Константина
Константина | |
---|---|
Августа | |
![]() Видение святой Констанции перед гробницей святых Агнессы и Эмерентианы , картина Пьетро да Кортона. | |
Рожденный | 307-317 |
Умер | 354 Цены Галликани, Вифиния |
Похороны | |
Супруг | Ганнибалиан Констанций Галл |
Проблема | Констанция Анастасия |
Династия | Константиниан |
Отец | Константин Великий |
Мать | Fausta |
Флавия Валерия Константина [а] (также иногда называемая Констанцией и Константианой ; греческий : Κωνσταντίνα ; род. после 307/до 317 – ум. 354), позже известная как Святая Констанция , [2] Была старшей дочерью римского императора Константина Великого и его второй жены Фаусты , дочери императора Максимиана . Константина, возможно, получила титул Августы от своего отца и почитается как святая , поскольку у нее сложилась средневековая легенда, сильно расходящаяся с тем, что известно о ее реальном характере.
Жизнь
[ редактировать ]Незадолго до середины 320-х годов Константина родилась в семье императора Константина и императрицы Фаусты. Она была сестрой Константина II , Константа , Констанция II , Елены и сводной сестрой Криспа . В 335 году Константина вышла замуж за своего двоюродного брата Ганнибалиана , сына Флавия Далматия , которого Константин I создал Rex Regum et Ponticarum Gentium , «Царя царей и правителя понтийских племен». От первого брака у Константины, возможно, была дочь Констанция, которая позже вышла замуж за Меммиуса Витрасия Орфита и стала матерью Рустицианы, жены Квинта Аврелия Симмаха . [3] После смерти Константина произошли большие чистки императорской семьи, а ее муж был казнен в 337 году. [4]
Во второй раз Констанций II отдал Константину двоюродному брату Ганнибалиана и ее сводному кузену Галлу . Галл был назначен Цезарем Востока, и его имя было изменено на Констанций Галл, чтобы повысить его легитимность около 349/350 г., что, предположительно, также было временем их брака. Галлу в то время было двадцать пять или двадцать шесть лет, тогда как Константина была существенно старше его. Во втором браке у нее родилась дочь Анастасия, полное имя и судьба которой неизвестны. [5]
Затем Константина и Констанций Галл были отправлены из Рима в Сирию в Антиохию, чтобы управлять этой частью Восточной Римской империи . [6] Она не вернется в Рим до самой смерти. В 354 году нашей эры, когда Констанций призвал Галла, цезарь послал Константину к ее брату с целью смягчить его положение в глазах Констанция. По дороге на встречу с Констанцием II она умерла в Ценах Галликанах в Вифинии (Малая Азия). Причиной ее смерти стала внезапная высокая температура неизвестной причины. [7] Ее тело было отправлено обратно в Рим и погребено возле Виа Номентана в мавзолее, который начал строить для нее ее отец, император Константин I. Этот мавзолей позже стал известен как церковь Санта-Костанца , когда Константину почитали как святую. Ее порфировый саркофаг выставлен в музеях Ватикана . [8]
Политическая роль
[ редактировать ]После замужества с Ганнибалианом отец якобы сделал ее августой . это утверждение сохранилось только у Филосторгия Однако среди древних источников . После того, как ее муж был казнен в 337 году нашей эры, Константина исчезла из имперских записей до 350 года нашей эры. Это было, когда Магненций восстал против своего брата Констанция II, что вызвало большие политические потрясения в западных частях империи. Это побудило ее принять непосредственное участие в восстании. Она призвала Ветранио бросить вызов Магненцию, надеясь тем самым защитить свои интересы и сохранить свою власть. [6]
Константина не только сама оказывала влияние на себя, но и по своей сути, как женщина-член императорской римской семьи, была политическим инструментом. Будучи вдовой, ее могли предложить замуж, чтобы обеспечить политический союз. Это произошло дважды. В 350 году нашей эры, чтобы попытаться достичь мирного компромисса путем заключения брака, Магнеций предложил жениться на Константине и заставить Констанция II жениться на его дочери. [9] Но Констанций II отказался от этого предложения. Вскоре после этого, в 351 году нашей эры, Констанций II использовал Константину для другой политической цели и выдал ее замуж за Констанция Галла, которого сделали цезарем в Восточной Римской империи, и они переехали в Антиохию. [6]
В Passio Artemii (12) утверждается, что брак был призван обеспечить лояльность Галла. [10] но, возможно, это имело по крайней мере такое же отношение к Константине, которая, помимо того, что знала власть как дочь Константина и жена Ганнибалиана, вызвала сопротивление Ветранио. [11] к Магненцию , и руки которого просили у Констанция послы самого Магнеция. [12]
Брак, помимо того, что принес пользу Констанцию, вывел ее из опасной ситуации в империи и поставил ее в положение, позволяющее ей контролировать более молодого и неопытного Цезаря - интерес, который она разделяла с Констанцием. С другой стороны, вполне возможно, что Констанций рассматривал этот брак как способ убрать свою назойливую – возможно, изменническую – сестру с нестабильного Запада. Если упоминание в Passio Artemii (11) о письмах Константины к брату сохраняет подлинную традицию, возможно, Константина даже инициировала предложение выйти замуж за Галла.
Галл правил Востоком из Антиохии , и его целью было держать под контролем сасанидскую угрозу. Галл, однако, лишил поддержки своих подданных своим произволом и беспощадным правлением. Константина поддержала мужа. Именно в Антиохии Константина, похоже, стала политически активной, что было типично для имперских римских женщин. По словам Аммиана Марцеллина , она в основном действовала скрытно от общественности, но по-прежнему оставалась зловещей, жестокой и властной. Он предполагает, что она призывала к убийству нескольких человек: на допросе о людях, убитых по его приказу, «Галлу... хватило сил ответить, что большинство из них были убиты по настоянию его жены Константины». [13] Ожерелье она приняла в качестве взятки за обеспечение казни дворянина. [14] В древних исторических источниках она обычно воспринималась как жестокая и жестокая, но политически динамичная фигура.
Когда, получив жалобы антиохийцев, Констанций II вызвал Галла и Константину, но, по словам Аммиана, Константина в своей последней попытке использовать свою политическую власть отправилась вперед, чтобы встретиться со своим братом-императором, чтобы попытаться умиротворить его в его конфликт с мужем Констанцием Галлом, в ходе которого она умерла от болезни. [15]
Оценка персонажа
[ редактировать ]
Аммиан Марцеллин изображает Константину жестокой, жестокой и высокомерной: «ее гордость раздулась до предела; она была яростью в смертной форме, постоянно подливавшей масла в огонь ярости своего мужа и столь же жаждущей человеческой крови, как и он». [7]
Позже, в 18 веке, Эдвард Гиббон , под влиянием риторики Аммиана Марцеллина, сравнил Константину с одной из адских фурий, мучимых ненасытной жаждой человеческой крови. Историк сказал, что она поощряла жестокий характер Галла, а не убеждала его проявить разум и сострадание. Гиббон заявил, что ее тщеславие было подчеркнуто, в то время как нежные качества женщины отсутствовали в ее макияже, когда она приняла жемчужное ожерелье в обмен на согласие на казнь достойного дворянина. [16]
Средневековая легенда
[ редактировать ]В средние века Константина разработала легенду, связанную с жизнью Агнессы Римской ; Происхождение этого неясно, хотя она определенно была похоронена в мавзолее Санта-Костанца , пристроенном к большой Константиновской базилике над катакомбой, где похоронена Агнес. Мавзолей сохранился практически нетронутым, но сейчас сохранились лишь части стены базилики. По версии « Золотой легенды» , она заболела проказой , а затем чудесным образом исцелилась во время молитвы у могилы Агнес, которая, как предполагается, находилась на месте более поздней базилики Сант-Аньезе-фуори-ле-мура рядом с более ранней базиликой. (Эфиопский синаксарий описывает, как Константин I отправил свою больную дочь к Абу Мене для лечения, и приписывает ей обнаружение тела Менаса , после чего Константин приказал построить на этом месте церковь.) [17] Константина дала обет целомудрия, обратила своего жениха Галликана и в конце концов оставила свое богатство своим слугам Иоанну и Павлу, чтобы они потратили их на христианские дела. История, со значительными разработками, сохранилась в различных литературных формах, и как персонаж из жизни Агнес, Константина появляется в эмалированных сценах конца XIV века на Королевском золотом кубке в Британском музее . [18]
Культ и признание ее святости
[ редактировать ]Ее мощи были помещены папой Александром IV под новый алтарь. Сегодня могила Константины находится в церкви Санта-Костанца в Риме. Лишь в XVI веке Константина, Аттика и Артемия впервые были помещены в мартирологи. Праздник Константины – 18 февраля. Кроме того, 28 января и 17 февраля почитаются Аттика и Артемия. Вместе их почитают 25 февраля и 25 июня. [19]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мемуары Археологического общества Турени . Полет. 4. Археологическое общество Турени. 1855. с. 19.
- ^ Церковь Святой Констанции (2014 г.). «Наш покровитель» . Проверено 28 декабря 2020 г.
- ^ Алан Кэмерон (1996). «Орфитус и Констанций: заметка о римских золотых очках», в Журнале римской археологии , стр. 301.
- ^ Аммиан Марцеллин, xiv 1.2.
- ^ Флавий Клавдий Юлиан , Послание к афинянам , 272 г.
- ^ Jump up to: а б с ДиМайо 1996 г.
- ^ Jump up to: а б Аммиан Марцеллин 1986 , с. 41
- ^ Уэбб 2001 , с. 252
- ^ Гиббон 1854 , с. 377
- ^ Гиббон 1854 , с. 388
- ^ Джонс, Мартиндейл и Моррис 1971 , с. 222
- ^ Мюллер 1841–1870 , Петр Патриций фр. 16, с. 190
- ^ Аммиан Марцеллин 1986 , с. 62
- ^ Аммиан Марцеллин, xiv 1.3.
- ^ «Она отправилась в путь в надежде, что, поскольку он был ее братом, она сможет его смягчить». Аммиан Марцеллин 1986 , с. 58
- ^ Гиббон 1854 , с. 389
- ^ Гроссманн, Питер (1998). «Паломнический центр Абу Мины». в Д. Франкфуртере (ред.), Паломничество и святое пространство в позднеантичном Египте . Лейден-Бостон-Кёльн, Брилл: с. 282
- ^ Кляйнхенц 2004 , с. 251
- ^ Стадлер, Дж. Э.; Дом, Ф.Дж.; Джинал, Дж. Н. (1858–1882). SS. Констанция, Аттика и Артемия . Аугсбург. п. 663.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Источники
[ редактировать ]- Первоисточники
- Аммиан Марцеллин , Res Gestae Libri XXXI .
- Аммиан Марцеллин (1986). Уолтер Гамильтон (ред.). Поздняя Римская империя (354–378 гг. н.э.) . Хармондсворт, Миддлсекс, Англия: Penguin Books. ISBN 978-0-14-044406-3 .
- Вторичные источники
- Кроуфорд, Питер (2016). Констанций II: Узурпаторы, евнухи и антихрист . Ручка и меч. ISBN 978-1-78340-055-3 .
- ДиМайо, Майкл (15 ноября 1996 г.). «Константина (дочь Константина I)» . О римских императорах .
- Гиббон, Эдвард (1854). История упадка и падения Римской империи . Лондон: Джон Мюррей.
- Кляйнхенц, Кристофер (2004). «Константина» . Средневековая Италия энциклопедия . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-415-93929-4 . Проверено 21 августа 2011 г.
- Джонс, Арнольд Хью Мартин; Мартиндейл, Джон Роберт; Моррис, Джон (1971). Просопография Поздней Римской империи . Издательство Кембриджского университета. п. 222. ИСБН 0-521-07233-6 .
- Мюллер, Карл (1841–1870). Фрагменты греческих историков (на латыни). Пэрис: Дидо. Том. 1 , 2 , 3 , 4 , 5
- Уэбб, Матильда (2001). Церкви и катакомбы раннехристианского Рима . Брайтон: Sussex Academic Press. п. 41. ИСБН 1-902210-57-3 .