Jump to content

Христианизация Исландии

(Перенаправлено с христианизации Исландии )
Эйрарландская статуя Тора , скандинавского бога грома X века, найденная в Исландии.

Исландия была христианизирована в 1000 году нашей эры, когда христианство стало религией по закону. На исландском языке это событие известно как кристнитака (буквально «принятие христианства»).

Подавляющее большинство первых поселенцев Исландии во время заселения Исландии в 9 и 10 веках нашей эры были язычниками , поклонявшимися асам ( скандинавским богам ). Начиная с 980 года Исландию посетили несколько христианских миссионеров, но без особого успеха; но когда Олаф Трюггвасон (принявший христианство около 998 года) взошел на норвежский престол, новообращенных стало гораздо больше, и две конкурирующие религии вскоре разделили страну и стали угрожать гражданской войной.

После того как в Дании и Норвегии разразилась война, дело было передано в арбитраж Альтинга . Спикер права и язычник Торгейр Торкельссон предложил «один закон и одну религию», после чего крещение и обращение в христианство стали обязательными. [1] [2] Ари Торгильссона » В «Книге исландцев , старейшем рассказе коренных народов о христианизации Исландии, описывается, как исландцы согласились принять христианство посредством сделки, согласно которой язычникам были предоставлены некоторые прагматические уступки в обмен на обращение. [3]

Источники

[ редактировать ]

Согласно саге о Ньяле , в 1000 году Альтинг провозгласил христианство официальной религией Исландии. [1]

Принятие Исландией христианства традиционно относят к 1000 году (хотя некоторые историки относят это к 999 году).

Основными источниками событий, предшествовавших принятию христианства, являются Ари Торгильссона » «Книга исландцев , исландские семейные саги и церковные писания о первых епископах и проповедниках. Рассказ Ари о событиях, связанных с обращением, кажется надежным; хотя он родился через 67 лет после обращения, он ссылается на источники из первых рук. [ нужна ссылка ]

Миссионеры

[ редактировать ]

Начиная с 980 года Исландию посетило несколько миссионеров. Первым из них, судя по всему, был вернувшийся из-за границы исландец Торвальд Конрадссон . Сопровождал Торвальда саксонский епископ по имени Фридрек, о котором мало что известно, но говорят, что он крестил Торвальда. Попытки Торвальда обратить исландцев в свою веру увенчались ограниченным успехом. Первым обратился в христианство его отец Конрад, а затем и его семья. Прежде чем прибыть в Альтинг, он и епископ посетили разные округа, но их попытки были встречены насмешками и даже оскорбительными скальдическими стихами. Торвальд убил двоих мужчин, и столкновения между последователями Торвальда и язычниками продолжились. Торвальд покинул Исландию в 986 году в экспедиции в Восточную Европу, где, как говорят, вскоре умер. [4]

Давление со стороны королей Норвегии

[ редактировать ]

Когда Олаф Трюггвасон трон взошел на норвежский , усилия по христианизации Исландии усилились. Король Олаф отправил исландца по имени Стефнир Торгильссон обратно на родину, чтобы обратить своих соотечественников. Стефнир жестоко разрушал святилища и изображения языческих богов – это сделало его настолько непопулярным, что в конце концов его объявили вне закона. После неудачи Стефнира Олаф послал жреца по имени Тангбранд . Тангбранд был опытным миссионером, занимавшимся прозелитизмом в Норвегии и на Фарерских островах . Его миссия в Исландии с ок. 997–999 были успешными лишь частично. Ему удалось обратить в свою веру нескольких видных исландских вождей, но при этом он убил двух или трех человек. [5] Тангбранд вернулся в Норвегию в 999 году и сообщил о своей неудаче королю Олафу, который сразу же занял более агрессивную позицию по отношению к исландцам. Он запретил исландским морякам доступ в норвежские порты и взял в заложники нескольких исландцев, проживавших тогда в Норвегии. Это прекратило всю торговлю между Исландией и ее основным торговым партнером. Некоторые из заложников, взятых королем Олафом, были сыновьями видных исландских вождей, которых он угрожал убить, если исландцы не примут христианство. В 11 веке три армянских епископа, Петр, Авраам и Стефан, упоминаются в исландских источниках как христианские миссионеры в Исландии. Их присутствие объясняется службой короля Харальда Хардрады норвежского (ок. 1047–1066) в качестве варяга в Константинополе, где он встретил армян, служивших в Византийской императорской армии. [6] [7]

Ограниченная внешняя политика Исландского Содружества почти полностью заключалась в поддержании хороших отношений с Норвегией. Христиане Исландии использовали давление короля, чтобы активизировать усилия по обращению в веру. Две конкурирующие религии вскоре разделили страну и стали угрожать гражданской войной .

Усыновление через арбитраж

[ редактировать ]
Изображение алтингов Содружества XIX века на заседании в Тингвеллире.
Водопад Годафосс . на севере Исландии

Такое положение дел достигло апогея следующим летом во время заседания Альтинга ( Альтинги), управляющего собрания Содружества. Драка между приверженцами соперничающих религий казалась вероятной, пока не вмешались посредники и дело не было передано в арбитраж. Альтинга Законодательный спикер Торгейр Торкельссон , гот из Льосаватна , был принят обеими сторонами в качестве посредника , будучи известен как умеренный и разумный человек. Торгейр взял на себя ответственность за принятие решения о том, должна ли Исландия стать христианской, при условии, что обе стороны подчинятся его решению. Когда это было согласовано, он провел день и ночь, отдыхая под меховым одеялом и созерцая.

На следующий день он объявил, что Исландия станет христианской, при условии, что старые законы, касающиеся обнажения младенцев и употребления в пищу конины, останутся в силе и что будет разрешено частное языческое богослужение. Эти камни преткновения были связаны с давно устоявшимися обычаями, противоречащими законам Церкви. Конина является табуированной пищей во многих культурах, и папа Григорий III запретил германский обычай ее употребления в 732 году. Точно так же детоубийство было широко распространено во всем мире, а практика выставления напоказ «лишних» детей была устоявшейся частью старых обычаев. Исландская культура.

Торгейр, который сам был языческим жрецом, согласно ложному мифу, взял своих языческих идолов и бросил их в большой водопад, который сейчас известен как Водопад Богов (исландский: Годафосс ), вопреки популярному мифу. История о роли Торгейра в принятии христианства в Исландии сохранилась в «Ослендабуке» Ари Торгилссона, однако не упоминается о том, что Торгейр бросил своих идолов в Годафосс. Легенда, похоже, является выдумкой девятнадцатого века. Таким образом, проблема смены религии была решена, поскольку люди подчинились решению Торгейра и крестились. Гражданскую войну удалось предотвратить посредством арбитража. Мирное усыновление в Исландии во многом примечательно, учитывая десятилетия гражданской войны, прежде чем Норвегия стала полностью христианской. Вероятное объяснение состоит в том, что главные вожди готов Исландии предпочли подчиниться давлению (и деньгам) короля Норвегии. [8] и избежать гражданских беспорядков .

Когда Церковь установила твердый контроль в Исландии, конина , детоубийство и языческие ритуалы, практиковавшиеся в частном порядке, были запрещены. [9] Однако частное поклонение языческим богам сохранялось в Исландии на протяжении веков. [ нужна ссылка ]

  1. ^ Перейти обратно: а б Орфилд, Лестер Б. (1953). Развитие скандинавского права . Издательство Пенсильванского университета. ISBN  9781584771807 . Проверено 30 августа 2019 г.
  2. ^ Йохенс, Дженни (1998). Женщины в древнескандинавском обществе . Издательство Корнельского университета. п. 18 .
  3. ^ Багге, Сверре (2014). Крест и скипетр: Возвышение скандинавских королевств от викингов до Реформации . Издательство Принстонского университета. п. 64. ИСБН  978-1-4008-5010-5 .
  4. ^ Курта, Флорин; Холт, Эндрю, ред. (2016). Великие события в религии: энциклопедия ключевых событий в истории религии . АВС-КЛИО. п. 482. ИСБН  9781610695664 . Проверено 30 августа 2019 г.
  5. Именно Ари Фроди использовал точную фразу «два или трое мужчин» ( Íslendingabók , гл. 7). Убийства также описаны в «Саге о Кристни» , «Саге о Ньяле» , «Ланднамабоке » и ряде других источников. Среди жертв Тангбранда были черепа Торвальдра Вейли и Ветрлиди Сумарлидасона , а также, вероятно, сына Ветрлиди.
  6. ^ Редгейт, AE (2000). Армяне . Издательство Блэквелл. п. 233.
  7. ^ Кормак, Маргарет (1 января 2007 г.). «Ирландские и армянские священнослужители в средневековой Исландии». Запад над морем: исследования скандинавской морской экспансии и заселения до 1300 года . Брилл . стр. 227–234. дои : 10.1163/ej.9789004158931.i-614.73 . ISBN  978-90-474-2121-4 .
  8. ^ Гисласон, Йонас (1990). «Принятие христианства в Исландии в 1000 (999) году». В Альбеке, Торе (ред.). Древнескандинавские и финские религии и названия культовых практик . Scripta Instituti Donneriani Aboensis 13. Або: Институт исследований религии и культуры Доннера. стр. 224–255. ISBN  978-9-51649-695-8 .
  9. ^ Джонс, Гвин (1986). Североатлантическая сага: норвежские путешествия по открытиям и заселению Исландии, Гренландии и Северной Америки . Издательство Оксфордского университета. стр. 149–51.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d5e8f2fa9880b5bba6efb62c0c3b8c58__1720580760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d5/58/d5e8f2fa9880b5bba6efb62c0c3b8c58.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Christianization of Iceland - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)