Jump to content

Белорусский народный танец

« Крыжачок ». С белорусской марки (2000 г.)
« Лявониха ». Белорусская марка (2001 г.)

Belarusian folk dance ( Belarusian : Беларускі народны танец ) is a Belarusian folk dance art, presented in the form of folk domestic or staged scenic dance. [1] [2] История Беларуси и усилия по сохранению белорусских традиций сформировали современные танцы, в которых есть много древних и архаичных элементов. [3] Эти танцы начали формироваться в 14 веке и возникли из восточнославянских обрядов. В середине 19 века традиционные народные танцы стали сливаться с кадрилями и польками Западной Европы .

Белорусские народные танцы делятся на три группы: иллюстративные, игровые и орнаментальные. Белорусский хореограф Лариса Алексютович подразделяет белорусские танцы на следующие жанры:

  • «настоящие» танцы (традиционные танцы, кадрили, польки)
  • народные танцы
  • хороводы
  • игры в форме танца [3]

Понятие «белорусский народный танец» включает в себя три компонента:

  • аутентичный танец, исполняемый в повседневной жизни
  • постановочный народный танец
  • этнический танец [4]

Основные характеристики белорусского танца возникли одновременно с формированием Беларуси и ее культуры в XIV-XVI веках, корни которой уходят в древнерусскую культуру. В этих танцах проявились эмоции, чувства и индивидуальность белорусского народа. [3]

Игнат Буйницкий

Долгое время белорусский танец был малоизвестен даже в Беларуси и редко можно было увидеть за пределами небольших деревень. Игнат Буйницкий ( белор . Ігнат Буйницкі , также иногда пишется Игнатий Буйницкий) популяризировал белорусские народные танцы как на белорусской, так и на зарубежной сцене с созданием Белорусского национального театра в 1907 году. Буйницкий работал там как режиссер, актер и танцор. На концертах прозвучали народные песни, произведения белорусских поэтов и танцы под традиционную тройную музыку скрипок, цимбал и волынок. Сценические интерпретации народных танцев Буйницким тесно следовали их фольклорной основе. [5]

Белорусская национальная хореография сохранила богатое художественное наследие прошлого. К наиболее популярным белорусским народным танцам относятся « Лявониха », « Крыжачок », «Юрачка», «Полька-янка», «Чарот», «Таукачики», «Чобаты», «Лянок», «Кола», «Ручники». Млынок», «Касси», «Козачка», « Мяцелица », «Микита», «Дударики», «Бычок», «Казыры». [6]

Основными характеристиками белорусского танца являются динамичность, жизнерадостность, эмоциональность и коллективность. Сегодня белорусский народный танец исполняют многочисленные профессиональные танцевальные коллективы. Самые известные труппы — Государственный ансамбль танца Беларуси, «Хорошки», «Лявониха». [7]

Классификация

[ редактировать ]

Традиционно белорусские танцы делятся на три группы: иллюстративные танцы, игровые танцы и орнаментальные танцы.

  • Показательные танцы (такие как «Метелица» , «Воробей», «Коза», «Ленок», «Толкачики») характеризуются ярким исполнением ведущих танцев; жесты и мимика играют важную роль.
  • В игровых танцах (таких как Джигун, Магера, Репка, Панночка, Цеп) танцоры пытаются достичь определенных целей, для чего часто приходится гоняться друг за другом.
  • В орнаментальных танцах (таких как «Крыжачок», «Кола», «Троян» , «Крутуха») основу хореографии составляют определенные геометрические фигуры, которые часто можно определить по названию песни.

Поскольку танцы могут иметь региональные и сценические вариации, часто бывает трудно определить, к какой группе принадлежит тот или иной танец. Кроме того, иногда танец может содержать элементы более чем одной из этих групп. [1]

Различные белорусские народные танцы альтернативно можно классифицировать следующим образом: хороводы, традиционные танцы, кадрили, польки и городские народные танцы. [8]

Хороводные танцы

[ редактировать ]

Хоровод – один из древнейших видов танца. Предполагается, что эти танцы появились в конце первого тысячелетия нашей эры и имеют разнообразные темы, такие как работа, семейная жизнь, любовь и отношения. [8]

Хороводы могут иметь три компонента: песню, игровой ритуал и танцевальную хореографию. [2] В зависимости от того, какой компонент преобладает, хороводы делятся на три основные группы: песенный танец, игровой танец и «обычный» хоровод: [1]

  • Песенный танец имеет простую хореографическую структуру, где основными фигурами являются круги, линии, змеи, ворота и колонны. Шаги обычно простые, часто без какой-либо связи между текстом и движениями.
  • Игривый танец включает в себя все три компонента, но имеет более сложную хореографическую структуру. Часто происходит смена ритма с медленного на быстрый, а ведущие танцоры дополняют выступление прыжками и кружениями. И мимика, и жесты играют очень важную роль.
  • В хороводе , как и в песенном танце, связь между текстом и движением довольно слабая. Танец является основным направлением этого искусства, а тексты служат лишь музыкальным сопровождением. Чаще всего они не сопровождаются инструментальной музыкой.

Белорусские хороводы отличаются друг от друга выбором движений, образов и темпа. [1]

Кадрили представляют собой большую группу белорусских танцев; они существуют в различных местных версиях, таких как Люстерка, Шер, Найницы, Ланская и Сморгонская. [9] Кадриль зарубежного происхождения, пришедшая в Беларусь в середине девятнадцатого века. [1] В разных регионах Беларуси зафиксировано множество типов кадрилей: толстые кадрили (с большим количеством танцевальных пар), тонкие кадрили (с небольшим количеством танцевальных пар) и даже отдельные кадрили, насчитывающие до 40 пар. [8]

Другая группа белорусских танцев — польки, для которых также характерно множество региональных вариаций, таких как Трасуха, Янка, Вязанка, Шморгалка, Драбней маку и Уся-сюся. [9] Полька – танец чешского происхождения. Хотя полька – заимствованный танец, белорусская полька оказала большое влияние на мировую хореографию польки. Многие исконно белорусские танцы, такие как Трасуха, произошли от польки. [1]

Традиционные народные танцы

[ редактировать ]

Традиционные народные танцы характеризуются повторением двух-трех танцевальных фигур и массовым исполнением неограниченного числа участников, часто с музыкальным сопровождением. Эти танцы чаще всего исполняются женщинами, хотя это бывает по-разному. Музыкальные структуры традиционных танцев отличаются прежде всего тактовым размером 2/4 и прямоугольностью мелодий. При этом инструментальное сопровождение танца зачастую имеет ту же ладовую и тональную основу, что и хороводная песня. [6]

Другой жанр белорусского танца образуют импровизационные народные танцы: казачок, барыня, комаринская, сплюшка, шмель. [9]

Дожинки в Белоруссии (1934). Белорусский танец

Лявониха – самый популярный танец в Беларуси, это традиционный танец. Оно ярко выражает душу и культуру народа. Танец исполняется в группах произвольного размера, разбитых на пары. Музыкальное сопровождение – одноименная песня. В основе танца – свободные, быстрые, но легкие движения. [10]

Крыжачок – тоже очень популярный танец. Название танца могло произойти от имени дикого селезня: «крыжак». Сам танец описывается как имитация движений птиц. [11] Крыжачок – декоративный групповой партнерский танец, исполняемый любым количеством пар в быстром темпе. [12]

Каждый белорусский народный танец имеет свою группу движений, свое музыкальное сопровождение и свой ритмический рисунок. [13] [14] Многие белорусские народные танцы отличаются еще и своим сюжетом. Через танцевальные движения исполнитель рассказывает о своей жизни, своем творчестве или своем отношении к природе. [15]

Хореография

[ редактировать ]

Белорусский танец имеет своеобразные движения, включающие в себя сложные композиционные приемы. Каждый танец имеет свое музыкальное сопровождение и свой ритмический рисунок. [15]

Белорусский танец

Движения рук сопровождают танцы, помогая передать настроение. Эти движения рук усиливают художественное содержание танца. [15]

Белорусские танцы часто имеют сюжет, в них есть определенная доля театральности и актерской игры. [15]

Музыкальные достижения

[ редактировать ]
Марка СССР (1961 г.)
Белорусская марка (2012 г.)

Белорусская народная танцевальная музыка имеет красочную, простую мелодию. Используются музыкальные инструменты, такие как скрипка, бубен, аккордеон и виолончель. Древние русские арфы [1] [16] и волынка также пользовалась популярностью. [17]

Часто танцы возникали как музыкальное сопровождение определенных песен или игр. В этих случаях название танца может совпадать с названием песни. Примерами танцев на основе определенных песен являются Лявониха, Толкачики, Шестак. [2]

Учимся танцевать

[ редактировать ]

Белорусские танцы упоминаются во многих этно-фольклорных книгах, но о хореографии в этих источниках очень мало информации. Поэтому считается важным документировать эту информацию, прежде чем она будет утеряна безвозвратно. [17]

Постановочный народный танец

[ редактировать ]
Игнат Буйницкий танцует с дочерью Еленой

В 1862 году первая белорусская комическая опера « Крестьянка» включила народный танец «Метелица». Это был первый пример использования белорусского народного танца в театре. [2]

Большую роль в зарождении сценического народного танца сыграл Игнат Буйницкий, основавший в 1907 году Белорусский национальный театр. В его репертуаре было более десятка танцев. [2] Буйницкий использовал свою творческую наблюдательность и большой музыкальный талант, чтобы точно передать стиль танцев. Он создал яркое, динамичное, фольклорно-правдивое представление, положившее начало национальному балету. [18]

В 1933 году в Минске открылся театр оперы и балета. Национальная хореография здесь создана путем соединения элементов танцевального фольклора с классическим балетом. [2]

Позднее народные танцы стали исполнять большое количество театральных и танцевальных коллективов, в том числе любительских. Это способствовало развитию и разнообразию сценического танца, обогатив его новыми техническими движениями и композиционными элементами. [2]

Большой вклад в развитие сценического народного танца внесли белорусские хореографы К. Олексютович, К. Мюллер, Л. Ляшенко, И. Хворост, Н. Чистяков. [2]

В культуре

[ редактировать ]

Народные танцы являются неотъемлемой частью белорусской культуры и быта, и эти танцы неоднократно упоминались в белорусской литературе. Например, в белорусской поэме XIX века «Тарас на Парнасе» герои не только говорят о танце, но и танцуют сами. [2]

С. Бядуля обратила внимание на то, как богато украшают белорусский танец цветы и белорусский народный костюм. [19]

Российский композитор Александр Глазунов использовал в своем творчестве белорусские мелодии. [20]

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г Чурко Ю. М. Венок белорусских танцев.- Мн., 1978.-- 88 с. - 5000 экз. - С. 88
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Этнографическая белорусская энциклопедия / под ред. І. П. Шамякин (главный редактор). - Минск: БелСЭ, 1989.
  3. ^ Jump up to: а б с Aleksyutovich L. K. Belarusian folk dances, round dances, games. / Ed. M. Ya.Grinblat. - Minsk: Vysheyshaya shkola, 1978 .-- 528 p. - 5000 copies
  4. ^ Бадунова И. Белорусский народный танец: эволюция теоретико-методических исследований - Минск: ИКЦ Минфина, 2018. - 292 с.- С. 86–92.
  5. ^ Aleksyutovich 1978 , p. 5.
  6. ^ Jump up to: а б Носкова Е.В. Белорусский народный танец «Крутуха» - Сафоново, 2018 г.
  7. ^ Aleksyutovich 1978 , p. 6.
  8. ^ Jump up to: а б с "Школа Старинного Танца Виланелла - Каталог Старинных Танцев" . villanella.ru . Archived from the original on 21 January 2018 . Retrieved 11 January 2022 .
  9. ^ Jump up to: а б с Gutkovskaya S. V. Belyaeva OP The art of the choreographer - Minsk: BSUCA, 2017
  10. ^ Aleksyutovich 1978 , p. 28.
  11. ^ Белорусская советская энциклопедия . Минск. 1972. с. 135. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  12. ^ Aleksyutovich 1978 , p. 30.
  13. ^ Карп, П (1967). О балете . п. 103.
  14. ^ Aleksyutovich 1978 , p. 26.
  15. ^ Jump up to: а б с д Aleksyutovich L. K. Belarusian folk dances, round dances, games. / Ed. M. Ya.Grinblat. - Minsk: Vysheyshaya shkola, 1978 .-- 528 p. - 5000 copies. - P. 27
  16. ^ «Структура музыки» . Landgralo.ru . Архивировано из оригинала 29 сентября 2017 года . Проверено 11 января 2022 г.
  17. ^ Jump up to: а б Гилевич Н.С. Песни народных праздников и обрядов. – Минск: Издательство БГУ, 1974. – 461 с. - (Белорусский фольклор в современных записях). - стр. 49
  18. ^ Алейникова Е. Первая белорусская труппа Игната Буйницкого. Искусство: Учебник по Мировой культуре для 10 класса. - Мн.: Пиан, 1998. - 360 с.
  19. ^ Биадула З. Драматические элементы в жизни и творчестве наших предков. - Узвышша, 1927. - 151 с. - (1)
  20. ^ Скоробогатов В. В. Наследственные куранты играли: Серия очерков по истории профессиональной музыкальной культуры в Беларуси. - Мн., 1998. - 151 с. - (1)

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Aleksyutovich, L. K. Belarusian folk dances, round dances, games . Ed. M. Ya.Grinblat. - Minsk: Vysheyshaya shkola, 1978 .- 528 p. - 5000 copies.
  • Этнографическая белорусская энциклопедия / под ред. І. П. Шамякин (главный редактор). - Минск: БелСЭ, 1989.
  • Чурко Ю. М. Венок белорусских танцев. - Мн., 1978. - 88 с. - 5000 экз.
  • Гребенщиков С.М. Сценические белорусские танцы. - Мн., 1974.
  • Гребенщиков С.М. Белорусская народная сценическая хореография. - Минск: Наука и техника, 1976. - 233 с.
  • Гребенщиков С.М. Белорусские танцы. - Минск: Наука и техника, 1978.
  • Даренская Н.В. Белорусский танец. Учебное пособие - Омск: Омский гос. ун-ты, 2011. – 92 с. ,
  • Никифоровский Н.Я. Очерки о Витебской Белоруссии. - Мн.: Волынщик и музыкант. - «Этнографическое обозрение», 1982. - 197 с. - (2-3).
  • Смольский Б.С. Белорусский музыкальный театр. - Мн., 1963.
  • Чурко Ю. М. Белорусский хореографический фольклор. - Мн., 1990.
  • Чурко Ю. М. Белорусский народный танец. Историко-теоретический очерк. - Мн., 1972.
  • Чурко Ю. М. Народный танец. - Минск: Этнография белорусов: Энцикл. - Минск, 1989. - 352—354 с.
  • Алейникова Е. Первая белорусская труппа Игната Буйницкого. Искусство: Учебник по Мировой культуре для 10 класса. - Мн.: Пиан, 1998. - 360 с.
  • Биадула З. Драматические элементы в жизни и творчестве наших предков. - Узвышша, 1927. - 151 с. - (1).
  • Скоробогатов В. В. Наследственные куранты играли: Серия очерков по истории профессиональной музыкальной культуры в Беларуси. - Мн., 1998. - 151 с. - (1).
  • Шейн П.В. Материалы.... - 189 с. - (3).
  • Гилевич Н.С. Песни народных праздников и обрядов. – Минск: Издательство БГУ, 1974. – 461 с. - (Белорусский фольклор в современных записях).
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e98dd53c96efd72ebf9b11f369295f9b__1718258220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e9/9b/e98dd53c96efd72ebf9b11f369295f9b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Belarusian folk dance - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)