Jump to content

Ида Рубинштейн

Ида Рубинштейн
Ида Рубинштейн
Рубинштейн в 1912 году
Рожденный
Ида Львовна Рубинштейн

( 1883-10-03 ) 3 октября 1883 г.
Умер 20 сентября 1960 г. ( 1960-09-20 ) (76 лет)
Род занятий Танцовщица, актриса
Годы активности 1908–1939

Ida Lvovna Rubinstein ( Russian : И́да Льво́вна Рубинште́йн ; 3 October [ O.S. 21 September] 1883 – 20 September 1960) [1] [2] [3] русская танцовщица, актриса, меценатка и деятель Прекрасной эпохи . Дягилева С 1909 по 1911 год она выступала с «Русским балетом» , а позже сформировала собственную труппу. «Болеро» ( Равеля 1928) было среди ее заказов.

Биография

[ редактировать ]

Ранняя жизнь и семья

[ редактировать ]

Рубинштейн родился в одной из Российской империи богатейших семей . [4] еврейским ) , родителям в Харькове (ныне на Украине вырос в Санкт-Петербурге . В течение многих лет было загадкой, родилась ли она в Харькове или Санкт-Петербурге, что осложнялось слухами о том, что «Ида» — сокращение от «Аделаида». Сама Рубинштейн не подтвердила, где она родилась, и было ли это прозвище Ида, предпочитая ореол загадочности. , членом правления которой был ее отец , была обнаружена запись Спустя годы после ее смерти в архиве Харьковской хоральной синагоги : о рождении дочери Иды Львовны 21 сентября ( ст . н.с. 5 октября) у отца Льва. Рувимович, почетный гражданин Харькова, и мать Эрнестина Исааковна Рубинштейн были служебно записаны в реестр за 1883 год. У нее была старшая сестра Рахиль, 1876 года рождения. [4]

Дед Иды, Рувим (Роман) Рубинштейн, был успешным торговцем сахаром в Харькове. Он переехал в Санкт-Петербург, где вместе со своими двумя сыновьями, Львом (Леоном) и Адольфом (Антоном), основал компанию «Роман Рубинштейн и сыновья». [5] Семья многократно увеличила свои инвестиции и к моменту рождения Иды стала миллионерами. Семья расширилась и стала владельцем нескольких банков, в том числе Первого Харьковского банка, сахарных заводов и пивоваренных заводов. [4]

Семья жертвовала большие суммы денег на благотворительность, особенно на искусство. Лев и Адольф оба были хорошо образованы; они регулярно принимали у себя дома выдающихся интеллектуалов и художников. Сын Адольфа Иосиф стал успешным пианистом, обучавшимся у Ференца Листа . [4]

Ее мать умерла, когда Ида была очень маленькой, а в 1892 году во Франкфурте умер ее отец , оставив ей огромное состояние. В 1893 году 8-летнюю Иду отправили в Санкт-Петербург жить к своей тете, светской львице «мадам» Горвиц (Горвиц). города Рубинштейн выросла в особняке своей тети на знаменитой Английской набережной , где ей дали лучшее образование. Она свободно говорила на английском, французском, немецком и итальянском языках. Когда она заинтересовалась Древней Грецией , профессора греческого языка пригласили обучать ее в Санкт-Петербурге.

Ей также дали лучшее обучение музыке, танцам и театру, в том числе уроки у преподавателей российских императорских театров. Ей не хватало природных танцевальных способностей, но она постоянно работала над своей осанкой, движениями и пируэтами. В конце концов, тайно намереваясь сама выйти на сцену, она уехала в Париж под видом продолжения образования. [4]

Профессиональные годы

[ редактировать ]
Рубинштейн в «Шехерезаде» , 1910 год.

В Париже Рубинштейн начала карьеру актрисы, появляясь на сцене в различных сценах в «непристойных» нарядах. Эта новость достигла Санкт-Петербурга и ушей ее консервативной православной семьи. Хотя для представителей высшего сословия было вполне респектабельно появляться в театре, быть актрисой ничем не отличалось от работы проституткой в ​​глазах ее перепуганных родственников. Ее зять, парижский врач по имени Левинсон (Левинсон), объявил ее невменяемой, чтобы поместить ее в психиатрическую лечебницу, чтобы спасти честь семьи. [4]

Ее семья в Харькове и Санкт-Петербурге, недовольная ее пребыванием в приюте, потребовала ее освобождения и отправки домой. В Санкт-Петербурге ее постоянно сопровождала гувернантка, как это было принято для незамужней молодой женщины ее социального класса. Чтобы заслужить свободу и право распоряжаться своим состоянием, она вышла замуж за своего двоюродного брата Владимира Горвица, который безумно любил ее и позволял ей путешествовать и выступать. [4]

Валентин Серов , Портрет Иды в образе Саломеи , 1910 год.

По меркам русского балета у нее было мало формального образования. Под руководством Михаила Фокина она дебютировала в 1908 году. Это было единственное частное исполнение « » Оскара Уайльда , Саломеи в котором она разделась догола во время « Танца семи покрывал» .

Сергей Дягилев взял ее в « Русский балет» , и она станцевала заглавную партию Клеопатры в парижском сезоне 1909 года и Зобеиду в «Шехерезаде» в 1910 году. Оба экзотических балета были поставлены Фокиным и оформлены Леоном Бакстом . Финал «Клеопатры» вдохновил Кеса ван Донгена на создание «Сувенира русского оперного сезона 1909 года» . Ее партнером в «Шехерезаде» был великий Вацлав Нижинский . В то время «Шехерезада» восхищалась своей пикантной чувственностью и роскошной постановкой, но в наши дни ее исполняют редко; на современный вкус это считается слишком пантомимой , а модный тогда ориентализм кажется устаревшим.

Рубинштейн покинул «Русский балет» в 1911 году. [6]

Рубинштейн компании

[ редактировать ]
Рубинштейн в роли святого Себастьяна в пьесе «Мученичество святого Себастьяна» , 1911 год.

Покинув «Русский балет», Рубинштейн сформировала собственную танцевальную труппу, используя унаследованное богатство, и заказала несколько роскошных постановок. В 1911 году она выступала в «Мученице Святого Себастьяна» . Творческий коллектив: Михаил Фокин (хореография); Бакст (дизайн); Габриэле д'Аннунцио (текст) и партитура Дебюсси . Это был одновременно триумф стилизованного модернизма и скандал; Архиепископ Парижский запретил католикам присутствовать на мероприятии, поскольку святого Себастьяна играла женщина и еврей.

После Первой мировой войны Рубинштейн появилась в ряде пьес, в том числе в Стаата » « Истаре в Парижской опере в 1924 году. Она также сыграла главную роль в немом фильме 1921 года «Неф» по одноименной пьесе Д'Аннунцио. и руководил его сын. [7]

Рубинштейн в 1922 году

С 1928 по 1929 год она руководила собственной труппой в Париже под руководством Нижинской в ​​качестве хореографа. Она заказала и исполнила Мориса Равеля «Болеро» Мясина в 1928 году. Другими произведениями, разработанными в 1928 году, были «Давид» на музыку Соге ; и «Поцелуй феи» на музыку Стравинского и хореографию Нижинской . В репертуар также входили «Жар-птица» ( L'Oiseau de Feu ) на музыку Стравинского и хореография Михаила Фокина ; это было одно из самых сенсационных творений «Русского балета». Компания была возрождена в 1931 и 1934 годах с новыми работами. Она закрыла труппу в 1935 году и дала свое последнее выступление в пьесе «Жанна д'Арк в Бушере» в Париже в 1939 году. [6]

Рубинштейн часто устраивал бесплатные балетные мероприятия и продолжал танцевать до начала Второй мировой войны .

Дальнейшая жизнь

[ редактировать ]

Рубинштейн не считается одним из лучших балерин; она начала свое обучение слишком поздно, чтобы это было возможно. Однако она обладала потрясающим умением держаться на сцене и умела играть. Она также была важным покровителем и имела тенденцию заказывать работы, соответствующие ее способностям, произведения, в которых танец сочетался с драмой и сценическим мастерством. В 1934 году французское правительство наградило ее Орденом Почетного легиона , а затем в 1939 году — Большим крестом Легиона, своей высшей наградой. В 1935 году ей было присвоено почётное французское гражданство, а в 1936 году она приняла католицизм . [8]

В 1940 году она покинула Францию ​​во время немецкого вторжения и направилась в Англию через Алжир и Марокко. Там она помогала раненым солдатам Свободной Франции до 1944 года. Уолтер Гиннесс (позже лорд Мойн) , ее давний любовник и спонсор, продолжал поддерживать ее, предоставив номер в отеле «Ритц» , пока он не был убит бандой Штерна в конце 1944 года. [9] Она вернулась во Францию ​​после войны и наконец поселилась в Ле Оливад в Вансе .

Рубинштейн прожила последние 10 лет своей жизни в относительной тишине. [10] Она умерла в 1960 году в Вансе , Франция , и похоронена неподалеку.

Изображения и картины

[ редактировать ]
Г-жа Ида Рубинштейн , р. 1910 , Леон Бакст
Портрет Иды Рубинштейн , 1913 год работы Антонио де ла Гандара
Ида Рубинштейн в роли Зобеиды , 1922, Жак-Эмиль Бланш .

Рубинштейн прославился в искусстве. Ее портрет работы Валентина Серова 1910 года знаменует собой наиболее полную реализацию его зрелого стиля. Скульптор стиле ар-деко в Деметре Чипарус создал фигурку Рубинштейна, ее также написали Антонио де ла Гандара и Жак-Эмиль Бланш . Художник по костюмам Леон Бакст создал множество образов Рубинштейна в различных амплуа. Рубинштейн не любил долгих сидений и заслужил репутацию человека с трудом. По этой причине Бланш и другие предпочитали работать по фотографиям. [11]

Рубинштейн был бисексуалом , [12] а в 1911 году у нее начался трехлетний роман с художником Ромэном Бруксом , который создал несколько ярких портретов, в том числе один из танцовщицы в роли обнаженной модели Венеры . Портреты Брукса были основаны на «необыкновенной серии фотографий, сделанных Бруксом в то время». [13]

Брукс объяснила привлекательность Рубинштейн своей публике и артистам следующим образом:

Именно неуловимость Иды Рубинштейн очаровывала. Она выражала внутреннюю сущность, не имевшую какой-либо конкретной деноминации. Ее красота принадлежала к тем мысленным образам, которые требуют проявления, и какую бы эпоху она ни представляла, она становилась его образом. На самом деле она была кристаллизацией образа поэта, видения художника и как таковая обладала дальнейшим значением... Именно ее дар воплотить красоту каждой эпохи сделал Иду Рубинштейн уникальной. [11]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Хиршкоп, Кен (2013). Россия в Великобритании, 1880–1940: от мелодрамы к модернизму . Издательство Оксфордского университета . п. 264. ИСБН  978-0-19-966086-5 .
  2. ^ «Сокровища Русского балета» . Правительство Москвы . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 10 августа 2015 г.
  3. ^ Пресс, Стивен Д. (2006). Балеты Прокофьева для Дягилева . Издательство Эшгейт . ISBN  978-0-7546-0402-0 .
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г Chebotar, Vitaly; Chebotar, Serafima (2015). 50 величайших женщин. Коллекционное издание (in Russian) (50 Great Women: Collector's ed.). Litres. ISBN  9785457589698 . Проверено 10 августа 2015 г.
  5. ^ Леффлер, Джеймс Бенджамин (2010). Самая музыкальная нация: евреи и культура в поздней Российской империи . Издательство Йельского университета : Издательство Йельского университета . стр. 19–20. ISBN  978-0-300-13713-2 . Проверено 10 августа 2015 г.
  6. ^ Jump up to: а б Крейн, Дебра и Макрелл, Джудит 2000. Оксфордский танцевальный словарь . Издательство Оксфордского университета, Оксфорд.
  7. ^ Гобл, Алан (2011). Полный указатель литературных источников в кино , с. 105. Вальтер де Грюйтер. ISBN   3110951940
  8. ^ Веб-страница о ее дальнейшей жизни.
  9. ^ Джо Джойс; The Guinnesses Poolbeg Press, Дублин, 2009 г., глава 11.
  10. ^ «Рубинштейн Ида» (на русском языке). Еврейская электронная энциклопедия . Проверено 10 августа 2015 г.
  11. ^ Jump up to: а б Хименес, Джилл Берк (2013). Словарь моделей художников . Рутледж. п. 475. ИСБН  978-1135959210 .
  12. ^ Секрет, Мерил (1974). Между мной и жизнью: биография Ромейн Брукс , Гарден-Сити, Нью-Йорк: Doubleday. ISBN   0-385-03469-5 .
  13. ^ Бентли, Тони, сестры Саломеи . 2002. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, стр. 146.

Дополнительные ссылки

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 388b3ed482d2315b5f805bf11a99afa6__1721419380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/38/a6/388b3ed482d2315b5f805bf11a99afa6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ida Rubinstein - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)