Скандинавские похороны
Скандинавские похороны или погребальные обычаи северогерманских эпохи викингов исландские норманнов (раннесредневековых скандинавов) известны как из археологии, так и из исторических источников, таких как саги и древнескандинавская поэзия .
По всей Скандинавии сохранилось множество курганов в честь королей и вождей викингов , а также рунические камни и другие памятники. Некоторые из наиболее известных из них находятся на курганном кладбище Борре в Норвегии , в Бирке в Швеции , а также в Линдхольм-Хойе и Еллинге в Дании .
Видной традицией является корабельное захоронение , когда умершего клали в лодку или каменный корабль и приносили погребальные приношения в соответствии с его земным статусом и профессией, иногда включая принесение в жертву рабов . После этого поверх останков обычно клали груды камня и земли, чтобы создать курган. Дополнительные практики включали жертвоприношение или кремацию, но наиболее распространенным было хоронить усопших с вещами, которые обозначали их социальный статус.
Погребальный инвентарь
[ редактировать ]Было принято оставлять подарки умершему. И мужчины, и женщины получали погребальный инвентарь , даже если труп нужно было сжечь на костре. Северянина также могли похоронить с любимым человеком или домашним рабом , или кремировать вместе на погребальном костре . Количество и стоимость товара зависели от того, из какой социальной группы происходил умерший. [1] Было важно правильно хоронить умершего, чтобы он мог присоединиться к загробной жизни с тем же социальным положением, которое он имел при жизни, и не стать бездомной душой, которая вечно скитается. Погребальный инвентарь должен был быть подвергнут тому же обращению, что и тело, если он должен был сопровождать умершего в загробную жизнь. Если человека приносили в жертву, то необходимо было сжечь и погребальный инвентарь, а если предстояло хоронить умершего, то предметы хоронили вместе с ним. [2]
Обычная могила раба, вероятно, представляла собой не что иное, как яму в земле. [1] Вероятно, его похоронили таким образом, чтобы гарантировать, что он не вернется, чтобы преследовать своих хозяев, и что он сможет быть полезен своим хозяевам после их смерти. Рабов иногда приносили в жертву, чтобы они были полезны в следующей жизни. [2] Свободному человеку обычно давали оружие и снаряжение для верховой езды. Ремесленник, например кузнец, мог получить весь свой набор инструментов. Женщин снабжали украшениями, а зачастую и инструментами для женской и бытовой деятельности. Самым роскошным похороном викингов, обнаруженным на данный момент, является захоронение на корабле Осеберг , где похоронена женщина (вероятно, королева или жрица), жившая в 9 веке. [3] Этот инвентарь не только символизировал статус, но и представлял собой ключевые моменты или успехи в жизни человека. Определенное количество оружия, такого как стрелы, могло указывать на степень военного мастерства. [4]
Некоторые исследователи также предполагают, что погребальный инвентарь выполнял практическую социальную функцию в обществе викингов. В отсутствие жестких обычаев наследования или развитых финансовых рынков захоронение погребального инвентаря могло служить смягчению потенциальных внутрисемейных наследственных конфликтов. Было предложено объяснить преобладание неликвидных активов в захоронениях викингов, а также региональные различия в содержимом могил. [5]
Объем погребального инвентаря у всех германских племен был разным, что указывает на адаптируемость германских погребальных практик, поскольку они находились под влиянием этих новых культур. Хотя некоторые факторы, такие как орнаменты на тему животных среди украшений и реликвий, оставались универсальными для всех германских племен, некоторые предметы различались из-за различных культурных влияний, распространенным примером является интеграция христианской иконографии, такой как кресты, в ювелирные изделия. [6]
Погребальные памятники
[ редактировать ]Похороны викингов могли потребовать значительных затрат, но курган и погребальный инвентарь не считались потраченными впустую. Курган не только был данью уважения умершему, но и оставался памятником социального положения потомков. Особо могущественные скандинавские кланы могли продемонстрировать свою позицию посредством монументальных могильных полей . Кладбище кургана Борре в Вестфолде , например, связано с династией Инглингов , и на нем были большие курганы , в которых находились каменные корабли . [7]
Еллинг в Дании — крупнейший королевский памятник эпохи викингов, он был построен Харальдом Блютусом в память о его родителях Горме и Тайре , а также в честь себя самого. Это был лишь один из двух больших курганов, содержащих камерную гробницу , но оба кургана, церковь и два камня Еллинга свидетельствуют о том, насколько важно было ритуально отмечать смерть в языческую эпоху и в ранние христианские времена. [7]
В трех местах Скандинавии есть большие могильные поля , которые использовались всей общиной: Бирка в Меларене , Хедебю в Шлезвиге и Линдхольм Хойе в Ольборге . [7] Могилы в Линдхольм-Хойе сильно различаются как по форме, так и по размеру. Есть каменные корабли и могилы треугольной, четырехугольной и круглой формы. Такие могильные поля использовались на протяжении многих поколений и принадлежат поселениям деревенского типа. [8]
Ритуалы
[ редактировать ]Ритуальные практики северогерманских племен были невероятно гибкими, поскольку они адаптировались в ответ на временные, культурные и религиозные влияния. Хотя следы языческих погребальных практик оставались общей нитью, многие из этих практик со временем менялись в разных регионах, особенно после того, как христианство начало быстро влиять на северогерманское население. [9] Недавние открытия на месте захоронения в Карлайле в Соединенном Королевстве демонстрируют гибридное захоронение между языческими и христианскими традициями, демонстрируя сдвиг в ритуальной практике по мере того, как скандинавы начали медленно ассимилироваться в этих новых регионах. [9]
Смерть всегда была критическим моментом для скорбящих, и, следовательно, смерть окружена правилами, похожими на табу. [8] Семейную жизнь необходимо реорганизовать, и чтобы освоить такие переходы, люди прибегают к обрядам. [8] Церемонии представляют собой переходные обряды, которые призваны дать умершему покой в его или ее новой ситуации и в то же время дают силы скорбящему продолжать свою жизнь. [8]
Несмотря на воинственные обычаи скандинавов, вокруг смерти и того, что к ней принадлежало, присутствовал элемент страха. Скандинавский фольклор включает в себя духов мертвых и нежить, таких как ревенанты и драугры . Предполагаемое появление одного из этих существ покойного было пугающим и зловещим и обычно интерпретировалось как знак того, что умрут еще несколько членов семьи. Саги рассказывают о решительных мерах предосторожности, принятых после появления призрака. Умерший должен был умереть заново; труп можно было проткнуть колом или отрезать ему голову, чтобы помешать умершему вернуться к живым. [10]
Другие ритуалы включали подготовку трупа. Снорри Стурлусон в «Прозаической Эдде» упоминает погребальный обряд, включающий стрижку ногтей. [11] чтобы необрезанные гвозди из мертвых не оказались доступны для завершения строительства Нагльфара , корабля, используемого для перевозки армии йотнаров в Рагнарек . [12]
Некоторые ритуалы демонстрировали тяжелую театральность, прославляя жертвоприношений как актеров в более широком повествовании о похоронах. Похоронный ритуал мог растянуться на несколько дней, чтобы уложиться в время, необходимое для завершения могилы. Эти практики могут включать длительные пиршества и питье, музыку, песни и песнопения, визионерские переживания, жертвоприношения людей и животных. [13] По свидетельствам очевидцев, женщины играли ключевую роль в этих ритуальных практиках, выступая чуть ли не распорядителями похорон. [13] Эти похоронные ритуалы в стиле перформанса, как правило, происходили в одних и тех же местах, чтобы создать для сообщества пространственную ассоциацию ритуальной практики с землей. Такие места, как озера, поляны или даже вокруг больших деревьев, могли служить центральным местом проведения этих ритуалов. [4] В конечном счете, похороны не были просто единичным актом захоронения одного человека. Масштабы этой практики, как правило, выходили за рамки захоронения только одного человека. [14]
Корабельные захоронения
[ редактировать ]Захоронение корабля было похоронной практикой, традиционно предназначенной для людей высокой чести. Эта практика включает в себя захоронение человека на корабле с использованием корабля для содержания мертвых и их погребального инвентаря. Этот погребальный инвентарь отличался декоративным орнаментом, который намного превосходил экстравагантность традиционных погребений. Кроме того, останки животных, таких как волы или лошади, как правило, хоронили внутри корабля. [15] Корабельные захоронения также могут включать в себя захоронение умершего в земле, а затем на вершине могилы, размещение камней в форме корабля или рунический камень, помещенный на могилу с кораблем, или сцену с вырезанным в камне кораблем.
Корабли, как правило, были кораблями для удовольствия, а не кораблями, используемыми для путешествий или атак. Некоторые корабли потенциально были зафрахтованы ради захоронения, особенно если учесть, что они были спроектированы без некоторых необходимых функций, таких как сиденья. [15]
Рассказ Ибн Фадлана
[ редактировать ]десятого века Арабский мусульманский писатель Ахмад ибн Фадлан описал похороны у реки Волги вождя, которого он идентифицировал как принадлежавшего к людям, которых он называл Русийя . Ученые обычно интерпретируют этих людей как скандинавских русов на Волжском торговом пути от Балтийского до Черного морей, хотя были предложены и другие теории. [16] Они также могли впитать влияние других культур, особенно если они проживали на протяжении нескольких поколений. [17]
Ученые сходятся во мнении, что некоторые элементы похорон соответствуют особенностям похорон, характерных для северогерманских племен. [17] особенно то, что это корабельное захоронение . Однако некоторые особенности вообще не имеют аналогов в Скандинавии, например, использование базилика , который вряд ли был доступен в Скандинавии, в то время как некоторые особенности имеют параллели в Скандинавии, но также имеют более широкие параллели среди тюркоязычных народов , среди которых события, описанные Ибн Фадланом, имели место, поэтому они не обязательно отражают скандинавскую культуру. Таким образом, рассказ Ибн Фадлана напоминает деталь древнескандинавского Völsa þáttr , где двое норвежских мужчин-язычников поднимают хозяйку дома через дверной косяк, чтобы помочь ей попытаться вернуть священный конский пенис, брошенный ее собаке. [18] но среди тюркских народов существуют и другие параллели. [19]
Таким образом, некоторые недавние исследователи стремились максимально усилить предположение, что Ибн Фадлан информирует нас о практике в Скандинавии десятого века. [20] [21] [22] в то время как другие работы имели тенденцию сводить его к минимуму. [23] [24]
Краткое содержание
[ редактировать ]Ибн Фадлан сообщает также, что он наблюдал за захоронениями людей невысокого статуса и богатства. Он говорит, что когда умирает бедняк, его кремируют в маленькой лодке, построенной его товарищами. Когда раб умирает, его тело пожирают собаки и падальщики. Когда грабитель или вор умирает, его тело вешают на дерево и оставляют там до тех пор, пока ветер и дождь не растерзают его. [25]
Затем он дает подробный отчет о захоронении великого человека, свидетелем которого он был. В таком случае Ибн Фадлан говорит, что треть его богатства унаследована его семьей, треть платит за похоронную одежду, а треть платит за набид (алкогольный напиток), который нужно выпить при кремации. [26] [21]
Мертвого вождя положили во временную могилу с набидом , фруктами и барабаном, которую накрывали десять дней, пока ему не сшили новую одежду. Ибн Фадлан говорит, что семья умершего попросила его рабынь и молодых рабов добровольно умереть вместе с ним; «обычно это рабыни предлагают умереть». [27] Женщина вызвалась добровольцем, и ее постоянно сопровождали две рабыни, дочери Ангела Смерти, ей давали большое количество опьяняющих напитков, пока она радостно пела. Когда пришло время кремации, его лодку вытащили из реки на берег и поставили на деревянную платформу. [28] [21]
Для мертвого вождя на корабле устроили богато обставленную постель. После этого старуха, которую называли «Ангелом смерти», положила подушки на кровать. Затем они извлекли из земли вождя и облачили его в новую одежду. Вождь сидел на своей кровати, а вокруг него были набид , фрукты, базилик, хлеб, мясо и лук. [29] [21]
Затем они разрезали собаку пополам, бросили половинки в лодку, а оружие мужчины положили рядом с ним. Они заставили двух лошадей вспотеть, разрезали их на куски и бросили мясо в корабль. Наконец они убили двух коров, курицу и петуха и сделали с ними то же самое. [29] [21]
Тем временем рабыня ходила от одной палатки к другой и вступала в половую связь с хозяином каждой. Каждый мужчина говорил ей: «Скажи своему хозяину, что я сделал это исключительно из любви к тебе». [16] Днем они перенесли рабыню к чему-то похожему на дверной косяк, где мужчины трижды подняли ее на ладони. Каждый раз девочка рассказывала им, что видела. В первый раз она увидела своих отца и мать, во второй раз — всех своих умерших родственников, а в третий раз — своего хозяина в Раю. Там было зелено и красиво, и вместе с ним она видела мужчин и молодых людей. Она увидела, что ее хозяин поманил ее. Затем ей принесли курицу, которую она обезглавила и которую затем бросили в лодку. [30] [21]
После этого рабыню увезли на корабль. Она сняла браслеты и отдала их старухе. После этого она сняла браслеты и отдала их двум дочерям старухи. Тогда ее взяли на борт корабля, но не пустили в палатку, где лежал мертвый атаман. Девушка получила несколько сосудов с хмельными напитками и запела, прежде чем старуха уговорила ее войти в палатку. «Я видел, что девушка не знала, что делает», — отмечает Ибн Фадлан. [31] [21]
Тогда старуха затащила девушку в палатку, а мужчины начали бить палками по щитам, чтобы не было слышно ее криков. Шестеро мужчин вошли в шатер, чтобы совокупиться с девушкой, после чего положили ее на постель хозяина рядом с ним. Двое мужчин схватили ее за руки, двое мужчин — за запястья. Ангел смерти обвил веревку ей на шею, и пока двое мужчин тянули веревку, старуха ударила девушку ножом между ребер. [32] [21]
После этого ближайший родственник погибшего вождя мужского пола шел задом наперед, обнаженный, прикрывая анус одной рукой, а другой - кусок горящего дерева, и поджигал корабль, после чего другие люди подбрасывали в огонь дрова. Информатор объяснил Ибн Фадлану, что огонь ускоряет прибытие мертвеца в рай, в отличие от исламской практики погребения. [33] [21]
После этого над пеплом построили круглый курган, а в центре кургана поставили березовый столб, на котором вырезали имена умершего вождя и его царя. Затем они ушли. [34] [35]
Интерпретация
[ редактировать ]Считалось, что сексуальные обряды с рабыней символизируют ее роль сосуда для передачи жизненной силы мертвому вождю. [36] Хотя научный консенсус [ кем? ] предполагает, что рабыня чувствовала бы себя счастливой и привилегированной, занимаясь сексом со многими людьми, прежде чем ее убили [ нужна ссылка ] , недавние исследования показали, что вместо этого нам следует рассматривать это как описание изнасилования и «жестокого удушения». [37]
Было высказано предположение, что, употребляя одурманивающие напитки, скорбящие думали ввести рабыню в экстатический транс, который сделал ее экстрасенсом, и что посредством символического действия с дверным косяком она затем заглянет в царство мертвых. [38]
Человеческие жертвы
[ редактировать ]Траллов можно было приносить в жертву во время похорон, чтобы они могли служить своему хозяину в загробном мире. [2] Sigurðarkviða hin skamma содержит несколько строф, в которых Валькирия Брюнхильд дает инструкции о количестве рабов, которые должны быть принесены в жертву на похоронах героя Сигурда , и о том, как их тела должны были быть расположены на костре, как в следующей строфе:
Потому что цыплята следуют |
Иногда в эпоху викингов на похоронах мужа приносили в жертву вдову. [ нужна ссылка ]
Кремация
[ редактировать ]Труп и погребальные приношения обычно сжигали на костре . Остались лишь некоторые сгоревшие фрагменты металла, костей животных и людей. Костер был построен так, чтобы сделать столб дыма как можно более массивным, чтобы вознести умершего в загробную жизнь. [41] Символика описана в саге об Инглингах : [42]
Таким образом, он ( Один ) установил законом, что все мертвецы должны быть сожжены, а их вещи положены вместе с ними в кучу, а пепел выброшен в море или закопан в землю. Таким образом, сказал он, каждый придет в Валгаллу с богатствами, которые он имел при себе в куче; и он также будет наслаждаться тем, что сам закопал в землю. В память о влиятельных людях следует воздвигнуть курган, а всем другим воинам, прославившимся мужественностью, — стоячий камень; этот обычай сохранялся еще долго после времен Одина.
Похоронный эль и передача наследства
[ редактировать ]На седьмой день после смерти человека люди праздновали сяунд (слово одновременно обозначающее погребальный эль и пир, поскольку оно предполагало ритуальное питье ). Похоронный эль был способом социального разграничения случая смерти. Только выпив погребальный эль, наследники могли по праву претендовать на свое наследство. [8] Если умершим была вдова или хозяин усадьбы, законный наследник мог занять высокое место и тем самым обозначить смену власти. [10]
Несколько крупных рунических камней в Скандинавии сообщают о наследстве. [10] например, камень Хиллерсйо , который объясняет, как женщина унаследовала имущество не только своих детей, но и внуков. [43] и Рунный камень Хёгби , в котором рассказывается, что девушка была единственной наследницей после смерти всех ее дядей. [44] Это важные патентные документы того времени, когда юридические решения еще не были оформлены на бумаге. Одна из интерпретаций Рунного камня Мелодии из Эстфолда предполагает, что длинная руническая надпись посвящена погребальному элю в честь хозяина дома и объявляет трех дочерей законными наследницами. Он датирован V веком и, следовательно, является старейшим юридическим документом Скандинавии, в котором рассматривается право женщины на наследование. [10]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Стайнсланд и Соренсен 1998 , стр. 84.
- ^ Перейти обратно: а б с Фриберг 2000 , Б. Греслунд, «Старая Уппсала в период миграции», стр. 11.
- ^ Steinsland & Sørensen 1998 , стр. 84–85.
- ^ Перейти обратно: а б Андрен, Андерс (2005). «За «язычеством»: археологические исследования древнескандинавской религии». Шотландский археологический журнал . 27 (2): 110. doi : 10.3366/saj.2005.27.2.105 . JSTOR 27917543 .
- ^ Харрис, Колин; Кайзер, Адам (11 января 2021 г.). «Схоронение топора» . Обзор политической экономии . 130 (6): 1025–1044. дои : 10.3917/redp.306.0183 . ISSN 0373-2630 .
- ^ Армит, Ян (1996). «Викинги». Археология Ская и Западных островов . Издательство Эдинбургского университета. п. 195. ИСБН 978-0748608584 .
- ^ Перейти обратно: а б с Стайнсланд и Соренсен 1998 , стр. 85.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Стайнсланд и Соренсен 1998 , стр. 86.
- ^ Перейти обратно: а б Патерсон, Кэролайн (2017). «Повесть о двух кладбищах: захоронения викингов в Камвиттоне и Карлайле, Камбрия». В Кембридже Эрик; Хоукс, Джейн (ред.). Пересекая границы: междисциплинарные подходы к искусству, материальной культуре, языку и литературе мира раннего средневековья . Оксфорд / Филадельфия: Oxbow Books. ISBN 978-1785703089 . JSTOR j.ctt1s47569.24 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Стайнсланд и Соренсен 1998 , стр. 87.
- ^ Краппе 2003 , стр. 327–328.
- ^ Андерсон 1891 , Снорри Стурлусон, «Младшая Эдда, также называемая Эддой Снорре или Прозаической Эддой», стр. 417–418.
- ^ Перейти обратно: а б Прайс, Нил (2014). «Девять шагов от Хель: время и движение в древнескандинавском ритуальном исполнении». Мировая археология . 46 (2): 179. дои : 10.1080/00438243.2014.883938 . S2CID 162392671 .
- ^ Цена 2014 , с. 184.
- ^ Перейти обратно: а б Сьёвольд, Торлейф (1958). «Королевские похороны викингов». Археология . 11 (3): 191–192. JSTOR 41663599 .
- ^ Перейти обратно: а б Монтгомери 2000 .
- ^ Перейти обратно: а б Винрот 2016 , стр. 94–95.
- ^ Харрисон и Свенссон 2007 , стр. 57 и далее.
- ^ Храундаль 2014 , стр. 86–87.
- ^ Харрисон и Свенссон 2007 , с. 79.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Steinsland & Sørensen 1998 , стр. 88–90.
- ^ Прайс, Нил (2010). «Переход в поэзию: погребальная драма эпохи викингов и истоки скандинавской мифологии». Средневековая археология . 54 (1): 123–156 [132–133]. дои : 10.1179/174581710X12790370815779 . S2CID 161370438 .
- ^ Храундаль 2014 , стр. 80–91.
- ^ Монтгомери, Джеймс Э. (2010). «Викинги и русы в арабских источниках». В Сулеймане, Ясир (ред.). Живая исламская история . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. стр. 151–165 [157–161].
- ^ Фадлан, Ахмад Ибн; Фрай, Ричард Н. (пер.) (2005). Путешествие Ибн Фадлана в Россию: путешественник десятого века из Багдада до реки Волги . Принстон, Нью-Джерси: Маркус Винер. стр. 63–71. ISBN 978-1558763661 .
- ^ Ибн Фадлан 2012 , с. 49.
- ^ Ибн Фадлан 2012 , с. 50.
- ^ Ибн Фадлан 2012 , стр. 49–52.
- ^ Перейти обратно: а б Ибн Фадлан 2012 , с. 51.
- ^ Ибн Фадлан 2012 , стр. 51–52.
- ^ Ибн Фадлан 2012 , стр. 52–53.
- ^ Ибн Фадлан 2012 , с. 53.
- ^ Ибн Фадлан 2012 , стр. 53–54.
- ^ Steinsland & Sørensen 1998 , стр. 88 и далее.
- ^ Ибн Фадлан 2012 , с. 54.
- ^ Стейнсланд и Соренсен 1998 , стр. 89.
- ^ Храундаль 2014 , стр. 83–84.
- ^ Стейнсланд и Соренсен 1998 , стр. 90.
- ^ Сигурдарквида в стыде
- ^ Беллоуз 1936 , с. 441.
- ^ Фриберг 2000 , Б. Греслунд, «Старая Уппсала в период миграции», стр. 12.
- ^ «Сага об Инглингах» . Библиотека средневековой и классической литературы . Проверено 12 апреля 2018 г.
- ^ Харрисон и Свенссон 2007 , с. 178.
- ^ Ларссон 2002 , стр. 141.
Источники
[ редактировать ]- Андерсон, Расмус Бьорн (1891). Скандинавская мифология, или религия наших предков: содержащая все мифы Эдд . Чикаго, Иллинойс: SC Griggs and Company. ISBN 978-1428641846 .
- Беллоуз, Генри Адамс (1936). Поэтическая Эдда . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.
- Фриберг, Гуннель (2000). Миф, мощь и человек: десять очерков о старой Уппсале . Стокгольм: Национальное управление древностей. ISBN 978-9172091900 .
- Харрисон, Дик; Свенссон, Кристина (2007). Жизнь викингов (на шведском языке). Стокгольм: Природа и культура . ISBN 978-9127357259 .
- Храундаль, Торир Йонссон (2014). «Новые взгляды на восточных викингов/Русь в арабских источниках». Викинги и средневековая Скандинавия . 10 : 65–97. дои : 10.1484/J.VMS.5.105213 .
- Ибн Фадлан (2012). Ибн Фадлан и Страна Тьмы: арабские путешественники на Крайнем Севере . Перевод Пола Лунде; Кэролайн Стоун. Лондон: Пингвин. ISBN 978-0141975047 .
- Краппе, Александр Хаггерти (2003) [1930]. Наука фольклора . Издательство Кессинджер. ISBN 978-0766158139 .
- Ларссон, Матс Г. (2002). Королевство богов: открытия к единству Швеции (на шведском языке). Стокгольм: Атлантида. ISBN 978-9174866414 .
- Монтгомери, Джеймс Э. (2000). «Ибн Фадлан и Русия» . Журнал арабских и исламских исследований . 3 .
- Стейнсланд, Гро ; Соренсен, Пребен Меуленграхт (1998). Люди и силы в мире викингов (на шведском языке). Стокгольм: Ордфронт. ISBN 978-9173245913 .
- Спатасин, Кристина (2006). Женщины в эпоху викингов. Смерть, жизнь после смерти и обычаи погребения (PDF) (MPhil). Осло: Университет Осло.
- Харрис, Колин; Кайзер, Адам (11 января 2021 г.). «Схороня топор:». Обзор политической экономии . Полет. 130 (6): 1025–1044. два : 10.3917/redp.306.0183 . ISSN 0373-2630 .
- Уинрот, Андерс (2016) [2014]. Эпоха викингов . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0691169293 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Лупша, Джонни (26 октября 2020 г.). Шумейкер, Анджела (ред.). «Кладбище викингов, найденное в Норвегии, включает 19-метровый корабль» . Великие курсы ежедневно . Учебная компания.
- Магун, Фрэнсис Пибоди ; Бессинджер, Джесс Б.; Крид, Роберт П. (1965). «Отчет Ибн Фадлана о Руси с некоторыми комментариями и некоторыми намеками на Беовульфа (HM Smyser, стр. 92–119)» . Франциплегиус: Средневековые и лингвистические исследования в честь Фрэнсиса Пибоди Магуна . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета.
- Ричардс, Джулиан Д .; Бесвик, Полина; Бонд, Джули; Джекок, Маркус; МакКинли, Жаклин; Роуленд, Стивен; Уорли, Фэй (2004). «Раскопки на кладбище викингов-курганов в Хит-Вуде, Инглби, Дербишир» (PDF) . Журнал антикваров . 84 : 23–116. дои : 10.1017/s0003581500045819 . S2CID 162404306 .