Танцевальная мания

Танцевальная мания (также известная как танцевальная чума , хореомания , танец Святого Иоанна , тарантизм и танец Святого Витта ) — социальное явление , которое, возможно, имело биологические причины и возникло в основном в материковой Европе между 14 и 17 веками. В нем участвовали беспорядочно танцующие группы людей, иногда тысячи одновременно. Мания . затрагивала взрослых и детей, которые танцевали до тех пор, пока, как утверждается, не падали в обморок от истощения и травм, а иногда и умирали Одна из первых крупных вспышек произошла в Аахене , в Священной Римской империи (на территории современной Германии ), в 1374 году и быстро распространилась по всей Европе; одна особенно заметная вспышка произошла в Страсбурге в 1518 году в Эльзасе , также в Священной Римской империи (ныне на территории современной Франции).
Танцевальная мания, затронувшая тысячи людей на протяжении нескольких столетий, не была изолированным явлением и хорошо документирована в современных отчетах. Тем не менее, это было плохо изучено, и средства правовой защиты были основаны на догадках. Часто музыканты аккомпанировали танцорам из-за веры в то, что музыка излечит манию, но эта тактика иногда давала обратный эффект, побуждая присоединиться больше людей. Среди современных ученых нет единого мнения относительно причины танцевальной мании. [1] Несколько предложенных теорий варьируются от религиозных культов, стоящих за процессиями, до людей, танцующих, чтобы снять стресс и выбросить из головы бедность того периода. Предполагается, что это было массовое психогенное заболевание , при котором наблюдаются физические симптомы без известной физической причины, поражающие группу людей как форма социального влияния. [1]
Определение
[ редактировать ]«Танцевальная мания» происходит от термина «хореомания», греческого choros (танец) и mania (безумие). [2] : 133–134 [3] и также известен как «танцующая чума». [4] : 125 Этот термин был введен Парацельсом . [4] : 126 и изначально это состояние считалось проклятием, посланным святым, [5] обычно Иоанн Креститель [6] : 32 или Святой Вит , и поэтому был известен как «Танец Святого Витта» или «Танец Святого Иоанна». Жертвы танцевальной мании часто заканчивали свои шествия в местах, посвященных этому святому. [2] : 136 кому молились, чтобы прекратить танцы; [4] : 126 инциденты часто происходили во время праздника святого Витта. [7] : 201
В 17 веке «Пляске Святого Витта» был поставлен диагноз « Хорея Сиденгама» . [8] Танцевальную манию еще называют эпидемической хореей. [4] : 125 и эпидемические танцы. [5] Заболевание нервной системы хорея характеризуется симптомами, напоминающими танцевальную манию. [2] : 134 которое также довольно неубедительно считается формой эпилепсии . [6] : 32
Другие ученые описали танцевальную манию как «коллективное психическое расстройство», «коллективное истерическое расстройство» и «массовое безумие». [2] : 136
Вспышки
[ редактировать ]Самая ранняя известная вспышка танцевальной мании произошла в VII веке. [9] Один из самых ранних известных инцидентов произошел где-то в 1020-х годах в Бернбурге , где 18 крестьян начали петь и танцевать вокруг церкви, нарушив рождественскую службу. [7] : 202
Дальнейшие вспышки произошли в 13 веке, в том числе в 1237 году, когда большая группа детей путешествовала из Эрфурта в Арнштадт (около 20 км (12 миль)), всю дорогу прыгая и танцуя. [7] : 201 в заметном сходстве с легендой о Гамельновском крысолове , легендой, возникшей примерно в то же время. [9] В другом инциденте, произошедшем в 1278 году, около 200 человек танцевали на мосту через реку Маас, что привело к его обрушению. Многие из выживших были полностью выздоровели в близлежащей часовне, посвященной Святому Виту. [2] : 134 Первая крупная вспышка мании произошла между 1373 и 1374 годами, инциденты были зарегистрированы в Англии, Германии и Нидерландах . [6] : 33
24 июня 1374 года в Аахене началась одна из крупнейших вспышек . [4] : 126 прежде чем распространиться на другие места, такие как Кельн , Фландрия , Франкония , Эно , Мец , Страсбург , Тонгерен , Утрехт , [6] : 33 а также регионы и страны, такие как Италия и Люксембург . Дальнейшие эпизоды произошли в 1375 и 1376 годах, с инцидентами во Франции, Германии и Нидерландах. [2] : 138 а в 1381 году произошла вспышка в Аугсбурге . [6] : 33 Дальнейшие инциденты произошли в 1418 году в Страсбурге, где люди голодали несколько дней, и вспышка, возможно, была вызвана истощением. [2] : 137 Во время другой вспышки, в 1428 году в Шаффхаузене , монах танцевал до смерти, и в том же году группа женщин в Цюрихе , как сообщается, была в танцевальном безумии.
Другая из наиболее масштабных вспышек произошла в июле 1518 года в Страсбурге (см. Танцующая чума 1518 года ), где женщина начала танцевать на улице, и к ней присоединилось от 50 до 400 человек. [6] : 33 Дальнейшие инциденты произошли в 16 веке, когда мания достигла своего пика: в 1536 году в Базеле с участием группы детей; и в 1551 году в Ангальте , в котором участвовал всего один человек. [6] : 37 В 17 веке случаи повторяющихся танцев были зафиксированы профессором медицины Грегором Хорстом, который отметил:
Несколько женщин, ежегодно посещающих часовню Святого Вита в Дрефельхаузене... безумно танцуют весь день и всю ночь, пока не падают в экстазе. Таким образом, они снова приходят в себя и почти ничего не чувствуют до следующего мая, когда их снова... заставляют около Дня Святого Вита отправиться в это место... Говорят, что одна из этих женщин танцевать каждый год в течение последних двадцати лет, а другой — в течение полных тридцати двух лет. [6] : 39
По словам Джона Уоллера, хотя были зарегистрированы многочисленные инциденты, наиболее задокументированными случаями являются вспышки 1374 и 1518 годов, о которых имеется множество современных свидетельств. [5]
Характеристики
[ редактировать ]Вспышки танцевальной мании были разнообразны, и было зафиксировано несколько ее характеристик. Обычно это происходит в трудные времена. [2] : 136 до десятков тысяч человек, казалось бы, танцевали часами, [2] : 133 [10] дни, недели и даже месяцы. [2] : 132 [5]
В современной литературе женщины часто изображаются как обычные участники танцевальной мании, хотя современные источники предполагают иное. [2] : 139 Также обсуждается, были ли танцы спонтанными или организованным мероприятием. [2] : 138 Однако несомненно то, что танцоры, казалось, находились в бессознательном состоянии. [7] : 201 и неспособны контролировать себя. [2] : 136
В своем исследовании социальных явлений автор Роберт Бартоломью отмечает, что современные источники сообщают, что участники часто не проживали там, где происходили танцы. Такие люди путешествовали с места на место, и по пути к ним присоединялись другие. С собой они принесли обычаи и поведение, чуждые местному населению. [2] : 137 Варфоломей описывает, как танцоры носили «странные, красочные одежды» и «держали деревянные палки». [2] : 132
Роберт Маркс в своем исследовании гипноза отмечает, что некоторые украшали волосы гирляндами . [7] : 201 Однако не все вспышки были связаны с иностранцами, и не все они были особенно спокойными. Варфоломей отмечает, что некоторые «разгуливали обнаженными». [2] : 132 и делал «непристойные жесты». [2] : 133 Некоторые даже имели половой акт. [2] : 136 Другие вели себя как животные, [2] : 133 и прыгнул, [6] : 32 прыгал и прыгал. [6] : 33
Они едва остановились, [10] а некоторые танцевали до тех пор, пока не сломали себе ребра и впоследствии не умерли. [6] : 32 Повсюду танцоры кричали, смеялись или плакали: [2] : 132 и некоторые пели. [11] : 60 Варфоломей также отмечает, что наблюдатели танцевальной мании иногда подвергались жестокому обращению, если они отказывались присоединиться. [2] : 139 Участники продемонстрировали странную реакцию на красный цвет; в «Истории безумия в Германии шестнадцатого века » Мидельфорт отмечает, что они «вообще не могли воспринимать красный цвет». [6] : 32 и Варфоломей сообщает: «Говорили, что танцоры терпеть не могли… красный цвет и часто впадали в ярость, увидев [его]».
Варфоломей также отмечает, что танцоры «терпеть не могли остроконечные туфли» и что танцорам нравилось, когда их били по ногам. [2] : 133 На протяжении всего периода танцевальной мании страдали от различных недугов, включая боли в груди, судороги, галлюцинации, гипервентиляцию, [2] : 136 эпилептические припадки, [4] : 126 и видения. [12] : 71 В конце концов большинство просто падали вниз, охваченные усталостью. [4] : 126 Однако Мидельфорт описывает, как некоторые из них впадали в состояние экстаза. [6] : 39 Как правило, мания была заразной, но она часто поражала небольшие группы, например семьи и отдельных лиц. [6] : 37–38
Тарантизм
[ редактировать ]В Италии подобным явлением был тарантизм , при котором жертвы, как говорили, были отравлены тарантулом или скорпионом . Самая ранняя известная вспышка заболевания произошла в 13 веке, и единственным известным противоядием был танец под определенную музыку, чтобы отделить яд от крови. [2] : 133 Это произошло только в летние месяцы. Как и в случае с танцевальной манией, люди внезапно начинали танцевать, иногда под влиянием предполагаемого укуса или укуса, и к ним присоединялись другие, которые считали, что яд от их собственных старых укусов реактивируется под действием тепла или музыки. [2] : 134 Танцоры исполняли тарантеллу под музыку, которая в конечном итоге «вылечивала» жертву, по крайней мере временно. [2] : 135
Некоторые участвовали в дальнейших действиях, например, связывали себя виноградными лозами и били друг друга, изображали бой на мечах, пили большое количество вина и прыгали в море. У больных обычно наблюдались симптомы, напоминающие танцевальную манию, такие как головные боли, дрожь, подергивания и видения. [2] : 134
Как и в случае с танцевальной манией, участникам явно не понравился черный цвет. [2] : 133 Сообщалось, что больше всего пострадали женщины. [2] : 136 В отличие от танцевальной мании, тарантизм был ограничен Италией и Южной Европой . Это было обычным явлением до 17 века, но внезапно прекратилось, и вплоть до 1959 года в Италии были лишь очень небольшие вспышки. [2] : 134
Исследование этого явления, проведенное в 1959 году профессором истории религии Эрнесто де Мартино, показало, что большинство случаев тарантизма, вероятно, не были связаны с укусами пауков. Многие участники признались, что их не кусал, но считали, что они были заражены кем-то, кто был укушен, или что они просто прикоснулись к пауку. Результатом стала массовая паника с «лекарством», позволяющим людям вести себя так, как это обычно было запрещено в то время. [2] : 135 Несмотря на различия, тарантизм и танцевальная мания часто считаются синонимами. [2] : 134
Реакции
[ редактировать ]
Поскольку истинная причина танцевальной мании была неизвестна, многие методы ее лечения были просто обнадеживающими догадками, хотя в некоторых случаях они были эффективными. Вспышка 1374 года произошла всего через несколько десятилетий после Черной смерти , и ее лечили аналогичным образом: танцоров изолировали, а некоторых изгоняли . [12] : 70 Люди верили, что танцы — это проклятие, наведенное святым Витом ; [10] они ответили молитвой [4] : 126 и совершая паломничества к местам, посвященным святому Виту. [6] : 34
Также возносились молитвы Святому Иоанну Крестителю , который, по мнению некоторых, также стал причиной танцев. [6] : 32 Другие утверждали, что ими одержимы демоны, [2] : 136 или Сатана , [10] поэтому экзорцизмы . над танцорами часто проводили [11] : 60 Варфоломей отмечает, что, пока участники танцевали, часто играла музыка, поскольку это считалось эффективным средством лечения. [2] : 136 а во время некоторых вспышек болезни даже нанимали музыкантов. [2] : 139 Однако Мидельфорт описывает, как музыка побуждала других присоединиться к ним и, таким образом, фактически ухудшала ситуацию, как и танцевальные площадки, которые иногда открывались. [6] : 35
Теории
[ редактировать ]Было предложено множество гипотез о причинах танцевальной мании, и остается неясным, было ли это реальной болезнью или социальным явлением. Одна из наиболее известных теорий заключается в том, что жертвы пострадали от отравления спорыньей , которое было известно как огонь Святого Антония в средние века . Во время наводнений и влажных периодов спорынья могла расти и поражать рожь и другие культуры. Некоторые историки связывают отравление спорыньей с такими явлениями, как танцующая чума в период позднего средневековья и эпохи Возрождения, и даже с истерией Салемских ведьм , как предполагает Оливер Сакс . [13] Эрготизм может вызывать галлюцинации и судороги, но не может объяснить другое странное поведение, которое чаще всего ассоциируется с танцевальной манией. [2] : 140 [4] : 126 [6] : 43 [10]
Другие теории предполагают, что симптомы были похожи на энцефалит , эпилепсию и тиф , но, как и в случае с эрготизмом, эти состояния не могут объяснить все симптомы. [4] : 126
Многочисленные источники обсуждают, что танцевальная мания и тарантизм могли быть просто результатом стресса и напряжения, вызванных стихийными бедствиями того времени. [6] : 43 такие как эпидемии и наводнения. [12] : 72 Повторяющиеся волны Черной смерти и других стихийных бедствий в сочетании с зарождением Реформации создали большую неопределенность и вызовы для народов Европы в этот период времени. [14]
Хетерингтон и Манро описывают танцевальную манию как результат «общего стресса»; [12] : 73 люди, возможно, танцевали, чтобы избавиться от стресса и бедности дня, [12] : 72 и при этом пытался впасть в экстаз и увидеть видения. [15]
По мнению Деборы Хайд , значительную роль сыграло стихийное распространение этого явления через социальные сети: «Трудно отрицать, что танцевальная мания была отмечена социальным заражением, усугубляемым стрессом. Вспышки происходили вдоль торговых путей или повторялись в тех же районах – где Другими словами, люди знали этот формат, и их убеждения и поведение могут распространяться точно так же, как патогены». [14]
Другая популярная теория заключается в том, что все вспышки были инсценированы. [12] : 71 и появление странного поведения было связано с его непривычностью. [2] : 137 Религиозные культы, возможно, разыгрывали хорошо организованные танцы в соответствии с древнегреческими и римскими ритуалами. [2] : 136 [2] : 137 Несмотря на то, что в то время эти ритуалы были запрещены, эти ритуалы могли проводиться под видом неконтролируемой танцевальной мании. [2] : 140 Юстус Хекер практика, известная как «возжжение Нодфира » , писатель-медик XIX века, описал это как своего рода фестиваль, на котором проводилась . Это включало прыжки через огонь и дым в попытке предотвратить болезнь. Варфоломей отмечает, что участники этого ритуала часто продолжали прыгать и прыгать еще долго после того, как пламя погасло. [2] : 139
Несомненно, многие участники танцевальной мании были психически неуравновешены, [2] : 136 но также вероятно, что некоторые приняли участие из страха, [10] или просто хотел скопировать всех остальных. [6] : 43 Источники сходятся во мнении, что танцевальная мания была одной из самых ранних зарегистрированных форм массовой истерии . [2] : 135 [12] : 73 и описать это как «психическую эпидемию» с многочисленными объяснениями, которые могли бы объяснить поведение танцоров. [6] : 43 Было высказано предположение, что вспышки могли быть вызваны культурным заражением , вызванным в периоды особых трудностей глубоко укоренившимися народными представлениями в регионе о злых духах, способных наложить «танцующее проклятие», чтобы наказать своих жертв. [5]
См. также
[ редактировать ]- Танцевальный марафон
- Ээ джа най ка , культурная практика Японии XIX века, имеющая некоторое сходство.
- Флешмобы иногда собираются вместе, чтобы потанцевать.
- Менады , несколько похожая религиозная практика в Древней Греции.
- Социальная зараза
- Танцевальная мания, эпидемия средневековья 1832 года» Книга «
- Танцующая чума 1518 года.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Сируа, Ф. (1982). «Перспективы эпидемической истерии». В Коллигане, MJ; Пеннебейкер, JW ; Мерфи, Л.Р. (ред.). Массовые психогенные заболевания: социально-психологический анализ . Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум . стр. 217–236. ISBN 0-89859-160-0 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак Варфоломей, Роберт Э. (2001). Маленькие зеленые человечки, мяукающие монахини и паника, охотящаяся за головами . МакФарланд . ISBN 978-0-7864-0997-6 .
- ^ χορός , μανία . Лидделл, Генри Джордж ; Скотт, Роберт ; Греко-английский лексикон в проекте «Персей» .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Дирк Блом, январь (2009). Словарь галлюцинаций . Спрингер. ISBN 978-1-4419-1222-0 .
- ^ Jump up to: а б с д и Уоллер Дж. (февраль 2009 г.). «Забытая чума: смысл танцевальной мании» . Ланцет . 373 (9664): 624–625. дои : 10.1016/S0140-6736(09)60386-X . ПМИД 19238695 . S2CID 35094677 . Архивировано из оригинала 8 ноября 2014 года . Проверено 4 сентября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Мидельфорт, ХК Эрик (2000). История безумия в Германии шестнадцатого века . Издательство Стэнфордского университета . ISBN 978-0-8047-4169-9 .
- ^ Jump up to: а б с д и Маркс, Роберт В. (2005). История гипноза . Издательство Кессинджер . ISBN 978-1-4191-5424-9 .
- ^ «Информационная страница NINDS Сиденхемской хореи» . Национальный институт неврологических расстройств и инсульта . США: Национальные институты здравоохранения . Проверено 4 сентября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Шуллиан, DM (1977). «Танцующие паломники в Мюлебеке». Журнал истории медицины и смежных наук . 32 (3). Издательство Оксфордского университета : 315–319. дои : 10.1093/jhmas/xxxii.3.315 . ПМИД 326865 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Уоллер, Джон (июль 2009 г.). «Танцующие чумы и массовая истерия» . Психолог . 22 (7). Великобритания: Британское психологическое общество : 644–647. Архивировано из оригинала 8 июля 2015 года.
- ^ Jump up to: а б Вилье, Гастон (2004). История танца с древнейших времен до наших дней . Издательство Кессинджер. ISBN 978-0-7661-8166-3 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Хетерингтон, Кевин; Манро, Роллан (1997). Идеи различия . Уайли-Блэквелл . ISBN 978-0-631-20768-9 .
- ^ Скаличка-Возняк, Кристина; Герч, Юрг (2020). «Антипсихотические натуральные продукты». Годовые отчеты по медицинской химии . Том. 55. Эльзевир . стр. 481–515. дои : 10.1016/bs.armc.2020.03.004 . ISBN 978-0-12-821019-2 . ISSN 0065-7743 .
- ^ Jump up to: а б Хайд, Дебора (22 апреля 2022 г.). «Библиотека паранормальных изображений Хилари Эванс: Мы можем танцевать, если захотим» . Скептик . Архивировано из оригинала 30 января 2024 года . Проверено 30 января 2024 г.
- ^ Фельдман, Марк Д.; Фельдман, Жаклин М.; Смит, Роксенна (1998). Страннее вымысла: когда наш разум предает нас . Американская психиатрическая пресса. п. 191. ИСБН 978-0-88048-930-0 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Танцующая мания , Лия Эстерианна и Ричард Бедный из Эли
- Варфоломей Р.Э. (май 1994 г.). «Тарантизм, танцевальная мания и демонопатия: антропополитические аспекты «массового психогенного заболевания» ». Психол Мед . 24 (2): 281–306. дои : 10.1017/S0033291700027288 . ПМИД 8084927 . S2CID 13090774 .
- Дональдсон Л.Дж., Кавана Дж., Рэнкин Дж. (июль 1997 г.). «Танцующая чума: загадка общественного здравоохранения». Общественное здравоохранение . 111 (4): 201–204. дои : 10.1016/S0033-3506(97)00034-6 . ПМИД 9242030 .
- Хименес-Рольдан С., Обер Г. (июнь 2007 г.). «Истерическая хорея: отчет о вспышке и документация фильма Артура Ван Гехучтена (1861–1914)». Двигательные расстройства . 22 (8): 1071–1076. дои : 10.1002/mds.21293 . ПМИД 17230482 . S2CID 23556702 .
- Хеккер, Юстус (1859). Танцевальная мания Средневековья .
- Хекер, JFC (Юстус Фридрих Карл) (1888). Морли, Генри (ред.). Черная смерть и танцевальная мания . Перевод Бабингтона, Б.Г. (Бенджамин Гай) . Библиотека Центра медицинских наук Вудраффа, Университет Эмори. Касселл и компания . стр. 105–192. OCLC 00338041 .
- Крэк П. (декабрь 1999 г.). «Реликты танцевальной мании: танцевальное шествие Эхтернаха». Неврология . 53 (9): 2169–2172. дои : 10.1212/wnl.53.9.2169 . ПМИД 10599799 . S2CID 36892826 .
- Окунь М.С., Томми Н. (июль 2004 г.). «Америко Негретт (1924–2003): Диагностика болезни Хантингтона в Венесуэле». Неврология . 63 (2): 340–343. дои : 10.1212/01.wnl.0000129827.16522.78 . ПМИД 15277631 . S2CID 24618596 .
- Уоллер, Джон (2008). Время танцевать, время умирать . Книги с иконками . ISBN 978-1-84831-021-6 .
- Уоллер, Джон (12 сентября 2008 г.). «Танцующая смерть» . Би-би-си.
- Уоллер, Джон (18 сентября 2008 г.). «Падение вниз» . Хранитель .
- Дэвидсон, Эндрю (1867). «Хореомания: исторический очерк» (PDF) . Оливер и Бойд. Архивировано из оригинала (PDF) 1 апреля 2019 года . Проверено 25 января 2014 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с танцевальной манией , на Викискладе?
Аудиокнига «Танцевальная мания», общедоступная, на LibriVox
- 1374 заведения в Европе
- Заведения 1370-х годов в Священной Римской империи
- Разрушения 17-го века в Европе
- Болезни неизвестной причины
- Танец и здоровье
- История психического здоровья
- танец эпохи Возрождения
- Массовое психогенное заболевание
- Средневековые события
- Средневековые катастрофы для здоровья
- Катастрофы в области здравоохранения в Германии
- Танец в Европе
- Мания
- История Ахена