Елена, мать Константина I.
Елена | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Августа | |||||||||
Рожденный | в. 246/48 г. н.э. Дрепанон (позже Хеленополис ), Вифиния , в Малой Азии. | ||||||||
Умер | 330 год нашей эры Рим , Тоскана и Умбрия | ||||||||
Похороны | |||||||||
Супруг | Констанций Хлор | ||||||||
Проблема | Константин I | ||||||||
| |||||||||
Династия | Константиниан | ||||||||
Религия | Никейское христианство |
Римские императорские династии | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Константиновская династия | ||||||||||||
Хронология | ||||||||||||
| ||||||||||||
Преемственность | ||||||||||||
| ||||||||||||
Флавия Юлия Елена [а] ( / ˈ h ɛ l ə n ə / ; греческий : Ἑλένη , Helénē ; ок. 246/248–330 гг. н. э.), также известная как Елена Константинопольская , а в христианстве как Святая Елена , [б] была Августой Римской империи и матерью императора Константина Великого . Она родилась в низших классах [2] традиционно в греческом городе Дрепанон, Вифиния , в Малой Азии , который был переименован в Хеленополис в ее честь, хотя местом ее рождения и происхождения было предложено несколько мест.
Елена считается важной фигурой в истории христианства . В последние годы своей жизни она совершила религиозное путешествие по Сирии, Палестине и Иерусалиму , во время которого древняя традиция утверждает, что она обнаружила Истинный Крест . Восточная православная церковь , католическая церковь , восточные православные церкви , англиканская община и лютеранская церковь почитают ее как святую .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Источники сходятся во мнении, что Елена была гречанкой , вероятно, из Малой Азии на территории современной Турции . Место ее рождения точно не известно, но, Хеленополис , затем Дрепанум в Вифинии . согласно Прокопию , «обычно считается» этим местом [3] Ее имя засвидетельствовано на монетах как Флавия Елена, Флавия Юлия Елена и иногда Аелена. [4] [с] Йозеф Фогт предположил, что имя Елена типично для грекоязычной части Римской империи и поэтому место ее происхождения следует искать в восточных провинциях Римской империи. [8] Историк VI века Прокопий является самым ранним авторитетом, утверждающим, что Елена была уроженкой Дрепанума, в провинции Вифиния в Малой Азии . Имя Елена появляется во всех областях Империи, но не засвидетельствовано эпиграфически в надписях Вифинии (предполагаемый регион происхождения Елены), а также было распространено в латиноязычных регионах. Прокопий жил намного позже той эпохи, которую он описывал, и его описание, возможно, на самом деле было задумано как этимологическое объяснение топонима Хеленополис . [8] С другой стороны, ее сын Константин переименовал город в Хеленополис после ее смерти около 330 года нашей эры, что подтверждает мнение о том, что этот город действительно был ее местом рождения. [9] Византинист Кирилл Манго , однако, утверждал, что Хеленополис был заново основан для укрепления коммуникационной сети вокруг новой столицы Константина в Константинополе , и был переименован просто в честь Елены, а не обязательно для обозначения ее места рождения. [10] был еще Хеленополь. В Палестине [11] и Хеленополь в Лидии . [12] Эти города, а также провинция Хеленопонтус в Понте, вероятно, были названы в честь матери Константина. [9] Два других места во Франции и Пиренеях были названы в честь Елены. [8] Столь же неопределенными для Дрепанум и без убедительных документальных предположений о ее месте рождения являются: Наисс (центральные Балканы), Кафар или Эдесса ( Месопотамия ), Трир . [8]
Епископ и историк Евсевий Кесарийский утверждает, что Елене было около 80 лет, когда она вернулась из Палестины. [13] Поскольку это путешествие датируется 326–28 годами, она, вероятно, родилась примерно в 246–249 годах. [14] [15] Информация о ее социальном происхождении повсеместно предполагает, что она происходила из низших классов. Источники IV века, следуя Евтропия Бревиариуму , сообщают, что она происходила из скромного происхождения. Епископ Миланский Амвросий , писавший в конце 4-го века, был первым, кто назвал ее stabularia , термин, переведенный как «конюшня» или «содержатель гостиницы». Он считает этот комментарий добродетелью, называя Елену bona stabularia , «хорошей конюшней». [16] вероятно, чтобы противопоставить ее общему предположению о сексуальной распущенности, считающейся типичной для этой группы. [17] Другие источники, особенно написанные после провозглашения Константина императором, замалчивают или игнорируют ее биографию. [14]
И Джеффри Монмутский , и Генрих Хантингдонский пропагандировали популярную традицию, согласно которой Елена была британской принцессой и дочерью « старого короля Коула » из района Колчестера . Это привело к тому, что позже ей были посвящены 135 церквей в Англии, многие из которых расположены в окрестностях Йоркшира . [18] и возрожден как предложение в 20 веке в романе Ивлин Во .
Брак с императором Констанцием
[ редактировать ]Неизвестно, где она впервые встретила Констанция . [19] Историк Тимоти Барнс предположил, что Констанций , служивший под началом императора Аврелиана , мог встретиться с ней во время пребывания в Малой Азии во время кампании против Зенобии . Говорят, что при встрече на них были одинаковые серебряные браслеты; Констанций видел в ней свою божественную вторую половинку. Барнс обращает внимание на эпитафию в Никомидии одного из защитников Аврелиана, которая может указывать на присутствие императора в Вифинском регионе вскоре после 270 года нашей эры. [20] Точная юридическая природа отношений между Еленой и Констанцием также неизвестна. Источники неоднозначны по этому поводу, иногда называя Елену Констанция «женой», а иногда, следуя пренебрежительной пропаганде соперника Константина Максенция , [21] называя ее своей « наложницей ». [19] Джером , возможно, сбитый с толку расплывчатой терминологией своих источников, умудряется сделать и то, и другое. [22]
Некоторые ученые, такие как историк Ян Дрейверс, утверждают, что Констанций и Елена заключили гражданский брак , сожительство, признанное фактически, но не юридически. [23] Другие, например Тимоти Барнс, утверждают, что Констанций и Елена заключили официальный брак, на том основании, что источники, утверждающие об официальном браке, более надежны. [24]
Елена родила будущего императора Константина I 27 февраля неопределенного года вскоре после 270 г. [25] (вероятно, около 272). [26] В то время она находилась в Найссе ( Ниш , Сербия ). [27] Чтобы получить жену, более соответствующую его растущему статусу, Констанций развелся с Еленой незадолго до 289 года, когда женился на Феодоре , Максимиана под его началом. дочери [28] Повествовательные источники датируют брак 293 годом, когда Констанций был назначен цезарем (наследником) Максимиана, но в латинском панегирике 289 года новая пара упоминается как уже состоящая в браке. [29] Елену и ее сына отправили ко двору Диоклетиана в Никомедию, где Константин стал членом ближайшего окружения. Елена так и не вышла замуж повторно и какое-то время жила в безвестности, хотя и была близка к своему единственному сыну, который глубоко уважал и любил ее.
После восшествия Константина на престол
[ редактировать ]Константин был провозглашен августом (императором) в 306 году войсками Констанция после смерти последнего, а после его возвышения его мать вернулась к общественной жизни в 312 году, вернувшись к императорскому двору. Она появляется в камее «Орел», изображая семью Константина, вероятно, в ознаменование рождения сына Константина Константина II летом 316 года. [д]
Она жила в Horti Spei Veteris в Риме, который превратила в еще более роскошный дворец.
Паломничество и открытия реликвий
[ редактировать ]По словам Евсевия, Елена была обращена в христианство Константином. [30] Он назначил ее Августой и предоставил ей неограниченный доступ к императорской сокровищнице, чтобы найти реликвии христианской традиции . В 326–28 годах нашей эры Елена предприняла путешествие в Палестину. [31] По словам Евсевия Кесарийского , который записывает подробности ее паломничества в Палестину и другие восточные провинции, и Сократа Схоластика , она была ответственна за строительство или украшение церкви Рождества в Вифлееме и церкви Элеоны на горе оливки ; места рождения и вознесения Христа соответственно. [32] Местная легенда об основании приписывает приказу Елены строительство церкви в Египте в честь Неопалимого куста Синая. Часовня в монастыре Святой Екатерины , часто называемая часовней Святой Елены, датируется 330 годом.
Истинный Крест и Храм Гроба Господня
[ редактировать ]Иерусалим все еще восстанавливался после разрушений, вызванных Титом в 70 году нашей эры. Император Адриан построил в 130-х годах храм Венеры на предполагаемом месте гробницы Иисуса возле Голгофы и переименовал город в Элию Капитолину . Сведения о том, был ли храм посвящен Венере или Юпитеру, расходятся. [33] По словам Евсевия, «[т] на этом месте находился храм Венеры. Его разрушила царица (Елена). [34] По традиции, Елена приказала снести храм и, согласно легенде, возникшей в конце IV века, выбрала место для начала раскопок, в результате которых были обнаружены три разных креста. Легенда изложена в Амвросия книге «О смерти Феодосия» (умер в 395 г.) и подробно в главах Руфина , приложенных к его переводу на латынь « Церковной истории » Евсевия , в основной части которой это событие не упоминается. [и] Затем, рассказывает Руфин, императрица отказалась поддаться влиянию чего-либо, кроме веских доказательств, и провела испытание. Вероятно, через епископа Иерусалимского Макария она велела привести из города находящуюся при смерти женщину. Когда женщина прикоснулась к первому и второму крестам, ее состояние не изменилось, но когда она прикоснулась к третьему и последнему кресту, она внезапно выздоровела. [ф] и Елена объявила крест, которым была затронута женщина, Истинным Крестом .
На месте открытия Константин приказал построить храм Гроба Господня . Церкви были построены и на других местах, обнаруженных Еленой.
В «Письме Константина Макарию Иерусалимскому», представленном в « Жизнеописании Константина» Евсевия , говорится:
Такова благодать нашего Спасителя, что никакая сила языка не может описать то чудесное обстоятельство, о котором я собираюсь упомянуть. Ибо памятник святейших Страстей Его [Христова], так давно погребенный под землей, оставался неизвестным в течение столь долгого ряда лет, пока он снова не явился Его слугам, теперь освобожденным через удаление того, кто был общий враг всех, — это факт, который поистине превосходит всякое восхищение. У меня нет большей заботы, чем то, как мне лучше всего украсить великолепным сооружением это священное место, которое под Божественным руководством я освободил как бы от тяжелого груза грязного идолопоклонства [римского храма]; место, которое с самого начала считалось святым на суде Божием, но которое теперь кажется еще более святым, поскольку оно выявило ясную уверенность в страстях нашего Спасителя. [35]
Созомен и Феодорит утверждают, что Елена нашла также гвозди распятия . Чтобы использовать их чудесную силу для помощи своему сыну, Елена якобы поместила один из них в шлем Константина, а другой в уздечку его лошади. По одному преданию, Елена приобрела Святую Тунику во время путешествия в Иерусалим и отправила ее в Трир .
Кипр
[ редактировать ]Несколько реликвий, предположительно обнаруженных Еленой, сейчас находятся на Кипре , где она провела некоторое время. Среди них есть предметы, которые, как полагают, были частью хитона Иисуса Христа, части святого креста и куски веревки, которой Иисус был привязан на Кресте. Веревка, считающаяся единственной реликвией такого рода, хранилась в монастыре Ставровуни , который, как говорят, также был основан Еленой. По традиции, именно Елена ответственна за большую популяцию кошек на Кипре . Местная традиция гласит, что в четвертом веке она импортировала сотни кошек из Египта и Палестины, чтобы избавить монастырь от змей. Монастырь сегодня известен как «Святой Николай Кошачий» (греч. Άγιος Νικόλαος των Γατών ) и расположен недалеко от Лимассола . [36]
Рим
[ редактировать ]Елена покинула Иерусалим и восточные провинции в 327 году, чтобы вернуться в Рим, привезя с собой большие части Животворящего Креста и другие реликвии, которые тогда хранились в частной часовне ее дворца, ныне базилике Санта - Кроче в Иерусалимме , где они могут быть видел еще сегодня. Его поддерживают монахи -цистерцианцы в монастыре , который на протяжении веков был пристроен к церкви.
Смерть и погребение
[ редактировать ]Елена умерла около 330 года вместе с сыном. Она была похоронена в Мавзолее Елены , недалеко от Рима, на Виа Лабикана . Ее саркофаг выставлен в Ватиканском музее Пио-Климентина , рядом с саркофагом ее внучки Константины (Святой Констанции). Однако в 1154 году ее останки были заменены в саркофаге останками папы Анастасия IV , а останки Елены были перенесены в Санта-Марию-ин-Ара-Коэли . [37]
- Саркофаг Елены в Музее Пио-Клементино, Музеи Ватикана , Рим.
Святость
[ редактировать ]Елена Константинопольская | |
---|---|
Императрица, мать святого равноапостольного Константина , покровительница святых мест. | |
Почитается в | |
канонизирован | Предварительная Конгрегация [г] |
Главный храм | Храм Святой Елены в соборе Святого Петра. |
Праздник |
|
Атрибуты | корона, крест, гвозди |
Покровительство | археологи, новообращенные, трудные браки, разведенные, императрицы, новые открытия, остров Святой Елены, остров Новелета , Кавите , Хагоной, Булакан |
Елену считают Восточная Православная , Восточно-православная , Восточная и Римско-католическая церкви, а также Англиканская община и Лютеранская церкви святой . Иногда ее называют Еленой Константинопольской, чтобы отличить ее от других с похожими именами .
Ее праздник как святой Восточной Православной Церкви отмечается вместе с сыном 21 мая, в «Праздник Святых Великих Государей Константина и равноапостольных Елены ». [38] Ее праздник в Римско-католической церкви и в викариате Антиохийского западного обряда приходится на 18 августа. [39] Ее праздник в Коптской Православной Церкви приходится на 9 Пашона .Некоторые англиканские и лютеранские церкви сохраняют дату 21 мая. Елену чествуют в англиканской церкви 21 мая, а в Епископальной церкви - 22 мая . [40] [41]
В эфиопской и эритрейской православных церквях Тевахедо праздник Мескель , посвященный обретению ею креста, отмечается 17 мескерема по эфиопскому календарю (27 сентября по григорианскому календарю или 28 сентября в високосные годы). Праздник обычно отмечают зажжением большого костра , или Демеры , исходя из поверья, что ей было откровение во сне. Ей сказали, что она должна разжечь костер и что дым укажет ей, где зарыт истинный крест. Поэтому она приказала жителям Иерусалима принести дров и сложить огромную кучу. После добавления в него ладана костер зажигался, дым поднимался высоко к небу и возвращался на землю, как раз к тому месту, где был зарыт Крест. [42]
приходится раскрытие Честного Креста и драгоценных гвоздей ( Рудмас ) императрицей Святой Еленой в Иерусалиме На 6 марта . [39]
Ее также поминают каждую Светлую среду вместе со святыми с горы Синай Русской Православной Церковью и Православной Церковью в Америке . [43] [44]
Реликвии
[ редактировать ]Ее предполагаемый череп выставлен в восточном склепе Трирского собора в Германии . [45] Части ее мощей находятся в базилике Санта-Мария-ин-Ара-Коэли в Риме , в церкви Сен-Леу-Сен-Жиль в Париже и в аббатстве Сен-Пьер д'Овиллерс .
Церковь Сант-Елена в Венеции утверждает, что полное тело святой хранится под главным алтарем. В 1517 году английский священник Ричард Торкингтон, увидев мощи во время своего визита в Венецию, описал их следующим образом: « Она молится в храме белых монахов, вы можете увидеть ее лицо, ее тело покрыто ткань из шёлка... Также на груди у неё лежит лителловый крест, сделанный из святого креста... " [46] В качестве экуменического жеста эти реликвии посетили Греческую Православную Церковь и были выставлены в церкви Святой Варвары (Святой Варвары) в Афинах с 14 мая по 15 июня 2017 года. [47]
- Реликвия черепа Елены в склепе Трирского собора.
- Так называемая «Чаша Святой Елены» в сокровищнице Трирского собора.
Более поздние культурные традиции
[ редактировать ]В британском фольклоре
[ редактировать ]Великобритании более поздняя легенда, упомянутая Генрихом Хантингдонским но ставшая популярной благодаря Джеффри Монмутскому , утверждала, что Елена была дочерью короля Британии Коула , Колчестера В , который вступил в союз с Констанцием, чтобы избежать новой войны между бриттами и Римом. [час] Джеффри далее утверждает, что она была воспитана как королева, поскольку у нее не было братьев, которые могли бы унаследовать трон Британии. Источником этого, возможно, была «Historia Ecclesiastica» Созомена , в которой, однако, не утверждается, что Елена была британкой, а только то, что ее сын Константин принял там христианство. [48] Константин был со своим отцом, когда он умер в Йорке , но ни один из них не провел много времени в Британии.
Утверждение английских средневековых летописцев, согласно которому Елена должна была быть дочерью британского принца, совершенно не имеет под собой исторического основания. Это может возникнуть из-за валлийской принцессы Святой Елены с таким же именем (предположительно вышедшей замуж за Магнуса Максима и родившей сына по имени Константин) или из-за неправильного толкования термина, использованного в четвертой главе панегирика о браке Константина с Фаустой. Описание Константина, почитающего Британию oriendo ( букв. «с самого начала», «с самого начала»), возможно, было воспринято как намек на его рождение («с начала его »), хотя на самом деле речь шла о начале его правления. [49]
В настоящее время в Соединенном Королевстве существует по меньшей мере двадцать пять святых колодцев, посвященных Святой Елене. Она также покровительницей Абингдона Колчестера и является . Считалось, что часовня Святой Елены в Колчестере была основана самой Еленой, а с 15 века на гербе города изображен Истинный Крест и три гвоздя с короной в ее честь. [50] Ратуша Колчестера имеет викторианскую статую святого на вершине башни высотой 50 метров (160 футов). [51] Герб Ноттингема почти идентичен из-за связи города с Коулом, ее предполагаемым отцом. [52]
Филиппинская легенда и традиция
[ редактировать ]Флорес де Майо чествует ее и ее сына Константина за обретение Истинного Креста парадом с цветочной и речной тематикой, демонстрирующим ее, Константина и других людей, которые следовали за ее путешествием в поисках Истинного Креста. Ее открытие Креста вместе с Константином драматизировано в Сантакрузане , ритуальном зрелище на Филиппинах . проводимая в мае (когда когда-то праздновался Рудмас Процессия, ), также несет в себе элементы месячных богослужений Марии . Сантакрузанское Джерси - шествие также проводится филиппинской общиной Сити, штат Нью-Джерси . [53]
Средневековые легенды и фантастика
[ редактировать ]В средневековых легендах и рыцарских романах Елена предстает как преследуемая героиня в духе таких женщин, как Эмаре и Констанция ; разлученная со своим мужем, она живет тихой жизнью, поддерживая себя вышивкой, до тех пор, пока обаяние и грация ее сына не привлекут внимание ее мужа и, таким образом, не раскроется их личность. [54]
Современная фантастика
[ редактировать ]Хелена — главная героиня Эвелин романа Во « Хелена» , вышедшего в 1950 году . Она также является главным героем «Жрица Авалона» (2000) фантастического романа Мэрион Зиммер Брэдли и Дайаны Л. Паксон . Ей дано имя Эйлан и она изображена как жрица Авалона обученная .
Хелена также является главной героиней Луи де Воля романа «Живой лес» (1947), в котором она снова является дочерью короля Колчестера Коэля. В романе Дэна Уитфилда «Восхождение орла» 2021 года она изображена дожившей до 118 лет благодаря силам Истинного Креста. [55]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Ее полное имя не засвидетельствовано до 324 года, когда она получила почетное звание Августы . Ее имя при рождении, вероятно, было просто «Хелена». [1]
- ^ Варианты написания включают острова Святой Елены и Святой Елены .
- ↑ Было высказано предположение, что имя «Аелена» является результатом плохой чеканки, когда превратилось в A. H Тем не менее латинский текст V века Acta Cyriaci (основанный на более раннем греческом тексте) [5] также называет ее Эленой . [6] [7]
- ^ Камея была включена в богатый переплет Евангелий Ады ; о 316 году говорится в Stephenson 2010:126f.
- ^ Отмечено в Stephenson 2010:253f, где отмечается: «Ничто из этого неправда», отмечая источник Руфина в утерянной работе Геласия Кесарийского .
- ↑ На самом деле существует несколько разных отчетов: Католическая энциклопедия : Археология креста и распятия : «По вдохновению свыше Макарий приказал отнести три креста, один за другим, к постели достойной женщины, находившейся в больнице. Прикосновение двух других не помогло, но, прикоснувшись к тому, над чем умер Христос, женщина внезапно снова выздоровела, как следует из письма святого Павлина к Северу, помещенного в Парижский Бревиарий. что сама святая Елена стремилась посредством чуда узнать, что такое Истинный Крест, и что она заставила перенести на это место человека, уже мертвого и похороненного, после чего при соприкосновении с третьим крестом он ожил.
Из Римско-католического Марианского Миссала 1955 года: Святая Елена, первая христианская императрица, отправилась в Иерусалим, чтобы попытаться найти Истинный Крест. Она нашла его 14 сентября в 320 году нашей эры. В восьмом веке праздник Обретения был перенесен на 3 мая, а 14 сентября отмечалось «Воздвижение Креста Господня» — ознаменование победы Ираклия над персами , в результате чего реликвия была возвращена в Иерусалим.
Из еще одной традиции, рассказанной св. Амвросием вслед за Руфином, может показаться, что titulus , или надпись, осталась прикрепленной к Кресту». См. также « Сократа» Историю церкви на CCEL.org: Книга I, Глава XVII : Мать императора Елена, придя в Иерусалим, ищет и находит Крест Христов и строит церковь. - ^ Ее канонизация предшествует практике официальной канонизации Святым Престолом и соответствующими православными церквями. «18 августа в истории Германии» . T GermanCulture.com.ua. Архивировано из оригинала 17 марта 2015 года . Проверено 16 октября 2016 г.
Ее причисление к лику святых предшествует практике канонизации Папой.
- ↑ Чисто легендарная британская связь прослеживается А. Харбусом, Еленой Британской в «Средневековой легенде» , 2002.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Хиллнер 2023 , стр. 17, 198.
- ^ Аноним Валезиан 1.2 , «Происхождение императора Константина».
- ^ Дрейверс 1992 , с. 9.
- ^ Дрейверс, Ян Виллем (1991). «Положение Елены при дворе Константина». Елена Августа: мать Константина Великого и легенда о обретении ею истинного креста . Исследования Брилла по интеллектуальной истории. БРИЛЛ. п. 41. ИСБН 9789004246768 .
- ^ Харбус, Антонина (1 октября 1994 г.). «Текст как откровение: Сон Константина в «Елене» » . Неофилолог . 78 (4): 645–653. дои : 10.1007/BF01003514 . S2CID 161998085 – через ProQuest.
- ^ Лавеццо, Кэти (2016). «1 Могильные евреи и каменные христиане: замена Беды и Киневулфа» . Приспособленный еврей: английский антисемитизм от Беды до Мильтона . Итака: Издательство Корнельского университета. стр. 28–63. ISBN 978-1-5017-0615-8 .
- ^ Бодден, Мэри Кэтрин (1987). «Англосаксонское самосознание в языке» . Английские исследования . 68 (1): 24–39. doi : 10.1080/00138388708598490 – через Tandfonline.
- ^ Jump up to: а б с д Дрейверс 1992 , с. 12
- ^ Jump up to: а б Харбус, 12.
- ^ Манго, 143–58, цитируется по Harbus, 13.
- ^ Гюнтер Штембергер, Евреи и христиане на Святой Земле: Палестина в четвертом веке , 2000, с. 9 ( полный текст ).
- ↑ Хант, 49 лет, цитируется по Харбусу, 12 лет.
- ^ Евсевий, Жизнь Константина 3.46.
- ^ Jump up to: а б Харбус, 13.
- ^ Дрейверс 1992 , с. 15.
- ^ Амвросий, О смерти Феодосия 42; Гарбус, 13
- ^ Поплавки. 1992. стр. 12-18.
- ^ Джон Маннс, Крест и культура в англо-нормандской Англии: теология, образы, преданность , стр. 245
- ^ Jump up to: а б Лью и Монтсеррат, 49 лет.
- ↑ Избранные латинские надписи 2776, цит. по Барнсу, «Новая Империя», 36.
- ^ Пол Стивенсон, Константин, римский император, Кристиан Виктор , 2010:126f.:130.
- ^ Иероним, Хроника , sa 292, с. 226, 4 и са 306, с. 228, 23/4, цитируется в Lieu and Montserrat, 49.
- ^ Дрейверс, Хелена Августа , 17–19.
- ^ Барнс, Новая Империя , 36.
- ^ Барнс, CE , 3, 39–42; Эллиотт, Христианство Константина , 17; Одал, 15 лет; Польсандер, «Константин I»; Южная, 169, 341.
- ^ Барнс, CE , 3; Барнс, Новая Империя , 39–42; Эллиотт, «Обращение Константина», 425–6; Эллиотт, «Евсевианские мошенничества», 163; Эллиотт, Христианство Константина , 17; Джонс, 13–14 лет; Ленский, «Царствование Константина» (КК), 59; Одал, 16 лет; Польсандер, император Константин , 14 лет; Роджерс, 238 лет; Райт, 495, 507.
- ^ Барнс, CE , 3.
- ^ Барнс, CE , 8–9.
- ^ Ориго 1; Виктор, Цес . 39,24ф; Евтропий, Брев . 9.22.1; Эпитом 39.2; Хлеб . Лат . 10(2).11.4, цит. по Barnes, CE , 288 n.55.
- ^ Янг 2006 , с. 6, н. 24.
- ^ Норвич, Джон Джулиус (1996). Византия (Первое американское изд.). Нью-Йорк. стр. 68–69. ISBN 0394537785 . OCLC 18164817 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Сократ, Схоластик (1853). Церковная история Сократа по прозвищу Схоластик, или Защитник: включающая историю церкви в семи книгах, от воцарения Константина в 305 году нашей эры до 38-го года правления Феодосия II, включая период в 140 лет . Гарвардский университет. Лондон: Х. Бон. ISBN 978-0-524-00652-8 .
- ^ Стивенсон 2010: 252.
- ^ Евсевий, История Церкви, Жизнь Константина, Речь в честь Константина . От Филиппа Шаффа, Никейских и постникейских отцов
- ^ Евсевий, История Церкви, Жизнь Константина, Речь в честь Константина . От Филиппа Шаффа, Никейских и постникейских отцов
- ^ Дубин, Марк (2009). Приблизительный путеводитель по Кипру . Грубое руководство. стр. 135–136 . ISBN 9781858289939 .
- ^ Норвич, Дж. Дж. (1995) Византия: упадок и падение , Лондон: Penguin, стр. 107–108.
- ^ «21 мая: Праздник Святых Великих Государей Константина и Равноапостольных Елены» . Греческая православная архиепископия Америки. Архивировано из оригинала 7 ноября 2007 года . Проверено 28 марта 2008 г.
- ^ Jump up to: а б "ЕЛЕНА РАВНОАПОСТОЛЬНАЯ - Древо" . drevo-info.ru (in Russian) . Retrieved 8 July 2022 .
- ^ «Календарь» . Англиканская церковь . Проверено 27 марта 2021 г.
- ^ Малые праздники и посты 2018 . Church Publishing, Inc. 17 декабря 2019 г. ISBN 978-1-64065-235-4 .
- ^ «Информационный центр Валта» . Мескель празднуют по всей стране . Архивировано из оригинала 19 марта 2006 года . Проверено 14 сентября 2005 г.
- ^ "СОБОР СИНАЙСКИХ ПРЕПОДОБНЫХ - Древо" . drevo-info.ru (in Russian) . Retrieved 13 July 2022 .
- ^ «Светлая среда» . Православная Церковь в Америке . Проверено 14 июля 2022 г.
- ^ Профессор доктор Франц Рониг : Трирский собор , информационная брошюра, опубликованная Трирским собором (2017 г.).
- ^ «Время настоящее и прошлое: древние черепа и средневековое черепоубийство - загадочные загробные жизни острова Святой Елены» . 9 августа 2015 г.
- ^ «Святые мощи святой Елены впервые с 1211 года прибыли в Грецию» . 15 мая 2017 г.
- ^ «Церковные истории Сократа и Созомена» . Эфирная библиотека христианской классики. Архивировано из оригинала 18 мая 2008 года . Проверено 28 марта 2008 г.
- ^ «Католическая энциклопедия: Святая Елена» .
- ^ «Колчестер в начале пятнадцатого века» . Dur.ac.uk. Архивировано из оригинала 29 декабря 2008 года . Проверено 26 марта 2013 г.
- ^ «Ратуша Колчестера:: Сетка ОС TL9925 :: География Британии и Ирландии – сфотографируйте каждый квадрат сетки!» . Geograph.org.uk . Проверено 26 марта 2013 г.
- ^ «История Ноттингемшира> Статьи> Статьи из трудов Общества Торотона> Маршрут Ноттингема: погост Святой Марии» . Nottshistory.org.uk. 1 июня 2010 года . Проверено 26 марта 2013 г.
- ^ «Значение наших традиций Уличный фестиваль Сантакрузана и Флореса де Майо», Фестиваль Сантакрузана JC
- ^ Лаура А. Хиббард, Средневековый роман в Англии , с. 29. Нью-Йорк: Берт Франклин, 1963 год.
- ^ Уитфилд, Дэн (2021). Орел восходящий . США: Touch Point Press. ISBN 978-1-952816-51-2 .
Источники
[ редактировать ]- Барнс, Тимоти Д. Константин и Евсевий ( CE в цитатах). Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета , 1981. ISBN 978-0-674-16531-1
- Барнс, Тимоти Д. Новая империя Диоклетиана и Константина ( NE в цитатах). Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1982. ISBN 0-7837-2221-4
- Дрейверс, Ян Виллем (1992). Хелена Августа . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-09435-2 .
- Дрейверс, Ян Виллем. « Эвелин Во, Елена и Истинный Крест. Архивировано 23 марта 2019 года в Wayback Machine ». Классика Ирландии 7 (2000).
- Эллиотт, Т.Г. «Обращение Константина: действительно ли оно нам нужно?» Феникс 41 (1987): 420–438.
- Эллиотт, Т.Г. «Евсевианские махинации в «Житии Константини».» Феникс 45 (1991): 162–171.
- Эллиотт, Т.Г. Христианство Константина Великого . Скрэнтон, Пенсильвания: Скрэнтонский университет Press , 1996. ISBN 0-940866-59-5
- Харбус, Антония. Елена Британская в средневековой легенде . Рочестер, Нью-Йорк: DS Брюэр, 2002.
- Джонс, AHM Константин и обращение Европы . Буффало: Университет Торонто Press , 1978 [1948].
- Хант, Э.Д. Паломничество по Святой Земле в Поздней Римской империи: 312–460 гг . н.э. Оксфорд: Кларендон Пресс, 1982.
- Ленски, Ноэль. «Царствование Константина». В «Кембриджском спутнике эпохи Константина » под редакцией Ноэля Ленски, 59–90. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета , 2006. Твердый переплет. ISBN 0-521-81838-9 в мягкой обложке ISBN 0-521-52157-2
- Лью, Сэмюэл Н.К. и Доминик Монтсеррат . От Константина до Юлиана: языческие и византийские взгляды . Нью-Йорк: Рутледж , 1996.
- Манго, Кирилл. «Императрица Елена, Хеленополис, Пилы». Travaux et Mémoires 12 (1994): 143–58.
- Одал, Чарльз Мэтсон. Константин и христианская империя . Нью-Йорк: Рутледж, 2004.
- Польсандер, Ганс. Император Константин . Лондон и Нью-Йорк: Routledge, 2004. Твердый переплет. ISBN 0-415-31937-4 в мягкой обложке ISBN 0-415-31938-2
- Роджерс, Барбара Сэйлор. «Метаморфоза Константина». The Classical Quarterly 39 (1989): 233–246.
- Райт, Дэвид Х. «Истинное лицо Константина Великого». Документы Думбартон-Оукса 41 (1987): 493–507.
- Янг, Фрэнсис М. (2006). «Прелюдия: Иисус Христос, основание христианства». В Митчелле, Маргарет М.; Янг, Фрэнсис М. (ред.). Происхождение Константина . Кембриджская история христианства. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. стр. 1–34. ISBN 978-1-107-42361-9 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Битенхольц, Питер Г. (1994). История и фабула: мифы и легенды в исторической мысли от древности до современности . Лейден: Брилл. ISBN 90-04-10063-6 .
- Буркхардт, Джейкоб (1949). Эпоха Константина Великого . Моисей Хадас, пер. Нью-Йорк: Книги Пантеона.
- Хиллнер, Джулия (2023). Елена Августа: Мать Империи . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-087529-9 .
- Грант, Майкл (1994). Константин Великий: человек и его время . Нью-Йорк: Скрибнер. ISBN 0-684-19520-8 .
- Польсандер, Ганс А. (1995). Елена: императрица и святая . Чикаго: Издательство Ares. ISBN 0-89005-562-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Святая Елена в Catholic Online
- Британская энциклопедия . Том. XI (9-е изд.). 1880. с. 630. .
- Делеэ, Ипполит (1911). . Британская энциклопедия . Том. 13 (11-е изд.). п. 219.
- Кирш, Иоганн Петер (1913). . Католическая энциклопедия .
- Телевизионная сеть «Вечное слово»: Вдова Святой Елены ок. 330
- Самоуправляющаяся Антиохийская Православная Христианская Архиепископия Северной Америки: Святая Елена, мать равноапостольного императора Константина
- s9.com: Хелена. Архивировано 9 апреля 2009 г. в Wayback Machine.
- Св. Греческая Православная Церковь Константина и Елены: Жития свв. Константин и Хелен
- Сокровищница мучеников и святых: святая Елена и император Константин Великий
- Католическая церковь Святой Элеоноры (Руидозо, Нью-Мексико) и католическая миссия Святого Иуды (Сан-Патрисио, Нью-Мексико): Св. Елены
- Святой монастырь Святой Екатерины на горе Синай: Святая Елена и Святой Синайский монастырь
- Святая Елена на христианской иконографии веб-сайте
- Об изобретении Святого Креста из перевода Кэкстона «Золотой легенды»
- Елена, мать Константина I.
- 240 рождений
- 330 смертей
- Римские императрицы III века
- Римские женщины IV века
- Римляне IV века
- Греческие женщины III века
- Греческие женщины IV века
- Христианские святые IV века
- Августа
- Британский фольклор
- Византийские святые женщины
- Христианские королевские святые
- Константин Великий
- Константиновская династия
- Флавий
- июля
- Позднедревние христианские святые
- Люди из Вифинии
- Святые из Римской Анатолии
- Голгофа
- Англиканские святые
- Матери византийских императоров