Вселенский Собор (живопись)
Вселенский Собор | |
---|---|
Художник | Сальвадор Дали |
Год | 1960 |
Середина | Холст, масло |
Размеры | 299,7 см × 254 см (118 × 100 дюймов) |
Расположение | Музей Сальвадора Дали , Санкт-Петербург, Флорида |
«Экуменический собор» — сюрреалистическая картина испанского художника Сальвадора Дали, написанная в 1960 году. Это один из его шедевров, на создание которого ушло два года, и он очень большой — 299,7 на 254 сантиметра (118,0 × 100,0 дюйма). Картина представляет собой сложную совокупность исторических отсылок к искусству и религиозных сцен, подчеркивающих католическую символику.
Дали был вдохновлен написать «Вселенский собор» после избрания Папы Иоанна XXIII в 1958 году , поскольку Папа обратился к Джеффри Фишеру , архиепископу Кентерберийскому , что стало первым подобным приглашением за более чем четыре столетия. Картина выражает новую надежду Дали на религиозное лидерство после опустошительной Второй мировой войны .
Сегодня он находится в Музее Сальвадора Дали в Санкт-Петербурге, Флорида .
Фон
[ редактировать ]Сальвадору Дали было 54 года, когда он начал писать «Вселенский собор» . Он зарекомендовал себя как сюрреалист с репутацией человека, шокирующего публику фантастическими образами, что New York Times главный искусствовед Джон Канадей позже охарактеризовал как «озорство, которое одержимо им». [1] Его работы начали приобретать более мрачные и жестокие оттенки во время Второй мировой войны . [2] Возможно, вдохновленный смертью отца в 1950 году и интересом к трудам французского богослова Пьера Тейяра де Шардена , Дали начал включать религиозную иконографию в свои работы.
К этому времени он стал международной звездой и смог добиться аудиенции у Папы Пия XII . [3] К концу 1950-х годов его работы были заняты как религиозными, так и космическими вопросами, а его полотна стали особенно большими, как будто, по словам автора Кеннета Ваха, им «движет желание соответствовать таким почитаемым историческим предшественникам, как испанские художники Мурильо , Веласкес , и Сурбарана и тем самым обеспечить себе место в искусстве века». [4] Когда в 1958 году рассматривался вопрос о выборе нового Папы, Дали с энтузиазмом поддерживал Анджело Джузеппе кардинала Ронкалли до такой степени, что ухо Ронкалли стало предметом его -обманки композиции «Сикстинская Мадонна» (1958). [5]
Описание
[ редактировать ]Вселенский собор представляет собой совокупность религиозных сцен и других символов, имеющих личное значение для Дали, которые он часто повторял в своих произведениях. Вверху в центре произведения изображена Святая Троица : молодой Отец протягивает руку, чтобы закрыть лицо , и изображен без гениталий. Ниже и слева от Бога изображен Иисус , держащий крест. Святой Дух плывет вправо, его лицо закрыто, а над головой летит голубь. Между Иисусом и Святым Духом — сцена папской коронации. Жена Дали Гала изображена стоящей на коленях под этим местом с книгой и крестом в руках. Рядом с ней находятся скалы Кап-де-Креус . Дали не подписал полотно; вместо этого он поместил автопортрет в левом нижнем углу, смотрящий на зрителя, стоящего перед чистым холстом. [6] [7]
Верхняя и нижняя части композиции заметно отличаются, так как фигуры выше не имеют резких очертаний и сливаются друг с другом с широкими облаками. Фигуры, камень и вода в нижней части, напротив, четкие и имеют четкие формы и линии. Слияние двух частей полотна — это изображение Дали брака неба и земли. [7] Подготовительный этюд к Вселенскому собору в конечном итоге был выставлен под названием «Троица» . Ученые спорят о том, кто представлен фигурами в обеих работах. Верхняя фигура, общепризнанная как Бог-Отец, больше напоминает обнаженного страдающего Христа (на этюде изображена верхняя фигура с мужскими гениталиями). Нижние фигуры андрогинны, одеты в платья и позируют с традиционно женскими атрибутами. Нижняя правая фигура, в которой голубь над головой узнает Святого Духа, скрестила руки - жест, связанный с Благовещением : откровением о том, что Мария родит Христа. Неясно, является ли голубь на Вселенском соборе символом Святого Духа или посланником архангела Гавриила . [5]
Влияния
[ редактировать ]Картина представляет несколько идей Дали об искусстве и религии. Он вдохновлен творчеством Диего Веласкеса и был завершен к 300-летию со дня его смерти. Дали долгое время находился под влиянием Веласкеса и использовал изображения из «Сдачи Бреды» (1634–1635) в своем «Открытии Америки Христофором Колумбом», завершенном в прошлом году. [8] Как и Дали, Веласкес изобразил себя в своих «Менинах» (1656 г.) в нижней левой части холста, глядя на зрителя холстом и кистью. [9] Арка ( Собор Святого Петра в Риме ), под которой плывет Бог на картине, и композиция Троицы по мотивам Микеланджело « Страшного суда» (1537–41) являются отсылками к искусству Возрождения . [6]
Дали считал некоторые формы современного искусства 20-го века «варварскими» и пытался в своих произведениях и произведениях продвигать более классический стиль живописи. Он написал книгу о живописи под названием « 50 секретов магического мастерства» (1948), в которой описывает свое вдохновение на ее написание: «Сейчас, в сорок пять, я хочу написать шедевр и спасти современное искусство от хаоса и лени. У меня это получится». ! Эта книга посвящена этому крестовому походу, и я посвящаю ее всем молодым людям, которые верят в настоящую живопись». [10] Однако в произведении также очевидны современные художественные приемы. Джордж Оруэлл , написавший критику романа Дали « Скрытые лица» , [3] пишет, что Дали признал, что камни на «Вселенском соборе» представляют собой абстрактные композиции, служащие символами. Дали, по мнению Оруэлла, находится под влиянием Мариано Фортуни , испанского художника XIX века. [1]
Символизм
[ редактировать ]Религиозные символы присутствуют во всем произведении. Название является данью уважения к коронации Анджело Джузеппе кардинала Ронкалли, который стал Папой Иоанном XXIII в 1958 году. Когда Иоанн XXIII встретился с Джеффри Фишером , архиепископом Кентерберийским, это был первый раз, когда две церкви официально общались за 426 лет. [7] Дали был в восторге от этой встречи. Его попросили спроектировать собор в Аризоне, но это так и не было реализовано. Однако, чтобы обсудить дизайн, в 1959 году Дали попросил аудиенции у Папы Римского. Видение Дали собора заключалось в том, что он должен иметь форму груши, которая для него символизировала возрождение средневековья , возрождение христианского единства и была подходящим символом для собора, на котором встретятся папа и архиепископ. [5]
Жена Дали Гала, имя которой было Елена Ивановна Дьяконова, часто служила ему моделью и музой . В этом произведении, как и в «Открытии Америки» Христофора Колумба , Гала представляет Святую Елену (в некоторых источниках Галу звали Елена). [6] мать Константина I , ставшего первым христианским императором Римской империи. Святая Елена в христианском богословии — первооткрывательница Истинного Креста . Гала держит тот же крест, что и Иисус, предлагая его зрителю. Поза Галы среди облаков, воды и скал появилась в более ранней работе Дали «Святая Елена Порт-Льигатская» (1956). [11] Крест, который держит Иисус в «Вселенском соборе», является боковой центральной точкой композиции (в своих более поздних работах Дали часто включал геометрические узоры и символику на полотнах), символизируя центральную тайну Троицы. [7] Скалы мыса Креус представляют собой скалу, на которой Святой Петр построил христианскую церковь, но имеют испанское происхождение. Дали вырос в Порт-Льигате , покровительницей которого является Елена, часто используя окружающие пейзажи в своих картинах, и работал там в студии, где писал «Вселенский собор» . Испанские аспекты картины являются выражением патриотизма Дали. [7]
Дали изображает Иисуса без твердой формы на картине, что достигается быстрыми мазками, вызывающими мистическую или атомную энергию. [6] Научная теория занимала Дали во второй половине 20-го века, и он представил структуру атомов и ДНК в нескольких работах. [12] Ученые предполагают, что на Дали повлияли идеи Пьера Тейяра де Шардена , французского богослова, который предложил, чтобы все знания – особенно научные и религиозные – должны быть полностью интегрированы и приводить к конечной « точке омега ». Взаимосвязь идей, которых придерживается Шарден, представлена множеством образов, перетекающих друг в друга на картине. [6] [7]
Провенанс
[ редактировать ]Этюд Дали «Троица » представляет собой картину меньшего размера размером 58,4 на 66 см (23,0 × 26,0 дюйма). Как и в случае с Вселенским собором , он демонстрирует единство Отца, Сына и Святого Духа: Бог, плывущий с лицом, закрытым рукой, над Иисусом, чья нога вытянута и указывает вверх, с безликим Святым Духом. Он был выставлен вместе с Экуменическим собором в галерее Карстерс в Нью-Йорке в 1960 году. [5] после чего критик Михаэль Штраус выразил впечатление, что Дали был «совершенно другим человеком» по сравнению с предыдущим создателем похотливых произведений искусства. Во время выставки Дали заявил, что Вселенский собор отметил «величайшее историческое событие нашего времени, которое я благоразумно нарисовал до того, как оно состоялось». [13]
Дали подружился с американскими коллекционерами произведений искусства Альбертом Рейнольдсом и Элеонорой Морс в 1943 году. Их первой покупкой стала вдохновленная войной картина Дали « Длинноногий вечерний папа… Надежда!» (1940), и после нескольких приобретений на его выставках Морсы покупали произведения непосредственно в его студии. Гала продала Вселенский собор Морсам за 100 000 долларов (737 120 долларов в 2010 году), оговорив, что оплата должна быть произведена наличными в испанских песетах. [14] Первоначально Морсы разместили свою коллекцию Дали в специально построенном крыле инженерной фирмы А. Р. Морса в Бичвуде, штат Огайо . Однако размер их коллекции — как по количеству, так и по размерам — превысил возможности. Город Санкт-Петербург, штат Флорида, предложил построить музей, в котором будут храниться все экспонаты и управляться с ними. Он открылся как Музей Сальвадора Дали в 1982 году и содержит 95 картин, включая другие шедевры Дали (музей считает шедеврами необычно большие произведения, на создание которых уходит два года), такие как «Галлюциногенный тореадор» (1970), «Галацидалацидоксирибонуклеицид» (1963), « Nature Morte Vivante ». (1956) и «Открытие Америки Христофором Колумбом» . Вселенский собор в настоящее время экспонируется в музее Сальвадора Дали. [14] [15] Троица хранится в Ватиканском музее в Ватикане .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Канадай, стр. 98–103.
- ^ Пробуждение, с. 23.
- ^ Перейти обратно: а б Пробудитесь, с. 24.
- ^ Пробуждение, с. 26.
- ^ Перейти обратно: а б с д Адес и Тейлор, с. 398.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Экуменический совет , Образовательный ресурс Национальной галереи Виктории. Проверено 23 июля 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Пробудитесь, с. 106.
- ^ Пробуждение, с. 104.
- ^ Милани, Джоанна (март – апрель 2007 г.). «Дали и испанское барокко», журнал Tampa Bay Magazine , стр. 205–207.
- ^ Дали, стр. 5.
- ^ Ромеро, с. 273.
- ^ Рэдфорд, с. 251.
- ^ Штраус, Майкл (январь 1961 г.). «Нью-Йорк», The Burlington Magazine , 103 (694) стр. 35.
- ^ Перейти обратно: а б Рэдфорд, стр. 313–318.
- ↑ Беннетт, Ленни (3 июля 2010 г.). Некролог — Элеонора Морс Архивировано 13 сентября 2016 г. в Wayback Machine , St. . Проверено 25 июля 2010 г.
Библиография
[ редактировать ]- Адес, Доун и Тейлор, Майкл (кураторы). Дали , Риццоли/Художественный музей Филадельфии, 2004. ISBN 0-8478-2673-2
- Канадай, Джон. Приведенный в боевую готовность критик: взгляды на современное искусство , Фаррар, Штраус и Кудахи: Нью-Йорк, 1962.
- Дали, Сальвадор. 50 секретов магического мастерства , Dover Publications, 1948. ISBN 0-486-27132-3
- Рэдфорд, Роберт. Дали , Phaidon Press, 1997. ISBN 0-7148-3411-4
- Ромеро, Луис. Сальвадор Дали , Ediciones Poligrafica, SA, 2003. ISBN 84-343-1031-7
- Вах, Кеннет. Сальвадор Дали: Шедевры из коллекции музея Сальвадора Дали , Гарри Н. Абрамс, 1996. ISBN 0-8109-3235-0
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Музей Сальвадора Дали , где находится картина.