Jump to content

Тейям

Тейям
Пулиёр Кали Тейям в Матамангаламе
Родное имя Теям
Жанр Ритуальная форма искусства
Источник Колатунаду ( Северный Малабар ), Керала, Индия

Тейям (/ t̪eːjjəm /; латинизированное: тейям ) — индуистский религиозный ритуал, практикуемый в северной Керале и некоторых частях Карнатаки . Тейям также известен как Канияттам или Тиша . Тейям состоит из традиций, ритуалов и обычаев, связанных с храмами и рощами Малабара священными . [1] Жители региона считают Тейяма каналом к ​​богу и поэтому ищут благословения Тейяма.

В Керале тейям исполняется преимущественно в регионе Северный Малабар (состоящий из современных Касаргод , Каннур , Маэ районов , Манантавади Талук в Ваянаде и Вадакара и Койиланди Талук в Кожикоде ). Похожий обычай, известный как Бхута Кола, соблюдается в регионе Тулунаду в соседней Карнатаке.

Сезон тейям начинается с десятого дня месяца малаялам Тулам (обычно выпадает на октябрь и известен как паттаам-удайам) и длится до семи месяцев до середины месяца эдавам (обычно конец мая и июнь). Последний Калияаттам в сезоне проводится в Мадайи Каву и храме Калариватуккал Бхагавати , которые являются семейными святынями королевской семьи Колатири .

Задокументировано около 456 типов шейамов. Тейям в основном исполняют мужчины, за исключением Деваккуту тейям ; Деваккуту . - единственный ритуал Тейям, выполняемый женщинами [2] Девакуту совершается только в храме Теккумбад Кулом. [3]

Тейям обычно исполняют люди из каст и племен, таких как Пулаяр, Ваннан, Малаян, Анхуттан, Муннуттан, Мавилан, Коппалан, Велан, Чингатан, Каланаади, Параван, Наликиявар и т. д. Из них люди Каланаади выступают только в районе Ваянад, а Парава, Памбада, Паанаара и Наликиявар выступают в местах к северу от округов Керала, Мангалапурам (Мангалор) и Удупи.

В районах Касарагод и Каннур это ритуальное искусство в основном исполняется в кавусах (храмах) или родовых домах общин Тийяр , Намбиар , Ванияр и Манияни . [4] [5]

Видеодокументальный фильм о Тейяме
Бали Тейям в Андалуркаву

Тейям имеет долгую историю. «Не может быть никаких сомнений, — говорят Бриджит и Раймонд Алчин, — что очень большая часть этой современной народной религии чрезвычайно древняя и содержит черты, зародившиеся в самые ранние периоды неолита , энеолита , поселения и выражения». [6] [ нужна полная цитата ]

Существует около 400 типов тейям, в том числе Веттаккорумакан , Кативанор Виран , Вишнумурти Тейям , Мучилот Бхагавати и Шри Мутхаппан . [7]

Слово Тейям произошло от Дайвама ( Бога ). Возможно, тейям берет свое начало от поклонения предкам . Кералы Было замечено, что подавляющее большинство божеств Тейяма происходят от людей, входивших в отсталые касты кастовой системы . Ритуал поклонения предкам позже превратился в сложный танцевальный ритуал, который наблюдается сегодня. Включение многих других местных верований. [8]

Классификация субкультов

[ редактировать ]
Тейям в Мужаппилангаде

По данным KKN Kurup , можно сказать, что все выдающиеся характеристики примитивного, племенного, религиозного поклонения расширили поток тейям, где «даже последователи ислама связаны с культом в его функциональном аспекте». [9] и сделало это глубоко укоренившейся народной религией миллионов. Например, Бхагавати , богини-матери занимали и до сих пор занимают важное место в Тейяме. Помимо этого, такие практики, как поклонение духам, поклонение предкам, поклонение героям, поклонение масати, поклонение деревьям, поклонение животным, поклонение змеям, поклонение богиням болезней и поклонение Грамадевате (деревенскому божеству) включены в основное русло тейям. Наряду с этими богами и богинями существует бесчисленное множество народных богов и богинь. Большинство из этих богинь известны как Бхагавати .

В настоящее время в тейям доминируют различные ветви основной индуистской религии, такие как шактизм , вайшнавизм и шиваизм . Однако формы умилостивления и другие ритуалы являются продолжением очень древней традиции. В нескольких культовых центрах можно увидеть приношение крови, что запрещено в буддизме и джайнизме . В таких центрах отдельные места за пределами святилища выбираются для кровавых жертвоприношений и для приготовления традиционного калама (площади, созданной для этого жертвоприношения), известного как Вадаккан Ватиль. Божества Тейям, умилостивленные через жертвоприношение петухов , не войдут в такие святилища. Этот религиозный петушиный бой из-за кровавого жертвоприношения, который также включает в себя петушиный бой как кровавое жертвоприношение, является ярким примером «культурного синтеза «малых» и «великих» культур». [10]

Из-за позднего возрождения движения вайшнавизма в Керале оно не оказало глубокого влияния на Тейяма. В этой категории доступны лишь несколько божеств. Двумя главными божествами тейям вайшнавизма являются Вишнумурти и Дайватар. Вайшнавизм был очень популярен в регионе Тулува в 13 веке, когда он попал под власть Вишнувардхана из династии Хойсала . Он был великим поборником вайшнавизма. Скорее всего, первоначально он был обожествлен как Вишнумурти и включен в культ Бхута Тулува , а затем также включен в качестве выдающегося народного божества в тейям. Для некоторых легенда о Вишнумурти символизирует переселение бога из Мангалора в Колатхунаду .

Все остальные категории божеств Тейяма можно отнести к шиваизму или шактизму . Даже духи, предки, герои и животные обожествлены и включены в эти категории. Короче говоря, Тейям представляет собой хороший пример религиозной эволюции и последующих различных стадий современного индуизма с общим пониманием того, что внутри индуистского синкретизма лежит умилостивление как древние практики и ритуалы древнего поклонения, предназначенные для благословений сверхъестественного, мало чем отличающиеся от «В долине Инда и других древних цивилизациях богиню-мать призывали к плодородию и процветанию». [11]

Покровительство

[ редактировать ]

Из преданности правящие кланы основали свои собственные святилища и кавус для божеств тейям, где соблюдаются несаттвические ритуалы и обычаи. В этих домашних святилищах умилостивляются такие богини, как Рактешвари, Чамунди, Сомешвари, Курати, и такие боги, как Вишнумурти. Там танцоры Тейям выступают во время ежегодных фестивалей богов и богинь. Ритуалы в таких святилищах отличаются от ритуалов брахманических храмов. Это слияние на более позднем этапе является показателем постепенного внедрения цивилизации в Южную Индию с усилением арийского влияния и ассимиляцией местных культур в большую ведическую религию . [12]

Ритуальное представление

[ редактировать ]
Фейс-арт Тейяма — один из лучших образцов народной живописи Кералы.
Канданар Келан Тейям выступает у костра

Танец или призыв обычно исполняется перед деревенской святыней . Его также совершают в домах как поклонение предкам со сложными обрядами и ритуалы.

нет сцены Для выступления , занавеса или других подобных приспособлений. Преданные стояли или некоторые из них сидели на священном дереве перед святыней. Короче говоря, это открытый театр . Представление конкретного божества в зависимости от его значимости и иерархии в святилище продолжается от 12 до 24 часов с перерывами. Главный танцор, который умилостивляет центральное божество святилища, должен постоянно присутствовать в ритуалах. Кроме того, после захода солнца этот конкретный танцор ничего не ел до конца дня. Его грим делают специалисты и другие танцоры. Первая часть представления обычно известна как Веллаттам или Тоттам . Оно проводится без надлежащего грима и какого-либо декоративного костюма . только небольшой красный головной убор В этом случае надевают .

Танцор вместе с барабанщиками декламирует особую ритуальную песню, описывающую мифы и легенды о божестве святыни или народном божестве, которого нужно умилостивить. Это сопровождается игрой на народных музыкальных инструментах. Закончив эту основную ритуальную часть инвокации, танцор возвращается в зеленую комнату . И снова через небольшой перерыв он появляется в правильном гриме и костюмах. Существуют разные модели росписи лица . Некоторые из этих моделей называются вайраделам , каттарам , кожипуспам , коттумпурикам и праккежуту . В основном при росписи лица основные и второстепенные цвета применяются контрастно. Это помогает добиться определенной стилизации в танцах. Затем танцор выходит перед святилищем и постепенно «превращается» в особое божество святилища. Представление означает переходную инверсию, разворот и повышение статуса, обозначая антиструктурную однородность Тейяма. [13] Он, после соблюдения определенных ритуалов, надевает головной убор на голову и начинает танцевать. На заднем плане народные музыкальные инструменты, такие как ченда в определенном ритме играют , туди, кужаль и веекни. Все танцоры берут в руки щит и кадталу ( меч ) как продолжение оружия. Затем танцор обходит святыню, бежит во двор и продолжает там танцевать. Танец Тейям состоит из нескольких шагов, известных как Калаасам . Каждый Каласам систематически повторяется с первого по восьмой шаг работы ног. Спектакль представляет собой сочетание игры на музыкальных инструментах, вокальных декламаций, танца и своеобразного макияжа (обычно преимущественно оранжевого цвета) и костюмов. Кативанор Виран Тейям - один из знаменитых тейямов Кералы. [14]

Виды шейама

[ редактировать ]

Существует около 456 видов шейамов (тейякколамов), среди которых наиболее известны 112. Некоторые из известных шейамов: [15]

Кативанур Виран

[ редактировать ]
Кативанор Виран Тейям

Кативанур Виран тейям исполняется в память о великом воине общины Тийя Мандхаппане Чекаваре. [16] [15]

Мучилот Бхагавати

[ редактировать ]

Мучилот Бхагавати — богиня-девственница и божество-покровительница племени вания Северного Малабара. Согласно местной легенде, она была женщиной-брамином, родившейся в мане под названием Манийотту в деревне Перингеллур, недалеко от Талипарамбы. [17] и возведен в статус божества. Согласно священному манускрипту (Паттола), Мучилот Бхагавати — аватар Кали-юги богинь Ситы Трета -юги , Майи Двапара-юги и Гаятри, явившихся перед мудрецом Вишвамитрой . Считается, что во время путешествия по Земле она отдыхала в доме Мучилот Пада Наир, который был солдатом, принадлежавшим клану Мучилот среди ваньев . [18]

Мучилот Бхагавати

Вишнумурти

[ редактировать ]
Вишнумурти Тейям

Это самый популярный вайшнавский тейям. Этот шейам повествует и воспроизводит историю Хираньякашипу смерти Вишну в его аватаре Нарасимхи . Из-за этого Вишнумурти также называют Нарасимхамурти. [15]

Мутаппан

[ редактировать ]
Тируваппана или Валия Муттапан ( Вишну ) слева и Веллатом или Черия Муттапан ( Шива ) справа.

Мутхаппан шейам состоит из двух божественных фигур и считается олицетворением двух божественных фигур — Тируваппаны или Валии Муттапана ( Вишну ) и Веллатома или Черия Муттапана ( Шивы ). [19] Мутхаппан Тейям отличается от других шейамов тем, что его проводят круглый год. Мутхаппан Антитира — еще один эйям, посвященный Мутхапану . Уникальность его в том, что во всех храмах Мутапана он совершается только один раз. [15]

Падикутти Амма

[ редактировать ]

Считается, что Падикуттиямма является матерью Мутапана . Падикутти Амма Тейям исполняется в храме Палапрат в Кодаллуре недалеко от Парасини Кадаву в Минам (месяц малаялам). [15]

Гуликан представляет Яму , индуистского бога смерти. Бенканакаву (Ненависть) в Нилешваре — один из самых известных храмов, посвященных Гуликану. [15]

Падамадакки Бхагавати

[ редактировать ]

Его совершают в храме Корот. Легенда, лежащая в основе Падамадакки Бхагавати тейям, заключается в том, что Нилесварр Раджа молился богине о помощи от вторгшейся армии из Карнатаки, и Деви послала Падамадакки Бхагавати за помощью. Увидев «Падамадакки Бхагавати», атакующая армия потеряла сознание, и таким образом война была предотвращена. [15]

Манаккот Амма

[ редактировать ]

Манаккотт Амма Тейям исполняется в храме Вайраджатхан в Нилешваре. Манакотт была женщиной, родившейся в семье Наир. Она выступала против существовавшей в то время кастовой системы. Когда она нарушила кастовое правило, ее убил глава семьи. В то время она была беременна. Ее убийство вызвало массу проблем в их семье и было окончательно уничтожено. Ее посмертно обожествили, сочли богиней. [15]

Куттичатхан

[ редактировать ]

Куттичатхан – знаменитый шейам. [15] Тейям связан с семьей браминов Калакатт Иллам, расположенной в Пайаннуре . Считается, что Калакаттачан, разгневанный тем, что он представляет угрозу его уважению в обществе, разорвал Куттичатхана на 396 частей. Из разорванных кусков выбрались 396 чатанов, подожгли дом Намбудири и сожгли близлежащие дома брахманов. Утверждается, что Куттичатхан может исполнить любое желание, если преданный молится ему с верой. [15]

Чамунди шейям в основном бывает трех типов: Мадаил Чамунди, [15] Ракта Чамунди, [15] и Кундорра Чамунди. [15]

Мадаил Чамунди

[ редактировать ]

Чамунди отождествляется с Кали , которая убила асуров Чанду и Мунда и выпила кровь асура Рактабиджи , не дав ни одной капле упасть на землю. Чамунди также известна как Ракта Чамунди (Кровавый Чамунди) и Рактешвари (Богиня крови), потому что она погружена в кровь. Говорят, что в битве с асурами Кали последовала за ними в подземный мир, чтобы возобновить бой. Эту форму называют Паталамурти и Мадаил Чамунди, потому что она путешествовала в подземный мир. [15]

Эта богиня, известная как Кундора Чамунди, Кундади Чамунди и Кундур Чамунди, является образом Кали, убившей Дарикасуру. Этот ейам построил Веланмар. [15]

Путиярамбан

[ редактировать ]

Путиярамбан считается величайшим воином региона по имени Аллада Сварупам, обладавшим сверхъестественной силой, а также знаниями и навыками в калари (региональном боевом искусстве). Считается, что после великой победы он был предан в Нануммеле Кали (Калари). Он был посмертно обожествлен. Путиярамбан Тейям исполняется в Путиярамбан Тараваду, Шри Каппатту Кажагам , Шри Каннамангалам Кажагам и Удинур кулом.

Последние разработки

[ редактировать ]

В 2019 году предлагается построить музей Тейяма в Чантхаппуре в избирательном округе Каллиассери округа Каннур . [20] [21]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «В центре конфликта в Керале мусульманин Тейям совершает индуистский ритуал» . 16 января 2020 г.
  2. ^ « Девакуту; одинокая женщина Тейам в Северном Малабаре» . Матрубхуми .
  3. ^ «Девакуту: В этом году Девакуту обретает новое лицо | Новости Кожикоде — Times of India» . Таймс оф Индия . 23 декабря 2012 г.
  4. ^ Кусуман, К.К. (1990). Панорама индийской культуры: Том поздравлений профессора А. Сридхары Менона . ISBN  9788170992141 .
  5. ^ Робинсон, Гнана (1998). Религии маргинализированных слоев населения: к феноменологии и методологии исследования . ISBN  9788172144586 .
  6. ^ Алчин, Бриджит; Алчин, Раймонд (1968). Рождение индийской цивилизации . п. 3039. .
  7. ^ «Девакуту: В этом году Девакуту обретает новое лицо | Новости Кожикоде — Times of India» . Таймс оф Индия . 23 декабря 2012 г.
  8. ^ «Девакуту: В этом году Девакуту обретает новое лицо | Новости Кожикоде — Times of India» . Таймс оф Индия . 23 декабря 2012 г.
  9. ^ Куруп, ККН (1990). «Тейям — исчезающий ритуальный танец Кералы» . В Кусумане, К.К. (ред.). Панорама индийской культуры: Том поздравлений профессора А. Сридхары Менона . Публикации Миттала. п. 129. ИСБН  9788170992141 .
  10. ^ Куруп, ККН (1990). «Тейям — исчезающий ритуальный танец Кералы» . В Кусумане, К.К. (ред.). Панорама индийской культуры: Том поздравлений профессора А. Сридхары Менона . Публикации Миттала. стр. 127–128. ISBN  9788170992141 .
  11. ^ Куруп, ККН (1990). «Тейям — исчезающий ритуальный танец Кералы» . В Кусумане, К.К. (ред.). Панорама индийской культуры: Том поздравлений профессора А. Сридхары Менона . Публикации Миттала. п. 130. ИСБН  9788170992141 .
  12. ^ Название статьи - Чудо, которым была ИндияURL- http://archive.org/details/wonderthatwasind00alba .Дата обращения - 20 июня 2024 г.Дата публикации - 20 июня 2024 г.
  13. ^ Мэтью, Райсун и Пандия, Дигвиджай. «Карнавал, пограничность и социальная драма: характеристика антиструктурного потенциала тейяма». Журнал Рупката по междисциплинарным гуманитарным исследованиям , том. 13, нет. 3, 2021, стр. 6–8, DOI: https://dx.doi.org/10.21659/rupkatha.v13n3.28 .
  14. ^ «Для неземных ночей прогуляйтесь с тейямами Каннура» .
  15. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот «Различные формы шейамов» . Проверено 2 марта 2019 г.
  16. ^ «Возрождение традиции Сезон тейям начинается на севере Кералы» .
  17. ^ «Мучилот Бхагавати Тейям | ТЕЙЯККОЛАМ» . Архивировано из оригинала 1 ноября 2013 года . Проверено 30 октября 2013 г.
  18. ^ История Мучилоту Бхагавати http://www.thekeralatemples.com/templeinfo/bhagavathy/karivellur_muchilottukavu.htm
  19. ^ «Преданные Мутхаппана собираются на праздник» . Город: Тируванантапурам. Новости Манорамы . ТНН. 9 января 2019 года . Проверено 2 марта 2020 г.
  20. ^ «Каннур: скоро появится изысканный музей Тейям» . Деканская хроника . Проверено 29 августа 2019 г.
  21. ^ «Музей Тейяма ищут в Чандаппуре» . Индус .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Мэтью, Райсун и Пандия, Дигвиджай. «Карнавал, пограничность и социальная драма: характеристика антиструктурного потенциала тейяма». Журнал Рупката по междисциплинарным гуманитарным исследованиям , том. 13, нет. 3, 2021, стр. 1–11, DOI: https://dx.doi.org/10.21659/rupkatha.v13n3.28 .
  • Киллиус, Рольф (2006). Ритуальная музыка и индуистские ритуалы Кералы . Нью-Дели: BR Ритмы. ISBN  978-81-88827-07-7 . .
  • Куруп, ККН (март 1986 г.). Тейям – ритуальный танец Кералы . Тируванантапурам : директор по связям с общественностью правительства Кералы. .
  • Догерти, Дайан (осень 2000 г.). «Пятьдесят лет спустя: финансирование искусств в Керале сегодня». Азиатский театральный журнал . 17 (2): 237–252. дои : 10.1353/atj.2000.0013 . JSTOR   1124491 . S2CID   162293041 .
  • Фриман, младший (май 1999 г.). «Боги, рощи и культура природы в Керале». Современные азиатские исследования . 33 (2): 257–302. дои : 10.1017/s0026749x99003261 . JSTOR   313169 . S2CID   145145703 .
  • Намбияр, Балан (1981). «Боги и призраки - ритуалы Тейяма и Бхуты». Доши, Сарью (редактор) Исполнительское искусство , Марг, том 34, выпуски 3–4, Бомбей, 1981, стр. 62–73.
  • Эшли, Уэйн (июнь 1979 г.). «Тейям Кетту Северной Кералы». Обзор драмы: TDR . 23 (2): 99–112. дои : 10.2307/1145219 . JSTOR   1145219 .
  • Керала Сангита Натака Академи (редактор) THEYYAM (симпозиум) , типография Люмьер, Тричур, 1978 г.
  • «Этнографический сборник» . Национальный центр искусств Индиры Ганди . ИГНКА, Дели . Проверено 10 октября 2014 г. В Нью-Дели есть коллекция из 1800 слайдов с исследовательскими заметками Балана Намбиара.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1f2f5b7d16281e85518782f01a0eaa60__1718887080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1f/60/1f2f5b7d16281e85518782f01a0eaa60.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Theyyam - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)