Тейям
Родное имя | Теям |
---|---|
Жанр | Ритуальная форма искусства |
Источник | Колатунаду ( Северный Малабар ), Керала, Индия |
Тейям (/ t̪eːjjəm /; латинизированное: тейям ) — индуистский религиозный ритуал, практикуемый в северной Керале и некоторых частях Карнатаки . Тейям также известен как Канияттам или Тиша . Тейям состоит из традиций, ритуалов и обычаев, связанных с храмами и рощами Малабара священными . [1] Жители региона считают Тейяма каналом к богу и поэтому ищут благословения Тейяма.
В Керале тейям исполняется преимущественно в регионе Северный Малабар (состоящий из современных Касаргод , Каннур , Маэ районов , Манантавади Талук в Ваянаде и Вадакара и Койиланди Талук в Кожикоде ). Похожий обычай, известный как Бхута Кола, соблюдается в регионе Тулунаду в соседней Карнатаке.
Сезон тейям начинается с десятого дня месяца малаялам Тулам (обычно выпадает на октябрь и известен как паттаам-удайам) и длится до семи месяцев до середины месяца эдавам (обычно конец мая и июнь). Последний Калияаттам в сезоне проводится в Мадайи Каву и храме Калариватуккал Бхагавати , которые являются семейными святынями королевской семьи Колатири .
Обзор
[ редактировать ]Задокументировано около 456 типов шейамов. Тейям в основном исполняют мужчины, за исключением Деваккуту тейям ; Деваккуту . - единственный ритуал Тейям, выполняемый женщинами [2] Девакуту совершается только в храме Теккумбад Кулом. [3]
Тейям обычно исполняют люди из каст и племен, таких как Пулаяр, Ваннан, Малаян, Анхуттан, Муннуттан, Мавилан, Коппалан, Велан, Чингатан, Каланаади, Параван, Наликиявар и т. д. Из них люди Каланаади выступают только в районе Ваянад, а Парава, Памбада, Паанаара и Наликиявар выступают в местах к северу от округов Керала, Мангалапурам (Мангалор) и Удупи.
В районах Касарагод и Каннур это ритуальное искусство в основном исполняется в кавусах (храмах) или родовых домах общин Тийяр , Намбиар , Ванияр и Манияни . [4] [5]
История
[ редактировать ]Тейям имеет долгую историю. «Не может быть никаких сомнений, — говорят Бриджит и Раймонд Алчин, — что очень большая часть этой современной народной религии чрезвычайно древняя и содержит черты, зародившиеся в самые ранние периоды неолита , энеолита , поселения и выражения». [6] [ нужна полная цитата ]
Существует около 400 типов тейям, в том числе Веттаккорумакан , Кативанор Виран , Вишнумурти Тейям , Мучилот Бхагавати и Шри Мутхаппан . [7]
Слово Тейям произошло от Дайвама ( Бога ). Возможно, тейям берет свое начало от поклонения предкам . Кералы Было замечено, что подавляющее большинство божеств Тейяма происходят от людей, входивших в отсталые касты кастовой системы . Ритуал поклонения предкам позже превратился в сложный танцевальный ритуал, который наблюдается сегодня. Включение многих других местных верований. [8]
Классификация субкультов
[ редактировать ]По данным KKN Kurup , можно сказать, что все выдающиеся характеристики примитивного, племенного, религиозного поклонения расширили поток тейям, где «даже последователи ислама связаны с культом в его функциональном аспекте». [9] и сделало это глубоко укоренившейся народной религией миллионов. Например, Бхагавати , богини-матери занимали и до сих пор занимают важное место в Тейяме. Помимо этого, такие практики, как поклонение духам, поклонение предкам, поклонение героям, поклонение масати, поклонение деревьям, поклонение животным, поклонение змеям, поклонение богиням болезней и поклонение Грамадевате (деревенскому божеству) включены в основное русло тейям. Наряду с этими богами и богинями существует бесчисленное множество народных богов и богинь. Большинство из этих богинь известны как Бхагавати .
В настоящее время в тейям доминируют различные ветви основной индуистской религии, такие как шактизм , вайшнавизм и шиваизм . Однако формы умилостивления и другие ритуалы являются продолжением очень древней традиции. В нескольких культовых центрах можно увидеть приношение крови, что запрещено в буддизме и джайнизме . В таких центрах отдельные места за пределами святилища выбираются для кровавых жертвоприношений и для приготовления традиционного калама (площади, созданной для этого жертвоприношения), известного как Вадаккан Ватиль. Божества Тейям, умилостивленные через жертвоприношение петухов , не войдут в такие святилища. Этот религиозный петушиный бой из-за кровавого жертвоприношения, который также включает в себя петушиный бой как кровавое жертвоприношение, является ярким примером «культурного синтеза «малых» и «великих» культур». [10]
Из-за позднего возрождения движения вайшнавизма в Керале оно не оказало глубокого влияния на Тейяма. В этой категории доступны лишь несколько божеств. Двумя главными божествами тейям вайшнавизма являются Вишнумурти и Дайватар. Вайшнавизм был очень популярен в регионе Тулува в 13 веке, когда он попал под власть Вишнувардхана из династии Хойсала . Он был великим поборником вайшнавизма. Скорее всего, первоначально он был обожествлен как Вишнумурти и включен в культ Бхута Тулува , а затем также включен в качестве выдающегося народного божества в тейям. Для некоторых легенда о Вишнумурти символизирует переселение бога из Мангалора в Колатхунаду .
Все остальные категории божеств Тейяма можно отнести к шиваизму или шактизму . Даже духи, предки, герои и животные обожествлены и включены в эти категории. Короче говоря, Тейям представляет собой хороший пример религиозной эволюции и последующих различных стадий современного индуизма с общим пониманием того, что внутри индуистского синкретизма лежит умилостивление как древние практики и ритуалы древнего поклонения, предназначенные для благословений сверхъестественного, мало чем отличающиеся от «В долине Инда и других древних цивилизациях богиню-мать призывали к плодородию и процветанию». [11]
Покровительство
[ редактировать ]Из преданности правящие кланы основали свои собственные святилища и кавус для божеств тейям, где соблюдаются несаттвические ритуалы и обычаи. В этих домашних святилищах умилостивляются такие богини, как Рактешвари, Чамунди, Сомешвари, Курати, и такие боги, как Вишнумурти. Там танцоры Тейям выступают во время ежегодных фестивалей богов и богинь. Ритуалы в таких святилищах отличаются от ритуалов брахманических храмов. Это слияние на более позднем этапе является показателем постепенного внедрения цивилизации в Южную Индию с усилением арийского влияния и ассимиляцией местных культур в большую ведическую религию . [12]
Ритуальное представление
[ редактировать ]Танец или призыв обычно исполняется перед деревенской святыней . Его также совершают в домах как поклонение предкам со сложными обрядами и ритуалы.
нет сцены Для выступления , занавеса или других подобных приспособлений. Преданные стояли или некоторые из них сидели на священном дереве перед святыней. Короче говоря, это открытый театр . Представление конкретного божества в зависимости от его значимости и иерархии в святилище продолжается от 12 до 24 часов с перерывами. Главный танцор, который умилостивляет центральное божество святилища, должен постоянно присутствовать в ритуалах. Кроме того, после захода солнца этот конкретный танцор ничего не ел до конца дня. Его грим делают специалисты и другие танцоры. Первая часть представления обычно известна как Веллаттам или Тоттам . Оно проводится без надлежащего грима и какого-либо декоративного костюма . только небольшой красный головной убор В этом случае надевают .
Танцор вместе с барабанщиками декламирует особую ритуальную песню, описывающую мифы и легенды о божестве святыни или народном божестве, которого нужно умилостивить. Это сопровождается игрой на народных музыкальных инструментах. Закончив эту основную ритуальную часть инвокации, танцор возвращается в зеленую комнату . И снова через небольшой перерыв он появляется в правильном гриме и костюмах. Существуют разные модели росписи лица . Некоторые из этих моделей называются вайраделам , каттарам , кожипуспам , коттумпурикам и праккежуту . В основном при росписи лица основные и второстепенные цвета применяются контрастно. Это помогает добиться определенной стилизации в танцах. Затем танцор выходит перед святилищем и постепенно «превращается» в особое божество святилища. Представление означает переходную инверсию, разворот и повышение статуса, обозначая антиструктурную однородность Тейяма. [13] Он, после соблюдения определенных ритуалов, надевает головной убор на голову и начинает танцевать. На заднем плане народные музыкальные инструменты, такие как ченда в определенном ритме играют , туди, кужаль и веекни. Все танцоры берут в руки щит и кадталу ( меч ) как продолжение оружия. Затем танцор обходит святыню, бежит во двор и продолжает там танцевать. Танец Тейям состоит из нескольких шагов, известных как Калаасам . Каждый Каласам систематически повторяется с первого по восьмой шаг работы ног. Спектакль представляет собой сочетание игры на музыкальных инструментах, вокальных декламаций, танца и своеобразного макияжа (обычно преимущественно оранжевого цвета) и костюмов. Кативанор Виран Тейям - один из знаменитых тейямов Кералы. [14]
Виды шейама
[ редактировать ]Существует около 456 видов шейамов (тейякколамов), среди которых наиболее известны 112. Некоторые из известных шейамов: [15]
Кативанур Виран
[ редактировать ]Кативанур Виран тейям исполняется в память о великом воине общины Тийя Мандхаппане Чекаваре. [16] [15]
Мучилот Бхагавати
[ редактировать ]Мучилот Бхагавати — богиня-девственница и божество-покровительница племени вания Северного Малабара. Согласно местной легенде, она была женщиной-брамином, родившейся в мане под названием Манийотту в деревне Перингеллур, недалеко от Талипарамбы. [17] и возведен в статус божества. Согласно священному манускрипту (Паттола), Мучилот Бхагавати — аватар Кали-юги богинь Ситы Трета -юги , Майи Двапара-юги и Гаятри, явившихся перед мудрецом Вишвамитрой . Считается, что во время путешествия по Земле она отдыхала в доме Мучилот Пада Наир, который был солдатом, принадлежавшим клану Мучилот среди ваньев . [18]
Вишнумурти
[ редактировать ]Это самый популярный вайшнавский тейям. Этот шейам повествует и воспроизводит историю Хираньякашипу смерти Вишну в его аватаре Нарасимхи . Из-за этого Вишнумурти также называют Нарасимхамурти. [15]
Мутаппан
[ редактировать ]Мутхаппан шейам состоит из двух божественных фигур и считается олицетворением двух божественных фигур — Тируваппаны или Валии Муттапана ( Вишну ) и Веллатома или Черия Муттапана ( Шивы ). [19] Мутхаппан Тейям отличается от других шейамов тем, что его проводят круглый год. Мутхаппан Антитира — еще один эйям, посвященный Мутхапану . Уникальность его в том, что во всех храмах Мутапана он совершается только один раз. [15]
Падикутти Амма
[ редактировать ]Считается, что Падикуттиямма является матерью Мутапана . Падикутти Амма Тейям исполняется в храме Палапрат в Кодаллуре недалеко от Парасини Кадаву в Минам (месяц малаялам). [15]
Гуликан
[ редактировать ]Гуликан представляет Яму , индуистского бога смерти. Бенканакаву (Ненависть) в Нилешваре — один из самых известных храмов, посвященных Гуликану. [15]
Падамадакки Бхагавати
[ редактировать ]Его совершают в храме Корот. Легенда, лежащая в основе Падамадакки Бхагавати тейям, заключается в том, что Нилесварр Раджа молился богине о помощи от вторгшейся армии из Карнатаки, и Деви послала Падамадакки Бхагавати за помощью. Увидев «Падамадакки Бхагавати», атакующая армия потеряла сознание, и таким образом война была предотвращена. [15]
Манаккот Амма
[ редактировать ]Манаккотт Амма Тейям исполняется в храме Вайраджатхан в Нилешваре. Манакотт была женщиной, родившейся в семье Наир. Она выступала против существовавшей в то время кастовой системы. Когда она нарушила кастовое правило, ее убил глава семьи. В то время она была беременна. Ее убийство вызвало массу проблем в их семье и было окончательно уничтожено. Ее посмертно обожествили, сочли богиней. [15]
Куттичатхан
[ редактировать ]Куттичатхан – знаменитый шейам. [15] Тейям связан с семьей браминов Калакатт Иллам, расположенной в Пайаннуре . Считается, что Калакаттачан, разгневанный тем, что он представляет угрозу его уважению в обществе, разорвал Куттичатхана на 396 частей. Из разорванных кусков выбрались 396 чатанов, подожгли дом Намбудири и сожгли близлежащие дома брахманов. Утверждается, что Куттичатхан может исполнить любое желание, если преданный молится ему с верой. [15]
Чамунди
[ редактировать ]Чамунди шейям в основном бывает трех типов: Мадаил Чамунди, [15] Ракта Чамунди, [15] и Кундорра Чамунди. [15]
Мадаил Чамунди
[ редактировать ]Чамунди отождествляется с Кали , которая убила асуров Чанду и Мунда и выпила кровь асура Рактабиджи , не дав ни одной капле упасть на землю. Чамунди также известна как Ракта Чамунди (Кровавый Чамунди) и Рактешвари (Богиня крови), потому что она погружена в кровь. Говорят, что в битве с асурами Кали последовала за ними в подземный мир, чтобы возобновить бой. Эту форму называют Паталамурти и Мадаил Чамунди, потому что она путешествовала в подземный мир. [15]
Эта богиня, известная как Кундора Чамунди, Кундади Чамунди и Кундур Чамунди, является образом Кали, убившей Дарикасуру. Этот ейам построил Веланмар. [15]
Путиярамбан
[ редактировать ]Путиярамбан считается величайшим воином региона по имени Аллада Сварупам, обладавшим сверхъестественной силой, а также знаниями и навыками в калари (региональном боевом искусстве). Считается, что после великой победы он был предан в Нануммеле Кали (Калари). Он был посмертно обожествлен. Путиярамбан Тейям исполняется в Путиярамбан Тараваду, Шри Каппатту Кажагам , Шри Каннамангалам Кажагам и Удинур кулом.
Последние разработки
[ редактировать ]В 2019 году предлагается построить музей Тейяма в Чантхаппуре в избирательном округе Каллиассери округа Каннур . [20] [21]
См. также
[ редактировать ]- Поттан Тейям
- Кативанор Виран
- Храмы Кералы
- Уттама Злодей
- Падаяни
- Нилияр Бхагавати
- Тирайяттам
- Бута Кола
- Маппила Тейям
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «В центре конфликта в Керале мусульманин Тейям совершает индуистский ритуал» . 16 января 2020 г.
- ^ « Девакуту; одинокая женщина Тейам в Северном Малабаре» . Матрубхуми .
- ^ «Девакуту: В этом году Девакуту обретает новое лицо | Новости Кожикоде — Times of India» . Таймс оф Индия . 23 декабря 2012 г.
- ^ Кусуман, К.К. (1990). Панорама индийской культуры: Том поздравлений профессора А. Сридхары Менона . ISBN 9788170992141 .
- ^ Робинсон, Гнана (1998). Религии маргинализированных слоев населения: к феноменологии и методологии исследования . ISBN 9788172144586 .
- ^ Алчин, Бриджит; Алчин, Раймонд (1968). Рождение индийской цивилизации . п. 3039. .
- ^ «Девакуту: В этом году Девакуту обретает новое лицо | Новости Кожикоде — Times of India» . Таймс оф Индия . 23 декабря 2012 г.
- ^ «Девакуту: В этом году Девакуту обретает новое лицо | Новости Кожикоде — Times of India» . Таймс оф Индия . 23 декабря 2012 г.
- ^ Куруп, ККН (1990). «Тейям — исчезающий ритуальный танец Кералы» . В Кусумане, К.К. (ред.). Панорама индийской культуры: Том поздравлений профессора А. Сридхары Менона . Публикации Миттала. п. 129. ИСБН 9788170992141 .
- ^ Куруп, ККН (1990). «Тейям — исчезающий ритуальный танец Кералы» . В Кусумане, К.К. (ред.). Панорама индийской культуры: Том поздравлений профессора А. Сридхары Менона . Публикации Миттала. стр. 127–128. ISBN 9788170992141 .
- ^ Куруп, ККН (1990). «Тейям — исчезающий ритуальный танец Кералы» . В Кусумане, К.К. (ред.). Панорама индийской культуры: Том поздравлений профессора А. Сридхары Менона . Публикации Миттала. п. 130. ИСБН 9788170992141 .
- ^ Название статьи - Чудо, которым была ИндияURL- http://archive.org/details/wonderthatwasind00alba .Дата обращения - 20 июня 2024 г.Дата публикации - 20 июня 2024 г.
- ^ Мэтью, Райсун и Пандия, Дигвиджай. «Карнавал, пограничность и социальная драма: характеристика антиструктурного потенциала тейяма». Журнал Рупката по междисциплинарным гуманитарным исследованиям , том. 13, нет. 3, 2021, стр. 6–8, DOI: https://dx.doi.org/10.21659/rupkatha.v13n3.28 .
- ^ «Для неземных ночей прогуляйтесь с тейямами Каннура» .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот «Различные формы шейамов» . Проверено 2 марта 2019 г.
- ^ «Возрождение традиции Сезон тейям начинается на севере Кералы» .
- ^ «Мучилот Бхагавати Тейям | ТЕЙЯККОЛАМ» . Архивировано из оригинала 1 ноября 2013 года . Проверено 30 октября 2013 г.
- ^ История Мучилоту Бхагавати http://www.thekeralatemples.com/templeinfo/bhagavathy/karivellur_muchilottukavu.htm
- ^ «Преданные Мутхаппана собираются на праздник» . Город: Тируванантапурам. Новости Манорамы . ТНН. 9 января 2019 года . Проверено 2 марта 2020 г.
- ^ «Каннур: скоро появится изысканный музей Тейям» . Деканская хроника . Проверено 29 августа 2019 г.
- ^ «Музей Тейяма ищут в Чандаппуре» . Индус .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мэтью, Райсун и Пандия, Дигвиджай. «Карнавал, пограничность и социальная драма: характеристика антиструктурного потенциала тейяма». Журнал Рупката по междисциплинарным гуманитарным исследованиям , том. 13, нет. 3, 2021, стр. 1–11, DOI: https://dx.doi.org/10.21659/rupkatha.v13n3.28 .
- Киллиус, Рольф (2006). Ритуальная музыка и индуистские ритуалы Кералы . Нью-Дели: BR Ритмы. ISBN 978-81-88827-07-7 . .
- Куруп, ККН (март 1986 г.). Тейям – ритуальный танец Кералы . Тируванантапурам : директор по связям с общественностью правительства Кералы. .
- Догерти, Дайан (осень 2000 г.). «Пятьдесят лет спустя: финансирование искусств в Керале сегодня». Азиатский театральный журнал . 17 (2): 237–252. дои : 10.1353/atj.2000.0013 . JSTOR 1124491 . S2CID 162293041 .
- Фриман, младший (май 1999 г.). «Боги, рощи и культура природы в Керале». Современные азиатские исследования . 33 (2): 257–302. дои : 10.1017/s0026749x99003261 . JSTOR 313169 . S2CID 145145703 .
- Намбияр, Балан (1981). «Боги и призраки - ритуалы Тейяма и Бхуты». Доши, Сарью (редактор) Исполнительское искусство , Марг, том 34, выпуски 3–4, Бомбей, 1981, стр. 62–73.
- Эшли, Уэйн (июнь 1979 г.). «Тейям Кетту Северной Кералы». Обзор драмы: TDR . 23 (2): 99–112. дои : 10.2307/1145219 . JSTOR 1145219 .
- Керала Сангита Натака Академи (редактор) THEYYAM (симпозиум) , типография Люмьер, Тричур, 1978 г.
- «Этнографический сборник» . Национальный центр искусств Индиры Ганди . ИГНКА, Дели . Проверено 10 октября 2014 г. В Нью-Дели есть коллекция из 1800 слайдов с исследовательскими заметками Балана Намбиара.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Тейякколам : Полный веб-сайт о йяме | Тейям в Малабаре
- Календарь Тейям , включая изображения.
- Путешествие по йямам на YouTube
- Полный путеводитель по Тейяму , 20 декабря 2018 г.