Леда Атомика
Леда Атомика | |
---|---|
![]() | |
Художник | Сальвадор Дали |
Год | 1949 |
Середина | Холст, масло |
Размеры | 61,1 см × 45,3 см (24,1 × 17,8 дюйма) |
Расположение | Театр и музей Дали , Фигерас |
Леда Атомика — картина Сальвадора Дали , написанная в 1949 году . На картине изображена Леда , мифологическая царица Спарты , с лебедем. Леда — это фронтальный портрет жены Дали, Галы , которая сидит на постаменте, а сзади и слева от нее подвешен лебедь. Вокруг главной фигуры плавают различные предметы, такие как книга, квадрат, две ступеньки и яйцо. На заднем плане с обеих сторон скалы Кап-Норфе (на побережье Коста-Брава в Каталонии , между Росасом и Кадакесом ) определяют местоположение изображения.
Картина выставлена в Театре-музее Дали в Фигерасе .
Мифологическая подоплека
[ редактировать ]Ледой восхищался Зевс , который соблазнил ее в образе лебедя в брачную ночь, когда она спала со своим мужем Тиндареем . В результате этого двойного заключения ее брака появились два яйца, в каждом из которых вылупились близнецы: из первого яйца Кастор и Поллукс , а из второго Клитемнестра и Елена .
Структура картины
[ редактировать ]Леда Атомика организована в соответствии с жесткой математической структурой, следующей « божественной пропорции ». Леда и лебедь помещены в пятиугольник, внутри которого вставлена пятиконечная звезда, которую Дали сделал несколько зарисовок. Пять вершин звезды символизируют семена совершенства: любовь, порядок, свет (истину), силу воли и слово (действие).
Гармоничность каркаса рассчитывалась художником, следуя рекомендациям румынского математика Матилы Гика . В отличие от своих современников, которые считали, что математика отвлекает или прерывает художественное вдохновение, Дали считал, что любое произведение искусства, чтобы быть таковым, должно быть основано на композиции и расчетах. [1] Влияние Гики очевидно в математической формуле золотого сечения в правом нижнем углу изображения.
который Гика специально цитирует для вычисления стороны правильного пятиугольника. [2]
Символизм картины
[ редактировать ]После того, как атомная бомба была сброшена на Хиросиму , Дали направил свою работу в новом направлении, основанном на том принципе, что современная эпоха должна быть ассимилирована с искусством, чтобы искусство было по-настоящему современным. Дали признал разрывность материи, включив таинственное чувство левитации в свою Леду Атомику . Точно так же, как обнаруживается, что на атомном уровне частицы физически не соприкасаются, так и здесь Дали подвешивает даже воду над берегом — элемент, который будет фигурировать во многих других более поздних работах. [2] Каждый объект на картине тщательно прорисован так, чтобы быть неподвижным в пространстве, хотя на картине ничего не связано. Леда выглядит так, будто пытается дотронуться до затылка лебедя, но не делает этого.
Сам Дали так описывал картину:
Дали показывает нам иерархизированную либидозную эмоцию, подвешенную и как бы висящую в воздухе, в соответствии с современной теорией внутриатомной физики «ничто не касается». Леда не касается лебедя; Леда не касается пьедестала; пьедестал не касается не трогай базу; база не касается моря; море не касается берега » . [3]
Ссылаясь на классический миф, Дали отождествлял себя с бессмертным Поллуксом, в то время как его умерший старший брат (также называемый Сальвадором) представлял Кастора , смертного из близнецов. Другая эквивалентность может быть сделана в отношении других близнецов мифа: сестра Дали Ана Мария была смертной Клитемнестрой, а Гала представляла собой божественную Елену. [1] Сам Сальвадор Дали писал: «Я начал писать Леду Атомику, восхваляющую Галу, метафизическую богиню, и сумел создать «подвешенное пространство».
Католицизм Дали допускает и другие интерпретации картины. Картина может быть задумана как интерпретация Дали Благовещения . Лебедь, кажется, шепчет ей на ухо о своем будущем, возможно, это отсылка к легенде о том, что зачатие Иисуса было достигнуто путем введения дыхания Святого Духа в ухо Девы Марии. Леда смотрит прямо в глаза птице с понимающим выражением того, что с ней происходит и что будет в будущем с ней и с ее неуверенной реальностью. Преобразование Дали Марии является результатом любви, как если бы он создал свою любовь к Гале, как Бог к Марии. [4]
См. также
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Жан-Луи Ферье – Дали, Леда атомика: анатомия шедевра – Гонтье, Париж, 1980 – ISBN 978-2-282-30166-2
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Морелл, Роза М. (30 мая 2000 г.). «Мифологические ссылки в творчестве Сальвадора Дали: миф о Леде» . Центр далинских исследований . Хора Нова.
- ^ Jump up to: а б Эллиот Х. Кинг - Дали Атомикус, или Потрясающее приключение Кружевницы и носорога - Ежегодное собрание Общества литературы и науки, 10–13 октября 2002 г., Пасадена, Калифорния [1]. Архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine.
- ^ «А теперь делать шедевры — Время. 8 декабря 1947 года» . Время.com. 08.12.1947. Архивировано из оригинала 25 октября 2012 года . Проверено 23 апреля 2014 г.
- ↑ Leda Atomica. Архивировано 7 февраля 2008 г., в Wayback Machine.