Белорусский народный танец


Belarusian folk dance ( Belarusian : Беларускі народны танец ) is a Belarusian folk dance art, presented in the form of folk domestic or staged scenic dance. [1] [2] История Беларуси и усилия по сохранению белорусских традиций сформировали современные танцы, в которых есть много древних и архаичных элементов. [3] Эти танцы начали формироваться в 14 веке и возникли из восточнославянских обрядов. В середине 19 века традиционные народные танцы стали сливаться с кадрилями и польками Западной Европы .
Белорусские народные танцы делятся на три группы: иллюстративные, игровые и орнаментальные. Белорусский хореограф Лариса Алексютович подразделяет белорусские танцы на следующие жанры:
- «настоящие» танцы (традиционные танцы, кадрили, польки)
- народные танцы
- хороводы
- игры в форме танца [3]
Понятие «белорусский народный танец» включает в себя три компонента:
- аутентичный танец, исполняемый в повседневной жизни
- постановочный народный танец
- этнический танец [4]
История
[ редактировать ]Основные характеристики белорусского танца возникли одновременно с формированием Беларуси и ее культуры в XIV-XVI веках, корни которой уходят в древнерусскую культуру. В этих танцах проявились эмоции, чувства и индивидуальность белорусского народа. [3]

Долгое время белорусский танец был малоизвестен даже в Беларуси и редко можно было увидеть за пределами небольших деревень. Игнат Буйницкий ( белор . Ігнат Буйницкі , также иногда пишется Игнатий Буйницкий) популяризировал белорусские народные танцы как на белорусской, так и на зарубежной сцене с созданием Белорусского национального театра в 1907 году. Буйницкий работал там как режиссер, актер и танцор. На концертах прозвучали народные песни, произведения белорусских поэтов и танцы под традиционную тройную музыку скрипок, цимбал и волынок. Сценические интерпретации народных танцев Буйницким тесно следовали их фольклорной основе. [5]
Белорусская национальная хореография сохранила богатое художественное наследие прошлого. К наиболее популярным белорусским народным танцам относятся « Лявониха », « Крыжачок », «Юрачка», «Полька-янка», «Чарот», «Таукачики», «Чобаты», «Лянок», «Кола», «Ручники». Млынок», «Касси», «Козачка», « Мяцелица », «Микита», «Дударики», «Бычок», «Казыры». [6]
Основными характеристиками белорусского танца являются динамичность, жизнерадостность, эмоциональность и коллективность. Сегодня белорусский народный танец исполняют многочисленные профессиональные танцевальные коллективы. Самые известные труппы — Государственный ансамбль танца Беларуси, «Хорошки», «Лявониха». [7]
Классификация
[ редактировать ]Традиционно белорусские танцы делятся на три группы: иллюстративные танцы, игровые танцы и орнаментальные танцы.
- Показательные танцы (такие как «Метелица» , «Воробей», «Коза», «Ленок», «Толкачики») характеризуются ярким исполнением ведущих танцев; жесты и мимика играют важную роль.
- В игровых танцах (таких как Джигун, Магера, Репка, Панночка, Цеп) танцоры пытаются достичь определенных целей, для чего часто приходится гоняться друг за другом.
- В орнаментальных танцах (таких как «Крыжачок», «Кола», «Троян» , «Крутуха») основу хореографии составляют определенные геометрические фигуры, которые часто можно определить по названию песни.
Поскольку танцы могут иметь региональные и сценические вариации, часто бывает трудно определить, к какой группе принадлежит тот или иной танец. Кроме того, иногда танец может содержать элементы более чем одной из этих групп. [1]
Различные белорусские народные танцы альтернативно можно классифицировать следующим образом: хороводы, традиционные танцы, кадрили, польки и городские народные танцы. [8]
Хороводные танцы
[ редактировать ]Хоровод – один из древнейших видов танца. Предполагается, что эти танцы появились в конце первого тысячелетия нашей эры и имеют разнообразные темы, такие как работа, семейная жизнь, любовь и отношения. [8]
Хороводы могут иметь три компонента: песню, игровой ритуал и танцевальную хореографию. [2] В зависимости от того, какой компонент преобладает, хороводы делятся на три основные группы: песенный танец, игровой танец и «обычный» хоровод: [1]
- Песенный танец имеет простую хореографическую структуру, где основными фигурами являются круги, линии, змеи, ворота и колонны. Шаги обычно простые, часто без какой-либо связи между текстом и движениями.
- Игривый танец включает в себя все три компонента, но имеет более сложную хореографическую структуру. Часто происходит смена ритма с медленного на быстрый, а ведущие танцоры дополняют выступление прыжками и кружениями. И мимика, и жесты играют очень важную роль.
- В хороводе , как и в песенном танце, связь между текстом и движением довольно слабая. Танец является основным направлением этого искусства, а тексты служат лишь музыкальным сопровождением. Чаще всего они не сопровождаются инструментальной музыкой.
Белорусские хороводы отличаются друг от друга выбором движений, образов и темпа. [1]
Кадриль
[ редактировать ]Кадрили представляют собой большую группу белорусских танцев; они существуют в различных местных версиях, таких как Люстерка, Шер, Найницы, Ланская и Сморгонская. [9] Кадриль зарубежного происхождения, пришедшая в Беларусь в середине девятнадцатого века. [1] В разных регионах Беларуси зафиксировано множество типов кадрилей: толстые кадрили (с большим количеством танцевальных пар), тонкие кадрили (с небольшим количеством танцевальных пар) и даже отдельные кадрили, насчитывающие до 40 пар. [8]
Полька
[ редактировать ]Другая группа белорусских танцев — польки, для которых также характерно множество региональных вариаций, таких как Трасуха, Янка, Вязанка, Шморгалка, Драбней маку и Уся-сюся. [9] Полька – танец чешского происхождения. Хотя полька – заимствованный танец, белорусская полька оказала большое влияние на мировую хореографию польки. Многие исконно белорусские танцы, такие как Трасуха, произошли от польки. [1]
Традиционные народные танцы
[ редактировать ]Традиционные народные танцы характеризуются повторением двух-трех танцевальных фигур и массовым исполнением неограниченного числа участников, часто с музыкальным сопровождением. Эти танцы чаще всего исполняются женщинами, хотя это бывает по-разному. Музыкальные структуры традиционных танцев отличаются прежде всего тактовым размером 2/4 и прямоугольностью мелодий. При этом инструментальное сопровождение танца зачастую имеет ту же ладовую и тональную основу, что и хороводная песня. [6]
Другой жанр белорусского танца образуют импровизационные народные танцы: казачок, барыня, комаринская, сплюшка, шмель. [9]

Лявониха – самый популярный танец в Беларуси, это традиционный танец. Оно ярко выражает душу и культуру народа. Танец исполняется в группах произвольного размера, разбитых на пары. Музыкальное сопровождение – одноименная песня. В основе танца – свободные, быстрые, но легкие движения. [10]
Крыжачок – тоже очень популярный танец. Название танца могло произойти от имени дикого селезня: «крыжак». Сам танец описывается как имитация движений птиц. [11] Крыжачок – декоративный групповой партнерский танец, исполняемый любым количеством пар в быстром темпе. [12]
Каждый белорусский народный танец имеет свою группу движений, свое музыкальное сопровождение и свой ритмический рисунок. [13] [14] Многие белорусские народные танцы отличаются еще и своим сюжетом. Через танцевальные движения исполнитель рассказывает о своей жизни, своем творчестве или своем отношении к природе. [15]
Хореография
[ редактировать ]Белорусский танец имеет своеобразные движения, включающие в себя сложные композиционные приемы. Каждый танец имеет свое музыкальное сопровождение и свой ритмический рисунок. [15]

Движения рук сопровождают танцы, помогая передать настроение. Эти движения рук усиливают художественное содержание танца. [15]
Белорусские танцы часто имеют сюжет, в них есть определенная доля театральности и актерской игры. [15]
Музыкальные достижения
[ редактировать ]

Белорусская народная танцевальная музыка имеет красочную, простую мелодию. Используются музыкальные инструменты, такие как скрипка, бубен, аккордеон и виолончель. Древние русские арфы [1] [16] и волынка также пользовалась популярностью. [17]
Часто танцы возникали как музыкальное сопровождение определенных песен или игр. В этих случаях название танца может совпадать с названием песни. Примерами танцев на основе определенных песен являются Лявониха, Толкачики, Шестак. [2]
Учимся танцевать
[ редактировать ]Белорусские танцы упоминаются во многих этно-фольклорных книгах, но о хореографии в этих источниках очень мало информации. Поэтому считается важным документировать эту информацию, прежде чем она будет утеряна безвозвратно. [17]
Постановочный народный танец
[ редактировать ]
В 1862 году первая белорусская комическая опера « Крестьянка» включила народный танец «Метелица». Это был первый пример использования белорусского народного танца в театре. [2]
Большую роль в зарождении сценического народного танца сыграл Игнат Буйницкий, основавший в 1907 году Белорусский национальный театр. В его репертуаре было более десятка танцев. [2] Буйницкий использовал свою творческую наблюдательность и большой музыкальный талант, чтобы точно передать стиль танцев. Он создал яркое, динамичное, фольклорно-правдивое представление, положившее начало национальному балету. [18]
В 1933 году в Минске открылся театр оперы и балета. Национальная хореография здесь создана путем соединения элементов танцевального фольклора с классическим балетом. [2]
Позднее народные танцы стали исполнять большое количество театральных и танцевальных коллективов, в том числе любительских. Это способствовало развитию и разнообразию сценического танца, обогатив его новыми техническими движениями и композиционными элементами. [2]
Большой вклад в развитие сценического народного танца внесли белорусские хореографы К. Олексютович, К. Мюллер, Л. Ляшенко, И. Хворост, Н. Чистяков. [2]
В культуре
[ редактировать ]Народные танцы являются неотъемлемой частью белорусской культуры и быта, и эти танцы неоднократно упоминались в белорусской литературе. Например, в белорусской поэме XIX века «Тарас на Парнасе» герои не только говорят о танце, но и танцуют сами. [2]
С. Бядуля обратила внимание на то, как богато украшают белорусский танец цветы и белорусский народный костюм. [19]
Российский композитор Александр Глазунов использовал в своем творчестве белорусские мелодии. [20]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Чурко Ю. М. Венок белорусских танцев.- Мн., 1978.-- 88 с. - 5000 экз. - С. 88
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Этнографическая белорусская энциклопедия / под ред. І. П. Шамякин (главный редактор). - Минск: БелСЭ, 1989.
- ^ Jump up to: а б с Aleksyutovich L. K. Belarusian folk dances, round dances, games. / Ed. M. Ya.Grinblat. - Minsk: Vysheyshaya shkola, 1978 .-- 528 p. - 5000 copies
- ^ Бадунова И. Белорусский народный танец: эволюция теоретико-методических исследований - Минск: ИКЦ Минфина, 2018. - 292 с.- С. 86–92.
- ^ Aleksyutovich 1978 , p. 5.
- ^ Jump up to: а б Носкова Е.В. Белорусский народный танец «Крутуха» - Сафоново, 2018 г.
- ^ Aleksyutovich 1978 , p. 6.
- ^ Jump up to: а б с "Школа Старинного Танца Виланелла - Каталог Старинных Танцев" . villanella.ru . Archived from the original on 21 January 2018 . Retrieved 11 January 2022 .
- ^ Jump up to: а б с Gutkovskaya S. V. Belyaeva OP The art of the choreographer - Minsk: BSUCA, 2017
- ^ Aleksyutovich 1978 , p. 28.
- ^ Белорусская советская энциклопедия . Минск. 1972. с. 135.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Aleksyutovich 1978 , p. 30.
- ^ Карп, П (1967). О балете . п. 103.
- ^ Aleksyutovich 1978 , p. 26.
- ^ Jump up to: а б с д Aleksyutovich L. K. Belarusian folk dances, round dances, games. / Ed. M. Ya.Grinblat. - Minsk: Vysheyshaya shkola, 1978 .-- 528 p. - 5000 copies. - P. 27
- ^ «Структура музыки» . Landgralo.ru . Архивировано из оригинала 29 сентября 2017 года . Проверено 11 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Гилевич Н.С. Песни народных праздников и обрядов. – Минск: Издательство БГУ, 1974. – 461 с. - (Белорусский фольклор в современных записях). - стр. 49
- ^ Алейникова Е. Первая белорусская труппа Игната Буйницкого. Искусство: Учебник по Мировой культуре для 10 класса. - Мн.: Пиан, 1998. - 360 с.
- ^ Биадула З. Драматические элементы в жизни и творчестве наших предков. - Узвышша, 1927. - 151 с. - (1)
- ^ Скоробогатов В. В. Наследственные куранты играли: Серия очерков по истории профессиональной музыкальной культуры в Беларуси. - Мн., 1998. - 151 с. - (1)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Aleksyutovich, L. K. Belarusian folk dances, round dances, games . Ed. M. Ya.Grinblat. - Minsk: Vysheyshaya shkola, 1978 .- 528 p. - 5000 copies.
- Этнографическая белорусская энциклопедия / под ред. І. П. Шамякин (главный редактор). - Минск: БелСЭ, 1989.
- Чурко Ю. М. Венок белорусских танцев. - Мн., 1978. - 88 с. - 5000 экз.
- Гребенщиков С.М. Сценические белорусские танцы. - Мн., 1974.
- Гребенщиков С.М. Белорусская народная сценическая хореография. - Минск: Наука и техника, 1976. - 233 с.
- Гребенщиков С.М. Белорусские танцы. - Минск: Наука и техника, 1978.
- Даренская Н.В. Белорусский танец. Учебное пособие - Омск: Омский гос. ун-ты, 2011. – 92 с. ,
- Никифоровский Н.Я. Очерки о Витебской Белоруссии. - Мн.: Волынщик и музыкант. - «Этнографическое обозрение», 1982. - 197 с. - (2-3).
- Смольский Б.С. Белорусский музыкальный театр. - Мн., 1963.
- Чурко Ю. М. Белорусский хореографический фольклор. - Мн., 1990.
- Чурко Ю. М. Белорусский народный танец. Историко-теоретический очерк. - Мн., 1972.
- Чурко Ю. М. Народный танец. - Минск: Этнография белорусов: Энцикл. - Минск, 1989. - 352—354 с.
- Алейникова Е. Первая белорусская труппа Игната Буйницкого. Искусство: Учебник по Мировой культуре для 10 класса. - Мн.: Пиан, 1998. - 360 с.
- Биадула З. Драматические элементы в жизни и творчестве наших предков. - Узвышша, 1927. - 151 с. - (1).
- Скоробогатов В. В. Наследственные куранты играли: Серия очерков по истории профессиональной музыкальной культуры в Беларуси. - Мн., 1998. - 151 с. - (1).
- Шейн П.В. Материалы.... - 189 с. - (3).
- Гилевич Н.С. Песни народных праздников и обрядов. – Минск: Издательство БГУ, 1974. – 461 с. - (Белорусский фольклор в современных записях).
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Белорусские народные танцы (рус.)
- У истоков белорусского танца (рус.)
- Аутентичность белорусских народных танцев
- Танцевальные ансамбли
- Государственный ансамбль танца Беларуси (Ансамбль)
- Фольклорные программы
- Новый белорусский танец: Начало
- Международная молодежная конференция «Живое наследие»
- Театры Беларуси
- Краткие сведения о Белорусском Полесье
- Belarusian rite Turov round dance
- Хоровод
- Венки, хороводы и огненное шоу: Еще один праздник Купалле в Минске
- У истоков белорусского танца (рус.)