Танец в Индии
Часть серии о |
Культура Индии |
---|
![]() |

Танец в Индии включает в себя множество стилей танцев , обычно классифицируемых как классические или народные . [1] Как и в случае с другими аспектами индийской культуры , различные формы танцев зародились в разных частях Индии, развивались в соответствии с местными традициями, а также впитали элементы из других частей страны. [2]
Академия Сангит Натья , национальная академия исполнительских искусств Индии, признает восемь традиционных танцев индийскими классическими танцами . [3] в то время как другие источники и ученые признают больше. [4] [5] Они имеют корни в санскритском тексте Натья Шастра . [1] и религиозные исполнительские искусства индуизма . [6] [7] [8]

Народные танцы многочисленны по количеству и стилю и различаются в зависимости от местных традиций соответствующего штата, этнического или географического региона. Современные танцы включают изысканные и экспериментальные сочетания классических, народных и западных форм. Танцевальные традиции Индии оказывают влияние не только на танцы всей Южной Азии на танцевальные формы Юго-Восточной Азии , но и . Танцы в индийских фильмах, таких как «Болливудский танец для фильмов на хинди», часто отличаются свободной формой выражения танца и занимают значительное место в популярной культуре Индийского субконтинента. [9]
В Индии владение санскритом , тамильским , телугу , ория , мейтей ( манипури ), персидским или арабским языками высоко ценится и уважается за изучение танцев (в первую очередь индийских классических танцев ), поскольку танцоры могут владеть инструментами этих языков. перейти к первичным материальным текстам. [10]
Номенклатура
[ редактировать ]Классический танец – это танец, теория, обучение, средства и обоснование выразительной практики которого документированы и прослеживаются в древних классических текстах, особенно в Натья Шастре . [1] [11] Классические индийские танцы исторически включали школу или гуру -шишья парампару (традицию учитель-ученик) и требуют изучения классических текстов, физических упражнений и обширной подготовки для систематической синхронизации танцевального репертуара с основной игрой или композицией, вокалистами и оркестром. [12] [13]
Народный индийский танец – это в основном устная традиция . [14] чьи традиции были исторически усвоены и в основном передавались из поколения в поколение посредством устной речи и случайной совместной практики. [15] Полуклассический индийский танец — это танец, несущий в себе классический отпечаток, но ставший народным танцем и утративший свои тексты и школы. Племенной танец — это более местная форма народного танца, обычно встречающаяся у одного племени; Обычно племенные танцы в течение исторического периода превращаются в народные танцы. [16] [17]
Истоки танца в Индии
[ редактировать ]
Истоки танца в Индии уходят в древние времена. Самые ранние наскальные рисунки эпохи палеолита и неолита, такие как объект всемирного наследия ЮНЕСКО в скальных убежищах Бхимбетка в Мадхья-Прадеше, изображают танцевальные сцены. [18] Несколько скульптур, найденных на археологических памятниках цивилизации долины Инда , которые сейчас расположены между Пакистаном и Индией, изображают танцевальные фигуры. Например, скульптура «Танцующая девушка» датируется примерно 2500 годом до нашей эры и изображает фигурку высотой 10,5 см (4,1 дюйма) в танцевальной позе. [19] [20] [21]
Веды объединяют ритуалы с исполнительским искусством, таким как драматическая пьеса, где не только читались или пелись хвалы богам, но и диалоги были частью драматического представления и обсуждения духовных тем. [22] [23] Например, санскритские стихи в главе 13.2 « Шатапатха-брахмана» (≈800–700 гг. до н.э.) написаны в форме игры двух актеров. [24]
Ведическое жертвоприношение ( ягья ) представлено как своего рода битва со своими актерами, диалогами, положенной на музыку частью, интермедиями и кульминациями.
Свидетельства о самых ранних текстах, связанных с танцем, находятся в Натасутрах , которые упоминаются в тексте Панини , мудреца, написавшего классическую книгу по санскритской грамматике и датируемого примерно 500 годом до нашей эры. [25] [26] , связанный с исполнительским искусством Этот текст Сутры , упоминается в других поздних ведических текстах, где упоминаются два ученых по имени Шилалин ( IAST : Шилалин) и Кришашва (Кршашва), которые считаются пионерами в изучении древней драмы, пения, танца и санскритских композиций для этих произведений. искусство. [25] [27] Ричмонд и др. По оценкам, « Натасутры» были составлены около 600 г. до н.э., полная рукопись которых не сохранилась до наших дней. [26] [25]
Сохранившимся классическим текстом о танце и исполнительском искусстве является индуистский текст «Натья Шастра» , приписываемый мудрецу Бхарате. Он приписывает искусство, которое его текст систематически представляет, временам до него, в конечном итоге Брахме , который создал Натья-веду, взяв слово из Ригведы , мелодию из Самаведы , мимику из Яджурведы и эмоции из Атхарваведы . [28] [29] [30] Первый полный сборник Натья Шастры датируется периодом между 200 г. до н.э. и 200 г. н.э. [31] [32] но оценки различаются между 500 г. до н.э. и 500 г. н.э. [33] Наиболее изученная версия текста Натья Шастры состоит из около 6000 стихов, разбитых на 36 глав. [31] [34] Классические танцы уходят корнями в Натья Шастру . [1]
В Индии существует ряд форм классического индийского танца , каждая из которых встречается в разных частях страны. Классические и народные танцевальные формы также возникли из индийских традиций, эпоса и мифологии. [35] [36]
Классический танец
[ редактировать ]Классический танец Индии развил тип танцевальной драмы, которая является формой тотального театра. Танцор разыгрывает историю почти исключительно посредством жестов. Большинство классических танцев Индии разыгрывают сюжеты из индуистской мифологии. [37] Каждая форма представляет культуру и этос определенного региона или группы людей. [38]
Критерием признания стиля классическим является соответствие стиля принципам, изложенным в Натьяшастре , объясняющей индийское актерское искусство. Академия Сангит Натак в настоящее время присваивает классический статус восьми индийским классическим танцевальным стилям: Бхаратанатьям ( Тамил Наду ), Катхак (Северная, Западная и Центральная Индия ), Катхакали ( Керала ), Кучипуди ( Андхра ), Одисси ( Одиша ), Манипури ( Манипур ). , Мохинияттам ( Керала ) и Саттрия ( Ассам ). [39] [40] Все классические танцы Индии имеют корни в индуистском искусстве и религиозных практиках. [6] [8]
Классический танец Индии распространен и за ее пределами, например, его исполнял на острове Уаху их мэр (Прошаков Е.Д.) в рамках местного фольклорного фестиваля.Традиция танца зафиксирована в Натьяшастре, и представление считается завершенным, если ему удается вызвать расу (эмоцию) у публики, вызывая определенную бхаву (жест или выражение лица). Классический танец отличается от народного танца тем, что он регулируется правилами Натьяшастры и все классические танцы исполняются только в соответствии с ними. [41]
Бхаратанатьям
[ редактировать ]
возникший в 1000 году до нашей эры, Баратханатьям, — это классический танец южноиндийского штата Тамил Наду , который в наше время практикуют преимущественно женщины. Танец обычно сопровождается классической музыкой Карнатика . [42] Бхаратнатьям — основной жанр индийского классического танца , зародившийся в индуистских храмах Тамилнада и соседних регионов. [43] [44] [45] Традиционно Бхаратанатьям представлял собой сольный танец, который исполняли исключительно женщины. [46] [47] и выражал индуистские религиозные темы и духовные идеи, особенно шиваизма , а также вайшнавизма и шактизма . [43] [48] [49]
Бхаратанатьям и другие классические танцы в Индии высмеивались и подавлялись в эпоху колониального британского владычества . [50] [51] [52] В постколониальный период он стал самым популярным стилем классического индийского танца в Индии и за рубежом, и многие иностранцы, не подозревающие о разнообразии танцев и исполнительских искусств в индийской культуре, считают его синонимом индийского танца. [53]
Катхакали
[ редактировать ]
Катхакали ( катха , «рассказ»; кали , «спектакль») — сильно стилизованная классическая танцевально - драматическая форма, зародившаяся в Керале в 17 веке. [54] [55] [56] Эта форма классического танца представляет собой еще один жанр искусства «сюжетной пьесы», но он отличается тщательно продуманным ярким гримом, костюмами и масками, в которых носят актеров-танцоров, которые традиционно были мужчинами. [55] [56]
Катхакали в первую очередь развивался как индуистское исполнительское искусство, исполняющее пьесы и мифические легенды, связанные с индуизмом. [57] Хотя его происхождение более позднее, его корни уходят в храмовое и народное искусство, такое как Кутияттам , и религиозную драму, восходящую как минимум к 1-му тысячелетию нашей эры. [55] [58] Представление Катхакали включает в себя движения древних боевых искусств и спортивных традиций Южной Индии. [55] [56] [57] связан с традициями храмовых танцев, такими как Кришнанаттам , Кутияттам и другими, Хотя Катхакали он отличается от них тем, что в отличие от старых искусств, где танцор-актер также должен был быть вокалистом, Катхакали разделил эти роли, позволив танцору-актёру преуспеть в и сосредоточиться на хореографии, в то время как артисты вокала сосредоточились на исполнении своих реплик. [59]

Катхак
[ редактировать ]Катхак традиционно приписывают странствующим бардам древней северной Индии , известным как Катхаки или рассказчики. [60] Термин Катхак происходит от ведического санскритского слова Катха, означающего «история», а катхака на санскрите означает «тот, кто рассказывает историю» или «имеющий отношение к историям». [60] [61] Катхак развивался во время движения Бхакти , в частности, путем включения детских и любовных историй индуистского бога Кришны , а также независимо при дворах северных индийских королевств. [60] [62] Он преобразовал, адаптировал и интегрировал вкусы и влияние персидского искусства при дворах Великих Моголов 16 и 17 веков, в колониальную британскую эпоху его высмеивали и приходили в упадок. [52] [63] затем возродился, когда Индия получила независимость. [51] [64]
Катх встречается в трех различных формах, названных в честь городов, где развивалась танцевальная традиция Катхак – Джайпур , Бенарес и Лакхнау . [65] Стилистически форма танца Катхак подчеркивает ритмичные движения ног, украшенных колокольчиками ( Гунгру ), движение гармонирует с музыкой, ноги и туловище в целом прямые, а история рассказывается посредством развитой лексики, основанной на жестах рук и движение верхней части тела, мимика, сценические движения, наклоны и повороты. [51] [62] [66]
Кучипуди
[ редактировать ]
Классический танец Кучипуди зародился в деревне района Кришна в современном индийском штате Андхра-Прадеш . [67] [68] [69] Он уходит корнями в древность и развивался как религиозное искусство, связанное с путешествующими бардами, храмами и духовными верованиями, как и все основные классические танцы Индии. [70] [71] [72] В своей истории танцорами Кучипуди были все мужчины, обычно брахманы , которые играли в истории роли мужчин и женщин после соответствующей одежды. [73]
Современная традиция Кучипуди считает, что Тиртха Нараяна Яти и его ученик, сирота по имени Сиддхендра Йоги, основали и систематизировали это искусство в 17 веке. [74] [75] [76] индуистского бога Кришну . ориентированная на вайшнавизма, Кучипуди в значительной степени развивался как традиция [77] и это наиболее тесно связано с исполнительским искусством Бхагавата Мела, найденным в Тамилнаде, [71] который сам произошел из Андхра-Прадеша . Представление Кучипуди включает в себя чистый танец ( нритта ), [78] и экспрессивная часть спектакля ( нритья ), где ритмические жесты как язык жестов имитируют пьесу. [78] [79] Артиста аккомпанируют вокалисты и музыканты, а под музыку звучат тала и рага ( музыка Карнатика ). [80] В современных постановках в состав танцоров Кучипуди входят мужчины и женщины. [81]
я ненавидел это
[ редактировать ]
Одисси зародился в храмах Одиши индуистских — восточного прибрежного штата Индии . [82] [83] Одисси за всю свою историю исполняли преимущественно женщины. [46] [82] и выражал религиозные истории и духовные идеи, особенно вайшнавизма (Вишну как Джаганнатх ), но также и других традиций, например, связанных с индуистскими богами Шивой и Сурьей , а также индуистскими богинями ( шактизм ). [84] Одисси – это традиционно танцевально-драматический жанр исполнительского искусства, в котором художник(и) и музыканты разыгрывают мифическую историю, духовное послание или религиозное стихотворение из индуистских текстов , используя символические костюмы. [85] движения тела, абхиная (выражения) и мудры (жесты и язык жестов ) изложены в древней санскритской литературе. [86]
Саттрия
[ редактировать ]
Саттрия — это классическое танцевально-драматическое искусство, зародившееся в Кришнацентрических вайшнавских монастырях Ассама и приписываемое движения Бхакти ученому и святому 15-го века по имени Шриманта Санкардев . [87] [88] [89] Одноактные пьесы Саттрии называются Анкия Нат , которые сочетают в себе эстетику и религию посредством баллады, танца и драмы. [90] [91] Спектакли обычно ставятся в танцевальных общественных залах ( намгар). [91] ) монастырских храмов ( саттры ). [92] Воспроизводимые темы связаны с Кришной и Радхой, а иногда и с другими аватарами Вишну , такими как Рама и Сита. [93]
Манипури
[ редактировать ]
Танец Манипури Раас Лила – это уникальная форма танцевальной драмы, берущая свое начало в Манипуре , штате на северо-востоке Индии, граничащем с Мьянмой (Бирмой). [94] [95] Он особенно известен своими темами индуистского вайшнавизма и постановками вдохновленной любовью танцевальной драмы Радхи-Кришны под названием Рас Лила . [94] [96] [97] Однако танец исполняется и на темы, связанные с шиваизмом , шактизмом . [98] [99] Танец Манипури Раас Лила — это командное представление со своими уникальными костюмами, в частности « Кумил» (бочкообразной, элегантно украшенной юбкой), эстетикой, условностями и репертуаром. [100] Танцевальная драма Манипури по большей части отличается изящным, плавным и извилистым исполнением с большим акцентом на жестах рук и верхней части тела. [101] [102]
Мохинияттам
[ редактировать ]
Мохинияттам, возникшая в штате Керала , получила свое название от Мохини — соблазнительницы -аватара Вишну, которая в индуистской мифологии использует свои чары, чтобы помочь добру одержать победу в битве между добром и злом. [103] [104] Мохинияттам следует стилю Ласья, описанному в Натья Шастре , то есть изящному, женственному танцу с мягкими движениями. [104] [105] Традиционно это сольный танец, исполняемый женщинами после обширной подготовки. Репертуар «Мохинияттам» включает чистые и выразительные танцевально-драматические постановки, синхронизированные с музыкой в стиле сопана (медленная мелодия). [106] [107] с декламацией. Песни обычно написаны на гибриде малаялама и санскрита под названием Маниправала. [104]
Народные и племенные танцевальные формы
[ редактировать ]
Народные танцы и пьесы в Индии сохраняют значение в сельской местности как выражение повседневной работы и ритуалов деревенских общин. [108]
Санскритская литература средневековья описывает несколько форм групповых танцев, таких как Халлисака , Расака , Данд Расака и Чарчари . Натья Шастра включает групповые танцы женщин как предварительный танец, исполняемый в прелюдии к драме. [109]

В Индии есть множество народных танцев. В каждом штате есть свои собственные формы народного танца, такие как Биху и Багурумба в Ассаме , Гарба , Гагари (танец) , Годакхунд и Дандия в Гуджарате , Нати в Химачал-Прадеше , Нейопа , Бача Нагма в Джамму и Кашмире , Джумайр , Домкач в Джаркханде , Бедара Веша. , , Доллу Кунитха в Карнатаке , Тираяттам и Тейям в Керале , Далхай в Одише , Бхангра и Гиддха в Пенджабе , Калбелии , Гумаре Расия . в Раджастхане , Танец Перини в Телангане , Чхолия Танец в Уттаракханде , а также для каждого штата и небольших регионов в нем . [110] Танцы Лавани , Лезим и Коли - самые популярные танцы в Махараштре .
Племенные танцы в Индии вдохновлены племенным фольклором. Каждая этническая группа имеет свое особое сочетание мифов, легенд, сказок, пословиц, загадок, баллад, народных песен, народных танцев и народной музыки. [111]
Танцоры не обязательно попадают в категорию «племенных». Однако эти формы танца точно отражают их жизнь, социальные отношения, работу и религиозную принадлежность. Они представляют богатую культуру и обычаи своей родины посредством замысловатых движений своего тела. В интенсивности этих танцев можно наблюдать большие различия. Некоторые из них включают в себя очень легкие движения с более плавными краями, в то время как другие предполагают повышенное и энергичное участие конечностей.
Эти танцы сочиняются в основном на инструментах местного производства. В большинстве этих танцев используются ударные инструменты. Музыка создается с помощью местных инструментов. Музыка в этих племенных танцах также имеет свое разнообразие: эстетика варьируется от мягких и успокаивающих до сильных и взвешенных ритмов. У некоторых из них также есть песни, исполняемые ими самими или зрителями. Костюмы варьируются от традиционных сари определенного рисунка до юбок и блузок с зеркальной отделкой для женщин и соответствующих дхоти и верхней одежды для мужчин. Они празднуют современные события и победы и часто проводятся как способ умилостивить племенных божеств.
Многие танцевальные стили зависят от регионального положения этнической группы. Такие небольшие факторы, как восток или запад реки, приводят к изменению формы танца, хотя внешний вид может показаться таким же. Религиозная принадлежность влияет на содержание песен и, следовательно, на действия в танцевальной последовательности. Еще одним важным фактором, влияющим на их содержание, являются фестивали, в основном урожая.
Например, этнические группы равнинных земель рабхов из холмистых лесных районов Ассама используют бароят (пластинчатый инструмент), ханду (разновидность меча), буси (инструмент, похожий на тесло), бумши (бамбуковую флейту). , сум (тяжелый деревянный инструмент), дханси. калбанси, калхуран, чингбакак. Традиционно их танцы называются базили. Через свой танец они выражают свой труд, радость и горе. Хандур Басу, их псевдовоенный танец, выражает их силу и солидарность. [112]
Племенные танцы по территории
[ редактировать ]С более широкой точки зрения, различные формы племенного танца, как их можно классифицировать в контексте территории:
- Андхра-Прадеш
Сидди, Таппета Гундлу, Урумулу (танец грома), Бутта Боммалата, Горавайялу, Гарага (Танец сосуда), Вира Нтьям (Героический танец), Колатам, Чиратала Бхаджан, Даппу, Пули В Эшам (Танец тигра), Гобби, Карува и Видхи Бхагаватам. [113]
- Аруначал-Прадеш
Понунг, Садинукцо, Кхампти, Ка Фифаи, Иду Мишми (ритуал) и Ванчо.
- Ассам
Дхулия и Бхавария, Биху, Деодхани, Зикирс, Апсара-Сабах. [113]
- Гоа
Муссолл, Дулпод или Дурпод, Куннби-Гит, Амон, Шигмо, Фугди и Дхало.
- Харьяна
Раслила, Танец Фаг, Пхалгун, Танец Даф, Дхамаал, Лоор, Гуга, Джомар, Гомар, Хория, Холи, Сапела. [113]
- Химачал-Прадеш
Танец Чамбьяли, Гурайян, Пахади Нати, Далшоне и Чоламба, Джамакда, Джатару Каянг, Джури, Джи, Сван Теги, Раса. [113]
- Джаркханд
Джумайр , Домкач , Пайки , Чхау , танец Мундари, танец Сантали. [114]
- Карнатака
Вирагасе , Нанди Дхваджа, Бису Камшалей, Пата Кунита, Бана Дебара Кунита, Пуджа Кунитха, Карага, Горава Мела, Бхута Нрутья, Нага Нрутья, Батте Кола, Ченну Кунита, Маарагалу Кунита, Колата, Симха Нрутья, [113] Якшагана
- Керала
Тирайяттам, Падаяни, Айяппанвилакку, Ваттаккали , Тейям, Мохинияттом, Кадхакали, Кудияттам, Тируватхира Кали, Оттамтуллал, народный танец Кералы, Каламежутум Паттум, Оппана, Маргамкали, Чавиттунадакам, Мудиетту, Дхапхумутту, Паричамуттукали, Калькали, ханамутту, Пуликали, Кумматикали, Пуракали, Арджунаниртхам, Петтаталлал
- Чхаттисгарх
Дадария, Пантии, Суаа, Каксат, Мария, Шайла, Гонди, Гаур, Карма, Сархул, Раут Нача, Данда Нача, Герри, Тиски, Бар, Рело, Мурия
- Мадхья-Прадеш
Сугга, Банджаара (Леханги), танец Матки, танец Пхул Патти, танец Грида. [113]
- Манипур
Танец Ли Хараоба, Чанлам, танец Тоонага Ломна. [113]
- Мегхалая
Викинг, Помбаланг Нонгкрем [113]
- Мизорам
Черау, Хуаллам, Чхейлам, Чайлам, Тланглам, Сарламкай, Чавнглаизон [113]
- Махараштра
Лавани, Коли, Тамаша, Бала Динди, Дхангари Гаджа [113]
- Одиша
Нага, Гумри, [113] Данда Нача, [115] Чхау , Готи Пуа, Дал Кхай, Танец Баагха, Почему
- Пенджаб
Бхангра , Гидха , Кикли , Самми , Карти
- Раджастан
Банджаара, Гумар , Танец огня, Тера Тали, Качи Гори, Гидар [113]
- Сикким
Панг Тоед Чаам ( Чаам означает танец) выступал во время фестиваля Панг Лхабсол в честь божества-хранителя Кханг-Чен-Дзонги, Маруни (непальский танец) и Тамака. [113]
- Тамил Наду

Каракам, Пураваи Аттам, Арияр Натанам, Подикажи Аттам, Кумми, Кавади, Колаттам, Навасанди, Кураваик Куту, Майилааттам, Ойил Кумми, Паваккуту [113]
- Западная Бенгалия
Чхау , танец Сантали, Джатра, Газан [113]
- Племенные цыгане
Лозен, Гуйен [113]
Современный танец
[ редактировать ]Современный танец в Индии включает в себя широкий спектр танцевальных мероприятий, которые в настоящее время проводятся в Индии. Он включает в себя хореографию для индийского кино , современный индийский балет и эксперименты различных артистов с существующими классическими и народными формами танца. [116]
Удай Шанкар и Шобана Джеясингх руководят современным индийским балетом, сочетающим классический индийский танец и музыку с западными сценическими техниками. Их постановки включали темы, связанные с Шивой-Парвати, Ланка Даханом, Панчатантрой, Рамаяной и другими. [117]
Танец в болливудском фильме
[ редактировать ]Презентация индийских танцевальных стилей в кино «Hindi Cinema » представила мировому зрителю разнообразие танцев Индии. [118]
Танцевальные и песенные сцены были неотъемлемой частью фильмов по всей стране. С появлением звука в кино в фильме «Алам Ара» в 1931 году хореографические танцевальные сцены стали повсеместно использоваться в хинди и других индийских фильмах. [119]

Танец в ранних фильмах на хинди в первую очередь был создан по образцу классических индийских танцевальных стилей, таких как катхак или народных танцоров. Современные фильмы часто сочетают этот более ранний стиль с западными танцевальными стилями ( MTV или в бродвейских мюзиклах ), хотя нередко в одном фильме можно увидеть западную хореографию и адаптированные классические танцевальные номера. Обычно герой или героиня выступает с труппой танцоров второго плана. Многие песенно-танцевальные номера в индийских фильмах содержат резкие смены локаций и/или костюмов между куплетами песни. Герой и героиня часто танцуют и поют па-де-де ( французский балетный термин, означающий «танец двоих») в красивой природной обстановке или величественной архитектурной обстановке, что называется «картинизацией». [120] В индийских фильмах часто используются так называемые « номера предметов », когда гламурная женская фигура играет эпизодическую роль . Хореография таких номеров варьируется в зависимости от жанра и ситуации фильма. Киноактриса и танцовщица Хелен прославилась своими номерами в кабаре. [121]
Часто в фильмах актеры не сами поют песни, которые они танцуют, а на заднем плане поет другой артист. Для актера участие в песне маловероятно, но не редкость. Танцы в Болливуде могут варьироваться от медленных танцев до более жизнерадостных танцев в стиле хип-хоп. Сам танец представляет собой сплав всех танцевальных форм. Это может быть индийская классика, индийские народные танцы, танец живота, джаз, хип-хоп и все остальное, что вы только можете себе представить. [122] [123]
Танцевальное образование
[ редактировать ]После обретения Индией независимости от колониального правления открылись многочисленные школы для дальнейшего образования, обучения и социализации посредством уроков танцев. [124] [125] или просто средство для тренировок и фитнеса. [126]
В крупных городах Индии теперь есть множество школ, предлагающих уроки танцев, таких как Одисси , Бхаратанатьям , и в этих городах ежегодно проводятся сотни представлений. [127] [128] В танцах, которые были предназначены только для одного пола, теперь участвуют как мужчины, так и женщины. [129] Многие нововведения и разработки в современной практике классических индийских танцев, утверждает Анн-Мари Гестон, носят квазирелигиозный характер. [53]
Географическое распространение
[ редактировать ]Некоторые традиции индийского классического танца практикуются на всем Индийском субконтиненте , включая Пакистан и Бангладеш , с которыми Индия имеет ряд других культурных особенностей. Индийская мифология играет значительную роль в танцевальных формах стран Юго-Восточной Азии (примером могут служить постановки по мотивам Рамаяны в яванских танцах) . [130]
Фестивали
[ редактировать ]
Sangeet Natak Akademi (Национальная академия музыки, танца и драмы) организует танцевальные фестивали по всей Индии . [131]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Джеймс Г. Лохтефельд (2002). Иллюстрированная энциклопедия индуизма: Новая Зеландия . Издательская группа Розен. стр. 467 . ISBN 978-0-8239-3180-4 . , Цитата: «Натьяшастра остается высшим авторитетом для любой формы танца, которая претендует на звание «классического», а не «народного» танца».
- ^ Маккормик, Чарли Т.; Уайт, Ким Кеннеди (13 декабря 2010 г.). Фольклор: энциклопедия верований, обычаев, сказок, музыки и искусства . АВС-КЛИО. п. 705. ИСБН 978-1-59884-241-8 .
- ^ Бишнуприя Датт; Урмимала Саркар Мунси (2010). Гендерное исполнение: индийские женщины-исполнители в поисках идентичности . Публикации SAGE. п. 216. ИСБН 978-81-321-0612-8 .
- ^ Уильямс 2004 , стр. 83–84, другими основными классическими индийскими танцами являются: Бхаратанатьям , Катхак , Одисси , Катхакали , Кучипуди , Саттрия , Чхау , Манипури , Якшагана и Бхагавата Мела .
- ^ Дон Рубин; Чуа Су Понг; Рави Чатурведи (2001). Всемирная энциклопедия современного театра: Азия/Тихоокеанский регион . Рутледж. стр. 130–139. ISBN 978-0-415-26087-9 .
- ^ Перейти обратно: а б Юлиус Липнер (2012). Индусы: их религиозные верования и обычаи . Рутледж. п. 206. ИСБН 978-1-135-24061-5 .
Здесь уместно было бы остановиться на индуистском классическом танце. Это развилось в религиозном контексте и получило большое значение как часть храмового богослужения. Существует ряд региональных и других стилей, а также исходных текстов, но мы хотим подчеркнуть коллективный характер такого танца. По форме и содержанию сердцем танца как поклонения в индуизме всегда было «выражение» (абхиная), то есть разыгрывание различных тем.
- ^ Джин Холм; Джон Боукер (1994). Поклонение . Академик Блумсбери. п. 85. ИСБН 978-1-85567-111-9 . , Цитата: Индуистские классические танцевальные формы, такие как индуистская музыка, связаны с поклонением. Упоминания о танце и музыке встречаются в ведической литературе (...)».
- ^ Перейти обратно: а б Фрэнк Берч Браун (2013). Оксфордский справочник по религии и искусству . Издательство Оксфордского университета. стр. 195–196. ISBN 978-0-19-972103-0 . , Цитата: Все танцы, считающиеся частью индийского классического канона (Бхарата Натьям, Чхау, Катхак, Катхакали, Кучипуди, Манипури, Мохиниаттам, Одисси, Саттрия и Якшагана), уходят своими корнями в религиозные практики (...) Индийская диаспора привела к распространению индуистских танцев в Европу, Северную Америку и по всему миру».
- ^ Макфи, Грэм (1994). Концепция танцевального образования . Рутледж. стр. 127–128. ISBN 978-0-415-08376-8 . Проверено 29 февраля 2012 г.
- ^ Мунси, Урмимала Саркар; Берридж, Стефани (2012). Пересекая традиции: прославляя танец в Индии . ru: Рутледж , Тейлор и Фрэнсис . п. 35. ISBN 978-1-136-70378-2 .
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Джон Прагати, знающий национальный язык Гасснер; Эдвард Куинн (2002). Читательская энциклопедия мировой драмы . Курьер. стр. 448–454. ISBN 978-0-486-42064-6 .
- ^ Паллаби Чакраворти; Ниланджана Гупта (2012). Танец имеет значение: выступления Индии на местной и глобальной сценах . Рутледж. стр. 56–57, 169–170, 209–210. ISBN 978-1-136-51612-2 .
- ^ Урмимала Саркар Мунси; Стефани Берридж (2012). Пересекая традиции: прославляя танец в Индии . Тейлор и Фрэнсис. стр. 115–116. ISBN 978-1-136-70378-2 .
- ^ Паллаби Чакраворти; Ниланджана Гупта (2012). Танец имеет значение: выступления Индии на местной и глобальной сценах . Рутледж. п. 40. ИСБН 978-1-136-51612-2 .
- ^ Джон Гасснер; Эдвард Куинн (2002). Читательская энциклопедия мировой драмы . Курьер. стр. 448–454. ISBN 978-0-486-42064-6 .
- ^ Паллаби Чакраворти; Ниланджана Гупта (2012). Танец имеет значение: выступления Индии на местной и глобальной сценах . Рутледж. стр. 43–45. ISBN 978-1-136-51612-2 .
- ^ Камаль Шарма (2004). Народные танцы Чамба . Инд. стр. 35–36. ISBN 978-81-7387-166-5 .
- ^ Капила Вацяян (1982). Танец в индийской живописи . Публикации Абхинава. стр. 12–19. ISBN 978-81-7017-153-9 .
- ^ «Коллекции: предыстория и археология» . Национальный музей, Нью-Дели. Архивировано из оригинала 6 января 2019 года . Проверено 30 декабря 2017 г.
- ^ Упиндер Сингх (2008). История древней и раннесредневековой Индии: от каменного века до XII века . Пирсон Образование. стр. 153–162. ISBN 978-81-317-1120-0 .
- ^ Грегори Л. Поссель (2002). Индская цивилизация: современный взгляд . Роуман. стр. 111–115 с рисунками 6.4–6.5. ISBN 978-0-7591-0172-2 .
- ^ Перейти обратно: а б М.Л. Варадпанде (1990), История индийского театра, Том 1, Абхинав, ISBN 978-8170172789 , страницы 45–47.
- ^ Морис Винтерниц 2008 , стр. 181–182.
- ^ ML Varadpande (1990), История индийского театра, Том 1, Абхинав, ISBN 978-8170172789 , стр. 48.
- ^ Перейти обратно: а б с Наталья Лидова (1994). Драма и ритуал раннего индуизма . Мотилал Банарсидасс. стр. 111–113. ISBN 978-81-208-1234-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Ричмонд, Суонн и Заррилли 1993 , с. 30.
- ^ Тарла Мехта 1995 , стр. XXIV, XXXI-XXXII, 17.
- ^ Магда Романска (2014). Routledge Companion to Dramaturgy . Рутледж. стр. 94–95. ISBN 978-1-135-12289-8 .
- ^ Дэниел С. Берт (2008). Литература 100: рейтинг самых влиятельных писателей, драматургов и поэтов всех времен . Информационная база. п. 335. ИСБН 978-1-4381-2706-4 .
- ^ Синха, Аакрити (2006). Познакомимся с танцами Индии (1-е изд.). Нью-Дели: Star Publications. ISBN 978-81-7650-097-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Наталья Лидова 2014 .
- ^ Тарла Мехта 1995 , стр. XXIV, 19–20.
- ^ Уоллес Дэйс 1963 , с. 249.
- ^ Эмми Те Нейенхейс 1974 , стр. 1–25.
- ^ Синха, Аакрити (2006). Познакомимся с танцами Индии (1-е изд.). Нью-Дели: Star Publications. ISBN 978-81-7650-097-5 .
- ^ Капур, Сукхбир Сингх (март 1989 г.). Сикхские фестивали . Рурк Энтерпрайзис. п. 44 . ISBN 978-0-86592-984-5 . Проверено 28 февраля 2012 г.
- ^ Рамчандани; Дейл Хойберг, ред. (2000). От А до С (Абдаллах ибн аль-Аббас Кипарису) . Нью-Дели: Британская энциклопедия (Индия). п. 13. ISBN 978-0-85229-760-5 .
- ^ Чандер, Пракаш (1 января 2003 г.). Индия: прошлое и настоящее . Издательство АПХ. п. 131. ИСБН 978-81-7648-455-8 . Проверено 29 февраля 2012 г.
- ^ «Индийский классический танец» . Одна Индия. 9 марта 2023 года. Архивировано из оригинала 17 апреля 2009 года . Проверено 11 июня 2010 г.
- ^ Нараян, Шована (2005). Индийские классические танцы: «екам сат випраах бахудаа ваданти» . Публикации Шубхи. п. 5. ISBN 9781845571696 .
- ^ Культура Индии . Издательская группа Розен. 2010. с. 352. ИСБН 978-1-61530-203-1 .
- ^ «Танцевальный концерт Бхаратанатьи» . Отделение SPICMACAY, Корнелльский университет. Архивировано из оригинала 17 июня 2012 года . Проверено 24 января 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бхарата-натйам Британская энциклопедия . 2007 год
- ^ Уильямс 2004 , стр. 83–84, другими основными классическими индийскими танцами являются: Катхак, Кучипуди, Одисси, Катхакали, Манипури, Чау, Сатрия, Якшагана и Бхагавата Мела.
- ^ Банерджи, Прожеш (1983). Индийский балетный танец . Нью-Джерси: Публикации Абхинава. п. 43.
- ^ Перейти обратно: а б Питер Дж. Клаус; Сара Даймонд; Маргарет Энн Миллс (2003). Южноазиатский фольклор: Энциклопедия . Рутледж. п. 136. ИСБН 978-0-415-93919-5 .
- ^ Хокар, Мохан (1984). Традиции индийского классического танца . Индия: Clarion Books. стр. 73–76.
- ^ Ричард Шехнер (2010). Между театром и антропологией . Издательство Пенсильванского университета. стр. 65–66. ISBN 978-0-8122-0092-8 .
- ^ Т Баласарасвати (1976), Бхарата Натьям, Ежеквартальный журнал NCPA , Том 4, Выпуск 4, страницы 1-8
- ^ Лесли С. Орр (2000). Жертвователи, преданные и дочери Бога: храмовые женщины в средневековом Тамилнаду . Издательство Оксфордского университета. стр. 11–13. ISBN 978-0-19-535672-4 .
- ^ Перейти обратно: а б с Мэри Эллен Снодграсс (2016). Энциклопедия мирового народного танца . Роуман и Литтлфилд. стр. 165–168. ISBN 978-1-4422-5749-8 .
- ^ Перейти обратно: а б Маргарет Э. Уокер (2016). Индийский танец Катхак в исторической перспективе . Рутледж. стр. 94–98. ISBN 978-1-317-11737-7 .
- ^ Перейти обратно: а б Анн-Мари Гастон (1992). Джулия Лесли (ред.). Роли и ритуалы индуистских женщин . Мотилал Банарсидасс. стр. 149–150, 170–171. ISBN 978-81-208-1036-5 .
- ^ Заррилли, Филипп Б. (1984). Комплекс Катхакали: актер, исполнение и структура . Публикации Абхинава. стр. 3–11. ISBN 978-81-7017-187-4 . Проверено 28 февраля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Джеймс Г. Лохтефельд (2002). Иллюстрированная энциклопедия индуизма: AM . Издательская группа Розен. п. 359. ИСБН 978-0-8239-3179-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с Питер Дж. Клаус; Сара Даймонд; Маргарет Энн Миллс (2003). Южноазиатский фольклор: Энциклопедия . Рутледж. стр. 332–333. ISBN 978-0-415-93919-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Филип Б. Заррилли (2000). Танец-драма Катхакали: Куда приходят играть боги и демоны . Рутледж. стр. xi, 17–19 . ISBN 978-0-415-13109-4 .
- ^ Филип Б. Заррилли (2000). Танец-драма Катхакали: Куда приходят играть боги и демоны . Рутледж. стр. 22–25 , 191. ISBN. 978-0-415-13109-4 .
- ^ Ричмонд, Суонн и Заррилли 1993 , стр. 317–318.
- ^ Перейти обратно: а б с Рина Шах (2006). Движение в кадрах: Танец и жизнь Кумудини Лахии . Мапин. п. 8. ISBN 978-81-88204-42-7 .
- ^ Мэсси 1999 , с. 15.
- ^ Перейти обратно: а б Джеймс Г. Лохтефельд (2002). Иллюстрированная энциклопедия индуизма: AM . Издательская группа Розен. стр. 358–359. ISBN 978-0-8239-3179-8 .
- ^ Налини Гуман (2014). Резонансы Раджа: Индия в английском музыкальном воображении, 1897–1947 гг . Издательство Оксфордского университета. стр. 97, сноска 72. ISBN. 978-0-19-931489-8 .
- ^ Рина Шах (2006). Движение в кадрах: Танец и жизнь Кумудини Лахии . Мапин. п. 9. ISBN 978-81-88204-42-7 .
- ^ Уильямс 2004 , с. 83.
- ^ Джон Х. Бек (2013). Энциклопедия ударных инструментов . Рутледж. стр. 170–175. ISBN 978-1-317-74768-0 .
- ^ Манохар Лаксман Варадпанде (1982). Театр Кришны в Индии . Публикации Абхинава. п. 133. ИСБН 978-81-7017-151-5 .
- ^ Рагини Деви 1990 , стр. 60–68.
- ^ Сунил Котари и Авинаш Пасрича 2001 , стр. 43–46, 80, сноска 8.
- ^ Джеймс Г. Лохтефельд (2002). Иллюстрированная энциклопедия индуизма: AM . Издательская группа Розен. стр. 376–377. ISBN 978-0-8239-3179-8 .
- ^ Перейти обратно: а б Мэсси 2004 , стр. 79–81.
- ^ Рагини Деви 1990 , стр. 67–68.
- ^ Бруно Неттл; Рут М. Стоун; Джеймс Портер; и др. (1998). Энциклопедия мировой музыки Garland: Южная Азия: Индийский субконтинент . Рутледж. стр. 516–518. ISBN 978-0-8240-4946-1 .
- ^ Рагини Деви 1990 , с. 73.
- ^ Мартин Бэнэм; Джеймс Р. Брэндон (1993). Кембриджский путеводитель по азиатскому театру . Издательство Кембриджского университета. п. 96. ИСБН 978-0521588225 .
- ^ Сунил Котари и Авинаш Пасрича 2001 .
- ^ Ричмонд, Суонн и Заррилли 1993 , стр. 173.
- ^ Перейти обратно: а б Сунил Котари и Авинаш Пасрича, 2001 , стр. 43–45, 97–104, 117–121.
- ^ Корнелия Мюллер (2013). Тело-Язык-Коммуникация . Де Грюйтер. стр. 310–319. ISBN 978-3-11-026131-8 .
- ^ Сунил Котари и Авинаш Пасрича 2001 , стр. 147–149.
- ^ Сунил Котари и Авинаш Пасрича 2001 , стр. 20–21, 190–204.
- ^ Перейти обратно: а б Одисси Британская энциклопедия (2013)
- ^ Центр культурных ресурсов и обучения (CCRT) ;
«Руководство для Сангит Натак Академи Ратна и Академи Пураскар» . Архивировано из оригинала 14 октября 2013 года . Проверено 6 ноября 2013 г. Рекомендации для Сангит Натак Академи Ратна и Академи Пураскар - ^ Сунил Котари; Авинаш Пасрича (1990). Одисси, индийское классическое танцевальное искусство . Публикации Марга. стр. 4–6, 41. ISBN. 978-81-85026-13-8 . , Цитата: «В Ориссе есть и другие храмы, где махари танцевали . Помимо храма Господа Джаганнатхи, махари работали в храмах, посвященных Шиве и Шакти».
- ^ Стефани Арнольд (2014). Творческий дух: Введение в театр . МакГроу Хилл. п. 9. ISBN 978-0-07-777389-2 .
- ^ Сунил Котари; Авинаш Пасрича (1990). Одисси, индийское классическое танцевальное искусство . Публикации Марга. стр. 1–4, 76–77. ISBN 978-81-85026-13-8 .
- ^ Фрэнк Берч Браун (2014). Оксфордский справочник по религии и искусству . Издательство Оксфордского университета. стр. 193–195. ISBN 978-0-19-517667-4 .
- ^ Шована Нараян (2011). Настоящая книга ИНДИЙСКОГО КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА . Стерлинговые издательства. стр. 73–74. ISBN 978-81-207-9078-0 .
- ^ Ричмонд, Суонн и Заррилли 1993 , стр. 22.
- ^ Анкия Нат. Архивировано 17 февраля 2020 года в Wayback Machine , ЮНЕСКО: Азиатско-Тихоокеанская база данных по нематериальному культурному наследию (ICH), Япония.
- ^ Перейти обратно: а б Лаванья Вемсани (2016). Кришна в истории, мысли и культуре: энциклопедия индуистского бога многих имен . АВС-КЛИО. стр. 12–13. ISBN 978-1-61069-211-3 .
- ^ Сиюань Лю (2016). Справочник Routledge по азиатскому театру . Рутледж. стр. 19–21. ISBN 978-1-317-27886-3 .
- ^ Махешвар Неог (1980). Ранняя история веры и движения вайшнавов в Ассаме: Шанкарадева и его времена . Мотилал Банарсидасс. стр. 294–299. ISBN 978-81-208-0007-6 .
- ^ Перейти обратно: а б Джеймс Г. Лохтефельд (2002). Иллюстрированная энциклопедия индуизма: AM . Издательская группа Розен. стр. 420–421. ISBN 978-0-8239-3179-8 .
- ^ Мэсси 2004 , стр. 177–187.
- ^ Мэсси 2004 , с. 177.
- ^ Рагини Деви 1990 , стр. 175–180.
- ^ Мэсси 2004 , стр. 177–180.
- ^ Сародж Налини Парратт (1997). Угодие богов: Мэйтей Лай Хараоба . Издательство Викас. стр. 14–20, 42–46. ISBN 9788125904168 .
- ^ Сарью Доши 1989 , стр. 19–20, 93–99.
- ^ Ричмонд, Суонн и Заррилли 1993 , стр. 174–175.
- ^ Рагини Деви 1990 , с. 176.
- ^ Джеймс Г. Лохтефельд (2002). Иллюстрированная энциклопедия индуизма: AM . Издательская группа Розен. п. 433. ИСБН 978-0-8239-3179-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с Мохини Аттам , Британская энциклопедия (2016)
- ^ Бхарати Шиваджи ; Авинаш Пасрича (1986). Искусство Мохинияттам . Издательство Лансер. стр. 6, 44–48. ISBN 978-81-7062-003-7 .
- ^ Сиюань Лю (2016). Справочник Routledge по азиатскому театру . Рутледж. стр. 131–132. ISBN 978-1-317-27886-3 .
- ^ Бхарати Шиваджи; Авинаш Пасрича (1986). Искусство Мохинияттам . Издательство Лансер. стр. 79–90. ISBN 978-81-7062-003-7 .
- ^ Хойберг, Дейл (2000). Студенческая Британика Индия, Том 2 . Популярный Пракашан. п. 392. ИСБН 9780852297605 .
- ^ Деви, Рагини (1990). Танцевальные диалекты Индии Мотилал Банарсидасс. п. 181 . ISBN 978-81-208-0674-0 . Проверено 29 февраля 2012 г.
- ^ Гупта, Шобна (2005). Танцы Индии . Публикации Хар-Ананда. ISBN 9788124108666 .
- ^ Чакраворти, Паллаби; Гупта, Ниланджана (2010). Танец имеет значение . Нью-Дели: Рутледж. стр. 43–44. ISBN 978-0-415-55375-9 .
- ^ Чакраворти, Паллаби (2010). Танец имеет значение . Нью-Дели: Рутледж. стр. 50–51.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Баджпай, Гьянендра Датт (2014). доп. Книга танца . Нью-Дели: Издатели и дистрибьюторы Neha.
- ^ «Добро пожаловать :: Корпорация развития туризма Джаркханда, ООО» . jharkhandtourism.gov.in . Архивировано из оригинала 5 августа 2018 года . Проверено 6 сентября 2018 г.
- ^ «Данда Нача: Народный танец Одиши» . Индостан Таймс . 25 апреля 2017 года . Проверено 15 января 2019 г.
- ^ Банерджи, Прожеш (октябрь 1983 г.). Индийский балетный танец . Публикации Абхинава. п. 172 . ISBN 978-0-391-02716-9 . Проверено 28 февраля 2012 г.
- ^ Кэтлин Койпер (1 июля 2010 г.). Культура Индии . Издательская группа Розен. п. 284. ИСБН 978-1-61530-203-1 . Проверено 29 февраля 2012 г.
- ^ Гопал, Сангита; Мурти, Суджата (2008). Глобальный Болливуд: путешествия песен и танцев на хинди (Иллюстрированное издание). Университет Миннесоты Пресс. п. 249. ИСБН 978-0-8166-4579-4 . Проверено 6 февраля 2012 года .
- ^ Шрештова, Сангита (2008). Между кино и перформансом: глобализирующийся танец Болливуда . п. 372. ИСБН 978-0-549-90081-8 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Гопал, Сангита (2008). Глобальный Болливуд: путешествия песни и танца на хинди . Миннеаполис: Издательство Университета Миннесоты. ISBN 9780816645787 .
- ^ Мейер, Майкл (2009). Слово и образ в колониальной и постколониальной литературе и культуре . Родопи. п. 379. ИСБН 978-90-420-2743-5 .
- ^ Джубин (4 марта 2020 г.). «Вирусная танцевальная песня в Индии 2020» .
- ^ (Кэмпбелл, 2007)
- ^ Медури, Аванти (2004). «Бхаратанатьям как глобальный танец: некоторые проблемы исследования, преподавания и практики» (PDF) . Журнал танцевальных исследований . 36 (2): 11–29. дои : 10.2307/20444589 . JSTOR 20444589 . S2CID 144784756 .
- ^ О'Ши, Джанет (2003). «Как дома в этом мире? Танцор Бхаратанатьям как транснациональный переводчик» (PDF) . ТДР . 47 (1): 176–186. дои : 10.1162/105420403321250071 . S2CID 17824898 .
- ^ Гокулсинг; Диссанаяке, Вимал (2009). К. Моти (ред.). Популярная культура в глобализированной Индии . Лондон: Рутледж. стр. 125–126. ISBN 978-0-415-47666-9 .
- ^ Анн-Мари Гастон (1992). Джулия Лесли (ред.). Роли и ритуалы индуистских женщин . Мотилал Банарсидасс. стр. 150–152. ISBN 978-81-208-1036-5 .
- ^ Эстер Галло (2016). Миграция и религия в Европе: сравнительный взгляд на опыт Южной Азии . Рутледж. стр. 32–33. ISBN 978-1-317-09637-5 .
- ^ Шарма, Арвинд (1998). Кэтрин К. Янг (ред.). Феминизм и мировые религии . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-4023-0 .
- ^ Исследования индоазиатского искусства и культуры, Том 3 . Международная академия индийской культуры. 1974. с. 131.
- ^ Шах, Пурнима (2000). Фестивали национального танца в Индии: общественная культура, социальная память и идентичность . Университет Висконсина — Мэдисон . Проверено 20 августа 2012 г.
Примечания
[ редактировать ]- Мэсси, Реджинальд (2004), Индийские танцы: их история, техника и репертуар , Abhinav Publications
- Нараян, Шованна (2005). «Безупречная книга: индийский классический танец», Nepalian Dawn Press Group, Нью-Дели, Индия.
- «Раскрытие искусства Сурья-намасжарнатьяшастры» Нараянана Читтура Намбудирипада ISBN 9788121512183
- Рагини Деви (1990). Танцевальные диалекты Индии Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0674-0 .
- Сарью Доши (1989). Танцы Манипура: классическая традиция . Публикации Марга. ISBN 978-81-85026-09-1 .
- Сунил Котари; Авинаш Пасрича (2001). Кучипуди . Публикации Абхинава. ISBN 978-81-7017-359-5 .
- Natalia Lidova (2014). Natyashastra . Oxford University Press. doi : 10.1093/obo/9780195399318-0071 .
- Наталья Лидова (1994). Драма и ритуал раннего индуизма . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-1234-5 .
- Мэсси, Реджинальд (1999). Индийский танец Катхак – прошлое, настоящее, будущее . Публикации Абхинава. ISBN 978-81-7017-374-8 .
- Тарла Мехта (1995). Производство санскритских пьес в Древней Индии . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-1057-0 .
- Эмми Те Нидженхейс (1974). Индийская музыка: история и структура . БРИЛЛ Академик. ISBN 978-90-04-03978-0 .
- Уильямс, Дрид (2004). «В тени голливудского ориентализма: аутентичные восточно-индийские танцы» (PDF) . Визуальная антропология . 17 (1): 69–98. дои : 10.1080/08949460490274013 . S2CID 29065670 . Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 года . Проверено 5 августа 2016 г.
- Ричмонд, Фарли П.; Суонн, Дариус Л.; Заррилли, Филипп Б. (1993). Индийский театр: традиции исполнения . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0981-9 .
- Уоллес Дэйс (1963). «Понятие «Раса» в санскритской теории драмы». Учебно-театральный журнал . 15 (3): 249–254. дои : 10.2307/3204783 . JSTOR 3204783 .
- Морис Винтерниц (2008). История индийской литературы, том 3 (Оригинал на немецком языке, опубликован в 1922 году, переведен на английский В.С. Сармой, 1981) . Нью-Дели: Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-8120800564 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Танец — индийское исполнительское искусство , Национальный центр исполнительских искусств, Мумбаи
- Центр исполнительских искусств Индии , Питтсбургский университет
- Танец и театр в Индии , Институт Гёте
- Центр индийских исследований, Серия перформансов: Классические танцы , Университет Стоуни-Брук
- Программы обмена колледжами «Танцы в Индии» , Городской университет Нью-Йорка
- [1] , Академия исполнительских искусств Дарпана, Ахмадабад.
- Танцы в Индии Программы обучения за рубежом в США. Архивировано 28 ноября 2016 г. в Wayback Machine , Школы международного обучения.
- Антропология театра и зрелища Уильям Биман (1993)