Гудрид Торбьярнардоттир
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2009 г. ) |
Гудрид Торбьярнардоттир ( древнескандинавский : Guðríðr víðf ٫ Þorbjarnardóttir [ˈɡuðˌfriːðr ˈwiːðˌfɔrlɑ ˈθorˌbjɑrnɑrˌdoːtːer] ; современный исландский : Guðríð u r víðf ö rla rla Торбьярнардоттир [ˈkvʏðˌriːðʏr ˈviðˌfœ(r)tla ˈθɔrˌpja(r)tnarˌtouhtɪr̥] ; родился, возможно, около 980–1019) — исландский исследователь, родившийся в Лаугарбрекке в Снайфеллснесе , Исландия .
Она появляется в « Саге об Эрике Рыжем» и « Саге о гренландцах» , известных под общим названием «Саги о Винланде» . Она и ее муж Торфиннур Карлсефни возглавили экспедицию в Винланд , где родился их сын Снорри Торфиннссон , первое известное европейское рождение в Америке (за пределами Гренландии ).
В Исландии Гудрид известна под прозвищем víðförla (буквально: дальних «путешествующая в путешествиях »).
Биография
[ редактировать ]Как записано в «Саге об Эрике Рыжем» , Гудрид была дочерью вождя по имени Торбьорн из Лаугарбрекки. Как гласит история, молодой человек по имени Эйнар просил ее руки, но, поскольку его отец был рабом, отец Гудрид отказался дать ей руку. Гудрид и ее отец немедленно покинули Исландию и отправились в Гренландию, чтобы сопровождать Эрика Рыжего . С ними в путь отправились еще тридцать человек, но у группы возникли трудности из-за плохой погоды, которая замедлила их продвижение летом. После этой неудачи группу поразила болезнь, и половина компании умерла. Несмотря на эти неудачи, Гудрид и ее отец зимой благополучно приземлились в Гренландии. [ 1 ] он не упоминается Хотя в «Саге об Эрике Рыжем» , согласно « Саге о гренландцах» , в то время Гудрид была замужем за норвежским купцом по имени Торир. [ 2 ] Согласно этому сообщению, Лейф Эриксон спас Гудрид и пятнадцать человек из шхеры , благополучно доставил их в Братталид и пригласил Торира и Гудрид остаться там с ним. Той зимой Торир умер от болезни.
В «Саге об Эйрике Рыжем» Гудрид иллюстрирует переход от языческой скандинавской религии к христианству. Однажды зимой Гудрид, ее отец Торбьёрн и его товарищи пируют в доме Торкеля, которого посещает провидица по имени Торбьорг. Торбьорг прибывает в дом Торкеля, намереваясь провести несколько магических обрядов, в частности, охранные песни, для которых ей нужны присутствующие женщины, которые помогут петь. Гудрид - единственная присутствующая женщина, которая знает песни, которых научила им ее приемная мать Халдис, но она говорит Торбьоргу: «Это такие действия, в которых я не собираюсь принимать участие, потому что я христианка». . [ 3 ] Однако с минимальными усилиями Торбьорг и Торкель убеждают Гудрид, что участие в песнопениях поможет присутствующим, а не повредит ее статусу христианки. Гудрид исполняет песни с поразительным мастерством.
Согласно обеим сагам, Гудрид затем вышла замуж за Торстейна Эйрикссона , Лейфа Эйрикссона младшего брата Эйрика Рыжего и сына . Согласно « Саге о гренландцах» , Гудрид затем сопровождала своего мужа в его поисках Винланда в надежде, что он сможет вернуть тело своего брата Торвальда. Они провели зиму в Люсуфьорде с человеком по имени Торстейн Черный и его женой Гримхильд, но вскоре группу поразила болезнь, и Гримхильда и муж Гудрид Торстейн умерли. Согласно этому рассказу, Торстейн временно встает со своего мертвого ложа, чтобы сказать Гудрид, что она выйдет замуж за исландца и что их ждет долгая совместная жизнь со многими потомками. Он заявил, что она покинет Гренландию, чтобы отправиться в Норвегию , а затем в Исландию , а после паломничества на юг вернется в Исландию, где рядом с ее фермой будет построена церковь. Согласно « Саге об Эйрике Рыжем» , Торстейн совершает путешествие в Винланд один, и только по его возвращению они женятся. Согласно саге, «у Торстейна была ферма и домашний скот в западном поселении в месте под названием Лисуфьорд», а другой мужчина по имени Торстейн (жену которого в этой версии зовут Сигрид) владел половиной доли этой фермы. Пара переехала на ферму и, как и в В «Саге о гренландцах» Торстейн умер и рассказал Гудрид о ее будущем, хотя в этой версии он больше сосредотачивается на важности христианства , прося Гудрид «пожертвовать свои деньги бедным». [ 1 ]
После его смерти Гудрид вернулась в Братталид , где вышла замуж за купца по имени Торфинн Карлсефни , который описан в « Саге об Эйрике Рыжем» как «человек из хорошей семьи и хороших средств» и «торговец с хорошей репутацией». Согласно «Саге о гренландцах» , после свадьбы и по настоянию Гудрид они предприняли попытку заселить Винланд с шестьюдесятью мужчинами, пятью женщинами и грузом различного скота (хотя в «Саге об Эйрике Красном» это подразумевается). что она сопровождает его, Гудрид ни разу не упоминается в отчете о путешествии). В Винланде у пары родился сын, которого они назвали Снорри Торфиннссон , который стал первым европейцем, родившимся в Западном полушарии. Существуют предположения о дате рождения Снорри, постулируются такие годы рождения, как 1005, 1009 и 1012, но все источники сходятся во мнении, что он родился между 1005 и 1013 годами. Согласно сагам о Винланде , когда Снорри было 3 года, семья покинула Винланд из-за военных действий с коренные народы ( скрелингарами поселенцы называли их , что означает «варвары»). Семья вернулась на ферму Глаумбар в Сейлухреппуре , Исландия. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
Согласно «Саге об Эйрике Рыжем» , у пары родился еще один сын по имени Торбьёрн. Хотя это упоминается только в «Саге о гренландцах» , Торфин умер, оставив Гудрид жить вдовой. [ 7 ]
Христианизация Исландии в этот период означала, что религиозные обращения были обычным явлением. [ 8 ] Гудрид приняла христианство и, когда Снорри женился, отправилась в паломничество в Рим . Хотя некоторые обсуждают возможность того, что Гудрид разговаривала с Папой во время своего путешествия, доказательств этому нет. Пока ее не было, Снорри построил рядом с поместьем церковь, исполнив предсказание Торстейна . Вернувшись из Рима, она стала монахиней и жила в церкви отшельницей . [ 9 ]
Генеалогия
[ редактировать ]У ее сына Снорри Торфиннссона было двое детей: дочь по имени Халфрид и сын по имени Торгейр. Халлфрид была матерью Торлака Рунольфссона, епископа Скальхолта на юге Исландии. Торгейр был отцом Ингвильд, матери первого епископа Бранда. Один из потомков ее сына Торбьорна, Бьорн Гилссон, также был епископом Холара.
Ниже приводится генеалогия потомков Снорри, приведенная в конце каждой саги, Grœnlendinga saga ch. 9 и «Сага об Эйрике», гл. 14. [ 10 ] Он дополнен дополнительной информацией о предках из ( Eiríks saga ch. 7 и Landnámabók ), более полное генеалогическое древо которого см. в Thorfinn Karlsefni .
Торд из Хофди ( Тордр из Хёфды Бьярнарсона [ † 1 ] ) | |||||||||||||||||||||||||||||
Снорри Тордарсон из Хофди [ † 2 ] | Вифил из Вифилсдейла [ 11 ] | Хальвейг | |||||||||||||||||||||||||||
Торд Сноррасон Конская голова | Торбьёрн Вифилссон | ||||||||||||||||||||||||||||
Торфинн Карлсефни | Гудрид Торбьярнардоттир | ||||||||||||||||||||||||||||
Снорри Торфиннссон | Торбьёрн Торфиннссон | ||||||||||||||||||||||||||||
Халфрид Сноррадотти [ 12 ] | Торгейр Сноррасон [ 12 ] | (*) Камень [ 13 ] [ † 3 ] | Торунн Торбьярнардоттир [ 12 ] | ||||||||||||||||||||||||||
Торлак Рунольфссон , епископ. [ † 4 ] | Ингвильд Торгейрсдоттир [ † 5 ] | Бьорн Гилссон , епископ. [ † 4 ] | |||||||||||||||||||||||||||
Бранд Сэмундарссон , Bp. [ † 4 ] | |||||||||||||||||||||||||||||
Хаукр Эрлендссон | |||||||||||||||||||||||||||||
- ^ Сага об Эйрике, гл. 7, в версии Хауксбока говорится: «Торд, который жил в Хофди, сын Бьорна Баттер-Бокса» ( Magnusson & Pálsson 1965 , стр. 91n), что отождествляется с «Тордом Бьярнарсоном (в Хофди)» в Kunz 2000 , «Указатель персонажей». Однако Торд Бьярнарсон не появляется в переводе Кунца саги об Эйрике , в котором не используется версия Хауксбока, а вместо этого появляется только в саге о Ватнсдале , еще одном рассказе в антологии.
- ^ «Хофди» добавлено в Kunz 2000 , «Указатель персонажей», стр. 759–782, чтобы отличить человека из саги о Лаксдале.
- ^ Эта дочь Штайнунн, а также преимущественно отцовская линия Хаукра приведены только в рукописи Хауксбока, а его генеалогическое древо будет приведено в статье Хаукр Эрлендссон.
- ^ Jump up to: а б с Bp.=сокращение от «Епископ». Для епископа Бьёрна и первого епископа Бранда отцовские данные не приведены в тексте, но представлены, например, в Kunz 2000 , Index of Persons.
- ^ В Грл. ее зовут Ингвельд, и это различие сохраняется в переводах Кунца ( Кунц 2000 , стр. 651, 674); Текст Грл. :"У Снорре был сын по имени Торгейр, он был отцом Юнгуэльдара модура, епископа Бранца" ( Storm 1891 , стр. 73)
Мемориалы
[ редактировать ]В Глаумбаре в Исландии выставлена статуя, созданная скульптором Асмундуром Свейнссоном в 1938 году для Всемирной выставки Гудрид в Нью-Йорке 1939 года. В его оригинальном исландском названии Гудрид упоминается как «Первая белая мать в Америке». [ 14 ] Другие копии этой статуи, в которых Гудрид обычно называют «первой европейской матерью в Америке», выставлены в Лаугарбрекке на полуострове Снайфедльснес в Исландии, в Оттаве, Канада, и в Ватикане. [ 15 ] Статуя изображает ее на лодке, несущей на плече сына Снорри. [ 16 ] [ 17 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]Гудрид фигурирует как главный герой во многих современных литературных произведениях, включая Мориса Хьюлетта ( «Гудрид Прекрасную» 1918), Гарри Харрисона » «Разноцветную машину времени Констанс Ирвин (1967), «Сагу о Гудрид» (1974), » Элизабет Бойер . «Фрейдис и Гудрид Джона Эндрю (1976), «Дочь викинга» (1989), Кирстен Сивер «Сага о Гудридс» (1994), Йонаса Кристьянссона » «Veröld við (1998), Маргарет Эльфинстон » «Морская дорога (2000), Нэнси Мари Браун ( «Сага о Гудрид-путешественнице» 2015), Герта Маарлёва Николайсена «Норнеспинд» (2018), Дина Матийса Over oude wegen (2018), сборник исторических европейских путевых заметок и многие другие. [ 18 ] Гудрид также фигурирует в Макото Юкимуры манге « Сага о Винланде» , в которой рассказывается история Торфинна Карлсефни и его путешествия в Винланд.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Джонс, Гвин (1961). Эйрик Рыжий: и другие исландские саги . Лондон: Оксфорд UP.
- ^ Сигуроссон, Гисли (2008). Саги о Винланде: исландские саги о первых задокументированных путешествиях через Северную Атлантику . Лондон: Пингвин.
- ^ Смайли, Джейн (2000). Саги об исландцах: Сага об Эйрике Рыжем . Нью-Йорк: Пингвин. п. 659.
- ^ « Глаумбар (Исторические места северо-запада Исландии)» . Архивировано из оригинала 22 июля 2011 г. Проверено 25 мая 2020 г.
- ^ Маллет 1847 , с. 261
- ^ Магнуссон, Магнус (1973), Экспансия викингов на запад , Бодли-Хед
- ^ Логан, Дональд (2005). Викинги в истории: Третье издание . Нью-Йорк: Рутледж.
- ^ Христианизация Исландии (Институт исландских исследований Арни Магнуссона)
- ^ Браун, Нэнси Мари (2007). Далекий путешественник: Путешествия женщины-викинга . Флорида: Харткорт.
- ^ Тексты саг, очевидно, не удосуживаются повторять форму отчества в именительном падеже в каждом случае. По поводу английских форм отчеств см. Kunz 2000 , Index of Characters, стр. 759–782.
- ^ Кунц 2000 , Правила правописания, стр. lxv–lxvi; Указатель символов, стр. 759–782, «основное правило… отбросить окончания именительного падежа единственного числа и использовать вместо них основы. Таким образом, Эгиль· л становится Эгилем и… (Ауд·р становится Ауд)»
- ^ Jump up to: а б с отчества по Кунцу 2000 , Указатель персонажей, стр. 759–782.
- ^ Магнуссон и Палссон 1965 , Латунь. гл.14, стр.91, «H гласит: У Снорри Карлсефниссона была еще одна дочь по имени Стейнунн, которая вышла замуж за Эйнара и т. д.», вплоть до «Хаука Законника»; Шторм 1891 , с. 47: «Фра Доттир Снорри Карлсефниссвнар был также отцом Стейнвна, Эйнарром».
- ^ «Первая белая мать в Америке | Художественный музей Рейкьявика – Коллекция» . safneign.listasafreykvikur.is . Проверено 2 декабря 2023 г.
- ^ Крокер, Кристофер (5 октября 2023 г.). « Первая белая мать в Америке» Гудрид Торбьярнардоттир, Популярная история, первенство и белый феминизм» . Скандинавско-канадские исследования . 30 : 1–28. дои : 10.29173/scancan250 . ISSN 2816-5187 . S2CID 263766169 .
- ^ «Гудридур Торбьярнардоттир со Снорри» . Статуи - Туда-сюда . Проверено 25 мая 2020 г.
- ^ «Гудрид Торбьярнардоттир» . Йоркский археологический фонд . Проверено 25 мая 2020 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «База данных литературных обработок средневековых исландских саг» . Кристофер У.Е. Крокер . 2019-02-23 . Проверено 16 марта 2024 г.
Ссылки
[ редактировать ]Тексты
- Браун, Нэнси Мари (2007). Далекий путешественник: Путешествия женщины-викинга . Флорида: Харткорт. ISBN 978-0-15-603397-8 .
- Эллвуд, Т. (1894), Книга заселения Исландии: как она иллюстрирует диалект, географические названия, народные предания и древности Камберленда, Уэстморленда и Северного Ланкашира , Кендал: Т. Уилсон
- Линден, Юджин (декабрь 2004 г.). «Викинги: незабываемый визит в Америку» . Смитсоновский журнал . Проверено 17 октября 2015 г.
- Шторм, Густав , изд. (1891), сага Эйрика rauðu og Flatøbogen's Grænlendingaþáttr: отрывок из Ólafssaga Tryggvasonar , SL Møllers bogtr., OCLC 64689433 .
Переводы
- Магнуссон, Магнус ; Палссон, Герман (1965), Саги о Винланде , Пингвин, ISBN 0-14-044154-9
- Кунц, Кенева (2000), «Саги о Винланде», в Смайли, Джейн (редактор), «Саги исландцев» , «Викинг», ISBN 0-670-89040-5
- Эллвуд, Т. (1898), «Часть III: глава X», Книга заселения Исландии: перевод с оригинального исландского языка Ари Ученого , Кендал: Т. Уилсон, стр. 136
- Палссон, Герман (2007), «§208. Терд », Земельная книга , Univ. Манитобы Пресс, стр. 93, ISBN 978-0-887-55370-7
Исследования
- Малле, Поль Анри (1847), «Дополнительная глава: Колонизация Гренландии и открытие американского континента скандинавами» (google) , Северные древности , Перси, Томас, 1729–1811 (тр.) , Блэквелл, Айова (примечания) , Скотт, Уолтер, Лондон: Х.Г. Бон, стр. 244–.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Исландские исследователи
- Скандинавские исследователи Северной Америки
- Исландцы X века
- Исландцы XI века
- Обращается в христианство из германского язычества.
- Смерти в 11 веке
- Рождение в 10 веке
- Женщины-исследователи
- Исландские женщины XI века
- Исландские женщины X века
- Скандинавская колонизация Северной Америки
- Скандинавские поселения в Гренландии