Ида Рубинштейн
Ида Рубинштейн | |
---|---|
Ида Рубинштейн | |
Рожденный | Ида Львовна Рубинштейн 3 октября 1883 г. |
Умер | 20 сентября 1960 г. | (76 лет)
Род занятий | Танцовщица, актриса |
Годы активности | 1908–1939 |
Ida Lvovna Rubinstein ( Russian : И́да Льво́вна Рубинште́йн ; 3 October [ O.S. 21 September] 1883 – 20 September 1960) [1] [2] [3] русская танцовщица, актриса, меценатка и деятель Прекрасной эпохи . Дягилева С 1909 по 1911 год она выступала с «Русским балетом» , а позже сформировала собственную труппу. «Болеро» ( Равеля 1928) было среди ее заказов.
Биография
[ редактировать ]Ранняя жизнь и семья
[ редактировать ]Рубинштейн родился в одной из Российской империи богатейших семей . [4] еврейским ) , родителям в Харькове (ныне на Украине вырос в Санкт-Петербурге . В течение многих лет было загадкой, родилась ли она в Харькове или Санкт-Петербурге, что осложнялось слухами о том, что «Ида» — сокращение от «Аделаида». Сама Рубинштейн не подтвердила, где она родилась, и было ли это прозвище Ида, предпочитая ореол загадочности. , членом правления которой был ее отец , была обнаружена запись Спустя годы после ее смерти в архиве Харьковской хоральной синагоги : о рождении дочери Иды Львовны 21 сентября ( ст . н.с. 5 октября) у отца Льва. Рувимович, почетный гражданин Харькова, и мать Эрнестина Исааковна Рубинштейн были служебно записаны в реестр за 1883 год. У нее была старшая сестра Рахиль, 1876 года рождения. [4]
Дед Иды, Рувим (Роман) Рубинштейн, был успешным торговцем сахаром в Харькове. Он переехал в Санкт-Петербург, где вместе со своими двумя сыновьями, Львом (Леоном) и Адольфом (Антоном), основал компанию «Роман Рубинштейн и сыновья». [5] Семья многократно увеличила свои инвестиции и к моменту рождения Иды стала миллионерами. Семья расширилась и стала владельцем нескольких банков, в том числе Первого Харьковского банка, сахарных заводов и пивоваренных заводов. [4]
Семья жертвовала большие суммы денег на благотворительность, особенно на искусство. Лев и Адольф оба были хорошо образованы; они регулярно принимали у себя дома выдающихся интеллектуалов и художников. Сын Адольфа Иосиф стал успешным пианистом, обучавшимся у Ференца Листа . [4]
Ее мать умерла, когда Ида была очень маленькой, а в 1892 году во Франкфурте умер ее отец , оставив ей огромное состояние. В 1893 году 8-летнюю Иду отправили в Санкт-Петербург жить к своей тете, светской львице «мадам» Горвиц (Горвиц). города Рубинштейн выросла в особняке своей тети на знаменитой Английской набережной , где ей дали лучшее образование. Она свободно говорила на английском, французском, немецком и итальянском языках. Когда она заинтересовалась Древней Грецией , профессора греческого языка пригласили обучать ее в Санкт-Петербурге.
Ей также дали лучшее обучение музыке, танцам и театру, в том числе уроки у преподавателей российских императорских театров. Ей не хватало природных танцевальных способностей, но она постоянно работала над своей осанкой, движениями и пируэтами. В конце концов, тайно намереваясь сама выйти на сцену, она уехала в Париж под видом продолжения образования. [4]
Профессиональные годы
[ редактировать ]В Париже Рубинштейн начала карьеру актрисы, появляясь на сцене в различных сценах в «непристойных» нарядах. Эта новость достигла Санкт-Петербурга и ушей ее консервативной православной семьи. Хотя для представителей высшего сословия было вполне респектабельно появляться в театре, быть актрисой ничем не отличалось от работы проституткой в глазах ее перепуганных родственников. Ее зять, парижский врач по имени Левинсон (Левинсон), объявил ее невменяемой, чтобы поместить ее в психиатрическую лечебницу, чтобы спасти честь семьи. [4]
Ее семья в Харькове и Санкт-Петербурге, недовольная ее пребыванием в приюте, потребовала ее освобождения и отправки домой. В Санкт-Петербурге ее постоянно сопровождала гувернантка, как это было принято для незамужней молодой женщины ее социального класса. Чтобы заслужить свободу и право распоряжаться своим состоянием, она вышла замуж за своего двоюродного брата Владимира Горвица, который безумно любил ее и позволял ей путешествовать и выступать. [4]
По меркам русского балета у нее было мало формального образования. Под руководством Михаила Фокина она дебютировала в 1908 году. Это было единственное частное исполнение « » Оскара Уайльда , Саломеи в котором она разделась догола во время « Танца семи покрывал» .
Сергей Дягилев взял ее в « Русский балет» , и она станцевала заглавную партию Клеопатры в парижском сезоне 1909 года и Зобеиду в «Шехерезаде» в 1910 году. Оба экзотических балета были поставлены Фокиным и оформлены Леоном Бакстом . Финал «Клеопатры» вдохновил Кеса ван Донгена на создание «Сувенира русского оперного сезона 1909 года» . Ее партнером в «Шехерезаде» был великий Вацлав Нижинский . В то время «Шехерезада» восхищалась своей пикантной чувственностью и роскошной постановкой, но в наши дни ее исполняют редко; на современный вкус это считается слишком пантомимой , а модный тогда ориентализм кажется устаревшим.
Рубинштейн покинул «Русский балет» в 1911 году. [6]
Рубинштейн компании
[ редактировать ]Покинув «Русский балет», Рубинштейн сформировала собственную танцевальную труппу, используя унаследованное богатство, и заказала несколько роскошных постановок. В 1911 году она выступала в «Мученице Святого Себастьяна» . Творческий коллектив: Михаил Фокин (хореография); Бакст (дизайн); Габриэле д'Аннунцио (текст) и партитура Дебюсси . Это был одновременно триумф стилизованного модернизма и скандал; Архиепископ Парижский запретил католикам присутствовать на мероприятии, поскольку святого Себастьяна играла женщина и еврей.
После Первой мировой войны Рубинштейн появилась в ряде пьес, в том числе в Стаата » « Истаре в Парижской опере в 1924 году. Она также сыграла главную роль в немом фильме 1921 года «Неф» по одноименной пьесе Д'Аннунцио. и руководил его сын. [7]
С 1928 по 1929 год она руководила собственной труппой в Париже под руководством Нижинской в качестве хореографа. Она заказала и исполнила Мориса Равеля «Болеро» Мясина в 1928 году. Другими произведениями, разработанными в 1928 году, были «Давид» на музыку Соге ; и «Поцелуй феи» на музыку Стравинского и хореографию Нижинской . В репертуар также входили «Жар-птица» ( L'Oiseau de Feu ) на музыку Стравинского и хореография Михаила Фокина ; это было одно из самых сенсационных творений «Русского балета». Компания была возрождена в 1931 и 1934 годах с новыми работами. Она закрыла труппу в 1935 году и дала свое последнее выступление в пьесе «Жанна д'Арк в Бушере» в Париже в 1939 году. [6]
Рубинштейн часто устраивал бесплатные балетные мероприятия и продолжал танцевать до начала Второй мировой войны .
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Рубинштейн не считается одним из лучших балерин; она начала свое обучение слишком поздно, чтобы это было возможно. Однако она обладала потрясающим умением держаться на сцене и умела играть. Она также была важным покровителем и имела тенденцию заказывать работы, соответствующие ее способностям, произведения, в которых танец сочетался с драмой и сценическим мастерством. В 1934 году французское правительство наградило ее Орденом Почетного легиона , а затем в 1939 году — Большим крестом Легиона, своей высшей наградой. В 1935 году ей было присвоено почётное французское гражданство, а в 1936 году она приняла католицизм . [8]
В 1940 году она покинула Францию во время немецкого вторжения и направилась в Англию через Алжир и Марокко. Там она помогала раненым солдатам Свободной Франции до 1944 года. Уолтер Гиннесс (позже лорд Мойн) , ее давний любовник и спонсор, продолжал поддерживать ее, предоставив номер в отеле «Ритц» , пока он не был убит бандой Штерна в конце 1944 года. [9] Она вернулась во Францию после войны и наконец поселилась в Ле Оливад в Вансе .
Рубинштейн прожила последние 10 лет своей жизни в относительной тишине. [10] Она умерла в 1960 году в Вансе , Франция , и похоронена неподалеку.
Изображения и картины
[ редактировать ]Рубинштейн прославился в искусстве. Ее портрет работы Валентина Серова 1910 года знаменует собой наиболее полную реализацию его зрелого стиля. Скульптор стиле ар-деко в Деметре Чипарус создал фигурку Рубинштейна, ее также написали Антонио де ла Гандара и Жак-Эмиль Бланш . Художник по костюмам Леон Бакст создал множество образов Рубинштейна в различных амплуа. Рубинштейн не любил долгих сидений и заслужил репутацию человека с трудом. По этой причине Бланш и другие предпочитали работать по фотографиям. [11]
Рубинштейн был бисексуалом , [12] а в 1911 году у нее начался трехлетний роман с художником Ромэном Бруксом , который создал несколько ярких портретов, в том числе один из танцовщицы в роли обнаженной модели Венеры . Портреты Брукса были основаны на «необыкновенной серии фотографий, сделанных Бруксом в то время». [13]
Брукс объяснила привлекательность Рубинштейн своей публике и артистам следующим образом:
Именно неуловимость Иды Рубинштейн очаровывала. Она выражала внутреннюю сущность, не имевшую какой-либо конкретной деноминации. Ее красота принадлежала к тем мысленным образам, которые требуют проявления, и какую бы эпоху она ни представляла, она становилась его образом. На самом деле она была кристаллизацией образа поэта, видения художника и как таковая обладала дальнейшим значением... Именно ее дар воплотить красоту каждой эпохи сделал Иду Рубинштейн уникальной. [11]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Хиршкоп, Кен (2013). Россия в Великобритании, 1880–1940: от мелодрамы к модернизму . Издательство Оксфордского университета . п. 264. ИСБН 978-0-19-966086-5 .
- ^ «Сокровища Русского балета» . Правительство Москвы . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 10 августа 2015 г.
- ^ Пресс, Стивен Д. (2006). Балеты Прокофьева для Дягилева . Издательство Эшгейт . ISBN 978-0-7546-0402-0 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Chebotar, Vitaly; Chebotar, Serafima (2015). 50 величайших женщин. Коллекционное издание (in Russian) (50 Great Women: Collector's ed.). Litres. ISBN 9785457589698 . Проверено 10 августа 2015 г.
- ^ Леффлер, Джеймс Бенджамин (2010). Самая музыкальная нация: евреи и культура в поздней Российской империи . Издательство Йельского университета : Издательство Йельского университета . стр. 19–20. ISBN 978-0-300-13713-2 . Проверено 10 августа 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Крейн, Дебра и Макрелл, Джудит 2000. Оксфордский танцевальный словарь . Издательство Оксфордского университета, Оксфорд.
- ^ Гобл, Алан (2011). Полный указатель литературных источников в кино , с. 105. Вальтер де Грюйтер. ISBN 3110951940
- ^ Веб-страница о ее дальнейшей жизни.
- ^ Джо Джойс; The Guinnesses Poolbeg Press, Дублин, 2009 г., глава 11.
- ^ «Рубинштейн Ида» (на русском языке). Еврейская электронная энциклопедия . Проверено 10 августа 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Хименес, Джилл Берк (2013). Словарь моделей художников . Рутледж. п. 475. ИСБН 978-1135959210 .
- ^ Секрет, Мерил (1974). Между мной и жизнью: биография Ромейн Брукс , Гарден-Сити, Нью-Йорк: Doubleday. ISBN 0-385-03469-5 .
- ^ Бентли, Тони, сестры Саломеи . 2002. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, стр. 146.
Дополнительные ссылки
[ редактировать ]- Тони Бентли (2005) Сестры Саломеи , Bison Books, ISBN 0-8032-6241-8
- Майкл де Коссар, Ида Рубинштейн (1885–1960): Театральная жизнь , Liverpool University Press, ISBN 0-85323-146-X
- Вики Вульф, История Иды Рубинштейн: Танцы в вихре , издательство Harwood Academic, 2000, ISBN 90-5755-087-3
- La неф (режиссер Габриэллино д'Аннунцио) в базе данных фильмов в Интернете
Внешние ссылки
[ редактировать ]- » Ромэна Брукса « Печальная Венера с Идой Рубинштейн в роли модели
- Страницы Иды Рубинштейн на theatrex.net
Архивы на | ||||
---|---|---|---|---|
| ||||
Как использовать архивный материал |
- 1883 рождения
- 1960 смертей
- Русские евреи
- Еврейские танцоры
- Бисексуальные евреи
- Русские бисексуальные женщины
- Российские ЛГБТ-актрисы
- Российские танцоры ЛГБТ
- Бисексуальные танцоры
- Бисексуальные актрисы
- Русские прима-балерины
- Танцоры Русского балета
- Белые русские эмигранты во Франции
- Большой крест Почетного легиона
- Танцоры из Санкт-Петербурга
- Модели русских художников
- Переходит в католицизм из иудаизма
- Эмигранты из Российской империи во Францию
- Артисты русского балета 20 века.
- Русские женщины 20 века
- Музы
- Бель Эпок