Ласточкин хвост
«Ласточкин хвост» — сериал о катастрофах | |
---|---|
![]() | |
Художник | Сальвадор Дали |
Год | 1983 |
Середина | Холст, масло |
Размеры | 73 см × 92,2 см (28,7 × 36,3 дюйма) |
Расположение | Театр и музей Дали , Фигерас |
«Ласточкин хвост — Серия катастроф» ( фр . La Queue d’Aronde — Серия катастроф ) — Сальвадора Дали последняя картина . Он был завершен в мае 1983 года как заключительная часть серии, основанной на математической теории катастроф Рене Тома .
Том предположил, что в четырехмерных явлениях существует семь возможных поверхностей равновесия и, следовательно, семь возможных разрывов, или «элементарных катастроф»: , точка возврата складка , ласточкин хвост , бабочка , гиперболическая пуповина , эллиптическая пуповина и параболическая пуповина . [ 1 ] «Форма «Ласточкиного хвоста» Дали взята непосредственно из одноименного четырехмерного графика Тома, объединенного со вторым графиком катастроф, S-образной кривой, которую Том назвал «острием». Модель Тома представлена рядом с элегантными кривыми виолончель , которые, особенно инструмента и эфы потому, что у них нет маленьких заостренных боковых вырезов традиционных эфов, в равной степени обозначают математический символ интеграла в исчисление : ∫." [ 2 ] [ чрезмерная цитата ]
В своей речи 1979 года « Гала, Веласкес и золотое руно », произнесенной при вступлении в престижную Академию изящных искусств Института Франции в 1979 году , Дали описал теорию катастроф Тома как «самую прекрасную эстетическую теорию в мире». [ 3 ] Он также вспомнил свою первую и единственную встречу с Рене Томом, на которой Том якобы сказал Дали, что изучает тектонические плиты ; это побудило Дали расспросить Тома о железнодорожной станции в Перпиньяне , Франция (недалеко от испанской границы), которую художник в 1960-х годах объявил центром Вселенной.
Сообщается, что Том ответил: «Могу заверить вас, что Испания развернулась именно - не в районе, - а именно там, где сегодня стоит железнодорожный вокзал в Перпиньяне ». Дали был немедленно восхищен заявлением Тома, что повлияло на его картину «Топологическое похищение Европы — дань уважения Рене Тому» , в левом нижнем углу которой изображено уравнение, тесно связанное с «ласточкиным хвостом»: иллюстрация графика и термин «очередь д'аронда» . Сейсмический разлом, пересекающий Топологическое похищение Европы, вновь появляется в «Ласточкином хвосте» именно в той точке, где ось Y графика «ласточкиного хвоста» пересекается с S-образной кривой выступа . [ 2 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Том, Рене (1972). Структурная стабильность и морфогенез. Очерк общей теории моделей , (Д.Фаулер, пер.) (Рединг, Массачусетс, Лондон. Бенджамин. 1975). Первоначально опубликовано на французском языке как Stabilité Structurelle et morphogénèse . Вествью Пресс. ISBN 0201406853 .
- ^ Перейти обратно: а б Кинг, Эллиотт (2004). Адес, Дон (ред.). Дали . Милан: Бомпиани Арт. стр. 100-1 418–421. ISBN 0847826732 .
- ↑ Дали, Сальвадор, «Гала, Веласкес и золотое руно» (9 мая 1979 г.). Частично воспроизведено в: Дешарн, Роберт (1984). Дали, Работа, Человек . Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс. п. 420. ИСБН 0810908255 . Первоначально опубликовано на французском языке как Dalí, l'oeuvre et l'homme (Лозанна: Эдита, 1984).