Тамара Карсавина
Тамара Карсавина | |
---|---|
![]() Тамара Карсавина ( ок. 1912) | |
Рожденный | Тамара Платоновна Карсавина 9 марта 1885 г. |
Умер | 26 мая 1978 г. Биконсфилд , Бакингемшир , Англия | ( 93 года
Занятие | Артист балета |
Супруги |
|
Дети | 1 |
Карсавина ( Платоновна Тамара , 9 марта 1885 — 26 мая 1978) — российская прима-балерина , известная своей красотой, главная артистка Императорского Русского балета а затем Русского балета Сергея Дягилёва . Поселившись в Британии в Хэмпстеде в Лондоне, она начала профессионально преподавать балет и стала признанной одной из основоположниц современного британского балета. Она участвовала в создании Королевского балета и была одним из основателей Королевской академии танца , которая сейчас является крупнейшей в мире организацией по обучению танцам.
Семья и ранняя жизнь
[ редактировать ]Тамара Карсавина родилась в Санкт-Петербурге , в дочери Платона Константиновича Карсавина и его жены Анны Иосифовны (урожденной Хомяковой). [1] [2] Платон , солист и мим Императорского балета , также преподавал в Императорском балетном училище (Академии балета Вагановой) . Среди своих учеников он числил Михаила Фокина , будущего партнера по танцам и любовника его дочери. [3] [4]
Старший брат Карсавиной Лев Платонович Карсавин (1882–1952) стал религиозным философом и историком Средневековья. [5] Ее племянница Марианна Карсавина (1910–1993) вышла замуж за украинского писателя и мецената Петра Сувчинского . [6] По линии матери Карсавина имела отдаленное родство с религиозным поэтом и сооснователем славянофильского движения Алексеем Хомяковым . [7]
Отец Карсавиной когда-то был любимым учеником Мариуса Петипа , педагога и хореографа, но в последующие годы их отношения ухудшились. [8] Карсавина подозревала, что за «политическими интригами», в результате которых ее отец был вынужден досрочно уйти на пенсию, стоял Петипа. [9] Хотя Платон продолжал преподавать в Императорском балетном училище, а также имел нескольких частных учеников, этот опыт его разочаровал. [10]
Карсавина позже писала:
- Я думаю, что удар по их гордости значил для них нечто большее, чем просто финансовые соображения. Ведь мы всегда жили впроголодь, никогда не заглядывая вперед, тратя больше, когда было что потратить, как-то приспосабливаясь, когда не было. У отца были основания ожидать, что его оставят на вторую службу, как и других артистов его ранга. Он тяжело переживал расставание со сценой. [11]
Образование
[ редактировать ]
Из-за собственного горького опыта Платон поначалу отказывался позволить Карсавиной заниматься балетом, но заступилась ее мать. [12]
- «Мечтой матери было сделать из меня танцовщицу, — писала позже Карсавина. — Это прекрасная карьера для женщины, — говорила она, — и я думаю, что у ребенка должна быть склонность к сцене; она любит наряжаться и всегда перед зеркалом». [13]
Не спрашивая разрешения Платона, мать Карсавиной организовала для нее уроки у подруги семьи, бывшей танцовщицы Веры Жуковой. [14] Когда несколько месяцев спустя Платон узнал, что его дочь начала уроки танцев, он воспринял эту новость спокойно и стал ее главным инструктором. [15] Однако Карсавина не только не пользовалась преференциями, но и называла отца своим «самым требовательным учителем... и под звуки его скрипки я старалась изо всех сил». [16]
В 1894 году после строгих экзаменов Карсавина была принята в Императорское балетное училище. [17] По настоянию матери Карсавина решила досрочно закончить учебу в начале 1902 года. [18] В то время было неслыханно, чтобы женщины начинали профессионально танцевать до восемнадцати лет, но ее отец потерял должность преподавателя в школе в 1896 году, оставив ее семью в тяжелом финансовом положении. [19] Они отчаянно нуждались в небольшом доходе, который Карсавина получала как танцовщица кордебалета . [20]
После окончания Императорского балетного училища Карсавина совершила стремительный взлет по служебной лестнице, быстро став ведущей балериной Императорского балета . Она станцевала весь репертуар Петипа. [21]
Карьера
[ редактировать ]Самыми известными ролями Карсавиной стали Лиза в «Тихой предосторожности» , Медора в «Корсаре» , Царь-девица в «Коньке-горбунке» . Она была первой балериной, танцевавшей в так называемом па-де-де «Корсар» в 1915 году.
Хореограф Джордж Баланчин сказал, что у него остались приятные воспоминания о наблюдении за ней, когда он был студентом Императорского балетного училища. Незадолго до 1910 года ее регулярно приглашали танцевать в Париже с «Русским балетом» Сергея Дягилева . За годы работы в труппе она создала множество своих самых известных ролей в балетах Михаила Фокина , в том числе «Петрушка» и «Призрак розы» . Последний она танцевала с Гарольдом Тёрнером . [22] Пожалуй, наибольшую известность она получила благодаря исполнению главной роли в «Жар-птице » Фокина с Вацлавом Нижинским , ее случайным партнером. (Эта роль первоначально была предложена Анне Павловой , которая не смогла смириться с ) поразительно новой партитурой Стравинского.

Карсавина покинула Россию в 1918 году, незадолго до того, как большевики развязали красный террор в начале Гражданской войны в России , и переехала в Париж, где продолжила сотрудничество с «Русским балетом» в качестве ведущей балерины.
В мемуарах Карсавиной « Театральная улица » (название улицы, на которой располагалось Императорское хореографическое училище, из-за близости к Александровскому театру) описываются ее обучение в Императорском балетном училище, карьера в Мариинском театре и «Русском балете». В сверхконкурентном мире балета ее любили почти все. У Карсавиной действительно была соперница в лице Анны Павловой ; однако в «Театральной улице » Карсавина всегда пишет о ней с добротой и щедростью, например: «Павлова в то время [когда она была однокурсницей] едва осознавала, что в ее гибкой фигуре и в ее технических ограничениях заключена величайшая сила ее очаровательной личности. " [23] В фильме «Портрет Жизели » Карсавина вспоминает « неисправность гардероба »: во время выступления у нее упала одна бретелька, и она случайно обнажилась. Павлова довела смущенную Карсавину до слез.
Личная жизнь
[ редактировать ]В 1904 году Карсавина по совету матери, Анны Иосифовны, отвергла предложение руки и сердца Михаила Фокина . Это привело к нарастающему беспокойству между ними, которое повлияло на их будущие отношения. Позже она рассказала, что Фокин редко общался с ней вне балетной студии. [24]
В 1907 году, снова по совету матери, она вышла замуж за чиновника Василия Васильевича Мухина (1880 – после 1941) в капелле Хореографического училища. Мухин время от времени ездил с ней на гастроли Дягилева. [25]
В июне 1918 года, через год после развода с Мухиным, Карсавина вышла замуж за британского дипломата Генри Джеймса Брюса (1880–1951). Он был отцом ее сына Никиты (1916–2002). [26]
Спустя годы
[ редактировать ]Карсавина переехала в Хэмпстед , Лондон, где продолжила общаться со светилами балетного мира.
Время от времени она помогала возродить балеты, в которых она танцевала, особенно «Призрак Розы» , в котором она тренировала Марго Фонтейн и Рудольфа Нуриева . Она была учителем балета у леди Урсулы Мэннерс . [27] В 1959 году Карсавина консультировала сэра Фредерика Эштона по поводу его важного возрождения оперы «Неправильная предусмотрительность» для Королевского балета. диалогу Петипа Она научила его оригинальному мимическому для знаменитой сцены «Когда я выйду замуж», а также его хореографии для «Па де Рубана», двух отрывков, которые до сих пор сохранились в постановке Эштона.
- Тамара 1912 г.
- Карсавина с «Русским балетом» , 1913 год.
- Любимое украшение Тамары Карсавиной
- Выпускной класс Императорского балетного училища, 1902 год. Тамара Карсавина — крайняя правая ученица.
- Тамара Карсавина в «Жар-птице» / Жар-птица (1910)
- Тамара Карсавина в «Сильфидах» Савелия Сорина
Публикации
[ редактировать ]Тамара Карсавина: «Воспоминания о Стравинском», в Tempo (Новая серия), № 8 (Номер Стравинского), лето 1948 г., стр. 7–9.
Тамара Карсавина. Театральная улица: Воспоминания Тамары Карсавиной. Лондон: Хайнеманн, март 1930 г.; переиздано в марте 1930 года. С предисловием Дж. М. Барри . Муж Карсавиной утверждал, что мемуары она написала сама, непосредственно на английском языке. Последующие издания на русском (и других языках) являются ее переводами. Второе, исправленное издание: Лондон: Констебль, 1948, и Нью-Йорк: Э.П.Даттон, 1950. В предисловии к этому изданию, датированному 20 октября 1947 года, Карсавина заявляет: «Я закончила писать эту книгу 20 августа 1929 года, в тот день, когда я услышал о смерти Дягилева . Я не изменил тогда того, что написал о нем: я оставил его живым, каким я его знал. В этом исправленном издании я сделал то же самое, но я добавил главу, пытаясь это сделать. внести некоторое единство в черты личности Дягилева, некоторые из которых разбросаны по книге». [28]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Горовиц, Рассвет Лилля. Мишель Фокин , Нью-Йорк: Twayne Publishers, 1985: с. 4.
- ^ Элиот, Карен. Танцующие жизни: пять танцовщиц от Ballet d'Action до Мерса Каннингема, Урбана, Иллинойс: University of Illinois Press, 2007. [ нужна страница ]
- ^ Горовиц, 1985. [ нужна страница ]
- ^ Элиот, 2007. [ нужна страница ]
- ^ Тарускин, Ричард. Стравинский и русские традиции, Том II, Калифорнийский университет Press: Лос-Анджелес, 1996. [ нужна страница ]
- ^ Тарускин, 1996. [ нужна страница ]
- ^ Чемберлен, Лесли. Частная война Ленина: путешествие философского парохода и изгнание интеллигенции, Нью-Йорк: Atlantic Books, 2006. [ нужна страница ]
- ^ Элиот, 2007. [ нужна страница ]
- ^ Элиот, 2007. [ нужна страница ]
- ^ Элиот, 2007 г. [ нужна страница ]
- ↑ Карсавина, Театральная улица (2-е издание), с.25.
- ^ Элиот, 2007. [ нужна страница ]
- ^ Карсавина, Театральная улица (2-е издание), с. 25.
- ^ Карсавина, Театральная улица (2-е издание), с. 27.
- ^ Элиот, 2007. [ нужна страница ]
- ^ Карсавина, Театральная улица (2-е издание), с. 36.
- ^ Элиот, 2007. [ нужна страница ]
- ^ Элиот, 2007. [ нужна страница ]
- ^ Элиот, 2007. [ нужна страница ]
- ^ Элиот, 2007. [ нужна страница ]
- ^ Элиот, 2007. [ нужна страница ]
- ^ Арнольд Хаскелл, «Тернер, Гарольд (1909–1962)», ред. Оксфордский национальный биографический словарь, Oxford University Press, 2004. doi : 10.1093/ref:odnb/36586 . ISBN 978-0-19-861412-8 .
- ^ Карсавина, Театральная улица , 2-е издание стр.70
- ^ Фостер, Эндрю Р. Тамара Карсавина, Балерина Дягилева, Лондон, 2010. ISBN 978-0-9565643-0-6 стр. 28.
- ^ Фостер, 2010, стр. 41.
- ^ Фостер, 2010, с. 233.
- ^ д'Або 2014 , с. 40
- ^ Карсавина, Тамара (1961). Театральная улица: Воспоминания Тамары Карсавиной . EP Dutton & Co. стр. против.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- д'Або, леди Урсула (2014). Уоткин, Дэвид (ред.). Девушка с вдовьим пиком: Мемуары . Лондон: Публикации д'Або. ISBN 978-1-907991-09-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]