Женщины в танце

Важное место женщин в танце восходит к истокам цивилизации. Наскальные рисунки, египетские фрески, индийские статуэтки, древнегреческое и римское искусство, а также записи придворных традиций в Китае и Японии — все это свидетельствует о важной роли, которую женщины с самого начала играли в ритуальных и религиозных танцах. В средние века то, что стало известно как балет, зародилось на итальянских придворных фестивалях, когда женщины часто исполняли роли мужчин. Однако именно во Франции конца 17 века Парижская опера выпустила первых знаменитых балерин. Хотя женщины начали доминировать на балетной сцене в 18 веке, именно с появлением романтического балета в 19 веке они стали бесспорным центром притяжения, а звезды играли ведущие роли в произведениях Мариуса Петипа , выступая в театрах по всему миру. Европа от миланского театра «Ла Скала» до Мариинского театра в Санкт-Петербурге. В последнее время женщины играют ведущую роль в развитии различных форм современный танец, включая фламенко и экспрессионистский танец .
История
[ редактировать ]Женщины всегда играли преобладающую роль в танце, как видно из его самой ранней истории и до появления формальных танцев в 15 веке, которые превратились в балет . [ нужна ссылка ]
Античность
[ редактировать ]Наскальные рисунки, датируемые 6000 годом до нашей эры, изображают сцены танцующих женщин. Примеры можно увидеть в пещере Аддаута недалеко от Палермо и в Рока-дельс-Морос в Каталонии . В Древнем Египте женщины исполняли ритуальные танцы во время религиозных церемоний, таких как похороны, о чем свидетельствуют фрески на гробницах фараонов. [1] Самые старые записи об организованном танце и профессиональных танцовщицах происходят из Египта. Особенно в Старом царстве женщины были организованы в группы, известные как хенер , к которым, очевидно, мужчины присоединялись только на более позднем этапе. [2]
На Индийском субконтиненте также есть ранние свидетельства танцующих женщин, в первую очередь бронзовая статуэтка из Мохенджо-Даро в долине Инда, датируемая примерно 2500 годом до нашей эры. [3] [4] В то время как раннее участие мужчин в танцевальных ритуалах, по-видимому, было связано с охотой и боями, женский танец был прежде всего связан с плодородием, как сельскохозяйственным, так и человеческим. [5]
- Танцующие женщины, пещеры Эль-Когул, Лерида
- Статуэтка танцующей девушки из Мохенджо-Даро , 2500-1500 гг. до н.э.
- Древнеегипетский танцор, ок. 1200 г. до н.э.
- Могила Небамуна ок. 1400 г. до н.э.
Танцы классического Крита и Греции , кажется, находились под влиянием танцев Древнего Египта . [6] Существует множество примеров древнегреческого искусства VI и V веков до нашей эры, изображающих танцующих женщин. [5] Девы Делоса танцевали в кругу в честь Аполлона. [7] а Терпсихора была музой танца. [8] В VI веке до нашей эры хорос стал неотъемлемой частью греческого театра, в то время как женщины, известные как дионисийцы, часто изображаемые на греческих вазах, в неистовстве танцуют, прославляя Диониса , бога вина. [9] В Древнем Риме певицы и танцовщицы выступали на ежегодных празднованиях Исиды , которые включали мистерии, изображающие воскрешение Осириса . [10]
- Музыкант и танцор, Афины, 460 г. до н.э.
- Греческая танцовщица, V век до н.э.
- Греческая терракотовая статуэтка танцующей менады , III век до н.э.
- Танцовщица под вуалью, терракота, ок. 100 г. до н.э.
- Фреска с изображением танца Дионисического посвящения, Помпеи, ок. 60 г. до н.э.
В Библии есть несколько рассказов о танцах женщин, в частности о празднованиях, организованных Мириам после перехода через Красное море , когда женщины, как говорят, танцевали и играли на ручных барабанах. [11] После того как Давид вернулся после убийства Голиафа , женщины вышли с песнями и танцами. [12] В Новом Завете Матфей рассказывает историю о том, как Саломея танцевала для Ирода , чтобы получить голову Иоанна Крестителя. [13]
- Танец Мириам, Томич Псалтырь, ок. 1360
- Танец Саломеи, Роберт Фаулер (1885)
Китай и Япония
[ редактировать ]В Китае также существует давняя история танцовщиц, начиная с династии Чжоу (ок. 1046–256 до н.э.), достигающей пика при династии Тан (618–907 гг. н.э.). [14] Хоровые танцы, исполняемые женщинами династии Чжоу, были известны как xi . В древних театральных зрелищах , называемых байси , вероятно, участвовали танцовщицы в платьях с развевающимися шелковыми рукавами. [15] Тексты периода Весны и Осени (771–476 гг. До н. э.) содержат описания профессиональных танцовщиц, а танец Нишан Юйи, созданный императором Ли Лунцзи (685–762 гг.), представляет танцующих девственных женщин, как будто в волшебном мире. [16] В начале 1900-х годов современный танец впервые был представлен Китаю Нелли Ю Рунг Лин , дочерью дипломата династии Цин во Франции. [17] Во время своего пребывания при императорском дворе Цин она разработала серию танцевальных стилей, сочетающих восточную эстетику с западной техникой. [18] В Японии XII века Сирабёси славились своими танцами и поэзией. Одной из самых известных была придворная танцовщица Шизука , фигурирующая в японской литературе того периода. [19]
- Китайская танцовщица династии Тан.
- Статуэтки музыкантов и танцовщиц, династия Суй (ок. 600 г. н. э.)
- Танцующие фигуры, династия Тан, VII век.
- Танцовщица из династии Тан
- Танцовщица, династия Хань
- Сидзука из Японии XII века.
Индия
[ редактировать ]В Индии девять классических танцев . Некоторые из них исполняются исключительно женщинами, например, Мохиниаттам . Другие исполняются с участием мужчин, например Катхак .
Средневековье в Европе
[ редактировать ]В средние века , с распространением христианства по Европе, церковь обычно не одобряла танцы, хотя танцы часто присутствовали на народных праздниках , особенно в начале мая. Во Франции и Италии цепные и круговые танцы, такие как кароль и треск, были популярны с 4 по 14 века. [20] Обычно их танцевали в замкнутом кругу, где мужчины и женщины чередовались и держались за руки. [21] В Италии оживленное сальтарелло из Неаполя стало популярным в 14-15 веках. Группы куртизанок, одетых как мужчины, исполняли танец на маскарадах . [22]
- Танец гимна ( Роман де ла Роза , ок. 1250)
- Средневековый танец
- Сальтарелло, иллюстрации Бартоломео Пинелли
- Роскошный бал, устроенный Екатериной Медичи в 1573 году.
Появление балета
[ редактировать ]В 15 веке придворные праздники в Италии стали еще более изысканными и часто включали формальные танцы. Одним из первых мастеров был Доменико да Пьяченца (ок. 1400–1470), составивший руководство по танцу: De arte saltandi etchorea ducendi . [23] Во Франции профессиональный танец также начал формироваться, когда танцоры выступали перед французским Генрихом III в Фонтенбло в начале 1580-х годов. Дальнейшие выступления были сделаны для Людовика XIII , который часто сам брал на себя главную роль. Но прежде всего именно во время правления Людовика XIV (1643–1715) были заложены основы того, что стало известно как балет. Король не только записал правила танца, но и основал в 1661 году Королевскую академию танца , которая превратилась в сегодняшний балет Парижской оперы . [5] Многие из ранних балетов были созданы итало-французским композитором Жаном Батистом Люлли и французским хореографом Пьером Бошаном , которым часто помогал Мольер . [24]
Первоначально женские партии в ранних балетах исполнялись юношами; но в 1681 году молодая женщина, известная как мадемуазель де Лафонтен, Люлли танцевала в «Триумфе любви» . [25] В период с 1681 по 1693 год она была ведущей балериной как минимум в 18 других постановках Парижской оперы, что доказало высшую важность женщин в балете. [26] На смену Де Лафонтену пришла Мари-Тереза де Сюблиньи , которая стала первой балериной, выступившей в Лондоне, когда она выступила с Клодом Баллоном в 1699 году. [27] Считавшаяся лучшей балериной своего времени, с красивыми глазами и прекрасной фигурой, Сулиньи танцевала в Парижской опере с 1688 года до выхода на пенсию в 1707 году. [28]
Следующей ведущей танцовщицей Оперы была Франсуаза Прево (1680–1741), чья точность, легкость и грация во многом способствовали развитию классического балета. [29] Она уговорила дирижера Жана-Фери Ребеля написать сюиты специально для балета. Его «Каприз» , «Бутада» , «Образы танца» и «Терпсихора» принесли ей значительный успех. В частности, ее личная интерпретация шагов «Каприза» послужила примером для других солистов, когда она превратила « Карактеры» в эпизод, иллюстрирующий разные типы любовников, как мужских, так и женских. Прево обучил двух очень успешных танцовщиц, Мари Камарго (1710–1770) и Мари Салле (1707–1756), которые добавили свои личные предпочтения к ее «Карактерам» , каждая из которых развивала индивидуальный стиль. Они займут ее место в качестве прима-балерины после того, как она уйдет из оперы в 1730 году. [30] [31]
Камарго добилась огромного успеха не только благодаря своей великолепной работе ног (особенно ее entrechat à quatre ), но и потому, что она представила немного более короткие юбки и новые прически. [32] Она также отказалась от обуви на высоком каблуке, заменив танцевальные тапочки, которые облегчали выполнение более сложных номеров. [33] Танцуя сложные номера, которые раньше исполнялись исключительно мужчинами, Камарго еще больше укрепил имидж балерины. [34]
Салле хотел от балета большего, чем просто умелая демонстрация техники, которую предпочитают сторонники традиционного балета. Она считала, что музыка, шаги, декор и костюмы должны способствовать изящному, выразительному представлению, сочетающему пантомиму с танцем в так называемом балете действия . Поскольку многие в Парижской опере не разделяли ее взгляды, она решила переехать в более либеральный Лондон. В Ковент-Гардене она произвела фурор в 1734 году в партии Галатеи в «Пигмалионе» , балете, хореографию которого она поставила сама. Отказавшись от обычного наряда балерины, она предпочла надеть простую муслиновую тунику и позволить своим волосам свободно ниспадать на плечи. [35] В следующем году она даже решила одеться мужчиной, исполняя роль Купидона, но отзывы были крайне критическими. В результате она вернулась в Париж, где танцевала в Опере до выхода на пенсию в 1740 году в возрасте 33 лет. После этого она иногда танцевала при дворе Версаля . [30]
Во второй половине XVIII века доминирующей звездой Парижской оперы была Мария-Мадлен Гимар, которая, возможно, и не владела техникой Салле, но, тем не менее, была известна своими чувственными движениями, многочисленными поклонниками и экзотическими нарядами. Среди других звезд была Мари Аллар (1738–1802), которая присоединилась к Парижской опере в 1756 году, где ее обучал Гаэтан Вестрис , став не только этуалью, но и его женой. Хотя она была довольно полной и часто беременной, ее хвалили за впечатляющую работу ног. [36]
- Мария-Тереза де Сюблиньи (ок. 1700 г.)
- Франсуаза Прево (ок. 1723)
- Мария Камарго , картина Николя Ланкре (ок. 1730 г.)
- Мари Салле (ок. 1730 г.)
- Мари-Мадлен Гимар (ок. 1774 г.)
Романтический балет
[ редактировать ]Самый успешный период для балерин-женщин пришелся на 1830-е и 1840-е годы, когда они стали великими звездами романтического балета . Итало-шведская Мария Тальони (1804–1884) не только отличилась в Парижской опере, станцевав «Сильфиду» в 1832 году, но и распространила свою известность на балет Мариинского театра в Санкт-Петербурге , а также на сцены Берлина, Милана и Лондона, вплоть до выхода на пенсию в 1847. Именно она разработала балет на пуантах (танец на кончиках пальцев ног), одновременно введя новую моду в одежде и прическах, которая стала популярной во всей Европе. Австрийка Фанни Эльсслер (1810–1884) получила известность и богатство, станцевав кокетливую испанскую качучу в «Le Diable boiteux» , выступая не только в Австрии, Германии, Франции, Англии и России, но и в США. Тем не менее, в 1845 году она отказалась танцевать со своими соперницами Мари Тальони, Карлоттой Гризи , Фанни Серрито и Люсиль Гран в Жюля Перро «Па-де-катр» . [37] [38]
Представленное в Театре Ее Величества в Лондоне « Па де катр» произвело фурор, собрав вместе четырех величайших балерин того времени. Помимо Марии Тальони, итальянка Гризи (1819–1899) прославилась и в Париже, и в Санкт-Петербурге своей «Жизелью» , а Черрито из Неаполя стал звездой Ла Скала в Милане. Гран (1819–1907), датчанин, обучавшийся у Бурнонвиля, жил в Париже, но также танцевал в Лондоне, Санкт-Петербурге и Милане, прежде чем обосноваться в Германии. [37]
- Мари Тальони в «Зефире и Флоре» (ок. 1831 г.)
- Фанни Элсслер в Ла Качуча (1836)
- Карлотта Гризи в «Жизели» (1841)
- Фанни Серрито в La Vivandière (1844)
- Люсиль Гран в Ла Качуча (1838)
- Полина Леру в «Влюбленном дьяволе» (1840)
Во второй половине XIX века появилось несколько известных итальянских балерин, достигших своего апогея в России. Уроженка Италии Вирджиния Цукки (1849–1933) впервые танцевала в Италии и Германии, но ее интерпретации балета Мариуса Петипа в России были настолько успешными, что царь настоял на том, чтобы она присоединилась к балету Мариинского театра в Санкт-Петербурге. В середине 1880-х годов она снялась в «Коппелии» , «Дочь плохой предусмотрительности» и «Эсмеральде» , произведя революцию в балете в России благодаря необычайной силе своих выступлений. [39] Пьерина Леньяни (1863–1930) из Милана пошла по тому же пути, также танцуя в Мариинском театре с 1892 года, где она исполнила знаменитые партии в балетах Петипа, включая «Золушку» , «Лебединое озеро» и «Раймонду» , получив титул прима-балерины ассолюта . [40] Карлотта Брианца (1865–1938), также родом из Милана, впервые получила известность в театре Ла Скала , с которым гастролировала по Соединенным Штатам. Прежде всего ее запомнили тем, что она танцевала Аврору на премьере « Спящей красавицы » Петипа в 1890 году. [41] [42]
- Вирджиния Зукки в «Эсмеральде» (1886)
- Пьерина Леньяни в La Perle (1896)
- Карлотта Брианца в «Эсмеральде» (ок. 1890 г.)
балет 20 века
[ редактировать ]Новые, более динамичные подходы к балету развиваются с начала 20-го века, наиболее влиятельным из которых является Дягилева Сергея «Русский балет» , способствующий новаторскому сотрудничеству между хореографами, композиторами и танцорами. [43] Одной из первых звезд была Анна Павлова (1881–1931), которая получила известность, станцевав «Умирающего лебедя» в хореографии Михаила Фокина, прежде чем присоединиться к Русскому балету в 1909 году. [44] Ее соперница Тамара Карсавина (1885–1978), также выступавшая с «Русским балетом», запомнилась прежде всего созданием заглавной партии в «Жар-птице » Фокина . [45] Ольга Спесивцева (1895–1991) танцевала в Мариинском театре в Санкт-Петербурге, но также гастролировала с Ballets Russes, танцуя Аврору в «Спящей принцессе » Дягилева (1921) в Лондоне. [46]
- Анна Павлова (1912)
- Тамара Карсавина (1911)
- Olga Spessivtseva (1934)
Балет также начал развиваться в Лондоне, во многом благодаря усилиям двух женщин. Уроженка Польши Мари Рамбер (1888–1982), которая также получила опыт работы в «Русском балете», в 1926 году основала Балетный клуб (позже Танцевальную труппу Рамберта) и представила новых хореографов, таких как Фредерик Эштон . Еще более влиятельная Нинетт де Валуа (1898–2001) провела три года в «Русском балете», а затем в 1931 году создала лондонский балет Вик-Уэллса (позже ставший Королевским балетом), где Алисия Маркова (1910–2004) была первой прима-балериной, в главной роли в балетах из классических постановок Мариинского театра. Маркова ушла, чтобы основать собственную гастрольную труппу в 1937 году. Десять лет спустя Марго Фонтейн (1919–1991) стала прима-балериной труппы. [47] Пик ее славы пришелся на 1961 год, когда она начала сотрудничать с Рудольфом Нуриевым , сначала в «Жизели» , а затем вышла на пенсию в 1979 году. [48]
- Мари Рамбер , в центре (1943)
- Алисия Маркова (1940)
- Марго Фонтейн (1957)
По мере развития балета в Соединенных Штатах Мария Таллчиф (1925–2013), первая крупная американская прима-балерина, получила содействие хореографа Брониславы Нижинской (1891–1972), когда она присоединилась к Русскому балету Монте-Карло в Нью-Йорке в 1942 году. Она танцевала в качестве солистки в Джорджа Баланчина аранжировках к «Песне Норвегии» в 1944 году. Как жена Баланчина, она вскоре стала звездой Нью-Йоркского городского балета . [49] Люсия Чейз (1897–1986) была соучредителем Американского театра балета в 1939 году и более 40 лет была его художественным руководителем, курируя постановку самых разных новых балетов. [50] За эти годы появилось несколько выдающихся американских балерин, в том числе Гелси Киркланд (род. 1952), исполнившая главную роль в «Жар-птице», когда ей было всего 17 лет; [51] и Сюзанна Фаррелл Баланчина (род. 1945), сыгравшая звезду «Дон Кихота» в 1965 году. [52]
- Русский балет Монте-Карло , Щелкунчик (1940)
- Мария Таллчиф (1954)
- Сюзанна Фаррелл (1965)
Другие формы танца
[ редактировать ]
Женщины также внесли значительный вклад в большинство других форм танца, в частности фламенко , современный танец , экспрессионистский танец , танец живота и кабаре, которые привели к музыкальному театру . [53]
Фламенко
[ редактировать ]Музыка фламенко зародилась на юге Испании в 15 веке, вероятно, в результате влияния мавров, возможно, зародившихся в Индии. Хотя многие певцы, появившиеся в XVIII веке, были мужчинами, женщины все чаще приобретали известность как танцовщицы. [54] Одним из первых была Хуана ла Макаррона (1860–1947), которая впервые выступила в Севилье с певцом Сильверио Франконетти, но вскоре стала популярной не только по всей Испании, но и по всей Европе. [55] Лола Флорес (1923–1995) запомнилась пением и танцами андалузского фольклора, особенно фламенко, коплы и чотиса . [56] Анжелита Варгас (род. 1946) считается одной из величайших звезд андалузского танца фламенко, гастролирующей по Европе, США, Японии и Австралии. [57]
Современный танец в США
[ редактировать ]под руководством женщин начали развиваться различные стили современного танца К концу XIX века . Лои Фуллер (1862–1928) из Чикаго была одной из пионеров. Она использовала свой естественный подход к движению и импровизации, позже став звездой Фоли Бержер в Париже. [58] Вдохновленная греческим искусством, Айседора Дункан (1877–1927) из Сан-Франциско проложила путь к современному стилю свободного танца, считая, что важнее выразить суть жизни через движение, чем следовать заветам классического балета. [59] Выросшая на ферме в Нью-Джерси, Рут Сен-Дени (1879–1968) разработала свою собственную интерпретацию восточного танца как выражения спиритизма. [60] Американка Марта Грэм (1894–1991) оказала значительное влияние на развитие современного танца через свой Центр современного танца Марты Грэм в Нью-Йорке . [61] Среди других женских фигур, внесших свой вклад в развитие событий в середине 20-го века, - Дорис Хамфри (1895–1958), ставившая афроамериканские спиричуэлы, и Хелен Тамирис (1905–1966), сыгравшая важную роль в постановке ранних мюзиклов. [62] [63] Другим крупным хореографом бродвейских мюзиклов была уроженка Германии Ханя Хольм (1893–1992), ученица Мэри Вигман . [64]
- Ло Фуллер (1896)
- Айседора Дункан (1903)
- Рут Сен-Дени (1916)
- Марта Грэм (1948)
Экспрессионистский танец
[ редактировать ]Немка Мэри Вигман считается создательницей экспрессионистского танца . Вдохновленная восточной перкуссией, она часто подчеркивала мрачное. [65] Герта Файст (1896–1990), также родом из Германии, была танцовщицей и хореографом-экспрессионистом. Она основала собственную школу в Берлине, сочетая гимнастику с нудизмом и танцами, хотя позже ее амбиции были серьезно ограничены нацистами. [66] (1902–1993) , также соратница Вигмана, Грет Палукка открыла свои собственные школы в Германии в 1920-х и 1930-х годах, но позже они были закрыты из-за ее еврейского происхождения. [67] Одна из ее учениц, Доре Хойер (1911–1967), которая также была соратницей Мэри Вигман, перед Второй мировой войной разработала свои собственные программы в Германии, Нидерландах, Дании и Швеции. После войны она стала руководителем балета Гамбургской государственной оперы . [68]
- Мэри Вигман (1959)
- Грет Палукка (1930-е)
Танец живота
[ редактировать ]Хотя танец живота, по всей видимости, зародился в далеком прошлом, в Европе и Северной Америке он появился в конце 19 века. Некоторые египетские киноактрисы исполняли танец живота в мюзиклах 1930-х и 1940-х годов. [69] Среди первых звезд были Тахия Кариока (1919–1999), Самия Гамаль (1924–1994) и Нелли Мазлум (1929–2003). [70] С 1960-х годов танец живота становился все более популярным в Соединенных Штатах, среди таких звезд, как Далила (1936–2001), Далена и Серена (1933–2007). [71]
- Египетская танцовщица живота, Всемирная выставка в Чикаго (1893 г.)
- Тахия Кариока (1920)
- Далила (1963)
- Ранда Камель, Каир (2007)
- Рэйчел Брайс , Ренн (2012)
Кабаре
[ редактировать ]Женщины начали петь и танцевать в кабаре Парижа в 1890-х годах, подчеркивая женское тело соблазнительными движениями, подчеркивающими грудь и бедра. Большинство из них не имели формального образования, за исключением Клео де Мерод (1875–1966), которая покинула Парижскую оперу, чтобы выступить в Фоли Бержер . [72] Главным хореографом была уроженка Алжира Марикита (1830–1922), которая стала руководителем балета в Фоли Бержер и Комической опере . Среди звезд того периода были испанская красавица Отеро из Галисии под руководством Шарля Франкони , получившая известность в Цирке д'Эте в 1890 году. [73] Эмильен д'Алансон (1869–1946), танцевавшая в Фоли Бержер, и уроженка Голландии Мата Хари (1876–1917), которая с 1905 года прославилась своим храмовым танцем в индонезийском стиле сначала в Париже, а затем в других европейских столицах. [72] [74] Ла Гулю (1866–1929) запомнился тем, что танцевал канкан в Мулен Руж в 1890-х годах. [75]
- Маркита и Эмильен д'Алансон (1893)
- Клео де Мерод (ок. 1897 г.)
- Ла Красавица Отеро (ок. 1905 г.)
- Мата Хари (1906)
- Ла Гулю (ок. 1890 г.)
Афро-американский танец
[ редактировать ]До Второй мировой войны расизм сильно влиял на танец. В это время у них были социальные танцы, такие как свинг , джиттербаг и линди-хоп , которые чернокожие люди создали, чтобы доставить удовольствие богатым белым людям. Танец был терапией или наркотиком, потому что во время Великой депрессии для них это был способ обрести счастье, танцы объединяли расы, и даже простое наблюдение за ним заставляло людей чувствовать себя лучше по поводу того, через что они уже прошли. После Второй мировой войны танец превратился в то, чему каждый мог легко научиться, даже если он только начинал. Это становилось все более похожим на уличный социальный танец, которым мог наслаждаться каждый, и хотя расизм все еще существовал, но по-разному, танец был способом наслаждаться жизнью и новым способом развлечения. Другие танцы, такие как Чарльстон , Паттин Джуба , Джайв , Отшлепай ребенка и Буги-бэк, стали основными танцевальными направлениями для чернокожего сообщества и многих других танцевальных и социальных танцевальных сообществ. Эти танцевальные стили заложили основы современной джазовой техники. .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Египетский танец и музыка» . Кибуц Решафим . Проверено 4 апреля 2014 г.
- ^ Патрисия Спенсер. «Женский танец в Древнем Египте» (PDF) . Общество Ракс Шарди . Проверено 4 апреля 2014 г.
- ^ «Предыстория и археология» . Национальный музей, Джанпат, Нью-Дели. Архивировано из оригинала 6 января 2019 года . Проверено 4 апреля 2014 г.
- ^ Элизабет Гуэ. «Основные тенденции в танце» (PDF) (на французском языке). Академия Бордо . Проверено 2 апреля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с Мишель Ландри. «Танец сквозь века» (на французском языке). CÉGEP du Vieux Montréal . Проверено 2 апреля 2014 г.
- ^ «Танец в классической Греции» . Британская энциклопедия . Проверено 6 апреля 2014 г.
- ^ Калам, Клод (1 января 2001 г.). Хоры молодых женщин в Древней Греции: их морфология, религиозная роль и социальные функции . Роуман и Литтлфилд. стр. 35–. ISBN 978-0-7425-1525-3 .
- ^ «Терпсихира» . Британская энциклопедия . Проверено 6 апреля 2014 г.
- ^ «История танца: танец и музыка» . Мир истории . Проверено 4 апреля 2014 г.
- ^ Эдвард И. Блейберг, изд. (2005). «Женщины в древней музыке: искусство и гуманитарные науки разных эпох» . Гейл: Студенческие ресурсы в контексте . Проверено 6 апреля 2014 г.
- ^ Кэрол Мейерс. «Танцующие женщины с ручными барабанами: Библия» . Еврейский женский архив . Проверено 4 апреля 2014 г.
- ^ «1 Царств 18:6» . Библейский хаб . Проверено 8 апреля 2014 г.
- ^ «Иоанн Креститель обезглавлен, Матфея 14-14» . Библейский шлюз . Проверено 6 апреля 2014 г.
- ^ Зехоу Ли (2009). Китайская эстетическая традиция . перевод Майи Белл Самей. Издательство Гавайского университета. п. 5. ISBN 978-0824833077 .
- ^ Ранняя история китайского театра . Театральная академия Хельсинки. ISBN 978-952-9765-56-0 . Архивировано из оригинала 21 октября 2017 года . Проверено 6 апреля 2014 г.
- ^ Ярон Марголин. «Танцевальная история Китая» . Израильский танец . Проверено 6 апреля 2014 г.
- ^ Ведьмак, Энн (15 октября 2019 г.). «Танцующий современный Китай» . сайт Modernismmodernity.org . Проверено 20 февраля 2022 г.
- ^ Сяо, Хуан (27 декабря 2021 г.). «У истоков экранного танца в Китае: представлений ( сян трансформация 象) и художественных ( син 形) форм» . Танец и исследования: Лаборатория исследований, сочинений, видений (на итальянском языке). Священные Писания (13). дои : 10.6092/issn.2036-1599/14130 . Проверено 20 февраля 2022 г.
- ^ «История гейш, часть первая: 1100–1750 гг.» . Бессмертная гейша . Проверено 9 апреля 2014 г.
- ^ «Танцы Средневековья и Возрождения» (на французском языке). Ла Маротт . Проверено 6 апреля 2014 г.
- ^ Маллалли, Роберт (2011). Кэрол: исследование средневекового танца . Фарнем, Суррей, Англия: Эшгейт. стр. 41–50. ISBN 978-1-4094-1248-9 .
- ^ Карозо, Фабрицио (1995). Куртуазный танец эпохи Возрождения: новый перевод и издание Nobiltà Di Dame (1600) . Публикации Courier Dover. стр. 43–. ISBN 978-0-486-28619-8 .
- ^ «Об искусстве танца и руководстве танцами » . pbm.com Проверено 8 апреля 2014 г.
- ^ «История балета» . Северо-Восточный университет . Проверено 8 апреля 2014 г.
- ^ «Ла Фонтен» . Британская энциклопедия . Проверено 9 апреля 2014 г.
- ^ «Мадемуазель де Лафонтен» . Оксфордский справочник . Проверено 9 апреля 2014 г.
- ^ «Мария-Тереза Сублиньи» . Оксфордский справочник . Проверено 9 апреля 2014 г.
- ^ «Триумф любви» (на французском языке). Журнал оперы барокко. Архивировано из оригинала 1 марта 2014 года . Проверено 9 апреля 2014 г.
- ^ «Франсуаза Прево» . Британская энциклопедия . Проверено 9 апреля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Брукс, Линн (2007). Женская работа: танцы в Европе до 1800 года . Университет Висконсин Пресс. стр. 131–. ISBN 978-0-299-22530-8 .
- ^ Грескович, Роберт (2005). Балет 101: Полное руководство по изучению балета и любви к нему . Корпорация Хэла Леонарда. стр. 19–. ISBN 978-0-87910-325-5 .
- ^ «Мари Камарго» . Британская энциклопедия . Проверено 9 апреля 2014 г.
- ^ Кассинг, Гейл (2007). История танца: подход к интерактивному искусству . Кинетика человека. стр. 113–. ISBN 978-0-7360-6035-6 .
- ^ «Танцовщица: эволюция и революция: 1700–1750 годы: первые танцовщицы в Опере» (на французском языке). Гора Холиок . Проверено 10 апреля 2014 г.
- ^ Гарфанкель, Труди (2002). На крыльях радости . Электронные чтения/Электронные права. стр. 20–. ISBN 978-0-7592-2862-7 .
- ^ «Танцор: эволюция и революция: 1750–1830 годы» (на французском языке). Гора Холиок . Проверено 11 апреля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Романтический балет» . Музей Виктории и Альберта. 14 ноября 2012 года . Проверено 16 апреля 2014 г.
- ^ «Танцор: эволюция и революция: 1830–1848 годы: романтический танец» (на французском языке). Гора Холиок . Проверено 16 апреля 2014 г.
- ^ «Вирджиния Зукки» . Оксфордский индекс . Проверено 17 апреля 2014 г.
- ^ «Пьерина Леньяни» . Оксфордский справочник . Проверено 17 апреля 2014 г.
- ^ «Карлотта Брианца» . Оксфордский индекс . Проверено 17 апреля 2014 г.
- ^ Праа, Пегги Ван; Бринсон, Питер (1963). Хореографическое искусство: очерк его принципов и ремесла . Кнопф.
- ^ Кирсти Брюэр (13 октября 2010 г.). «Золотой век Русского балета Дягилева ослепляет Лондон выставкой Виктории и Альберта» . Культура24 . Проверено 23 апреля 2014 г.
- ^ «Легендарная Анна Павлова» . История русского балета . Проверено 23 апреля 2014 г.
- ^ «Танцоры Дягилева» . История русского балета . Проверено 23 апреля 2014 г.
- ^ «Ольга Спесивцева» (на французском языке). Звезды Парижской оперы . Проверено 23 апреля 2014 г.
- ^ «Создание британского балета» . Виктория и Альберта . Проверено 23 апреля 2014 г.
- ^ «Рудольф Нуреев и Марго Фонтейн, идеальное партнерство» . Фонд Рудольфа Нуреева . Проверено 23 апреля 2014 г.
- ^ Джек Андерсон (12 апреля 2013 г.). «Мария Таллчиф, блистательная балерина и муза Баланчина, умерла в возрасте 88 лет» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 24 апреля 2014 г.
- ^ Анна Киссельгофф (19 января 1986 г.). «Взгляд на танец: Люсия Чейз помогла создать тот балетный мир, который мы знаем» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 24 апреля 2014 г.
- ^ «Гелси Киркланд» . Биография.com . Проверено 24 апреля 2014 г.
- ^ «Биография Сюзанны Фаррелл» . Академия достижений . Проверено 24 апреля 2014 г.
- ^ «Танцевальные формы: Введение» . ArtsAlive.ca . Проверено 17 апреля 2014 г.
- ^ «Фламенко: Эволюция. Герметическая сцена. Первые певцы» (на испанском языке). Андалусия.org . Проверено 18 апреля 2014 г.
- ^ «Ла Макаррона» (на испанском языке). Новости и развлечения . Проверено 18 апреля 2014 г.
- ^ «Лола Флорес» . Андалусия.com. 12 февраля 2014 года . Проверено 18 апреля 2014 г.
- ^ «Анжелита Варгас» (на французском языке). Апсара Фламенко . Проверено 18 апреля 2014 г.
- ^ «Лой Фуллер» . Танец: Национальный центр искусств . Проверено 18 апреля 2014 г.
- ^ «Начало современного танца» . Колледж Майами Дейд . Проверено 18 апреля 2014 г.
- ^ «Рут Сен-Дени (1879–1968): божественная танцовщица Америки» (PDF) . Коалиция танцевального наследия . Проверено 18 апреля 2014 г.
- ^ «Марта Грэм» . Оксфордский справочник . Проверено 20 апреля 2014 г.
- ^ Хендерсон, лол; Стейси, Ли (2014). Энциклопедия музыки ХХ века . Рутледж. стр. 41–. ISBN 978-1-135-92946-6 .
- ^ Полина Тиш. «Хелен Тамарис» . Еврейский женский архив . Проверено 20 апреля 2014 г.
- ^ Дженнифер Даннинг (4 ноября 1992 г.). «Ханя Холм умерла в 99 лет; влиятельный хореограф» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 20 апреля 2014 г.
- ^ «Экспрессионистский танец: Мэри Вигман» . Танец двадцатого века . Проверено 18 апреля 2014 г.
- ^ Франк-Мануэль Петер . «Фейст» (на немецком языке). СК Фонд Культуры . Проверено 19 февраля 2014 г.
- ^ «Грет Палукка» (на немецком языке). Академия художеств . Проверено 19 апреля 2014 г.
- ^ «Доре Хойер (1911–1967)» (на немецком языке). СК Фонд Культуры . Проверено 19 апреля 2014 г.
- ^ «Раскрытие танца живота: краткая история» . Aleenah.com . Проверено 20 апреля 2014 г.
- ^ Хаммонд, Эндрю (2007). Популярная культура в арабском мире: искусство, политика и средства массовой информации . Американский университет в Каире Press. стр. 192–. ISBN 978-977-416-054-7 .
- ^ Хелен Уолди. «История танца живота ~ Американская одессе: история современного танца живота в США» . ИАМЕД . Проверено 20 апреля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Танцор: эволюция и революция: годы с 1890 по 1914 год: прекрасная эпоха» . Гора Холиок . Проверено 21 апреля 2014 г.
- ^ «Прекрасная Отеро, эмблема Прекрасной эпохи» (на французском языке). История через образы . Проверено 21 апреля 2014 г.
- ^ «Мата Хари: шпионка, танцовщица (1876–1917)» . био . Проверено 22 апреля 2014 г.
- ^ «Вебер Луиза, известная как Ла Гулю (1866–1929)» (на французском языке). Друзья и поклонники Пер-Лашез. Архивировано из оригинала 12 августа 2014 года . Проверено 22 апреля 2014 г.
Литература
[ редактировать ]- Брукс, Линн (2007). Женская работа: танцы в Европе до 1800 года . Университет Висконсин Пресс. ISBN 978-0-299-22530-8 .
- Калам, Клод (2001). Хоры молодых женщин в Древней Греции: их морфология, религиозная роль и социальные функции . Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-0-7425-1525-3 .
- Дринкер, Софи (1995). Музыка и женщины: история женщин в их отношении к музыке . Феминистская пресса в CUNY. ISBN 978-1-55861-116-0 .
- Гость, Айвор (1976). Балет Парижской оперы: три столетия истории и традиций . Национальный оперный театр.
- Лехова, Ирена (2012). Древнеегипетские танцы . Публикации Courier Dover. ISBN 978-0-486-14870-0 .
- Варадпанде, Манохар Лаксман (2006). Женщина в индийской скульптуре . Публикации Абхинава. ISBN 978-81-7017-474-5 .