Jump to content

Призрак розы

(Перенаправлено из «Призрака розы »)
Призрак розы
Карсавина и Нижинский, 1911 год.
Хореограф Михаил Фокин
Музыка Гектора Берлиоза « Оркестровка Приглашения Карла Марии фон Вебера » на танец как L'Invitation à la Valse
Либретто Жан-Луи Водуайе
На основе Теофиля Готье « Поэма Призрак розы».
Премьера 19 апреля 1911 г.
Театр Монте-Карло
Оригинальная балетная труппа Дягилева » «Русский балет
Персонажи Молодая девушка
Роза
Дизайн Леон Бакст
Параметр Спальня молодой девушки, около 1830 г.
Создано для Тамара Карсавина
Вацлав Нижинский
Жанр Фантастика
Тип Неоклассический балет

«Призрак розы» ( «Дух розы» ) — короткий балет о молодой девушке, которая мечтает потанцевать с духом сувенирной розы со своего первого бала. [1] Балет был написан Жаном-Луи Водуайе , который основал рассказ на стихах Теофиля Готье и использовал музыку Карла Марии фон Вебера фортепианной пьесы Aufforderung zum Tanz (Приглашение к танцу) в оркестровке Гектора Берлиоза .

Премьера балета состоялась в Монте-Карло 19 апреля 1911 года в постановке балетной труппы Ballets Russes . Мишель Фокин был хореографом, а Леон Бакст разработал оригинальные декорации и костюмы в стиле бидермейер . Нижинский танцевал «Розу», а Тамара Карсавина танцевала «Девушку». Это был большой успех. Призрак стал всемирно известным благодаря впечатляющему прыжку Нижинского через окно в конце балета.

Источник

[ редактировать ]

В 1911 году Ballets Russes продюсер Сергей Дягилев надеялся представить балет Нижинского «Послеполуденный отдых фавна» . Он не был готов к сцене, поэтому ему нужен был другой балет, чтобы заменить его. Этот балет был идеей писателя Жана-Луи Водуайе. В 1910 году он отправил идею балета художнику по костюмам и декорациям Ballets Russes Леону Баксту . Его идея была основана на « Призраке розы», стихе Теофиля Готье, и Aufforderung zum Tanz , произведении для фортепиано Карла Марии фон Вебера, оркестрованном Гектором Берлиозом в 1841 году. Дягилеву понравилась идея Водуайе. Он думал, что он легко сможет заменить Фавна . Он сразу же пустил идею Водуайе в развитие. [1] [2] Дягилеву понравилась идея балета по мотивам «Призрака» Готье, поскольку его можно было привязать к столетнему юбилею со дня рождения Готье. [3]

Краткое содержание

[ редактировать ]

Занавес поднимается в спальне девочки. Девушка входит в комнату, одетая в белую шляпку и бальное платье. Она вернулась домой после своего первого бала. Она держит розу на память о вечере. Она падает в кресло и засыпает. Роза выпадает из ее пальцев на пол. В окне виден Дух Розы. Он спускается на пол и приближается к Девушке. Все еще спящая, она встает и танцует с ним. Он ведет ее обратно к креслу, целует, затем прыгает через окно в ночь. Девушка просыпается и встает. Она поднимает оброненную розу и целует ее. Занавес падает. [4] [5]

В 1819 году Карл Мария фон Вебер написал произведение для фортепиано под названием Aufforderung zum Tanz . Он также написал к этому произведению программу о юноше и девушке, которые встречаются, танцуют и расстаются на балу. Тихая музыка на открытии Aufforderung сопровождается красивыми (и насыщенными) мелодиями вальса, прежде чем произведение заканчивается вступительной музыкой. [6] В 1841 году Гектор Берлиоз оркестровал «Aufforderung» . Эта версия музыки была использована для короткого балета в опере Вебера «Вольный стрелок» в Парижской опере . [7] Это была версия Берлиоза оригинальной фортепианной пьесы, которая была использована в балете «Призрак розы» .

Премьера

[ редактировать ]
Интерьер казино Монте-Карло, 1879 год. Театр Казино позже стал Оперным театром.

Премьера «Призрака» состоялась 19 апреля 1911 года «Русским балетом» Дягилева в Театре Монте-Карло Карло в Монте- . Тамара Карсавина танцевала «Девушку», а Нижинский танцевал «Розу». [8] Грейс Роберт пишет, что Spectre имел «немедленный успех». [4] Дягилев был удивлен; он считал «Призрак» пустяком, не заслуживающим внимания, но этот маленький балет стал одним из самых любимых постановок «Русского балета». [9]

Михаил Фокин выполнил танец за три-четыре репетиции. Позже он писал, что балет был почти импровизацией. [10] Грейс Роберт пишет в «Книге балетов борзых» , что «Призрак» - это па-де-де , но не тот вид па-де-де , который восходит к сложной технике и виртуозности XIX века. Напротив, это дальновидный современный танец постоянного движения и выразительности. [11]

Фокин отказался от порт де бюстгальтеров классического балета , создавая танцы для Нижинского. Вместо этого он использовал изогнутые, похожие на усики движения рук и пальцев. Нижинский стал в этом балете андрогинным персонажем, демонстрирующим мужскую силу в ногах и женскую нежность в руках. [12] Некоторые из его жестов, как пишет Оствальт в книге «Нижинский: Прыжок в безумие» , «придавали персонажу женскую ауру». [13]

костюм Нижинского

[ редактировать ]
Фотография Нижинского в костюме из лепестков роз.
Нижинский в костюме лепестка розы

Шелковый эластичный костюм Нижинского был разработан Леоном Бакстом. Костюм был усыпан шелковыми лепестками роз. Костюм Нижинского шили для каждого выступления. [14] После каждого показа костюмерша подкрашивала лепестки щипцами для завивки. [14]

Нижинского Грим был важной частью дизайна костюма. Ромула де Пульски , позже ставшая его женой, писала, что он был похож на «небесное насекомое, его брови напоминали какого-то красивого жука». [15] Оствальд пишет, что костюм Нижинского был похож на костюм балерины. [13]

Иногда лепестки расшатывались и падали на пол сцены. Слуга Нижинского Василий собирал лепестки и продавал их на сувениры. Говорили, что он построил большой дом под названием Le Château du Spectre de la Rose . на доходы от продажи лепестков [16]

Прыжок Нижинского

[ редактировать ]

Балет прославился прыжком Нижинского через одно из двух больших окон в глубине сцены. Несмотря на видимость обратного, а также спортивную грацию и мастерство Нижинского, высота прыжка была иллюзией. Нижинский сделал пять беговых шагов с середины сцены и на шестой ступеньке прыгнул в окно. Плинтус (плинтус) под окном был очень низким, создавая иллюзию того, что прыжок выше, чем был на самом деле. За съемочной площадкой четверо мужчин поймали Нижинского в воздухе и тут же окутали его теплыми полотенцами. Никто из зрителей никогда не видел, как Нижинский приземлился, поэтому тщательно продуманные аранжировки создавали впечатление, что он парил бесконечно. Созданию иллюзии способствовал дирижер в оркестровой яме, державший предпоследний аккорд . При этом прыжку придавалось ощущение большей длины и высоты. [1]

Другие постановки

[ редактировать ]

С момента создания балета роль Розы исполняли многие танцоры-мужчины, но обычно считается, что ни один из них не может по-настоящему сравниться с блеском Нижинского, отчасти потому, что балет был специально разработан с учетом его особых талантов. [4] [17] Девушку называли «забытой балетной женщиной», и со временем эта роль стала рутинной. [18] К середине 20-го века «Призрак» превратился в каскадерский балет: люди платили только за то, чтобы увидеть прыжок в окно. [19]

«Призрак» был одним из первых балетов, которые Рудольф Нуреев станцевал на Западе после отъезда из России. Это было для немецкого телевидения в 1961 году. Впервые он станцевал «Розу» на сцене (24 раза) в Нью-Йорке для Джоффри дягилевской программы балета в 1979 году. «Призрак» был последним балетом, который Нуриев и Марго Фонтейн танцевали вместе. Это было в июне 1979 года, когда балерине было 60 лет. Он танцевал «Розу» в Париже в 1981 и 1982 годах, а последний раз танцевал эту партию в августе 1987 года в лондонском Колизее с балетом Нэнси. [20]

Впервые балет был показан в Австралии в 1936 году, когда он был частью программы «Русский балет Монте-Карло». [21] В 1962 году Марго Фонтейн танцевала «Молодую девушку» в рамках своего турне по Австралии в 1962 году. [21] В 2006 году Австралийский балет представил балет как один из трёх, показывающих творчество Фокина. [21] [22]

Уникальный розовый бриллиант, обнаруженный и ограненный в Москве и оцененный Геммологическим институтом Америки минимум в 60 миллионов долларов, получил название «Призрак Розы» как дань уважения легендарной русской балетной миниатюре. [23] [24]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с Шувалов 1997 , с. 67
  2. ^ Лифарь 1940 , стр. 252–53.
  3. ^ Грескович 1998 , с. 400
  4. ^ Перейти обратно: а б с Роберт 1949 , с. 303
  5. ^ Бомонт 1940 , стр. 26–27.
  6. ^ Вудстра, Бреннан и Шротт 2005 , стр. 1495
  7. ^ «Вебер: Приглашение на танец (ор. 65), оркестровка Берлиоза (Н 90)» . Сайт Гектора Берлиоза . Проверено 5 мая 2012 г.
  8. ^ Баланчин 1975 , с. 427
  9. ^ Пряжка 2012 , с. 207
  10. ^ Фокин и Фокин 1961 , стр. 180, 182.
  11. ^ Роберт 1949 , с. 302
  12. ^ Копельсон 1997 , стр. 107–16.
  13. ^ Перейти обратно: а б Оствальд 1991 , с. 48
  14. ^ Перейти обратно: а б Нижинский 1980 , с. 136
  15. ^ Нижинский 1980 , стр. 136–37.
  16. ^ Шувалов 1997 , с. 69
  17. ^ Шувалов 1997 , с. 70
  18. ^ Роберт 1949 , стр. 303–04.
  19. ^ Роберт 1949 , с. 304
  20. ^ Сирвин, Рене. «Призрак розы» . Нуриев.org . Фонд Рудольфа Нуриева . Проверено 4 июня 2012 г.
  21. ^ Перейти обратно: а б с «Призрак розы (австралийский контекст)» . Трове . Национальная библиотека Австралии. 2012 . Проверено 4 июня 2012 г.
  22. В 1985 году балет Парижской оперы представил «Призрака» с Мануэлем Легри в роли Розы и Клодом де Вульпианом в роли молодой девушки. Для постановки были воссозданы оригинальные танцы, декорации и костюмы. В 2012 году запись постановки была доступна на VHS в программе « Парижские танцы Дягильева» .
  23. ^ «Дух розы: Розовый бриллиант АЛРОСА может заработать более 60 миллионов долларов» . Алмазная лупа . 18 августа 2019 г. Проверено 19 августа 2019 г.
  24. ^ «Дух розы» . Spiritofrose.alrosa.ru . Проверено 19 августа 2019 г.
  • Баланчин, Джордж (1975), 101 история великих балетов , Нью-Йорк: Anchor Books, ISBN  0-385-03398-2
  • Бомонт, Сирил В. (1940), Балет Дягилева в Лондоне , Лондон: Патнэм
  • Бакл, Ричард (2012), Нижинский: Жизнь гения и безумия , Нью-Йорк: Open Road Media
  • Фокин, Мишель; Фокин, Витале (пер.) (1961), Мемуары балетмейстера , Лондон: Констебль
  • Грескович, Роберт (1998), Балет 101: полное руководство по изучению балета и любви к нему , Нью-Йорк: Гиперион, ISBN.  0-786-88155-0
  • Копельсон, Кевин (1997), Странная загробная жизнь Вацлава Нижинского , Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета, ISBN  978-0-7567-8762-2
  • Лифарь, Серж (1940), Серж Дягилев: его жизнь, его творчество, его легенда , Лондон: Патнэм
  • Нижинский, Ромола (1980), Нижинский , Лондон: Sphere Books, ISBN  0-722-16378-9
  • Оствальд, Питер (1991), Вацлав Нижинский: прыжок в безумие , Лондон: Robson Books, ISBN  1-86105-250-2
  • Роберт, Грейс (1949), Книга балетов борзых , Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф
  • Шувалов, Александр (1997), Искусство русского балета , Нью-Хейвен и Нью-Йорк: издательство Йельского университета, ISBN  0-300-07484-0
  • Вудстра, Крис; Бреннан, Джеральд; Шротт, Аллен, ред. (2005), All Music Guide to Classic Music: полный путеводитель по классической музыке , Сан-Франциско, Калифорния: Backbeat Books, ISBN  0-87930-865-6
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4223a1ff0f2349d24f8610f173394489__1720224120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/42/89/4223a1ff0f2349d24f8610f173394489.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Le Spectre de la rose - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)