Jump to content

Русские балеты

Русские балеты
Общая информация
Имя Русские балеты
Год основания 1909
Закрыто 1929
Основное место проведения различный
Художественный состав
Художественный руководитель Сергей Дягилев
Другой
Формирование
  • Главный
  • Солист
  • Кордебалет
Плакат Жана Кокто для сезона Ballet Russe 1911 года, изображающий Нижинского в костюме для «Призрака розы» , Париж.

балет Русский ( Французский: [balɛ ʁys] ) — странствующая балетная труппа, основанная в Париже, которая выступала между 1909 и 1929 годами по всей Европе, а также гастролировала в Северной и Южной Америке. Труппа никогда не выступала в России, где революция разрушила общество. После первого сезона в Париже компания не имела там официальных связей. [1]

Первоначально задуманный импресарио Сергеем Дягилевым , «Русский балет» широко известен как самая влиятельная балетная труппа 20-го века. [2] отчасти потому, что он способствовал новаторскому творческому сотрудничеству между молодыми хореографами, композиторами, дизайнерами и танцорами, находящимися на переднем крае своих областей. Дягилев заказывал произведения таких композиторов, как Игорь Стравинский , Клод Дебюсси , Сергей Прокофьев , Эрик Сати и Морис Равель , таких художников, как Василий Кандинский , Александр Бенуа , Пабло Пикассо и Анри Матисс , а также художников по костюмам Леона Бакста и Коко Шанель .

Постановки компании произвели огромный фурор, полностью возродив искусство исполнения танца, привлекая внимание публики ко многим артистам визуального искусства и существенно повлияв на ход музыкальной композиции. Он также познакомил европейскую и американскую аудиторию со сказками, музыкой и мотивами дизайна, взятыми из русского фольклора . Использование компанией европейского авангардного искусства оказало влияние на более широкую художественную и популярную культуру начала двадцатого века, не в последнюю очередь на развитие ар-деко .

Номенклатура [ править ]

Французская форма множественного числа названия Ballets Russes конкретно относится к труппе, основанной Сергеем Дягилевым и действовавшей при его жизни. (В некоторых рекламных материалах труппа рекламировалась как Les Ballets Russes de Serge Diaghileff. ) На английском языке труппу сейчас обычно называют «The Ballets Russes», хотя в начале 20 века ее иногда называли «The Ballets Russes». «Русский балет» или «Русский балет Дягилева». Чтобы еще больше запутать, в некоторых рекламных материалах название было написано в единственном числе.

Названия Ballet Russe de Monte-Carlo и Original Ballet Russe (в единственном числе) относятся к труппам, образовавшимся после смерти Дягилева в 1929 году.

История и производство [ править ]

Сергей Дягилев , основатель Ballets Russes

Предыстория [ править ]

Сергею Дягилеву , импресарио труппы (или « художественному руководителю Главный успех компании принадлежал », говоря современным языком). Он был уникально подготовлен к этой роли; Родившись в богатой русской семье производителей водки (хотя они обанкротились, когда ему было 18 лет), он привык вращаться в кругах высшего сословия, которые обеспечивали компании покровителей и благотворителей. Обязательно следует упомянуть имя спонсора Виннаретты Зингер , щедрые финансовые субсидии которой обеспечили успех «Русского балета» Сергея Дягилева в Европе. [3]

В 1890 году он поступил на юридический факультет в Санкт-Петербурге, чтобы подготовиться к карьере на государственной службе, как и многие русские молодые люди его класса. [4] Там он был представлен (через своего двоюродного брата Дмитрия Философова ) студенческой клике художников и интеллектуалов, называвших себя «Невскими пиквикистами» , самым влиятельным членом которой был Александр Бенуа ; среди других были Леон Бакст , Вальтер Нувель и Константин Сомов . [4] С детства Дягилев страстно интересовался музыкой. Однако его амбиции стать композитором рухнули в 1894 году, когда Николай Римский-Корсаков сказал ему, что у него нет таланта. [5]

В 1898 году несколько членов пиквикистов основали журнал » « Мир искусства под редакцией Дягилева. [6] Еще в 1902 году в «Мир искусства» были включены рецензии на концерты, оперы и балеты в России. Последние были написаны главным образом Бенуа, оказавшим значительное влияние на мышление Дягилева. [7] «Мир искусства» также спонсировал выставки русского искусства в Санкт-Петербурге, кульминацией которых стала важная выставка русской портретной живописи Дягилева в 1905 году в Таврическом дворце . [8]

картина балетного спектакля на сцене
«Русский балет» Августа Маке , 1912 год.

Разочарованный крайним консерватизмом мира русского искусства, Дягилев организовал революционную Выставку русского искусства в Пти-Пале в Париже в 1906 году, первую крупную выставку русского искусства на Западе. Его огромный успех породил у парижан увлечение всем русским. Дягилев организовал в 1907 году сезон русской музыки в Парижской опере . В 1908 году Дягилев вернулся в Парижскую оперу с шестью постановками Модеста Мусоргского « оперы Борис Годунов » с басом Федором Шаляпиным в главной роли . Это была версия Николая Римского-Корсакова 1908 года (с дополнительными сокращениями и перестановкой сцен). Спектакли произвели сенсацию, хотя затраты на постановку большой оперы были огромными.

Дебют [ править ]

В 1909 году Дягилев представил свой первый парижский «Русский сезон», посвященный исключительно балету (хотя название «Русские балеты» компания использовала только в следующем году). Большая часть этой первоначальной труппы была постоянными артистами Императорского балета Санкт -Петербурга , нанятыми Дягилевым для выступления в Париже во время летних каникул Имперского балета. В репертуар первого сезона вошли разнообразные произведения, хореография которых была главным образом поставлена ​​Мишелем Фокиным , в том числе «Павильон Армиды» , «Половецкие пляски» (из оперы «Князь Игорь» ), «Сильфиды » и «Клеопатра» . В сезон также вошел «Ле Фестин» — стилизация, поставленная несколькими хореографами (в том числе Фокиным) на музыку нескольких русских композиторов.

Основные постановки [ править ]

Основные производства представлены в таблице ниже.

Год Заголовок Изображение Композитор(ы) Хореограф(ы) Декорации и костюмы
1909 Павильон Армиды Николай Черепнин Михаил Фокин Александр Бенуа
Князь Игорь Alexander Borodin Михаил Фокин Николай Рерих
Праздник Николай Римский-Корсаков (марш из «Золотого петуха», используемый для входа процессии) Константин Коровин (декорации и костюмы)

Леон Бакст (костюмы)

Александр Бенуа (костюмы)

Иван Билибин (костюмы)

Михаил Глинка ( «Лезгинка» из оперы «Руслан и Людмила» ) Мишель Фокин, Мариус Петипа
Петр Ильич Чайковский ( «Золотой уазо» из оперы «Спящая красавица » ) Мариус Петипа
Александр Глазунов ( «Чардаш» из «Раймонды» ) Александр Горский
Модест Мусоргский ( «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка ») Михаил Фокин
Михаил Глинка ( «Мазурка» из оперы «Жизнь за царя ») Николай Гольц, Феликс Кчесинский
Пётр Ильич Чайковский ( «Трепак» из «Щелкунчика ») Михаил Фокин
Александр Глазунов ( «Венгерское Гран Па Классик» из оперы «Раймонда ») Мариус Петипа
Пётр Ильич Чайковский ( «Финал» Второй симфонии ) Михаил Фокин
Сильфиды Фредерик Шопен (оркестр. Глазунов, Игорь Стравинский , Александр Танеев ) Михаил Фокин Александр Бенуа
Клеопатра Антон Аренский (дополнительная музыка Глазунова, Глинки, Мусоргского, Римского-Корсакова, Сергея Танеева , Николая Черепнина ) Михаил Фокин Леон Бакст
1910 Карнавал Robert Schumann (orch. Arensky, Glazunov, Anatol Liadov , Rimsky-Korsakov, Tcherepnin) Михаил Фокин Леон Бакст
Шахерезада Николай Римский-Корсаков Михаил Фокин Леон Бакст
Жизель Адольф Адам Жан Коралли , Жюль Перро , Мариус Петипа (возрождение), Мишель Фокин (редакция) Александр Бенуа
Ориенталы Кристиан Синдинг ( Rondoletto giocoso, op.32/5 ) (оркестровка Игоря Стравинского для "Сиамского танца" )

Эдвард Григ ( «Смотролль», op.71/3, из «Лирических пьес» , книга X ) (оркестровка Игоря Стравинского для «Вариации»)

Вацлав Нижинский («Восточный танец» и «Вариация»)

Михаил Фокин

Константин Коровин (декорации и костюмы)

Леон Бакст (костюмы)

Жар-птица Игорь Стравинский Михаил Фокин Александр Головин (декорации и костюмы)

Леон Бакст (костюмы)

1911 Призрак розы Карл Мария фон Вебер Михаил Фокин Леон Бакст
Нарцисс Николай Черепнин Михаил Фокин Леон Бакст
Мне грустно Николай Римский-Корсаков Михаил Фокин Борис Анисфельд
Петрушка Игорь Стравинский Михаил Фокин Александр Бенуа
Лебединое озеро Петр Ильич Чайковский Мариус Петипа, Лев Иванов , Мишель Фокин (редакции) Константин Коровин (сеты)

Александр Головин (декорации и костюмы)

1912 День фавна Клод Дебюсси Вацлав Нижинский Леон Бакст
Дафнис и Хлоя Морис Равель Михаил Фокин Леон Бакст
Синий Бог Рейнальдо Хан Михаил Фокин Леон Бакст
Тамар Милий Балакирев по мотивам его симфонической поэмы «Тамара». Михаил Фокин Леон Бакст
1913 Игры Клод Дебюсси Вацлав Нижинский Леон Бакст
Обряд весны Игорь Стравинский Вацлав Нижинский Николай Рерих
Трагедия Саломеи Флоран Шмитт Boris Romanov Sergey Sudeykin
1914 Бабочки Роберт Шуман (Оркестр. Николай Черепнин ) Михаил Фокин Мстислав Добужинский
Легенда об Иосифе Рихард Штраус Михаил Фокин Леон Бакст
Золотой петух Николай Римский-Корсаков Михаил Фокин Natalia Goncharova
Соловей Игорь Стравинский Boris Romanov Александр Бенуа
Мидас Максимилиан Стейнберг Михаил Фокин Мстислав Добужинский
1915 Ночное Солнце Николай Римский-Корсаков Леонид Мясин Mikhail Larionov
1916 Лас Менинас Луи Обер , Габриэль Форе ( «Павана» ), Морис Равель ( «Альборада дель грациозо» ), Эммануэль Шабрие ( «Напыщенный менуэт» ) Леонид Мясин Хосеп Мария Серт (таможня)
Кикимора Anatoly Liadov Леонид Мясин Mikhail Larionov
Тилль Уленшпигель Рихард Штраус Вацлав Нижинский Роберт Эдмонд Джонс
1917 Фейерверк Игорь Стравинский Джакомо Балла
Женщины хорошего юмора Доменико Скарлатти (орк. Винченцо Томмазини ) Леонид Мясин Леон Бакст
Парад Эрик Сати Леонид Мясин Пабло Пикассо
1919 Причудливый бутик Джоаккино Россини (аранж. Отторино Респиги ) Леонид Мясин Андре Дерен
Треугольная шляпа Мануэль де Фалья Леонид Мясин Пабло Пикассо
Сады Аранхуэса (новая версия Лас Менинас ) Луи Обер, Габриэль Форе, Морис Равель, Эммануэль Шабрие Леонид Мясин Хосеп Мария Серт (таможня)
1920 Песня соловья Игорь Стравинский Леонид Мясин Анри Матисс
Пульчинелла Игорь Стравинский Леонид Мясин Пабло Пикассо
Балет женской хитрости или Чимарозиана Доменико Чимароза Леонид Мясин Джозеф Мария Серт
Весна священная (возрождение) Игорь Стравинский Леонид Мясин Николай Рерих
1921 Пинать Сергей Прокофьев Леонид Мясин Mikhail Larionov
Живопись фламенко Традиционная андалузская музыка (аранж. Мануэля де Фалья) Пабло Пикассо
Спящая красавица Петр Чайковский Мариус Петипа Леон Бакст
1922 Свадьба Спящей Красавицы Петр Чайковский Мариус Петипа Александр Бенуа (декорации и костюмы)

Natalia Goncharova (costumes)

Mavra Игорь Стравинский Бронислава Нижинская Леопольд Сюрваж
Ренар Игорь Стравинский Бронислава Нижинская Mikhail Larionov
1923 Ты их знаешь Игорь Стравинский Бронислава Нижинская Natalia Goncharova
1924 Искушения пастушки, или Любовь побеждает Мишель де Монтеклер (аранжировка и оркестр Анри Казадезюса ) Бронислава Нижинская Хуан Грис
Доктор вопреки самому себе Шарль Гуно Бронислава Нижинская Александр Бенуа
Олень Франсис Пуленк Бронислава Нижинская Мари Лорансен
Чимарозиана Доменико Чимароза (оркестр Отторино Респиги) Леонид Мясин, Бронислава Нижинская Хосе-Мария Серт
Раздражающие Жорж Орик Бронислава Нижинская Жорж Брак
Синий поезд Дариус Мийо Бронислава Нижинская Анри Лоран (сеты)

Габриэль Шанель (костюмы)

Пабло Пикассо (декорации)

1925 Зефир и Флора Владимир Дукельский Леонид Мясин Жорж Брак
Песня соловья (оживление) Игорь Стравинский Джордж Баланчин Анри Матисс
Моряки Жорж Орик Леонид Мясин Питер Пруна
Барабау Витторио Риети Джордж Баланчин Морис Утрилло
1926 Ромео и Джульетта Констант Ламберт Бронислава Нижинская Макс Эрнст (занавес)

Жоан Миро (декорации и костюмы)

Пастораль Жорж Орик Джордж Баланчин Питер Пруна
Джек в коробке Эрик Сати (оркестр Мийо) Джордж Баланчин Андре Дерен
Триумф Нептуна Лорд Бернерс Джордж Баланчин Педро Пруна (таможня)
1927 Киска Анри Соге Джордж Баланчин Наум Габо
Меркурий Эрик Сати Леонид Мясин Пабло Пикассо
Шаг стали Сергей Прокофьев Леонид Мясин Георгий Якулов
1928 Ода Николай Набоков Леонид Мясин Павел Челичев
Аполлон Мусагет (Аполлон) Игорь Стравинский Джордж Баланчин Андре Баушан (сцена)

Коко Шанель (костюмы)

Боги просят милостыню Джордж Фредерик Гендель Джордж Баланчин Леон Бакст (сеты)

Хуан Грис (костюмы)

1929 Мяч Витторио Риети Джордж Баланчин Георгий Кирико
Ренар (возрождение) Игорь Стравинский Серж Лифарь Mikhail Larionov
Блудный сын Сергей Прокофьев Джордж Баланчин Джордж Руо

Преемники [ править ]

Дмитрий Ростов в роли Малатесты в опере «Франческа да Римини» , Original Ballet Russe , 1940 г.

Когда Сергей Дягилев умер от диабета в Венеции 19 августа 1929 года, у «Русских балетов» остались значительные долги. Когда началась Великая депрессия , кредиторы заявили права на его имущество, а труппа танцоров разошлась.

В 1931 году полковник Василий де Базиль (русский эмигрант-предприниматель из Парижа) и Рене Блюм (директор балета Оперы Монте-Карло ) основали Ballets Russes de Monte-Carlo , дав там свои первые выступления в 1932 году. [9] Выпускники Дягилева Леонид Мясин и Джордж Баланчин работали в труппе хореографами, а Тамара Туманова была солисткой.

Художественные разногласия привели к расколу между Блюмом и де Базилем. [10] после чего де Базиль первоначально переименовал свою труппу в «Русские балеты полковника В. де Базиля». [11] Блюм сохранил название «Русский балет Монте-Карло», а де Базиль создал новую труппу. В 1938 году он назвал его «Русский балет Ковент-Гардена». [11] а затем в 1939 году переименовал его в « Оригинальный русский балет ». [11] [12]

Компанией Кола де Базиля в течение года управлял знаменитый промоутер Форчун Галло после потери менеджера. [13]

После Второй мировой войны начала Русский балет Монте-Карло покинул Европу и много гастролировал по США и Южной Америке. Когда танцоры уходили на пенсию и покидали труппу, они часто основывали танцевальные студии в Соединенных Штатах или Южной Америке или преподавали в студиях танцоров других бывших компаний. С основанием Баланчиным Школы американского балета , а затем Нью-Йоркского балета , многие выдающиеся бывшие танцоры Ballet Russe de Monte Carlo отправились в Нью-Йорк, чтобы преподавать в его школе. Когда они гастролировали по США, в актерский состав была взята Сид Чарисс , киноактриса и танцовщица.

Original Ballet Russe гастролировал в основном по Европе. Его выпускники сыграли важную роль в преподавании классической техники русского балета в европейских школах.

Компании-преемники стали предметом документального фильма 2005 года «Русские балеты» .

Танцоры [ править ]

артисты балета позируют в монтаже
Scene from Apollon musagète , 1928. Dancers: Serge Lifar , Danilova , Chernysheva, Dubrovska , Petrova

«Русский балет» отличался высоким уровнем танцоров, большинство из которых получили классическое образование в великих императорских школах в Москве и Санкт-Петербурге. Их высокие технические стандарты во многом способствовали успеху труппы в Париже, где танцевальная техника заметно ухудшилась с 1830-х годов.

Среди главных танцовщиц были: Анна Павлова , Тамара Карсавина , Ольга Спесивцева , Матильда Кшесинская , Ида Рубинштейн , Бронислава Нижинская , Лидия Лопокова , Софи Пфланц и Алисия Маркова и другие; многие снискали международную известность благодаря компании, в том числе Екатерина Галанта и Валентина Качуба . [14] [15] Прима-балерина Ксения Маклецова была уволена из труппы в 1916 году и подала в суд на Дягилева; она подала встречный иск за нарушение контракта и выиграла 4500 долларов в суде Массачусетса. [16] [17]

«Русский балет» был еще более примечательным тем, что поднял статус танцора-мужчины, который с начала 19 века в значительной степени игнорировался хореографами и балетной публикой. Среди танцоров-мужчин были Мишель Фокин , Серж Лифарь , Леонид Мясин , Антон Долин , Джордж Баланчин , Валентин Зегловский , Теодор Козлов , Адольф Больм и легендарный Вацлав Нижинский , считающийся самым популярным и талантливым танцором в истории труппы.

После русской революции 1917 года , в последующие годы, более молодые танцоры были взяты из числа тех, кого обучали в Париже бывшие императорские танцоры из большой общины русских изгнанников. Рекрутов принимали даже из Америки, в их число входила молодая Рут Пейдж , которая присоединилась к труппе в Монте-Карло в 1925 году. [18] [19] [20]

Хореографы [ править ]

Труппа представила и представила ныне известные (а иногда и скандально известные) произведения великих хореографов Мариуса Петипа и Мишеля Фокина , а также новые произведения Вацлава Нижинского , Брониславы Нижинской , Леонида Мясина и молодого Джорджа Баланчина в начале его карьеры. .

Михаил Фокин [ править ]

Хореография Михаила Фокина сыграла первостепенную роль в начальном успехе «Русского балета». Фокин окончил Императорское балетное училище в Санкт-Петербурге в 1898 году и в конечном итоге стал первым солистом Мариинского театра . В 1907 году Фокин поставил свою первую работу для Императорского Русского балета — «Павильон Армиды» . В том же году он создал «Шопениану» на фортепианную музыку композитора Фредерика Шопена в оркестровке Александра Глазунова . Это был ранний пример создания хореографии на основе существующей партитуры, а не на музыку, специально написанную для балета, что отличалось от обычной практики того времени.

Фокин завоевал международную известность своими произведениями, поставленными в течение первых четырех сезонов (1909–1912) «Русского балета». В их число входили «Половецкие пляски» (из «Князя Игоря» ), «Павильон Армиды» (возрождение его постановки 1907 года для Императорского Русского балета), «Сильфиды» (переработка его более ранней «Шопенианы» ), «Жар-птица» , «Видение розы» , Петрушка , Дафнис и Хлоя . После многолетних бурных отношений с Дягилевым Фокин покинул «Русский балет» в конце сезона 1912 года. [21]

Вацлав Нижинский [ править ]

Вацлав Нижинский в «Шехерезаде»

Вацлав Нижинский посещал Императорское балетное училище в Санкт-Петербурге с восьми лет. Он окончил его в 1907 году и поступил в Императорский балет, где сразу же начал исполнять главные роли. Дягилев пригласил его присоединиться к «Русскому балету» на его первый парижский сезон.

В 1912 году Дягилев дал Нижинскому первую возможность стать хореографом, поставив «Послеполуденный отдых фавна» на Клода Дебюсси симфоническую поэму «Прелюдия к послеполуденному отдыху фавна» . Откровенно эротический характер балета с участием самого Нижинского в роли Фавна произвел фурор. [ нужна ссылка ] В следующем году Нижинский поставил новое произведение Дебюсси, написанное специально для «Русского балета», «Игры» . Равнодушно принятые публикой, «Игры» через две недели затмила премьера « Игоря Стравинского » Весны священной ( Le Sacre du printemps ), хореографию которой также поставил Нижинский.

Нижинский в конце концов ушел из танцев и хореографии после того, как в 1919 году ему поставили диагноз шизофрения .

Леонид editМясин

Леонид Мясин родился в Москве. [22] где он изучал актерское мастерство и танцы в Императорской школе. На грани того, чтобы стать актером, Мясин был приглашен Сергеем Дягилевым присоединиться к «Русскому балету», поскольку тот искал замену Вацлаву Нижинскому. Дягилев поощрял творчество Мясина и его участие в хореографии.

Самыми известными творениями Мясина для «Русского балета» были «Парад» , «Эль сомбреро де трес пикос» и «Пульчинелла» . Во всех трех этих работах он сотрудничал с Пабло Пикассо , создавшим декорации и костюмы.

Мясин расширил хореографические новации Фокина, особенно касающиеся повествования и персонажей. Его балеты включали в себя как народный танец, так и полухарактерный танец, стиль, использующий классическую технику для исполнения характерного танца . Мясин создавал контрасты в своей хореографии, такие как синхронизированные, но индивидуальные движения или танцевальные модели небольших групп в кордебалете .

Бронислава Нижинская в Петрушке

Бронислава Нижинская [ править ]

Бронислава Нижинская была младшей сестрой Вацлава Нижинского . Она обучалась в Императорском балетном училище в Санкт-Петербурге, присоединившись к труппе Императорского балета в 1908 году. С 1909 года она (как и ее брат) была участницей «Русского балета» Дягилева.

В 1915 году Нижинская и ее муж бежали в Киев, спасаясь от Первой мировой войны. Там она основала Школу движения, где обучала украинских артистов современному танцу. Ее самым выдающимся учеником был Серж Лифарь (который позже присоединился к Русскому балету в 1923 году).

После русской революции Нижинская снова бежала в Польшу, а затем, в 1921 году, вновь присоединилась к Русскому балету в Париже. Стравинского В 1923 году Дягилев поручил ей хореографию «Свадебки» . Результат сочетает в себе элементы хореографии ее брата для «Весны священной» с более традиционными аспектами балета, такими как танец на пуантах . В следующем году она поставила для труппы три новых произведения: Les biches , Les Fâcheux и Le train bleu .

Джордж Баланчин [ править ]

Георгий Мелитонович Баланчивадзе родился в Санкт-Петербурге. Джордж Баланчин обучался в Императорском балетном училище. Его образование там было прервано русской революцией 1917 года . Баланчин окончил школу в 1921 году, после открытия школы. Впоследствии он изучал теорию музыки, композицию и курсы фортепиано в Петроградской консерватории , которую окончил в 1923 году. В это время он работал с кордебалетом Мариинского театра . В 1924 году Баланчин (и его первая жена, балерина Тамара Гева ) сбежали в Париж во время гастролей по Германии с советскими государственными танцорами. Его пригласил Сергей Дягилев присоединиться к «Русскому балету» в качестве хореографа. [23]

Дизайнеры [ править ]

Дягилев пригласил к сотрудничеству современных живописцев в оформлении декораций и костюмов. Среди них были Александр Бенуа , Леон Бакст , Николай Рерих , Жорж Брак , Наталья Гончарова , Ларионов , Михаил Пабло Пикассо , Коко Шанель Анри Матисс , Андре Дерен , Жоан Миро , Джорджо де Кирико , Сальвадор Дали , Гриш , Иван Павел , Павел Билиш , Морис. Утрилло и Жорж Руо .

Их дизайн способствовал революционному ажиотажу продукции компании. Скандал, вызванный премьерой в Париже «Весны священной» Стравинского , отчасти объясняется провокационной эстетикой костюмов «Русского балета». [24]

Хотя они создавали потрясающие работы, большинство дизайнеров не имели театрального образования, а начинали как студийные художники.

Александр Бенуа [ править ]

Александр Бенуа был самым влиятельным членом « Невских пиквикистов» и одним из первых основателей (вместе с Бакстом и Дягилевым) « Мира искусства» . Его особый интерес к балету как к виду искусства сильно повлиял на Дягилева и сыграл важную роль в формировании Русского балета. Бенуа также был ориентирован на историческую точность и обладал обширными знаниями в области истории моды. Кроме того, Бенуа участвовал в создании сцен и костюмов для нескольких ранних постановок труппы: «Павильон Армиды» , отрывков из «Ле Фестена» и «Жизели» . Бенуа также участвовал Вместе с Игорем Стравинским и Михаилом Фокиным в создании «Петрушки» , для которого он внес большую часть сценария, а также декораций и костюмов.

Леон Бакст [ править ]

Леон Бакст также был одним из первых членов « Невских пиквикистов» и «Мира искусства» . «Он рассматривал обнаженное тело как эстетическую целостность, артистизм которой был забыт под тяжестью социального и театрального костюма девятнадцатого века». [25] Он участвовал в качестве художника в постановках «Русского балета» с его начала в 1909 по 1921 год, создавая декорации и костюмы для «Шехерезады» , «Жар-птицы » , «Восточных танцев» , «Призрака розы» , «Послеполуденного отдыха фавна » , «Дафниса и др. ». Хлоя , среди других постановок.

Пабло editПикассо

В 1917 году Пабло Пикассо разработал декорации и костюмы в стиле кубизма для трех дягилевских балетов, все с хореографией Леонида Мясина : «Парад» , «Сомбреро трех пиков » и «Пульчинелла» .

Natalia Goncharova [ edit ]

Наталья Гончарова родилась в 1881 году недалеко от Тулы, Россия . Ее искусство было вдохновлено русским народным искусством, фовизмом и кубизмом. Она начала заниматься дизайном для «Русского балета» в 1921 году.

Хотя «Русский балет» прочно закрепил традицию оформления театров изобразительного искусства 20-го века, компания не была уникальной в привлечении прекрасных художников. Например, Частная оперная труппа Саввы Мамонтова проводила политику найма прекрасных артистов, таких как Константин Коровин и Головин , которые впоследствии работали в «Русском балете».

Композиторы и дирижеры [ править ]

Игорь Стравинский с Вацлавом Нижинским в костюме к Петрушке

Для своих новых постановок Дягилев заказал выдающихся композиторов 20-го века, в том числе: Дебюсси , Мийо , Пуленка , Прокофьева , Равеля , Сати , Респиги , Стравинского , де Фалья и Штрауса . Он также был ответственным за заказ первых двух значительных балетов, написанных британцами: «Ромео и Джульетта» (сочиненный в 1925 году девятнадцатилетним Константом Ламбертом ) и «Триумф Нептуна» (составленный в 1926 году лордом Бернерсом ).

Импресарио также привлекал дирижеров, которые были или стали выдающимися в своей области в течение 20 века, в том числе Пьера Монте (1911–16 и 1924), Эрнеста Ансерме (1915–23), Эдварда Кларка (1919–20) и Роже Дезормьера (1925–23). 29). [26]

Игорь Стравинский [ править ]

Дягилев нанял молодого Стравинского в то время, когда он был практически неизвестен, для написания музыки к «Жар-птице » после того, как композитор Анатолий Лядов оказался ненадежным, и это сыграло важную роль в начале карьеры Стравинского в Европе и Соединенных Штатах Америки.

Ранние балетные партитуры Стравинского были предметом многочисленных дискуссий. «Жар-птица» (1910) рассматривалась как удивительно завершенная работа для такого молодого художника ( говорят, что Дебюсси сухо заметил: «Ну, надо же с чего-то начинать!»). Многие современные зрители сочли «Петрушку» (1911) почти невыносимо диссонирующим и растерянным. «Весна священная» (1913) чуть не вызвала зрительский бунт. Он ошеломил людей своими своевольными ритмами и агрессивной динамикой. Негативная реакция публики на него теперь расценивается как театральный скандал, столь же печально известный, как неудачные показы « » Рихарда Вагнера в Тангейзера Париже в 1861 году и » Жана-Жоржа Новерра в «Китайских праздников Лондоне накануне Семилетней войны. . Однако ранние балетные партитуры Стравинского сейчас считаются шедеврами жанра. [27]

Фильм спектакля [ править ]

Дягилев всегда утверждал, что ни одна камера не сможет отдать должное артистизму его танцоров, и долгое время считалось, что от «Русского балета» не осталось кинонаследия. Однако в 2011 году в свет появилась 30-секундная кинохроника выступления в Монтрё , Швейцария, в июне 1928 года. Балет назывался «Сильфиды» , а ведущим танцором был Серж Лифарь . [28]

Выставки и торжества, посвященные столетию [ править ]

Марка с рисунками Дягилева и нескольких артистов балета
Российская марка: Сергей Дягилев

Париж, 2008 г .: В сентябре 2008 г., накануне 100-летия создания «Русского балета», Sotheby's объявил о проведении исключительной выставки работ, предоставленных в основном французскими, британскими и российскими частными коллекционерами, музеями и фондами. Около 150 картин, рисунков, костюмов, театральных декораций, рисунков, скульптур, фотографий, рукописей и программ были выставлены в Париже, прослеживая ключевые моменты в истории «Русского балета». На выставке были представлены костюмы, созданные Андре Дереном ( «Фантастический бутик» , 1919), Анри Матиссом ( «Песнь Россиньоля» , 1920) и Леоном Бакстом .

Плакаты, напоминающие о всплеске творчества, окружавшего «Русский балет», включали Пабло Пикассо культовый образ китайского фокусника для смелой постановки «Парада» и Жана Кокто плакат к «Призраку розы» . Представленные костюмы и декорации включали работы Александра Бенуа для «Павильона Армиды» и «Петрушки» ; Леон Бакст для La Péri и Le Dieu bleu ; Михаил Ларионов , для Le Soleil à Minuit ; и Наталья Гончарова за «Жар-птицу» (версия 1925 года). На выставке также были представлены выдающиеся современные художники, чьи работы отражают визуальное наследие «Русских балетов» — в частности, инсталляция из разноцветной бумаги известной бельгийской художницы Изабель де Борхгрейв и изделия Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге. [29]

Монте-Карло, 2009 : В мае в Монако вышли в свет две почтовые марки «Столетие русских балетов Дягилева» , созданные Георгием Шишкиным .

Лондон, 2010–11 : Лондонский музей Виктории и Альберта представил специальную выставку под названием «Дягилев и золотой век русского балета, 1909–1929» в Южном Кенсингтоне Виктории и Альберта с 5 сентября 2010 года по 9 января 2011 года.

Канберра, 2010–11 : Выставка костюмов компании, проводимая Национальной галереей Австралии, проходила с 10 декабря 2010 г. по 1 мая 2011 г. в галерее Канберры . Под названием «Русский балет: искусство костюма » он включал 150 костюмов и аксессуаров из 34 постановок с 1909 по 1939 год; треть костюмов никто не видел с тех пор, как их в последний раз надевали на сцену. Наряду с костюмами Натальи Гончаровой, Пабло Пикассо, Анри Матисса, Андре Дерена, Жоржа Брака , Андре Массона и Джорджо де Кирико , на выставке также были представлены фотографии, фильмы, музыка и рисунки художников. [30]

Вашингтон, округ Колумбия, 2013 : Дягилев и русские балеты, 1909–1929: Когда искусство танцевало с музыкой. Национальная галерея искусств , мезонин восточного здания. 12 мая — 2 сентября 2013 г. Организовано Музеем Виктории и Альберта, Лондон, в сотрудничестве с Национальной галереей искусств, Вашингтон. [1]

Стокгольм, 2014–2015 : Спящие красавицы – сны и костюмы . В Музее танца в Стокгольме хранится около 250 оригинальных костюмов «Русского балета», на этой выставке показано около пятидесяти из них. (www.dansmuseet.se)

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

Примечания
  1. ^ Графола 1998 , с. VII.
  2. ^ «Золотой век Русского балета Дягилева ослепляет Лондон выставкой Виктории и Альберта» . Культура24. 09.01.2011 . Проверено 8 мая 2013 г.
  3. ^ «Певица Виннаретта (1865–1943) | Encyclepedia.com» . www.энциклопедия.com . Проверено 7 мая 2024 г.
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гарафола 1998 , с. 150.
  5. ^ Гарафола 1998 , с. 438, нет. 7.
  6. ^ Гарафола 1998 , с. 151 .
  7. ^ Моррисон, Саймон. «Мир искусства и музыки» в книге «Мир искусства: эпоха элегантности России». Дворцовые издания. Омаха, Миннеаполис и Принстон, 2005 г., с. 38.
  8. ^ Гурофф, Грег. «Введение» в «Мир искусства»: эпоха элегантности России. Дворцовые издания. Омаха, Миннеаполис и Принстон, 2005 г., с. 14.
  9. ^ Аманда. "Русский балет" , The Age (17 июля 2005 г.)
  10. ^ Хоманс, Дженнифер. «Рене Блюм: жизнь мастера танцев», New York Times (8 июля 2011 г.).
  11. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Русский балет Монте-Карло» . Оксфордский словарь танца. 2004 . Проверено 28 марта 2010 г.
  12. ^ Теннант, Виктория (2014). Ирина Баронова и Русский балет Монте-Карло . Издательство Чикагского университета. п. 21. ISBN  978-0-226-16716-9 . Проверено 14 июня 2016 г.
  13. ^ «Деловые письма Fortune Gallo Ballet Russe» . Архивы Нью-Йоркской библиотеки . Фортуна Галло . Проверено 15 июня 2024 г.
  14. ^ «Прибытие Русского балета Дягилева» . Музыкальная Америка . 24:33 . 23 сентября 1916 г.
  15. ^ «Они тоже выглядят красиво» . Лос-Анджелес Таймс . 16 декабря 1916 г. с. 15 . Проверено 10 апреля 2019 г. - через Newspapers.com.
  16. ^ Банни-Виньяс, Ванесса (2013). «Исправляя историю балерины: правда о деле Маклецовой против Дягилева» . Американский журнал истории права . 53 (3): 353–361. дои : 10.1093/ajlh/53.3.353 .
  17. ^ Xenia P. Makletzova v. Sergei Diaghileff , 227 Mass. 100, March 13, 1917 — May 25, 1917, Suffolk County MA.
  18. ^ « Рут Пейдж - один из первых архитекторов американского балета, биографическое эссе Джоэллена А. Меглина на сайте www.danceheritage.org» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 16 сентября 2013 г. Проверено 20 декабря 2017 г.
  19. Некролог Рут Пейдж в The New York Times от 9 апреля 1991 г. на www.nytimes.com
  20. Архивы Нью-Йоркской публичной библиотеки — Коллекция Рут Пейдж 1918–70 годов в Нью-Йоркской публичной библиотеке исполнительских искусств — Танцевальный отдел Джерома Роббинса, Нью-Йорк, США, на archives.nypl.org
  21. ^ Уолш (2000), с. 180.
  22. ^ «Леонид Мясин» . Американский театр балета . Архивировано из оригинала 13 декабря 2010 года . Проверено 17 января 2011 г.
  23. ^ Горовиц, Джозеф. Художники в изгнании: как беженцы от войны и революции двадцатого века изменили американское исполнительское искусство , Нью-Йорк: Харпер Коллинз, 2008.
  24. ^ Альберт, Джейн (11 декабря 2010 г.). «Внутри бельэтажа». The Sydney Morning Herald, раздел «Спектр». п. 2.
  25. ^ Причард, Джейн (2010). Дягилев и золотой век русского балета . Издательство Виктории и Альберта. п. 104.
  26. ^ Бакл, Ричард . Дягилев. Вайденфельд и Николсон, Лондон, 1979 г.
  27. ^ Томас Келли (1999). «Весна Священная Игоря Стравинского » . Вашингтон, округ Колумбия: Национальное общественное радио.
  28. ^ «Русский балет, возвращенный к жизни в кино» , Мейв Кеннеди The Guardian , 1 февраля 2011 г. Проверено 10 января 2014 г.
  29. ^ «Танцы во славу: золотой век русского балета» . Ballets-Russes.com . Проверено 26 февраля 2011 г.
  30. ^ Белл, Роберт, изд. (2010). Русский балет: искусство костюма . Thames & Hudson UK и Washington Press, США. ISBN  978-0-642-54157-4 .
Источники

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Андерсон, Джек (1992). Балет и современный танец: краткая история . Нью-Джерси: Принстонская книжная компания.
  • Андерсон, Марго и др. Творческая Австралия и русские балеты . Опубликовано совместно с выставкой в ​​Центре искусств, Мельбурн, 2009 г. ISBN   978 0 9802958 1 8
  • Берггрюн, Оливье . Написание искусства (Лондон: Pushkin Press, 2011)
  • Белл, Роберт. Русский балет: искусство костюма . Национальная галерея Австралии, 2011 г.
  • Христофис, Ли (июнь 2009 г.). «Русский балет в Австралии 1936–1940» (PDF) . Журнал Национальной библиотеки . 1 (2): 21–23 . Проверено 17 января 2011 г.
  • Кларк, Мэри и Клемент Крисп. Дизайн для балета . Студия Виста, 1978 год.
  • Гарафола, Линн (1999). Русский балет и его мир . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета.
  • Папаниколау, Эфтихия (март 2008 г.). «Искусство русского балета в плену: реконструированные балетные постановки на видео» . Заметки Ассоциации музыкальных библиотек . 64 (3): 564–585.
  • Первис, Олстон (2009). Русский балет и искусство дизайна . Нью-Йорк: Моначелли Пресс.
  • Шид, Ричард. Русский балет . Уэллфлит Пресс, 1989.
  • Государственный русский музей; Фонд международного искусства и образования; Художественный музей Джослин; Художественный музей Фредерика Р. Вейсмана; Художественный музей Принстонского университета (2005). Мир искусства: эпоха элегантности России . Санкт-Петербург, Россия; Омаха, Небраска; Миннеаполис, Миннесот; Принстон, Нью-Джерси: Palace Editions. ISBN  9780967845135 . OCLC   60593691 .

Внешние ссылки [ править ]

Русские балеты
Столетие Русского балета и другие выставки
Компании-преемники
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 90ad47dc4488812e8e4454c31c9f2f2c__1718444700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/90/2c/90ad47dc4488812e8e4454c31c9f2f2c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ballets Russes - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)