Александр Невский (фильм)
Александр Невский | |
---|---|
![]() обложка DVD | |
Режиссер | Сергей Эйзенштейн Dmitri Vasilyev |
Написал | Сергей Эйзенштейн Pyotr Pavlenko |
В главных ролях | Nikolay Cherkasov Nikolay Okhlopkov Андрей Абрикосов |
Кинематография | Эдуард Тиссе |
Под редакцией | Сергей Михайлович Эйзенштейн Эсфирь Табак |
Музыка | Сергей Прокофьев |
Производство компания | |
Распространено | Амкино Корпорация США |
Дата выпуска |
|
Время работы | 111 минут |
Страна | Советский Союз |
Язык | Русский |
Alexander Nevsky ( Russian : Алекса́ндр Не́вский ) is a 1938 Soviet historical drama film directed by Sergei Eisenstein . [ 1 ] На нем изображена попытка вторжения в Новгород в XIII веке тевтонских рыцарей Священной Римской империи и их поражение от князя Александра, известного в народе как Александр Невский (1220–1263).
Эйзенштейн снял фильм совместно с Дмитрием Васильевым по сценарию, написанному в соавторстве с Петром Павленко ; им было поручено следить за тем, чтобы Эйзенштейн не скатился к « формализму », и чтобы облегчить съемку в разумные сроки. Его продюсировало Госкино на базе киностудии «Мосфильм» , с Николаем Черкасовым в главной роли и музыкой Сергея Прокофьева . «Александр Невский» был первым и самым популярным из трёх звуковых фильмов Эйзенштейна. Эйзенштейн, Павленко, Черкасов и Абрикосов были удостоены Сталинской премии за этот фильм .
В 1978 году фильм был включен в 100 лучших кинофильмов мира по результатам опроса общественного мнения, проведенного итальянским издательством Arnoldo Mondadori Editore . [ 2 ]
Russia Beyond считает этот фильм одним из 10 лучших российских фильмов о войне. [ 3 ]
Сюжет
[ редактировать ]Армия Тевтонского ордена вторгается и захватывает город Псков с помощью предателя Твердило и уничтожает его население. Несмотря на сопротивление бояр и новгородских купцов (подстрекаемых монахом Ананией, приспешником Твердило), обращается к Александру Ярославичу Невскому с призывом вновь стать их князем и защитить Новгород. Для этого он сплачивает простых людей Новгородской области. В решающем Ледовом побоище на поверхности замерзшего Чудского озера терпят поражение тевтонские войска. Псков снова взят, и там Невский выносит приговор: уцелевшие тевтонские пехотинцы отпускаются на волю, а уцелевшие тевтонские рыцари будут задержаны с целью выкупа. Предатель Твердило вместе с католическим священником, благословившим сожжение заживо псковских детей, исчезают под толпой зевак.
Второстепенным сюжетом является соперничество и дружба Василия Буслая и Гаврило Олексича, двух знаменитых (и исторических) воинов Новгорода. Оба становятся командующими новгородскими войсками и участвуют в состязании храбрости и боевого искусства, чтобы решить, кто выиграет руку Ольги Даниловны, новгородской девушки, за которой оба ухаживают.
В то же время Василиса, дочь убитого германцами псковского боярина, присоединяется в качестве солдата к новгородским войскам. В конечном итоге она и Василий сражаются бок о бок; она бросает ему оружие, когда он окружен и безоружен, и именно она находит и убивает Ананию.
Гаврило и Василий тяжело ранены, и их находит Ольга, которая забирает их с поля боя. Хотя они подчиняются друг другу, в конце концов Василий публично заявляет, что ни один из них не был самым храбрым в бою: эта честь достается Василисе, а затем Гаврило. Таким образом, Гаврило и Ольга объединяются, а Василий выбирает себе в невесту Василису (с ее молчаливого согласия).
Бросать
[ редактировать ]- Николай Черкасов в роли князя Александра Невского
- Nikolay Okhlopkov as Vasili Buslaev
- Андрей Абрикосов в роли Гаврило Олексича
- Dmitry Orlov as Ignat, the master armorer
- Vasili Novikov as Pavsha, a voivode of Pskov
- Николаи Арски как Домаш Твердиславич, Новгород Бойяр
- Varvara Massalitinova as Amelfa Timoferevna, Buslay's Mother
- Валентина Ивашова — Ольга Даниловна, новгородская горничная
- Aleksandra Danilova as Vasilisa, a maid of Pskov
- Владимир Ершов в роли Германа фон Балка , Великого магистра Тевтонского ордена.
- Sergei Blinnikov as Tverdilo, the traitor of Pskov
- Иван Лагутин — Анания, монах
- Лев Фенин в роли архиепископа
- Наум Рогожин в роли чернокапюшного монаха
Политический контекст 1930-х годов
[ редактировать ]
Эйзенштейн снял «Александр Невский» , свой первый законченный фильм за 10 лет, в сталинскую эпоху , во времена напряженных отношений между Советским Союзом и нацистской Германией . В фильме присутствуют элементы явной аллегории , отражающие политическую ситуацию между двумя странами на момент производства. Некоторые типы шлемов, которые носила тевтонская пехота, напоминают макеты «Стальных шлемов» времен Первой мировой войны . В первом варианте сценария Александра Невского свастики появились даже на шлемах оккупантов. [ 4 ] В фильме Александр изображен как народный герой и показано, как он обходит борьбу с монголами , своими старыми врагами, чтобы противостоять более опасному врагу.
Фильм также передает крайне антиклерикальные и антикатолические послания. [ 5 ] Митра рыцарского епископа украшена свастиками , тогда как религия играет второстепенную роль с русской стороны, присутствуя в основном в качестве фона в виде новгородского Никольского собора и священнослужителей с иконами во время победоносного вступления Невского в город после битвы.
Фильм основан на литературном сценарии под названием «Русь» , написанном Петром Павленко , советским писателем, придерживавшимся ортодоксального соцреализма . Власти могли положиться на Павленко в роли «консультанта» и сообщать о любых своенравных тенденциях со стороны Эйзенштейна. [ 6 ]
Александр Невский в качестве центральной темы подчеркивает важность простых людей в спасении России, изображая дворян и купцов как «буржуазию» и врагов народа, который ничего не делает, - мотив, который широко использовался. [ 7 ]

Во время съемок фильма Эйзенштейн опубликовал в официальной газете «Известия » статью под названием «Александр Невский и разгром немцев». Он провел конкретную параллель между Невским и Сталиным . [ 8 ] В результате Кремль запросил предварительный просмотр, и без консультации с Эйзенштейном его помощники показали отснятый материал Генеральному секретарю. В ходе показа исчез один из роликов, на котором была изображена сцена драки среди населения Новгорода. [ 9 ] Независимо от того, была ли она случайно оставлена в монтажной, или Сталин увидел отснятый материал и возражал против него, создатели фильма решили навсегда уничтожить ролик, поскольку он не получил явного одобрения Сталина. [ 9 ]
Картина вышла в декабре 1938 года и имела большой успех у зрителей: 15 апреля 1939 года Семен Дукельский – председатель Госкомитета по кинематографии – сообщил, что ее уже посмотрели 23 миллиона человек и она является самой популярной из фильмы, снятые в последнее время. [ 10 ]
После 23 августа 1939 года, когда СССР подписал пакт Молотова-Риббентропа , предусматривавший ненападение и сговор между Германией и Советским Союзом, Александр Невский был изъят из обращения. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] Однако ситуация резко изменилась 22 июня 1941 года после вторжения стран Оси в Советский Союз , и фильм быстро вернулся на советские и западные экраны. [ 11 ]
Стиль
[ редактировать ]«Александр Невский» менее экспериментальен по своей повествовательной структуре, чем предыдущие фильмы Эйзенштейна; он рассказывает одну историю с одной сюжетной линией и фокусируется на одном главном герое. Спецэффекты и операторская работа были одними из самых передовых на то время. [ 14 ]
Кульминацией фильма является получасовое Ледовое побоище , движимое зловещим, воодушевляющим, триумфальным музыкальным повествованием Прокофьева, эпизод, который с тех пор служит моделью для эпических киносражений (например, «Генрих V» , «Спартак» , «Империя наносит ответный удар»). ). Эта кульминационная сцена была снята первой, и, поскольку она была снята палящим жарким летом в Подмосковье, оператору Эдуарду Тиссе пришлось предпринять невероятные шаги, чтобы передать зимний пейзаж, в том числе: использование фильтра, намекающего на зиму. света, окрашивая все деревья в светло-голубой цвет и посыпая их мелом, создавая искусственный горизонт из песка и сооружая искусственные ледяные щиты из асфальта и расплавленного стекла, поддерживаемые плавучими понтонами, которые по команде сдувались, чтобы эрзац-ледяные щиты разбиться под тяжестью тевтонских рыцарей по заранее вырезанным лекалам. [ 9 ]
Музыкальное сопровождение
[ редактировать ]
Этот фильм стал первым драматическим фильмом Эйзенштейна, в котором использовался звук. (Ранее «Бежин луг» фильму написал также использовал звук, но производство было остановлено, а большинство готовых сцен было уничтожено.) Музыку к Сергей Прокофьев , который позже переработал партитуру в концертную кантату . Создание «Александра Невского» было коллаборацией в полном смысле этого слова: часть фильма была снята на музыку Прокофьева, а часть музыки Прокофьева была написана на кадры Эйзенштейна. [ 15 ] Прокофьев рассматривал черновой монтаж фильма как первый шаг к созданию неповторимой музыки. Сильное и технически новаторское сотрудничество между Эйзенштейном и Прокофьевым в процессе монтажа привело к сочетанию музыки и изображений, которое остается стандартом для кинематографистов. [ 16 ] Валерий Гергиев , главный дирижер Лондонского симфонического оркестра , высказал мнение, что музыка Прокофьева к этому фильму - "лучшая, когда-либо написанная для кино". [ 17 ]
Кино и концерты
[ редактировать ]В 1990-е годы стал доступен новый, более чистый отпечаток. Ряд симфонических оркестров исполнили кантату Прокофьева синхронно с показом новой гравюры. Нью -Йоркская филармония , [ 18 ] Детройтский симфонический оркестр , Симфонический оркестр Сан-Франциско , Филадельфийский оркестр и Балтиморский симфонический оркестр. [ 19 ] таких ансамблей пять. Концерты пользовались большой популярностью, поскольку музыка Прокофьева сильно испорчена оригинальной записью саундтрека, которая страдает от сильных искажений и ограниченной частотной характеристики , а также обрезается оригинальная партитура, чтобы соответствовать уже снятым сценам. В кантате не только восстановлены сокращения, но и значительно расширены части партитуры.
Новые редакции фильма
[ редактировать ]В 1986 году фильм был восстановлен. Фильм был очищен, добавлен логотип киностудии, заменены титры (только шрифт, но не содержание), музыку перезаписал Эмин Хачатурян, дирижирующий Государственным симфоническим оркестром кино .
В 1995 году было выпущено новое издание фильма на VHS и лазерном диске , для которого партитура Прокофьева была полностью перезаписана в цифровом дирижером стереосистеме Юрием Темиркановым, Санкт -Петербургского филармонического оркестра и хора, хотя диалоговые части фильма саундтрек остался без изменений. Это позволило новому поколению увидеть фильм Эйзенштейна и музыку Прокофьева с высокой точностью, вместо того, чтобы довольствоваться плохо записанной музыкальной частью, существовавшей с момента выхода фильма на экраны. Версии перезаписанной партитуры на DVD нет.
В популярной культуре
[ редактировать ]Многие работы созданы под влиянием Александра Невского или относятся к нему . [ 20 ] [ ненадежный источник ]
Фильмы
[ редактировать ]- Сцены из фильма позже были включены в американский пропагандистский фильм «Битва за Россию» (1943). [ 21 ]
- «Любовь и смерть» (1975), сценарий и режиссер Вуди Аллен , пародирует российское кино и литературу. В фильме использована партитура Александра Невского .
- «Волшебники» (1977) используют кадры из фильма в своих боевых сценах, анимированных с помощью ротоскопирования .
- Определенные сцены Джона Милиуса фантастического эпоса «Конан-варвар» (1982) созданы под влиянием Александра Невского . Представление Тулсы Дума и его приспешников после разрушения деревни Конана напоминает изображение Великого Магистра Тевтонского ордена и его товарищей-рыцарей после завоевания Пскова . Финальный выезд и атака Всадников Судьбы против Конана по партитуре и хореографии напоминает приближение кавалерии Тевтонского ордена к Невскому в битве на Чудском озере; Кроме того, Стальная загадка, главная тема фильма о Конане, уже упоминается Невским во время финальной Ледовой битвы . [ 22 ]
- В фильме «Красный рассвет» (1984) фильм демонстрируется под афишей кинотеатра в оккупированной Америке. [ 23 ] Сама «Красная заря» в некотором роде является вариацией на тему мятежа и мятежа в «Александре Невском» . [ нужна ссылка ]
- В нескольких дополнительных фильмах есть сцены, на которые сильно повлияло изображение Ледового побоища, в том числе:
- Doctor Zhivago (1965)
- Куранты в полночь (1965)
- Мозг на миллиард долларов (1967)
- Империя наносит ответный удар (1980)
- Мулан (1998)
- Король Артур (2004) [ нужна ссылка ]
Литература
[ редактировать ]- Тома Клэнси В романе «Восход красной бури» (1986) изображены два офицера американской разведки, наблюдающие за Александром Невским (по несанкционированному спутниковому каналу советского государственного телевидения) накануне Третьей мировой войны . Офицеры отмечают улучшенное звуковое сопровождение, а также антинемецкие настроения и сильное чувство русского (в отличие от советского) национализма . На следующий день в рамках заговора с целью НАТО политического раскола альянса агенты КГБ взорвали бомбу в Кремле , убив группу детей из Пскова , а затем арестовали спящего западногерманского агента по обвинению в терроризме .
- «Невский: Народный герой» (2012), экранизация фильма в графическом романе, написанная Беном Маккулом с иллюстрациями Марио Гевары и опубликованная IDW Publishing . [ 24 ] [ 25 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Питер Роллберг (2016). Исторический словарь российского и советского кино . США: Роуман и Литтлфилд. п. 40. ИСБН 978-1442268425 .
- ^ «mindupper.com» . Ruscico.com. Архивировано из оригинала 19 апреля 2017 г. Проверено 15 февраля 2015 г.
- ^ Егоров, Борис (31 августа 2018 г.). «10 лучших русских фильмов о войне» . Россия за пределами . Проверено 8 сентября 2018 г.
- ↑ Не указано (1998 г.), и две сложные свастики действительно появляются на митре епископа Священной Римской империи, который наблюдает за своими сражающимися немецкими лакеями из-за линии фронта. Симфоническое видение Эйзенштейна. В «Александре Невском» [примечания к DVD]. Чатсуорт: Image Entertainment.
- ^ Татара, Пол. «Обзор – Александр Невский » TCM.com
- ^ Гудвин, Джеймс (1993). Эйзенштейн, кино и история . Урбана, Иллинойс: Издательство Университета Иллинойса . п. 159. ИСБН 978-0-252-01964-7 .
- ^ Ричард Овери , Диктаторы: гитлеровская Германия, сталинская Россия , с. 558 ISBN 0-393-02030-4
- ^ Берган, Рональд (1999). Эйзенштейн: жизнь в конфликте . Нью-Йорк: Не обращайте внимания на прессу. п. 305 . ISBN 978-0-87951-924-7 .
- ^ Jump up to: а б с Хоберман, Дж. (2001). Александр Невский – DVD «Комментарий к сборнику «Критерий» . Нью-Йорк: Сборник критериев.
- ^ Kyril Anderson. Kremlevskij Kinoteatr. 1928–1953: Dokumenty. Rospen Press (2005). ISBN 978-5-8243-0532-6 . п. 539.
- ^ Jump up to: а б Харцуйкер, Линнея (февраль 2018 г.). «История и кино: Александр Невский и использование исторической фантастики» . историко-романтическое общество . Проверено 21 января 2021 г.
- ^ Фон Тунзельманн, Алекс (08 октября 2009 г.). «Александр Невский: сталинская пропаганда в 13 веке» . Хранитель . Проверено 21 января 2021 г.
- ^ Соммерлад, Джо (22 января 2018 г.). «Кем был легендарный советский кинорежиссер Сергей Эйзенштейн?» . Независимый . Архивировано из оригинала 03 сентября 2020 г. Проверено 21 января 2021 г.
- ↑ А. Томмассини, « Музыка в обзоре; Александр Невский » , The New York Times, 21 октября 2006 г. «Чтобы укрепить народные настроения против немцев, советские чиновники попросили Эйзенштейна снять фильм, посвященный победе русского князя Александра Невского над мародерство рыцарей Тевтонского ордена из Германии в 1242 году».
- ^ «Сергей Прокофьев» . Международный кино: другие традиции, другие практики . Справочник фильмов – Advameg, Inc. Проверено 10 октября 2012 г.
- ^ Гонсалес Куэто, Ирен (23 мая 2016 г.). «Уорхол, Прокофьев, Эйзенштейн и музыка» . Культурная Resuena (на европейском испанском языке) . Проверено 12 октября 2016 г.
- ^ «Концертная программа на сезон 2011–2012 гг.» . Кембриджское филармоническое общество. Архивировано из оригинала 3 ноября 2013 года . Проверено 10 октября 2012 г.
- ^ А. Томмассини, « Музыка в обзоре; Александр Невский » The New York Times, 21 октября 2006 г. «Дом Нью-Йоркской филармонии был временно превращен в кинотеатр для показа эпопеи Сергея Эйзенштейна 1938 года « Александр Невский». "
- ^ Служба новостей классической музыки. «Марин Олсоп возглавляет BSO в музыке к фильму «Александр Невский» . Classical.broadwayworld.com . Проверено 15 февраля 2015 г.
- ^ "Эйзенштейн, Доватор и Александр Невский" . May 18, 2007. Archived from the original on June 3, 2008.
- ^ Эта удивительная Ламанова ИМДТ (Институт моды, дизайна и технологий)
- ^ "Alexandre Nevski (Aleksandr Nevskii) – 1938 – Sergeï Eisenstein – VOSTFR" . YouTube . 18 January 2013 . Retrieved 15 February 2015 . [ мертвая ссылка на YouTube ]
- ^ «Отсутствие национальной безопасности в «Красной заре» ★ ★ – Chicago Tribune» . 20 ноября 2012 г.
- ^ «Апрельские предложения IDW!» . Архивировано из оригинала 27 января 2012 г. Проверено 5 апреля 2012 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ МакКул, Бен (2012). герой Невский: Народный Гевара, Марио (иллюстратор). Издательство IDW. ISBN 9781613771815 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Alexander Nevsky(Full HD) YouTube Киноконцерн "Мосфильм" channel
- Александр Невский на IMDb
- Александр Невский в AllMovie
- Александр Невский в базе данных TCM Movie
- Александр Невский в Rotten Tomatoes
- Александр Невский , эссе Дж. Хобермана в Criterion Collection.
- Александр Невский на официальном сайте Мосфильма с английскими субтитрами
- фильмы 1938 года
- Исторические боевики 1930-х годов
- Исторические драмы 1930-х годов
- Боевики 1930-х годов о войне
- Драматические боевики 1930-х годов
- Военные драмы 1930-х годов
- Биографические драматические фильмы 1930-х годов
- Советские фильмы 1930-х годов.
- Русскоязычные фильмы 1930-х годов.
- Советские исторические боевики
- Советские исторические драмы
- Советские военные боевики
- Советские боевики-драмы
- Советские военные драмы
- Советские биографические драматические фильмы
- Советские эпические фильмы
- Советские черно-белые фильмы
- российские исторические боевики
- Российские военные боевики
- Российские биографические драматические фильмы.
- Российские черно-белые фильмы.
- Фильмы о Северных крестовых походах
- Военные эпические фильмы
- Военные фильмы, основанные на реальных событиях
- Фильмы, действие которых происходит в России.
- Фильмы, действие которых происходит в 13 веке.
- фильмы Мосфильма
- Фильмы Сергея Эйзенштейна
- Фильмы режиссёра Дмитрия Васильева
- Фильмы, озвученные Сергеем Прокофьевым
- Александр Невский
- Цензурированные фильмы
- Драматические фильмы 1938 года
- Окурки советских фильмов 1930-х годов