Макарий Иерусалимский
Святой Макарий Иерусалимский | |
---|---|
![]() Обретение Животворящего Креста ( Джандоменико Тьеполо ), где епископ Макарий благословляет больных Животворящим Крестом. | |
Митрополит Иерусалимский | |
Рожденный | неизвестный |
Умер | что. 335 |
Почитается в | Римский католицизм Восточный католицизм Восточное православие |
Главный храм | Мощи святого Макария, включая его череп, находятся в часовне Святого Антония в Питтсбурге, штат Пенсильвания . |
Праздник | 10 марта |
Атрибуты | Епископ |
Макарий I ( греч . Μακάριος Α' Ἱεροσολύμων Макарий I Иеросолимон ); был епископом Иерусалима с 312 по незадолго до 335 года, согласно Созомену . Он признан святым в православной и католической церквях.
Афанасий в одной из своих речей против арианства называет Макария образцом «честного и простого стиля апостольских мужей». [ нужна ссылка ] Дата 312 года вступления Макария на епископат встречается в Хроники версии Иеронима « Кесарийского » Евсевия . [ 1 ]
Около 325 года он сопровождал Елену Августу , мать Константина I, в ее поисках в Иерусалиме реликвий Страстей Иисуса , включая крест, на котором, Иисус из Назарета как считалось, был распят .
По словам Евсевия , он получил длинное письмо от Константина со ссылкой на строительство базилики Гроба Господня в Иерусалиме: « Такова благодать нашего Спасителя, что никакая сила языка не может описать то чудесное обстоятельство, о котором я собираюсь рассказать. ибо, что памятник Его святейших Страстей, так давно погребенный под землей, должен был оставаться неизвестным в течение столь долгого ряда лет, пока он снова не явился его слугам, теперь освобожденным через удаление того, кто был. общий враг всех - это факт, который поистине превосходит всякое восхищение... А что касается колонн и мрамора, что бы вы ни сочли после фактического осмотра плана особенно ценными и полезными, постарайтесь отправить информацию нам в письменном виде, чтобы любое количество или вид материалов, которые мы считаем необходимыми из вашего письма, можно было добыть со всех сторон, как это необходимо, ибо вполне уместно, чтобы самое чудесное место в мире было достойно украшено. " [ 2 ]
Макарий указан как один из епископов, которому папа Александр Александрийский написал предупреждение против Ария . [ 3 ] Его смерть, должно быть, произошла перед Тирским собором в 335 году, на котором его преемник Максим , по-видимому, был одним из присутствовавших епископов.
Макарий и арианство
[ редактировать ]Макарий принимал участие в Никейском соборе (325 г.), и заслуживают упоминания две гипотезы относительно его роли. произошел спор Во-первых, между ним и его митрополитом Евсевием Кесарийским по поводу прав их соответствующих кафедр. Седьмое правило Собора — «Поскольку обычай и древняя традиция показывают, что епископа Элии [Иерусалима] следует почитать, он должен иметь преимущество; однако без ущерба для достоинства, принадлежащего Митрополии» — своей неясностью предполагает, что это произошло в результате ничьей битвы. Второе предположение состоит в том, что Макарий вместе с Евстафием Антиохийским имел большое отношение к составлению Никейского Символа веры , окончательно принятого Первым Никейским собором в 325 году. [ 4 ]
О энергичности его оппозиции богословию арианства свидетельствует оскорбительная манера, в которой Арий пишет о нем в своем письме Евсевию Никомедийскому . [ 5 ] В «Истории Никейского Собора», приписываемой Геласию Кизику, есть ряд воображаемых диспутов между отцами Собора и философами, оплачиваемыми Арием. В одном из этих споров, где Макарий является представителем епископов, он защищает Сошествие во ад . Это примечательно, учитывая вопрос, было ли Сошествие во ад найдено в Иерусалимском Символе веры , тем более, что в других отношениях язык Макария приведен в соответствие с этим Символом веры. [ 6 ] Имя Макария появляется первым среди епископов Палестины, подписавшихся на Никейский собор; история Евсевия занимает пятое место. Афанасий в своей энциклике к епископам Египта и Ливии помещает имя Макария (давно умершего в то время) среди тех епископов, которые славились своим православием. Созомен [ 7 ] повествует, что Макарий назначил Максима, который впоследствии сменил его, епископом Лидии, и что это назначение не имело силы, потому что жители Иерусалима отказались расстаться с Максимом. Он также приводит другую версию истории, согласно которой сам Макарий передумал, опасаясь, что, если Максим уйдет с дороги, на его место (Макария) будет назначен неправославный епископ. Тиллемон дискредитирует эту историю: Макарий таким поступком нарушил бы седьмой Никейский канон, а Аэций, который во время собора был епископом Лидды, наверняка был жив в 331 году и, весьма вероятно, в 349 году. [ 8 ] Конечно, если Аэций пережил Макария, история терпит крах; но если он умер вскоре после 331 года, это кажется достаточно правдоподобным. Тот факт, что Макарий тогда приближался к своему концу, мог объяснить нежелание, как с его стороны, так и со стороны его паствы, лишиться Максима. Первое возражение Тиллемона не имеет никакого веса. Седьмое правило было слишком расплывчатым, чтобы добиться от такого православного епископа, как Макарий, очень строгого взгляда на митрополичьи права такого полуарианина, как Евсевий.
Макарий и святые места
[ редактировать ]Феофан (ум. 818) в своей «Хронографии» заставляет Константина по окончании Никейского собора приказать Макарию искать места Воскресения и Страстей, а также Истинного Креста. Вероятно, именно это и произошло, поскольку раскопки начались вскоре после собора и, по-видимому, под руководством Макария. [ нужна ссылка ]
Огромный курган и каменная кладка с храмом Венеры на вершине, которые во времена Адриана были нагромождены над Гробом Господним , были снесены, и «когда появилась первоначальная поверхность земли, тотчас же, вопреки всем ожиданиям, открыт священный памятник Воскресения Спасителя». [ 9 ] Услышав эту новость, Константин написал Макарию, дав щедрый приказ построить на этом месте церковь. [ 10 ] Позднее он написал еще одно письмо «Макарию и остальным епископам Палестины», повелевая построить церковь в Мамбре , также оскверненную языческой святыней. Евсевий, хотя и дает указанную выше надпись, говорит об этом письме как «обращенном ко мне», думая, может быть, о своем митрополичьем сане (Vit. Const., III, 51-53). На местах Рождества и Вознесения также были построены церкви .
Почитание
[ редактировать ]Макарий признан святым в православной и католической традициях. Мощи святителя Макария, включая его череп, находятся в часовне Святого Антония (Питтсбург, Пенсильвания) .
преподобного Макария День памяти отмечается 10 марта. [ 11 ] [ 12 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Тиллемон, Мемуары...
- ^ Евсевий, Жизнь Константина, III, 30-32.
- ^ Епифаний , « Ее. », 69, iv.
- ^ Для обоснования этой гипотезы (выражения в Символе веры, напоминающие высказывания Иерусалима и Антиохии ) читатель может обратиться к Хорту, «Два рассуждения» и т. д., 58 кв.; Гарнак , «Догменгеш.», II (3-е издание), 231; Каттенбуш, «Апостол. Символ». (См. указатель в томе II.)
- ^ Теодорит, «ОН», I, 4.
- ^ см. Хан, «Символ», 133.
- ^ ОН, II, 20.
- ^ Луи-Себастьян Ленен де Тиллемон, Мемуары, посвященные церковной истории первых шести веков , VI, 741.
- ^ Евсевий, Вит. Конст., III, 28
- ^ Евсевий, Ib., III, 30; Феодорит, ОН, I, 16.
- ^ «Святой Макарий Иерусалимский» . 10 марта 2021 г.
- ^ «Святитель Макарий Иерусалимский, епископ | Хобартская архиепархия» . Архивировано из оригинала 29 марта 2015 г.
Источники и внешние ссылки
[ редактировать ]В эту статью включен текст из публикации в свободном доступе : Цёклер, Отто (1914). «Макарий» . В Джексоне, Сэмюэл Маколи (ред.). Новая энциклопедия религиозных знаний Шаффа-Герцога . Том. VII (третье изд.). Лондон и Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. п. 103.
- Католическая энциклопедия: Святой Макарий
- Генри Уэйс, Словарь христианской биографии : Св. Макарий
- Образ святителя Макария в контексте праздника Воздвижения Креста Господня.