Третий Константинопольский собор
Третий Константинопольский собор | |
---|---|
Дата | 680–681 |
Принято |
|
Предыдущий совет | Второй Константинопольский собор |
Следующий совет |
|
Вызванный | Император Константин IV |
Президент | Патриарх Константинопольский Георгий I. |
посещаемость | Возможно, 300; Число подписавших документы варьировалось от 43 (первая сессия) до 174 (последняя сессия) |
Темы | Монофелитизм , человеческая и божественная воля Иисуса |
Документы и заявления | Осуждение монофелитизма |
Хронологический список Вселенских соборов |
Третий Константинопольский собор считается Шестым Вселенским собором. [1] Восточная Православная и Католическая церкви, а также некоторые другие западные церкви встретились в 680–681 годах и осудили моноэнергизм и монофелитизм как еретические и определили Иисуса Христа как имеющего две энергии и две воли (божественную и человеческую). [2]
Фон
[ редактировать ]Собор урегулировал ряд богословских споров, которые начались еще в шестом веке, но усилились при императорах Ираклии ( годы правления 610–641 ) и Константе II ( годы правления 641–668 ). Ираклий намеревался вернуть большую часть своей империи, потерянной персами, и попытался преодолеть противоречие с монофизитством , которое было особенно сильным в Сирии и Египте, предложив умеренную богословскую позицию, которая имела хорошую поддержку в традиции. как и любой другой. Результатом стал сначала моноэнергизм , т. е. что Христос, хотя и существовал в двух природах (божественной и человеческой), но имел одну энергию; второй был монофелитство , т. е. что у Христа была одна воля (т. е. что во Христе не было противоречия между Его человеческим и божественным волеизъявлением). Эта доктрина была принята в большей части византийского мира. Тем не менее, против него выступили в Иерусалиме и Риме, и это вызвало споры, которые продолжались даже после потери отвоеванных провинций и смерти Ираклия. Когда внук Ираклия Констант II взошел на трон, он увидел в споре угрозу стабильности Империи и попытался заставить замолчать дискуссию , объявив вне закона высказывания в пользу или против доктрины. [3] Папа Мартин I и монах Максим , главные противники монофелитства (которое они интерпретировали как отрицание человеческой способности воли ко Христу), провели в Риме в 649 году синод , осудивший монофелитство и монофелитство. [4] В Константинополе около 653 года некоторые обвиняли Папу в поддержке революции; это было расценено как государственная измена, и Мартин был соответственно арестован, предан суду, осужден и отправлен в ссылку, где вскоре умер. Позицию Мартина и Максима поддержали другие участники Константинопольского собора. [5] [ нужна страница ] [6]
Препараты
[ редактировать ]После того, как сын и преемник Константа Константин IV преодолел мусульманскую осаду Константинополя в 678 году , он сразу же нацелился на восстановление общения с Римом: он написал Папе Дону, предлагая провести конференцию по этому вопросу. Когда письмо дошло до Рима, Донус умер. Тем не менее, его преемник, папа Агафон , согласился на предложение императора и приказал провести соборы по всему Западу, чтобы легаты могли представить традиции Западной церкви. В Милане был синод под руководством архиепископа Мавсуэта; другой синод состоялся в 680 году в Хэтфилде, на котором председательствовал Теодор , архиепископ Кентерберийский. Затем на Пасху 680 года Папа Агафон созвал синод в Риме с участием представителей региональных синодов. [ нужна ссылка ]
Затем он отправил делегацию для встречи с жителями Востока в Константинополе. [7] Делегаты отправились с двумя письмами: одно от папы Агафона императору, а другое от епископов Римского синода собравшимся в Константинополе. [8]
Тем временем Константин созвал Константинопольского Патриарха Георгия I епископов, находящихся под его юрисдикцией, и всех Константинопольских на собор. Он также вызвал патриарха Антиохийского Макария , византийского назначенца, постоянно проживавшего в Константинополе из-за мусульманской оккупации его кафедры. [ нужна ссылка ]
Слушания
[ редактировать ]7 ноября 680 года всего 37 епископов и несколько пресвитеров собрались в императорском дворце, куполообразном зале, называемом Трулл. Лично присутствовали патриархи Константинопольский и Антиохийский. Напротив, Александрийский и Иерусалимский патриархаты были представлены византийскими назначенцами (из-за завоевания сарацин- мусульман ни на одной из этих кафедр на тот момент не было патриарха). Папа и собор, который он провел в Риме, были представлены (как это было принято на восточных вселенских соборах ) несколькими священниками и епископами. На первом заседании собор принял на себя полномочия Вселенского собора. Император присутствовал и председательствовал на первых одиннадцати заседаниях, участвовал в обсуждениях и вернулся на заключительное заседание 16 сентября 681 года, на котором присутствовал 151 епископ. [2]
Во время собора было зачитано письмо Папы Агафона, в котором утверждалось традиционное убеждение Церкви о том, что у Христа было две воли: божественная и человеческая. Большинство присутствовавших епископов приняли письмо, заявив, что Петр говорил через Агафона. [7] хотя этот собор также провозгласил анафему еще одному историческому папе. Макарий Антиохийский защищал монофелитство , но был осужден и низложен вместе со своими сторонниками. Собор, в соответствии с письмом Агафона, определил, что Иисус Христос обладал двумя энергиями и двумя волями, но что человеческая воля «подчинялась Его божественной и всемогущей воле». Совет тщательно избегал любого упоминания о Максиме Исповеднике , к которому все еще относились с подозрением. Он осудил как моноэнергизм , так и монофелитизм как ересь и включил в себя тех, кто поддерживал эту ересь, в том числе Папу Гонория I и четырех предыдущих патриархов Константинополя. [2] По завершении собора декреты были отправлены в Рим, где они были приняты преемником Агафона, папой Львом II . [7] В своем утверждении собора Лев обвиняет «Гонория, который не пытался освятить эту Апостольскую Церковь учением апостольской традиции, но светским предательством допустил осквернение ее чистоты». [9]
В какой-то момент во время заседаний совета священник-монофелит заявил, что может воскрешать мертвых, тем самым доказав свою высшую веру. Он приказал принести труп, но, прошептав ему в уши молитвы, не смог оживить тело. [10]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Преемственность и изменение в вероучениях и исповеданиях , Кредо: Историко-богословское руководство по вероучениям и исповеданиям веры , изд. Ярослав Пеликан (издательство Йельского университета, 2013), 15.
- ^ Перейти обратно: а б с Георгий Острогорский , История Византийского государства (Rutgers University Press, 1995), 127.
- ^ Деяния Халкидонского Собора , Том 1, пер. Ричард Прайс и Майкл Гэддис (издательство Ливерпульского университета, 2005), 55.
- ^ Тайленда, Джозеф Н. (2003). Святые и праздники литургического года . Издательство Джорджтаунского университета. п. 60. ИСБН 0-87840-399-Х .
- ^ Эконому, Эндрю Дж. (2007). Византийский Рим и греческие папы: восточное влияние на Рим и папство от Григория Великого до Захарии, 590–752 гг . Лексингтонские книги. ISBN 978-0-7391-1977-8 . [ нужна страница ]
- ^ Сеченский 2010 , с. 74.
- ^ Перейти обратно: а б с Джозеф Брушер, SJ, Папы на протяжении веков. Архивировано 6 февраля 2006 года в Wayback Machine .
- ^ Хефеле, Карл Йозеф фон. История Соборов Церкви , Т. и Т. Кларк, 1896, §313
- ^ Чепмен, Джон. «Осуждение Папы Гонория». Лондон: Католическое общество истины, 1907. с. 114.
- ^ Келли, Джозеф Ф. «Глава третья: Византийские соборы». Вселенские соборы Католической Церкви: История . Колледжвилл, Миннесота: Литургический, 2009. с. 59. [ISBN 0814653766]
Библиография
[ редактировать ]- Батреллос, Деметриос (2004). Византийский Христос: личность, природа и воля в христологии святителя Максима Исповедника . Оксфорд-Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0199258642 .
- «Третий Вселенский Константинопольский Собор», в Трудах Вселенских Соборов, сер. 2, II.1–2. ред. Р. Ридингер (Берлин, 1990 и 1992 гг.).
- Эконому, Эндрю Дж. 2007. Византийский Рим и греческие папы: восточное влияние на Рим и папство от Григория Великого до Захарии, 590–752 гг . Лексингтонские книги.
- Говорун, Кирилл (2008). Воля, действие и свобода: христологические споры в седьмом веке . Лейден-Бостон: БРИЛЛ. ISBN 978-9004166660 .
- Мейендорф, Джон (1989). Имперское единство и христианские разделения: Церковь 450–680 гг. н.э. Церковь в истории. Том. 2. Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Св. Владимирской семинарии. ISBN 978-0-88-141056-3 .
- Острогорский, Георгий. История Византийского государства . Нью-Брансуик: Издательство Университета Рутгерса. ISBN 0-8135-0599-2
- Сеченский, Энтони Эдвард (2010). Филиокве: история доктринального спора . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195372045 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Оригинальный текст взят из Эфирной библиотеки христианской классики по адресу http://www.ccel.org , которая находится в свободном доступе.
- Католическая энциклопедия: Третий Константинопольский собор
- Третий Константинопольский собор