Jump to content

Тамара Карсавина

Тамара Карсавина
Тамара Карсавина ( ок. 1912)
Рожденный
Тамара Платоновна Карсавина

( 1885-03-09 ) 9 марта 1885 г.
Умер 26 мая 1978 г. ) ( 1978-05-26 ) ( 93 года
Занятие Артист балета
Супруги
  • Vasili Vasilievich Mukhin
    ( м. 1907; дивизия 1917)
Дети 1

Карсавина ( Платоновна Тамара , 9 марта 1885 — 26 мая 1978) — российская прима-балерина , известная своей красотой, главная артистка Императорского Русского балета а затем Русского балета Сергея Дягилёва . Поселившись в Британии в Хэмпстеде в Лондоне, она начала профессионально преподавать балет и стала признанной одной из основоположниц современного британского балета. Она участвовала в создании Королевского балета и была одним из основателей Королевской академии танца , которая сейчас является крупнейшей в мире организацией по обучению танцам.

Семья и ранняя жизнь

[ редактировать ]

Тамара Карсавина родилась в Санкт-Петербурге , в дочери Платона Константиновича Карсавина и его жены Анны Иосифовны (урожденной Хомяковой). [1] [2] Платон , солист и мим Императорского балета , также преподавал в Императорском балетном училище (Академии балета Вагановой) . Среди своих учеников он числил Михаила Фокина , будущего партнера по танцам и любовника его дочери. [3] [4]

Старший брат Карсавиной Лев Платонович Карсавин (1882–1952) стал религиозным философом и историком Средневековья. [5] Ее племянница Марианна Карсавина (1910–1993) вышла замуж за украинского писателя и мецената Петра Сувчинского . [6] По линии матери Карсавина имела отдаленное родство с религиозным поэтом и сооснователем славянофильского движения Алексеем Хомяковым . [7]

Отец Карсавиной когда-то был любимым учеником Мариуса Петипа , педагога и хореографа, но в последующие годы их отношения ухудшились. [8] Карсавина подозревала, что за «политическими интригами», в результате которых ее отец был вынужден досрочно уйти на пенсию, стоял Петипа. [9] Хотя Платон продолжал преподавать в Императорском балетном училище, а также имел нескольких частных учеников, этот опыт его разочаровал. [10]

Карсавина позже писала:

Я думаю, что удар по их гордости значил для них нечто большее, чем просто финансовые соображения. Ведь мы всегда жили впроголодь, никогда не заглядывая вперед, тратя больше, когда было что потратить, как-то приспосабливаясь, когда не было. У отца были основания ожидать, что его оставят на вторую службу, как и других артистов его ранга. Он тяжело переживал расставание со сценой. [11]

Образование

[ редактировать ]
Тамара Платоновна Карсавина, Санкт-Петербург, около 1915 г.

Из-за собственного горького опыта Платон поначалу отказывался позволить Карсавиной заниматься балетом, но заступилась ее мать. [12]

«Мечтой матери было сделать из меня танцовщицу, — писала позже Карсавина. — Это прекрасная карьера для женщины, — говорила она, — и я думаю, что у ребенка должна быть склонность к сцене; она любит наряжаться и всегда перед зеркалом». [13]

Не спрашивая разрешения Платона, мать Карсавиной организовала для нее уроки у подруги семьи, бывшей танцовщицы Веры Жуковой. [14] Когда несколько месяцев спустя Платон узнал, что его дочь начала уроки танцев, он воспринял эту новость спокойно и стал ее главным инструктором. [15] Однако Карсавина не только не пользовалась преференциями, но и называла отца своим «самым требовательным учителем... и под звуки его скрипки я старалась изо всех сил». [16]

В 1894 году после строгих экзаменов Карсавина была принята в Императорское балетное училище. [17] По настоянию матери Карсавина решила досрочно закончить учебу в начале 1902 года. [18] В то время было неслыханно, чтобы женщины начинали профессионально танцевать до восемнадцати лет, но ее отец потерял должность преподавателя в школе в 1896 году, оставив ее семью в тяжелом финансовом положении. [19] Они отчаянно нуждались в небольшом доходе, который Карсавина получала как танцовщица кордебалета . [20]

После окончания Императорского балетного училища Карсавина совершила стремительный взлет по служебной лестнице, быстро став ведущей балериной Императорского балета . Она станцевала весь репертуар Петипа. [21]

Самыми известными ролями Карсавиной стали Лиза в «Тихой предосторожности» , Медора в «Корсаре» , Царь-девица в «Коньке-горбунке» . Она была первой балериной, танцевавшей в так называемом па-де-де «Корсар» в 1915 году.

Хореограф Джордж Баланчин сказал, что у него остались приятные воспоминания о наблюдении за ней, когда он был студентом Императорского балетного училища. Незадолго до 1910 года ее регулярно приглашали танцевать в Париже с «Русским балетом» Сергея Дягилева . За годы работы в труппе она создала множество своих самых известных ролей в балетах Михаила Фокина , в том числе «Петрушка» и «Призрак розы» . Последний она танцевала с Гарольдом Тёрнером . [22] Пожалуй, наибольшую известность она получила благодаря исполнению главной роли в «Жар-птице » Фокина с Вацлавом Нижинским , ее случайным партнером. (Эта роль первоначально была предложена Анне Павловой , которая не смогла смириться с ) поразительно новой партитурой Стравинского.

Тамара Карсавина

Карсавина покинула Россию в 1918 году, незадолго до того, как большевики развязали красный террор в начале Гражданской войны в России , и переехала в Париж, где продолжила сотрудничество с «Русским балетом» в качестве ведущей балерины.

В мемуарах Карсавиной « Театральная улица » (название улицы, на которой располагалось Императорское хореографическое училище, из-за близости к Александровскому театру) описываются ее обучение в Императорском балетном училище, карьера в Мариинском театре и «Русском балете». В сверхконкурентном мире балета ее любили почти все. У Карсавиной действительно была соперница в лице Анны Павловой ; однако в «Театральной улице » Карсавина всегда пишет о ней с добротой и щедростью, например: «Павлова в то время [когда она была однокурсницей] едва осознавала, что в ее гибкой фигуре и в ее технических ограничениях заключена величайшая сила ее очаровательной личности. " [23] В фильме «Портрет Жизели » Карсавина вспоминает « неисправность гардероба »: во время выступления у нее упала одна бретелька, и она случайно обнажилась. Павлова довела смущенную Карсавину до слез.

Личная жизнь

[ редактировать ]

В 1904 году Карсавина по совету матери, Анны Иосифовны, отвергла предложение руки и сердца Михаила Фокина . Это привело к нарастающему беспокойству между ними, которое повлияло на их будущие отношения. Позже она рассказала, что Фокин редко общался с ней вне балетной студии. [24]

В 1907 году, снова по совету матери, она вышла замуж за чиновника Василия Васильевича Мухина (1880 – после 1941) в капелле Хореографического училища. Мухин время от времени ездил с ней на гастроли Дягилева. [25]

В июне 1918 года, через год после развода с Мухиным, Карсавина вышла замуж за британского дипломата Генри Джеймса Брюса (1880–1951). Он был отцом ее сына Никиты (1916–2002). [26]

Спустя годы

[ редактировать ]

Карсавина переехала в Хэмпстед , Лондон, где продолжила общаться со светилами балетного мира.

Время от времени она помогала возродить балеты, в которых она танцевала, особенно «Призрак Розы» , в котором она тренировала Марго Фонтейн и Рудольфа Нуриева . Она была учителем балета у леди Урсулы Мэннерс . [27] В 1959 году Карсавина консультировала сэра Фредерика Эштона по поводу его важного возрождения оперы «Неправильная предусмотрительность» для Королевского балета. диалогу Петипа Она научила его оригинальному мимическому для знаменитой сцены «Когда я выйду замуж», а также его хореографии для «Па де Рубана», двух отрывков, которые до сих пор сохранились в постановке Эштона.

Публикации

[ редактировать ]

Тамара Карсавина: «Воспоминания о Стравинском», в Tempo (Новая серия), № 8 (Номер Стравинского), лето 1948 г., стр. 7–9.

Тамара Карсавина. Театральная улица: Воспоминания Тамары Карсавиной. Лондон: Хайнеманн, март 1930 г.; переиздано в марте 1930 года. С предисловием Дж. М. Барри . Муж Карсавиной утверждал, что мемуары она написала сама, непосредственно на английском языке. Последующие издания на русском (и других языках) являются ее переводами. Второе, исправленное издание: Лондон: Констебль, 1948, и Нью-Йорк: Э.П.Даттон, 1950. В предисловии к этому изданию, датированному 20 октября 1947 года, Карсавина заявляет: «Я закончила писать эту книгу 20 августа 1929 года, в тот день, когда я услышал о смерти Дягилева . Я не изменил тогда того, что написал о нем: я оставил его живым, каким я его знал. В этом исправленном издании я сделал то же самое, но я добавил главу, пытаясь это сделать. внести некоторое единство в черты личности Дягилева, некоторые из которых разбросаны по книге». [28]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Горовиц, Рассвет Лилля. Мишель Фокин , Нью-Йорк: Twayne Publishers, 1985: с. 4.
  2. ^ Элиот, Карен. Танцующие жизни: пять танцовщиц от Ballet d'Action до Мерса Каннингема, Урбана, Иллинойс: University of Illinois Press, 2007. [ нужна страница ]
  3. ^ Горовиц, 1985. [ нужна страница ]
  4. ^ Элиот, 2007. [ нужна страница ]
  5. ^ Тарускин, Ричард. Стравинский и русские традиции, Том II, Калифорнийский университет Press: Лос-Анджелес, 1996. [ нужна страница ]
  6. ^ Тарускин, 1996. [ нужна страница ]
  7. ^ Чемберлен, Лесли. Частная война Ленина: путешествие философского парохода и изгнание интеллигенции, Нью-Йорк: Atlantic Books, 2006. [ нужна страница ]
  8. ^ Элиот, 2007. [ нужна страница ]
  9. ^ Элиот, 2007. [ нужна страница ]
  10. ^ Элиот, 2007 г. [ нужна страница ]
  11. Карсавина, Театральная улица (2-е издание), с.25.
  12. ^ Элиот, 2007. [ нужна страница ]
  13. ^ Карсавина, Театральная улица (2-е издание), с. 25.
  14. ^ Карсавина, Театральная улица (2-е издание), с. 27.
  15. ^ Элиот, 2007. [ нужна страница ]
  16. ^ Карсавина, Театральная улица (2-е издание), с. 36.
  17. ^ Элиот, 2007. [ нужна страница ]
  18. ^ Элиот, 2007. [ нужна страница ]
  19. ^ Элиот, 2007. [ нужна страница ]
  20. ^ Элиот, 2007. [ нужна страница ]
  21. ^ Элиот, 2007. [ нужна страница ]
  22. ^ Арнольд Хаскелл, «Тернер, Гарольд (1909–1962)», ред. Оксфордский национальный биографический словарь, Oxford University Press, 2004. doi : 10.1093/ref:odnb/36586 . ISBN   978-0-19-861412-8 .
  23. ^ Карсавина, Театральная улица , 2-е издание стр.70
  24. ^ Фостер, Эндрю Р. Тамара Карсавина, Балерина Дягилева, Лондон, 2010. ISBN   978-0-9565643-0-6 стр. 28.
  25. ^ Фостер, 2010, стр. 41.
  26. ^ Фостер, 2010, с. 233.
  27. ^ д'Або 2014 , с. 40
  28. ^ Карсавина, Тамара (1961). Театральная улица: Воспоминания Тамары Карсавиной . EP Dutton & Co. стр. против.

Цитируемые работы

[ редактировать ]
  • д'Або, леди Урсула (2014). Уоткин, Дэвид (ред.). Девушка с вдовьим пиком: Мемуары . Лондон: Публикации д'Або. ISBN  978-1-907991-09-7 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8dc2f4d3e3f0ad4d368f5cc29d6e51a7__1712881380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8d/a7/8dc2f4d3e3f0ad4d368f5cc29d6e51a7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tamara Karsavina - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)