Русские балеты
Русские балеты | |
---|---|
Общая информация | |
Имя | Русские балеты |
Год основания | 1909 |
Закрыто | 1929 |
Основное место проведения | различный |
Художественный состав | |
Художественный руководитель | Сергей Дягилев |
Другой | |
Формирование |
|

балет Русский ( Французский: [balɛ ʁys] ) — странствующая балетная труппа, основанная в Париже, которая выступала между 1909 и 1929 годами по всей Европе, а также гастролировала в Северной и Южной Америке. Труппа никогда не выступала в России, где революция разрушила общество. После первого сезона в Париже компания не имела там официальных связей. [1]
Первоначально задуманный импресарио Сергеем Дягилевым , «Русский балет» широко известен как самая влиятельная балетная труппа 20-го века. [2] отчасти потому, что он способствовал новаторскому творческому сотрудничеству между молодыми хореографами, композиторами, дизайнерами и танцорами, находящимися на переднем крае своих областей. Дягилев заказывал произведения таких композиторов, как Игорь Стравинский , Клод Дебюсси , Сергей Прокофьев , Эрик Сати и Морис Равель , таких художников, как Василий Кандинский , Александр Бенуа , Пабло Пикассо и Анри Матисс , а также художников по костюмам Леона Бакста и Коко Шанель .
Постановки компании произвели огромный фурор, полностью возродив искусство исполнения танца, привлекая внимание публики ко многим артистам визуального искусства и существенно повлияв на ход музыкальной композиции. Он также познакомил европейскую и американскую аудиторию со сказками, музыкой и мотивами дизайна, взятыми из русского фольклора . Использование компанией европейского авангардного искусства оказало влияние на более широкую художественную и популярную культуру начала двадцатого века, не в последнюю очередь на развитие ар-деко .
Номенклатура [ править ]
Французская форма множественного числа названия Ballets Russes конкретно относится к труппе, основанной Сергеем Дягилевым и действовавшей при его жизни. (В некоторых рекламных материалах труппа рекламировалась как Les Ballets Russes de Serge Diaghileff. ) На английском языке труппу сейчас обычно называют «The Ballets Russes», хотя в начале 20 века ее иногда называли «The Ballets Russes». «Русский балет» или «Русский балет Дягилева». Чтобы еще больше запутать, в некоторых рекламных материалах название было написано в единственном числе.
Названия Ballet Russe de Monte-Carlo и Original Ballet Russe (в единственном числе) относятся к труппам, образовавшимся после смерти Дягилева в 1929 году.
История и производство [ править ]

Предыстория [ править ]
Сергею Дягилеву , импресарио труппы (или « художественному руководителю Главный успех компании принадлежал », говоря современным языком). Он был уникально подготовлен к этой роли; Родившись в богатой русской семье производителей водки (хотя они обанкротились, когда ему было 18 лет), он привык вращаться в кругах высшего сословия, которые обеспечивали компании покровителей и благотворителей. Обязательно следует упомянуть имя спонсора Виннаретты Зингер , щедрые финансовые субсидии которой обеспечили успех «Русского балета» Сергея Дягилева в Европе. [3]
В 1890 году он поступил на юридический факультет в Санкт-Петербурге, чтобы подготовиться к карьере на государственной службе, как и многие русские молодые люди его класса. [4] Там он был представлен (через своего двоюродного брата Дмитрия Философова ) студенческой клике художников и интеллектуалов, называвших себя «Невскими пиквикистами» , самым влиятельным членом которой был Александр Бенуа ; среди других были Леон Бакст , Вальтер Нувель и Константин Сомов . [4] С детства Дягилев страстно интересовался музыкой. Однако его амбиции стать композитором рухнули в 1894 году, когда Николай Римский-Корсаков сказал ему, что у него нет таланта. [5]
В 1898 году несколько членов пиквикистов основали журнал » « Мир искусства под редакцией Дягилева. [6] Еще в 1902 году в «Мир искусства» были включены рецензии на концерты, оперы и балеты в России. Последние были написаны главным образом Бенуа, оказавшим значительное влияние на мышление Дягилева. [7] «Мир искусства» также спонсировал выставки русского искусства в Санкт-Петербурге, кульминацией которых стала важная выставка русской портретной живописи Дягилева в 1905 году в Таврическом дворце . [8]

Разочарованный крайним консерватизмом мира русского искусства, Дягилев организовал революционную Выставку русского искусства в Пти-Пале в Париже в 1906 году, первую крупную выставку русского искусства на Западе. Его огромный успех породил у парижан увлечение всем русским. Дягилев организовал в 1907 году сезон русской музыки в Парижской опере . В 1908 году Дягилев вернулся в Парижскую оперу с шестью постановками Модеста Мусоргского « оперы Борис Годунов » с басом Федором Шаляпиным в главной роли . Это была версия Николая Римского-Корсакова 1908 года (с дополнительными сокращениями и перестановкой сцен). Спектакли произвели сенсацию, хотя затраты на постановку большой оперы были огромными.
Дебют [ править ]
В 1909 году Дягилев представил свой первый парижский «Русский сезон», посвященный исключительно балету (хотя название «Русские балеты» компания использовала только в следующем году). Большая часть этой первоначальной труппы была постоянными артистами Императорского балета Санкт -Петербурга , нанятыми Дягилевым для выступления в Париже во время летних каникул Имперского балета. В репертуар первого сезона вошли разнообразные произведения, хореография которых была главным образом поставлена Мишелем Фокиным , в том числе «Павильон Армиды» , «Половецкие пляски» (из оперы «Князь Игорь» ), «Сильфиды » и «Клеопатра» . В сезон также вошел «Ле Фестин» — стилизация, поставленная несколькими хореографами (в том числе Фокиным) на музыку нескольких русских композиторов.
Основные постановки [ править ]
Основные производства представлены в таблице ниже.
Год | Заголовок | Изображение | Композитор(ы) | Хореограф(ы) | Декорации и костюмы |
---|---|---|---|---|---|
1909 | Павильон Армиды | ![]() | Николай Черепнин | Михаил Фокин | Александр Бенуа |
Князь Игорь | ![]() | Alexander Borodin | Михаил Фокин | Николай Рерих | |
Праздник | ![]() | Николай Римский-Корсаков (марш из «Золотого петуха», используемый для входа процессии) | Константин Коровин (декорации и костюмы) Леон Бакст (костюмы) Александр Бенуа (костюмы) Иван Билибин (костюмы) | ||
Михаил Глинка ( «Лезгинка» из оперы «Руслан и Людмила» ) | Мишель Фокин, Мариус Петипа | ||||
Петр Ильич Чайковский ( «Золотой уазо» из оперы «Спящая красавица » ) | Мариус Петипа | ||||
Александр Глазунов ( «Чардаш» из «Раймонды» ) | Александр Горский | ||||
Модест Мусоргский ( «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка ») | Михаил Фокин | ||||
Михаил Глинка ( «Мазурка» из оперы «Жизнь за царя ») | Николай Гольц, Феликс Кчесинский | ||||
Пётр Ильич Чайковский ( «Трепак» из «Щелкунчика ») | Михаил Фокин | ||||
Александр Глазунов ( «Венгерское Гран Па Классик» из оперы «Раймонда ») | Мариус Петипа | ||||
Пётр Ильич Чайковский ( «Финал» Второй симфонии ) | Михаил Фокин | ||||
Сильфиды | ![]() | Фредерик Шопен (оркестр. Глазунов, Игорь Стравинский , Александр Танеев ) | Михаил Фокин | Александр Бенуа | |
Клеопатра | ![]() | Антон Аренский (дополнительная музыка Глазунова, Глинки, Мусоргского, Римского-Корсакова, Сергея Танеева , Николая Черепнина ) | Михаил Фокин | Леон Бакст | |
1910 | Карнавал | ![]() | Robert Schumann (orch. Arensky, Glazunov, Anatol Liadov , Rimsky-Korsakov, Tcherepnin) | Михаил Фокин | Леон Бакст |
Шахерезада | ![]() | Николай Римский-Корсаков | Михаил Фокин | Леон Бакст | |
Жизель | ![]() | Адольф Адам | Жан Коралли , Жюль Перро , Мариус Петипа (возрождение), Мишель Фокин (редакция) | Александр Бенуа | |
Ориенталы | ![]() | Кристиан Синдинг ( Rondoletto giocoso, op.32/5 ) (оркестровка Игоря Стравинского для "Сиамского танца" ) Эдвард Григ ( «Смотролль», op.71/3, из «Лирических пьес» , книга X ) (оркестровка Игоря Стравинского для «Вариации») | Вацлав Нижинский («Восточный танец» и «Вариация») Михаил Фокин | Константин Коровин (декорации и костюмы) Леон Бакст (костюмы) | |
Жар-птица | ![]() | Игорь Стравинский | Михаил Фокин | Александр Головин (декорации и костюмы) Леон Бакст (костюмы) | |
1911 | Призрак розы | ![]() | Карл Мария фон Вебер | Михаил Фокин | Леон Бакст |
Нарцисс | ![]() | Николай Черепнин | Михаил Фокин | Леон Бакст | |
Мне грустно | ![]() | Николай Римский-Корсаков | Михаил Фокин | Борис Анисфельд | |
Петрушка | ![]() | Игорь Стравинский | Михаил Фокин | Александр Бенуа | |
Лебединое озеро | ![]() | Петр Ильич Чайковский | Мариус Петипа, Лев Иванов , Мишель Фокин (редакции) | Константин Коровин (сеты) Александр Головин (декорации и костюмы) | |
1912 | День фавна | ![]() | Клод Дебюсси | Вацлав Нижинский | Леон Бакст |
Дафнис и Хлоя | ![]() | Морис Равель | Михаил Фокин | Леон Бакст | |
Синий Бог | ![]() | Рейнальдо Хан | Михаил Фокин | Леон Бакст | |
Тамар | ![]() | Милий Балакирев по мотивам его симфонической поэмы «Тамара». | Михаил Фокин | Леон Бакст | |
1913 | Игры | ![]() | Клод Дебюсси | Вацлав Нижинский | Леон Бакст |
Обряд весны | ![]() | Игорь Стравинский | Вацлав Нижинский | Николай Рерих | |
Трагедия Саломеи | Флоран Шмитт | Boris Romanov | Sergey Sudeykin | ||
1914 | Бабочки | ![]() | Роберт Шуман (Оркестр. Николай Черепнин ) | Михаил Фокин | Мстислав Добужинский |
Легенда об Иосифе | ![]() | Рихард Штраус | Михаил Фокин | Леон Бакст | |
Золотой петух | ![]() | Николай Римский-Корсаков | Михаил Фокин | Natalia Goncharova | |
Соловей | ![]() | Игорь Стравинский | Boris Romanov | Александр Бенуа | |
Мидас | Максимилиан Стейнберг | Михаил Фокин | Мстислав Добужинский | ||
1915 | Ночное Солнце | ![]() | Николай Римский-Корсаков | Леонид Мясин | Mikhail Larionov |
1916 | Лас Менинас | Луи Обер , Габриэль Форе ( «Павана» ), Морис Равель ( «Альборада дель грациозо» ), Эммануэль Шабрие ( «Напыщенный менуэт» ) | Леонид Мясин | Хосеп Мария Серт (таможня) | |
Кикимора | Anatoly Liadov | Леонид Мясин | Mikhail Larionov | ||
Тилль Уленшпигель | ![]() | Рихард Штраус | Вацлав Нижинский | Роберт Эдмонд Джонс | |
1917 | Фейерверк | Игорь Стравинский | Джакомо Балла | ||
Женщины хорошего юмора | ![]() | Доменико Скарлатти (орк. Винченцо Томмазини ) | Леонид Мясин | Леон Бакст | |
Парад | ![]() | Эрик Сати | Леонид Мясин | Пабло Пикассо | |
1919 | Причудливый бутик | ![]() | Джоаккино Россини (аранж. Отторино Респиги ) | Леонид Мясин | Андре Дерен |
Треугольная шляпа | ![]() | Мануэль де Фалья | Леонид Мясин | Пабло Пикассо | |
Сады Аранхуэса (новая версия Лас Менинас ) | Луи Обер, Габриэль Форе, Морис Равель, Эммануэль Шабрие | Леонид Мясин | Хосеп Мария Серт (таможня) | ||
1920 | Песня соловья | Игорь Стравинский | Леонид Мясин | Анри Матисс | |
Пульчинелла | ![]() | Игорь Стравинский | Леонид Мясин | Пабло Пикассо | |
Балет женской хитрости или Чимарозиана | Доменико Чимароза | Леонид Мясин | Джозеф Мария Серт | ||
Весна священная (возрождение) | Игорь Стравинский | Леонид Мясин | Николай Рерих | ||
1921 | Пинать | ![]() | Сергей Прокофьев | Леонид Мясин | Mikhail Larionov |
Живопись фламенко | Традиционная андалузская музыка (аранж. Мануэля де Фалья) | Пабло Пикассо | |||
Спящая красавица | ![]() | Петр Чайковский | Мариус Петипа | Леон Бакст | |
1922 | Свадьба Спящей Красавицы | Петр Чайковский | Мариус Петипа | Александр Бенуа (декорации и костюмы) Natalia Goncharova (costumes) | |
Mavra | ![]() | Игорь Стравинский | Бронислава Нижинская | Леопольд Сюрваж | |
Ренар | Игорь Стравинский | Бронислава Нижинская | Mikhail Larionov | ||
1923 | Ты их знаешь | ![]() | Игорь Стравинский | Бронислава Нижинская | Natalia Goncharova |
1924 | Искушения пастушки, или Любовь побеждает | ![]() | Мишель де Монтеклер (аранжировка и оркестр Анри Казадезюса ) | Бронислава Нижинская | Хуан Грис |
Доктор вопреки самому себе | ![]() | Шарль Гуно | Бронислава Нижинская | Александр Бенуа | |
Олень | Франсис Пуленк | Бронислава Нижинская | Мари Лорансен | ||
Чимарозиана | Доменико Чимароза (оркестр Отторино Респиги) | Леонид Мясин, Бронислава Нижинская | Хосе-Мария Серт | ||
Раздражающие | Жорж Орик | Бронислава Нижинская | Жорж Брак | ||
Синий поезд | Дариус Мийо | Бронислава Нижинская | Анри Лоран (сеты) Габриэль Шанель (костюмы) Пабло Пикассо (декорации) | ||
1925 | Зефир и Флора | Владимир Дукельский | Леонид Мясин | Жорж Брак | |
Песня соловья (оживление) | Игорь Стравинский | Джордж Баланчин | Анри Матисс | ||
Моряки | Жорж Орик | Леонид Мясин | Питер Пруна | ||
Барабау | Витторио Риети | Джордж Баланчин | Морис Утрилло | ||
1926 | Ромео и Джульетта | Констант Ламберт | Бронислава Нижинская | Макс Эрнст (занавес) Жоан Миро (декорации и костюмы) | |
Пастораль | Жорж Орик | Джордж Баланчин | Питер Пруна | ||
Джек в коробке | Эрик Сати (оркестр Мийо) | Джордж Баланчин | Андре Дерен | ||
Триумф Нептуна | Лорд Бернерс | Джордж Баланчин | Педро Пруна (таможня) | ||
1927 | Киска | Анри Соге | Джордж Баланчин | Наум Габо | |
Меркурий | ![]() | Эрик Сати | Леонид Мясин | Пабло Пикассо | |
Шаг стали | ![]() | Сергей Прокофьев | Леонид Мясин | Георгий Якулов | |
1928 | Ода | Николай Набоков | Леонид Мясин | Павел Челичев | |
Аполлон Мусагет (Аполлон) | ![]() | Игорь Стравинский | Джордж Баланчин | Андре Баушан (сцена) Коко Шанель (костюмы) | |
Боги просят милостыню | ![]() | Джордж Фредерик Гендель | Джордж Баланчин | Леон Бакст (сеты) Хуан Грис (костюмы) | |
1929 | Мяч | Витторио Риети | Джордж Баланчин | Георгий Кирико | |
Ренар (возрождение) | Игорь Стравинский | Серж Лифарь | Mikhail Larionov | ||
Блудный сын | Сергей Прокофьев | Джордж Баланчин | Джордж Руо |
Преемники [ править ]

Когда Сергей Дягилев умер от диабета в Венеции 19 августа 1929 года, у «Русских балетов» остались значительные долги. Когда началась Великая депрессия , кредиторы заявили права на его имущество, а труппа танцоров разошлась.
В 1931 году полковник Василий де Базиль (русский эмигрант-предприниматель из Парижа) и Рене Блюм (директор балета Оперы Монте-Карло ) основали Ballets Russes de Monte-Carlo , дав там свои первые выступления в 1932 году. [9] Выпускники Дягилева Леонид Мясин и Джордж Баланчин работали в труппе хореографами, а Тамара Туманова была солисткой.
Художественные разногласия привели к расколу между Блюмом и де Базилем. [10] после чего де Базиль первоначально переименовал свою труппу в «Русские балеты полковника В. де Базиля». [11] Блюм сохранил название «Русский балет Монте-Карло», а де Базиль создал новую труппу. В 1938 году он назвал его «Русский балет Ковент-Гардена». [11] а затем в 1939 году переименовал его в « Оригинальный русский балет ». [11] [12]
Компанией Кола де Базиля в течение года управлял знаменитый промоутер Форчун Галло после потери менеджера. [13]
После Второй мировой войны начала Русский балет Монте-Карло покинул Европу и много гастролировал по США и Южной Америке. Когда танцоры уходили на пенсию и покидали труппу, они часто основывали танцевальные студии в Соединенных Штатах или Южной Америке или преподавали в студиях танцоров других бывших компаний. С основанием Баланчиным Школы американского балета , а затем Нью-Йоркского балета , многие выдающиеся бывшие танцоры Ballet Russe de Monte Carlo отправились в Нью-Йорк, чтобы преподавать в его школе. Когда они гастролировали по США, в актерский состав была взята Сид Чарисс , киноактриса и танцовщица.
Original Ballet Russe гастролировал в основном по Европе. Его выпускники сыграли важную роль в преподавании классической техники русского балета в европейских школах.
Компании-преемники стали предметом документального фильма 2005 года «Русские балеты» .
Танцоры [ править ]

«Русский балет» отличался высоким уровнем танцоров, большинство из которых получили классическое образование в великих императорских школах в Москве и Санкт-Петербурге. Их высокие технические стандарты во многом способствовали успеху труппы в Париже, где танцевальная техника заметно ухудшилась с 1830-х годов.
Среди главных танцовщиц были: Анна Павлова , Тамара Карсавина , Ольга Спесивцева , Матильда Кшесинская , Ида Рубинштейн , Бронислава Нижинская , Лидия Лопокова , Софи Пфланц и Алисия Маркова и другие; многие снискали международную известность благодаря компании, в том числе Екатерина Галанта и Валентина Качуба . [14] [15] Прима-балерина Ксения Маклецова была уволена из труппы в 1916 году и подала в суд на Дягилева; она подала встречный иск за нарушение контракта и выиграла 4500 долларов в суде Массачусетса. [16] [17]
«Русский балет» был еще более примечательным тем, что поднял статус танцора-мужчины, который с начала 19 века в значительной степени игнорировался хореографами и балетной публикой. Среди танцоров-мужчин были Мишель Фокин , Серж Лифарь , Леонид Мясин , Антон Долин , Джордж Баланчин , Валентин Зегловский , Теодор Козлов , Адольф Больм и легендарный Вацлав Нижинский , считающийся самым популярным и талантливым танцором в истории труппы.
После русской революции 1917 года , в последующие годы, более молодые танцоры были взяты из числа тех, кого обучали в Париже бывшие императорские танцоры из большой общины русских изгнанников. Рекрутов принимали даже из Америки, в их число входила молодая Рут Пейдж , которая присоединилась к труппе в Монте-Карло в 1925 году. [18] [19] [20]
Хореографы [ править ]
Труппа представила и представила ныне известные (а иногда и скандально известные) произведения великих хореографов Мариуса Петипа и Мишеля Фокина , а также новые произведения Вацлава Нижинского , Брониславы Нижинской , Леонида Мясина и молодого Джорджа Баланчина в начале его карьеры. .
Михаил Фокин [ править ]
Хореография Михаила Фокина сыграла первостепенную роль в начальном успехе «Русского балета». Фокин окончил Императорское балетное училище в Санкт-Петербурге в 1898 году и в конечном итоге стал первым солистом Мариинского театра . В 1907 году Фокин поставил свою первую работу для Императорского Русского балета — «Павильон Армиды» . В том же году он создал «Шопениану» на фортепианную музыку композитора Фредерика Шопена в оркестровке Александра Глазунова . Это был ранний пример создания хореографии на основе существующей партитуры, а не на музыку, специально написанную для балета, что отличалось от обычной практики того времени.
Фокин завоевал международную известность своими произведениями, поставленными в течение первых четырех сезонов (1909–1912) «Русского балета». В их число входили «Половецкие пляски» (из «Князя Игоря» ), «Павильон Армиды» (возрождение его постановки 1907 года для Императорского Русского балета), «Сильфиды» (переработка его более ранней «Шопенианы» ), «Жар-птица» , «Видение розы» , Петрушка , Дафнис и Хлоя . После многолетних бурных отношений с Дягилевым Фокин покинул «Русский балет» в конце сезона 1912 года. [21]
Вацлав Нижинский [ править ]

Вацлав Нижинский посещал Императорское балетное училище в Санкт-Петербурге с восьми лет. Он окончил его в 1907 году и поступил в Императорский балет, где сразу же начал исполнять главные роли. Дягилев пригласил его присоединиться к «Русскому балету» на его первый парижский сезон.
В 1912 году Дягилев дал Нижинскому первую возможность стать хореографом, поставив «Послеполуденный отдых фавна» на Клода Дебюсси симфоническую поэму «Прелюдия к послеполуденному отдыху фавна» . Откровенно эротический характер балета с участием самого Нижинского в роли Фавна произвел фурор. [ нужна ссылка ] В следующем году Нижинский поставил новое произведение Дебюсси, написанное специально для «Русского балета», «Игры» . Равнодушно принятые публикой, «Игры» через две недели затмила премьера « Игоря Стравинского » Весны священной ( Le Sacre du printemps ), хореографию которой также поставил Нижинский.
Нижинский в конце концов ушел из танцев и хореографии после того, как в 1919 году ему поставили диагноз шизофрения .
Леонид editМясин
Леонид Мясин родился в Москве. [22] где он изучал актерское мастерство и танцы в Императорской школе. На грани того, чтобы стать актером, Мясин был приглашен Сергеем Дягилевым присоединиться к «Русскому балету», поскольку тот искал замену Вацлаву Нижинскому. Дягилев поощрял творчество Мясина и его участие в хореографии.
Самыми известными творениями Мясина для «Русского балета» были «Парад» , «Эль сомбреро де трес пикос» и «Пульчинелла» . Во всех трех этих работах он сотрудничал с Пабло Пикассо , создавшим декорации и костюмы.
Мясин расширил хореографические новации Фокина, особенно касающиеся повествования и персонажей. Его балеты включали в себя как народный танец, так и полухарактерный танец, стиль, использующий классическую технику для исполнения характерного танца . Мясин создавал контрасты в своей хореографии, такие как синхронизированные, но индивидуальные движения или танцевальные модели небольших групп в кордебалете .

Бронислава Нижинская [ править ]
Бронислава Нижинская была младшей сестрой Вацлава Нижинского . Она обучалась в Императорском балетном училище в Санкт-Петербурге, присоединившись к труппе Императорского балета в 1908 году. С 1909 года она (как и ее брат) была участницей «Русского балета» Дягилева.
В 1915 году Нижинская и ее муж бежали в Киев, спасаясь от Первой мировой войны. Там она основала Школу движения, где обучала украинских артистов современному танцу. Ее самым выдающимся учеником был Серж Лифарь (который позже присоединился к Русскому балету в 1923 году).
После русской революции Нижинская снова бежала в Польшу, а затем, в 1921 году, вновь присоединилась к Русскому балету в Париже. Стравинского В 1923 году Дягилев поручил ей хореографию «Свадебки» . Результат сочетает в себе элементы хореографии ее брата для «Весны священной» с более традиционными аспектами балета, такими как танец на пуантах . В следующем году она поставила для труппы три новых произведения: Les biches , Les Fâcheux и Le train bleu .
Джордж Баланчин [ править ]
Георгий Мелитонович Баланчивадзе родился в Санкт-Петербурге. Джордж Баланчин обучался в Императорском балетном училище. Его образование там было прервано русской революцией 1917 года . Баланчин окончил школу в 1921 году, после открытия школы. Впоследствии он изучал теорию музыки, композицию и курсы фортепиано в Петроградской консерватории , которую окончил в 1923 году. В это время он работал с кордебалетом Мариинского театра . В 1924 году Баланчин (и его первая жена, балерина Тамара Гева ) сбежали в Париж во время гастролей по Германии с советскими государственными танцорами. Его пригласил Сергей Дягилев присоединиться к «Русскому балету» в качестве хореографа. [23]
Дизайнеры [ править ]
Дягилев пригласил к сотрудничеству современных живописцев в оформлении декораций и костюмов. Среди них были Александр Бенуа , Леон Бакст , Николай Рерих , Жорж Брак , Наталья Гончарова , Ларионов , Михаил Пабло Пикассо , Коко Шанель Анри Матисс , Андре Дерен , Жоан Миро , Джорджо де Кирико , Сальвадор Дали , Гриш , Иван Павел , Павел Билиш , Морис. Утрилло и Жорж Руо .
Их дизайн способствовал революционному ажиотажу продукции компании. Скандал, вызванный премьерой в Париже «Весны священной» Стравинского , отчасти объясняется провокационной эстетикой костюмов «Русского балета». [24]
Хотя они создавали потрясающие работы, большинство дизайнеров не имели театрального образования, а начинали как студийные художники.
Александр Бенуа [ править ]
Александр Бенуа был самым влиятельным членом « Невских пиквикистов» и одним из первых основателей (вместе с Бакстом и Дягилевым) « Мира искусства» . Его особый интерес к балету как к виду искусства сильно повлиял на Дягилева и сыграл важную роль в формировании Русского балета. Бенуа также был ориентирован на историческую точность и обладал обширными знаниями в области истории моды. Кроме того, Бенуа участвовал в создании сцен и костюмов для нескольких ранних постановок труппы: «Павильон Армиды» , отрывков из «Ле Фестена» и «Жизели» . Бенуа также участвовал Вместе с Игорем Стравинским и Михаилом Фокиным в создании «Петрушки» , для которого он внес большую часть сценария, а также декораций и костюмов.
Леон Бакст [ править ]
Леон Бакст также был одним из первых членов « Невских пиквикистов» и «Мира искусства» . «Он рассматривал обнаженное тело как эстетическую целостность, артистизм которой был забыт под тяжестью социального и театрального костюма девятнадцатого века». [25] Он участвовал в качестве художника в постановках «Русского балета» с его начала в 1909 по 1921 год, создавая декорации и костюмы для «Шехерезады» , «Жар-птицы » , «Восточных танцев» , «Призрака розы» , «Послеполуденного отдыха фавна » , «Дафниса и др. ». Хлоя , среди других постановок.
Пабло editПикассо
В 1917 году Пабло Пикассо разработал декорации и костюмы в стиле кубизма для трех дягилевских балетов, все с хореографией Леонида Мясина : «Парад» , «Сомбреро трех пиков » и «Пульчинелла» .
Natalia Goncharova [ edit ]
Наталья Гончарова родилась в 1881 году недалеко от Тулы, Россия . Ее искусство было вдохновлено русским народным искусством, фовизмом и кубизмом. Она начала заниматься дизайном для «Русского балета» в 1921 году.
Хотя «Русский балет» прочно закрепил традицию оформления театров изобразительного искусства 20-го века, компания не была уникальной в привлечении прекрасных художников. Например, Частная оперная труппа Саввы Мамонтова проводила политику найма прекрасных артистов, таких как Константин Коровин и Головин , которые впоследствии работали в «Русском балете».
Композиторы и дирижеры [ править ]

Для своих новых постановок Дягилев заказал выдающихся композиторов 20-го века, в том числе: Дебюсси , Мийо , Пуленка , Прокофьева , Равеля , Сати , Респиги , Стравинского , де Фалья и Штрауса . Он также был ответственным за заказ первых двух значительных балетов, написанных британцами: «Ромео и Джульетта» (сочиненный в 1925 году девятнадцатилетним Константом Ламбертом ) и «Триумф Нептуна» (составленный в 1926 году лордом Бернерсом ).
Импресарио также привлекал дирижеров, которые были или стали выдающимися в своей области в течение 20 века, в том числе Пьера Монте (1911–16 и 1924), Эрнеста Ансерме (1915–23), Эдварда Кларка (1919–20) и Роже Дезормьера (1925–23). 29). [26]
Игорь Стравинский [ править ]
Дягилев нанял молодого Стравинского в то время, когда он был практически неизвестен, для написания музыки к «Жар-птице » после того, как композитор Анатолий Лядов оказался ненадежным, и это сыграло важную роль в начале карьеры Стравинского в Европе и Соединенных Штатах Америки.
Ранние балетные партитуры Стравинского были предметом многочисленных дискуссий. «Жар-птица» (1910) рассматривалась как удивительно завершенная работа для такого молодого художника ( говорят, что Дебюсси сухо заметил: «Ну, надо же с чего-то начинать!»). Многие современные зрители сочли «Петрушку» (1911) почти невыносимо диссонирующим и растерянным. «Весна священная» (1913) чуть не вызвала зрительский бунт. Он ошеломил людей своими своевольными ритмами и агрессивной динамикой. Негативная реакция публики на него теперь расценивается как театральный скандал, столь же печально известный, как неудачные показы « » Рихарда Вагнера в Тангейзера Париже в 1861 году и » Жана-Жоржа Новерра в «Китайских праздников Лондоне накануне Семилетней войны. . Однако ранние балетные партитуры Стравинского сейчас считаются шедеврами жанра. [27]
Фильм спектакля [ править ]
Дягилев всегда утверждал, что ни одна камера не сможет отдать должное артистизму его танцоров, и долгое время считалось, что от «Русского балета» не осталось кинонаследия. Однако в 2011 году в свет появилась 30-секундная кинохроника выступления в Монтрё , Швейцария, в июне 1928 года. Балет назывался «Сильфиды» , а ведущим танцором был Серж Лифарь . [28]
Выставки и торжества, посвященные столетию [ править ]

Париж, 2008 г .: В сентябре 2008 г., накануне 100-летия создания «Русского балета», Sotheby's объявил о проведении исключительной выставки работ, предоставленных в основном французскими, британскими и российскими частными коллекционерами, музеями и фондами. Около 150 картин, рисунков, костюмов, театральных декораций, рисунков, скульптур, фотографий, рукописей и программ были выставлены в Париже, прослеживая ключевые моменты в истории «Русского балета». На выставке были представлены костюмы, созданные Андре Дереном ( «Фантастический бутик» , 1919), Анри Матиссом ( «Песнь Россиньоля» , 1920) и Леоном Бакстом .
Плакаты, напоминающие о всплеске творчества, окружавшего «Русский балет», включали Пабло Пикассо культовый образ китайского фокусника для смелой постановки «Парада» и Жана Кокто плакат к «Призраку розы» . Представленные костюмы и декорации включали работы Александра Бенуа для «Павильона Армиды» и «Петрушки» ; Леон Бакст для La Péri и Le Dieu bleu ; Михаил Ларионов , для Le Soleil à Minuit ; и Наталья Гончарова за «Жар-птицу» (версия 1925 года). На выставке также были представлены выдающиеся современные художники, чьи работы отражают визуальное наследие «Русских балетов» — в частности, инсталляция из разноцветной бумаги известной бельгийской художницы Изабель де Борхгрейв и изделия Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге. [29]
Монте-Карло, 2009 : В мае в Монако вышли в свет две почтовые марки «Столетие русских балетов Дягилева» , созданные Георгием Шишкиным .
Лондон, 2010–11 : Лондонский музей Виктории и Альберта представил специальную выставку под названием «Дягилев и золотой век русского балета, 1909–1929» в Южном Кенсингтоне Виктории и Альберта с 5 сентября 2010 года по 9 января 2011 года.
Канберра, 2010–11 : Выставка костюмов компании, проводимая Национальной галереей Австралии, проходила с 10 декабря 2010 г. по 1 мая 2011 г. в галерее Канберры . Под названием «Русский балет: искусство костюма » он включал 150 костюмов и аксессуаров из 34 постановок с 1909 по 1939 год; треть костюмов никто не видел с тех пор, как их в последний раз надевали на сцену. Наряду с костюмами Натальи Гончаровой, Пабло Пикассо, Анри Матисса, Андре Дерена, Жоржа Брака , Андре Массона и Джорджо де Кирико , на выставке также были представлены фотографии, фильмы, музыка и рисунки художников. [30]
Вашингтон, округ Колумбия, 2013 : Дягилев и русские балеты, 1909–1929: Когда искусство танцевало с музыкой. Национальная галерея искусств , мезонин восточного здания. 12 мая — 2 сентября 2013 г. Организовано Музеем Виктории и Альберта, Лондон, в сотрудничестве с Национальной галереей искусств, Вашингтон. [1]
Стокгольм, 2014–2015 : Спящие красавицы – сны и костюмы . В Музее танца в Стокгольме хранится около 250 оригинальных костюмов «Русского балета», на этой выставке показано около пятидесяти из них. (www.dansmuseet.se)
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- Примечания
- ^ Графола 1998 , с. VII.
- ^ «Золотой век Русского балета Дягилева ослепляет Лондон выставкой Виктории и Альберта» . Культура24. 09.01.2011 . Проверено 8 мая 2013 г.
- ^ «Певица Виннаретта (1865–1943) | Encyclepedia.com» . www.энциклопедия.com . Проверено 7 мая 2024 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гарафола 1998 , с. 150.
- ^ Гарафола 1998 , с. 438, нет. 7.
- ^ Гарафола 1998 , с. 151 .
- ^ Моррисон, Саймон. «Мир искусства и музыки» в книге «Мир искусства: эпоха элегантности России». Дворцовые издания. Омаха, Миннеаполис и Принстон, 2005 г., с. 38.
- ^ Гурофф, Грег. «Введение» в «Мир искусства»: эпоха элегантности России. Дворцовые издания. Омаха, Миннеаполис и Принстон, 2005 г., с. 14.
- ^ Аманда. "Русский балет" , The Age (17 июля 2005 г.)
- ^ Хоманс, Дженнифер. «Рене Блюм: жизнь мастера танцев», New York Times (8 июля 2011 г.).
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Русский балет Монте-Карло» . Оксфордский словарь танца. 2004 . Проверено 28 марта 2010 г.
- ^ Теннант, Виктория (2014). Ирина Баронова и Русский балет Монте-Карло . Издательство Чикагского университета. п. 21. ISBN 978-0-226-16716-9 . Проверено 14 июня 2016 г.
- ^ «Деловые письма Fortune Gallo Ballet Russe» . Архивы Нью-Йоркской библиотеки . Фортуна Галло . Проверено 15 июня 2024 г.
- ^ «Прибытие Русского балета Дягилева» . Музыкальная Америка . 24:33 . 23 сентября 1916 г.
- ^ «Они тоже выглядят красиво» . Лос-Анджелес Таймс . 16 декабря 1916 г. с. 15 . Проверено 10 апреля 2019 г. - через Newspapers.com.
- ^ Банни-Виньяс, Ванесса (2013). «Исправляя историю балерины: правда о деле Маклецовой против Дягилева» . Американский журнал истории права . 53 (3): 353–361. дои : 10.1093/ajlh/53.3.353 .
- ^ Xenia P. Makletzova v. Sergei Diaghileff , 227 Mass. 100, March 13, 1917 — May 25, 1917, Suffolk County MA.
- ^ « Рут Пейдж - один из первых архитекторов американского балета, биографическое эссе Джоэллена А. Меглина на сайте www.danceheritage.org» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 16 сентября 2013 г. Проверено 20 декабря 2017 г.
- ↑ Некролог Рут Пейдж в The New York Times от 9 апреля 1991 г. на www.nytimes.com
- ↑ Архивы Нью-Йоркской публичной библиотеки — Коллекция Рут Пейдж 1918–70 годов в Нью-Йоркской публичной библиотеке исполнительских искусств — Танцевальный отдел Джерома Роббинса, Нью-Йорк, США, на archives.nypl.org
- ^ Уолш (2000), с. 180.
- ^ «Леонид Мясин» . Американский театр балета . Архивировано из оригинала 13 декабря 2010 года . Проверено 17 января 2011 г.
- ^ Горовиц, Джозеф. Художники в изгнании: как беженцы от войны и революции двадцатого века изменили американское исполнительское искусство , Нью-Йорк: Харпер Коллинз, 2008.
- ^ Альберт, Джейн (11 декабря 2010 г.). «Внутри бельэтажа». The Sydney Morning Herald, раздел «Спектр». п. 2.
- ^ Причард, Джейн (2010). Дягилев и золотой век русского балета . Издательство Виктории и Альберта. п. 104.
- ^ Бакл, Ричард . Дягилев. Вайденфельд и Николсон, Лондон, 1979 г.
- ^ Томас Келли (1999). «Весна Священная Игоря Стравинского » . Вашингтон, округ Колумбия: Национальное общественное радио.
- ^ «Русский балет, возвращенный к жизни в кино» , Мейв Кеннеди The Guardian , 1 февраля 2011 г. Проверено 10 января 2014 г.
- ^ «Танцы во славу: золотой век русского балета» . Ballets-Russes.com . Проверено 26 февраля 2011 г.
- ^ Белл, Роберт, изд. (2010). Русский балет: искусство костюма . Thames & Hudson UK и Washington Press, США. ISBN 978-0-642-54157-4 .
- Источники
- Гарафола, Линн (1998). Русские балеты Дягилева . Нью-Йорк: Из Capo Press.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Андерсон, Джек (1992). Балет и современный танец: краткая история . Нью-Джерси: Принстонская книжная компания.
- Андерсон, Марго и др. Творческая Австралия и русские балеты . Опубликовано совместно с выставкой в Центре искусств, Мельбурн, 2009 г. ISBN 978 0 9802958 1 8
- Берггрюн, Оливье . Написание искусства (Лондон: Pushkin Press, 2011)
- Белл, Роберт. Русский балет: искусство костюма . Национальная галерея Австралии, 2011 г.
- Христофис, Ли (июнь 2009 г.). «Русский балет в Австралии 1936–1940» (PDF) . Журнал Национальной библиотеки . 1 (2): 21–23 . Проверено 17 января 2011 г.
- Кларк, Мэри и Клемент Крисп. Дизайн для балета . Студия Виста, 1978 год.
- Гарафола, Линн (1999). Русский балет и его мир . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета.
- Папаниколау, Эфтихия (март 2008 г.). «Искусство русского балета в плену: реконструированные балетные постановки на видео» . Заметки Ассоциации музыкальных библиотек . 64 (3): 564–585.
- Первис, Олстон (2009). Русский балет и искусство дизайна . Нью-Йорк: Моначелли Пресс.
- Шид, Ричард. Русский балет . Уэллфлит Пресс, 1989.
- Государственный русский музей; Фонд международного искусства и образования; Художественный музей Джослин; Художественный музей Фредерика Р. Вейсмана; Художественный музей Принстонского университета (2005). Мир искусства: эпоха элегантности России . Санкт-Петербург, Россия; Омаха, Небраска; Миннеаполис, Миннесот; Принстон, Нью-Джерси: Palace Editions. ISBN 9780967845135 . OCLC 60593691 .
Внешние ссылки [ править ]

- Русские балеты
- История русских балетов Дягилева 1909–1929 гг.
- Сайт Культурного партнерства Ballet Russe
- Отрывок из кинохроники Pathé из оперы «Сильфиды» Русского балета с участием танцовщика Сержа Лифаря . Фестиваль Fetes de Narcisses в Монтрё, Швейцария; Июнь 1928 года.
- «Русские балеты Сержа Дягилева» в Библиотеке Конгресса : цифровая выставка
- Русские балеты, 1928, концертная программа, Библиотека Конгресса.
- Производственные фотографии Юджина Ольшанского в библиотеке Ньюберри
- Столетие Русского балета и другие выставки
- Из России с любовью: костюмы из Ballets Russes, 1909–1933 , онлайн-выставка с материалами из коллекции Национальной галереи Австралии.
- «Русский балет Дягилева, 1909–1929: 20 лет, которые изменили мир искусства» , онлайн-выставка, Библиотека Хоутона, Гарвардский университет
- «100-летие русских балетов Дягилева»
- Серж Дягилев и его мир: празднование столетия Русского балета Дягилева, 1909–1929 гг. Библиотека Конгресса США
- Компании-преемники
- Русские балеты в Австралии. Архивировано 3 апреля 2016 г. в Wayback Machine . Материалы Ballet Russe de Monte Carlo хранятся в коллекции исполнительских искусств. Архивировано 3 ноября 2012 г. в Wayback Machine в Центре искусств Мельбурна.