 2011 , с. 243.
- ^ Тимпе и Скардигли, 2010 , стр. 811–812.
- ^ Люк 2010 , стр. 423–424.
- ^ Ленский 2023 , стр. 357–358.
- ^ Тимпе и Скардигли, 2010 , стр. 800–801.
- ^ Сапожник 2018 , с. 251.
- ^ Дусил, Канновски и Шведлер, 2023 , стр. 79.
- ^ Шмидт-Виганд 2010b , с. 585.
- ^ Дрю 1991 , с. 21–22.
- ^ Перейти обратно: а б Дусил, Канновски и Шведлер, 2023 , стр. 86.
- ^ Перейти обратно: а б Шмидт-Виганд 2010а , с. 392.
- ^ Дрю 1991 , с. 22.
- ^ Перейти обратно: а б Вормальд 2002 , стр. 27.
- ^ Люк 2010 , стр. 425–426.
- ^ Люк 2010 , с. 426.
- ^ Шмидт-Виганд 2010a , с. 393.
- ^ Шмидт-Виганд 2010a , с. 394.
- ^ Люк 2010 , с. 427.
- ^ Шмидт-Виганд 2010d , стр. 70–71.
- ^ Грин 1998 , стр. 31–32.
- ^ Шмидт-Виганд 2010d , с. 70.
- ^ Грин 1998 , стр. 31–34.
- ^ Шмидт-Виганд 2010d , с. 72.
- ^ Люк 2010 , с. 419-420.
- ^ Дусил, Канновски и Шведлер, 2023 , стр. 135–136.
- ^ Шмидт-Виганд 2010a , стр. 394–395.
- ^ Хоппенбауверс 2013 , с. 265.
- ^ Науманн и Шмидт-Виганд 2010 , стр. 535–537.
- ^ Науманн и Шмидт-Виганд 2010 , с. 537.
- ^ Манске 1973 , стр. 537.
- ^ Ольберг 1991 .
- ^ Каррас 2006 , стр. 124.
- ^ Шульце 2010 , с. 480.
- ^ Каррас 2006 , с. 128.
- ^ Шульце 2010 , с. 483.
- ^ Перейти обратно: а б Шульце 2010 , с. 488.
- ^ Бухгольц 2008 , с. 1193.
- ^ Шульце 2010 , с. 481.
- ^ Каррас 2006 , стр. 124, 127–130, 139–140.
- ^ Шуман 2008a , стр. 1807–1809.
- ^ Шуман 2008b , стр. 1695–1696.
- ^ Springer & Steuer 2010 , стр. 997–999.
- ^ Springer & Steuer 2010 , с. 995-997.
- ^ Springer & Steuer 2010 , стр. 999.
- ^ Перейти обратно: а б с д Пол 2016 .
- ^ Springer & Steuer 2010 , с. 1001.
- ^ Гетц 2002 , с. 5.
- ^ Гетц 2002 , с. 3.
- ^ Вормальд 2002 , с. 21.
- ^ Шмидт-Виганд 2010b , стр. 1171–1173.
- ^ Вормальд 2002 , с. 22.
- ^ Хоппенбауверс 2013 , с. 266.
- ^ Ленский 2023 , стр. 359–360.
- ^ Вормальд 2002 , стр. 24–28.
- ^ Вормальд 2002 , стр. 31–32.
- ^ Хоппенбауверс 2013 , стр. 263–264.
- ^ Бек и Венскус 2010 , с. 887.
- ^ Перейти обратно: а б Хардт 2010 , стр. 1177.
- ^ Beck & Wenskus 2010 , стр. 886.
- ^ Шмидт-Виганд 2010b , стр. 381–382.
- ^ Beck & Wenskus 2010 , стр. 900–901.
- ^ Дусил, Канновски и Шведлер, 2023 , стр. 131–133.
- ^ Дусил, Канновски и Шведлер 2023 , стр. 131.
- ^ Грин 1998 , стр. 34–35.
- ^ Хардт 2010 , стр. 1178.
- ^ Хардт 2010 , стр. 1179.
- ^ Дрю 1991 , с. 23.
- ^ Бек и Венскус 2010 , с. 896.
- ^ Seebold & Schneider 2010 , стр. 204–205.
- ^ Seebold & Schneider 2010 , стр. 206–207.
- ^ Дик 2008 , с. 211.
- ^ Пол 2004 , с. 65.
- ^ Грин 1998 , с. 121.
- ^ Грин 1998 , стр. 121–122.
- ^ Пол 2004 , с. 68.
- ^ Дик 2008 , стр. 211–214.
- ^ Seebold & Schneider 2010 , с. 207.
- ^ Пол 2004 , стр. 67–68.
- ^ Грин 1998 , стр. 134–139.
- ^ Грин 1998 , стр. 59, 62.
- ^ Перейти обратно: а б Тимпе и Скардигли, 2010 , с. 791.
- ^ Саар и Штраух 2010 , с. 947.
- ^ Саар и Штраух 2010 , стр. 948–949.
- ^ Саар и Штраух 2010 , стр. 950–953.
- ^ Мейнеке и Кауфманн 2010 , с. 560–563.
- ^ Перейти обратно: а б Сапожник 2018 , с. 253.
- ^ Дусил, Канновски и Шведлер 2023 , стр. 135.
- ^ Вормальд 2002 , с. 30.
- ^ Мейнеке и Кауфманн 2010 , с. 569 .
- ^ Мейнеке и Кауфманн 2010 , с. 564–565.
- ^ Дусил, Канновски и Шведлер, 2023 , стр. 130–131.
- ^ Мейнеке и Кауфманн 2010 , с. 567–570.
- ^ Эсдерс 2021 , с. 1.
- ^ Кёрнтген 2010 , с. 359.
- ^ Шмидт-Виганд 2010e , с. 917.
- ^ Бек 2010 , с. 215.
- ^ Кёрнтген 2010 , стр. 459–460.
- ^ Вормальд 2002 .
- ^ Ленский 2023 , стр. 384–400.
- ^ Шмидт-Виганд 2010e , стр. 914–915.
- ^ Шмидт-Виганд 2010e , стр. 922–923.
- ^ Шмидт-Виганд 2010e , с. 915–917.
- ^ Перейти обратно: а б Шмидт-Виганд 2010e , стр. 917–918.
- ^ Эсдерс 2021 , стр. 1–2.
- ^ Ленский 2022 , стр. 262–265.
- ^ Перейти обратно: а б Теленок 2016а .
- ^ Бартлетт 1986 , с. 2.
- ^ Хольцхауэр и Пеш 2010 , стр. 301–304.
- ^ Хольцхауэр и Пеш 2010 , стр. 299–300.
- ^ Бартлетт 1986 , с. 103.
- ^ Дусил, Канновски и Шведлер, 2023 , стр. 140–141.
- ^ Хольцхауэр и Пеш 2010 , с. 298.
- ^ Бартлетт 1986 , стр. 5–7.
- ^ Хольцхауэр и Пеш 2010 , стр. 298–299.
Источники
[ редактировать ]- Бартлетт, Роберт (1986). Испытание огнем и водой: средневековое судебное испытание . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780198219736 .
- Бек, Генрих (2010) [2005]. «Искупление» . Германская античность онлайн .
- Бек, Генрих; Венскус, Рейнхард; и др. (2010) [1984]. "вещь" . Германская античность онлайн .
- Бухгольц, Стефан (2008). "До". Краткий словарь по истории немецкого права . Том 1 (2-е изд.). стр. 1192–1213.
- Дик, Стефани (2008). Миф о «германском» королевстве: Исследования по организации правления у германоязычных варваров до начала периода миграции . Настоящий лексикон германской древности - дополнительные тома. Том 60. де Грютер. дои : 10.1515/9783110209976 . ISBN 978-3-11-020034-8 .
- Дилчер, Герхард (2011). «Германское право». Краткий словарь по истории немецкого права . Том 2 (2-е изд.). стр. 241–252.
- Дрю, Кэтрин Фишер (1991). Законы салийских франков . Издательство Пенсильванского университета. дои : 10.9783/9780812200508 . ISBN 978-0-8122-8256-6 .
- Дусил, Стефан; Канновски, Бернд; Шведлер, Джеральд (2023). «Глава 2 Раннее средневековье (500–1100 гг.)». В Масферрере, Анисето; ван Ри, Швейцария; Донлан, Шон; Хестерс, Корнелис (ред.). Спутник западных юридических традиций: от античности до двадцатого века . Брилл. стр. 77–160. дои : 10.1163/9789004687257_004 .
- Эсдерс, Стефан (2021). «Глава 1 Вергильд и денежная логика разрешения конфликтов в раннем средневековье». В Боте, Лукас; Эсдерс, Стефан; Ниждам, Хан (ред.). Вергельд, «Компенсация и покаяние: денежная логика разрешения конфликтов в раннем средневековье» . стр. 1–37. дои : 10.1163/9789004466128_002 .
- Фрушоне, Даниэла (2010). «О «германском» » . Героический век: журнал средневековой Северо-Западной Европы . 14 .
- Гетц, Ханс-Вернер (2002). "Введение". У Гетца, Ганс-Вернер; Ярнут, Йорг; Пол, Уолтер (ред.). Регна и роды: отношения между позднеантичными и раннесредневековыми народами и королевствами в трансформации римского мира . Брилл. стр. 1–11. дои : 10.1163/9789047404255_004 . ISBN 978-90-474-0425-5 .
- Грин, Деннис Х. (1998). Язык и история в раннегерманском мире (изд. 2001 г.). Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-79423-7 .
- Хардт, Матиас (2010) [2006]. «Народное собрание» . Германская античность онлайн .
- Хольцхауэр, Хайнц; Пеш, Александра (2010) [2002]. «Ордал» . Германская античность онлайн .
- Хоппенбауверс, П. (2013). «Leges Nationum и этническая личность права в империи Карла Великого» В Дуиндаме, Джером; Харрис, Джилл Диана; Хамфресс, Кэролайн; Нимрод, Гурвиц (ред.). Закон и империя: идеи, практика, действующие лица . Брилл. стр. 100-1 251–274. дои : 10.1163/9789004249516_013 . ISBN 978-90-04-24529-7 .
- Калб, Герберт (2016). «Немецкое право». В Мелвилле, Герт (ред.). Интернет-энциклопедия средневековья Брилла . Брилл. дои : 10.1163/2213-2139_bema_SIM_033749 .
- Калб, Герберт (2016a). «Судебный процесс». В Мелвилле, Герт (ред.). Интернет-энциклопедия средневековья Брилла . Брилл. дои : 10.1163/2213-2139_bema_SIM_033745 .
- Каррас, Рут Мазо (2006). «История брака и миф о Фриделе». Раннесредневековая Европа . 14 (2): 119–152. дои : 10.1111/j.1468-0254.2006.00177.x . S2CID 162024433 .
- Кёрнтген, Людгер (2010) [2000]. «Композиционные системы» . Германская античность онлайн .
- Ленски, Ноэль (2022). «Рабство у вестготов». Ин де Вет, Крис; Калос, Майджастина; Вуоланто, Вилле (ред.). Рабство в позднеантичном мире, 200-700 гг. н. э . Издательство Кембриджского университета. стр. 251–280. дои : 10.1017/9781108568159.014 . ISBN 978-1-108-56815-9 .
- Ленски, Ноэль (2023). «Право и язык в римской и германской традициях: исследование Liber Iudiciorum 6.4.3 и идея инурии в вестготском праве» . В Лоренци, Карло; Наварра, Мария Луиза (ред.). Труды Константиновской романистической академии, том. XXV, Построение позднеантичного юридического текста . Издательство ali&no. стр. 355–427.
- Люк, Хайнер (2010) [2003]. "Верно" . Германская античность онлайн . стр. 418–447.
- Мюнске, Хорст Хайдер (1973). Дюршайд, Криста; Гардт, Андреас; Зондереггер, Стефан; Райхманн, Оскар (ред.). Германская юридическая лексика в области правонарушений; филологические и лингвогеографические исследования . Берлин, Нью-Йорк: де Грюйтер. дои : 10.1515/9783110829488 . ISBN 978-3-11-082948-8 .
- Мейнеке, Экард; Кауфманн, Эккехард (2010) [1994]. «Вражда» . Германская античность онлайн .
- Науманн, Ганс Петер; Шмидт-Виганд, Рут (2010) [2003]. «Юридический язык». Германская античность онлайн .
- Пол, Уолтер (2004). Германцы (2-е изд.). Издательство Р. Ольденбурга. ISBN 3-486-56755-1 .
- Пол, Уолтер (2016). «Языковые системы». Интернет-энциклопедия средневековья Брилла . Брилл. дои : 10.1163/2213-2139_bema_SIM_033730 .
- Саар, Стефан Кристиан; Штраух, Дитер (2010) [2005]. «Клан» . Германская античность онлайн . де Грюйтер.
- Шмидт-Виганд, Рут (2010a) [2001]. «Легес» . Германская античность онлайн . стр. 419–447.
- Шмидт-Виганд, Рут (2010b) [2003]. «Права народа» . Германская античность онлайн .
- Шмидт-Виганд, Рут (2010d) [1994]. «Эва» . Германская античность онлайн .
- Шмидт-Виганд, Рут (2010e) [2006]. «Вергельд» . Германская античность онлайн .
- Шульце, Райнер (2010) [1986]. «Закон о браке» . Германская античность онлайн . стр. 961–999.
- Шуман, Ева (2008a). «Мирный брак». Краткий словарь по истории немецкого права . Том 1 (2-е изд.). стр. 1805–1807.
- Шуман, Ева (2008b). «Кубши, наложница». Краткий словарь по истории немецкого права . Том 1 (2-е изд.). стр. 1695–1697.
- Зеебольд, Эльмар; Шнайдер, Рейнхард (2010) [2000]. «Король и королевская семья» . Германская античность онлайн . де Грюйтер.
- Шумейкер, Карл (2018). «Германское право» . В Хейкки Пихлаямяки; Маркус Д. Даббер; Марк Годфри (ред.). Оксфордский справочник по истории европейского права . Издательство Оксфордского университета. стр. 249–263. doi : 10.1093/oxfordhb/9780198785521.013.11 . ISBN 978-0-19-878552-1 .
- Спрингер, Матиас; Штойер, Хайко (2010) [2005]. «Племя и государство» . Германская античность онлайн . де Грюйтер.
- Тимпе, Дитер; Скардигли, Барбара; и др. (2010) [1998]. «Германские народы, Германия, германская древность» . Германская античность онлайн . стр. 363–876.
- Ольберг, Г. (1991). Названия социальных классов, классов и групп в Leges Barbarorum . Берлин, Нью-Йорк: де Грюйтер. дои : 10.1515/9783110850062 . ISBN 978-3-11-085006-2 .
- Воутерс, Барт; де Бенито, Марко (2017). «Глава 2: Раннее средневековье». История права в Европе: Введение . Элгар. стр. 31–43. doi : 10.4337/9781786430762 (неактивен 10 апреля 2024 г.).
{{cite book}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на апрель 2024 г. ( ссылка ) - Вормальд, К. Патрик (2002). «The 'leges barbarorum': право и этническая принадлежность на постримском Западе». У Гетца, Ганс-Вернер; Ярнут, Ян; Пол, Уолтер (ред.). Регна и роды. Взаимоотношения позднеантичных и раннесредневековых народов и королевств в преобразовании римского мира . Лейден: Брилл. стр. 21–53. дои : 10.1163/9789047404255_006 . ISBN 978-90-474-0425-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Римские законы варваров
- Проект Вольтерра в UCL
- Информация о leges Barbarorum и соответствующей рукописной традиции на Bibliotheca legum regni Francorum рукописи веб-сайте , базе данных по текстам светского права Каролингов (Карл Убл, Кельнский университет, Германия, 2012).