Керала Натанам
![]() Кераланадам | |
Родное имя | Керала танец |
---|---|
Жанр | Индийский классический танец |
Источник | Керала |
Керала Натанам (കേരള നടനം) ( Танец Кералы ) — это новый стиль танца, который теперь признан отдельной формой искусства, развившейся из Катхакали , формы индийской танцевальной драмы . Индийский танцор Гуру Гопинатх (ഗുരു ഗോപിനാഥ്), хорошо обученный артист Катхакали, и его жена Сакамани Гопинатх , которая была первой ученицей Мохинияттама в Керале Каламандалам, разработали уникальную структуру для обучения и исполнения форм классического танца Индии, истоки которых берут начало в Катхакали. Материалом, который они выбрали, были соло, дуэты, танцевальные драмы и традиционные народные танцы. [ 1 ]
В танцевальных программах Гуру Гопинатха и Сакамани традиционные пьесы существовали бок о бок с модифицированными, чтобы представить различные темы. Их стиль во многом опирался на ангика абхиная (движения тела и жесты) и сатвика абхиная (выражения лица) из Катхакали. Основная поза Катхакали была изменена Гопинатхом на более удобную позу, которая хорошо соответствовала концепции трибханги . [ 2 ]
Еще одно существенное отклонение произошло в ахарья абхиная (режим костюмов), где костюмы и макияж лица были адаптированы в соответствии с ролью. Таким образом, в танце об Иисусе Христе танцор одевался как Христос. В социальных танцах артисты носили одежду рабочих, крестьян, народных и т. д. Аналогично роли Шрикришны , царя, заклинателя змей , охотника имели соответствующие наряды. Впервые музыкальные композиции Карнатика, использованные на концертах, были преобразованы в танцевальные формы Гопинатхом. В отличие от традиционных аттам Катхакали и Мохини, к его выступлениям были добавлены разнообразные музыкальные инструменты.
Хотя при жизни Гуру Гопинатх не дал названия своему стилю, после его смерти движение за присвоение имени этому стилю набрало силу. В 1993 году во время Всемирной конференции Гуру Гопинатха и Кералы Наданам, проходившей в Тривандраме, его ученики дали этому стилю санскритское определение: Кералия Шаастрия Саргаатмака Нриттам — «Традиционный творческий танцевальный стиль, происходящий из Кералы».
Керала Наданам можно исполнять тремя способами: Экамга Наданам (соло), Самгха Наданам (группа), Натака Наданам (танцевальная драма, разыгрывающая историю). Парные танцы мужчина-женщина - особый стиль в Керале Наданам. Также он расширил танцевальную драму до пяти-шестичасового представления под названием «Индийские балеты».

Выдающиеся художники
[ редактировать ]Гуру Чандрасекхаран (1916–1998)
[ редактировать ]Гуру Чандрасекхаран был великим индийским танцором и хореографом, родившимся в Тривандраме, штат Керала, в 1916 году. Его отцом был Н. К. Наир (Кунджу Кришна Куруп), известный художник, работающий маслом. Во время учебы в университете он начал заниматься танцами, не поставив в известность родителей. Он изучал танец Катхакали под руководством Гуру Гопинатха. В этот период Гопинатх получил королевское покровительство со стороны дворца Траванкор, и правительство основало танцевальную школу под названием Шри Читродая Нартха Калалаям в Пуджаппуре, Траванкор. Чандрасекхаран был одним из первых учеников. Через некоторое время Чандрасекхаран изучил катхакали под руководством Недумуди Нараяны Курупа, который также был дворцовым артистом катхакали. Позже он организовал собственную труппу и проводил выступления по Индии. Социальные темы того времени редко использовались в классических танцах. Он поставил и поставил несколько социальных тем в танце.
В 1943 году по приглашению правительства он повез свою труппу в Александрию (Египет); Ближний Восток; и Италия для военных развлечений, поскольку индийская армия участвовала во Второй мировой войне. По окончании войны в 1946 году он снова попытался отправиться в Восточную Азию, но турне закончилось на Цейлоне.
Он работал профессором танцев в Шантиникетане, Западная Бенгалия, членом Сената Университета Кералы, совета директоров руководящего органа Кералы Каламандалама, членом Консультативного комитета Малаяламской энциклопедии, приглашенным профессором танцев музыкального колледжа Свати Тирунал и член-основатель совета директоров Bala Bhavan, Тривандрам.
В конце сороковых годов, по настоянию некоторых своих друзей, он сочинил и представил «Голос Траванкора», политическую тему в танцевальной форме, которая изображала автократическое правление Девана, сэра К. П. Рамасвами Айера и народное движение сопротивления. по этому поводу. Однако сэр С.П. был поклонником искусства Чандрасекхарана. Однако Чандрасекхаран получил высочайшую оценку на Всеиндийской образовательной конференции, состоявшейся в Тривандруме в 1946 году.
Согласно отчету:
«Натараджа Тандава был представлен Чандрасекхараном в замечательной манере. Когда он представил Танец Охотника, его радость быть монархом всего, что он обозревал в лесу, была ярко ощутима. Он в значительной степени возбуждал трагические чувства, когда переживал суицидальные мысли. агония, когда его укусила змея. Когда он вошел в «Ардханаришвару», тело ответило на двойной призыв силы и грации. Возможно, это было больше, чем мог сделать Удай Шанкар».
Другая его композиция — «Полинья Дипам» (Свет, который погас), изображающая печальный конец Махатмы Ганди, которого он сыграл в 1948 году.
В 1949 году он поступил в Университет Вишвабхарати (Шантиникетан) в качестве профессора танца Катхакали. За это время он сочинил и изобразил знаменитые танцевальные драмы Рабиндраната Тагора «Читрангада» , «Чандалика» и т. д. в городах Северной Индии, включая Нью-Дели и Калькутту. В Вишвабхарати у него была возможность познакомиться со многими танцевальными формами, в том числе из Канди, Бали, Бирмы и т. д. В этот период в Шантиникетане он познакомился с профессором Хумаюном Кабиром, Закиром Хусейном (бывшим президентом Индии), которые были затем частые гости Шантиникетана. Все эти великие личности хвалили Чандрасекхарана за его талант исполнительского искусства: «Чандрасекхаран обладает огромной выразительностью и способен передавать оттенки чувств с тонкостью и силой. Его чувство ритма и драматическая интерпретация выделяют его как выдающегося артиста».
Поэт Хариндрант Чатопадхьяя написал ему 21 февраля 1952 года:
«Мужество — это то, что ты в одиночку, в одиночку, без посторонней помощи, строишь и строишь
Это показывает, что у тебя есть дух, поэтому от всего сердца желаю тебе удачи».
С. К. Джордж, ученик Ганди и бывший директор Динабандху Бхавана в Шантиникетане, сказал о нем:
«Шри Чандрасекхаран был одним из лучших учителей искусства в Шантиникетане и много сделал для того, чтобы пробудить интерес к его изучению среди студентов из разных частей страны. Во время своего пребывания там он радовал посетителей Шантиникетана со всех концов мира, законченную технику своего искусства и получил блестящие отзывы от многих из них, в том числе от делегатов Всемирного пацифистского собрания. В танцевальных драмах Гурудева, таких как «Чандалика», «Читрангада» и «Шьяма», представленные в Шантиникетане и за его пределами, он играл главные роли».
Через пару лет он вернулся из Вишвабхарати и открыл в Тривандруме свою собственную школу под именем Пратибха Нритхакала Кендра. В 1954 году он исполнил «Тилаккунна Манну» («Кипящий песок») на социальную тему, пропагандирующую аграрную революцию. Он получил широкое одобрение со стороны таких знаменитостей, как президент Раджендра Прасад и доктор Радхакришнан.
Творческий вклад Чандрасекхарана включает такие композиции, как «Голос Траванкора», «Манишада», «Шива Тандавам», «Ганеш Нритам», «Ардханаришвара», «Сурья Нритам», «Гитопадесам», «Кумара Самбхавам» Калидасы, «Сакунталам» и другие. «Чандала Бхикшуки» Кумарана Асана, «Магдалана Мария» Валлатола, «Гурувум». Сишьянум», «Айша» Ваялара, «Раманан» и «Маркандейан» Чангампужи, «Мохини Ругмангада», «Савитри», «Дакшаягам», «Экалавьян», «Чилаппадикарам», греческий рассказ «Пигмалион», китайский рассказ «Месть рыбака», » Японский рассказ «Эсашиюво» (Прапидиян Паталатил), библейский рассказ «Саломея» и многие другие. Он успешно сочинил и исполнил несколько балетов, таких как «Шри Гурувайраппан», «Кумара Самбхавам», «Шри Айяппан», «Хришья Шринган» и «Шри Хануман».
» («Дети Гималаев») он поставил Другой балет «Химаванте Маккал в 1964 году на фоне истории Индии, завершившейся нападением Китая на Индию в 1962 году. Увидев его, В.В. Гири, тогдашний губернатор Кералы, был так счастлив, что он пригласил Чандрасекхарана в Радж Бхаван и почтил его. Вот выдержка из его хвалебного выступления.
«Я рад стать свидетелем представления танцевальной драмы, основанной на национальной интеграции, представленной Пратибхой Нритхакалой Кендрой, Тривандрум, и поставленной известным и выдающимся танцором Чандрасекхараном. Эта пьеса описывает различные периоды, через которые мы прошли, от ведического периода до в наши дни это самая заставляющая задуматься пьеса, и тот, кто посетит это представление, почувствует энтузиазм и вдохновение и укрепит свой дух патриотизма и любви к самопожертвованию ради своей страны».
В 1965 году Чандрасекхаран сочинил оперу, первую в своем роде на малаялам, а также на любом другом индийском языке. Опера была основана на персонаже Махабхараты Карнане. Сам Чандрасекхаран исполнил роль Карны, а в фильме, который представлялся в Тривандраме более месяца, приняли участие около сотни других. Опера была поставлена постоянными театрами Кала Нилаям. Позже Чандрасекхаран открыл свою собственную постоянную сцену под названием Prathibha Opera House и поставил еще одну оперу под названием «Бхишмар» о герое Махабхараты, которая имела художественный успех, но потерпела финансовый провал, что вынудило его частично уйти со сцены. Однако он продолжал свою деятельность до 1980 года.
На публичном собрании в связи с его Шаштиабдапурти (60-летием) в Хасан Маррикар Холле, Тривандрам, под председательством профессора Аяппы Паникера, общественность Тривандрама присвоила ему титул «Гуру». В 1976 году он был удостоен награды Академии Сангита Натака в Керале. Чандрасекхаран написал несколько статей в периодических изданиях о танцах Индии. Его книга о Бхаратанатьям под названием «Натия Ниришанам» является шедевром: кульминацией исследовательской работы, проведенной за счет стипендии Департамента культуры правительства Индии.
Личная жизнь
[ редактировать ]Чандрасекхаран женился на Моханавалли Амме из семьи Калаппураккал, Алангаде Паравуре, дочери Гопалы Паникера, помощника суперинтенданта полиции бывшего штата Траванкор. Его жена принимала активное участие в танцевальных представлениях. Он умер 5 августа 1998 года в возрасте
Ссылки
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]