Ну давай же
Джали решетчатый или джаали ( jālī , что означает «сеть») — это термин, обозначающий перфорированный камень или экран , обычно с орнаментальным узором, созданным с использованием каллиграфии , геометрии или природных узоров. Эта форма архитектурного декора распространена в индо-исламской архитектуре и, в целом, в индийской архитектуре . [1] Он тесно связан с машрабией в исламской архитектуре. [2]
По словам Ятина Пандьи, джали пропускает свет и воздух, сводя к минимуму воздействие солнца и дождя, а также обеспечивает охлаждение за счет пассивной вентиляции . [3] Отверстия почти такой же ширины или меньше толщины камня, что обеспечивает прочность конструкции. Было замечено, что влажные районы, такие как Керала и Конкан, имеют более крупные отверстия с общей меньшей непрозрачностью, чем в регионах с сухим климатом Гуджарата и Раджастана . [3]
С широким распространением стекла в конце 19 века и компактностью жилых районов в современной Индии джали стали реже использовать в целях конфиденциальности и безопасности. [4] В 21 веке он снова завоевал популярность как решение для зданий с низким энергопотреблением, позволяющее снизить воздействие на окружающую среду использования энергии зданиями. [2]
История [ править ]
Самые ранние святилища в Индии, посвященные буддизму , джайнизму и индуизму , часто были тускло освещенными и замкнутыми, напоминая естественные пещеры . Прихожане собирались перед дверями святилищ для молитв и подношений. Чтобы контролировать резкий дневной свет, проникающий в храмы экраны, известные как джалис, , использовались которые фильтровали и смягчали свет, поощряя преданность и направляя внимание на священные изображения. Традиция использования джалиса сохранилась и в более поздней индийской архитектуре , включая индуистские и джайнские храмы. Со временем дизайн джалис развивался, включая геометрические и натуралистические узоры. С появлением исламской архитектуры в Гуджарате использование джалиса расширилось и стало заметной особенностью мечетей и гробниц, следуя той же символической важности света в исламе . Использование джалис в исламских зданиях демонстрирует слияние архитектурных стилей и мотивов индуистских, джайнских и исламских традиций, находящееся во многом под влиянием гильдий каменщиков, работающих на покровителей разных культур. [5] [6]
Ранние работы джали с множеством геометрических форм были построены путем резьбы по камню с геометрическими узорами (впервые появившимися в Алай Дарвазе 1305 года в Дели, помимо Кутуб-Минара ); позже Моголы использовали очень тонко вырезанные изображения растений (как в Тадж-Махале ). Они также часто добавляли pietra dura по периметру инкрустацию из мрамора и полудрагоценных камней. [1] [7] [ не удалось пройти проверку ]
В форте Гвалиор возле ворот Урвахи есть 17-строчная надпись, датированная Самватом 1553 года, в которой упоминаются имена некоторых мастеров и их творения. Один из них - Хеду, который был знатоком гвалийай джхилмили ( ширмы джали , выполненные в стиле Гвалиора). [8] Гробница Мухаммеда Гауса периода Великих Моголов , построенная в 1565 году нашей эры в Гвалиоре, примечательна своими каменными джалисами . [9] Во многих домах Гвалиора 19-го века использовались каменные джалисы . Джалис широко используется в отеле Usha Kiran Palace в Гвалиоре , бывшем гостевом доме Сциндии.
Коллекции музея [ править ]
Некоторые из джали находятся в крупнейших музеях США и Европы. К ним относятся Художественный музей Индианаполиса , [10] Метрополитен -музей [11] и Музей Виктории и Альберта . [12]
Иллюстрации [ править ]
- Окно на Алай Дарваза, комплекс Кутб
- Джали в мечети Сиди Сайед в Ахмадабаде , демонстрирующей традиционный индийский мотив древа жизни.
- Джали у гробницы Салима Чишти в Фатехпур-Сикри , демонстрирующий исламские геометрические узоры, разработанные в Западной Азии.
- Детали мраморных ширм Джали вокруг королевских кенотафов , Тадж-Махал
- Джали в Биби Ка Макбара в Аурангабаде , с типичными индийскими мотивами.
- Джали в Чампанере с использованием традиционных индийских геометрических узоров и исламской геометрии.
- Джалис в гробнице Мохаммеда Гауса в Гвалиоре
- Дом XIX века в Гвалиоре с использованием каменных джалисов .
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Лернер 1984 , стр. 156–157.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Азми, Феза Табассум (20 сентября 2022 г.). «Как решетчатые здания Индии охлаждаются без кондиционера» . www.bbc.com .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Пандия, Ятин (16 октября 2011 г.). «Ятин Пандья о джаали как традиционном элементе» . ДНК Индии . Проверено 1 октября 2022 г.
- ^ Сатьяпракаш Варанаши (30 января 2011 г.). «Многофункциональный Джаали» . Индус . Проверено 18 января 2016 г.
- ^ «Джали от Mapin Publishing - Issuu» . issuu.com . 2 ноября 2021 г. Проверено 6 августа 2023 г.
- ^ Джали: Решетка Божественного Света, с Навиной Наджат Хайдар , получено 6 августа 2023 г.
- ^ Тапар, Биндиа (2004). Знакомство с индийской архитектурой . Сингапур: Издательство Tuttle. п. 81. ИСБН 9781462906420 .
- ^ Харихарнивас Двидеди, Гвалиор и Томар, 1976, с. 378-3
- ^ Непериодические восьмиугольные узоры на экране Джали в мавзолее Мухаммеда Гауса в Гвалиоре и их периодических родственниках, Эмиль Маковицки и Николетт М. Маковицки, Nexus Network Journal, том 19, страницы 101–120 (2017)
- ^ ДЖАЛИ ПАНЕЛЬ (ИНДИЯ), КОНЕЦ 19 ВЕКА.
- ^ Проколотая оконная ширма (Джали), начало 17 века.
- ^ Рисунок около 1882 г. (сделан)
Источники [ править ]
- Лернер, Мартин (1984). « ДЖАЛИ ЭКРАН» . Пламя и лотос: искусство Индии и Юго-Восточной Азии от Кроноса . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. стр. 156–157. ISBN 0-87099-401-8 . ОСЛК 10799173 .
Внешние ссылки [ править ]
- «Словарь исламской архитектуры ArchNet: Джали» . Archnet.org . 4 июня 2003 г. Архивировано из оригинала 22 декабря 2004 г.