Храм Парсурамешвара
Храм Парсурамешвара | |
---|---|
![]() Изображение храма с башней и залом для богослужений на переднем плане. | |
Религия | |
Принадлежность | индуизм |
Божество | Парасурамешвара ( Шива ) |
Расположение | |
Расположение | Бхубанешвар |
Состояние | Одиша |
Страна | Индия |
Географические координаты | 20 ° 14'35,27 "с.ш. 85 ° 50'20,57" в.д. / 20,2431306 ° с.ш. 85,8390472 ° в.д. |
Архитектура | |
Тип | Калинга Архитектура |
Завершенный | 7 век н.э. |
Храм Парсурамешвара ( IAST : Paraśurāmeśvara ), также называемый Парашурамешвара , расположенный в восточно-индийском городе Бхубанешвар , столице штата Одиша , Индия , считается наиболее сохранившимся образцом раннего индуистского храма Одиа, датируемого периодом Шайлодбхава между 7-м и 8-м веками. CE. Храм посвящен индуистскому богу Шиве и является одним из старейших существующих храмов в штате. Считается, что он был построен около 650 г. н. э. в стиле Нагара и имеет все основные черты храмов в стиле архитектуры Калинга до X века . Храм входит в группу храмов Парашурамешвары.

В храме Парашурамешвара есть вимана , святилище, и бада , криволинейный шпиль над крышей, поднимающийся на высоту 40,25 футов (12,27 м). Это первый храм, имеющий дополнительную структуру, называемую джагамохана , по сравнению с более ранними храмами, в которых была только вимана . Хотя храм посвящен Шиве, в нем есть скульптурные изображения божеств Шакта, которые в остальном обычно являются частью храмов Шакта. Храм является первым в Бхубанешваре, содержащим изображения Саптаматриков , а именно Чамунды , Варахи , Индрани, Вайшнави , Каумари , Шивани и Брахми. Храм обслуживается и управляется Археологической службой Индии (ASI) как памятник, на который выставлены билеты. Парашураштами — главный праздник, отмечаемый в храме каждый год с июня по июль. Храм является одной из самых известных туристических достопримечательностей штата Одиша. [ 1 ]
История
[ редактировать ]
Храм Парашурамешвара — один из храмов Парашурамешвары, считающихся старейшими храмами Бхубанешвара. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Некоторые историки полагают, что храм Парашурамешвара был построен в начале 8-го века нашей эры, после строительства храмов Сатругунешвар, Бхаратешвар и Лакшманесвар в конце 7-го века, хотя KCPanigrahi относит эту дату к 650 году нашей эры. [ 2 ] [ 5 ] Фергюссон считал, что строительство храма могло быть основано примерно в 500 году нашей эры. [ 6 ] Большинство ученых согласны с датой середины VII века на основании стиля и присутствия восьми планет, которые появляются над дверью во внутреннее святилище, тогда как в более поздних храмах изображено девять. [ 7 ]
Храм Парашурамешвара был построен Шайлодбхавами , у которых Шива был семейным божеством. [ 2 ] Шайлодбхавы также уважали божества Шактов и изображали изображения Шактов на стенах храма. [ 2 ] Храм был отремонтирован в 1903 году с некоторыми изменениями в крыше внутреннего святилища, сохранив при этом большую часть первоначальной структуры. [ 7 ] [ 8 ] Расположенный на восточном побережье, Парашурамешвара, как и другие одишанские храмы, мало пострадал от мусульманских нашествий XII–XIII веков. [ 9 ] В настоящее время храм обслуживается и управляется Археологической службой Индии (ASI) как памятник с билетами. [ 10 ]
Архитектура
[ редактировать ]
Храмы Калингана состоят из двух частей: святилища, называемого вимана , и места, откуда паломники осматривают святилище, называемого джагамохана (зал молящихся). Храм Парашурамешвара — первый храм, имеющий такое дополнительное строение. Первоначальные храмы деул не имели джагамоханы , как это можно увидеть в некоторых старых храмах Бхубанешвара, в то время как более поздние храмы имели две дополнительные структуры, а именно ната- мандапа (праздничный зал) и бхога-мандапа (зал подношений). Вимана имеет квадратную форму в плане, а стены имеют секции, называемые ратхи или паги . Вимана . имеет криволинейную башню (называемую бада ) в форме пирамиды, составленной из горизонтальных плоскостей Размеры святилища храма составляют 9,88 × 9,75 футов (3,0 × 3,0 м) изнутри, 19,75 × 21 фут (6,0 × 6,4 м) снаружи и высота 40,25 футов (12,3 м). [ 11 ] Амалака , каменный диск с ребрами по краю, помещается над бадой храма. [ 9 ] [ 12 ]

Джагамохана . имеет прямоугольную форму и имеет двухэлементную покатую крышу с окнами в фонаре между ними [ 13 ] Размеры джагамоханы . составляют 24,94 × 18,33 футов (7,6 × 5,6 м) изнутри и 29,33 × 28,58 футов (8,9 × 8,7 м) снаружи [ 11 ] Решетчатые окна классифицируются как пата джали , где перфорация имеет квадратную или прямоугольную форму. Кроме того, есть решетчатые окна с плитами каменных скульптур, изображающих танцоров и музыкантов. [ 14 ] Свет проникает в интерьер через двери и решетчатые окна. Соединение виманы и джагмоханы построено не совсем четко, что заставляет некоторых ученых предполагать, что крыльцо было добавлено гораздо позже; однако примитивность соединения объясняется техникой строительства. Храм был построен путем захоронения завершенных частей в наклонных слоях земли, наверх которых тащили тяжелые куски камня. [ 7 ]

Храм является одним из самых ранних примеров индуистской храмовой архитектуры в , стиле Нагара в котором подчеркивается вертикальная структура, как это видно в последующих храмах, таких как Муктешвара , Лингарадж и Раджарани в Бхубанешваре и Храме Солнца в Конарке . [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ]

В храме находится самое раннее изображение шестирукого изображения Махишамардини (Дурги), изображенного внутри рамы гавакши от груди вверх с головным убором, карна кундала (украшением), малой (гирляндой) и канканой (ножным браслетом). Дурга держит меч в верхней левой руке, а в верхней правой руке она прижимает морду демона-буйвола. В левой средней руке она пронзает шею демона тришулой ( трезубцем), а в нижней левой руке она держит острое оружие. В правой средней руке она держит Кетаку, а в нижней правой руке держит лук. Подобное изображение Дурги встречается в храме Вайтала, который является знаменитым шактистским центром. [ 18 ] [ 19 ]
Хотя храм является святилищем Шайвов, на его стенах высечены изображения многочисленных божеств Шакта в виде Парсвадеват. Храм является первым среди храмов Бхубанешвара, в котором есть изображения Саптаматрики , группы из семи богинь. [ 2 ] [ 7 ] Эти изображения расположены между изображениями Ганеши и Вирабхадры . За исключением Ганеши, все остальные изображения изображены с соответствующими ваханами (транспортными средствами). восьмирукий танцующий Ардханаришвара , изображение Шивы-Парвати и изображения Ганги и Ямуны . На стене храма также обнаружены [ 2 ] [ 7 ] Есть также изображения Вишну , Индры , Сурьи и Ямы в прямоугольных нишах вокруг основания крыльца. скульптура Картикеи, едущего на своей повозке в виде павлина. На южной стене находится [ 7 ] [ 20 ] Другие примечательные резные изображения — это изображения Шивы, подчиняющего короля демонов Раваны , который пытается вырвать с корнем гору Кайласа , обитель Шивы. [ 21 ] Шива изображен в виде Натараджи в различных тандавах (танцевальных позах). В храме [ 22 ] Как и в других храмах Одиши, интерьеры не украшены скульптурой, а оставлены простыми. [ 23 ] Другие резные изображения храма изображают различные фрукты, цветы, птиц и животных в сценах и частях рисунков. Цветочный мотив, свисающий с хвоста птицы, является общим для этого храма и храмов Вайтал Деулы , а мотив вазы и цветов является общим для него и храмов Муктешвары . [ 5 ]
расположены гротескные фигуры ветал (призраков) На пилястрах и джага-мохана на гранях виман храма . Фигуры нагов (человека-змеи) и их женских собратьев нагинов и других женщин демонстрируют множество изящных, но целомудренных поз. Паломничество является темой многих сцен на вимане . Другим примечательным описательным изображением виманы является сцена охоты над центральной нишей на южной стороне, где изображены олени, убегающие от охотника. На самой внешней раме вокруг решетчатого окна джаганамоханы изображены восхитительные сцены с обезьянами, проделывающими всевозможные шалости. [ 24 ] Вимана , о чем свидетельствуют выступающие ниши , храма представляет собой триратху с отдаленным сходством с Панчаратхой обрамляющие центральный выступ. Бада резко начинается вимана , или мостовой , с талапатны которая состоит из трех элементов вместо обычных пяти и окружает параллелепипед вместо обычного кубического святилища. [ 21 ]
Религиозное значение
[ редактировать ]представляет Шиву как господина Парашурамы , одного из аватаров Вишну Парашурамешвара . Согласно индуистской легенде, храм получил свое название от покаяния Парашурамы и полученной в результате милости Шивы. [ 17 ] Парашурамаштами — главный праздник, отмечаемый в храме 8-го дня Ашадхи (июнь – июль), когда праздничное изображение Лингараджу отводят в храм Парашурамешвары и устраивают пир. [ 25 ]
Храм Парашурамешвара, наряду с храмом Раджарани и Вайтала Деула , подтверждает существование традиции Девадаси в VII и VIII веках нашей эры. Девадаси были девушками, посвятившими себя поклонению и служению божеству или храму до конца своей жизни и обычно пользовавшиеся высоким социальным статусом. Их обычно переносили в королевский дворец и впоследствии исполняли для широких масс. [ 26 ] [ 27 ] Храм считается наиболее сохранившимся образцом среди старейших храмов города. [ 28 ]

См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Гопал, Мадан (1990). КС Гаутам (ред.). Индия сквозь века . Отдел публикаций Министерства информации и радиовещания правительства Индии. п. 175 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Прадхан, доктор Баман Чаран (сентябрь 2009 г.). «Шактизм в Бхубанешваре на протяжении веков» (PDF) . Обзор Ориссы . Электронный журнал правительства Ориссы: 10–102. Архивировано из оригинала (PDF) 9 марта 2014 года . Проверено 23 марта 2013 г.
- ^ О'Мэлли 1908, с. 57
- ^ Стерджис, Рассел (1901). Словарь архитектуры и строительства: биографический, исторический и описательный, Том 2 . Компания Макмиллан. стр. 473–474.
- ^ Jump up to: а б Гош 1950, с. 23
- ^ Фергюссон 1876, с. 435
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Храм Парсурамешвар» . Департамент туризма правительства штата Орисса. Архивировано из оригинала 6 мая 2012 года . Проверено 23 марта 2013 г.
- ^ О'Мэлли 1908, с. 187
- ^ Jump up to: а б Аллен, Маргарет Проссер (1991). Орнамент в индийской архитектуре . Associated University Press Inc. с. 205. ИСБН 0-87413-399-8 .
- ^ «Список памятников Ориссы» . Археологическая служба Индии . Проверено 24 марта 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Гош 1950, с. 72
- ^ Бонг, Вун Чок (2008). Машины богов: от Стоунхенджа до кругов на полях . Книги о лягушках. п. 436. ИСБН 978-1-58394-207-9 .
- ^ Гош 1950, стр. 21–22.
- ^ Гош 1950, с. 32
- ^ Чопра, Пран Натх (2003). Всеобъемлющая история Древней Индии (набор из 3 томов) . Стерлинг Паблишерс Пвт. ООО, стр. 233–234. ISBN 978-81-207-2503-4 .
- ^ Пракаш, Ом (2005). Культурная история Индии . Нью Эйдж Интернэшнл. п. в. ISBN 978-81-224-1587-2 .
- ^ Jump up to: а б Лохтефельд, Джеймс Г. (2002). Иллюстрированная энциклопедия индуизма: Том второй . Издательская группа Розен. п. 501. ИСБН 978-0-8239-3180-4 .
- ^ Патель, CB (сентябрь 2008 г.). «Махисамардини Дурга-Древность и иконография» (PDF) . Обзор Ориссы . Электронный журнал правительства Ориссы: 3. Архивировано из оригинала (PDF) 9 марта 2014 года . Проверено 23 марта 2013 г.
- ^ О'Мэлли 1908, с. 242
- ^ Дэвидсон, Линда Кей; Гитлиц, Дэвид Мартин (2002). Паломничество: От Ганга до Грейсленда: Энциклопедия, Том 1 . ABC-CLIO, Inc. с. 62. ИСБН 1-57607-004-2 .
- ^ Jump up to: а б Иствик, Эдвард Бэкхаус; Мюррей (Фирма), Джон (1882). Справочник Мюррея: Бенгалия, северо-западные провинции и Бирма . Мюррей. п. 126.
- ^ Синха, Аакрити (2006). Давайте познакомимся с танцами Индии . Звездные публикации. п. 16. ISBN 978-81-7650-097-5 .
- ^ Образовательная Британская образовательная (2010). Культура Индии . Издательская группа Розен. п. 306. ИСБН 978-1-61530-203-1 .
- ^ Гош 1950, с. 24
- ^ О'Мэлли 1908, с. 240
- ^ Госвами, Кали Прасад (2000). Девадаси: Танцующая девица . Издательство АПХ. п. 6. ISBN 978-81-7648-130-4 .
- ^ Патнаик, Суджата; Патнаик, Ранжита (2010). Классическая кухня Ориссы . Союзные издательства. п. 28. ISBN 978-81-8424-584-4 .
- ^ {{цитировать книгу title=Легендарные города Индии|first=Урмила|last=Верма|publisher=Отдел публикаций, Министерство информации и радиовещания, Правительство Индии|isbn=978-93-5409-100-1|year=2020|pages=18 -19}}
Ссылки
[ редактировать ]- Гош, ДП; Бозе, Нирмал Кумар; Шарма, Ю.Д. (1997). Проекты храмов Ориссы (PDF) . Калькутта и Лондон: Thacker's Press and Directorys, Limited. ISBN 81-7387-075-6 . Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 года . Проверено 23 марта 2013 г.
- Фергюссон, Джеймс (1876). История индийской и восточной архитектуры, Том 3 . Лондон: Гарвардский университет.
- О'Мэлли, Льюис Сидней Стюард (1908) [1908]. Справочник Бенгальского округа: Пури . Логос Пресс. п. 57. ИСБН 81-7268-138-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]