Индийский классический танец
Индийский классический танец , или Шастрия Нритья , является общим термином для различных региональных индийских классических танцевальных традиций, уходящих корнями преимущественно в индуистские музыкальные театральные постановки. [1] [2] [3] теория и практика которого восходят к санскритскому тексту Натья Шастра . [4] [5] [6] Число стилей индийского классического танца колеблется от шести до восьми-двенадцати и более, в зависимости от источника и ученого; [7] [8] Основная организация по сохранению индийского искусства, Академия Сангит Натак, признает восемь: Бхаратанатьям , Катхак , Кучипуди , Одисси , Катхакали , Саттрия , Манипури и Мохинияттам . [9] Кроме того, Министерство культуры Индии включает Чхау в свой список, признавая всего девять стилей. [10] Такие ученые, как Дрид Уильямс, добавляют Чхау , Якшагану и Бхагавата Мелу . в список [11] [3] Каждая танцевальная традиция зародилась и пришла из разных штатов и/или регионов Индии; например, Бхаратанатьям родом из Тамил Наду на юге Индии, Одисси — из восточного побережья штата Одиша , а Манипури — из северо-восточного штата Манипур . Музыка, связанная с этими различными танцевальными представлениями, состоит из множества композиций на хинди , малаялам , мейтей ( манипури ), санскрите , тамильском , одиа , телугу и многих других языках Индийского субконтинента; они представляют собой единство основных идей и разнообразие стилей, костюмов и выражений.
Краткое содержание
[ редактировать ]Индийские классические танцы зародились в Индии около 200 г. до н.э. как радостное и праздничное занятие, часто посвященное индуистским божествам. Многие спектакли поставлены так, чтобы пересказывать истории о богах и другие исторические свидетельства. Все стили индийского классического танца яркие, выразительные и духовные. Танцевальные выступления обычно проходят на фестивалях, в университетах, различных культурных мероприятиях и т. д. Танцоры, исполняющие эти стили, обычно являются профессионалами, посвятившими годы изучению и практике соответствующего стиля индийского классического танца. В выступлениях танцоры двигаются в такт играющей песне или музыке; в некоторых стилях, таких как Катхак, колокольчики иногда носят на лодыжках для дополнительного ритмического эффекта при топтании ногами. Танцор берет на себя роль персонажа, которого он изображает в спектакле, при конкретной композиции, и эмоционально связывается с историей и публикой. [12]
Когда танцоры исполняют классические индийские танцы, они носят традиционную одежду, включая сари , ленгха и курты . Обычно в индийских классических танцах основными исполнителями являются женщины, хотя в традиции присутствуют и мужчины. Женский костюм обычно состоит из длинного красочного платья ручной работы (носимого без обуви) с замысловатой вышивкой и расшивкой бисером. В качестве аксессуаров используются богато украшенные украшения, такие как ожерелья, кольца, серьги, кольца в носу, браслеты и ножные браслеты, иногда с прикрепленными колокольчиками, которые звенят каждый раз, когда танцор ритмично топает ногой. В костюм также входит головной убор или шарф, в зависимости от стиля. Женщины обычно наносят много макияжа на лицо не только для того, чтобы быть заметными для публики, но и для того, чтобы полностью воплотить свой характер. [13]
Виды классических танцев
[ редактировать ]Натья Шастра – основополагающий трактат классических танцев Индии. [4] [14] и этот текст приписывается древнему учёному Бхарате Муни . [6] [15] [16] Его первая полная компиляция датируется периодом между 200 г. до н.э. и 200 г. н.э. [17] [18] но оценки различаются между 500 г. до н.э. и 500 г. н.э. [19] Наиболее изученная версия текста Натья Шастры состоит из около 6000 стихов, разбитых на 36 глав. [17] [20] Текст, как утверждает Наталья Лидова, описывает теорию танца Тандава ( Шива ), теорию расы, бхавы, выражения, жестов, актерской техники, основных шагов, поз – все это является частью индийских классических танцев. [17] [21] Танец и исполнительское искусство, утверждается в этом древнем тексте, являются формой выражения духовных идей, добродетелей и сути Священных Писаний. [22] [23]
Исполнительское искусство и культура
Пусть Натья (драма и танец) станет пятым ведическим писанием .
В сочетании с эпической историей,
стремление к добродетели, богатству, радости и духовной свободе,
он должен содержать значение каждого Священного Писания,
и вперед каждое искусство.
Хотя Натья Шастра является почитаемым древним текстом в индуистской традиции, существует множество других древних и средневековых санскритских текстов, связанных с танцевальными драмами, которые дополнительно обсуждают и расширяют классический репертуар исполнительских искусств, такие как Абхиная Дарпана , Абхинава Бхарати , Натья. Дарпана , Бхава Пракаша и многие другие. [25] [26] [27] Термин «классический» ( санскрит : «Шастрия») обозначает древнеиндийское исполнительское искусство, основанное на Шастрах.
В тексте Натья Шастра религиозное искусство описывается как форма марги , или «духовный традиционный путь», освобождающий душу, в то время как народные развлечения называются дези , или «региональная популярная практика». [28] [29] [30]
Индийские классические танцы традиционно исполняются как выразительная драматургически-танцевальная форма религиозного исполнительского искусства. [3] связанные с вайшнавизмом , шиваизмом , шактизмом , паниндуистскими эпосами и ведической литературой, или народные развлечения, включающие рассказывание историй на санскрите или пьесы на региональных языках. [31] Как религиозное искусство, они исполняются либо внутри святилища индуистского храма, либо рядом с ним. [1] [2] Народные развлечения также могут проводиться на территории храма или на любой ярмарочной площади, обычно в сельской местности, путешествующими труппами артистов; альтернативно, их исполняли в залах королевских дворов или на площадях во время фестивалей. [32]
Однако это не относится к Катхаку, Манипури и Чхау, поскольку они имеют свою уникальность. Катхак также может исполняться во дворах мечетей, и в нем присутствуют мусульманские элементы, в то время как в Манипури существует жанр хуен ланглон , ориентированный на боевые действия. [33] [34] [35] [36] Как и Манипури, Чхау тоже имел боевые навыки.
Танцевальные формы
[ редактировать ]В Натья Шастре упоминаются четыре Правритти (традиции, жанры) древней танцевальной драмы, которые были в моде на момент ее написания: Аванти (Удджайн, центр), Дакшинатья (юг), Панчали (север, запад) и Одра-Магадхи (восток). [37]
Источники различаются списком форм индийского классического танца. [38] [39] Британская энциклопедия упоминает шесть танцев. [40] Академия Сангит Натак признала восемь индийских танцев. [41] Министерство культуры правительства Индии включает девять танцевальных форм. [42] Такие ученые, как Дрид Уильямс и другие, включают Якшагану и Бхагавата Мелу в число девяти классических индийских танцев в списке Сангит Натак Академи. [3] [11]
Формы классического танца, признанные Академией Сангит Натак и Министерством культуры: [41] [43]
Восемь классических танцев признаны Академией Сангит Натак и Министерством культуры.
[ редактировать ]- Бхаратанатьям , штат Тамил Наду.
- Катхак из северной Индии.
- Катхакали из Кералы
- Кучипуди из Андхра-Прадеша.
- Манипури из Манипура
- Мохинияттам из Кералы. [а]
- Одисси из Одиши
- Саттрия из Ассама [б]
Другие танцы также признаны Министерством культуры Индии.
[ редактировать ]- Чхау из Восточной Индии ( Одиша , Джаркханд и Западная Бенгалия ) [42]
Изображения
[ редактировать ]Некоторые известные индийские классические танцоры:
- Бхаратанатьям - Рукмини Деви , Падма Субрахманьям , Виджаянтимала , Шима Кермани , Падмини , Пт. пгт. Свати Дайтханкар (который был награжден «Нритья Аланкар» Ахилом Бхаратией Гандхарвой Махавидьялая Мандалом )
- Катхак - Бирджу Махарадж , Нахид Сиддики , Лакчу Махарадж , Гопи Кришна , Сасвати Сен , Манджари Чатурведи
- Катхакали - Каламандалам Кришнан Наир
- Кучипуди - Маллика Сарабхай , В. Сатьянараяна Сарма , Дипа Шашиндран
- Манипури - Гуру Бипин Сингх , Даршана Джавери , сестры Джавери , Девджани Чалиха , Амала Шанкар
- Мохинияттам - Каламандалам Кальяникутти Амма , Шобхана , Сунанда Наир , Каламандалам Радхика , Сакамани , Каламандалам Химавати
- Одисси - Суджата Мохапатра , Мадхави Мудгал , Келучаран Мохапатра , Сурендра Натх Джена , Шобана Сахаджананан , Минати Мишра
- Саттрия - Индира П.П. Бора , Ганаканта Бора , Сароди Сайкиа
Общие аспекты
[ редактировать ]Все основные формы классического индийского танца включают в репертуар три категории исполнения Натья Шастры . Это Нритта , Нритья и Натья : [44]
- Представление Нритты – это абстрактный, быстрый и ритмичный аспект танца. [45] Зрителю предстает чистое движение, в котором акцент делается на красоте движения, формы, скорости, диапазона и узора. [44] Эта часть репертуара не имеет никакого интерпретативного аспекта, никакого повествования. Это техническое представление, целью которого является задействовать чувства (Пракрити) аудитории. [46]
- Нритья - это более медленный и выразительный аспект танца, который пытается передать чувства, сюжетную линию, особенно духовные темы в традициях индуистского танца. [45] В Нритье танцевальное действие расширяется и включает в себя молчаливое выражение слов посредством жестов и движений тела, сопровождаемых музыкальными нотами. Актер формулирует легенду или духовное послание. Эта часть репертуара – это больше, чем просто чувственное наслаждение, она направлена на то, чтобы задействовать эмоции и разум зрителя. [44] [46]
- Натьям – это пьеса, обычно командное выступление. [47] но может быть разыгран сольным исполнителем, когда танцор использует определенные стандартные движения тела, чтобы указать на нового персонажа в основной истории. Натья включает в себя элементы Нритьи . [44] [48] [49]
Все классические танцы Индии использовали схожую символику и правила жестов в абхиная (актерстве). Корни абхиная находятся в тексте Натьяшастры , который определяет драму в стихе 6.10 как то, что эстетически вызывает радость у зрителя посредством актерского искусства общения, что помогает соединить и перенести человека в сверхчувственное внутреннее состояние бытия. . [50] Искусство перформанса, утверждает Натьяшастра , соединяет артистов и зрителей посредством абхиная (буквально «несущего к зрителям»), то есть применения тела-речи-ума и сцены, в которой актеры общаются со зрителями посредством песни и музыки. [50] Драма в этом древнем санскритском тексте – это искусство задействовать все стороны жизни, прославлять и дарить состояние радостного сознания. [51]
Общение посредством символов осуществляется в форме выразительных жестов (мудр или хаст) и пантомим, положенных на музыку. Жесты и мимика передают рас (чувства, эмоциональный вкус) и бхаву (настроение) основной истории. [52] В индуистских классических танцах артист успешно выражает духовные идеи, обращая внимание на четыре аспекта исполнения:
- Ангика (жесты и язык тела),
- Вачика (песня, декламация, музыка и ритм),
- Ахарья (постановка, костюм, грим, украшения),
- Саттвика (мысленный настрой и эмоциональная связь художника с историей и аудиторией, в которой находит отклик внутреннее и внешнее состояние художника). [52]
- Абхиная выявляет бхаву (настроение, психологические состояния). [52]
См. также
[ редактировать ]Часть серии о |
Исполнительское искусство |
---|
Сноски
[ редактировать ]- ^ Британская энциклопедия исключает Мохинияттам из списка индийских классических танцев.
- ^ Британская энциклопедия исключает Саттрия из списка индийских классических танцев.
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Юлиус Липнер (2012). Индусы: их религиозные верования и обычаи . Рутледж. п. 206. ИСБН 978-1-135-24061-5 . , Цитата: «Здесь было бы уместно прокомментировать индуистский классический танец. Он развивался в религиозном контексте и получил большое внимание как часть храмового богослужения. Существует несколько региональных и других стилей, а также исходные тексты, но суть в том, что мы Хочу подчеркнуть, что такой танец предполагает участие. По форме и содержанию сердцем танца как поклонения в индуизме всегда было «выражение» (абхиная), то есть разыгрывание различных тем».
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джин Холм; Джон Боукер (1994). Поклонение . Академик Блумсбери. п. 85. ИСБН 978-1-85567-111-9 . , Цитата: Индуистские классические танцевальные формы, такие как индуистская музыка, связаны с поклонением. Упоминания о танце и музыке встречаются в ведической литературе (...)».
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Фрэнк Берч Браун (2013). Оксфордский справочник по религии и искусству . Издательство Оксфордского университета. стр. 195–196. ISBN 978-0-19-972103-0 . , Цитата: Все танцы, считающиеся частью индийского классического канона (Бхарата Натьям, Чхау, Катхак, Катхакали, Кучипуди, Манипури, Мохиниаттам, Одисси, Саттрия и Якшагана), уходят своими корнями в религиозные практики (...) Индийская диаспора привела к распространению индуистских танцев в Европу, Северную Америку и мир».
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джеймс Г. Лохтефельд (2002). Иллюстрированная энциклопедия индуизма: Новая Зеландия . Издательская группа Розен. стр. 467 . ISBN 978-0-8239-3180-4 . , Цитата: «Натьяшастра остается высшим авторитетом для любой формы танца, которая претендует на звание «классического», а не «народного» танца».
- ^ Рагини Деви 1990 , стр. 60–68.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мохан Хокар (1984). Традиции индийского классического танца . Кларион Книги. стр. 57–58. ISBN 9780391032750 .
- ^ «6 классических танцев Индии | Британика» .
- ^ Сарвал, Амит; Уокер, Дэвид (2015). «Организация культурного сотрудничества: Луиза Лайтфут и Ананда Шиварам». Танцевальная хроника . 38 (3): 305–335. дои : 10.1080/01472526.2015.1088286 . S2CID 166744945 .
- ^ Бишнуприя Датт; Урмимала Саркар Мунси (2010). Гендерное исполнение: индийские женщины-исполнители в поисках идентичности . Публикации SAGE. п. 216. ИСБН 978-81-321-0612-8 .
- ^ «Танец | Министерство культуры, правительство Индии» .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уильямс 2004 , стр. 83–84, другими основными классическими индийскими танцами являются: Бхаратанатьям , Катхак , Одисси , Катхакали , Кучипуди , Саттрия , Чхау , Манипури , Якшагана и Бхагавата Мела .
- ^ Ариан Сингх Путеводитель по истории Индии
- ^ Ариан Сингх Путеводитель по истории Индии
- ^ Танви Баджадж; Свасти Шримали Вохра (2015). Исполнительское искусство и терапевтические последствия . Рутледж. стр. 6–7. ISBN 978-1-317-32572-7 .
- ^ Шрамм, Гарольд (1968). «Музыкальный театр Индии». Азиатская музыка . 1 (1). Издательство Техасского университета: 31–40. дои : 10.2307/834008 . JSTOR 834008 .
- ^ Курлавала, Уттара Аша (1993). «Конференция в Торонто «Новые направления в индийском танце» ». Танцевальная хроника . 16 (3). Рутледж: 391–396. дои : 10.1080/01472529308569140 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Наталья Лидова 2014 .
- ^ Тарла Мехта 1995 , стр. XXIV, 19–20.
- ^ Уоллес Дэйс 1963 , с. 249.
- ^ Эмми Те Нейенхейс 1974 , стр. 1–25.
- ^ Капила Вацяян 2001 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Курмарасвами и Дуггирала (1917). «Зеркало жеста» . Издательство Гарвардского университета. п. 4. ; См. также главу 36.
- ^ Гай Л. Бек (2012). Звуковая литургия: ритуал и музыка в индуистской традиции . Издательство Университета Южной Каролины. стр. 138–139. ISBN 978-1-61117-108-2 .
Цитата: «Обобщение важности Натьяшастры для индуистской религии и культуры было предоставлено Сьюзан Шварц». Короче говоря, Натьяшастра представляет собой исчерпывающее энциклопедическое исследование искусств, в котором основное внимание уделяется исполнительскому искусству как его центральной черте. Он также полон обращений к божествам, признающих божественное происхождение искусств и центральную роль исполнительских искусств в достижении божественных целей (...)».
- ^ «Натьяшастра» (PDF) . Санскритские документы.
- ^ Тарла Мехта 1995 , стр. XXIX, 131–137.
- ^ Мандакранта Бос (2012). Движение и мимесис: идея танца в санскритской традиции . Спрингер. стр. 13–32, 108–112. ISBN 978-94-011-3594-8 .
- ^ Рагини Деви 1990 , стр. 18–37.
- ^ Реджинальд Мэсси 2004 , с. 32.
- ^ Рагини Деви 1990 , стр. 67, контекст: 60-68.
- ^ Тхера Маханама-стхавира (1999). Махавамса: Великая хроника Шри-Ланки . Джайнское издательство. стр. 40–41. ISBN 978-0-89581-906-2 .
- ^ Рагини Деви 1990 , стр. 25–30, 67–68, 166.
- ^ Фарли П. Ричмонд, Дариус Л. Суонн и Филипп Б. Заррилли 1993 , стр. 3, 34–36, 47, 171–173, 215, 327–329.
- ^ «Танец Катхак ставит индуизм и ислам в один круг» .
- ^ Чоудхури, Тапати (13 мая 2016 г.). «Жемчужина путешествия» . Индус .
- ^ «Танец манипури: путешествие» (PDF) . esamskriti.com .
- ^ «Танец Манипури в исполнении Бхарата Натьяма, Одисси, Катхака» .
- ^ Сунил Котари; Авинаш Пасрича (1990). Одисси, индийское классическое танцевальное искусство . Публикации Марга. стр. 5–6. ISBN 978-81-85026-13-8 .
- ^ «Индийский классический танец» . Одна Индия. 19 апреля 2009 г. Архивировано из оригинала 17 апреля 2009 г. Проверено 11 июня 2010 г.
- ^ Нараян, Шована (2005). Индийские классические танцы: «екам сат випраах бахудаа ваданти» . Публикации Шубхи. п. 5. ISBN 9781845571696 .
- ^ Британская энциклопедия . танец (исполнительское искусство): Индийский классический танец . Проверено 11 марта 2010 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б СНС || Награды и награды
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Танец» . Indiacultural.nic.in . Проверено 27 мая 2022 г.
- ^ «Танец | Министерство культуры, правительство Индии» . indiacultural.nic.in .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Медури, Аванти (1988). «Бхарата Натьям-Кто ты?». Азиатский театральный журнал . 5 (1). Издательство Гавайского университета: 3–4. дои : 10.2307/1124019 . JSTOR 1124019 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Эллен Коскофф (2008). Краткая энциклопедия мировой музыки Garland: Ближний Восток, Южная Азия, Восточная Азия, Юго-Восточная Азия . Рутледж. п. 955. ИСБН 978-0-415-99404-0 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джанет Декатнер (2010). Азиатский танец . Информационная база. стр. 45–46. ISBN 978-1-4381-3078-1 .
- ^ Кавита Джаякришнан (2011), Танцующая архитектура: параллельная эволюция Бхаратанатьям и южноиндийской архитектуры , магистерская диссертация, присуждена Университетом Ватерлоо, Канада, стр. 25
- ^ Реджинальд Мэсси 2004 , стр. 33–38, 83–84, 207–214.
- ^ Бруно Неттл; Рут М. Стоун; Джеймс Портер; и др. (1998). Энциклопедия мировой музыки Garland: Южная Азия: Индийский субконтинент . Рутледж. стр. 516–521. ISBN 978-0-8240-4946-1 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Поле Мехта 1995 , с. 3.
- ^ Поле Мехта 1995 , с. 5.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Танви Баджадж; Свасти Шримали Вохра (2015). Исполнительское искусство и терапевтические последствия . Рутледж. стр. 82–84. ISBN 978-1-317-32572-7 .
Библиография
[ редактировать ]- Эмброуз, Кей (1984). Классические танцы и любовь к Индии . Пэлгрейв Макмиллан.
- Рагини Деви (1990). Танцевальные диалекты Индии Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0674-0 .
- Natalia Lidova (2014). "Natyashastra". Oxford University Press. doi : 10.1093/obo/9780195399318-0071 .
- Наталья Лидова (1994). Драма и ритуал раннего индуизма . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-1234-5 .
- Уильямс, Дрид (2004). «В тени голливудского ориентализма: аутентичные ост-индийские танцы» (PDF) . Визуальная антропология . 17 (1). Рутледж: 69–98. дои : 10.1080/08949460490274013 . S2CID 29065670 . Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 г. Проверено 5 августа 2016 г.
- Тарла Мехта (1995). Производство санскритских пьес в Древней Индии . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-1057-0 .
- Реджинальд Мэсси (2004). Танцы Индии: их история, техника и репертуар . Публикации Абхинава. ISBN 978-81-7017-434-9 .
- Эмми Те Нидженхейс (1974). Индийская музыка: история и структура . БРИЛЛ Академик. ISBN 90-04-03978-3 .
- Капила Вацяян (2001). Бхарата, Натьяшастра . Сахитья Академия. ISBN 978-81-260-1220-6 .
- Капила Вацяян (1977). Классический индийский танец в литературе и искусстве . Академия Сангит Натак. OCLC 233639306 . , Оглавление
- Капила Вацяян (1974). Индийский классический танец . Академия Сангит Натак. ОСЛК 2238067 .
- Капила Вацяян (2008). Эстетические теории и формы в индийской традиции . Мунширам Манохарлал. ISBN 978-8187586357 . OCLC 286469807 .
- Капила Вацяян. Танец в индийской живописи . Публикации Абхинава. ISBN 978-81-7017-153-9 .
- Уоллес Дэйс (1963). «Понятие «Раса» в санскритской теории драмы». Учебно-театральный журнал . 15 (3): 249–254. дои : 10.2307/3204783 . JSTOR 3204783 .
- Фарли П. Ричмонд; Дариус Л. Суонн; Филип Б. Заррилли (1993). Индийский театр: традиции исполнения . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0981-9 .
- «Раскрытие искусства Натьяшастры», Нараянан Читтур Намбодирипад ISBN 9788121512183
- «Портал Андхра-Прадеша: Танец» . Правительство Андхра-Прадеша. Архивировано из оригинала 4 декабря 2010 г. Проверено 3 ноября 2010 г.
- Арийский Синг (2021) Путеводитель по истории Индии Средняя школа Нью-Форест
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с жанрами классического танца Индии, на Викискладе?
- Классический индийский танец в Curlie