Лейтенант Киже (Прокофьев)
Лейтенант Кидже | |
---|---|
Музыка к фильму и оркестровая сюита Сергея Прокофьева | |
![]() Из рекламного плаката фильма | |
Опус | ( люкс ) 60 |
Составленный | 1933–1934 |
Продолжительность | (люкс) ок. 20 минут |
Премьера | |
Дата | (сюита) 21 декабря 1934 г. |
Расположение | Париж |
Дирижер | Сергей Прокофьев |
Прокофьева изначально Музыка « была Поручик Киже » написана для Сергея сопровождения одноименного фильма , снятого киностудией «Белгоскино» в Ленинграде в 1933–34 и выпущенного в марте 1934 года . Это была первая попытка Прокофьева написать музыку для кино и его первый заказ.
На заре звукового кино среди различных выдающихся композиторов, готовых попробовать свои силы в киномузыке, Прокофьев не был очевидным выбором для комиссии. Проживая в Париже почти десять лет, он имел репутацию человека экспериментаторского и диссонансного , характеристики которого противоречили культурным нормам Советского Союза . Однако к началу 1933 года Прокофьев очень хотел вернуться на родину и рассматривал кинокомиссию как возможность написать музыку в более популярном и доступном стиле.
После успешного выхода фильма Киже сюита из пяти частей была впервые исполнена в декабре 1934 года и быстро стала частью международного концертного репертуара. Оно осталось одним из самых известных и наиболее часто записываемых произведений композитора. Элементы партитуры сюиты использовались в нескольких более поздних фильмах, а также в двух популярных песнях эпохи холодной войны .
Фон
[ редактировать ]Композитор-эмигрант
[ редактировать ]
Сергей Прокофьев окончил Санкт-Петербургскую консерваторию в 1914 году, рано завоевав репутацию композитора -авангардиста . [ 1 ] Его биограф Исраэль Нестьев утверждает, что Второй фортепианный концерт 1913 года был «пропускным билетом Прокофьева в высшие круги русского модернизма». [ 2 ]
Когда в августе 1914 года разразилась Первая мировая война , Прокофьев уклонился от военной службы, возможно, потому, что был единственным сыном вдовы. В годы войны он продолжал сочинять; В мае 1918 года, в период потрясений после Октябрьской революции и начала Гражданской войны , Прокофьев добился разрешения большевистского правительства на выезд за границу и уехал в Америку. [ 3 ] Его биографы утверждали, что он не «бежал из страны»; скорее, он отправился в концертный тур, который продлил, когда убедился, что его карьерные перспективы будут лучше обеспечены в Америке и Западной Европе. [ 3 ] [ 4 ] Он оставался в Америке до марта 1922 года; Затем он ненадолго остановился в небольшом немецком городке Этталь, а затем в октябре 1923 года переехал в Париж. [ 5 ]
Вместо того, чтобы относиться к Прокофьеву как к беглецу или ссыльному, московское правительство предпочло считать его генеральным послом советской культуры. [ 6 ] и композитор ответил на комплимент, зарегистрировавшись во Франции в качестве гражданина Советского Союза , нового государства, образованного 30 декабря 1922 года Россией и государствами бывшей Российской империи. [ 7 ] Прокофьев выразил поддержку политическим событиям на территории, которую он по-прежнему считал своей родиной, и стремился возобновить там контакты. [ 8 ] Ему был предоставлен VIP- статус, когда он впервые посетил Советский Союз в 1927 году с сольным туром. Последовали дальнейшие поездки, и в 1930 году Прокофьев снял квартиру в Москве, хотя его основным домом оставался Париж. В этот период сближения он сознательно стремился упростить свой музыкальный язык до формы, которая, по его мнению, соответствовала официальной советской концепции искусства . [ 8 ]
Рост киномузыки
[ редактировать ]В первые годы эпохи немого кино , с 1890-х годов, фильмы обычно сопровождались живой музыкой, часто импровизированной, в исполнении фортепиано или органа . В начале 20 века в крупных кинотеатрах начали использовать оркестры, которые сопровождали фильм классическими произведениями, не защищенными авторскими правами, или, все чаще, оригинальными композициями. Партитура к классическому произведению 1916 года «Рождение нации» , составленная Джозефом Карлом Брейлем на основе различных классических произведений и некоторых оригинальных произведений, стала важной вехой в киномузыке и вдохновила известных композиторов того времени на создание партитур для немых фильмов. Среди них были американцы Виктор Герберт и Мортимер Вильсон , французы Дариус Мийо и Артур Онеггер , немцы Готфрид Хупперц и Эдмунд Майзель . [ 9 ]
В 1927 году развитие звуковых технологий привело к появлению «говорящих картинок». В них сопровождающая музыка изначально записывалась на диск отдельно от изображений фильма, но через два года система Movietone позволила записывать звук на сам фильм. [ 10 ] Музыку теперь можно было специально согласовать с экранным действием фильма — так называемый « диегетический » подход. Первыми пионерами этого метода были немцы Фридрих Холландер и Кароль Ратхаус , написавшие музыку к фильмам «Голубой ангел» (1930) и «Убийца Дмитрий Карамазов» (1931) соответственно. [ 9 ] К этому времени в Советском Союзе молодой Дмитрий Шостакович уже начал свою плодотворную карьеру в качестве композитора саундтреков к фильмам: «Новый Вавилон» в 1929 году и «Один» в 1931 году. [ 9 ] [ 11 ]
Планируя предложенный фильм «Лейтенант Киже» в 1932 году, киностудия «Белгоскино ленинградская » [ н 1 ] попросил эмигранта Прокофьева написать сопровождающую музыку. В некоторых отношениях Прокофьев оказался неожиданным выбором; на этом этапе он был более известен за границей, чем в Советском Союзе, и приобрел репутацию диссонанса. Более того, его балет «Le pas d'acier» в 1929 году не имел большого успеха в московском Большом театре . [ 13 ] Первой реакцией композитора был отказ от заказа; член съемочной группы вспоминал, что Прокофьев «категорически отверг мое предложение. Его время было запланировано на далекое будущее, он никогда не писал музыку к фильмам и не знал, «какой соус» к ней подлить». [ 14 ] Но, привлеченный этой историей, Прокофьев быстро передумал и согласился, рассматривая это первое занятие музыкой для кино как возможность продемонстрировать свою способность обращаться к массовой советской аудитории. [ 15 ] [ 16 ]
фильм 1934 года
[ редактировать ]Зарождение
[ редактировать ]«Лейтенант Киже» был одним из первых звуковых фильмов, снятых в Советском Союзе. [ 13 ] Истоком истории послужил сценарий 1927 года критика и прозаика Юрия Тынянова , написанный для советского кинорежиссера Сергея Юткевича . Этот проект провалился, и Тинянов переработал свой сценарий в повесть, которая была опубликована в январе 1928 года. В начале 1930-х годов, когда студия «Белгоскино» заявила о своей заинтересованности в создании фильма, Тынянов подготовил второй сценарий. [ 17 ] Биограф Прокофьева Харлоу Робинсон описал эту историю как «сатиру на глупость королевской семьи и особенно русский ужас, связанный с недовольством своего начальства». [ 16 ] По его собственным словам, Прокофьев был в это время «беспокойным и боялся впасть в академизм»; [ 18 ] более поздний критик считал, что история Кидже представляет собой идеальный материал для этого «часто едкого и остроумного композитора». [ 19 ]
Сюжет
[ редактировать ]
В Российском императорском дворце , пока царь Павел I спит, забава двух придворных заканчивается криком, который будит царя. В ярости он требует, чтобы его чиновники предъявили обвинение, иначе ему грозит пожизненная ссылка. Между тем, описка клерка при составлении списка воинской обязанности привела к включению в список вымышленного офицера «лейтенанта Киже». Когда царь просматривает список, его заинтриговало это имя, и он просит представить ему офицера. Придворные чиновники слишком напуганы царем, чтобы признать допущенную ошибку, и стоят перед дилеммой, пока им не приходит в голову обвинить «Кие» в ночном беспорядке. Они сообщают об этом царю, который своевременно приказывает высечь мнимого поручика и отправить в Сибирь .
Когда настоящий виновник сознается, Кидже прощается царем и восстанавливается при императорском дворе в чине полковника. Придворные, опасаясь царя, вынуждены продлить призрачную карьеру своего творения; таким образом, он якобы женится на княгине Гагариной , после чего царь дарует ему земли и деньги и производит в генералы и командующих армией. Когда Поль требует немедленного присутствия Кидже, загнанные в угол чиновники объявляют, что «генерал Кидже», к сожалению, умер. Проводятся пышные похороны со всеми воинскими почестями. Скромный царь требует вернуть состояние Кидже, но придворные говорят, что Кидже потратил деньги на роскошную жизнь - фактически они их украли. Царь объявляет Киже вором и посмертно разжалует его из генерала в рядовые.
Музыка
[ редактировать ]Несмотря на отсутствие опыта в написании музыки для кино, Прокофьев уверенно начал свою партитуру «Кие» , позже написав: «У меня почему-то не было никаких сомнений относительно музыкального языка фильма». [ 20 ] Он сказал продюсерам: «Для меня важна эпоха, внутренний смысл каждого события, личность каждого героя», и предупредил их, чтобы они не ждали простых музыкальных «иллюстраций». [ 16 ] Он присутствовал на репетициях и подробно записывал действие и игру. [ 16 ] Прокофьеву понравилась историческая обстановка фильма; Робинсон комментирует, что партитура Киже является одним из нескольких произведений, в том числе «Классическая симфония» , «Любовь к трем апельсинам» , «Золушка » и «Война и мир », которые демонстрируют «пристрастие композитора к восемнадцатому веку». [ 21 ] Язык, который он выбрал, сочетал в себе элементы юмора и романтики с скрытой меланхолией — он интерпретировал историю скорее как трагическую, чем комическую. [ 16 ] Прокофьев слышал » Равеля « Болеро в Париже и был очень впечатлен использованием французским композитором саксофона , инструмента, который тогда редко использовался в оркестровых произведениях за пределами Франции, но который идеально соответствовал намерениям Прокофьева. [ 22 ] Композитор Джерард Макберни отметил «захватывающие звуки тенор-саксофона », которые подчеркивают музыку Кидже . [ 19 ]
Критик Эрнест Чепмен называет «неизменно остроумную и мелодичную партитуру» Прокофьева. [ 23 ] Он включает всего около 15 минут музыки, написанной в виде серии из 16 коротких фрагментов или лейтмотивов , которые повторяются в соответствующие моменты на протяжении всего фильма, чтобы подчеркнуть отдельные моменты драмы. [ 13 ] [ 24 ] Этот подход представлял собой отход в киномузыке от устоявшейся формы широких симфонических движений и был описан биографом Прокофьева Даниэлем Яффе как «значительно опередивший свое время ... один из самых знаменитых [музыкальных саундтреков] той эпохи». [ 13 ]
История производства и приема
[ редактировать ]Фильм режиссера Александра Фейнциммера был снят на студии «Белгоскино», где музыка записывалась под руководством Исаака Дунаевского . Московская премьера состоялась 7 марта 1934 года , после чего фильм вышел в прокат в Лондоне как «Царь хочет спать» и в Париже как «Лейтенант Нант» . [ 24 ] [ 25 ] Прокофьев не оценил фильм высоко, хотя его музыка осталась довольна. [ 26 ] После выхода в прокат в Нью-Йорке в декабре 1934 года критик The New York Times развлечь любителей деталей и подлинной атмосферы полуисторических фильмов. , чтобы охарактеризовал фильм как «рассчитанный на то Русская традиция». Вклад Прокофьева в создание фильма в этой рецензии не отмечен. [ 27 ]
Люкс
[ редактировать ]Состав
[ редактировать ]Вскоре после выхода фильма Прокофьев получил приглашение от Симфонического оркестра Московского радио создать оркестровую сюиту из его «Кие» . музыки к фильму [ 24 ] - вероятно, это первый случай адаптации музыки к фильму в значимое музыкальное произведение. [ 28 ] Инициатором приглашения стал Борис Гусман , помощник директора Большого театра, ведущий кинокритик. Гусман был решительным сторонником стремления Прокофьева реабилитироваться в Советском Союзе и вел переговоры с Московским оркестром о серии концертов, которые продемонстрировали бы талант вернувшегося композитора. [ 24 ]
Задача Прокофьева была непростой; 15-минутный музыкальный материал фильма был фрагментарным и озвучен для небольшого камерного оркестра . [ 24 ] По словам самого Прокофьева, создание сюиты было «дьявольской работой». [ 29 ] что, по его словам, «доставляло мне гораздо больше хлопот, чем музыка к самому фильму, поскольку мне нужно было найти правильную форму, заново оркестровать все это, отшлифовать и даже объединить некоторые темы». [ 20 ] Он хотел, чтобы сюита понравилась советской публике, впервые слушающей концертную музыку. В статье в «Известиях» в 1934 году он писал о такой музыке: «Прежде всего она должна быть мелодична; при этом мелодия должна быть простой и понятной, но не повторяющейся и тривиальной... Простота должна быть не старомодной простотой, а простотой». новая простота». [ 30 ] Он работал быстро и закончил произведение к 8 июля 1934 года. [ 31 ] Поскольку оно было опубликовано (соч. 60) его постоянным музыкальным издательством в Париже, в названии произведения была принята французская транслитерация «Kijé» (а не американская «Kizhe» или какая-либо другая). [ 24 ] [ н 2 ]
Инструментарий
[ редактировать ]Сюита Киже оценивается по: баритону (по желанию); пикколо ; две флейты ; два гобоя ; два кларнета ; два фагота ; тенор-саксофон ; четыре рога ; корнет ; две трубы ; три тромбона ; туба ; бас-барабан ; малый барабан ; треугольник ; тарелки ; бубен ; санные колокольчики ; челеста ; фортепиано ; арфа ; и струны . [ 31 ] [ 33 ]
Структура
[ редактировать ]Пять частей сюиты организованы и названы следующим образом (жирным шрифтом обозначены определенные темы):
Рождение Кидже
[ редактировать ]Далекие, скорбные фанфары (А) , исполняемые на корнете, изображающем горн, сопровождаются оживленным военным маршем , начинаемым дуэтом для бокового барабана и пикколо. [ 13 ] Пассаж для духовых инструментов предшествует введению темы или лейтмотива (B), связанного с призраком Киже, который после репризы марша и крещендо до мажор повторяется на тенор-саксофоне, инструменте, относительно новом для оркестра того времени. . [ 34 ] Затем фанфары корнета возвращаются, чтобы закрыть механизм. [ 13 ]
Романтика
[ редактировать ]Основная тема (С) этой части основана на старинной песне «Серый голубок воркует», для которой Прокофьев предоставил дополнительную партию баритона. [ 35 ] Тема песни развивается с использованием ряда инструментов, прежде чем уступить место второй теме, представленной тенор-саксофоном; по мере приближения движения это, в свою очередь, заменяется возвращением мелодии «серого голубя», теперь украшенной пением птиц. [ 34 ]
Свадьба Кидже
[ редактировать ]Часть начинается и регулярно сопровождается широкой, церемониальной и несколько помпезной мелодией (D) , исполняемой на духовых и деревянных духовых инструментах. [ 13 ] Между этими формально звучащими заявлениями — веселое соло корнета и различные разработки и вариации на тему Киже. [ 34 ] которые вместе придают движению ощущение праздника, одновременно шумного и сентиментального. [ 18 ]
Тройка
[ редактировать ]
Основная мелодия этой части (ми) взята из старинной гусарской песни, к которой Прокофьев добавил факультативную партию баритона. Мелодия сначала появляется в медленном и несколько диссонансном изложении. [ 34 ] после чего темп ускоряется: бубенцы, быстрые струны пиццикато и фортепиано создают впечатление быстрого зимнего путешествия на тройке — традиционной русской тройке. [ 13 ] Поездка через определенные промежутки времени сопровождается музыкальной темой, которая завершает движение медленным повторением последней фразы. [ 34 ]
Похороны Кидже
[ редактировать ]Эта последняя часть во многом представляет собой смесь более ранних тем, серию воспоминаний о воображаемой жизни Кидже. [ 34 ] Возвращаются вступительные фанфары корнета, как и лейтмотив Кидже: [ 13 ] вместе с «Серым голубем», на этот раз переплетающимся со свадебной музыкой. [ 34 ] В программе, которую Оррин Ховард для филармонии Лос-Анджелеса описывает как «задумчивое, трогательное прощание», музыка завершается отдаленным исполнением фанфар. [ 18 ] [ н 3 ]
Темы
[ редактировать ]- (A) Вступительная фанфара
- (Б) Март
- (С) Романс («Серый голубь»)
- (Д) Свадьба
- (Е) Тройка
История выступления, приема и адаптации
[ редактировать ]
Прокофьев дирижировал первым исполнением сюиты в Париже 21 декабря 1934 года. [ 28 ] Американская премьера пьесы состоялась 14 октября 1937 года, когда Серж Кусевицкий дирижировал Бостонским симфоническим оркестром ; [ 37 ] это исполнение легло в основу первой коммерческой записи произведения, выпущенной в следующем году. [ 38 ] Пока Прокофьев был в Соединенных Штатах на премьере в Бостоне, кинопродюсеры пользовались большим спросом, но, хотя он был польщен и привлечен их предложениями, он так и не написал музыку к голливудским фильмам. [ 39 ] Пакет быстро завоевал популярность, особенно в США; хореограф Михаил Фокин использовал музыку в своем балете «Русский солдат». [ ру ] , исполненный в Бостонском оперном театре 23 января 1942 года. [ 40 ] Дальнейшая версия балета «Лейтенант Киже». [ ру ] , был разработан для московского Большого балета в 1963 году Александром Лапаури и Ольгой Тарасовой с Раисой Стручковой в главной роли. [ 41 ]
Музыкальный критик Дэвид Гутман назвал сюиту «одним из самых популярных сегодня произведений [Прокофьева], [а также] одним из самых совершенных». [ 42 ] Робинсон оценивает сюиту Киже среди величайших произведений композитора, наряду с «Ромео и Джульеттой» и Вторым скрипичным концертом , как «доступные, простые и мелодичные». [ 43 ] В своем «Основном каноне классической музыки» (2001) Дэвид Дубаль отмечает, как музыка Кидже процветает в популярной культуре: «Отрывки и кусочки используются повсюду». [ 44 ] Начав свою жизнь как саундтрек к фильму 1930-х годов, части сюиты начали появляться в более поздних фильмах, таких как британский «Пасть лошади» (1958). [ 45 ] и пародия Вуди Аллена 1975 года на русскую литературу « Любовь и смерть» . [ 46 ] В мире поп-музыки движение «Тройка» адаптировалось несколько раз, начиная с 1952 года как «Midnight Sleighride», аранжировка джаз-бэнда Эдди Сотера и Билла Финегана . [ 47 ] В 1975 году мелодия «Тройки» широко использовалась в Грега Лейка популярной поп-песне « Я верю в Деда Мороза ». [ 13 ] и движение «Романтика» легло в основу главной темы Стинга антивоенной песни 1985 года « Русские ». [ 48 ]
Записи
[ редактировать ]Исполнение сюиты Кусевицкого и Бостонского симфонического оркестра в 1938 году, записанное на дисках со скоростью вращения 78 об/мин , [ 38 ] предоставил единственную коммерчески доступную запись до наступления эры пластинок в 1950-х годах; [ 49 ] трансляция выступления Кливлендского оркестра под управлением Фрица Райнера в декабре 1945 года была выпущена только много лет спустя. [ 50 ] В 1951 году Вестминстер выпустил Германа Шерхена запись сюиты с Венским симфоническим оркестром . [ 51 ] с тех пор многие записи произведения были выпущены под разными лейблами. Первая стереозапись была сделана Райнером с Чикагским симфоническим оркестром для RCA (март 1957 года). В обзоре записей Muze за 2008 год перечислено 19 доступных версий оркестров из Восточной и Западной Европы, Азии и США. [ 52 ] Версия с дополнительным баритоном редко попадала на диски; Эрих Лейнсдорф дважды записал эту версию: с Филармоническим оркестром для EMI и с Бостонским симфоническим оркестром для RCA. Владимир Ашкенази с Сиднейским симфоническим оркестром и Андрей Лаптев (2010) предоставляют примеры XXI века. [ 53 ] DVD постановки балета Большого театра с участием Раисы Стручковой и Владимира Васильева . В 2007 году вышел [ 54 ]
Примечания и ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ В 1938 году киностудия «Белгоскино» переехала в Минск и была переименована в «Беларусьфильм». [ 12 ]
- ↑ Прокофьев не присвоил номер опуса оригинальной партитуре фильма, которую он не публиковал. [ 32 ]
- ↑ Прокофьев аранжировал «Серый голубь» и «Тройку» для сольного голоса и фортепиано, опубликованные вместе как его соч. 60- бис в 1934 году. [ 32 ] [ 36 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Стин 2009 , с. 841.
- ^ Nestyev 1960 , p. 75.
- ^ Jump up to: а б Хикс: Биография Гроува , «США, 1918–22», 2007 г.
- ^ Эмерсон 2004 , с. 155.
- ^ Хикс: биография Гроува , «Европа, 1922–36», 2007 г ..
- ^ Моррисон 2009 , стр. 1–2.
- ^ Этот день в истории 30 декабря 1922 года .
- ^ Jump up to: а б Хикс: Биография Гроува : «Контакты с Советским Союзом», 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с Кук 2001 .
- ^ Хэнсон 1998 .
- ^ Музыка советской эпохи: Шостакович .
- ^ Кино Беларусь .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Яффе 2014 .
- ^ Робинсон 1987 , с. 268.
- ^ Джаффе 1998 , стр. 129–132.
- ^ Jump up to: а б с д и Робинсон 1987 , с. 278.
- ^ Yampolski 1998 , p. 193.
- ^ Jump up to: а б с Говард 2015 .
- ^ Jump up to: а б Макберни 2015 .
- ^ Jump up to: а б Шильфштейн 2000 , с. 83.
- ^ Робинсон 1987 , с. 131.
- ^ Шильфштейн 2000 , стр. 108–109.
- ^ Чепмен 1964 , стр. 26–29.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Бартиг 2007 .
- ^ Ницца 2003 , с. 305.
- ^ Галлез 1978 , с. 14.
- ↑ The New York Times, 10 декабря 1934 года .
- ^ Jump up to: а б Макдональд 2013 , с. 35.
- ^ Nestyev 1960 , p. 353.
- ^ Джаффе 1998 , стр. 132–133.
- ^ Jump up to: а б Ли 2002 , с. 300.
- ^ Jump up to: а б Шильфштейн 2000 , с. 294.
- ^ Прокофьев 1943 , с. 1.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Хэзлвуд, BBC, 2014 .
- ^ Ли 2002 , с. 301.
- ^ Робинсон 1987 , стр. 278–279.
- ^ Стейнберг 2015 .
- ^ Jump up to: а б Макнот 1942 , с. 16.
- ^ Робинсон 1987 , с. 344.
- ↑ Балет «Русский солдат», 1942 год .
- ↑ Некролог Стручковой 2005 г.
- ^ Гутман 1988 , с. 110.
- ^ Робинсон 1987 , с. 266.
- ^ Дубаль 2001 , с. 388.
- ^ Бартиг 2013 , с. 34.
- ^ Харви 2007 , с. 75.
- ^ Джинелл .
- ^ Гейбл 2009 , с. 25.
- ^ FFC и GIC 1949 .
- ^ Морган 2010 .
- ^ Майерс 1952 , с. 265.
- ^ Муз 2007 , с. 709.
- ^ WorldCat: CD Naxos 2010 .
- ^ WorldCat: DVD 2007 .
Источники
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Бартиг, Кевин (2013). Композиция для красного экрана: Прокофьев и советский фильм . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-996759-9 .
- Дубаль, Дэвид (2001). Основной канон классической музыки . Нью-Йорк: Норт-Пойнт Пресс. ISBN 978-0-86547-608-0 .
- Гейбл, Кристофер (2009). Слова и музыка Стинга . Вестпорт, Коннектикут: Praeger Publishing. ISBN 978-1-57356-729-9 .
- Гутман, Дэвид (1988). Прокофьев . Лондон: Олдермен. ISBN 978-0-946619-32-0 .
- Харви, Адам (2007). Саундтреки Вуди Аллена . Лондон: Макфарланд и компания. ISBN 978-0-7864-2968-4 .
- Яффе, Дэниел (1998). Сергей Прокофьев . Лондон: Файдон. ISBN 978-0-7148-3513-6 .
- Ли, Дуглас (2002). Шедевры музыки ХХ века: современный репертуар симфонического оркестра . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-415-93846-4 .
- Макдональд, Лоуренс Э. (2013). Невидимое искусство киномузыки: всеобъемлющая история . Нью-Йорк: Пугало Пресс. ISBN 978-0-8108-8397-0 .
- Моррисон, Саймон (2009). Народный артист: Советские годы Прокофьева . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-518167-8 .
- Классический каталог Muze 2008 . Лондон: Muze Europe Ltd., 2007. ISBN. 978-1-900105-39-2 .
- Нестьев, Израиль В. (1960). Прокофьев . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0-8047-0585-1 .
- Приятно, Дэвид (2003). Прокофьев: Из России на Запад, 1891–1935 . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-09914-0 .
- Прокофьев, Сергей (1943). Лейтенант Киже, Симфоническая сюита, соч . Нью-Йорк: Broude Bros. OCLC 933094309 .
- Робинсон, Харлоу, изд. (1987). Сергей Прокофьев: биография . Нью-Йорк: Викинг Пресс. ISBN 978-0-67080-419-1 .
- Шильфштейн, С., изд. (2000). Сергей Прокофьев: автобиография, статьи и воспоминания . Гонолулу, Гавайи: Тихоокеанское университетское издательство. ISBN 978-0-89875-149-9 .
- Стин, Майкл (2009). Жизнь великих композиторов . Лондон: Книги об иконах. ISBN 978-1-84046-679-9 .
- Ямпольский, Михаил (1998). Память о Тиресии: интертекстуальность и кино . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-08529-9 .
Газеты, журналы и AV-СМИ
[ редактировать ]- Бартиг, Кевин (май 2007 г.). «Создание сюиты «Поручик Киже»» . Журнал «Три апельсина» (13): 22–26. Архивировано из оригинала 5 декабря 2022 г. Проверено 24 августа 2009 г.
- Чепмен, Эрнест (осень 1964 г.). «Руководство по записи». Темп (70): 26–29. дои : 10.1017/S0040298200033040 . JSTOR 943939 . S2CID 251414502 . (требуется подписка)
- Эмерсон, Кэрол (январь 2004 г.). «Рецензия на книгу: Ницца, Давид: Прокофьев – биография». Русское обозрение . 63 (1): 155–157. JSTOR 3664707 . (требуется подписка)
- ФФК; ГИК (весна 1949 г.). «Прокофьев на пластинках». Темп (11): 32–34. JSTOR 944059 . (требуется подписка)
- Галлез, Дуглас В. (весна 1978 г.). «Сотрудничество Прокофьева-Эйзенштейна: возвращение к «Невскому» и «Ивану». Киножурнал . 17 (2): 13–35. дои : 10.2307/1225488 . JSTOR 1225488 . (требуется подписка)
- Хэнсон, Дион (июль – август 1998 г.). «История звука в кино» (PDF) . Технология кино .
- Макнот, В. (январь 1942 г.). «Граммофонные ноты». Музыкальные времена . 83 (1187): 16–17. дои : 10.2307/921937 . JSTOR 921937 . (требуется подписка)
- Морган, Кеннет (2010). Искусство Фрица Райнера, Том 1 (Примечания на обложке компакт-диска). Радиоархив Вест-Хилла.
- Майерс, Курц (март 1952 г.). «Индекс рекордных обзоров». Примечания . 9 (2): 265. JSTOR 890216 . (требуется подписка)
- «Некролог: Раиса Стручкова» . «Дейли телеграф» . 10 мая 2005 года . Проверено 9 августа 2016 г.
- «Поручик Киже (1934): Царь Павел снова на экране» . Нью-Йорк Таймс . 10 декабря 1934 года. Архивировано из оригинала 7 мая 2016 года . Проверено 19 сентября 2016 г.
Онлайн
[ редактировать ]- «Белорусская культура» . Республика Беларусь . Проверено 27 августа 2016 г.
- Кук, Мервин (2001). «КиноМузыка». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.09647 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка)
- Гинелл, Ричард С.. Музыкальные направления - Оркестр Заутера-Финегана на AllMusic
- Хэзлвуд, Чарльз (3 мая 2014 г.). «Открытие музыки. Прокофьев: Лейтенант Киже» . Радио Би-би-си 3 . Проверено 5 августа 2016 г.
- Хикс, Энтони (2007). «Прокофьев, Сергей (Сергеевич): США, 1918–22» . Гроув Музыка онлайн . Проверено 1 января 2016 г. (требуется подписка) [ не удалось пройти проверку ]
- Хикс, Энтони (2007). «Прокофьев, Сергей (Сергеевич): Европа, 1922–36» . Гроув Музыка онлайн . Проверено 1 января 2016 г. (требуется подписка)
- Хикс, Энтони (2007). «Прокофьев, Сергей (Сергеевич): Контакты с Советским Союзом» . Гроув Музыка онлайн . Проверено 1 января 2016 г. (требуется подписка)
- Ховард, Оррин (2015). «Сюита лейтенанта Киже» . Филармония Лос-Анджелеса. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 1 января 2016 г.
- Яффе, Даниэль (13 декабря 2014 г.). «Музыка Прокофьева к фильму «Лейтенант Киже» опередила свое время» . Чикагский симфонический оркестр. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 1 января 2016 г.
- Лейтенант Киже / Поцелуй феи . WorldCat. OCLC 608147222 .
- Макберни, Джерард (2015). «Прокофьев, Серж: Лейтенант Киже, соч. 60 – Сюита (1934)» . Бузи и Хоукс . Проверено 1 января 2016 г.
- Прокофьев, С.: Сюита «Лейтенант Киже» / «Любовь к трем апельсинам» / «Гадкий утенок» (Портер, Лаптев, Сиднейский симфонический оркестр, Ашкенази) . WorldCat. OCLC 919578123 .
- «Рецензия (Шостакович)» . Университет Южного Иллинойса, Эдвардсвилл . Проверено 1 января 2016 г.
- «Русский солдат» . Ballet Theater Foundation, Inc. Архивировано из оригинала 28 марта 2016 года . Проверено 9 августа 2016 г.
- Стейнберг, Майкл (октябрь 2015 г.). «Прокофьев: Сюита «Поручик Киже», Опус 60» . Симфонический оркестр Сан-Франциско. Архивировано из оригинала 16 августа 2016 года . Проверено 9 августа 2016 г.
- «Этот день в истории» . History.com . Проверено 18 июля 2016 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Лейтенант Киже (сюита), соч. 60 : Партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур.
- «Искусство Фрица Райнера Том 1» . Престо Классик . Проверено 24 июля 2016 г.
- «Прокофьев: Сюиты из оперы «Поручик Киже» , «Любовь к трем апельсинам» , «Гадкий утенок » . Престо Классик . Проверено 24 июля 2016 г.
- «Прокофьев: Лейтенант Киже » . Престо Классик . Проверено 24 июля 2016 г.