Jump to content

Лейтенант Киже (Прокофьев)

Лейтенант Кидже
Музыка к фильму и оркестровая сюита Сергея Прокофьева
Из рекламного плаката фильма
Опус ( люкс ) 60
Составленный 1933–1934
Продолжительность (люкс) ок. 20 минут
Премьера
Дата (сюита) 21 декабря 1934 г. ( 1934-12-21 )
Расположение Париж
Дирижер Сергей Прокофьев

Прокофьева изначально Музыка « была Поручик Киже » написана для Сергея сопровождения одноименного фильма , снятого киностудией «Белгоскино» в Ленинграде в 1933–34 и выпущенного в марте 1934 года . Это была первая попытка Прокофьева написать музыку для кино и его первый заказ.

На заре звукового кино среди различных выдающихся композиторов, готовых попробовать свои силы в киномузыке, Прокофьев не был очевидным выбором для комиссии. Проживая в Париже почти десять лет, он имел репутацию человека экспериментаторского и диссонансного , характеристики которого противоречили культурным нормам Советского Союза . Однако к началу 1933 года Прокофьев очень хотел вернуться на родину и рассматривал кинокомиссию как возможность написать музыку в более популярном и доступном стиле.

После успешного выхода фильма Киже сюита из пяти частей была впервые исполнена в декабре 1934 года и быстро стала частью международного концертного репертуара. Оно осталось одним из самых известных и наиболее часто записываемых произведений композитора. Элементы партитуры сюиты использовались в нескольких более поздних фильмах, а также в двух популярных песнях эпохи холодной войны .

Композитор-эмигрант

[ редактировать ]
Прокофьев в 1921 году, рисунок Анри Матисса.

Сергей Прокофьев окончил Санкт-Петербургскую консерваторию в 1914 году, рано завоевав репутацию композитора -авангардиста . [ 1 ] Его биограф Исраэль Нестьев утверждает, что Второй фортепианный концерт 1913 года был «пропускным билетом Прокофьева в высшие круги русского модернизма». [ 2 ]

Когда в августе 1914 года разразилась Первая мировая война , Прокофьев уклонился от военной службы, возможно, потому, что был единственным сыном вдовы. В годы войны он продолжал сочинять; В мае 1918 года, в период потрясений после Октябрьской революции и начала Гражданской войны , Прокофьев добился разрешения большевистского правительства на выезд за границу и уехал в Америку. [ 3 ] Его биографы утверждали, что он не «бежал из страны»; скорее, он отправился в концертный тур, который продлил, когда убедился, что его карьерные перспективы будут лучше обеспечены в Америке и Западной Европе. [ 3 ] [ 4 ] Он оставался в Америке до марта 1922 года; Затем он ненадолго остановился в небольшом немецком городке Этталь, а затем в октябре 1923 года переехал в Париж. [ 5 ]

Вместо того, чтобы относиться к Прокофьеву как к беглецу или ссыльному, московское правительство предпочло считать его генеральным послом советской культуры. [ 6 ] и композитор ответил на комплимент, зарегистрировавшись во Франции в качестве гражданина Советского Союза , нового государства, образованного 30 декабря 1922 года Россией и государствами бывшей Российской империи. [ 7 ] Прокофьев выразил поддержку политическим событиям на территории, которую он по-прежнему считал своей родиной, и стремился возобновить там контакты. [ 8 ] Ему был предоставлен VIP- статус, когда он впервые посетил Советский Союз в 1927 году с сольным туром. Последовали дальнейшие поездки, и в 1930 году Прокофьев снял квартиру в Москве, хотя его основным домом оставался Париж. В этот период сближения он сознательно стремился упростить свой музыкальный язык до формы, которая, по его мнению, соответствовала официальной советской концепции искусства . [ 8 ]

Рост киномузыки

[ редактировать ]

В первые годы эпохи немого кино , с 1890-х годов, фильмы обычно сопровождались живой музыкой, часто импровизированной, в исполнении фортепиано или органа . В начале 20 века в крупных кинотеатрах начали использовать оркестры, которые сопровождали фильм классическими произведениями, не защищенными авторскими правами, или, все чаще, оригинальными композициями. Партитура к классическому произведению 1916 года «Рождение нации» , составленная Джозефом Карлом Брейлем на основе различных классических произведений и некоторых оригинальных произведений, стала важной вехой в киномузыке и вдохновила известных композиторов того времени на создание партитур для немых фильмов. Среди них были американцы Виктор Герберт и Мортимер Вильсон , французы Дариус Мийо и Артур Онеггер , немцы Готфрид Хупперц и Эдмунд Майзель . [ 9 ]

В 1927 году развитие звуковых технологий привело к появлению «говорящих картинок». В них сопровождающая музыка изначально записывалась на диск отдельно от изображений фильма, но через два года система Movietone позволила записывать звук на сам фильм. [ 10 ] Музыку теперь можно было специально согласовать с экранным действием фильма — так называемый « диегетический » подход. Первыми пионерами этого метода были немцы Фридрих Холландер и Кароль Ратхаус , написавшие музыку к фильмам «Голубой ангел» (1930) и «Убийца Дмитрий Карамазов» (1931) соответственно. [ 9 ] К этому времени в Советском Союзе молодой Дмитрий Шостакович уже начал свою плодотворную карьеру в качестве композитора саундтреков к фильмам: «Новый Вавилон» в 1929 году и «Один» в 1931 году. [ 9 ] [ 11 ]

Планируя предложенный фильм «Лейтенант Киже» в 1932 году, киностудия «Белгоскино ленинградская » [ н 1 ] попросил эмигранта Прокофьева написать сопровождающую музыку. В некоторых отношениях Прокофьев оказался неожиданным выбором; на этом этапе он был более известен за границей, чем в Советском Союзе, и приобрел репутацию диссонанса. Более того, его балет «Le pas d'acier» в 1929 году не имел большого успеха в московском Большом театре . [ 13 ] Первой реакцией композитора был отказ от заказа; член съемочной группы вспоминал, что Прокофьев «категорически отверг мое предложение. Его время было запланировано на далекое будущее, он никогда не писал музыку к фильмам и не знал, «какой соус» к ней подлить». [ 14 ] Но, привлеченный этой историей, Прокофьев быстро передумал и согласился, рассматривая это первое занятие музыкой для кино как возможность продемонстрировать свою способность обращаться к массовой советской аудитории. [ 15 ] [ 16 ]

фильм 1934 года

[ редактировать ]

Зарождение

[ редактировать ]

«Лейтенант Киже» был одним из первых звуковых фильмов, снятых в Советском Союзе. [ 13 ] Истоком истории послужил сценарий 1927 года критика и прозаика Юрия Тынянова , написанный для советского кинорежиссера Сергея Юткевича . Этот проект провалился, и Тинянов переработал свой сценарий в повесть, которая была опубликована в январе 1928 года. В начале 1930-х годов, когда студия «Белгоскино» заявила о своей заинтересованности в создании фильма, Тынянов подготовил второй сценарий. [ 17 ] Биограф Прокофьева Харлоу Робинсон описал эту историю как «сатиру на глупость королевской семьи и особенно русский ужас, связанный с недовольством своего начальства». [ 16 ] По его собственным словам, Прокофьев был в это время «беспокойным и боялся впасть в академизм»; [ 18 ] более поздний критик считал, что история Кидже представляет собой идеальный материал для этого «часто едкого и остроумного композитора». [ 19 ]

Царь Павел I

В Российском императорском дворце , пока царь Павел I спит, забава двух придворных заканчивается криком, который будит царя. В ярости он требует, чтобы его чиновники предъявили обвинение, иначе ему грозит пожизненная ссылка. Между тем, описка клерка при составлении списка воинской обязанности привела к включению в список вымышленного офицера «лейтенанта Киже». Когда царь просматривает список, его заинтриговало это имя, и он просит представить ему офицера. Придворные чиновники слишком напуганы царем, чтобы признать допущенную ошибку, и стоят перед дилеммой, пока им не приходит в голову обвинить «Кие» в ночном беспорядке. Они сообщают об этом царю, который своевременно приказывает высечь мнимого поручика и отправить в Сибирь .

Когда настоящий виновник сознается, Кидже прощается царем и восстанавливается при императорском дворе в чине полковника. Придворные, опасаясь царя, вынуждены продлить призрачную карьеру своего творения; таким образом, он якобы женится на княгине Гагариной , после чего царь дарует ему земли и деньги и производит в генералы и командующих армией. Когда Поль требует немедленного присутствия Кидже, загнанные в угол чиновники объявляют, что «генерал Кидже», к сожалению, умер. Проводятся пышные похороны со всеми воинскими почестями. Скромный царь требует вернуть состояние Кидже, но придворные говорят, что Кидже потратил деньги на роскошную жизнь - фактически они их украли. Царь объявляет Киже вором и посмертно разжалует его из генерала в рядовые.

Несмотря на отсутствие опыта в написании музыки для кино, Прокофьев уверенно начал свою партитуру «Кие» , позже написав: «У меня почему-то не было никаких сомнений относительно музыкального языка фильма». [ 20 ] Он сказал продюсерам: «Для меня важна эпоха, внутренний смысл каждого события, личность каждого героя», и предупредил их, чтобы они не ждали простых музыкальных «иллюстраций». [ 16 ] Он присутствовал на репетициях и подробно записывал действие и игру. [ 16 ] Прокофьеву понравилась историческая обстановка фильма; Робинсон комментирует, что партитура Киже является одним из нескольких произведений, в том числе «Классическая симфония» , «Любовь к трем апельсинам» , «Золушка » и «Война и мир », которые демонстрируют «пристрастие композитора к восемнадцатому веку». [ 21 ] Язык, который он выбрал, сочетал в себе элементы юмора и романтики с скрытой меланхолией — он интерпретировал историю скорее как трагическую, чем комическую. [ 16 ] Прокофьев слышал » Равеля « Болеро в Париже и был очень впечатлен использованием французским композитором саксофона , инструмента, который тогда редко использовался в оркестровых произведениях за пределами Франции, но который идеально соответствовал намерениям Прокофьева. [ 22 ] Композитор Джерард Макберни отметил «захватывающие звуки тенор-саксофона », которые подчеркивают музыку Кидже . [ 19 ]

Критик Эрнест Чепмен называет «неизменно остроумную и мелодичную партитуру» Прокофьева. [ 23 ] Он включает всего около 15 минут музыки, написанной в виде серии из 16 коротких фрагментов или лейтмотивов , которые повторяются в соответствующие моменты на протяжении всего фильма, чтобы подчеркнуть отдельные моменты драмы. [ 13 ] [ 24 ] Этот подход представлял собой отход в киномузыке от устоявшейся формы широких симфонических движений и был описан биографом Прокофьева Даниэлем Яффе как «значительно опередивший свое время ... один из самых знаменитых [музыкальных саундтреков] той эпохи». [ 13 ]

История производства и приема

[ редактировать ]

Фильм режиссера Александра Фейнциммера был снят на студии «Белгоскино», где музыка записывалась под руководством Исаака Дунаевского . Московская премьера состоялась 7 марта 1934 года , после чего фильм вышел в прокат в Лондоне как «Царь хочет спать» и в Париже как «Лейтенант Нант» . [ 24 ] [ 25 ] Прокофьев не оценил фильм высоко, хотя его музыка осталась довольна. [ 26 ] После выхода в прокат в Нью-Йорке в декабре 1934 года критик The New York Times развлечь любителей деталей и подлинной атмосферы полуисторических фильмов. , чтобы охарактеризовал фильм как «рассчитанный на то Русская традиция». Вклад Прокофьева в создание фильма в этой рецензии не отмечен. [ 27 ]

Вскоре после выхода фильма Прокофьев получил приглашение от Симфонического оркестра Московского радио создать оркестровую сюиту из его «Кие» . музыки к фильму [ 24 ] - вероятно, это первый случай адаптации музыки к фильму в значимое музыкальное произведение. [ 28 ] Инициатором приглашения стал Борис Гусман , помощник директора Большого театра, ведущий кинокритик. Гусман был решительным сторонником стремления Прокофьева реабилитироваться в Советском Союзе и вел переговоры с Московским оркестром о серии концертов, которые продемонстрировали бы талант вернувшегося композитора. [ 24 ]

Задача Прокофьева была непростой; 15-минутный музыкальный материал фильма был фрагментарным и озвучен для небольшого камерного оркестра . [ 24 ] По словам самого Прокофьева, создание сюиты было «дьявольской работой». [ 29 ] что, по его словам, «доставляло мне гораздо больше хлопот, чем музыка к самому фильму, поскольку мне нужно было найти правильную форму, заново оркестровать все это, отшлифовать и даже объединить некоторые темы». [ 20 ] Он хотел, чтобы сюита понравилась советской публике, впервые слушающей концертную музыку. В статье в «Известиях» в 1934 году он писал о такой музыке: «Прежде всего она должна быть мелодична; при этом мелодия должна быть простой и понятной, но не повторяющейся и тривиальной... Простота должна быть не старомодной простотой, а простотой». новая простота». [ 30 ] Он работал быстро и закончил произведение к 8 июля 1934 года. [ 31 ] Поскольку оно было опубликовано (соч. 60) его постоянным музыкальным издательством в Париже, в названии произведения была принята французская транслитерация «Kijé» (а не американская «Kizhe» или какая-либо другая). [ 24 ] [ н 2 ]

Инструментарий

[ редактировать ]

Сюита Киже оценивается по: баритону (по желанию); пикколо ; две флейты ; два гобоя ; два кларнета ; два фагота ; тенор-саксофон ; четыре рога ; корнет ; две трубы ; три тромбона ; туба ; бас-барабан ; малый барабан ; треугольник ; тарелки ; бубен ; санные колокольчики ; челеста ; фортепиано ; арфа ; и струны . [ 31 ] [ 33 ]

Структура

[ редактировать ]

Пять частей сюиты организованы и названы следующим образом (жирным шрифтом обозначены определенные темы):

Рождение Кидже

[ редактировать ]

Далекие, скорбные фанфары (А) , исполняемые на корнете, изображающем горн, сопровождаются оживленным военным маршем , начинаемым дуэтом для бокового барабана и пикколо. [ 13 ] Пассаж для духовых инструментов предшествует введению темы или лейтмотива (B), связанного с призраком Киже, который после репризы марша и крещендо до мажор повторяется на тенор-саксофоне, инструменте, относительно новом для оркестра того времени. . [ 34 ] Затем фанфары корнета возвращаются, чтобы закрыть механизм. [ 13 ]

Романтика

[ редактировать ]

Основная тема (С) этой части основана на старинной песне «Серый голубок воркует», для которой Прокофьев предоставил дополнительную партию баритона. [ 35 ] Тема песни развивается с использованием ряда инструментов, прежде чем уступить место второй теме, представленной тенор-саксофоном; по мере приближения движения это, в свою очередь, заменяется возвращением мелодии «серого голубя», теперь украшенной пением птиц. [ 34 ]

Свадьба Кидже

[ редактировать ]

Часть начинается и регулярно сопровождается широкой, церемониальной и несколько помпезной мелодией (D) , исполняемой на духовых и деревянных духовых инструментах. [ 13 ] Между этими формально звучащими заявлениями — веселое соло корнета и различные разработки и вариации на тему Киже. [ 34 ] которые вместе придают движению ощущение праздника, одновременно шумного и сентиментального. [ 18 ]

Тройка . — традиционная русская санная комбинация

Основная мелодия этой части (ми) взята из старинной гусарской песни, к которой Прокофьев добавил факультативную партию баритона. Мелодия сначала появляется в медленном и несколько диссонансном изложении. [ 34 ] после чего темп ускоряется: бубенцы, быстрые струны пиццикато и фортепиано создают впечатление быстрого зимнего путешествия на тройке — традиционной русской тройке. [ 13 ] Поездка через определенные промежутки времени сопровождается музыкальной темой, которая завершает движение медленным повторением последней фразы. [ 34 ]

Похороны Кидже

[ редактировать ]

Эта последняя часть во многом представляет собой смесь более ранних тем, серию воспоминаний о воображаемой жизни Кидже. [ 34 ] Возвращаются вступительные фанфары корнета, как и лейтмотив Кидже: [ 13 ] вместе с «Серым голубем», на этот раз переплетающимся со свадебной музыкой. [ 34 ] В программе, которую Оррин Ховард для филармонии Лос-Анджелеса описывает как «задумчивое, трогательное прощание», музыка завершается отдаленным исполнением фанфар. [ 18 ] [ н 3 ]

(A) Вступительная фанфара
 \relative c'' { \key d \major \numericTimeSignature \time 4/4 \tempo "Andante assai" 4=60 \clef treble a4.\p-- d8-- fis2-- | e8( цис a4) fis'( d8.) r16 | a4.-- d8-- фис2-- | e8(^"rit." b цис4) d2\>~ | d1\!_"сморз." }
(Б) Март
 \relative c''' { \key bes \major \numericTimeSignature \time 4/4 \tempo "Andante" 4=80 \partial 4*1 bes4\p_"dolce"( | f4.) bes8( f bes f ges | aes4 ges8 f ges4 бес f1) }
(С) Романс («Серый голубь»)
 \relative c' { \key g \minor \tempo "Andante" 4=68 \clef bass \time 4/4 g4\mp-- d'-- c8([ bes)] a([ g)] | f--[ g16( a bes8) a--] g4( d) | d-- a'-- g8( a) bes-- c( | d) ees-.-- d-.-- c-.-- d4.-- r8 }
(Д) Свадьба
 \relative c'{\clef treble \key ees \major \tempo "Allegro fastoso" 2=84 \numericTimeSignature \time 2/2 ees2->\f g4--_"pesante" aes-- | бес-- г-- c4.->^"десять." бес8 | bes4-- g-- c4.->^"десять." бес8 | bes2~ bes8 aes8 gf |ees2-> }
(Е) Тройка
 \relative c' { \clef bass \numericTimeSignature \time 4/4 \tempo "Allegro con brio" 4=152 \key d \major \partial 4*1 a\f | d8->([ цис)] b([ цис)] d4-. б-. | а-- б-- фис8-. р а4 | b8( а g4) d'-.-- цис8( d) | а2~ а8 р }

История выступления, приема и адаптации

[ редактировать ]
Бостонский оперный театр , где впервые была показана балетная версия 1942 года.

Прокофьев дирижировал первым исполнением сюиты в Париже 21 декабря 1934 года. [ 28 ] Американская премьера пьесы состоялась 14 октября 1937 года, когда Серж Кусевицкий дирижировал Бостонским симфоническим оркестром ; [ 37 ] это исполнение легло в основу первой коммерческой записи произведения, выпущенной в следующем году. [ 38 ] Пока Прокофьев был в Соединенных Штатах на премьере в Бостоне, кинопродюсеры пользовались большим спросом, но, хотя он был польщен и привлечен их предложениями, он так и не написал музыку к голливудским фильмам. [ 39 ] Пакет быстро завоевал популярность, особенно в США; хореограф Михаил Фокин использовал музыку в своем балете «Русский солдат». [ ру ] , исполненный в Бостонском оперном театре 23 января 1942 года. [ 40 ] Дальнейшая версия балета «Лейтенант Киже». [ ру ] , был разработан для московского Большого балета в 1963 году Александром Лапаури [ фр ] и Ольгой Тарасовой с Раисой Стручковой в главной роли. [ 41 ]

Музыкальный критик Дэвид Гутман назвал сюиту «одним из самых популярных сегодня произведений [Прокофьева], [а также] одним из самых совершенных». [ 42 ] Робинсон оценивает сюиту Киже среди величайших произведений композитора, наряду с «Ромео и Джульеттой» и Вторым скрипичным концертом , как «доступные, простые и мелодичные». [ 43 ] В своем «Основном каноне классической музыки» (2001) Дэвид Дубаль отмечает, как музыка Кидже процветает в популярной культуре: «Отрывки и кусочки используются повсюду». [ 44 ] Начав свою жизнь как саундтрек к фильму 1930-х годов, части сюиты начали появляться в более поздних фильмах, таких как британский «Пасть лошади» (1958). [ 45 ] и пародия Вуди Аллена 1975 года на русскую литературу « Любовь и смерть» . [ 46 ] В мире поп-музыки движение «Тройка» адаптировалось несколько раз, начиная с 1952 года как «Midnight Sleighride», аранжировка джаз-бэнда Эдди Сотера и Билла Финегана . [ 47 ] В 1975 году мелодия «Тройки» широко использовалась в Грега Лейка популярной поп-песне « Я верю в Деда Мороза ». [ 13 ] и движение «Романтика» легло в основу главной темы Стинга антивоенной песни 1985 года « Русские ». [ 48 ]

Исполнение сюиты Кусевицкого и Бостонского симфонического оркестра в 1938 году, записанное на дисках со скоростью вращения 78 об/мин , [ 38 ] предоставил единственную коммерчески доступную запись до наступления эры пластинок в 1950-х годах; [ 49 ] трансляция выступления Кливлендского оркестра под управлением Фрица Райнера в декабре 1945 года была выпущена только много лет спустя. [ 50 ] В 1951 году Вестминстер выпустил Германа Шерхена запись сюиты с Венским симфоническим оркестром . [ 51 ] с тех пор многие записи произведения были выпущены под разными лейблами. Первая стереозапись была сделана Райнером с Чикагским симфоническим оркестром для RCA (март 1957 года). В обзоре записей Muze за 2008 год перечислено 19 доступных версий оркестров из Восточной и Западной Европы, Азии и США. [ 52 ] Версия с дополнительным баритоном редко попадала на диски; Эрих Лейнсдорф дважды записал эту версию: с Филармоническим оркестром для EMI и с Бостонским симфоническим оркестром для RCA. Владимир Ашкенази с Сиднейским симфоническим оркестром и Андрей Лаптев (2010) предоставляют примеры XXI века. [ 53 ] DVD постановки балета Большого театра с участием Раисы Стручковой и Владимира Васильева . В 2007 году вышел [ 54 ]

Примечания и ссылки

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. В 1938 году киностудия «Белгоскино» переехала в Минск и была переименована в «Беларусьфильм». [ 12 ]
  2. Прокофьев не присвоил номер опуса оригинальной партитуре фильма, которую он не публиковал. [ 32 ]
  3. Прокофьев аранжировал «Серый голубь» и «Тройку» для сольного голоса и фортепиано, опубликованные вместе как его соч. 60- бис в 1934 году. [ 32 ] [ 36 ]
  1. ^ Стин 2009 , с. 841.
  2. ^ Nestyev 1960 , p. 75.
  3. ^ Jump up to: а б Хикс: Биография Гроува , «США, 1918–22», 2007 г.
  4. ^ Эмерсон 2004 , с. 155.
  5. ^ Хикс: биография Гроува , «Европа, 1922–36», 2007 г ..
  6. ^ Моррисон 2009 , стр. 1–2.
  7. ^ Этот день в истории 30 декабря 1922 года .
  8. ^ Jump up to: а б Хикс: Биография Гроува : «Контакты с Советским Союзом», 2007 г.
  9. ^ Jump up to: а б с Кук 2001 .
  10. ^ Хэнсон 1998 .
  11. ^ Музыка советской эпохи: Шостакович .
  12. ^ Кино Беларусь .
  13. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Яффе 2014 .
  14. ^ Робинсон 1987 , с. 268.
  15. ^ Джаффе 1998 , стр. 129–132.
  16. ^ Jump up to: а б с д и Робинсон 1987 , с. 278.
  17. ^ Yampolski 1998 , p. 193.
  18. ^ Jump up to: а б с Говард 2015 .
  19. ^ Jump up to: а б Макберни 2015 .
  20. ^ Jump up to: а б Шильфштейн 2000 , с. 83.
  21. ^ Робинсон 1987 , с. 131.
  22. ^ Шильфштейн 2000 , стр. 108–109.
  23. ^ Чепмен 1964 , стр. 26–29.
  24. ^ Jump up to: а б с д и ж Бартиг 2007 .
  25. ^ Ницца 2003 , с. 305.
  26. ^ Галлез 1978 , с. 14.
  27. The New York Times, 10 декабря 1934 года .
  28. ^ Jump up to: а б Макдональд 2013 , с. 35.
  29. ^ Nestyev 1960 , p. 353.
  30. ^ Джаффе 1998 , стр. 132–133.
  31. ^ Jump up to: а б Ли 2002 , с. 300.
  32. ^ Jump up to: а б Шильфштейн 2000 , с. 294.
  33. ^ Прокофьев 1943 , с. 1.
  34. ^ Jump up to: а б с д и ж г Хэзлвуд, BBC, 2014 .
  35. ^ Ли 2002 , с. 301.
  36. ^ Робинсон 1987 , стр. 278–279.
  37. ^ Стейнберг 2015 .
  38. ^ Jump up to: а б Макнот 1942 , с. 16.
  39. ^ Робинсон 1987 , с. 344.
  40. Балет «Русский солдат», 1942 год .
  41. Некролог Стручковой 2005 г.
  42. ^ Гутман 1988 , с. 110.
  43. ^ Робинсон 1987 , с. 266.
  44. ^ Дубаль 2001 , с. 388.
  45. ^ Бартиг 2013 , с. 34.
  46. ^ Харви 2007 , с. 75.
  47. ^ Джинелл .
  48. ^ Гейбл 2009 , с. 25.
  49. ^ FFC и GIC 1949 .
  50. ^ Морган 2010 .
  51. ^ Майерс 1952 , с. 265.
  52. ^ Муз 2007 , с. 709.
  53. ^ WorldCat: CD Naxos 2010 .
  54. ^ WorldCat: DVD 2007 .

Источники

[ редактировать ]

Газеты, журналы и AV-СМИ

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cce242b3ec583edc56e140de8431b246__1723854060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cc/46/cce242b3ec583edc56e140de8431b246.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lieutenant Kijé (Prokofiev) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)