Jump to content

Mira Mendelson

Mira Mendelson
Мира Мендельсон
Мира Мендельсон и Сергей Прокофьев в 1946 году на даче на Николиной горе.
Рожденный
Mariya-Cecilia Abramovna Mendelson

( 1915-01-08 ) 8 января 1915 г.
Киев , Киевская губерния, Российская империя.
Умер 8 июня 1968 г. ) ( 1968-06-08 ) ( 53 года
Москва , РСФСР, Советский Союз.
Место отдыха Новодевичье кладбище
Национальность Русский
Занятия
  • Поэт
  • писатель
  • переводчик
Супруг
( м. 1948; умер 1953 )

Mariya-Cecilia Abramovna Mendelson-Prokofieva (Russian: Мария-Цецилия Абрамовна Мендельсон-Прокофьева ), typically referred to as Mira Mendelson (Russian: Мира Александровна Мендельсон ), (January 8, 1915 [ O.S. December 26, 1914] – June 8, 1968) was a Russian poet, writer, and translator who was the second wife of the composer Sergei Prokofiev . [ 1 ] Была солибреттистом опер мужа « Обручение в монастыре» , «История настоящего мужчины» , «Война и мир» , а также балета «Сказка о каменном цветке» . [ 2 ]

Ранняя жизнь и образование

[ редактировать ]

Мендельсон родился в Киеве 8 января 1915 года; [ 3 ] единственный ребенок Абрама Соломоновича (1885–1968) и Веры Натановны Мендельсон (1886–1951). [ 4 ] Ее отец был экономистом и статистиком, а мать заслужила признание своей работой в качестве члена КПСС . [ 2 ] В молодости она начала учебу в высшем учебном заведении в энергетическом секторе Московского института генплана , а затем перешла в Литературный институт имени Максима Горького на специальность поэзии и английского перевода. [ 2 ] [ 5 ]

Встреча с Сергеем Прокофьевым

[ редактировать ]

Подробности того, как она впервые встретила Прокофьева или как ее профессиональные отношения с тогдашним женатым композитором переросли во внебрачную связь, остаются неясными. [ 2 ] По воспоминаниям Мендельсона, со своим будущим мужем она познакомилась в августе 1938 года на курорте в Кисловодске , где они отдыхали семьями. [ 6 ] [ 7 ] сын Александра Ферсмана . Она вспомнила, что на присутствие Прокофьева на курорте ее внимание обратил [ 4 ] Вскоре после этого она впервые увидела композитора:

В обеденный перерыв в столовую санатория вошла миниатюрная женщина, за ней последовал высокий мужчина с необыкновенной походкой и очень серьезным выражением лица. Возможно, именно это они подразумевают под «любовью с первого взгляда». [ 5 ]

В письме, написанном Прокофьеву менее чем за год до их окончательного расставания, его тогдашняя жена Лина осуждала то, что она воспринимала как расчетливое преследование его Мендельсоном:

Вспомните, что вы написали после первой встречи. Вряд ли вы выбрали [Мендельсон и ее семью], но они «выбрали» вас — где? В санатории — вы, не песчинка, а [Сергей Сергеевич Прокофьев], ведущий композитор нации, известный человек с аурой семьянина, вдвое старше. Возможно, вы скажете: «любовь с первого взгляда» — кто этому поверит? В Кисловодске было достаточно свидетелей того, что она повсюду следовала за вами. [ 2 ]

После первого разговора 26 августа Мендельсон и Прокофьев начали вместе гулять, обсуждая музыку и литературу. [ 2 ] Позже Мендельсон писала, что она была очарована «иностранной» элегантностью и обаянием Прокофьева. Композитор продолжал испытывать чувство дежавю при встрече с ней, ссылаясь на ее сходство со своими предыдущими увлечениями Ниной Мещерской и Идой Рубинштейн . [ 5 ] По окончании отпуска они пообещали друг другу встретиться в Кисловодске в следующем году и тем временем поддерживать связь. [ 2 ] В январе 1939 года он подарил ей свою подписанную фотографию с надписью: «Цветущему поэту от скромного поклонника». [ 2 ] К его дню рождения в апреле того же года Мендельсон написала для него стихотворение, в котором заявила, что «твое ожерелье из поцелуев, нежных слов - подарок / ярче всех бриллиантов в мире». [ 8 ]

Вначале их отношения вызвали подозрения у первой жены Прокофьева. В интервью после смерти ее бывшего мужа она заявила, что первоначально он описал Мендельсона как «просто девушку, которая хочет, чтобы я прочитал ее плохие стихи». Позже он защищал свои встречи с ней по профессиональным соображениям, говоря жене, что Мендельсон помогал ему найти подходящие либретти для его запланированных опер. [ 6 ] К 1939 году отношения композитора и начинающего поэта стали источником сплетен в советском музыкальном мире. Подозрения Лины подтвердились в сообщении к ней от знакомого, но она почувствовала себя бессильной помешать мужу продолжить роман. [ 9 ] Когда он, наконец, рассказал об этом своей жене, она ответила, что не будет возражать против этого, пока он не переедет жить к Мендельсону. [ 2 ]

Начало романтических и профессиональных отношений с Прокофьевым.

[ редактировать ]

Прокофьев начал появляться на публике с Мендельсоном осенью того же года, в том числе на премьере «Семёна Котко» — мероприятии, на котором присутствовала и его жена, что привело к неприятной сцене между ними тремя. [ 10 ] В этот период Прокофьев и Мендельсон начали свою первую совместную работу — оперу « Обручение в монастыре» . На основе Ричарда Бринсли Шеридана либретто к «Дуэнне » Мендельсон перевел произведение с английского на русский язык. [ 11 ] Прокофьев также начал набрасывать Сонату для фортепиано № 8 , произведение, тема первой части которого «Andante dolce», как он сказал Мендельсону, была вдохновлена ​​ею. [ 12 ] Он посвятил ей партитуру после ее завершения в 1944 году. [ 13 ]

15 марта 1941 года Прокофьев заявил жене, что их брак расторгнут. он переехал в квартиру Мендельсона в центре Москвы Через несколько дней . Несмотря на резкое расставание, Прокофьев продолжал финансово поддерживать свою бывшую жену и семью, иногда используя своего друга и коллегу Левона Атовмяна . в качестве посредника [ 14 ]

Вторжение Германии в Советский Союз вынудило Мендельсона и Прокофьева бежать из Москвы сначала в Грузинскую ССР , затем в Казахскую ССР . В этот период они сотрудничали над рядом оперных проектов, многие из которых были заброшены, включая предложенную постановку « Воскресения» Толстого . Результатом этого стало самое важное творческое сотрудничество пары — опера «Война и мир» , тема, по мнению отца Мендельсона, больше подходила композитору. [ 15 ]

[ редактировать ]

После окончания Великой Отечественной войны Москву и остаток лета провела вместе на даче на Николиной горе вернулась в . пара Там пара наслаждалась садоводством и гуляла по окрестным лесам в поисках грибов, к которым иногда присоединялся его друг Николай Мясковский . [ 16 ] 22 ноября 1947 года Прокофьев подал в суд ходатайство о начале бракоразводного процесса со своей бывшей женой Линой. Пять дней спустя суд отклонил его ходатайство, постановив, что брак не имел законного основания, поскольку был заключен в Германии и не был зарегистрирован советскими властями, что сделало его недействительным. После того, как второй судья оставил приговор в силе, он и Мендельсон поженились 15 января 1948 года. [ 17 ] [ 18 ] 20 февраля 1948 года бывшую жену Прокофьева арестовали в Москве. [ 19 ] и впоследствии приговорен к 20 годам ГУЛАГа за «покушение на побег» и поддержание «преступных связей» с иностранными посольствами. [ 20 ]

Могила Миры Мендельсон рядом с могилой Сергея Прокофьева на Новодевичьем кладбище.

Последние годы жизни Прокофьева были осложнены проблемами со здоровьем, вызванными гипертонией , что потребовало дополнительной помощи Мендельсона в качестве секретаря, а иногда и опекуна. [ 15 ] Несмотря на нарастающие физические недуги, Мендельсон старался помочь ему, насколько это было возможно, чтобы он сохранил свой обычный рабочий график. [ 21 ] а также поддерживать свой интерес к новой музыке и искусству. [ 22 ] Он умер от кровоизлияния в мозг 5 марта 1953 года. [ 15 ] [ 23 ] «Хорошо, что мы были вместе», — сказал он Мендельсону перед смертью. [ 24 ]

Через несколько недель после смерти мужа она помогла организовать мемориальный концерт в Союзе советских композиторов в ознаменование его 62-летия. Выступлениям Святослава Рихтера , Нины Дорлиак и Мстислава Ростроповича предшествовали выступления Дмитрия Кабалевского и Рейнхольда Глиера . Она также руководила репетициями посмертной премьеры его последнего балета « Сказка о каменном цветке» , но была встревожена сокращениями, которых требовал дирижер Юрий Файер , а также его настойчивостью поручить Борису Погребову реоркестровать партитуру. [ 25 ]

В 1956 году, после освобождения из ГУЛАГа, первая жена Прокофьева Лина обратилась в суд с ходатайством о восстановлении своих прав как единственной и законной супруги своего бывшего мужа. Первоначальное решение в ее пользу было отменено 12 марта 1958 года Верховным судом Советского Союза , который подтвердил, что ее брак не имеет юридической силы. [ 26 ] Дмитрий Кабалевский, Дмитрий Шостакович и Тихон Хренников были в числе свидетелей, вызванных судом для дачи показаний. [ 27 ] Судебный процесс, заявления Лины, которые Мендельсон считал клеветой на Прокофьева, и помощь, которую его бывшая жена получила в своем ходатайстве от ее личного друга Хренникова, которого Мендельсон считал мучителем ее мужа, повергли ее в уныние. [ 28 ]

Последние годы и смерть

[ редактировать ]

Мендельсон провела свои последние годы, живя в той же московской квартире, которую она делила с мужем, хотя в частном порядке она комментировала, как ее огорчали соседи и насколько трудной была жизнь без Прокофьева. [ 29 ] Она занималась организацией документов мужа, продвижением его музыки и написанием мемуаров. Идея мемуаров возникла у Прокофьева, который настоял на том, чтобы она их написала. Тем не менее работа над мемуарами давалась ей трудно; в конечном итоге они остались незавершенными. [ 30 ] После смерти отца в начале того же года Мендельсон умерла от сердечного приступа в Москве 8 июня 1968 года. [ 26 ] В ее сумочке было найдено послание, датированное февралем 1950 года, подписанное ею и ее мужем: «Мы хотим, чтобы нас похоронили рядом друг с другом». Их пожелания были учтены, и их останки захоронены вместе на Новодевичьем кладбище . [ 31 ]

Наследие

[ редактировать ]

Дневник Мендельсона был опубликован в 2004 году. [ 32 ] В 2012 году он был переиздан и расширен за счет включения всех сохранившихся ее сочинений о муже. [ 33 ] За два года до смерти она завещала различные личные вещи музею Сергея Прокофьева в Москве. [ 34 ]

  1. ^ Шлифштейн 1957 , с. 330.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Моррисон 2009 , с. 158.
  3. ^ Тарускин, Ричард (1 декабря 1992 г.). «Мендельсон (Прокофьева), Мира Александровна» . Гроув Музыка онлайн . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.o903019 . Проверено 7 января 2021 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б Мендельсон-Прокофьева 2012 , с. 27.
  5. ^ Перейти обратно: а б с Мендельсон-Прокофьева 2012 , с. 11.
  6. ^ Перейти обратно: а б Моррисон 2009 , с. 157.
  7. ^ Робинсон, Харлоу (31 июля 2019 г.). Сергей Прокофьев: Биография . Планкетт Лейк Пресс. GGKEY:PKWXCCS9XG5.
  8. ^ Мендельсон-Прокофьева 2012 , с. 10.
  9. ^ Моррисон 2013 , с. 207.
  10. ^ Моррисон 2009 , с. 160.
  11. ^ Моррисон 2013 , стр. 206–207.
  12. ^ Моррисон 2009 , с. 162.
  13. ^ Берман, Борис (2008). Фортепианные сонаты Прокофьева: Руководство для слушателя и исполнителя . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. п. 170. ИСБН  978-0-300-11490-4 .
  14. ^ Моррисон 2009 , с. 180.
  15. ^ Перейти обратно: а б с Моррисон 2009 , с. 175.
  16. ^ Шлифштейн 1957 , стр. 172–173.
  17. ^ «Энциклопедия Ларусса на линии – Серж Прокофьев» . www.larousse.fr (на французском языке) . Проверено 7 января 2021 г.
  18. ^ Мендельсон-Прокофьева 2012 , с. 350.
  19. ^ Моррисон 2009 , с. 307.
  20. ^ Моррисон 2009 , с. 309.
  21. ^ Шлифштейн 1957 , стр. 170–171.
  22. ^ Шлифштейн 1957 , стр. 182–183, 190.
  23. ^ Сэмюэл, Клод (1961). Прокофьев (изд. 1971 г.). Нью-Йорк: Издательство Гроссман. п. 154.
  24. ^ Мендельсон-Прокофьева 2012 , с. 14.
  25. ^ Мендельсон-Прокофьева 2012 , стр. 502–503.
  26. ^ Перейти обратно: а б Моррисон 2009 , с. 311.
  27. ^ Мендельсон-Прокофьева 2012 , с. 25.
  28. ^ Мендельсон-Прокофьева 2012 , стр. 573–574.
  29. ^ Мендельсон-Прокофьева 2012 , стр. 577–579.
  30. ^ Мендельсон-Прокофьева 2012 , с. 573.
  31. ^ Мендельсон-Прокофьева 2012 , с. 26.
  32. ^ «Выпуск книги о Сергее Прокофьеве» . нмз - газета новой музыки (на немецком языке). 9 августа 2005 года . Проверено 8 января 2021 г.
  33. ^ Мендельсон-Прокофьева 2012 , с. 4.
  34. ^ «Музей Сергея Прокофьева» . www.russianmuseums.info . Проверено 8 января 2021 г.

Цитируемые источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9daa0fa8c26c6345350b1b0f882da20c__1702663200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9d/0c/9daa0fa8c26c6345350b1b0f882da20c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mira Mendelson - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)