Иван Грозный (Прокофьев)
Иван Грозный ( русский : Иван Грозный , латинизированный : Иван Грозный ), соч. 116 — музыка, написанная Сергеем Прокофьевым к Сергея Эйзенштейна фильму «Иван Грозный» (1942–45) и его продолжению (1946), первым двум частям неполной трилогии. Этот проект стал вторым сотрудничеством Прокофьева с Эйзенштейном, первым из которых стал популярный «Александр Невский» (1938). Большую часть текстов нелитургических песен написал Владимир Луговской , сотрудничавший с Прокофьевым над текстами для «Александра Невского» .
Темой «Первого повести» (Часть 1) являются первые годы правления Ивана IV , с 1547 по 1565 год : его коронация, его намерение обуздать власть бояр , его свадьба, его завоевание Казани. , его почти смертельная болезнь, отравление и смерть первой жены Анастасии , образование опричников и его отречение.
«Вторая повесть» (часть 2) с подзаголовком «Боярский заговор » охватывает 1565–1569 годы и касается бегства князя Курбского в Польшу-Литву , споров Ивана с Филиппом II, митрополитом Московским , происками бояр, бесчинства опричников , попытка переворота бояр и тётки Ивана Ефросиньи Старицкой , убийство её сына Владимира Старицкого и торжество Ивана над внутренними врагами.
Музыка к фильму при жизни Прокофьева не публиковалась. Они были аранжированы в 1961 году как оратория для солистов, хора и оркестра Левоном Атовмяном, одним из помощников Прокофьева. Однако прежде чем эта версия была исполнена, музыка получила концертную премьеру в 1961 году в Москве в виде оратории для оратора, солистов, хора и оркестра Абрама Стасевича, дирижировавшего саундтреками к фильму Эйзенштейна.
В 1973 году композитор Михаил Чулаки и хореограф Юрий Григорович использовали музыку к фильмам Прокофьева для создания балета «Иван Грозный» , премьера которого состоялась в 1975 году. Более поздние исполнительские издания партитур включают ораторию, составленную Майклом Ланкестером (1989), и сценарий концерта Кристофера Палмера (1991). Восстановление всей оригинальной музыки к фильму было опубликовано и записано.
История
[ редактировать ]История состава
[ редактировать ]-
Сергей Эйзенштейн
(1898–1948)
История выступлений
[ редактировать ]Премьера фильма «Иван Грозный (часть первая)» состоялась 30 декабря 1944 года. Продолжение «Боярский заговор (часть вторая)» не показывалось до 1958 года.
Концертная премьера партитуры саундтрека к фильму, восстановленной Франком Штробелем , состоялась 16 сентября 2016 года на Musikfest Berlin, сопровождаясь показом фильма в Большом зале Концертхауса Берлина . Штробель дирижировал Рундфунк-Симфоническим оркестром Берлина и Рундфункхором Берлина с солистами Мариной Пруденской (контральто) и Александром Виноградовым (бас) .
История публикаций
[ редактировать ]- 1958, «Песни и хоры из музыки к фильму «Иван Грозный» , партитуры, опубликованные Левоном Атовмяном в журнале «Советская музыка» ; шесть чисел включали: [ 1 ]
- «Черное облако»
- 'Океан-Море'
- «Песня хвалы»
- "Лебедь"
- «Канониры»
- «Песня о бобре»
- 1960, «Песни и хоры из кантат, ораторий и фильмов», изд. Левона Атовмяна, партитуры, Советский композитор ; в числа из Ивана Грозного вошли: [ 2 ]
- «Клятва опричников»
- Федор Басманов - Лучшее от Федора Басманова
- «Песня опричников»
- 1997, Ivan the Terrible , manuscript film score, full score, edition by Marina Rakhmanova and Irina Medvedeva, Musikverlage Hans Sikorski , Hamburg [ 3 ]
- 2016, Иван Грозный , саундтрек к фильму, партитура, редакция Франка Штробеля, Musikverlage Hans Sikorski , Гамбург
Оценка и инструментарий
[ редактировать ]Для двух кинопартий вместе требуется контральто или меццо-сопрано (в «Океане-море» и «Песне о бобре»), баритон или бас (в «Песне опричников»), бас (в «Много лет! '), смешанный (SATB) припев и следующие инструменты:
- Струнные : скрипки I и II, альты , виолончели , контрабасы.
- Деревянные духовые инструменты : пикколо , 2 флейты , 2 гобоя , английский рожок , 3 кларнета , кларнет ми-бемоль , бас-кларнет , саксофон альт , саксофон тенор , 4 фагота , контрфагот.
- Духовые : 5 валторн , 5 труб , 3 тромбона , 2 тубы.
- Ударные инструменты : литавры , большой барабан , малый барабан , треугольник , бубен , тарелки , там-там , колокольчики , церковные колокола , колокольчики , ксилофон , деревянный брусок , кнут.
- Другое : фортепиано , арфа
Номера рукописей
[ редактировать ]Номера партитур рукописей Прокофьева указаны в таблице ниже. Таблицу можно сортировать, нажимая на кнопки в строке заголовка. Последовательность по умолчанию можно восстановить, обновив браузер (нажмите F5).
Примечание . В столбце с пометкой «S» указана нумерация музыкальных номеров Musikverlage Ганса Сикорского, издателя восстановленной рукописной партитуры фильма (для сортировки перед однозначными числами вставлены нули). «А» означает «Анханг» (приложение), которое включает использованные в фильме литургические номера, которые либо были аранжированы Прокофьевым, либо не были записаны в его партитуру « Ивана Грозного» .
Ключ | |
---|---|
Розовый | Используется только в первой части фильма. |
Синий | Используется только во второй части фильма. |
Фиолетовый | Используется как в Части 1, так и в Части 2. |
Серый | Не используется ни в Части 1, ни в Части 2. |
Нет. | С | Заголовок | Английский | Источник | Подсчет очков |
---|---|---|---|---|---|
01 | 01 | Увертюра | Увертюра | Прокофьев | Хор, оркестр |
02 | 02 | Смерть Глинской | Смерть Глинской | Прокофьев | Хор, оркестр |
03 | 03 | Марш молодого Ивана | Марш молодого Ивана | Прокофьев | Оркестр |
04 | 04а | Океан-море | Океан-Море | Прокофьев | Солист, хор, оркестр |
05 | 04б | Океан-море | Океан-Море | Прокофьев | Оркестр |
06 | 05 | Шуйский и псари | Шуйский и Егеря | Прокофьев | Оркестр |
07 | А01 | Кирие Элейсон | Господи помилуй | Литургия | Хор |
08 | А02 | Софрониевская херувимская песнь | Херувимская песнь Софрония | Монастырская песня в переложении Кастальского. | Хор |
09а | 06 | Многая лета! | Много лет! | Традиционный в обработке Прокофьева | Хор, колокольчики |
09б | А03 | Многая лета! | Много лет! | Традиционный | Хор |
10 | 07 | Величание | Хвалебная песня | Прокофьев | Хор, оркестр |
11 | 08 | Лебедь | Лебедь | Прокофьев | Хор, оркестр |
12 | 09 | Юродивый | Юродивый | Прокофьев | Оркестр |
13 | 10 | Бунт | Бунт | Прокофьев | Оркестр |
14 | 11 | Выход татар | Вход татар | Прокофьев | Оркестр |
15 | 12 | Пушки движутся на Казань | «Пушки» переезжают в Казань | Прокофьев | Оркестр |
16 | 13 | Палатка Ивана | Иванов шатер | Прокофьев | Оркестр |
17 | 14 | Степь татарская | Татарская степь | Прокофьев | Хор, оркестр |
18 | 15 | Стрелки | Канониры | Прокофьев | Хор, оркестр |
19 | 16 | Татары | Татары | Прокофьев | Оркестр |
20 | 17 | Трубы Курбского | Kurbskiy 's Trumpets | Прокофьев | Латунь |
21 | 18 | Атака | Атака | Прокофьев | Оркестр |
22 | 19 | Зависть Малюты | Ревность Малюты | Прокофьев | Оркестр |
23 | 20 | Казань взята | Казань взята | Прокофьев | Оркестр |
24 | А04 | Душе моя | Моя душа | Обиход | Хор |
25 | А05 | Многомилостиве Господи | Самый Милосердный Господь | Обиход | Хор |
26 | 21 | Иван умоляет бояр | Иван умоляет бояр | Прокофьев | Оркестр |
27 | 22 | Болезнь Анастасии | Anastasiya 's Illness | Прокофьев | Оркестр |
28 | 23 | Отравление Анастасии | The Poisoning of Anastasiya | Прокофьев | Оркестр |
29 | А06 | Вечная память | Вечная память | Обиход | Хор |
30 | А07 | Со святыми упокой | Отдых со Святыми | Обиход | Хор |
31 | А08 | Ты один | Ты один | Obikhod, transcribed by Vinogradov | Хор |
32 | 24 | Иван у гроба Анастасии | Ivan at Anastasiya's Coffin | Прокофьев | Оркестр |
33а | 25 | Клятва опричников | Клятва опричников | Прокофьев | Хор, оркестр |
33б | 25 | Клятва опричников | Клятва опричников | Прокофьев | Хор, оркестр |
34 | 26 | Вернись! | Вернись! | Прокофьев | Хор, оркестр |
35 | 27 | Фанфары | Марширующие оркестры | Прокофьев | Латунь |
36 | 27а | Полонез | Польский | Prokofiev, from Boris Godunov (incidental music, Op. 70a: No. 10) | Оркестр |
37 | А09 | Не рыдай меня, мать | Не рыдай обо мне, мама | Иванов | Хор |
38 | А10 | Уне тебе бяше, Иуда | Было бы лучше для тебя, Иуда | Литургия | Хор |
39а | 28а | Дивен Бог | Чудесен Бог | Бортнянский | Хор, колокольчики |
39б | А11 | Дивен Бог | Чудесен Бог | Бортнянский | Хор |
40а | 28б | Пение отроков | Пение мальчиков | Прокофьев | 3 мальчика |
40б | А12 | ?
|
Мы невиновны и в их власти | ?
|
3 мальчика |
41 | 29 | Песня про бобра | Песня про бобра | Прокофьев | Солист, оркестр |
42 | 30а | Пляски опричников: Хаотическая пляска |
Танцы опричников: Хаотический танец |
Прокофьев | Оркестр |
43 | 30б | Пляски опричников: Организованная пляска |
Танцы опричников: Упорядоченный танец |
Прокофьев | Оркестр |
44 | 31 | Куплеты опричников | Песня опричников | Прокофьев | Солист, хор, оркестр |
45 | 31а | Куплеты опричников | Песня опричников | Прокофьев | Оркестр |
46 | 32а 32б |
Хор опричников | Хор опричников | Прокофьев | Хор, оркестр |
47 | 32с | Убийство Владимира | Владимира Убийство | Прокофьев | Оркестр |
48 | 33 | Выход Ивана | Вход Ивана | Прокофьев | Оркестр |
Продолжительность спектакля около 100 минут.
Несколько чисел можно разделить на две части, которые иногда цитируются в фильме отдельно:
- Первая половина «Увертюры» — оркестровая «Буря приближается» (тема «Ивана»), весьма широко используемая в обоих фильмах как лейтмотив ; вторая половина — припев «Черное облако», который используется только в начале каждого фильма как часть увертюры.
- Первая часть «Смерти Глинской» во втором фильме сопровождает воспоминания об отравлении матери 8-летнего Ивана; вторая часть - припев «На костях наших врагов» (исполняемая часть которого не использовалась ни в одном фильме).
- Первая половина «Вернись!» изображен народный хор молений после отречения Ивана; вторая половина - «Финал» (вариант «Приближается буря»), завершающий оба фильма.
Подсказки к партитуре фильма
[ редактировать ]Иван Грозный (Часть 1, 1944)
[ редактировать ]Сцена | Кий | Числа | Подсчет очков |
---|---|---|---|
Увертюра | 1 | Приближается шторм | Оркестр |
Черное облако | Хор, оркестр | ||
Приближается буря (2 раза) | Оркестр | ||
Коронация | 2 | Колокола | Колокола |
Господи помилуй | Хор | ||
3
|
Херувимская песнь Софрония | Хор | |
4 | Царю Ивану, Богом венчанному | Бас-солист | |
Много лет! | Хор | ||
5
|
Херувимская песнь Софрония | Хор | |
6
|
Аллилуйя | Хор | |
Свадьба | 7 | Хвалебная песня | Хор, оркестр |
Колокола | Колокола | ||
8 | Иванов шатер | Оркестр | |
Бунт | Оркестр | ||
Лебедь | Хор, оркестр | ||
9 | Смерть Глинской | Оркестр | |
Бунт | Оркестр | ||
10 | Вход татар | Оркестр | |
Приближается шторм | Оркестр | ||
Взятие Казани. | 11 | «Пушки» переезжают в Казань | Оркестр |
Иванов шатер | Оркестр | ||
Татарская степь | Хор, оркестр | ||
12 | Канониры | Хор, оркестр | |
Татары | Оркестр | ||
Канониры | Хор, оркестр | ||
13
|
Иванов шатер | Оркестр | |
14 | Kurbskiy's Trumpets | Латунь | |
Атака | Оркестр | ||
Казань взята | Оркестр | ||
Болезнь Ивана | 15 | Моя душа | Хор |
Самый Милосердный Господь | Хор | ||
16
|
Иван умоляет бояр | Оркестр | |
17
|
Татарская степь | Хор, оркестр | |
Смерть Анастасии | 18 | The Poisoning of Anastasiya | Оркестр |
Anastasiya's Illness | Оркестр | ||
19 | Вечная память | Хор | |
Отдых со Святыми | Хор | ||
20 | The Poisoning of Anastasiya | Оркестр | |
Ivan at Anastasiya's Coffin | Оркестр | ||
Отречение Ивана | 21 | Хор опричников | Хор, оркестр |
Вернись! | Хор, оркестр | ||
Финал | Оркестр |
Иван Грозный: Боярский заговор (часть 2, 1946)
[ редактировать ]Сцена | Кий | Числа | Подсчет очков |
---|---|---|---|
Увертюра | 1 | Приближается шторм | Оркестр |
Черное облако | Хор, оркестр | ||
Польский суд | 2 | Марширующие оркестры | Латунь |
Польский | Оркестр | ||
Фанфары (фрагмент) | Латунь | ||
Полонез (фрагмент) | Оркестр | ||
Приближается шторм | Оркестр | ||
Возвращение Ивана | 3
|
Упорядоченный танец | Оркестр |
Иваново детство | 4
|
Смерть Глинской | Оркестр |
5 | Иванов шатер | Оркестр | |
Приближается шторм | Оркестр | ||
6 | Шуйский и Егеря | Оркестр | |
Смерть Глинской | Оркестр | ||
Иван и Федор | 7
|
The Poisoning of Anastasiya | Оркестр |
Казнь бояр | 8
|
Смерть Глинской | Оркестр |
9
|
Не рыдай обо мне, мама | Хор | |
10
|
Было бы лучше для тебя, Иуда | Хор | |
Игра в печи | 11 | Чудесен Бог | Хор |
Мы невиновны и в их милости | 3 мальчика | ||
12
|
Приближается шторм | Оркестр | |
13
|
Мы невиновны и в их милости | 3 мальчика | |
14
|
Смерть Глинской | Оркестр | |
Боярский заговор | 15
|
Песня про бобра | Солист, хор, оркестр |
16
|
Шуйский и Егеря | Оркестр | |
Банкет | 17 | Хаотический танец | Оркестр |
Упорядоченный танец | Оркестр | ||
Хаотический танец | Оркестр | ||
18 | Упорядоченный танец | Оркестр | |
Хаотический танец | Оркестр | ||
Песня опричников | Солист, хор, оркестр | ||
Упорядоченный танец | Оркестр | ||
Шуйский и Егеря | Оркестр | ||
19
|
Упорядоченный танец | Оркестр | |
20 | Упорядоченный танец | Оркестр | |
Песня опричников | Хор, оркестр | ||
21
|
Моя душа | Хор | |
Убийство | 22 | Хор опричников | Хор, оркестр |
Песня опричников | Хор, оркестр | ||
Хор опричников | Хор, оркестр | ||
Песня опричников (фрагмент) | Оркестр | ||
Убийство Владимира | Оркестр | ||
23
|
Вход Ивана | Оркестр | |
24
|
Песня про бобра (фрагмент) | Солист | |
25
|
Клятва опричников | Хор, Оркестр | |
Финал | 26
|
Финал | Оркестр |
Темы
[ редактировать ]Тема Ивана появляется в:
- 'Увертюра' (Приближается буря)
- 'Иванов шатер'
- 'Ivan at Anastasiya's Coffin'
- 'Вернись!' (Финал)
Версии других рук
[ редактировать ]Оратория Левона Атовмяна (1961)
[ редактировать ]- История выступлений
Публичная премьера оратории Атовмяна наконец состоялась 28 января 2012 года в Королевском фестивальном зале в Лондоне. Владимир Юровский дирижировал Лондонским филармоническим оркестром и хором. Солистами выступили Ева Подлесь и Андрей Бреус.
Российская премьера состоялась 2 апреля 2012 года в Большом зале Московской консерватории . Владимир Юровский дирижировал Лондонским филармоническим оркестром, Государственным академическим русским хором имени Свешникова и Камерным хором Московской консерватории. Солистами выступили Елена Заремба и Андрей Бреус.
Премьера в Северной Америке состоялась 18 октября 2012 года в Симфоническом зале Дэвиса в Сан-Франциско. Владимир Юровский дирижировал Симфоническим оркестром и хором Сан-Франциско . Солистами выступили Елена Заремба и Андрей Бреус.
- Числа
Оратория Атовмяна состоит из 8 частей, некоторые из которых состоят из нескольких номеров (или частей номеров) из партитуры фильма - см. «Последовательность» ниже: [ 4 ]
Нет. | Оригинал | Английский | Последовательность |
---|---|---|---|
1
|
Иван и бояре | Иван и бояре | • Приближается буря • Черное облако • Бунт • Иван умоляет бояр • Вернись! • На костях наших врагов • Приближается буря |
2
|
Песня про бобра | Песня про бобра | Песня про бобра |
3
|
Опричнина | Опричнина | • Хаотичный танец опричников • Хор опричников • Упорядоченный танец опричников • Песня опричников • Клятва опричников • Упорядоченный танец опричников |
4
|
Лебедь | Лебедь | Лебедь |
5
|
Анастасия | Anastasiya | • Anastasiya's Illness • The Poisoning of Anastasiya • Anastasiya's Illness |
6
|
Океан-море | Океан-Море | • Въезд Ивана • Океан-море |
7
|
Взятие Казани | Взятие Казани. | • Ивановская палатка • Татары • Вход татар • Татары • Канониры • «Пушки» переезжают в Казань • Kurbskiy's Trumpets • Атака • Казань взята • Ивановская палатка |
8
|
Величание | Хвалебная песня | • Марш молодого Ивана • Славная песня • Смерть Глинской • На костях наших врагов • Приближается буря |
Продолжительность спектакля около 45 минут.
- Оценка и инструментарий
Оратория Атовмяна написана для контральто или меццо-сопрано (в «Океане-море» и «Песне о бобре») и баритона (в «Песне опричников»), смешанного (САТБ) хора и следующих инструментов:
- Струнные : скрипки I и II, альты , виолончели , контрабасы.
- Деревянные духовые инструменты : 2 пикколо , 2 флейты , 2 гобоя , английский рожок , 2 кларнета , кларнет ми-бемоль , бас-кларнет , тенор-саксофон , 2 фагота , контрафагот.
- Духовые : 4 валторны , 5 труб , 3 тромбона , туба.
- Ударные инструменты : литавры , пикколо литавры, большой барабан , малый барабан , треугольник , бубен , тарелки , там-там , колокольчики , ксилофон , деревянный блок , кнут.
- Прочее : фортепиано , челеста , 2 арфы.
Оратория Абрама Стасевича (1961)
[ редактировать ]Следующий комментарий композитора и музыковеда Томаса Корганова (1925-2015) был напечатан в предисловии к партитуре Стасевича в 1961 году:
«Не добавляя собственного материала и не внося изменений в авторскую рукопись, А. Стасевич творчески подошел к музыке к фильму, превратив ее в ораторию, состоящую из 20 номеров. Повторяя отдельные эпизоды и отрывки, связывая их в Разнообразными способами Стасевич умел превращать различные части этого содержательного произведения в самостоятельные номера. Чтобы соответствовать велениям музыкальной логики, он не всегда строго придерживался предписанного им порядка музыкальных эпизодов. Таким образом, отдельные эпизоды трансформировались в трехчастные структуры, а другие расширялись и превращались в довольно крупные части. Вносились и некоторые изменения в оркестровку, усиливались отдельные инструментальные линии... Стасевич добавил еще один формальный определитель в виде говорящего. ." [ 5 ]
- История выступлений
Премьера состоялась 23 апреля 1961 года в Большом зале Московской консерватории . Абрам Стасевич дирижировал Московской государственной филармонией. [ 6 ]
- История публикаций
- 1962, Ivan the Terrible , oratorio by Abram Stasevich, vocal score, Sovetskiy Kompozitor , Moscow [ 7 ]
- 1972, Ivan the Terrible , oratorio by Stasevich, full score, Sovetskiy Kompozitor , Moscow [ 8 ]
- Числа
Оратория Стасевича состоит из 20 частей, некоторые из которых состоят из нескольких номеров (или частей номеров) из музыки к фильму - см. «Последовательность» ниже:
Нет. | Оригинал | Английский | Последовательность |
---|---|---|---|
1
|
Увертюра | Увертюра | • Приближается буря • Черное облако • Смерть Глинской • Шуйский и Егеря • Смерть Глинской • Черное облако • Приближается буря |
2
|
Марш молодого Ивана | Марш молодого Ивана | Марш молодого Ивана |
3
|
Океан-море | Океан-Море | Океан-Море |
4
|
Царём буду! | Я буду царем! | Приближается шторм |
5
|
Дивен Бог | Чудесен Бог | Чудесен Бог |
6
|
Многая лета! | Много лет! | • Много лет • Океан-море • Много лет! |
7
|
Юродивый | Юродивый | • Юродивый • Бунт • Юродивый |
8
|
Лебедь | Лебедь | • Лебедь • Славная песня • Лебедь |
9
|
На костях врагов | На костях наших врагов | На костях наших врагов |
10
|
Татары | Татары | • Вход татар (2 раза) • Татары • Вход татар |
11
|
Стрелки | Канониры | • Канониры • Ивановская палатка • Канониры |
12
|
На Казань! | В Казань! | • «Пушки» переезжают в Казань • Вход Ивана • Татарская степь • Вход Ивана • Ивановская палатка • Татарская степь • Тема Ивана • Kurbskiy's Trumpets • Атака • Ревность Малюты • Атака • Татары • Канониры • Казань взята |
13
|
Иван умоляет бояр | Иван умоляет бояр | • Иван умоляет бояр • Татарская степь |
14
|
Ефросинья и Анастасия | Yefrosinya and Anastasiya | • The Poisoning of Anastasiya • Anastasiya's Illness • The Poisoning of Anastasiya |
15
|
Песня про бобра (колыбельная Ефросиньи) |
Песня про бобра (Колыбельная Ефросиньи) |
Песня про бобра |
16
|
Иван у гроба Анастасии | Иван у гроба Анастасии | Пение мальчиков |
17
|
Клятва Опричников | Клятва опричников | • Хор опричников • Клятва опричников |
18
|
Песня Фёдора Басманова с опричниками |
Песня Федора Басманова. с опричниками |
Песня опричников |
19
|
Пляска Опричников | Танец опричников. | • Хаотичный танец опричников • Упорядоченный танец опричников |
20
|
Финал | Финал | • Иван у гроба Анастасии • Вернись! • Финал • На костях наших врагов • Иван Тема |
Продолжительность спектакля около 75 минут.
- Оценка и инструментарий
Оратория Стасевича написана для контральто (в «Океане-море» и «Песне о бобре») и баритона (в «Песне опричников»), смешанного (САТБ) хора и следующих инструментов:
- Струнные : скрипки I и II, альты , виолончели , контрабасы.
- Деревянные духовые инструменты : 3 флейты (включая 2 пикколо ), 3 гобоя (включая английский рожок ), 5 кларнетов (включая кларнет ми-бемоль и бас-кларнет ), саксофон-альт , саксофон-баритон , 4 фагота (включая контрфагот ).
- Духовые : 4 валторны , 5 труб , 3 тромбона , 2 тубы.
- Ударные инструменты : литавры , большой барабан , малый барабан , треугольник , бубен , тарелки , там-там , церковные колокола , глокеншпиль , ксилофон , деревянный брусок , металлический стержень, кнут.
- Прочее : фортепиано , 2 гусли , 2 арфы.
Балет Михаила Чулаки (1975)
[ редактировать ]Балет «Иван Грозный » в аранжировке Михаила Чулаки и хореографии Юрия Григоровича дебютировал в феврале 1975 года на сцене Большого театра с Юрием Владимировым в главной роли. Двухактное (7 сцен) произведение состоит из отрывков из партитуры Прокофьева к фильму «Иван Грозный», дополненных отрывками из Третьей симфонии (1928), «Русской увертюры» (1936) и «Поля мертвых» из партитуры к фильму. для Александра Невского (1938).
- История выступлений
The world premiere performance took place on 20 February 1975 at the Bolshoy Theatre. Algis Zhuraitis conducted. The cast included Yuriy Vladimirov (Ivan), Natalya Bessmertnova (Anastasiya), and Boris Akimov (Kurbskiy).
Оратория Майкла Ланкестера (1988)
[ редактировать ]- История выступлений
Премьера состоялась 4 мая 1988 года. Хартфордским симфоническим оркестром дирижировал Майкл Ланкестер. [ 9 ]
- Числа
Эта версия Ивана Грозного состоит из 29 номеров. [ 10 ]
Продолжительность спектакля около 95 минут.
Сценарий концерта Кристофера Палмера (1991)
[ редактировать ]Кристофер Палмер обсуждает сценарий своего концерта «Иван Грозный» в примечаниях к записи компакт-диска Chandos, сделанной через несколько дней после премьеры произведения:
«...в 1962 году Абрам Стасевич (1906-1971), дирижировавший «Иваном» для саундтрека к фильму, опубликовал свою «ораторию» « Иван Грозный » для оратора, солистов, хора и оркестра, включившую в себя все основные музыкальные фрагменты фильма плюс некоторые из них были исключены (особенно «Русское море»). Именно в такой форме музыка Ивана с тех пор была известна за пределами фильма, и именно в этой форме критики склонны находить ее длинной и разрозненной. Проблема заключается в докладчике, представленном Стасевичем прежде всего потому, что он был достаточно неразумен, чтобы попытаться объединить большое количество коротких фрагментарных эпизодов, и ему пришлось найти способ соединить их вместе. К сожалению, как только докладчик появился, он, похоже, взял на себя инициативу. Моя новая «исполнительская версия» исключает оратора и более короткие фрагменты (большинство из которых представляют собой стилизованную русско-литургическую музыку, имеющую минимальный прокофьевский интерес). количество эпизодов в исходном формате, и самое главное — убийство Претендента во второй части — кульминация фильма и один из самых волнующих моментов в киномузыке. Сохранив стиль Стасевича в большинстве крупных частей, я в значительной степени вернулся к исходной последовательности музыкальных событий фильма». [ 11 ]
- История выступлений
Премьера сценария концерта состоялась 28 февраля 1991 года в Королевском фестивальном зале в Лондоне. Неэме Ярви дирижировал филармонии . оркестром и хором [ 12 ]
- Числа
«Новое» произведение состоит из 13 частей. [ 13 ] некоторые состоят из нескольких чисел (или частей чисел) из музыки к фильму - см. «Последовательность» ниже:
Нет. | Заголовок | Последовательность |
---|---|---|
1
|
Увертюра | • Приближается буря • Черное облако • Смерть Глинской • Шуйский и Егеря • Смерть Глинской • Черное облако • Приближается буря |
2
|
Русское море | Океан-Море |
3
|
Свадьба | • Лебедь • Славная песня • Лебедь |
4
|
Огонь | • Юродивый • Бунт • Юродивый |
5
|
Татары и канониры | • Вход татар (2 раза) • Татары • Вход татар • Канониры • Ивановская палатка • Канониры |
6
|
Штурм Казани. | • «Пушки» переезжают в Казань • Вход Ивана • Татарская степь • Вход Ивана • Ивановская палатка • Татарская степь • Тема Ивана • Kurbskiy's Trumpets • Атака • Ревность Малюты • Атака • Татары • Канониры • Казань взята |
7
|
Иванова болезнь | Иван умоляет бояр |
8
|
При Польском дворе | • Марширующие оркестры • Польский |
9
|
Анастасия | • The Poisoning of Anastasiya • Anastasiya's Illness • The Poisoning of Anastasiya |
10
|
Песня бобра (Колыбельная Ефросинии) |
Песня про бобра |
11
|
Банкет | • Хаотичный танец опричников • Упорядоченный танец опричников • Песня опричников • Хаотичный танец опричников • Упорядоченный танец опричников |
12
|
Убийство в соборе | • Хор опричников • Убийство Владимира |
13
|
Финал (Кода) | Финал (тема Ивана) |
Продолжительность спектакля около 60 минут.
Записи
[ редактировать ]Аудио
[ редактировать ]Год | Дирижер | Оркестр и хор | Солисты | Версия |
---|---|---|---|---|
1965? | Абрам Стасевич | Московский государственный филармонический оркестр, Московский государственный хор |
Валентина Левко (меццо-сопрано), Anatoliy Mokrenko (baritone), Aleksandr Estrin (speaker) |
Стасевич |
1972 | Maksim Shostakovich | Лондонский филармонический оркестр , Yurlov Choral Kapella |
Стасевич | |
1978 | Риккардо Мути | Филармонический оркестр , Амброзианский хор |
Ирина Архипова (меццо-сопрано), Anatoliy Mokrenko (baritone), Борис Моргунов (спикер) |
Стасевич |
1979 | Леонард Слаткин | Симфонический оркестр и хор Сент-Луиса | Клодин Карлсон (меццо-сопрано), Сэмюэл Тимберлейк (бас), Без динамика |
Стасевич |
1984 | Алипи Найденов | Русский филармонический оркестр, Хор «Звуки Дуная» |
Вессела Зорова (меццо-сопрано), Димитр Станчев (бас), Борис Моргунов (спикер) |
Стасевич |
1991 | Кейп-Лейк | Филармонический оркестр и хор | Линда Финни (альт), Никита Сторожев (бас-баритон) |
Палмер |
1993 | Мстислав Ростропович | Лондонский симфонический оркестр и хор, Детский хор Нью-Лондона |
Тамара Синявская (меццо-сопрано), Сергей Лейферкус (баритон), Кристофер Пламмер (рассказчик) |
Ланкестер |
1993 | Vladimir Fedoseyev | Симфонический оркестр телевидения и радио Останкино, Yurlov Choral Kapella |
Nina Romanova (mezzo-soprano), Григорий Грицюк (бас), Борис Моргунов (спикер) |
Стасевич |
1995 | Dmitriy Kitayenko | Симфонический оркестр радио Франкфурта , Хор Датского национального радио, Детский хор Франкфурт |
Тамара Синявская (меццо-сопрано), Вольфганг Брендель (баритон), Сергей Юрский (спикер) |
Стасевич |
1997 | Valeriy Gergiev | Роттердамский филармонический оркестр , Хор Кировского оркестра. |
Lyubov Sokolova (mezzo-soprano), Николай Путилин (баритон), Без динамика |
Стасевич |
2000 | Vladimir Fedoseyev | Симфонический оркестр Чайковского , Yurlov Choral Kapella, Детский хор студии Весна |
Irina Chistyakova (contralto), Dmitry Stepanovich (bass) |
Оценка фильма (рукопись) |
2003 | Валерий Полянский | Государственная симфоническая капелла России , Российская государственная симфоническая капелла |
Lyudmila Kuznetsova (mezzo-soprano), Сергей Топтыгин (баритон) |
Оценка фильма (рукопись) |
2004 | Леонард Слаткин | BBC Симфонический оркестр и хор | Irina Chistyakova (mezzo-soprano), Джеймс Резерфорд (бас-баритон), Саймон Рассел Бил (спикер) |
Стасевич |
2013 | Туган Сохиев | Немецкий симфонический оркестр Берлина , Хор Берлинского радио, Берлинский государственный и соборный хор |
Ольга Бородина (меццо-сопрано), Ildar Abdrazakov (bass) |
Стасевич |
2018 | Фрэнк Стробель | Симфонический оркестр Берлинского радио , Радиохор, Берлин |
Марина Пруденская (меццо-сопрано), Alexander Vinogradov (bass) |
Оценка фильма (саундтрек) |
2019 | Генрих Хэнслер | Камерный оркестр Рейна и хор | Густаво Монастра (спикер) | бесплатный выбор различных версий. |
Видео
[ редактировать ]Год | Дирижер | Оркестр | Роли | Версия |
---|---|---|---|---|
1976 | Альгис Журайтис | Большого театра Оркестр | Yuri Vladimirov (Ivan), Наталья Бессмертнова (Анастасия), Boris Akimov (Kurbsky), Большой балет |
Чулаки |
1990 | Альгис Журайтис | Большого театра Оркестр | Irek Mukhamedov (Ivan), Natalya Bessmertnova (Anastasia), Гедиминас Таранда (Курбский), Большой балет |
Чулаки |
2003 | Велло Орех | Оркестр Парижской оперы | Николя Ле Риш (Иван), Элеонора Аббаньято (Анастасия), Карл Пакетт (Курбский), Парижская национальная опера, балет |
Чулаки |
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ GSCMMC-Сикорский (2000: стр. 10)
- ^ Кравец (2010: стр. 5).
- ^ GSCMMC-Сикорский (2000: стр. 1)
- ^ Кравец, Н. (2010: стр. 7)
- ^ GSCMMC-Сикорский (2000: стр.1)
- ^ Кравец (2010: стр. 13)
- ^ GSCMMC-Сикорский (2000: стр. 10)
- ^ GSCMMC-Сикорский (2000: стр. 10)
- ^ Кравец (2010: стр. 14)
- ^ Кравец (2010: стр. 14)
- ^ Палмер (1991)
- ^ Палмер (1991)
- ^ Палмер (1991)
Источники
- Государственный центральный музей музыкальной культуры имени Глинки, Москва, и Musikverlag Hans Sikorski, Гамбург, Полное собрание музыки к фильму «Иван Грозный» , ноты к компакт-диску NI 5662/3, Nimbus Records Ltd. 2000 г.
- Кравец, Нелли, Неизвестная Ивана Грозного. оратория Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine , Журнал «Три апельсина» № 19, 2010 г.
- Палмер, Кристофер, Иван Грозный: Сценарий концерта , примечания к компакт-диску CHAN 8977, Chandos Records Ltd., 1991 г.