Христианизация Исландии
История Исландии |
---|
![]() |

Исландия была христианизирована в 1000 году нашей эры, когда христианство стало религией по закону. На исландском языке это событие известно как кристнитака (буквально «принятие христианства»).
Подавляющее большинство первых поселенцев Исландии во время заселения Исландии в 9 и 10 веках нашей эры были язычниками , поклонявшимися асам ( скандинавским богам ). Начиная с 980 года Исландию посетили несколько христианских миссионеров, но без особого успеха; но когда Олаф Трюггвасон (принявший христианство около 998 года) взошел на норвежский престол, новообращенных стало гораздо больше, и две конкурирующие религии вскоре разделили страну и стали угрожать гражданской войной.
После того как в Дании и Норвегии разразилась война, дело было передано в арбитраж Альтинга . Спикер права и язычник Торгейр Торкельссон предложил «один закон и одну религию», после чего крещение и обращение в христианство стали обязательными. [1] [2] Ари Торгильссона » В «Книге исландцев , старейшем рассказе коренных народов о христианизации Исландии, описывается, как исландцы согласились принять христианство посредством сделки, согласно которой язычникам были предоставлены некоторые прагматические уступки в обмен на обращение. [3]
Источники
[ редактировать ]Согласно саге о Ньяле , в 1000 году Альтинг провозгласил христианство официальной религией Исландии. [1]
Принятие Исландией христианства традиционно относят к 1000 году (хотя некоторые историки относят это к 999 году).
Основными источниками событий, предшествовавших принятию христианства, являются Ари Торгильссона » «Книга исландцев , исландские семейные саги и церковные писания о первых епископах и проповедниках. Рассказ Ари о событиях, связанных с обращением, кажется надежным; хотя он родился через 67 лет после обращения, он ссылается на источники из первых рук. [ нужна ссылка ]
Миссионеры
[ редактировать ]Начиная с 980 года Исландию посетило несколько миссионеров. Первым из них, судя по всему, был вернувшийся из-за границы исландец Торвальд Конрадссон . Сопровождал Торвальда саксонский епископ по имени Фридрек, о котором мало что известно, но говорят, что он крестил Торвальда. Попытки Торвальда обратить исландцев в свою веру увенчались ограниченным успехом. Первым обратился в христианство его отец Конрад, а затем и его семья. Прежде чем прибыть в Альтинг, он и епископ посетили разные округа, но их попытки были встречены насмешками и даже оскорбительными скальдическими стихами. Торвальд убил двоих мужчин, и столкновения между последователями Торвальда и язычниками продолжились. Торвальд покинул Исландию в 986 году в экспедиции в Восточную Европу, где, как говорят, вскоре умер. [4]
Давление со стороны королей Норвегии
[ редактировать ]Когда Олаф Трюггвасон трон взошел на норвежский , усилия по христианизации Исландии усилились. Король Олаф отправил исландца по имени Стефнир Торгильссон обратно на родину, чтобы обратить своих соотечественников. Стефнир жестоко разрушал святилища и изображения языческих богов – это сделало его настолько непопулярным, что в конце концов его объявили вне закона. После неудачи Стефнира Олаф послал жреца по имени Тангбранд . Тангбранд был опытным миссионером, занимавшимся прозелитизмом в Норвегии и на Фарерских островах . Его миссия в Исландии с ок. 997–999 были успешными лишь частично. Ему удалось обратить в свою веру нескольких видных исландских вождей, но при этом он убил двух или трех человек. [5] Тангбранд вернулся в Норвегию в 999 году и сообщил о своей неудаче королю Олафу, который сразу же занял более агрессивную позицию по отношению к исландцам. Он запретил исландским морякам доступ в норвежские порты и взял в заложники нескольких исландцев, проживавших тогда в Норвегии. Это прекратило всю торговлю между Исландией и ее основным торговым партнером. Некоторые из заложников, взятых королем Олафом, были сыновьями видных исландских вождей, которых он угрожал убить, если исландцы не примут христианство. В 11 веке три армянских епископа, Петр, Авраам и Стефан, упоминаются в исландских источниках как христианские миссионеры в Исландии. Их присутствие объясняется службой короля Харальда Хардрады норвежского (ок. 1047–1066) в качестве варяга в Константинополе, где он встретил армян, служивших в Византийской императорской армии. [6] [7]
Ограниченная внешняя политика Исландского Содружества почти полностью заключалась в поддержании хороших отношений с Норвегией. Христиане Исландии использовали давление короля, чтобы активизировать усилия по обращению в веру. Две конкурирующие религии вскоре разделили страну и стали угрожать гражданской войной .
Усыновление через арбитраж
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Май 2021 г. ) |


Такое положение дел достигло апогея следующим летом во время заседания Альтинга ( Альтинги), управляющего собрания Содружества. Драка между приверженцами соперничающих религий казалась вероятной, пока не вмешались посредники и дело не было передано в арбитраж. Альтинга Законодательный спикер Торгейр Торкельссон , гот из Льосаватна , был принят обеими сторонами в качестве посредника , будучи известен как умеренный и разумный человек. Торгейр взял на себя ответственность за принятие решения о том, должна ли Исландия стать христианской, при условии, что обе стороны подчинятся его решению. Когда это было согласовано, он провел день и ночь, отдыхая под меховым одеялом и созерцая.
На следующий день он объявил, что Исландия станет христианской, при условии, что старые законы, касающиеся обнажения младенцев и употребления в пищу конины, останутся в силе и что будет разрешено частное языческое богослужение. Эти камни преткновения были связаны с давно устоявшимися обычаями, противоречащими законам Церкви. Конина является табуированной пищей во многих культурах, и папа Григорий III запретил германский обычай ее употребления в 732 году. Точно так же детоубийство было широко распространено во всем мире, а практика выставления напоказ «лишних» детей была устоявшейся частью старых обычаев. Исландская культура.
Торгейр, который сам был языческим жрецом, согласно ложному мифу, взял своих языческих идолов и бросил их в большой водопад, который сейчас известен как Водопад Богов (исландский: Годафосс ), вопреки популярному мифу. История о роли Торгейра в принятии христианства в Исландии сохранилась в «Ослендабуке» Ари Торгилссона, однако не упоминается о том, что Торгейр бросил своих идолов в Годафосс. Легенда, похоже, является выдумкой девятнадцатого века. Таким образом, проблема смены религии была решена, поскольку люди подчинились решению Торгейра и крестились. Гражданскую войну удалось предотвратить посредством арбитража. Мирное усыновление в Исландии во многом примечательно, учитывая десятилетия гражданской войны, прежде чем Норвегия стала полностью христианской. Вероятное объяснение состоит в том, что главные вожди готов Исландии предпочли подчиниться давлению (и деньгам) короля Норвегии. [8] и избежать гражданских беспорядков .
Когда Церковь установила твердый контроль в Исландии, конина , детоубийство и языческие ритуалы, практиковавшиеся в частном порядке, были запрещены. [9] Однако частное поклонение языческим богам сохранялось в Исландии на протяжении веков. [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Орфилд, Лестер Б. (1953). Развитие скандинавского права . Издательство Пенсильванского университета. ISBN 9781584771807 . Проверено 30 августа 2019 г.
- ^ Йохенс, Дженни (1998). Женщины в древнескандинавском обществе . Издательство Корнельского университета. п. 18 .
- ^ Багге, Сверре (2014). Крест и скипетр: Возвышение скандинавских королевств от викингов до Реформации . Издательство Принстонского университета. п. 64. ИСБН 978-1-4008-5010-5 .
- ^ Курта, Флорин; Холт, Эндрю, ред. (2016). Великие события в религии: энциклопедия ключевых событий в истории религии . АВС-КЛИО. п. 482. ИСБН 9781610695664 . Проверено 30 августа 2019 г.
- ↑ Именно Ари Фроди использовал точную фразу «два или трое мужчин» ( Íslendingabók , гл. 7). Убийства также описаны в «Саге о Кристни» , «Саге о Ньяле» , «Ланднамабоке » и ряде других источников. Среди жертв Тангбранда были черепа Торвальдра Вейли и Ветрлиди Сумарлидасона , а также, вероятно, сына Ветрлиди.
- ^ Редгейт, AE (2000). Армяне . Издательство Блэквелл. п. 233.
- ^ Кормак, Маргарет (1 января 2007 г.). «Ирландские и армянские священнослужители в средневековой Исландии». Запад над морем: исследования скандинавской морской экспансии и заселения до 1300 года . Брилл . стр. 227–234. дои : 10.1163/ej.9789004158931.i-614.73 . ISBN 978-90-474-2121-4 .
- ^ Гисласон, Йонас (1990). «Принятие христианства в Исландии в 1000 (999) году». В Альбеке, Торе (ред.). Древнескандинавские и финские религии и названия культовых практик . Scripta Instituti Donneriani Aboensis 13. Або: Институт исследований религии и культуры Доннера. стр. 224–255. ISBN 978-9-51649-695-8 .
- ^ Джонс, Гвин (1986). Североатлантическая сага: норвежские путешествия по открытиям и заселению Исландии, Гренландии и Северной Америки . Издательство Оксфордского университета. стр. 149–51.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бьок, Джесси (2001). Исландия эпохи викингов . Лондон: Пингвин . ISBN 978-0-14029-115-5 .
- Вестейнссон, Орри; Свейнбьёрнсдоттир, Арни; Гестсдоттир, Хильдур; Хайнемайер, Ян; Фридрикссон, Адольф (14 марта 2019 г.). «Датирование религиозных изменений: язычество и христианство в Исландии эпохи викингов» . Журнал социальной археологии . 19 (2): 162–180. дои : 10.1177/1469605319833829 . ISSN 1469-6053 .