Jump to content

Сергей Эйзенштейн

Сергей Эйзенштейн
Сергей Эйзенштейн
Эйзенштейн ок. 1920-е годы
Рожденный
Сергей Михайлович Эйзенштейн

22 января [ OS 10 января] 1898 г.
Рига , Ливонская губерния , Российская империя (ныне Латвия)
Умер 11 февраля 1948 г. ( 1948-02-11 ) (50 лет)
Москва , РСФСР , Советский Союз.
Место отдыха Новодевичье кладбище , Москва.
Занятия
Годы активности 1923–1946
Заметная работа
Супруг
Пера Аташева
( м. 1934)
Награды Сталинская премия (1941, 1946).

Сергей Михайлович Эйзенштейн [а] (22 января [ OS 10 января] 1898 — 11 февраля 1948) — советский кинорежиссёр , сценарист , монтажёр и теоретик кино . Он был пионером в теории и практике монтажа . [1] Он известен, в частности, немыми фильмами «Забастовка» (1925), «Броненосец Потемкин» (1925) и «Октябрь» (1928), а также историческими эпосами «Александр Невский» (1938) и «Иван Грозный» (1944, 1958). В своем десятилетнем опросе 2012 года журнал Sight & Sound назвал его «Броненосец Потемкин» 11-м величайшим фильмом всех времен. [2]

Ранний период жизни

[ редактировать ]
Юный Сергей с родителями Михаилом и Юлией Эйзенштейнами.

Сергей Эйзенштейн родился 22 января [ OS 10 января] 1898 года в Риге , в Ливонской губернии , Российская империя (современная Латвия). [3] [4] в семью среднего достатка. В ранние годы его семья часто переезжала, как и Эйзенштейн продолжал делать на протяжении всей своей жизни. Его отец, архитектор Михаил Осипович Эйзенштейн , родился в Киевской губернии в семье еврея- купца Осипа и матери -шведки . [5] [6]

Отец Сергея Эйзенштейна перешел в Русскую Православную Церковь , а его мать, Юлия Ивановна Конецкая, происходила из русской православной семьи. [7] Она была дочерью преуспевающего купца. [8] Юлия покинула Ригу в год русской революции 1905 года , забрав с собой Сергея в Санкт-Петербург . [9] Ее сын время от времени возвращался, чтобы увидеть своего отца, который присоединился к ним примерно в 1910 году. [10] Последовал развод, и Юлия уехала из семьи, чтобы жить во Франции. [11] Эйзенштейн был воспитан как православный христианин, но позже стал атеистом. [12] [13] Среди фильмов, оказавших влияние на Эйзенштейна в детстве, был «Последствия феминизма» (1906) первой женщины-режиссера Алисы Ги-Блаше . [14] [ нужна цитата для проверки ]

Образование

[ редактировать ]

В Петроградском инженерно-строительном институте Эйзенштейн изучал архитектуру и инженерное дело — профессию своего отца. [15] В 1918 году он бросил школу и вступил в Красную Армию , чтобы участвовать в Гражданской войне в России , хотя его отец Михаил поддерживал противоположную сторону. [16] Это привело его отца в Германию после разгрома антибольшевистских сил, а Сергея — в Петроград, Вологду и Двинск . [17] В 1920 году Сергей был переведен на командную должность в Минске , после успехов в пропаганде Октябрьской революции . В это время он познакомился с театром Кабуки и изучал японский язык , выучив около 300 иероглифов кандзи , которые, по его словам, повлияли на его изобразительное развитие. [18] [19]

Из театра в кино

[ редактировать ]
С японским актером кабуки Садандзи Итикавой II, Москва, 1928 год.

Эйзенштейн переехал в Москву в 1920 году и начал свою карьеру в театре, работая в Пролеткульте . [20] экспериментальное советское художественное учреждение, стремившееся радикально изменить существующие художественные формы и создать революционную эстетику рабочего класса. Его постановки там назывались «Противогазы» , ​​«Слушай, Москва» , «Хватит глупости на каждого мудреца» . [21] Работал дизайнером у Всеволода Мейерхольда . [22] Эйзенштейн начал свою карьеру как теоретик в 1923 году. [23] написав «Монтаж аттракционов» для художественного журнала «ЛЕФ» . [24] Его первый фильм «Дневник Глумова» (для театральной постановки «Мудрец ») также был снят в том же году с Дзиги Вертова . привлечением первоначально в качестве инструктора [25] [26]

«Забастовка» (1925) — первый полнометражный художественный фильм Эйзенштейна. Линкор «Потемкин» (тоже 1925 г.) получил признание критиков во всем мире. Во многом благодаря этой международной известности он затем смог поставить « Октябрь: десять дней, которые потрясли мир » в рамках грандиозного празднования десятой годовщины Октябрьской революции 1917 года, а затем «Генеральную линию» (также известную как « Старая и новая »). . В то время как критики за пределами Советской России хвалили эти работы, внимание Эйзенштейна в фильмах к структурным вопросам, таким как ракурсы, движения толпы и монтаж , привело его и других единомышленников, таких как Всеволод Пудовкин и Александр Довженко , под критику со стороны советского киносообщества. Это вынудило его опубликовать статьи с самокритикой и обязательствами реформировать свои кинематографические взгляды, чтобы они соответствовали все более конкретным доктринам социалистического реализма . [ нужна ссылка ]

Путешествия в Западную Европу

[ редактировать ]

Осенью 1928 года, когда во многих советских кварталах Октябрь все еще находился под огнем, Эйзенштейн покинул Советский Союз и отправился в турне по Европе в сопровождении своего постоянного соратника по кино Григория Александрова и оператора Эдуарда Тиссе . Официально поездка должна была позволить троим узнать о звуковом кино и лично представить себя капиталистическому Западу как советские артисты. Однако для Эйзенштейна это была возможность увидеть пейзажи и культуры за пределами Советского Союза. Следующие два года он провел, гастролируя и читая лекции в Берлине , Цюрихе , Лондоне и Париже. [27] В 1929 году в Швейцарии Эйзенштейн руководил созданием образовательного документального фильма об абортах режиссера Тиссе под названием «Фрауэннот – Фрауэнглюк» . [28]

Американские проекты

[ редактировать ]
Александров, Эйзенштейн и Тиссе с Уолтом Диснеем в июне 1930 года.

В конце апреля 1930 года кинопродюсер Джесси Л. Ласки от имени Paramount Pictures предложил Эйзенштейну возможность снять фильм в США. [29] Он принял краткосрочный контракт на 100 000 долларов (1 500 000 долларов в долларах 2017 года) и прибыл в Голливуд в мае 1930 года вместе с Александровым и Тиссе. [30] Эйзенштейн предложил биографию торговца оружием Бэзила Захарова и киноверсию « Оружия и человека» Джорджа Бернарда Шоу , а также более подробно разработал планы фильма « Золото Саттера» Блеза Сендрара . [31] но по общему мнению не смог произвести впечатление на продюсеров студии. [32] Paramount предложила экранизацию Теодора Драйзера » « Американской трагедии . [33] Это взволновало Эйзенштейна, который прочитал эту работу, полюбил ее и однажды встретил Драйзера в Москве. Эйзенштейн завершил сценарий к началу октября 1930 года. [34] но Paramount это не понравилось, и, кроме того, на них напал майор Пиз . [35] президент Голливудского института технических директоров. Пиз, ярый антикоммунист, развернул публичную кампанию против Эйзенштейна. 23 октября 1930 года по «взаимному согласию» «Парамаунт» и Эйзенштейн объявили свой контракт недействительным, а стороне Эйзенштейна было предложено вернуть билеты в Москву за счет «Парамаунт». [36]

Эйзенштейн столкнулся с тем, что в СССР его считали неудачником. Советская киноиндустрия решала вопрос звукового кино без него; кроме того, его фильмы, методы и теории, такие как его формалистическая теория кино , все чаще подвергались нападкам как «идеологические неудачи». Многие из его теоретических статей этого периода, такие как «Эйзенштейн о Диснее» , появились десятилетия спустя. [37]

Эйзенштейн и его окружение провели значительное время с Чарли Чаплином . [38] который рекомендовал Эйзенштейну встретиться с сочувствующим ему благотворителем, американским писателем-социалистом Эптоном Синклером . [39] Работы Синклера были приняты и широко читаны в СССР и были известны Эйзенштейну. Эти двое восхищались друг другом, и в период с конца октября 1930 года до Дня Благодарения того же года Синклер добился продления отсутствия Эйзенштейна в СССР и разрешения на поездку в Мексику. Эйзенштейн давно был очарован Мексикой и хотел снять фильм об этой стране. В результате обсуждений с Эйзенштейном и его коллегами Синклер, его жена Мэри и трое других инвесторов организовали «Мексиканский кинотраст», чтобы заключить контракт с тремя россиянами на создание фильма о Мексике по замыслу Эйзенштейна. [40]

Мексиканская одиссея

[ редактировать ]
Duration: 59 seconds.
Сергей Эйзенштейн во время визита в Роттердам в 1930 году.

24 ноября 1930 года Эйзенштейн подписал контракт с Фондом «на основании своего желания иметь возможность свободно руководить созданием картины в соответствии со своими собственными представлениями о том, какой должна быть мексиканская картина, и полностью веря в художественную целостность Эйзенштейна». ." [41] В контракте предусматривалось, что фильм будет «неполитическим», что немедленно доступное финансирование будет предоставлено Мэри Синклер в размере «не менее двадцати пяти тысяч долларов». [42] что график съемок составил «срок от трех до четырех месяцев», [42] и самое главное: «Кроме того, Эйзенштейн соглашается, что все картины, сделанные или снятые им в Мексике, все негативные фильмы и позитивные репродукции, а также все истории и идеи, воплощенные в упомянутых мексиканских картинах, будут собственностью миссис Синклер...» [42] Приложение к контракту разрешало, что «Советское правительство может бесплатно предоставить [законченный] фильм для показа на территории СССР». [43] Как сообщается, устно было разъяснено, что ожидается готовый фильм продолжительностью около часа. [ нужна ссылка ]

К 4 декабря Эйзенштейн ехал в Мексику на поезде в сопровождении Александрова и Тиссе, а также брата г-жи Синклер, Хантера Кимбро , банкира, не имевшего опыта работы в кино, который должен был выполнять функции руководителя производства. На момент их отъезда Эйзенштейн еще не определил направление и тему своего фильма и лишь несколько месяцев спустя подготовил краткий набросок шестисерийного фильма; Он пообещал, что это в той или иной форме будет развито в окончательный план, который он определит для своего проекта. Название проекта: «Que viva México!» было решено еще некоторое время спустя. Находясь в Мексике, он общался с Фридой Кало и Диего Риверой ; Эйзенштейн восхищался этими художниками и мексиканской культурой в целом, и они вдохновили его называть свои фильмы «движущимися фресками». [44] Левое киносообщество США с нетерпением следило за его успехами в Мексике, о чем свидетельствует книга Криса Роба « Налево от Голливуда: кино, модернизм и появление радикальной кинокультуры США» . [45]

Однако съемки не были завершены в течение 3–4 месяцев, оговоренных в контракте Эйзенштейна, и у Фонда заканчивались деньги; и его длительное отсутствие в СССР побудило Иосифа Сталина послать Синклеру телеграмму, в которой выразил обеспокоенность тем, что Эйзенштейн стал дезертиром. [46] Под давлением Эйзенштейн обвинил в проблемах фильма младшего брата Мэри Синклер, Хантера Кимбро, которого послали в качестве линейного продюсера. [47] Эйзенштейн надеялся оказать давление на Синклеров, чтобы они вклинились между ним и Сталиным, чтобы Эйзенштейн мог закончить фильм по-своему. Не имея возможности собрать дополнительные средства и находясь под давлением как со стороны советского правительства, так и со стороны большинства Треста, Синклер остановил производство и приказал Кимбро вернуться в Соединенные Штаты с оставшимися отснятыми материалами и тремя советскими войсками, чтобы посмотреть, что они могут с ними сделать. фильм уже снят; оценки размеров этого диапазона составляют от 170 000 линейных футов, при этом Солдадера не снималась, [48] до более чем 250 000 погонных футов. [49] Для незавершенных съемок «романа» Солдадеры Эйзенштейн, не понеся никаких затрат, заполучил у мексиканской армии 500 солдат, 10 000 орудий и 50 пушек. [47]

Когда Кимбро прибыл на американскую границу, при таможенном досмотре его багажника среди других непристойных порнографических материалов были обнаружены эскизы и рисунки Эйзенштейна с карикатурами на Иисуса , которые Эйзенштейн добавил в свой багаж без ведома Кимбро. [50] [51] Срок действия его визы для повторного въезда истек. [52] и контакты Синклера в Вашингтоне не смогли обеспечить ему дополнительное продление. Эйзенштейну, Александрову и Тиссе после месячного пребывания на границе США и Мексики возле Ларедо, штат Техас , был разрешен 30-дневный «пропуск», чтобы добраться из Техаса в Нью-Йорк и оттуда отправиться в Москву, а Кимбро вернулся в Лос-Анджелес. с оставшейся пленкой. [52]

Эйзенштейн совершил поездку по югу Америки вместо того, чтобы поехать прямо в Нью-Йорк. В середине 1932 года Синклерам удалось заручиться услугами Сола Лессера , который только что открыл свой дистрибьюторский офис в Нью-Йорке, Principal Distributing Corporation . Лессер согласился контролировать постпродакшн на милях негатива - за счет Траста - и распространять любой полученный продукт. Два короткометражных художественных фильма и небольшая тема «Гром над Мексикой» по мотивам фильма «Магуи». [53] «Эйзенштейн в Мексике » и «День смерти» соответственно — были завершены и выпущены в Соединенных Штатах между осенью 1933 и началом 1934 года. Эйзенштейн никогда не видел ни одного из фильмов Синклера-Лессера, а также более поздней работы его первого биографа Мари Сетон под названием Время на Солнце , [54] освобожден в 1940 году. Он публично заявлял, что потерял всякий интерес к проекту. В 1978 году Григорий Александров выпустил под тем же названием в нарушение авторских прав собственную версию, которая была удостоена Почетной золотой премии на 11-м Московском международном кинофестивале в 1979 году. Позже, в 1998 году, Олег Ковалов отредактировал бесплатную версию фильма. фильм, назвав его «Мексиканская фантазия». [ нужна ссылка ]

Возвращение в Советский Союз

[ редактировать ]
Эйзенштейн в 1939 году

Неудача Эйзенштейна в Мексике сказалась на его психическом здоровье. В июле 1933 года провел некоторое время в психиатрической больнице в Кисловодске . [55] якобы из-за депрессии, вызванной его окончательным признанием того, что ему никогда не позволят редактировать мексиканские кадры. [56] Впоследствии ему была назначена преподавательская должность в Государственном институте кинематографии , где он преподавал ранее, а в 1933 и 1934 годах отвечал за написание учебной программы. [57]

В 1935 году Эйзенштейну поручили еще один проект, «Бежин луг» , но, похоже, фильм страдал многими из тех же проблем, что и «¡Que viva México!» . Эйзенштейн в одностороннем порядке решил экранизировать две версии сценария: одну для взрослых зрителей и одну для детей; не смог определить четкий график съемок; и отсняли фильм с огромным трудом, что привело к перерасходу средств и срыву сроков. Борис Шумяцкий , де-факто глава советской киноиндустрии, призвал к остановке съемок и отмене дальнейшего производства. Судя по всему, карьеру Эйзенштейна на тот момент спасло то, что Сталин в конечном итоге занял позицию, согласно которой катастрофа на Бежинском лугу , наряду с рядом других проблем, с которыми столкнулась индустрия на тот момент, имела отношение не столько к подходу Эйзенштейна к кинопроизводству, сколько к руководителям, которые были якобы надзирал за ним. В конечном итоге это легло на плечи Шумяцкого. [58] который в начале 1938 года был разоблачен, арестован, предан суду, осужден как предатель и расстрелян.

Эйзенштейн смог снискать расположение Сталина «еще одним шансом», и из двух предложений он выбрал задание биографического фильма об Александре Невском и его победе в Ледовом побоище с музыкой, написанной Сергеем Прокофьевым . [59] На этот раз ему назначили соавтора сценария Петра Павленко . [60] принести готовый сценарий; профессиональные актеры, исполняющие роли; и помощник режиссера Дмитрий Васильев для ускорения съемок. [60]

Результатом стал фильм, хорошо принятый критиками как в Советском Союзе, так и на Западе, за который он получил орден Ленина и Сталинскую премию . [61] Это была аллегория и суровое предупреждение против массирующих сил нацистской Германии, хорошо сыгранная и хорошо сделанная. В сценарии Невский произнес ряд традиционных русских пословиц , устно укоренив свою борьбу с германскими захватчиками в русских традициях. [62] Он был начат, завершен и запущен в прокат в течение всего 1938 года и представлял собой первый фильм Эйзенштейна почти за десятилетие и его первый звуковой фильм. [ нужна ссылка ]

Через несколько месяцев после его выпуска Сталин заключил договор с Гитлером, и Александра Невского тут же отстранили от распространения. Эйзенштейн вернулся к преподаванию, и ему было поручено поставить Рихарда Вагнера в «Валькирию» Большом театре . [61] После начала войны с Германией в 1941 году «Александр Невский» был переиздан с широким прокатом и заслужил международный успех. С приближением войны в Москве Эйзенштейн был одним из многих кинематографистов, эвакуированных в Алма-Ату , где впервые задумался над идеей снять фильм о царе Иване IV . Эйзенштейн переписывался с Прокофьевым из Алма-Аты, и он присоединился к нему там в 1942 году. Прокофьев написал музыку к фильму Эйзенштейна «Иван Грозный» , а Эйзенштейн в ответ разработал декорации для оперной интерпретации « Войны и мира» , над которой работал Прокофьев. [63]

Иван трилогия

[ редактировать ]

Фильм Эйзенштейна « Иван Грозный , часть I» , представляющий Ивана IV как национального героя, получил одобрение Сталина (и Сталинскую премию ). [64] но продолжение, «Иван Грозный, часть II» , подверглось критике со стороны различных властей и не выпускалось до 1958 года. Все кадры из фильма «Иван Грозный, часть III» были конфискованы советскими властями, пока фильм был еще незакончен, и большая часть из них была уничтожена. , хотя существует несколько отснятых сцен. [65] [66]

Личная жизнь

[ редактировать ]
Director Grigori Aleksandrov in his 20s

Были дебаты о сексуальности Эйзенштейна, и фильм, посвященный гомосексуализму Эйзенштейна, столкнулся с трудностями в России. [67] [68]

Почти все его современники считали Эйзенштейна геем. Во время интервью 1925 года Александров стал свидетелем того, как Эйзенштейн сказал польскому журналисту Вацлаву Сольскому: «Девочки меня не интересуют» и рассмеялся, затем быстро остановился и покраснел от смущения. Вспоминая этот инцидент, Сольский написал: «Только позже, когда я узнал то, что знал каждый в Москве, странное поведение Александрова стало понятным». [69] Эптон Синклер пришел к такому же выводу после того, как таможенники обнаружили порнографические рисунки Эйзенштейна. Позже он сказал Мари Сетон: «Все его соратники были троцкистами, и все гомосексуалисты... Люди такого типа держатся вместе». [70]

Через семь месяцев после того, как гомосексуальность стал уголовным преступлением, Эйзенштейн женился на кинорежиссере и сценаристе Пере Аташевой (урожденная Перл Моисеевна Фогельман; 1900 – 24 сентября 1965). [71] [72] [73] Aleksandrov married Orlova during that same year.

Эйзенштейн признался в своей асексуальности своей близкой подруге Мари Сетон : «Ошибаются те, кто говорит, что я гомосексуалист. Я никогда этого не замечал и не замечаю. Если бы я был гомосексуалистом, я бы сказал это прямо. Но все дело в том, что я никогда не испытывал гомосексуального влечения, даже к Грише , несмотря на то, что имею некоторую бисексуальную склонность в интеллектуальном плане, как, например, Бальзак или Золя ». [74]

2 февраля 1946 года у Эйзенштейна случился сердечный приступ , и большую часть следующего года он выздоравливал. Он умер от второго сердечного приступа 11 февраля 1948 года в возрасте 50 лет. [75] Его тело хранилось в Доме работников кино, а 13 февраля было кремировано, а прах захоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. [76]

Теоретик кино

[ редактировать ]

Эйзенштейн был одним из первых теоретиков кино. Некоторое время он посещал киношколу, основанную Львом Кулешовым , и они оба были очарованы способностью монтажа создавать смысл и вызывать эмоции. Их отдельные произведения и фильмы являются основой, на которой была построена советская теория монтажа , но они заметно различались в понимании ее основных принципов. Статьи и книги Эйзенштейна, особенно «Форма фильма» и «Смысл фильма» , подробно объясняют значение монтажа.

Его произведения и фильмы продолжали оказывать большое влияние на последующих кинематографистов. Эйзенштейн считал, что монтаж можно использовать не только для описания сцены или момента посредством «связывания» связанных изображений, как утверждал Кулешов. Эйзенштейн считал, что «столкновение» кадров можно использовать для манипулирования эмоциями зрителей и создания кинометафор. Он считал, что идея должна рождаться из сопоставления двух независимых кадров, привнося в фильм элемент коллажа. Он разработал то, что он назвал «методами монтажа»:

  1. Метрика [77]
  2. Ритмичный [78]
  3. Тональный [79]
  4. Овертональный [80]
  5. Интеллектуальный [81]

Благодаря своему междисциплинарному подходу он определил монтаж как строительный акт, лежащий в основе каждого произведения искусства: «принцип сегментации объекта на различные кадры камеры» и объединение в обобщенном или законченном изображении — вот что такое особенностью монтажа мы можем назвать конструктивный процесс, который «оставляет нетронутым событие (схваченную реальность) и в то же время по-иному интерпретирует его». [82]

Эйзенштейн преподавал кинопроизводство во время своей карьеры во ВГИКе, где написал программу режиссерского курса; [83] его классные иллюстрации воспроизведены в « Уроках Эйзенштейна» Владимира Нижнего . Упражнения и примеры для студентов были основаны на воспроизведении такой литературы, как Оноре де Бальзака » «Отец Горио . [84] Другой гипотезой была инсценировка борьбы Гаити за независимость, изображенная в «Черном консуле» Анатолия Виноградова . [85] также под влиянием Black Majesty Джона Вандеркука . [86]

Уроки этого сценария углублялись в характер Жан-Жака Дессалина , воспроизводя его движения, действия и драму, окружающую его. Помимо дидактики литературного и драматического содержания, Эйзенштейн преподавал технические особенности режиссуры, фотографии и монтажа, одновременно поощряя развитие индивидуальности, выразительности и творчества своих учеников. [87] Педагогика Эйзенштейна, как и его фильмы, была политически окрашена и содержала цитаты Владимира Ленина, переплетающиеся с его учением. [88]

В своих первых фильмах Эйзенштейн не использовал профессиональных актеров. Его рассказы избегали отдельных персонажей и затрагивали широкие социальные проблемы, особенно классовые конфликты . В качестве персонажей он использовал группы, а роли заполняли неподготовленные люди из соответствующих классов; он избегал кастинга звезд . [89] Эйзенштейном Видение коммунизма привело его к конфликту с чиновниками правящего режима Сталина. Как и многие художники- большевики , Эйзенштейн представлял себе новое общество, которое будет субсидировать художников, освобождая их от рамок капитализма, предоставляя им полную свободу творить, но из-за материальных условий того времени бюджеты и продюсеры были столь же важны для советского кино. промышленность, как и весь остальной мир. Из-за начавшейся войны у охваченной революцией и изолированной новой страны поначалу не было ресурсов для национализации своей киноиндустрии.

Эйзенштейн хранил альбомы для рисования всю свою жизнь. После его смерти его вдова Пера Аташева передала большую часть из них Российскому государственному архиву литературы и искусства (РГАЛИ), но удержала из пожертвования более 500 эротических рисунков. Позже она передала эти рисунки на хранение Андрею Москвину , а после перестройки наследники Москвина продали их за границу. Эротические рисунки были предметом нескольких выставок с конца 1990-х годов. Некоторые из них воспроизведены в эссе Джоан Нойбергер «Странный цирк: сексуальные рисунки Эйзенштейна». [90]

Почести и награды

[ редактировать ]

В 2023 году известный художник Уильям Кентридж включил рисунок Эйзенштейна в свою персональную музейную выставку в The Broad в Лос-Анджелесе . [93]

22 января 2018 года Google отпраздновал свое 120-летие дудлом Google . [94]

Фильмография

[ редактировать ]

Неоконченные фильмы

[ редактировать ]
  • 1932 Да здравствует Мексика! ( ¡Que viva México! , reconstructed in 1979)
  • 1937 Бежин луг ( Бежин луг , реконструированный в 1960-е годы с использованием раскадровки и нового саундтрека)

Другая работа

[ редактировать ]
  • 1929 «Фрауэннот – Фрауэнглюк» («Женское несчастье – женское счастье», также известное как «Несчастье и удача женщины») (Швейцария). [95] – Эйзенштейн работал руководителем

Библиография

[ редактировать ]
  • Избранные статьи в: Кристи, Ян; Тейлор, Ричард, ред. (1994), Кинофабрика: российское и советское кино в документах, 1896–1939 , Нью-Йорк, Нью-Йорк: Routledge, ISBN  0-415-05298-Х .
  • Эйзенштейн, Сергей (1949), Форма фильма: Очерки теории кино , Нью-Йорк: Харткорт ; перевод Джея Лейды.
  • Эйзенштейн, Сергей (1942), The Film Sense , Нью-Йорк: Харткорт; перевод Джея Лейды.
  • Эйзенштейн, Сергей (1959), Записки кинорежиссера , Паб «Иностранные языки». Дом; перевод X. Данко Онлайн-версия
  • Эйзенштейн, Сергей (1972), Que Viva Mexico! , Нью-Йорк: Арно, ISBN.  978-0-405-03916-4 .
  • Эйзенштейн, Сергей (1994), К теории монтажа , Британский институт кино.
На русском языке и доступно онлайн.
  • Эйзенштейн, Сергей (1968), "Сергей Эйзенштейн" (избр. произв. в 6 тт) , Москва: Искусство , Избранные статьи .

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Russian: Сергей Михайлович Эйзенштейн , romanized : Sergey Mikhaylovich Eyzenshteyn , IPA: [sʲɪrˈɡʲej mʲɪˈxajləvʲɪtɕ ɪjzʲɪnˈʂtʲejn] ; В этом имени, которое следует восточнославянским обычаям именования , отчество Михайлович , а фамилия Эйзенштейн .
  1. ^ Роллберг, Питер (2009). Исторический словарь российского и советского кино . США: Роуман и Литтлфилд . стр. 204–210. ISBN  978-0-8108-6072-8 .
  2. ^ «100 величайших фильмов всех времен | Вид и звук» . Архивировано из оригинала 2 августа 2012 года.
  3. ^ Митри, Жан (7 февраля 2020 г.). «Сергей Эйзенштейн – советский кинорежиссер» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 29 мая 2019 года . Проверено 18 марта 2020 г.
  4. ^ «Сергей Эйзенштейн – российский кинорежиссер и теоретик кино. Биография и интересные факты» . 22 июля 2017 г. Архивировано из оригинала 24 июля 2021 г. Проверено 9 ноября 2018 г.
  5. ^ "Зашифрованное зодчество Риги" . Archived from the original on 30 April 2019.
  6. ^ Роман Соколов, Анна Сухорукова «Новые данные о предках Сергея Михайловича Эйзенштейна» : «Киноведческие записки» 102/103, 2013; стр. 314—323.
  7. ^ Эйзенштейн 1968 [1] .
  8. ^ Бордвелл 1993 , с. 1.
  9. ^ Сетон 1952 , с. 19.
  10. ^ Сетон 1952 , с. 20.
  11. ^ Сетон 1952 , с. 22.
  12. ^ ЛаВэлли, Эл (2001). Эйзенштейну 100 лет . Издательство Университета Рутгерса . п. 70 . ISBN  9780813529714 . Будучи убежденным марксистом, Эйзенштейн внешне отвернулся от своего ортодоксального воспитания и в своих мемуарах постарался подчеркнуть свой атеизм.
  13. ^ Эйзенштейн, Сергей (1996). Тейлор, Ричард (ред.). За звездами: воспоминания Сергея Эйзенштейна, Том 5 . Издательство БФИ. п. 414. ИСБН  9780851704609 . Мой атеизм подобен атеизму Анатоля Франса — неотделим от поклонения видимым формам культа.
  14. ^ Эйзенштейн, Сергей (2019). Йо. Мемуары . Россия: Музей современного искусства «Гараж». стр. 283, 443.
  15. ^ Сетон 1952 , с. 28.
  16. ^ Сетон 1952 , стр. 34–35.
  17. ^ Сетон 1952 , с. 35.
  18. ^ Эйзенштейн 1968 [2]
  19. ^ Сетон 1952 , с. 37.
  20. ^ Сетон 1952 , с. 41.
  21. ^ Сетон 1952 , с. 529.
  22. ^ Сетон 1952 , стр. 46–48.
  23. ^ Сетон 1952 , с. 61.
  24. ^ Кристи и Тейлор 1994 , стр. 87–89.
  25. ^ Эйзенштейн 1968 [3] .
  26. ^ Гудвин 1993 , с. 32.
  27. ^ Эйзенштейн 1972 , с. 8.
  28. ^ Бордвелл 1993 , с. 16.
  29. ^ Гедульд и Готтесман 1970 , с. 12.
  30. ^ «Александр Добтовинский: Я лично опубликую «Внуковский архив» Любови Орловой и Григория Александрова» . bfmspb.ru (на русском языке). Бизнес ФМ. 14 ноября 2019 года . Проверено 18 августа 2020 г.
  31. ^ Монтегю 1968 , с. 151.
  32. ^ Сетон 1952 , с. 172.
  33. ^ Сетон 1952 , с. 174.
  34. ^ Монтегю 1968 , с. 209.
  35. ^ Сетон 1952 , с. 167.
  36. ^ Сетон 1952 , стр. 185–186.
  37. ^ Эйзенштейн, Сергей (1986). Лейда, Джей (ред.). Сергей Эйзенштейн на Диснее . Перевод Апчерча, Алана Ю. Калькутты: Seagull Books. ISBN  978-0-85742-491-4 . OCLC   990846648 .
  38. ^ Монтегю 1968 , стр. 89–97.
  39. ^ Сетон 1952 , с. 187.
  40. ^ Сетон 1952 , с. 188.
  41. ^ Сетон 1952 , с. 189.
  42. ^ Jump up to: а б с Гедульд и Готтесман 1970 , с. 22.
  43. ^ Гедульд и Готтесман 1970 , с. 23.
  44. ^ Бордвелл 1993 , с. 19.
  45. ^ Слева от Голливуда: кино, модернизм и возникновение радикальной кинокультуры США.
  46. ^ Сетон 1952 , с. 513.
  47. ^ Jump up to: а б Гедульд и Готтесман 1970 , с. 281.
  48. ^ Эйзенштейн 1972 , с. 14.
  49. ^ Гедульд и Готтесман 1970 , с. 132.
  50. ^ Сетон 1952 , стр. 234–235.
  51. ^ Гедульд и Готтесман 1970 , стр. 309–310.
  52. ^ Jump up to: а б Гедульд и Готтесман 1970 , с. 288.
  53. ^ Бордвелл 1993 , с. 21.
  54. ^ Сетон 1952 , с. 446.
  55. ^ Сетон 1952 , с. 280.
  56. ^ Лейда 1960 , с. 299.
  57. ^ Бордвелл 1993 , с. 140.
  58. ^ Сетон 1952 , с. 369.
  59. ^ Гонсалес Куэто, Ирен (23 мая 2016 г.). «Уорхол, Прокофьев, Эйзенштейн и музыка – Культурное Ресуэна» . Культурная Resuena (на европейском испанском языке) . Проверено 12 октября 2016 г.
  60. ^ Jump up to: а б Бордвелл 1993 , с. 27.
  61. ^ Jump up to: а б Бордвелл 1993 , с. 28.
  62. ^ Кевин МакКенна. 2009. «Пословицы и народные сказки в российском кино: на примере киноклассика Сергея Эйзенштейна « Александр Невский ». Пресловутый «Крысолов» Фестивальный сборник очерков в честь Вольфганга Мидера по случаю его шестидесятипятилетия , изд. Кевин МакКенна, стр. 277–92. Нью-Йорк, Берн: Питер Лэнг.
  63. ^ Лейда и Войнов 1982 , с. 146.
  64. ^ Нойбергер 2003 , с. 22.
  65. ^ Лейда и Войнов 1982 , с. 135.
  66. ^ Блуа, Беверли. «Иван Грозный, часть II» Эйзенштейна как культурный артефакт» (PDF) .
  67. ^ Грей, Кармен (30 марта 2015 г.). «Гринуэй оскорбляет Россию фильмом о гомосексуальном романе советского режиссера» . Хранитель . ISSN   0261-3077 . Проверено 9 июля 2020 г.
  68. ^ Макнабб, Джеффри (9 февраля 2015 г.). «В фильме утверждается, что режиссер Сергей Эйзенштейн избегал гей-любовной связи» . Независимый . Проверено 9 июля 2020 г.
  69. ^ МакСмит, Энди (2015). Страх и муза охраняли, Русские мастера – от Ахматовой и Пастернака до Шостаковича и Эйзенштейна – при Сталине . Нью-Йорк: Новая пресса. стр. 160–61. ISBN  978-1-59558-056-6 .
  70. ^ Сетон 1952 , с. 515.
  71. ^ Бордвелл 1993 , с. 33.
  72. ^ «Пера Аташева» (на русском языке) . Проверено 22 января 2018 г.
  73. ^ "СЮЖЕТ МОГИЛА СЕРГЕЯ ЭЙЗЕНШТЕЙНА, ВОЗЛОЖЕНИЕ ЦВЕТОВ. (1998)" .
  74. ^ " "Интеллектуальная направленность". Закадровая жизнь Сергея Эйзенштейна" . aif.ru (на русском языке). Аргументы и факты . 22 января 2018 года . Проверено 19 августа 2020 г.
  75. ^ Нойбергер 2003 , с. 23.
  76. ^ Кавендиш, Ричард. «Смерть Сергея Эйзенштейна» . Проверено 24 марта 2014 г.
  77. ^ Эйзенштейн 1949 , с. 72.
  78. ^ Эйзенштейн 1949 , с. 73.
  79. ^ Эйзенштейн 1949 , с. 75.
  80. ^ Эйзенштейн 1949 , с. 78.
  81. ^ Эйзенштейн 1949 , с. 82.
  82. ^ Эйзенштейн, Сергей (1963–1970). «Монтез», в издании и шести томах (т. II) [тр. это. Общая теория сборки, Венеция, Марсель, 1985] (в ISO 3166-2:IT). Москва: Искусство. п. 216. {{cite book}}: CS1 maint: нераспознанный язык ( ссылка )
  83. ^ Нижний 1962 , с. 93.
  84. ^ Нижний 1962 , с. 3.
  85. ^ Нижний 1962 , с. 21
  86. ^ Лейда и Войнов 1982 , с. 74.
  87. ^ Нижний 1962 , с. 148–155.
  88. ^ Нижний 1962 , с. 143.
  89. ^ Сетон 1952 , с. 185.
  90. ^ Нойбергер, Джоан (2 июля 2012 г.). «Странный цирк: сексуальные рисунки Эйзенштейна» . Исследования российского и советского кино . 6 (1): 5–52. дои : 10.1386/srsc.6.1.5_1 . S2CID   144328625 .
  91. ^ Jump up to: а б Нойбергер, Джоан (2003). Иван Грозный: Кинокомпаньон . ИБТаурис. стр. 2, 9. ISBN  9781860645600 . Проверено 22 января 2018 г.
  92. ^ Jump up to: а б «Сергей Эйзенштейн – отец монтажа» . Журнал «Артланд» . 10 января 2020 г. Проверено 3 сентября 2020 г.
  93. ^ Амадур (07 декабря 2022 г.). «15 минут с художником-визионером Уильямом Кентриджем» . LAmag – Культура, Еда, Мода, Новости и Лос-Анджелес . Проверено 31 декабря 2023 г.
  94. ^ «120 лет со дня рождения Сергея Эйзенштейна» . Google . 27 февраля 2024 г.
  95. ^ «Несчастье и удача женщин | БАМФА» . bampfa.org . 18 января 2018 года . Проверено 12 января 2023 г.

Источники

[ редактировать ]
  • Антонио Сомани, Эйзенштейн. Кино, искусство, монтаж ( Эйзенштейн. Кино, искусство, монтаж) , Эйнауди, Турин 2011

Документальные фильмы

[ редактировать ]
  • Тайная жизнь Сергея Эйзенштейна (1987) Джана Карло Бертелли

Снятые биографии

[ редактировать ]
  • «Эйзенштейн» (2000) Ренни Бартлетта, «серия слабо связанных (и неравномерно разыгранных) театральных зарисовок, центральной темой которых являются меняющиеся отношения режиссера с советским правительством», в которых основное внимание уделяется «Эйзенштейну - политическому животному, гею, еврейской мишени и художественному бунтовщику». ".
  • Эйзенштейн в Гуанахуато (2015) Питера Гринуэя .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9ab0c0f9eef7191f8d9f8ac34e8d4ef8__1720190460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9a/f8/9ab0c0f9eef7191f8d9f8ac34e8d4ef8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sergei Eisenstein - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)