Христианство в 13 веке

Восточно-Римская ( Византийская ) императорская церковь во главе с Константинополем продолжала утверждать свою вселенскую власть. К 13 веку это утверждение становилось все более неуместным, поскольку Восточная Римская империя сокращалась, а турки-османы захватили большую часть того, что осталось от Византийской империи (косвенно благодаря вторжениям с Запада ). Другие восточноевропейские церкви, находившиеся в общении с Константинополем, не были частью его империи и все больше действовали независимо, добиваясь автокефального статуса и лишь номинально признавая положение Константинополя в церковной иерархии. В Западной Европе Священная Римская империя распалась, что сделало ее менее империей.
Высокая схоластика и ее современники [ править ]
Схоластика первоначально начала примирять философию античных философов-классиков со средневековым христианским богословием. Это не философия или теология сама по себе, а инструмент и метод обучения, в котором упор делается на диалектическое рассуждение. Основной целью схоластики было найти ответ на вопрос или разрешить противоречие. Он наиболее известен в своем применении в средневековом богословии, но в конечном итоге был применен к классической философии и многим другим областям исследования.

В 13 веке предпринимались попытки подавления различных групп, считавшихся неортодоксальными, таких как катары и вальденсы , и связанный с этим рост нищенствующих орденов (особенно францисканцев и доминиканцев ), отчасти задуманных как форма ортодоксальной альтернативы еретическим. группы. Эти два ордена быстро стали контекстом для наиболее интенсивного схоластического богословия, породив таких «высших схоластических» богословов, как Александр Хейлский (францисканец) и Фома Аквинский (доминиканец) или, гораздо менее явно схоластический Бонавентура (францисканец). Также наблюдался расцвет мистического богословия такие женщины, как Мехтильд Магдебургская , в котором видную роль играли . Кроме того, это столетие можно рассматривать как период, когда изучение натуральной философии , которую можно было бы анахронично назвать «наукой», снова начало процветать в руках таких людей, как Роберт Гроссетест и Роджер Бэкон .
Среди известных авторов:
- Святой Доминик
- Альбертус Магнус
- Роберт Гроссетест
- Франциск Ассизский
- Александр Хейлз
- Мехтильда Магдебургская
- Роджер Бэкон
- Бонавентура
- Фома Аквинский
- Анжела из Фолиньо
религиозные Западные ордена
Монашеские ордена, особенно бенедиктинцы , цистерцианцы и премонстранты , продолжали играть важную роль в католической церкви на протяжении всего 13 века. В это время были основаны нищенствующие ордена , которые занимались борьбой с бедностью, проповедью и другими формами пастырского служения. Четыре нищенствующих ордена, признанные Вторым Лионским собором :
- Орден проповедников ( доминиканцев ), основанный в 1215 году святым Домиником де Гузманом.
- Братья Младшие ( францисканцы ), основанные в 1209 году святым Франциском Ассизским.
- Отшельники Святого Августина ( августинцы ), основанные в 1256 году, когда были объединены различные общины, следовавшие Правилу Святого Августина .
- Орден Богоматери горы Кармель ( Кармелиты ), которые были основаны на Святой Земле в 12 веке, но пришли в Европу в 13 веке.
Крестовые походы [ править ]
Четвертый крестовый поход , санкционированный Иннокентием III в 1202 году, намеревался вернуть себе Святую Землю , но вскоре был сорван венецианцами, которые использовали силы для разграбления христианского города Зара . В конце концов крестоносцы прибыли в Константинополь, но вместо того, чтобы отправиться в Святую Землю, крестоносцы вместо этого разграбили Константинополь и другие части Малой Азии, фактически основав империю Латинскую Константинопольскую в Греции и Малой Азии. Фактически это был последний крестовый поход, спонсируемый папством; более поздние крестовые походы спонсировались отдельными людьми. Таким образом, хотя Иерусалим удерживался почти столетие, а другие крепости на Ближнем Востоке оставались во владении христиан гораздо дольше, крестовые походы на Святой Земле в конечном итоге не смогли создать постоянные христианские королевства.
Однако крестовые походы римско-католических крестоносцев против христиан на Востоке не ограничивались Средиземноморьем ( см. Также Северные крестовые походы и Ледовое побоище ). Разграбление Константинополя и Церкви Святой Премудрости , а также создание Латинской империи как кажущаяся попытка вытеснить православную Византийскую империю в 1204 году до сих пор воспринимаются с некоторой злобой. Многие на Востоке считали действия Запада главным определяющим фактором ослабления Византии. Это привело к окончательному завоеванию империи и ее падению в ислам. В 2004 году Папа Иоанн Павел II принес официальные извинения за разграбление Константинополя в 1204 году; извинения были официально приняты Патриархом Константинопольским Варфоломеем . Многие вещи, украденные за это время: святые мощи , богатства и многие другие предметы, до сих пор хранятся в различных западноевропейских городах, в частности в Венеции .
Крестовые походы на юге Испании , юге Италии и Сицилии в конечном итоге привели к упадку исламской власти в регионах; Тевтонские рыцари расширили христианские владения в Восточной Европе ; и гораздо менее частые крестовые походы внутри христианского мира, такие как Альбигойский крестовый поход , достигли своей цели — поддержания доктринального единства. [1]
Четвертый крестовый поход, гг . 1202–1204

Четвертый крестовый поход был инициирован в 1202 году Папой Иннокентием III с намерением вторгнуться в Святую Землю через Египет . Поскольку у крестоносцев не было средств для оплаты флота и провианта, который они закупили у венецианцев , дож Энрико Дандоло заручился поддержкой крестоносцев для восстановления повиновения христианскому городу Зара ( Задар ). Поскольку впоследствии им не хватило продовольствия и времени на аренду судна, лидеры решили отправиться в Константинополь , где попытались посадить на трон византийского изгнанника. После ряда недоразумений и вспышек насилия крестоносцы разграбили город в 1204 году и основали так называемую Латинскую империю и ряд других государств крестоносцев на территориях Греческой Византийской империи . Это часто рассматривается как последний переломный момент Великого раскола между Восточной Православной Церковью и (Западной) Римско-Католической Церковью .
После разграбления Константинополя большая часть Малой Азии оказалась под властью Римско-католической церкви, и была основана Латинская империя Востока . Поскольку завоевание европейскими крестоносцами не ограничивалось четвертым крестовым походом, было основано множество различных королевств европейского правления. После падения Константинополя на Латинский Запад , была основана Никейская империя которая позже стала источником греческой монархии, разгромившей латинские силы Европы и восстановившей православную монархию в Константинополе и Малой Азии.
Крестовые походы против православных [ править ]

Крестовые походы римско-католических крестоносцев против христиан на Востоке не ограничивались лишь Четвертым крестовым походом или Средиземноморьем . Разграбление Константинополя и Церкви Святой Премудрости , разрушение Студийского монастыря , Константинопольской библиотеки и создание Латинской империи в Константинополе, а также во всей Западной Малой Азии и Греции (см. Фессалоникское королевство , Кипрское королевство ) однако считаются окончательными. Это в свете предполагаемых зверств римско-католической церкви, не ограничивающихся исключительно столицей Константинополем в 1204 году, начиная с периода на Востоке, называемого Франгократией . Основание Латинской империи в 1204 году было призвано вытеснить православную Византийскую империю . Символом этого является то, что многие православные церкви, такие как собор Святой Софии и церковь Пантократора, превращаются в римско-католические владения, и по сей день на это смотрят с некоторой злобой. Некоторые представители европейского христианского сообщества активно поддерживали нападки на восточных христиан. [2]
Этому предшествовала попытка завоевания Византии, Греции, Болгарии и других восточно-христианских стран при поддержке Европы, которая привела к созданию Латинской империи Востока и Латинского патриарха Константинополя (с различными другими государствами крестоносцев ).
Попытки Тевтонского ордена завоевать православную Россию республики (особенно Псковскую и Новгородскую ), предприятие, одобренное Папой Григорием IX , [3] также можно рассматривать как часть Северных крестовых походов . Одним из главных ударов по идее завоевания Руси стало Ледовое побоище 1242 года. С благословения Папы или без него, Швеция также предприняла несколько крестовых походов против православного Новгорода . Многие на Востоке считали действия Запада в Средиземноморье главным определяющим фактором ослабления Византии, которое привело к конечному завоеванию империи и ее падению перед исламом. [4]
поход крестовый Альбигойский

Альбигойский крестовый поход был начат в 1209 году с целью уничтожить - катаров Окситании Франции (юг современной еретиков ). Это была десятилетняя борьба, которая была связана как с заботой северной Франции о расширении своего контроля на юг, так и с ересью. В конце концов, катары и независимость южной Франции были уничтожены.
После того, как папского легата в 1208 году, Папа Иннокентий III объявил Альбигойский крестовый поход. катары убили [5] Злоупотребления, совершенные во время крестового похода, заставили Иннокентия III неофициально учредить первую папскую инквизицию, чтобы предотвратить будущие аберрационные практики и искоренить оставшихся катаров. [6] [7] Официально оформленная при Папе Григории IX , эта средневековая инквизиция казнила в среднем трех человек в год за ересь на пике своего развития. [7] [8] Со временем церковь или светские правители начали проводить другие инквизиции для преследования еретиков, в ответ на угрозу мавританского вторжения или в политических целях. [9] Обвиняемым предлагалось отречься от своей ереси, а тех, кто этого не делал, могли наказать покаянием, штрафами, тюремным заключением, пытками или казнью через сожжение. [9] [10]
Детский крестовый поход [ править ]
Крестовый поход детей представляет собой серию, возможно, вымышленных или неверно истолкованных событий 1212 года. История заключается в том, что всплеск старого народного энтузиазма привел к сбору детей во Франции и Германии, что Папа Иннокентий III истолковал как упрек с небес их недостойным старшим. . Лидер французской армии Стефан возглавил 30 000 детей. Лидер немецкой армии Николай повел 7000 детей. Никто из детей на самом деле не достиг Святой Земли; те, кто не вернулся домой или не поселился по пути в Иерусалим, либо умерли от кораблекрушения или голода , либо были проданы в рабство в Египет или Северную Африку .
Пятый крестовый поход, гг . 1217–1221
Посредством шествий, молитв и проповедей Церковь попыталась начать новый крестовый поход, а Четвертый Латеранский собор (1215 г.) сформулировал план восстановления Святой Земли. На первом этапе крестоносцы из Австрии и Венгрии объединились с силами короля Иерусалима и принца Антиохии , чтобы вернуть Иерусалим. На втором этапе силы крестоносцев совершили выдающийся подвиг при захвате Дамиетты в Египте в 1219 году, но по настоятельному настоянию папского легата Пелагия . они предприняли безрассудное нападение на Каир в июле 1221 года их истощающиеся запасы привели к вынужденному отступлению. Ночная атака султана Аль-Камиля привела к большим потерям крестоносцев и, в конечном итоге, к капитуляции армии. Аль-Камиль согласился на восьмилетнее мирное соглашение с Европой.
Шестой крестовый поход, гг . 1228–1229
Император Фридрих II неоднократно клялся в крестовый поход, но не смог сдержать своих слов, за что был отлучен от церкви папой Григорием IX в 1228 году. Тем не менее он отплыл из Бриндизи , высадился в Палестине и посредством дипломатии добился неожиданного успеха: Иерусалим, Назарет и Вифлеем были переданы крестоносцам сроком на десять лет.
В 1229 году, не сумев завоевать Египет, Фридрих II из Священной Римской империи заключил мирный договор с Аль-Камилем. Этот договор позволил христианам править большей частью Иерусалима, в то время как мусульманам был передан контроль над Куполом Скалы и мечетью Аль-Акса . Мир, достигнутый этим договором, продлился около десяти лет. [11] Однако многие мусульмане были недовольны тем, что Аль-Камиль отказался от контроля над Иерусалимом, и в 1244 году, после осады , мусульмане восстановили контроль над городом. [12]
Седьмой крестовый поход, гг . 1248–1254
Папские интересы, представленные тамплиерами , привели к конфликту с Египтом в 1243 году, а в следующем году хорезмийские войска, вызванные тамплиерами, штурмовали Иерусалим. Крестоносцы были втянуты в битву при Ла-Форби в секторе Газа . Армия крестоносцев и ее наемники-бедуины были разбиты силами Байбарса хорезмийских соплеменников . Многие историки считают, что эта битва стала похоронным звоном для королевства Утремер.
Хотя это не вызвало широкого возмущения в Европе, как это произошло с падением Иерусалима в 1187 году, Людовик IX из Франции организовал крестовый поход против Египта с 1248 по 1254 год, выйдя из недавно построенного порта Эг-Морт на юге Франции. Это была неудача, и Людовик провел большую часть крестового похода, живя при дворе королевства крестоносцев в Акре. В разгар этого крестового похода состоялся первый крестовый поход пастухов в 1251 году.
крестовый поход, г. Восьмой 1270
Восьмой крестовый поход был организован Людовиком IX в 1270 году, снова отплывшим из Эг-Морта, первоначально для того, чтобы прийти на помощь остаткам государств крестоносцев в Сирии . Однако крестовый поход был направлен в Тунис , где Людовик провел всего два месяца перед смертью. За свои усилия Людовик позже был канонизирован.
Девятый крестовый поход, гг . 1271–1272
Будущий Эдуард I Английский предпринял еще одну экспедицию против Бейбарса в 1271 году после того, как сопровождал Людовика в Восьмом крестовом походе. Девятый крестовый поход был признан провалом и положил конец крестовым походам на Ближнем Востоке. [13]
В последние годы своей жизни, столкнувшись с угрозой со стороны египетских мамлюков , крестоносцы возлагали надежды на франко-монгольский союз . Хотя в этих кампаниях монголы успешно нападали даже на юг, вплоть до Дамаска, способность эффективно координировать свои действия с крестовыми походами с запада неоднократно была подорвана, особенно в битве при Айн-Джалуте в 1260 году. Мамлюки в конечном итоге выполнили свое обещание очистить весь Средний Восток. К востоку от франков. С падением Антиохии (1268 г.), Триполи (1289 г.) и Акры (1291 г.) те христиане, которые не могли покинуть города, были убиты или порабощены , и последние следы христианского правления в Леванте исчезли. [14] [15]
Северные крестовые походы [ править ]
[ сомнительно – обсудить ]
Попытки Тевтонского ордена завоевать православную Россию республики (особенно Псковскую и Новгородскую ), предприятие, одобренное Папой Григорием IX, можно рассматривать как часть Северных крестовых походов . Одним из главных ударов по идее завоевания Руси стало Ледовое побоище 1242 года. С благословения Папы или без него, Швеция также предприняла несколько крестовых походов против православного Новгорода .
Между 1232 и 1234 годами состоялся крестовый поход против Стедингеров . Этот крестовый поход был особенным, потому что Стедингеры были не язычниками или еретиками, а католиками. Это были свободные фризские фермеры, которые возмущались попытками графа Ольденбургского и архиепископа Бремен-Гамбургского положить конец их свободам. Архиепископ отлучил их от церкви, а папа Григорий IX объявил крестовый поход в 1232 году. Стедингеры потерпели поражение в 1234 году.
Арагонский крестовый поход [ править ]
Арагонский крестовый поход , или Арагонский крестовый поход, был объявлен Папой Мартином IV против короля Арагона Петра III Великого в 1284 и 1285 годах.
Крестовый поход против татар [ править ]
В 1259 году монголы под предводительством Бурундая и Ногайского хана княжество разорили Галицко-Волынское , Литву и Польшу . После этого папа Александр IV безуспешно пытался организовать крестовый поход против Синей Орды .
Второй Лионский собор [ править ]
Второй Лионский собор был созван, чтобы выполнить обещание византийского императора Михаила VIII воссоединить Восточную церковь с Западом. [16] Желая положить конец Великому расколу , разделившему Рим и Константинополь , Григорий X отправил посольство к Михаилу VIII Палеологу, который отвоевал Константинополь, положив конец остаткам Латинской империи на Востоке, и обратился к латинским деспотам на Востоке обуздать свои амбиции. 29 июня 1274 года Григорий X совершил мессу в церкви Святого Иоанна, в которой приняли участие обе стороны. Собор заявил, что Римская церковь обладает «высшим и полным первенством и властью над всемирной католической церковью».
Собор, казалось бы, увенчался успехом, но не обеспечил прочного решения раскола; император стремился залечить раскол, но восточное духовенство оказалось упрямым. Однако сын и преемник Михаила VII Андроник II отказался от союза.
Сербская Церковь [ править ]
В 1217 году Стефан Неманич был провозглашен королем Сербии , и были открыты различные вопросы реорганизации церкви. [17] 15 августа 1219 года, в праздник Успения Божией Матери , архимандрит Савва был рукоположен Константинопольским Патриархом Мануилом I в Никее в сан первого архиепископа автокефальной (независимой) Сербской Церкви. Таким образом, Константинопольский патриарх и его Синод назначили Савву первым архиепископом «сербских и приморских земель». [18] [19] [20] [21] [22] В том же году архиепископ Савва издал «Законоправило» (Номоканон святого Саввы). Таким образом, сербы приобрели обе формы независимости: политическую и религиозную. [23]
Архиепископ Савва назначил нескольких епископов, отправив их по Сербии для организации своих епархий. [24] Чтобы сохранить свой статус религиозного и общественного лидера, он продолжал путешествовать по монастырям и странам, обучая людей. В 1221 году в монастыре Жича состоялся синод, осуждавший богомильство . [25]
Русская церковь [ править ]
Монгольское правление в Киевской Руси продолжалось с 13-го века ( армия Чингисхана вошла в Киевскую Русь в 1220-х годах) по 15 век, русская церковь пользовалась привилегированным положением, получив иммунитет от налогов в 1270 году. Через серию войн с мусульманскими странами церковь действительно зарекомендовал себя как защитник православия.
См. также [ править ]
- История христианства
- История Римско-католической церкви
- История Восточной Православной Церкви
- История христианского богословия
- История восточного православия
- христианизация
- Хронология христианства # Средневековье
- Хронология христианских миссий # Средневековье
- Хронология Римско-католической церкви № 800–1453.
- Хронологический список святых и блаженных XIII века.
Ссылки [ править ]
- ^ Брайан Тирни и Сидни Пейнтер, Западная Европа в средние века 300–1475 гг . 6-е изд. (МакГроу-Хилл, 1998 г.)
- ^ « Разграбление Константинополя крестоносцами » . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 г. Проверено 18 июня 2009 г.
- ^ Кристиансен, Эрик (1997). Северные крестовые походы. Лондон: Penguin Books, 287. ISBN 0-14-026653-4 .
- ^ «Четвертый крестовый поход, 1202-1204 гг.» Даже после того, как греческий контроль над Византией был восстановлен, империя так и не восстановила ту силу, которую она имела даже в 1200 году, и единственным результатом четвертого крестового похода было ослабление главной защиты Европы от турок. .
- ^ Даффи, Святые и грешники (1997), с. 112
- ^ Видмар, Католическая церковь на протяжении веков (2005), стр. 144-147.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бокенкоттер, Краткая история католической церкви (2004), с. 132
- ^ Норман, Римско-католическая церковь: иллюстрированная история (2007), с. 93
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Блэк, Италия раннего Нового времени (2001), стр. 200–202.
- ^ Кейси, Испания раннего Нового времени: Социальная история (2002), стр. 229-230
- ^ Лэмб, Гарольд. Крестовые походы: Пламя ислама, Doubleday (издатель) Нью-Йорк. 1931 стр. 310-311.
- ^ «Крестовые походы» в исламском мире: прошлое и настоящее, под редакцией Джона Л. Эспозито. Oxford исламские исследования онлайн, http://www.oxfordislamicstudies.com/article (по состоянию на 17 февраля 2008 г.).
- ^ Иллюстрации Доре к крестовым походам Гюстава Доре, Доре
- ^ Хетум II (1289–1297)
- ^ «Третий крестовый поход: Осада Акры» . Архивировано из оригинала 12 марта 2008 г. Проверено 2 июня 2009 г.
- ^ Веттерау, Брюс. Всемирная история. Нью-Йорк: Генри Холт и компания. 1994.
- ^ Калич 2017 , стр. 7-18.
- ^ Острогорский 1956 , с. 383.
- ^ Благоевич 1993 , стр. 27-28.
- ^ Чиркович 2004 , стр. 28, 42-43.
- ^ Ферьянчич и Максимович 2014 , стр. 37–54.
- ^ Марьянович 2018 , стр. 41–50.
- ^ Чиркович 2004 , стр. 43, 68.
- ^ Чиркович 2004 , стр. 43.
- ^ Власто 1970 , стр. 222, 233.
Библиография [ править ]
- Благоевич, Милош (1993). «О национальном самосознании сербов в средние века» . Сербы в европейской цивилизации . Белград: Нова, Сербская академия наук и искусств, Институт балканских исследований. стр. 20–31. ISBN 9788675830153 .
- Чиркович, Сима (2004). Сербы . Молден: Издательство Блэквелл. ISBN 9781405142915 .
- Ферьянчич, Божидар ; Максимович, Любомир (2014). «Сава Неманич и Сербия между Эпиром и Никеей» . Балканика (45): 37–54. дои : 10.2298/BALC1445037F . hdl : 21.15107/rcub_dais_12894 .
- Калич, Йованка (2017). «Первые коронационные церкви средневековой Сербии» . Балканика (48): 7–18. дои : 10.2298/BALC1748007K .
- Марьянович, Драголюб (2018). «Возникновение Сербской церкви по отношению к Византии и Риму» (PDF) . Ниш и Византия . 16 :41–50.
- Острогорский, Георгий (1956). История Византийского государства . Оксфорд: Бэзил Блэквелл.
- Власто, Алексис П. (1970). Вхождение славян в христианский мир: Введение в средневековую историю славян . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521074599 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Лоуренс, CH Средневековое монашество . 3-е изд. Харлоу: Pearson Education, 2001. ISBN 0-582-40427-4