Сурендра Натх Йена
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Сурендра Натх Йена | |
---|---|
![]() Одисси Танцор, музыкант, поэт | |
Рожденный | Учапур, Бхадрак , Одиша, Индия | 10 октября 1924 г.
Умер | 8 октября 2007 г. Шакарпур, Нью-Дели, Индия | (82 года)
Род занятий | Индийский классический танцор , хореограф, актер, музыкант, поэт, педагог. |
Годы активности | 1931–2006 |
Супруг | Кумудини Йена |
Дети | Пратибха Джена Сингх, Нирмал Ч Джена, Рекха Ядав, Рама Джена Прадхан |
Награды | Премия Сангита Натака Академии |
Сурендра Натх Йена (10 октября 1924 - 8 октября 2007) был известным танцором Одисси , известным своим вкладом в этот вид искусства. Его танцевальный стиль характеризовался всеобъемлющей интеграцией разнообразных элементов индийской культуры , включая храмовую скульптуру, древние танцевальные формы, санскритскую и народную литературу , йогу , традиционную живопись, рукописи и философию. Йена был не только танцовщицей, но и хореографом, ответственным за музыку и танцевальные аранжировки в своих композициях. [ 1 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Детство
[ редактировать ]Сурендра Натх Джена родился в 1924 году в деревне Учапур в районе Бхадрак штата Одиша . [ 2 ] Он происходил из скромной семьи, его семья занималась сельским хозяйством . После безвременной кончины его отца, Каланди Чаран Джена, его мать, Гухуни Деви Джена, поддерживала семью, продавая овощи и рыбу на местном рынке. Его мать, которая происходила из семьи местных певцов и актеров Джатры , осознала потенциал Йены и записала его в Асура Матха, близлежащее учебное заведение, специализирующееся на обучении танцам и драме, когда ему было семь лет. На это решение частично повлияло отсутствие интереса Йены к формальному обучению и его игривый характер.
Ятра Путешествие
[ редактировать ]Под руководством своего учителя джатры Ананда Наяка Сурендра Натх Джена начал исполнять джатру, рассказывая истории из таких эпических сказок, как Махабхарата , Пураны и Рамаяна . За почти три десятилетия он путешествовал по Одише, часто путешествуя на воловьих повозках или пешком вместе со своей труппой Джатры. Их выступления, продолжавшиеся всю ночь, характеризовались тщательными репетициями и минимальными ресурсами, включая ограниченные финансовые средства и запасы продовольствия.

Сурендра Натх Джена получил возможность, когда актер из партии Рас Гопинатхпура предложил ему должность в репертуарной труппе. Эта работа, приносившая зарплату в двадцать рупий , в то время считалась значимой в сельской Индии. Он взял на себя роль учителя и актера, став гуру драматической труппы Джайдурга в Чудваре , а позже выступив директором труппы Джатра Шарда Кала Кунджа в Нагаспуре .
Личная жизнь
[ редактировать ]Сурендра Натх Джена, когда ему было под тридцать, женился на Смте. Кумудини Йена. Нирмал Ч. Йена основал танцевальную компанию Odissi (ODC) в Сиднее, Австралия , где организовал серию представлений и программ танцевального образования в таких городах, как Сидней, Мельбурн и Канберра . Его дочь, Пратибха Джена Сингх, признана одним из выдающихся представителей Одисси, поскольку она демонстрировала выступления и проводила танцевальное обучение по всему миру в этом характерном стиле Одисси. Она проводит обучение тонкостям этого традиционного стиля Одисси в Тривени Кала Сангам , Нью-Дели, а также в танцевальных школах России и Украины . Кроме того, другие его дочери, Рекха Ядав в Дели и Рама Джена Прадхан в Бхубанешваре , занимаются преподаванием музыки и танцев.
Карьера
[ редактировать ]Начало танца
[ редактировать ]Гуру Сурендра Натх Джена провел шесть месяцев в Калькутте , чтобы изучать Катхакали под руководством Бала Кришны Менона. Он нашел Катхакали, танцевальную форму Кералы , более совершенной по сравнению с Джатрой , что побудило его продолжить ее изучение. Однако финансовые трудности не позволили ему завершить учебу. В 1950-х годах Одисси пережил возрождение под руководством художников Ория , ученых , гуру Готипуа и Махари , таких как Джаянтика. Гуру Сурендра Натх Джена посвятил первые пять лет изучению этого возрожденного стиля, который был реконструирован на основе рассказов бывших девадаси /махари и готипуа (юных мальчиков, изображающих танцовщиц, пришедших на смену Махари). По завершении учебы ему была присвоена степень Нрутья Бхушан по танцу Одисси в 1965–66 годах.

Вдохновение Конарака
[ редактировать ]Переехав из Одиши, Йена поселился в Дели, где в 1966 году стал ассистентом в Нритья Никетан. Впоследствии в 1967 году он присоединился к Тривени Кала Сангам , уважаемому художественному учреждению в Нью-Дели, в качестве независимого учителя танцев Одисси. Он посвятил свою жизнь преподавал как иностранным, так и индийским студентам и развивал свой особый стиль Одисси до выхода на пенсию в 2004 году.
Преданность Сурендры Натха Джены была сосредоточена на Радхе и Кришне , которых он считал своими Ишта Девата , или избранными божествами. Его стиль танца был средством выражения благоговения и поклонения божественному через художественную форму танца. [ 3 ]

Уникальный стиль
[ редактировать ]В 1966 году, переехав в Дели, Сурендра Натх Джена приступил к развитию своего отличительного стиля танца Одисси. На этот уникальный подход глубоко повлияло его обширное исследование древней литературы и храмовой скульптуры Одиши. Хореография Йены была направлена на то, чтобы оживить культовые позы, изображенные на храмовых резных фигурах, наполнив их жизнью и эмоциями. Он подчеркивал значение как эмоционального выражения (Бхав), так и основных поз (Бханги) в своих танцевальных композициях, рассматривая их как взаимодополняющие элементы. Йена поддерживал традиционную веру в то, что преданность ( бхакти ) находит проявление через танец и музыку, рассматривая их как формы духовной практики ( садханы ). [ 4 ]
Стиль танца Одисси Сурендры Натха Йены характеризуется своей уникальностью, динамизмом и духовной преданностью, черпая вдохновение из богатого наследия храмовой скульптуры в Одише. Этот стиль развился благодаря исследованию Йеной параллелей между образами сельской жизни Одиши и различными традиционными формами искусства, такими как Джатра , свитки Паттачитры , картины Талапатры и древние тексты. Кроме того, на хореографию Йены влияет архитектурное великолепие знаменитых храмов Одиши, таких как Конарк , Лингарадж и Джаганнатх Пури , а также святыни Чаусат Йогини . Своим стилем Йена пытается оживить замысловатые скульптуры храмов, оживив их посредством танца. [ 5 ]
Награды и достижения
[ редактировать ]- В 1970-х годах Сурендра Натх Йена трижды ездил в Соединенные Штаты, чтобы проводить семинары Одисси, как в частном порядке, так и в Институте Наропы .
- Йена получила стипендию Министерства культуры правительства Индии на период 1981–82 годов.
- Йена является автором книги «Атман-Одисси Нритья Пуран в поэзии ория» , посвященной истории, технике и эстетике Одисси, которая публиковалась с 1991 по 1993 год.
- Его танцевальные композиции были записаны на видео Академией Сангит Натак в 1994 году.
- В 2005–2006 годах Лондонский университет Рохэмптона снял документальный фильм доктора Алессандры Лопес-и-Ройо под названием «Исполнение Конарка, исполнение Хирапура», который продемонстрировал уникальный стиль Йены. [ 6 ]
- удостоил Йену премии Сангит Натак Академи В 2007 году президент Индии Сингх доктор Манмохан . Абдул Калам в знак признания его значительного вклада в Odissi. [ 7 ]
Сурендра Натх Джена получает академическую премию Сангита Натака от APJ Абдула Калама (президента Индии)
Ссылки/Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ Пратибха Джена (10 октября 1924 г.). «Танцевальный фонд Нритьяшильп Гуру Сурендра Натх Джена Одисси» . surendranathjenaodissi.com. Архивировано из оригинала 27 ноября 2016 года . Проверено 8 августа 2008 г.
- ^ «Профиль премии Сангит Натак Академии: Шри Сурендра Натхлена» (PDF) . Академия Сангит Натак . Министерство культуры, правительство Индии . Проверено 7 июля 2024 г.
- ^ Джая Мехта (10 октября 1924 г.). «О гении Гуру Сурендры Натха Джена» . Джаямехта.ин. Архивировано из оригинала 2 июля 2017 года . Проверено 6 ноября 2014 г.
- ^ ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ ОБЗОР; Международный фестиваль танца Одисси: праздник памяти маэстро Никиты Саксены, Hindustan Times , 29 января 2017 г.
- ^ «Вспоминая Гуру Сурендру Натха Джену» . Журнал Шрути . Ченнаи, Индия . Проверено 8 февраля 2017 г.
- ^ «Исполнение Конарака, исполнение Хирапура: документирование Одисси Гуру Сурендранатха» . 11 июля 2005 г.
- ^ «Премия Сангита Натака Академии» . Министерство культуры, правительство Индии. 2006 год . Проверено 3 марта 2007 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- АТМАН - Одисси Нритья Пуран Гуру Сурендры Натха Джены. Опубликовано Пратибхой Дженой Сингхом, 2017 г. ISBN 978-93-5281-589-0 .
- Танец имеет значение , Глава 17. Гуру Сурендра Натх Джена, разрушающий восстановленный канон Одисси . Автор Алессандра Лопес-и-Ройо, 2010 г. ISBN 978-0-415-55375-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- другие ссылки
- «odissi.blogspot.in» . Памяти Гуру Сурендры Натха Джены . Проверено 15 сентября 2007 г.
- «Школа танцев Гуру Шри Сурендранатха Йена на Урале» . 11 сентября 2008 г.
- «saathire.com» .
- «Шилпятра» . delhievents.com . Ченнаи, Индия. 1 апреля 2015 г.
- Ссылки на видео
- 1924 рождения
- смертей в 2007 г.
- Лауреаты премии Сангит Натак Академии
- Преподаватели индийских танцев
- Жители района Бхадрак
- Экспоненты Одисси
- Индийские классические хореографы
- Танцевальное образование в Индии
- Преподаватели индийского классического танца
- Индийские хореографы
- Индийские танцоры XX века
- Танцоры из Одиши
- Индийские педагоги XX века
- Преподаватели из Одиши