Борис Анисфельд
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Boris Izrailevich Anisfeld | |
---|---|
![]() Борис Анисфельд в 1920 году. | |
Рожденный | 1878 |
Умер | 1973 |
Национальность | Русский и Американский |
Известный | Художник живописи и театра |
Boris Izrailevich Anisfeld (1878–1973) [ 1 ] был русско-американским художником и театральным художником.
Биография
[ редактировать ]1878 — 2 октября. Борис Израилевич (Срулевич) Анисфельд родился в Бельцах , в Бессарабской губернии Российской империи (современная Молдавия ), в семье управителя имения Сруля Рувиновича Анисфельда и Гитли Истковны Анисфельд. До семнадцати лет будущий артист живет в доме своих родителей. Он изучает немецкий и французский языки. [ 2 ]
1885 г. – Анисфельд учится играть на скрипке и начинает заниматься рисованием.
1895 — Анисфельд поступает в Одесскую рисовальную школу , где учится у К. К. Костанди , в то время ведущего преподавателя портретной живописи и фигурной живописи в Одессе . Встречается с В. А. Издебским, С. Л. Абуговым и Д. Д. Бурлюком. [ 3 ]
1900 – Анисфельд поступает в Императорскую Академию художеств в Петербурге. Его первый учитель — П. О. Ковалевский, художник-баталист. [ 4 ]
1901 — По состоянию здоровья (согласно медицинской справке) Анисфельд берет отпуск и проводит лето в Одессе.
1902 – Анисфельд переходит в класс И. А. Репина , которым после 1903 года руководит помощник Репина Д. Н. Кардовский. (В 1907 году Кардовский становится преподавателем жанровой и портретной живописи). Анисфельд снимает комнату на Петербургской стороне, на Большой Спасской улице, дом 15, кв. 23. Он делит комнату с А. И. Савиновым, который тоже учится у Кардовского.
1903 г. - Консультативный совет Академии отказывает Анисфельду в единовременной финансовой помощи. Однако дважды – в марте и декабре – его эскизы хвалят.
1904 г. - Совет решает предоставить Анисфельду единовременный грант. С пониманием Академии, что он посвятит себя изучению искусства, Анисфельд проводит лето, путешествуя по России, а также каждое последующее лето, вплоть до 1909 года. В декабре он женится на Фриде Глейзерман, дочери псковского купца. Судя по всему, она брала уроки рисования у Анисфельда.
1905 – Художник и критик И. Е. Грабарь «открывает» молодого живописца и знакомит его с С. П. Дягилевым . Анисфельд присоединяется к кругу художников, близких к группе «Мир искусства» . Тем летом он и его жена путешествуют по Неве и Западной Двине , а затем через Днепр в Крым , где проводят некоторое время в Гурзуфе и знакомятся с Максимом Горьким .
1905—06 — Анисфельд иллюстрирует сатирические журналы «Жупель», «Адская почта» , «Календарь русской революции» В. Л. Бурцева. [ 5 ]
1906 – Анисфельд в январе и феврале пребывает в Париже. Впервые участвует в выставках Союза русских художников в Москве и Мира искусства в Петербурге. Одна из его акварелей «Цветы» приобретена Третьяковской галереей . Анисфельд сейчас живет на Васильевском острове , Большой проспект, дом 8/4, кв. 34. Дягилев организует выставку русского искусства в парижском Осеннем салоне. Анисфельд является участником и одним из шести российских художников, выбранных Societaires. Выставка Дягилева продолжается в Берлине , в Кунстсалоне Шульте. Вместе с Л. Бакстом и М. Добушинским Анисфельд преподает в художественной школе А. Званцевой. И.А. Репин поддерживает просьбу Анисфельда к Консультативному совету Академии о разрешении выезда за границу на полгода. Он видимо пользуется всего два-три месяца.

1907 — Русская выставка Осеннего салона показана в сильно сокращенном виде в Венеции . Анисфельд проводит несколько месяцев на юге России по состоянию здоровья. Он заканчивает курсы в Высшем художественном училище Императорской Академии и получает год на создание дипломной картины. Анисфельд предпринимает свою первую работу для театра: декорации к Гуго фон Гофмансталя «Женитьбе Зобеиды» в театре В. Ф. Комиссаржевской на Офицерской улице, режиссёр В. Е. Мейерхольд. Осенью Анисфельд впервые работает в дягилевских «Русских сезонах», исполняя А.Я. Головина Эскизы к «Борису Годунову» в сотрудничестве с Е. Вы. Лансере, К. Ф. Юон и С. П. Яремич.
1908 — Анисфельд работает в сатирическом журнале «Сатирикон», участвует в ряде выставок: Осенней выставке Высшего художественного училища Императорской Академии, выставке в Вене в Венском Сецессионе . В декабре Совет Академии отклоняет его дипломную картину «Даная» и разрешает ему представить еще одну картину в следующем году. У Анисфельдов родилась дочь Морелла.
1909 — Анисфельд получает разрешение Академии на выезд за границу и проводит апрель в Париже, где делит мастерскую с С. Яремичем. Будучи художником-декоратором «Русских сезонов» Дягилева, он каждую весну до 1912 года проводит несколько недель в Париже. Осенью Анисфельд представляет «Адама и Еву» на рассмотрение Консультативного совета Академии в качестве дипломной работы. В октябре Совет Академии вновь отказывается присвоить ему ученую степень. Лишь после яростных протестов части преподавателей Академии, кампании поддержки художника в прессе и личного вмешательства Президента Академии Великой Княгини Марии Павловны Консультативный совет отменяет свое решение. Анисфельд окончил учебу в январе 1910 года.

1910 – Балет П. И. Чайковского «Времена года», поставленный воспитанниками Императорского хореографического училища на ежегодном смотре 26 марта, является, по-видимому, первым совместным проектом Анисфельда и Фокина. Анисфельд выполняет эскизы Бакста для «Шехерезады» в Париже и проводит лето в Конкарно в Бретани.

1911 – Зимой Анисфельд выполняет эскизы А. Н. Бенуа для «Петрушки», а весной в Риме и Париже создает декорации и костюмы для «Подводного царства». Это единственная дизайнерская работа «Русского балета» Дягилева, полностью принадлежащая ему. Лето он проводит на Капри. Нью-йоркская Метрополитен-опера покупает декорации Анисфельда для «Бориса Годунова» у парижской Гранд-опера. 29 ноября Анисфельд подписывает контракт с дирекцией Императорских театров на выполнение декораций и костюмов для «Исламея» . Работы завершить не позднее 15 января 1912 года.
1911–1913 – Анисфельд посещает вновь созданную мастерскую изобразительных материалов и техники Д. А. Киплика при Императорской Академии. Он изучает технику фрески.
1912 – После разрыва Фокина с Дягилевым Анисфельд договаривается с Фокиным о оформлении его постановок на 1913 год. Лето художник проводит в Грис-ам-Бреннер в Тироле, а зиму – с Фокиным – в Берлине и Стокгольме. Находясь в Петербурге, он проживает на Васильевском острове, Средний проспект, дом 3/15, кв. 14.
1913 – 13 марта Анисфельд подписывает договор с дирекцией Императорских театров на оформление декораций и костюмов к Листа «Прелюдиям» . Работы должны быть завершены 13 марта. Лето он проводит в Андае , Франция, Сан-Себастьяне , Испания, и в Мильстате в Австрийских Альпах. Анисфельд снимает квартиру в Гейслеровском переулке, дом 7, 6-по Петербургской стороне. Это будет его последний адрес в Петербурге.
1914 — В феврале и марте Анисфельд находится в Лондоне, где создает декорации и костюмы к спектаклям В. Нижинского «Послеполудение фавна» , «Сильфиды» и «Привидение розы » в театре «Палас». Пожарная команда театра уничтожает декорации для Фавна. «Прелюдии» Листа исполняет труппа Анны Павловой на сцене Манхэттенской оперы. Американский зритель впервые увидел театральную работу Анисфельда. Художник проводит лето в Венеции, принимает участие в Балтийской выставке в шведском Мальмё и с началом войны возвращается в Петербург через Финляндию. В Петербурге ему поручают роспись на вилле жены банкира А. М. Вургафта на острове. Каменном Дворец Фонтанки.
1915 – Анисфельд становится членом Еврейского общества поощрения художеств и участвует в ряде благотворительных аукционов в поддержку нуждающихся художников и других социальных групп.
1916 – Анисфельд совершает поездку в Бильбао , Испания, в связи со постановкой «Подводного королевства». Он пишет портрет Ф. И. Шаляпина .
1917 – В августе Анисфельд освобождается от военной службы. Он завершает не менее восьми крупных картин для выставки в Бруклинском музее , получает разрешение на экспорт своих картин и в сентябре уезжает из Петрограда с женой и дочерью. Его маршрут лежит во Владивостоке , Иокогаме , оттуда в Ванкувере и через Канаду. в Нью-Йорк. Художник уже знаком с нью-йоркским импресарио Максом Рабиновым . В Петрограде С. Абугову удается некоторое время охранять квартиру и мастерскую Анисфельда.
1918 — Анисфельд приезжает в Нью-Йорк с рекомендательным письмом от В. Д. Набокова , редактора петроградской газеты «Речь» и коллекционера театральных эскизов Анисфельда, адресованного Герману Бернштейну , нью-йоркскому публицисту и переводчику М. Горького и Л. Андреев . Выставка работ Анисфельдса открыта в Бруклинском музее. Организатор — Кристиан Бринтон, ценитель русского искусства. [ 6 ] Выставка, которая в течение двух лет посетит несколько крупных американских городов, вызывает оживленную дискуссию о достоинствах его искусства.
1919 – 20 декабря Анисфельд подписывает контракт с галереей Кингор в Нью-Йорке. [ 7 ] 27 декабря премьера спектакля «Синяя птица» в Метрополитен-опера с декорациями и костюмами Анисфельда будет отмечаться на балу в Waldorf Astoria под председательством г-жи В. К. Вандербильт, которая инициировала так называемую «Кампанию за счастье».
28 мая аукцион произведений Анисфельда и Рериха. 1921 — Товарищество русских и украинских художников организует в отеле «Плаза» состоялась премьера оперы Сергея Прокофьева « Любовь к трем апельсинам» в декорациях и костюмах Анисфельда В Чикагской гражданской опере . Отзывы неоднозначные, но наборы Анисфельда получили высокую оценку.
1922 – Римского-Корсакова Опера « Снегурочка » в декорациях и костюмах Анисфельда открывается в Метрополитен-опера и имеет большой успех. задумал проект создания института исполнительских искусств в Стоуни-Пойнт, Нью-Йорк. Макс Рабинов вместе с Анисфельдом, С. Судейкиным , Л. Бакстом и Ю. Урбан как соавторы.
1923 — Анисфельд присоединяется к Союзу художников-декораторов вместе с Норманом Белом Геддесом .
1925 – Анисфельд выполняет декорации и костюмы к детской пантомиме «Волшебная ночь». Он исполняется пять раз в Театре Гаррика в Нью-Йорке .
1926 – Анисфельд становится гражданином США. Он получает золотую медаль на выставке в Филадельфии за картину «Испания» и создает костюмы для двух постановок «Русского балета» Михаила Мордкина. Метрополитен-опера отказывается принять его костюмы и декорации для постановки « Турандот» . При посредничестве Макса Рабинова Анисфельд ведет переговоры о возможном проекте с Оперой Мехико.
1928 – Анисфельд переезжает в Чикаго с женой и дочерью. Проведя некоторое время в жилом отеле, Анисфельд и его семья переезжают в многоквартирный дом на Огайо-стрит. Тем летом художник предпринимает автомобильное путешествие по юго-западу Америки. Он посещает Санта-Фе , Таос и Южный Колорадо .
1928–1958 - Анисфельд часто проводит лето на западе США. (Колорадо и Нью-Мексико )
1929–1957 – Анисфельд преподает в Чикагском институте искусств.
1930 – Пожар на складе в Стоуни-Пойнт, штат Нью-Йорк, уничтожает декорации к фильмам «Снегурочка» и «Любовь к трем апельсинам».
1933 г. – жена Анисфельда покончила жизнь самоубийством. Его дочь Морелла Борисовна Анисфельд покупает ему дом в Централ-Сити, штат Колорадо.
1934–1965 – Большую часть лета художник преподает здесь живопись небольшой группе студентов. Это так называемая «Школа живописи Бориса Анисфельда». Он живет в Старом городе Чикаго, в том же месте с середины тридцатых почти до своей смерти, в Kogen Apartments, специально построенном комплексе квартир/студий для художников, известном как Carl Street Studios, основанном художниками Солом Когеном и Эдгаром Миллером.
1958 – Художественный институт организует ретроспективную выставку работ Анисфельда по настоянию его бывших учеников. Имя Анисфельда возвращается из забвения. The New York Times публикует о нем краткую биографическую статью.
1973 — Анисфельд умирает в Нью-Лондоне, Коннектикут .
Библиография
[ редактировать ]- Лингенаубер/Сугробова-Рот (2011). Борис Анисфельд . Дюссельдорф : Издание Libertars. ISBN 978-3-9812434-0-6 .
См. также
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Борис Анисфельд, Catalog Raisonné, стр.11.
- ^ Национальный архив Республики Молдова, Кишинев, отд. 152, индекс 1, дело 269 (47)
- ^ Государственный архив Одесской области, отд. 368, индекс 1, файл 58
- ^ Российский государственный исторический архив, Санкт-Петербург (РГИА), отд. 472, индекс 43 (501/2733), дело 116; отд. 497, индекс 8, файл 195; отд. 789, индекс 12, дело И-22 (личное дело); отд. 789, индекс 13, файл 22
- ↑ Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, отд.1, индекс 27, дело 890, 894, 896.
- ^ Выставка Бориса Анисфельда. 1918–1919–1920. С предисловием и каталогом картин Кристиана Бринтона, 1918 г.
- ^ Борис Анисфельд. Галереи Кингора, Нью-Йорк, 1919 год.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Anisfeld.org
- Эта коллекция Бориса Анисфельда хранится в Научно-исследовательском институте театра Джерома Лоуренса и Роберта Ли при библиотеках Университета штата Огайо.
- 1878 рождений
- 1973 смерти
- Люди из Бельц
- Жители Белецкого уезда.
- Молдавские евреи
- Бессарабские евреи
- Русские художники 20 века.
- Русские художники-мужчины
- Американский народ молдавско-еврейского происхождения
- Белые русские эмигранты в США
- Американские художники 20-го века
- Американские художники-мужчины
- Факультет школы Чикагского института искусств
- Американские художники-мужчины 20-го века
- Русские художники-мужчины ХХ века.