Софроний Иерусалимский
Софроний | |
---|---|
Патриарх Иерусалимский | |
Рожденный | в. 560 Дамаск , Византийская империя |
Умер | 11 марта 638 г. Иерусалим , Рашидунский халифат | (77–78 лет)
Почитается в | Восточная Православная Церковь , Римско-Католическая Церковь |
Праздник | 11 марта [ OS 24 марта (где используется юлианский календарь)] |
Атрибуты | Облачен епископом, с поднятой правой рукой в благословении, держит Евангелие или свиток. |
Софроний ( греч . Σωφρόνιος ; арабский : صفرونيوس ; ок. 560 — 11 марта 638), прозванный Софронием Софистом , [1] был Патриархом Иерусалимским с 634 года до своей смерти. [2] Его почитают как святого в Восточной Православной и Католической церквях . Прежде чем стать первенцем Иерусалимского престола , он был монахом и богословом , который был главным сторонником ортодоксального учения в доктринальном споре о сущности Иисуса и его волевых действиях. Он также известен переговорами о капитуляции Иерусалима мусульманскому халифу Умару ибн аль-Хаттабу .
Путешествия
[ редактировать ]Софроний родился в Дамаске около 560 г. [3] Утверждается, что он принадлежал к византийскому греческому языку. [4] или сирийского происхождения. [5] [ нужна страница ] [6] Учитель риторики , Софроний стал подвижником в Египте около 580 г., а затем поступил в монастырь святого Феодосия. [2] недалеко от Вифлеема . Путешествуя по монашеским центрам Малой Азии , Египта и Рима , он сопровождал византийского летописца св. Иоанна Мосха , который посвятил ему свой знаменитый трактат о религиозной жизни «Духовный луг» (и чей праздник в византийском обряде 11 марта). ОС 24 марта], совместно с Софронием. [7] ). После смерти Мосха в Риме в 619 году Софроний сопровождал тело обратно в Иерусалим для монашеского погребения. Он отправился в Александрию , Египет и Константинополь в 633 году, чтобы убедить соответствующих патриархов отказаться от моноэнергизма , неортодоксального учения, которое поддерживало единую божественную энергию во Христе, исключая человеческую способность выбора. За исключением его синодального письма к Третьему Константинопольскому собору . [8] Все обширные сочинения Софрония по этому вопросу утеряны. [ нужна ссылка ]
Избранный Патриарх
[ редактировать ]Несмотря на неудачу в своей миссии по осуждению моноэнергизма, Софроний был избран патриархом Иерусалима в 634 году. Вскоре после своего интронизации он направил свое знаменитое синодальное письмо Папе Гонорию I и восточным патриархам, объясняя ортодоксальную веру в две природы, человеческую и божественную. , Христа, в отличие от моноэнергизма, который он рассматривал как тонкую форму еретического монофизитства (которое постулировало единую божественную природу Христа). [9] Более того, он составил Флорилегиум («Антологию») из примерно 600 текстов отцов ранней церкви в пользу христианского принципа диотелитизма (утверждающего во Христе как человеческую, так и божественную волю). Этот документ также утерян. [ нужна ссылка ]
Учения
[ редактировать ]В своей рождественской проповеди 634 года Софроний больше заботился о том, чтобы духовенство соответствовало халкидонскому взгляду на Бога, давая лишь самые традиционные предупреждения о наступлении сарацин на Палестину , отмечая, что сарацины уже контролировали Вифлеем. Софроний, который рассматривал контроль сарацин над Палестиной как «невольное проявление Божьего неизбежного наказания слабых и колеблющихся христиан», [10] умер вскоре после падения Иерусалима халифом Умаром I в 637 году, но не раньше, чем он заключил соглашение о признании гражданской и религиозной свободы христиан в обмен на дань - соглашение, известное как Договор Умари . Сам халиф приехал в Иерусалим и встретился с патриархом в храме Гроба Господня . Софроний пригласил Умара помолиться там, но Умар отказался, опасаясь поставить под угрозу статус Церкви как христианского храма. [11] Согласно « Страстям 60 мучеников Газы» , Софроний был казнен Амром ибн аль-Асом за крещение новообращенных мусульман в период обострения напряженности, когда землетрясение разрушило раннюю мечеть на Храмовой горе. [12]
Помимо полемики , сочинения Софрония включали восхваление александрийских мучеников Кира и Иоанна в благодарность за необычайное исцеление его слабеющего зрения. Он также написал 23 анакреонтических (классических метра) стихотворения на такие темы, как мусульманская осада Иерусалима и различные литургические торжества. [13] Его Анакреонтика 19 и 20 , по-видимому, являются выражением его страстного желания попасть в Святой город, возможно, когда он отсутствовал в Иерусалиме во время одного из своих многочисленных путешествий. Порядок двух стихотворений необходимо поменять местами, чтобы установить правильную последовательность различных тем. Построенные таким образом, эти два стихотворения описывают полный круг самых важных святилищ Иерусалима конца VI века, описываемого как золотой век христианства на Святой Земле . Темы Анакреонтикона 20 включают ворота Иерусалима (или Солимы), Анастасис, Крестовую скалу , Константиновскую базилику , гору Сион , Преторий , Святую Марию в Пробатике и Гефсиманию . , Следующими в Анакреонтиконе 19 идут Елеонская гора Вифания и Вифлеем.Софроний записал также «Житие преподобной Марии Египетской» , которое читается в пятый четверг Великого поста по византийскому обряду . [14]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джон Ф. Мэтьюз, «Софроний, «Софист»,» в книге Саймона Хорнблауэра, Энтони Спофорта и Эстер Эйдиноу (ред.), Оксфордский классический словарь , 4-е изд. (Издательство Оксфордского университета, 2012). ISBN 9780191735257
- ^ Jump up to: а б Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 25 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 429.
- ^ «Святитель Софроний, Патриарх Иерусалимский» . www.oca.org .
- ^ Хью Кеннеди. Великие арабские завоевания: как распространение ислама изменило мир, в котором мы живем. Da Capo Press, Филадельфия, Пенсильвания: 2007. Страница 90. По состоянию на 8 августа 2016 г.
- ^ Дональд Э. Вагнер. Умирать в земле обетованной: Палестина и палестинское христианство от Пятидесятницы до 2000 года
- ^ Даффи, Дж. М., 2011. Проповеди Софрония Иерусалимского: проблемы ритма прозы, рукописные доказательства и исправления. Ars Edendi: Серия лекций , 3 , стр.49.
- ^ [1] «Православная святость вокруг церковного года со святым Иоанном - Иоанном Мосхом - 11 марта» , дата обращения 13 сентября 2011 г.
- ^ «ОТЦЫ ЦЕРКВИ: Третий Константинопольский собор (680-681 гг. н. э.)» . www.newadvent.org .
- ^ • (ru) Арфуч, Диего Э., «Исповедуясь ко Христу, святитель Софроний, Патриарх Иерусалимский, и моноэнергетические дебаты в Синодальном послании», в «Estudios trinitarios», 2014, том. 48, н. 1.2, с. 161-233; 2-я парс., 48, п 3, с. 479-548.
- ^ Аверил Кэмерон и Лоуренс Конрад
- ^ Стивен Рансиман, История крестовых походов , том. 1 Первый крестовый поход (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 1987), 3-4.
- ^ Вудс, Дэвид (2003). «60 мучеников Газы и мученическая кончина епископа Иерусалимского Софрония» . Арабо-византийские отношения в ранние исламские времена . 15 :129–150 . Проверено 14 января 2024 г.
- ^ (ru) Арфуч, Диего Э., «Анакреонтические стихи к Благовещению и Рождеству святого Софрония Иерусалимского: литературные и богословские аспекты. », Studia monastica, год: 2014, том: 56, номер: 2, с. 221-255 (ISSN 0039-3258)
- ^ [2] «Греческая православная архиепископия Америки - Православное празднование праздника Святой Марии Египетской», дата обращения 13 сентября 2011 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Д. Вудс, «60 мучеников Газы и мученическая смерть епископа Иерусалимского Софрония», ARAM Periodical 15 (2003), 129–50. Перепечатано в книге М. Боннера (ред.), Арабо-византийские отношения в ранние исламские времена (Олдершот, 2005), 429–50.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сирийские христианские святые
- 560 рождений
- 638 смертей
- Иерусалимские патриархи VII века
- Люди из Дамаска
- Византийские святые
- Святые со Святой Земли
- Византийские писатели VI века.
- Византийские писатели VII века.
- Христианские святые VII века
- Христианские богословы VII века
- Византийские гимнографы
- Византийские богословы
- Византийские монахи VI века
- Христианские подвижники
- Христианские поэты
- Византийские монахи VII века
- Восточно-католические поэты