Храм Лингараджа
Храм Лингараджа | |
---|---|
Религия | |
Принадлежность | индуизм |
Округ | Хурда |
Божество | Шива как Лингараджа Парвати (супруга) |
Фестивали | Шиваратри , Ашокаштами |
Расположение | |
Расположение | Экамра Кшетра , Старый город, Бхубанешвар |
Состояние | Одиша |
Страна | Индия |
Географические координаты | 20 ° 14'18 "N 85 ° 50'01" E / 20,23833 ° N 85,83361 ° E |
Архитектура | |
Тип | Калинга Архитектура |
Создатель | Каста Кешари [ 1 ] |
Завершенный | 11 век н.э. |
Часть серии о |
Шиваизм |
---|
Портал индуизма |
Храм Лингараджа (англ. Одия: [liŋɡɔraːd͡ʒɔ] ) — индуистский храм, посвященный Шиве и один из старейших храмов в Бхубанешваре , столице индийского штата Одиша , Индия . Храм является самой выдающейся достопримечательностью города Бхубанешвар и одной из главных туристических достопримечательностей штата. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Здесь также ее супруга известна как Парвати, которую в народе называют Аннапурной или Гириджей.
Храм Лингараджа — самый большой храм в Бхубанешваре. Центральная башня храма имеет высоту 180 футов (55 м). Храм представляет собой квинтэссенцию архитектуры Калинга и является кульминацией средневековых этапов архитектурной традиции Бхубанешвара. [ 5 ] Считается, что храм был построен королями из династии Сомавамси , а позднее были пристроены правителями Ганги . Храм построен в стиле Деула и состоит из четырех компонентов, а именно: вимана (сооружение, содержащее святилище), джагамохана (зал собраний), натамандира (праздничный зал) и бхога-мандапа (зал подношений), каждый из которых увеличивается в высоту до своей высоты. предшественник. Храмовый комплекс включает 108 других святынь и окружен большой сложной стеной.
Бхубанешвар называется Экамра Кшетра, поскольку божество Лингараджи изначально находилось под манговым деревом (Экамра), как отмечено в Экамра Пуране , санскритском трактате 13-го века. В отличие от большинства других храмов Бхубанешвара, в храме активно проводятся богослужения. В храме есть изображения Вишну , возможно, из-за растущей известности секты Джаганнатхи, исходящей от правителей Ганги, которые построили храм Джаганнатхи в Пури в 12 веке. Центральному божеству храма, Лингарадже, поклоняются как Шиве.
Храм Лингараджа поддерживается Попечительским советом храма и Археологической службой Индии (ASI). Храм посещают в среднем 6000 человек в день, а во время фестивалей его посещают сотни тысяч человек. Фестиваль Шиваратри — главный фестиваль, отмечаемый в храме, и в 2012 году его посетили 200 000 человек. Храмовый комплекс закрыт для неиндуистов, но у стены есть смотровая площадка, с которой открывается хороший вид на основные внешние части. Первоначально он был установлен для визита лорда Керзона, когда он был вице-королем .
История
[ редактировать ]Храм в его нынешнем виде датируется последним десятилетием одиннадцатого века. Есть свидетельства того, что часть храма была построена в шестом веке нашей эры, как упоминается в некоторых санскритских текстах седьмого века. [ 6 ] Фергюссон считает, что строительство храма могло быть инициировано Лалатом Инду Кешари, который правил с 615 по 657 год нашей эры. Зал собраний ( джагамохана ), святилище и башня храма были построены в одиннадцатом веке, а Зал подношений ( бхога-мандапа ) — в двенадцатом веке. Натамандира . была построена женой Салини между 1099 и 1104 годами нашей эры [ 7 ] К тому времени, когда храм Лингараджа был полностью построен, в регионе росла секта Джаганнатха (форма Вишну), о чем, по мнению историков, свидетельствует сосуществование поклонения Вишну и Шиве в храме. Цари династии Ганга были ярыми последователями вайшнавизма , [шиваизма] и [шактизма] и построили храм Джаганнатхи в Пури в 12 веке. [ 1 ]
По некоторым данным, храм был построен королем Сомаванши Яяти I (1025–1040) в 11 веке нашей эры. [ 1 ] назывался Экамра Кшетра Джаджати Кешари перенес свою столицу из Джаджпура в Бхубанешвар, который в Брахма Пуране , древнем писании, . Одна из королев Сомавамси пожертвовала храму деревню, а прикрепленные к храму брамины получили щедрые гранты. [ 8 ] Надпись сакского 1094 года (1172 г. н.э.) указывает на дары храму Раджараджи II в виде золотых монет. [ 9 ] Другая надпись Нарасимхи I XI века указывает на подношение листьев жука в качестве тамбулы главенствующему божеству. [ 10 ] Другие каменные надписи в храме указывают на королевские гранты Чодаганги жителям близлежащей деревни. [ 11 ]
К. К. Паниграхи упоминает, что у Яйти I не было времени строить храм, и инициатором строительства должны были стать его сыновья Ананта Кесари и Удьота Кесари (считается, что это также другие имена Яяти II). Аргумент против этой точки зрения заключается в том, что его слабые преемники не смогли бы построить такое великолепное сооружение. [ 12 ]
Архитектура
[ редактировать ]Храм Лингараджа — самый большой храм в Бхубанешваре. Джеймс Фергюссон (1808–1886 гг.), известный критик и историк, оценил храм как «один из лучших примеров чисто индуистского храма в Индии». [ 2 ] Он заключен в просторную сложную стену из латерита размером 520 футов (160 м) на 465 футов (142 м). Стена имеет толщину 7,5 футов (2,3 м) и увенчана простым наклонным выступом. Вдоль внутренней поверхности ограждающей стены имеется терраса для защиты составной стены от внешнего воздействия. [ 5 ] Высота башни составляет 45,11 м (148 футов), а в просторном внутреннем дворе комплекса есть 150 небольших святынь. Каждый дюйм башни высотой 55 м (180 футов) украшен скульптурой. [ 2 ] [ 12 ] Дверь в калитке входного крыльца сделана из сандалового дерева. [ 13 ]
Храм Лингараджа обращен на восток и построен из песчаника и латерита . Главный вход расположен на востоке, а на севере и юге есть небольшие входы. Храм построен в стиле Деула и состоит из четырех компонентов, а именно: вимана (сооружение, содержащее святилище), джагамохана (зал собраний), натамандира (праздничный зал) и бхога-мандапа (зал подношений), причем все четыре расположены по оси нисходящая высота. [ 12 ] [ 14 ] Танцевальный зал был связан с повышением известности системы девадаси , существовавшей в то время. [ 6 ] Различные блоки от Зала подношений до башни святилища увеличиваются в высоте.
Бхогамандапа (Зал подношений) имеет размеры 42 футов (13 м) × 42 футов (13 м) изнутри, 56,25 футов (17,15 м) × 56,25 футов (17,15 м) снаружи и имеет четыре двери с каждой стороны. . Наружные стены зала украшены декоративными скульптурами людей и зверей. Зал имеет пирамидальную крышу, состоящую из нескольких горизонтальных слоев, расположенных по два, с промежуточной площадкой. На нем изображен перевернутый колокол и каласа наверху. [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] Натамандира (фестивальный зал) имеет размеры 38 футов (12 м) × 38 футов (12 м) изнутри, 50 футов (15 м) × 50 футов (15 м) снаружи, имеет один главный вход и два боковых входа. Боковые стены зала украшены декоративными скульптурами, изображающими женщин и пары. Имеет плоскую ступенчатую крышу. Внутри зала толстые пилоны. [ 14 ] [ 15 ] [ 17 ]
Джагамохана . (зал собраний) имеет размеры 35 футов (11 м) × 30 футов (9,1 м) изнутри, 55 футов (17 м) × 50 футов (15 м) снаружи, входы с юга и севера и имеют 30 входов крыша высотой метра (98 футов). Зал имеет пирамидальную крышу, состоящую из нескольких горизонтальных слоев, расположенных по два, с промежуточной площадкой, как в Зале подношений. Фасад входов украшен перфорированными окнами с изображением льва, сидящего на задних лапах. Перевернутый колокол над вторым блоком украшен каласой и львами. [ 14 ] [ 15 ] Рекха деула имеет пирамидальную башню высотой 60 м (200 футов) над святилищем и имеет размеры 22 фута (6,7 м) × 22 фута (6,7 м) изнутри, 52 фута (16 м) × 52 фута (16 м) снаружи. снаружи над святилищем. Он покрыт декоративным орнаментом и сидящим львом, выступающим из стен. Святилище изнутри имеет квадратную форму. Стены башни украшены женскими фигурами в разных позах. [ 14 ] [ 15 ]
Храм имеет обширный двор, усеянный сотнями мелких святынь. [ 12 ]
Религиозное значение
[ редактировать ]Бхубанешвар называется Экамра Кшетра, поскольку божество Лингараджи изначально находилось под манговым деревом (Экамра). Экамра Пурана , санскритский трактат 13-го века, упоминает, что правящее божество не рассматривалось как лингам (аниконическая форма Шивы) во время Сатья- и Трета-юги и только во время Двапара- юги и Кали-юги оно возникло как лингам. Лингам в храме — это натуральный бесформенный камень, опирающийся на Шакти. Такой лингам называется Крутибаса или Сваямбху и встречается в 64 местах в разных частях Индии. С приходом династии Ганга в начале 12 века, в период. [ 18 ]
Это связано с ростом известности секты Джаганнатхи, которая стала преобладать во время строительства храма. Ганги реконструировали храм и ввели некоторые вайшнавские элементы, такие как изображения вайшнавов Дварапала, а именно Джаи и Прачанды. Флаг храма был прикреплен к луку Пинаки вместо трезубца, который обычно встречается в храмах Шивы. [ 6 ] [ 18 ]
Фестивали и богослужения
[ редактировать ]Согласно индуистской легенде, подземная река, берущая начало из храма Лингараджа, наполняет резервуар Биндусагар (что означает капля океана), и считается, что вода излечивает физические и духовные болезни. Таким образом, вода из резервуара считается священной, и во время праздников паломники совершают святое омовение. [ 16 ] [ 19 ] Центральному божеству храма, Лингарадже, поклоняются как Шиве. [ 6 ] Ежедневные ритуалы состоят из Двара пита, Мангала арти, Абакаш, Саханмела, Роза хома, Махаснан, Беша, Сурьяпуджа, Дварапала пуджа, Гопала баллав, Сакалдупа, Бхогамандап, Беша, Биракешари Бхога, Дипахара дхупа, Пахуда, Терафита, Беша, Сандхьядхупа. , Бадашрингар, Бадашрингар бхога, Саяна, затем Пахуда. Основные одежды Господа — Джоги Беша, Чандрасекхар Беша, Дамодар Беша, Годалаги Беша и Суна Беша. После каждой дхупы, или подношения еды, тхали снова предлагается Маа Парвати, как семьям. Роза хома выполняется под руководством Парвати; поэтому Она известна как Аннапурнешвари.
Шиваратри — главный праздник, отмечаемый ежегодно в месяц Пхалгун , когда храм посещают тысячи преданных. [ 20 ] Помимо полного дня поста, бел в этот благоприятный день Лингарадже предлагают листья . Основные празднования проходят ночью, когда преданные молятся всю ночь напролет. Набожные обычно прекращают пост после того, как Махадипу на шпиле храма зажгут (огромную лампу). Этот фестиваль посвящен памяти Лингараджа, убившего демона. тысячи паломников -бол бом несут воду из реки Маханади и проходят весь путь до храма. Ежегодно в месяц Шравана [ 21 ] Сунианский день отмечается с королевских времен в месяце Бхандра, день, когда храмовые служители, крестьяне и другие владельцы храмовых земель приносят Лингарадже верность и дань уважения. [ 22 ] Чандан Ятра (церемония сандалового дерева) — это 22-дневный праздник, отмечаемый в храме, когда служители храма развлекаются на специально построенной барже в резервуаре Биндусагара. Божества и служителей храмов мажут сандаловой пастой для защиты от жары. Танцы, совместные пиршества и веселье устраивают люди, связанные с храмом. [ 23 ]
Ежегодно праздник колесниц ( Ратха-ятра отмечается в Ашокаштами ) Лингараджи . Божество везут на колеснице в Рамешвар Деула храм . Тысячи преданных следуют за ним и тянут ярко украшенные колесницы с идолами Лингараджа , Дурги и Долаговинда . Маа Парвати навещает Рамешвара деулу на Дасами, но Господь Лингарадж отказался ей остаться там, поэтому Маа Парвати злится. После возвращения в храм Маа Парвати обещает взять ее с собой на фестиваль лодок на 21 день. В ночь Гуру Панчами Баба Лингарадж женится на Маа Парвати в храме Кедар Гоури . Затем в ночь Ситалшастхи возвращается в храм с грандиозной процессией. [ 24 ] В храме Лингараджа активно проводятся богослужения, в отличие от других древних храмов Бхубанешвара, которые не являются активными центрами поклонения. Неиндусам вход в храм не разрешен, но его можно увидеть со смотровой площадки, расположенной снаружи храма. На смотровую площадку и заднюю часть храма можно попасть по переулку, расположенному справа от главного входа в храм. [ 2 ] [ 6 ] [ 16 ] Святость храма поддерживается за счет запрета на посещение собак, немытых посетителей, женщин с менструацией и семей, в которых произошли рождение или смерть в течение предшествующих 12 дней. [ 25 ] В случае иностранного вторжения в храм следует ритуал очищения и сброс прасада (пищевого подношения) в колодец. [ 26 ] [ 27 ]
Персонал и администрация
[ редактировать ]Король Джаджати Кешари, считающийся основателем храма Лингараджа, поставил брахманов, которые мигрировали в южную Индию в качестве храмовых священников, вместо местных брахманов из-за их возросших знаний о шиваизме из-за растущих вторжений мусульманских захватчиков. Бозе (1958) выделил 41 услугу, в которой участвовали 22 отдельные касты, а Махаптра (1978) выделил 30 услуг. Из записей следует, что короли и управляющие храмами в разные времена вводили или прекращали определенные службы, ярмарки, подношения и основные службы, ориентированные на касты, во время своего правления. [ 22 ] По состоянию на 2012 год в храме осуществлялось 36 различных служб ( ниджогас ). [ 28 ]
В наше время храмовые священники Лингараджи принадлежат к трем общинам, а именно Пуджапанда Ниджог, Брахман Ниджог и Баду Ниджог. [ 29 ] они описаны как Ваду Баду — это группы слуг, не принадлежащие к браминам, происхождение которых не установлено из-за отсутствия достоверных записей, хотя в главе 62 Экамрапураны . Кастовая группа Баду называется Нийога, и она выбирает должностных лиц каждый год во время фестиваля Сандалового дерева. Каждый Баду проходит три различных обряда: прокалывание ушей, бракосочетание и прикосновение к богу. Исторически Баду выполняли пять различных храмовых обязанностей - Палиабаду и Фарака, которые считались важными, и Почха, Пахада и Хатаседжа, которые считались второстепенными. С 1962 года соблюдаются только практики Палиабаду и Фарака, а остальные прекращены. Баду также совершают омовение и одевание изображений Сиддхаганеша и Гопалини. [ 23 ] Храм обслуживается Попечительским советом храма и Археологической службой Индии (ASI). Храм охраняют сотрудники службы безопасности, назначенные комиссаром полиции Бхубанешвара, и охранники, назначенные администрацией храма. [ 26 ] [ 27 ] Храм посещают в среднем 6000 человек каждый день, а во время фестивалей его принимают тысячи посетителей. [ 3 ] Фестиваль Шиваратри в 2012 году посетило 200 000 человек. [ 30 ] По состоянию на 2011 год годовой доход храма Лингараджа от хунди (ящиков для пожертвований) составляет около 1,2 миллиона фунтов стерлингов в год. Еще 4 миллиона фунтов стерлингов собираются ежегодно из других источников, таких как арендная плата за магазины, стоянки для велосипедов и сельскохозяйственные земли. Начиная с 2011 года храм взимает определенную сумму за шесть видов религиозного поклонения (специальных пудж ), проводимых преданными. [ 31 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Скульптурный грифон или «удагаджасингха» на шпиле главного храма.
-
Изображение пруда Биндусагар с храмом Лингараджа на заднем плане.
-
Разновидности бархатцев для подношения Лингарадже во время Шиваратри в Бхубанешваре.
-
Вид с высоты птичьего полета на храм Лингарадж во время Дипа Дана, февраль 2020 года.
-
Храмовый комплекс Лингарадж в сумерках во время Шивратри 2020.
-
Вид с высоты птичьего полета на Бинду Сагар и храм Лингарадж в МахаШибаратри, 2023 г.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Сингх, Упиндер (2008). История древней и раннесредневековой Индии: от каменного века до XII века . Нью-Дели: Pearson Education India. п. 622. ИСБН 978-813-17-1120-0 .
- ^ Jump up to: а б с д «Туристические достопримечательности Бхубанешвара» . Муниципальная корпорация Бхубанешвара. Архивировано из оригинала 10 августа 2011 года . Проверено 12 сентября 2006 г.
- ^ Jump up to: а б «Трещины в Лингарадже на радарном храме команды АСИ» . Таймс оф Индия . 30 декабря 2012 года. Архивировано из оригинала 3 декабря 2013 года . Проверено 13 января 2012 г.
- ^ Гопал, Мадан (1990). КС Гаутам (ред.). Индия сквозь века . Отдел публикаций Министерства информации и радиовещания правительства Индии. п. 175 .
- ^ Jump up to: а б Мохапатра, Рамеш Прасад (1986). Археология в Ориссе . Том. Я. Дели: Издательство BR. п. 69. ИСБН 81-7018-346-4 .
- ^ Jump up to: а б с д и «Храм Бхубанешвар Лингарадж» . Корпорация развития туризма Одиши. Архивировано из оригинала 6 февраля 2013 года . Проверено 9 июля 2015 г.
- ^ Фергюссон, Джеймс (1876). История индийской и восточной архитектуры, Том 3 . Лондон: Гарвардский университет. стр. 422–424.
- ^ Патнаик 1997 , стр. 40–41.
- ^ Патнаик 1997 , с. 57.
- ^ Патнаик 1997 , с. 145.
- ^ Патнаик 1997 , с. 59.
- ^ Jump up to: а б с д Париж, 1999 , стр. 105–8.
- ^ Патнаик 1997 , с. 43.
- ^ Jump up to: а б с д и Джавид, Али; Джавид, Табассум (2008). Памятники всемирного наследия . Издательство Алгора. пп. 197–201. ISBN 9780875864846 .
- ^ Jump up to: а б с д Госвами 1950 , с. 73.
- ^ Jump up to: а б с Брокман, Норберт К. (2011). Энциклопедия священных мест . Калифорния: ABC-CLIO, LLC. стр. 212–213 . ISBN 978-1-59884-655-3 .
- ^ Наяк, Смритилеха (2008). Танец и архитектура: тело, форма, пространство и трансформация . п. 10. ISBN 9780549965183 .
- ^ Jump up to: а б Панда, доктор Сародж Кумар (апрель 2011 г.). «Поклонение Лингараджу в Экамра Кшетре» (PDF) . Обзор Ориссы . LXVII (9). Правительство Ориссы: 61–62. Архивировано из оригинала (PDF) 3 декабря 2013 года . Проверено 29 декабря 2012 г.
- ^ Сеймур, Сьюзен К. (1999). Женщины, семья и уход за детьми в Индии: мир в переходный период . Издательство Кембриджского университета. п. 18. ISBN 0-521-59127-9 .
- ^ «Тысячи людей заполняют храм Лингараджа на Махашивратри» . Хиндутанские времена, Дели . 12 февраля 2010 г. Архивировано из оригинала 10 июня 2014 г. Проверено 29 декабря 2012 г.
- ^ «Тысячи людей собираются в храме Лингарадж» . Индус . 28 июля 2008 г. Архивировано из оригинала 14 октября 2008 г. Проверено 13 января 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Мисра и Престон 1978 , стр. 12–13.
- ^ Jump up to: а б Ишваран 1973 , стр. 96–107.
- ^ «Индусы участвуют в процессии на колесницах Лингараджи в Бхубанешваре» . «Хиндустан Таймс», Дели . 27 марта 2007 г. Архивировано из оригинала 10 июня 2014 г. Проверено 15 сентября 2012 г.
- ^ Кляйнман, Артур; Байрон Гуд (1985). Культура и депрессия: исследования в области антропологии и межкультурной психиатрии аффектов и расстройств . Лондон: Издательство Калифорнийского университета. п. 206. ИСБН 0-520-05493-8 .
- ^ Jump up to: а б «Русский входит в храм Лингараджа» . Таймс оф Индия . 24 января 2012 года. Архивировано из оригинала 3 декабря 2013 года . Проверено 13 января 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «Русского задержали за вход в храм Лингарадж» . Ежедневный пионер . 25 января 2012 года . Проверено 13 января 2012 г.
- ^ «Слуги Лингараджа угрожают забастовкой» . «Хиндустан Таймс» . 9 августа 2010 года. Архивировано из оригинала 1 декабря 2012 года . Проверено 12 октября 2012 г.
- ^ «Воюющие священники останавливают храмовые ритуалы Лингараджа» . Индус . 9 августа 2010 года . Проверено 13 января 2012 г.
- ^ «Более двух тысяч преданных собрались в храме Лингараджа» . Индус . 21 февраля 2012 года . Проверено 13 января 2012 г.
- ^ «Лингарадж взимает плату за пуджи spl» . Таймс оф Индия . 6 октября 2011 года. Архивировано из оригинала 19 апреля 2012 года . Проверено 13 января 2012 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Госвами, А. (1950). Проекты храмов Ориссы (PDF) . Калькутта и Лондон: Thacker's Press and Directorys, Limited. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 года . Проверено 2 марта 2013 г.
- Ишваран, К., изд. (1973). Вклад в азиатские исследования . Том. 3. Нидерланды: Издательство Brill Academic. ISBN 9789004035386 .
- Мишра, Бхабаграхи; Престон, Джеймс (1978). Сообщество, личность и идентичность . Великобритания: Издательство Mounton Publishers. ISBN 90-279-7650-3 .
- Парида, АН (1999). Ранние храмы Ориссы (1-е изд.). Нью-Дели: Издатели Содружества. ISBN 81-7169-519-1 .
- Патнаик, Нихар Ранджан (1997). Экономическая история Ориссы . Нью-Дели: Издательская компания Indus. ISBN 81-7387-075-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с храмом Лингарадж , на Викискладе?