Jump to content

Христианство в 20 веке

Христианство в 20 веке характеризовалось ускоряющейся секуляризацией западного общества , начавшейся в 19 веке , и распространением христианства в незападные регионы мира.

христианского экуменизма Значение возросло, начиная с Эдинбургской миссионерской конференции в 1910 году и ускорившись после Второго Ватиканского собора католической церкви . Литургическое движение стало значимым как в католическом, так и в протестантском христианстве, особенно в англиканстве .

В то же время поддерживаемый государством атеизм в коммунистической Восточной Европе и Советском Союзе привел к преследованиям многих православных и других христиан. Многие православные приехали в Западную Европу и Америку, что привело к значительному увеличению контактов между западным и восточным христианством . Тем не менее, посещаемость церкви снизилась в Западной Европе больше, чем на Востоке.Римско-католическая церковь провела множество реформ для модернизации. Католические и протестантские миссионеры также проникли в Восточную Азию, увеличив свое присутствие и активность в Корее, материковом Китае, Тайване и Японии.

Роль авторитаризме при

Русское православие в Советском Союзе [ править ]

С 18 века Русской Православной Церковью управлял Святейший Синод епископов и мирских чиновников, назначаемых царем . Вместе с Гражданской войной в России в 1917 году произошло кратковременное восстановление независимого патриархата. Русская Православная Церковь сотрудничала с Белой армией в гражданской войне после Октябрьской революции . Это могло еще больше усилить большевистскую неприязнь к церкви. По мнению Владимира Ленина , коммунистический режим не может оставаться нейтральным в вопросе религии, а должен принимать меры против нее. Он утверждал, что бесклассовое общество не будет содержать религию. Ленин подавил Церковь всего через несколько лет после восстановления, заключив в тюрьму или убив многих священнослужителей и верующих. Часть духовенства избежала советских преследований, сбежав за границу, где в изгнании основала независимую церковь.

После Октябрьской революции в Советском Союзе возникло движение за объединение всех народов мира под властью коммунистов . Сюда входили Восточный блок , а также балканские государства . Поскольку некоторые из этих славянских государств связали свое этническое наследие со своими этническими церквями, и народы, и их церковь стали объектом нападения Советов. [1] [2] Критика атеизма была строго запрещена и иногда приводила к тюремному заключению. [3]

Советский Союз был первым государством, идеологической целью которого было уничтожение религии. С этой целью коммунистический режим конфисковал церковную собственность, высмеивал религию, преследовал верующих и пропагандировал атеизм в школах. Однако действия по отношению к конкретным религиям определялись государственными интересами, и большинство организованных религий никогда не признавались вне закона.Некоторые действия против православных священников и верующих, наряду с казнями, включали пытки и отправку в лагеря , трудовые лагеря или психиатрические больницы . [4] [5] Результатом этого государственного атеизма было превращение Церкви в гонимую и замученную Церковь. За первые пять лет после большевистской революции было казнено 28 епископов и 1200 священников. [6] В их число входили такие люди, как великая княгиня Елизавета Федоровна, которая была монашествующей. Вместе с ней был убит великий князь Сергей Михайлович Романов; князья Иоанн Константинович , Константин Константинович , Игорь Константинович и Владимир Павлович Палей ; секретарь Великого Князя Сергея Федор Ремез; и Варвара Яковлева , сестра из женского монастыря Великой Княгини Елизаветы. Их загнали в лес, затолкали в заброшенную шахту, а затем в шахту забросали гранаты. Ее останки были похоронены в Иерусалиме , в церкви Марии Магдалины .

Храм Христа Спасителя Москва после реконструкции

Католики и протестанты в Третьем рейхе [ править ]

Отношения между нацизмом и протестантизмом, особенно немецкой лютеранской церковью, были сложными. Хотя большинство лидеров протестантской церкви в Германии поддерживали растущую антиеврейскую деятельность нацистов, некоторые, такие как Дитрих Бонхеффер (лютеранский пастор), были категорически против нацистов. Позже Бонхеффер был признан виновным в заговоре с целью убийства Гитлера и казнен.

В энциклике Mit brennender Sorge 1937 года , изданной Папой Пием XI (после того, как она была составлена ​​кардиналом Эудженио Пачелли , который впоследствии стал Папой Пием XII) [7] Пий XI предупредил католиков, что антисемитизм несовместим с христианством. [8] Прочитанный с кафедр всех немецких католических церквей, он описывал Гитлера как безумного и высокомерного пророка и был первым официальным осуждением нацизма, сделанным какой-либо крупной организацией. [9] Преследование нацистами церкви в Германии затем началось с «прямых репрессий» и «инсценированных преследований монахов за гомосексуальность с максимальной оглаской». [10] Когда голландские епископы протестовали против депортации евреев в Нидерландах , нацисты ответили еще более суровыми мерами. [9]

В Австрии существовало сильное католическое сопротивление национал-социализму. Это были, например, «Österreichische Freiheitsbewegung», «Antifaschistische Freiheitsbewegung Österreichs» или «Großösterreichische Freiheitsbewegung», а также группа вокруг Карла Буриана , которая даже планировала взорвать штаб-квартиру гестапо в Вене. Выдающейся группой сопротивления является группа вокруг священника Генриха Майера . Эта группа католического сопротивления очень успешно передала планы и производственные площадки для ракет Фау-2 , танков «Тигр» союзникам и самолетов. По крайней мере, с осени 1943 года эти передачи информировали союзников о точных планах размещения немецких производственных предприятий. Имея эскизы расположения производственных объектов, бомбардировщики союзников наносили точные воздушные удары. В отличие от многих других немецких групп сопротивления, группа Майера очень рано сообщила о массовых убийствах евреев благодаря своим контактам с фабрикой «Семперит» недалеко от Освенцима. Многочисленные австрийские священники, такие как Герман Кагерер, Иоганн Грубер, Андреас Ризер, Матиас Шпанланг, Конрад Юст и Иоганн Штайнбок, принимали активное участие в сопротивлении нацистской системе. Всего в качестве бойцов австрийского сопротивления 706 священников были заключены в тюрьмы нацистского режима, 128 - в концентрационные лагеря и от 20 до 90 казнены или убиты в концентрационных лагерях. [11] [12] [13] [14]

Неоортодоксальность — это ветвь протестантской мысли, возникшая в начале 20 века в контексте возвышения Третьего рейха в Германии и сопутствующей политической и церковной дестабилизации Европы в годы до и во время Второй мировой войны. В высшей степени контекстуальные, диалектические способы аргументации и рассуждения неоортодоксии часто делали ее основные положения непонятными для американских мыслителей и духовенства, и ее часто либо сразу же отвергали как нереалистичную, либо бросали в господствующие левые или правые формы богословия. Карл Барт , швейцарский реформатский пастор и профессор, создал это движение, опираясь на более раннюю критику устоявшейся (в основном модернистской) протестантской мысли, сделанную такими людьми, как Сёрен Кьеркегор и Франц Овербек . Бонхеффер придерживался этой школы мысли; его классическая книга «Цена ученичества» , вероятно, является самым известным и доступным утверждением неоортодоксальной философии.

В Польше нацисты убили более 2500 монахов и священников, еще больше отправили в концентрационные лагеря . [10] В блоке священников (казармы священников) в концентрационном лагере Дахау насчитывается 2600 римско-католических священников. [15] Почти в то же время Иосиф Сталин устроил еще более жестокие преследования. [10]

После Второй мировой войны историки, такие как Дэвид Кертцер, обвинили Церковь в многовековом поощрении антисемитизма, а Папу Пия XII обвинили в том, что он не сделал достаточно, чтобы остановить зверства нацистов. [16] Видные члены еврейской общины, в том числе Голда Меир , Альберт Эйнштейн , Моше Шаретт и раввин Исаак Герцог, опровергли критику и высоко оценили усилия Пия по защите евреев, в то время как другие, такие как раввин Давид Г. Далин, отметили, что «сотни тысяч» евреев были спасены Церковью. [17] По этому поводу историк Дерек Холмс писал: «Нет сомнений в том, что католические округа сопротивлялись соблазну национал-социализма-нацизма гораздо лучше, чем протестантские». [18] Папа Пий XI заявил – с бренендером Зорге – что фашистские правительства скрывали «языческие намерения», и выразил непримиримость католической позиции и тоталитарного фашистского государственного поклонения, которое ставит нацию выше Бога и основных прав и достоинства человека. Его заявление о том, что «духовно все [христиане] являются семитами», побудило нацистов присвоить ему титул «главного раввина христианского мира». [19]

Многие католические миряне и духовенство сыграли заметную роль в защите евреев во время Холокоста . Главный раввин Рима стал католиком в 1945 году, и в честь действий, предпринятых Папой для спасения жизней евреев, раввин взял имя Евгенио (имя Папы). [20] Бывший консул Израиля в Италии заявил: «Католическая церковь спасла во время войны больше еврейских жизней, чем все другие церкви, религиозные учреждения и спасательные организации, вместе взятые». [21]

секуляризма Распространение

В Европе произошел общий отход от религиозных обрядов и веры в христианские учения и движение к секуляризму . «Секуляризация общества», приписываемая эпохе Просвещения и ее последующим годам, во многом ответственна за распространение секуляризма. Например, исследование Gallup International Millennium Survey. [22] показало, что только около шестой части европейцев регулярно посещают религиозные службы, менее половины придают Богу «высокое значение» и только около 40% верят в «личного Бога». Тем не менее, подавляющее большинство считало, что они «принадлежат» к религиозной конфессии . Цифры показывают, что «дехристианизация» Европы постепенно начала двигаться в противоположном направлении. Обновление в определенных кругах англиканской церкви, а также в очагах протестантизма на континенте свидетельствует об этом первоначальном повороте вспять секуляризации Европы, континента, на котором христианство изначально пустило свои самые сильные корни и распространилось по всему миру.В Северной Америке, Южной Америке и Австралии, на трех других континентах, где христианство является доминирующей исповедуемой религией, религиозные обряды намного выше, чем в Европе.

Южная Америка, исторически католическая со времен европейской колонизации, в 20 веке пережила большое вторжение евангелистов и пятидесятников с притоком христианских миссионеров из-за границы. Например: Бразилия, крупнейшая страна Южной Америки, является крупнейшей католической страной в мире и крупнейшей евангелической страной в мире (по численности населения). Некоторые из крупнейших христианских общин в мире находятся в Бразилии.

Римско-католическая церковь [ править ]

Индия и Китай [ править ]

В 1939 году Папа Пий XII , через несколько недель после своей коронации, радикально отменил 250-летнюю политику Ватикана и разрешил почитание умерших членов семьи. [23] Церковь снова начала процветать с двадцатью новыми архиепархиями, семьюдесятью девятью епархиями и тридцатью восемью апостольскими префектами, но только до 1949 года, когда коммунистическая революция захватила страну. [ нужны разъяснения ] [24]

Филиппины [ править ]

3 августа 1902 года, после филиппинско-американской войны , раскольническая Филиппинская независимая церковь была провозглашена членами Unión Obrera Democrática Filipina , первого в истории Филиппин профсоюза , возглавляемого писателем-активистом, ставшим политиком Изабело де лос. Рейес . Его первым назначенным главой был Грегорио Аглипай , бывший римско-католический священник, отлученный от церкви католической церковью на Филиппинах в 1899 году по выраженному разрешению Папы Льва XIII из-за его участия в революционной деятельности во время филиппинской революции и филиппино-американской войны. . Де лос Рейес настаивал на создании церкви после того, как его переговоры с Джузеппе Франсикой-Нава де Бонтифе , тогдашним апостольским нунцием в Испании , в 1899 году с просьбой к Святому Престолу изучить условия жизни филиппинского духовенства не увенчались успехом. Филиппинским духовенством в то время управляли испанские монахи , и де лос Рейес и Аглипай вместо этого хотели заменить их местными филиппинскими священниками. Новая церковь сохранила большую часть римско-католических традиций, за исключением того, что она не подчинялась своим епископскую власть епископу Римскому . Члены Филиппинского демократического союза и де лос Рейес также были отлучены от церкви в декабре 1902 и начале 1903 года соответственно, вскоре после создания Филиппинской независимой церкви. [25]

Второй Ватиканский собор [ править ]

Интерьер собора Святого Петра. До этих лет базилика освещалась свечами из пчелиного воска , подвешенными на высоких люстрах .

Важным событием Второго Ватиканского Собора , известного как II Ватиканский собор, стало издание Папой Павлом VI и Патриархом Афинагором совместного выражения сожаления по поводу многих прошлых действий, которые привели к Великому расколу между Западной и Восточной церквями. , выраженную в Совместной католико-православной декларации 1965 года . При этом они отменили взаимные отлучения от церкви, датированные XI веком. [26]

Задуманный как продолжение I Ватиканского собора, при Папе Иоанне XXIII собор превратился в двигатель модернизации. [27] Ему было поручено прояснить историческое учение Церкви для современного мира, и он делал заявления по таким темам, как природа церкви, миссия мирян и религиозная свобода. [27] Собор одобрил пересмотр литургии и разрешил в латинских литургических обрядах использовать народные языки, а также латынь во время месс и других таинств. [28] Усилия Церкви по укреплению христианского единства стали приоритетом. [29] Помимо поиска точек соприкосновения по некоторым вопросам с протестантскими церквями, Католическая церковь обсуждала возможность единства с Восточной Православной Церковью . [30]

Второй Ватиканский собор подтвердил все, чему учил I Ватиканский собор о папском первенстве и непогрешимости, но добавил важные моменты относительно епископов. Епископы, говорится в нем, не являются «наместниками римского понтифика». Скорее, управляя своими поместными церквями, они являются «наместниками и посланниками Христа». [31] Вместе они образуют орган, «колледж», главой которого является Папа Римский. Эта епископальная коллегия отвечает за благополучие Вселенской Церкви. Собора. Вот в двух словах основные элементы широко обсуждаемой церковной экклезиологии [ нужны разъяснения ] , который подтверждает важность поместных церквей и доктрины коллегиальности. А II Ватиканский собор подчеркнул важность почитания Марии в Lumen gentium . Во время собора Павел VI провозгласил Марию Матерью Церкви .

Изменения в старых обрядах и церемониях после Второго Ватиканского собора вызвали самые разные реакции. Некоторые перестали ходить в церковь, а другие пытались сохранить старую литургию с помощью сочувствующих священников. [32] Они сформировали основу сегодняшних католических групп-традиционалистов, которые считают, что реформы II Ватиканского собора зашли слишком далеко. Либеральные католики составляют еще одну несогласную группу, которая считает, что реформы Второго Ватиканского собора не зашли достаточно далеко. Либеральные взгляды таких богословов, как Ханс Кюнг и Чарльз Карран, привели к тому, что Церковь отозвала у них разрешение преподавать как католики. [33] По словам профессора Томаса Бокенкоттера, большинство католиков «приняли изменения более или менее изящно». [32] В 2007 году Бенедикт XVI восстановил старую мессу в качестве опции, которую можно было совершать по просьбе верующих. [34]

Новый Codex Juris Canonici - каноническое право, предложенное Иоанном XXIII, был обнародован Папой Иоанном Павлом II 25 января 1983 года. Он включает в себя многочисленные реформы и изменения в церковном праве и церковной дисциплине для Латинской церкви. Он заменил версию 1917 года, выпущенную Бенедиктом XV .

освобождения Модернизм и теология

В 1960-х годах растущее общественное сознание и политизация в Латиноамериканской церкви породили теологию освобождения . Перуанский священник Густаво Гутьеррес стал его главным сторонником. [35] а в 1979 году конференция епископов в Мексике официально объявила Латиноамериканскую церковь «предпочтительным вариантом для бедных». [36] Архиепископ Оскар Ромеро , сторонник движения, стал самым известным современным мучеником региона в 1980 году, когда он был убит во время мессы силами, союзными правительству. [37]

И Папа Иоанн Павел II , и Папа Бенедикт XVI (как кардинал Ратцингер) осудили это движение. [38] Бразильскому богослову Леонардо Боффу дважды было приказано прекратить публикацию и преподавание. [39] Хотя Папу Иоанна Павла II критиковали за строгость в обращении со сторонниками движения, он утверждал, что Церковь в своих усилиях по защите бедных не должна делать это, прибегая к насилию или партийной политике. [35] Движение все еще живо в Латинской Америке и сегодня, хотя сейчас Церковь сталкивается с проблемой возрождения пятидесятничества в большей части региона. [40] [41]

сексуальности проблемы проблемы и Социальные

Quadragesimo anno был издан Папой Пием XI 15 мая 1931 года, через 40 лет после Rerum novarum . В отличие от Льва, который в основном обращал внимание на положение рабочих, Пий XI сосредоточился на этических последствиях социального и экономического порядка. Он призвал к реконструкции социального порядка, основанного на принципе солидарности и субсидиарности . [42] Он отметил серьезные опасности для свободы и достоинства человека, исходящие от безудержного капитализма и тоталитарного коммунизма.

Социальные учения Папы Пия XII повторили эти учения и более детально применили их не только к рабочим и владельцам капитала, но и к другим профессиям, таким как политики, педагоги, домохозяйки, фермеры-бухгалтеры, международные организации, а также ко всем аспектам жизни, включая военные. Выйдя за рамки Пия XI, он также определил социальные учения в области медицины, психологии, спорта, телевидения, науки, права и образования. Практически нет ни одной социальной проблемы, которую Пий XII не затронул бы и не имел бы отношения к христианской вере. [43] Его называли «Папой технологий» за его готовность и способность исследовать социальные последствия технологических достижений. Доминирующей заботой было сохранение прав и достоинства личности. С началом космической эры в конце своего понтификата Пий XII исследовал социальные последствия освоения космоса и спутников для социальной структуры человечества, требуя нового чувства общности и солидарности в свете существующего папского учения о субсидиарности . [44]

Сексуальная революция 1960-х годов поставила перед Церковью сложные проблемы. Энциклика Папы Павла VI 1968 года Humanae Vitae подтвердила традиционный взгляд католической церкви на брак и брачные отношения и заявила о продолжающемся запрете искусственного контроля над рождаемостью . Кроме того, в энциклике вновь подтверждалась святость жизни от зачатия до естественной смерти и утверждалось, что аборты и эвтаназия продолжают осуждаться как тяжкие грехи, приравниваемые к убийству. [45] [46]

Попытки рассмотреть вопрос о рукоположении женщин побудили Папу Иоанна Павла II издать два документа, разъясняющие учение Церкви. Mulieris Dignitatem был издан в 1988 году с целью разъяснить столь же важную и дополняющую роль женщин в работе Церкви. [47] [48] Затем, в 1994 году, Ordinatio Sacerdotalis объяснила, что Церковь распространяет рукоположение только на мужчин, чтобы следовать примеру Иисуса, который выбирал только мужчин для этой конкретной обязанности. [49] [50] [51]

Преследования римско-католического духовенства [ править ]

Во время Мексиканской революции между 1926 и 1934 годами более 3000 священников были сосланы или убиты. [52] [53] Стремясь доказать, что «Бог не будет защищать Церковь», президент Плутарко Элиас Каллес приказал «ужасно осквернить церкви... были пародии на (церковные) службы, монахини были изнасилованы, а все священники захвачены... были расстреляны. ..». [54] В конце концов Кальес был свергнут. [54] и, несмотря на преследования, Церковь в Мексике продолжала расти. Перепись 2000 года показала, что 88% мексиканцев считают себя католиками. [55]

В 1954 году, при режиме генерала Хуана Перона , в Аргентине произошло масштабное разрушение церквей, доносы на духовенство и конфискация католических школ, поскольку Перон пытался распространить государственный контроль на национальные институты. [56] Кубе под руководством атеиста Фиделя Кастро удалось снизить работоспособность Церкви, депортировав архиепископа и 150 испанских священников, дискриминируя католиков в общественной жизни и образовании и отказываясь принимать их в члены Коммунистической партии. [57] Последовавшее за этим бегство 300 000 человек с острова также способствовало уменьшению тамошней Церкви. [57]

Преследования католической церкви происходили не только в Мексике, но также в Испании и Советском Союзе XX века. Пий XI назвал это «ужасным треугольником». [58] «Жесткие преследования, вплоть до полного уничтожения духовенства, монахов, монахинь и других людей, связанных с Церковью», начались в 1918 году и продолжались вплоть до 1930-х годов. [59] Гражданская война в Испании началась в 1936 году, во время которой были разрушены тысячи церквей и убиты тринадцать епископов и около 6832 священнослужителей и религиозных испанцев. [60] [61] После церковных преследований в Мексике, Испании и Советском Союзе Пий XI определил коммунизм как главного противника Католической церкви в своей энциклике Divini Redemptoris, выпущенной 19 марта 1937 года. [62] Он обвинил западные державы и средства массовой информации в заговоре молчания о преследованиях, проводимых коммунистическими , социалистическими и фашистскими силами.

Протестантизм [ править ]

Англиканство [ править ]

В начале 20 века, когда англо-католическое движение было на пике своего развития, Англиканское сообщество насчитывало сотни орденов и общин. Однако с 1960-х годов во многих частях англиканской общины, особенно в Соединенном Королевстве и Соединенных Штатах, произошло резкое сокращение числа верующих. Многие когда-то крупные и международные общины превратились в один женский монастырь или монастырь, состоящий из пожилых мужчин или женщин. Однако сегодня тысячи англиканских верующих работают в религиозных общинах по всему миру. Хотя в некоторых регионах профессий остается мало, англиканские религиозные общины переживают значительный рост в Африке, Азии и Океании.

Евангелизм [ править ]

Страны по процентному содержанию протестантов в 1938 и 2010 годах. Пятидесятнические и евангелические протестантские конфессии в значительной степени способствовали росту в Африке и Латинской Америке.

В США и других странах мира наблюдается заметный рост евангелического крыла протестантских конфессий, особенно тех, которые являются более исключительно евангелистскими , и соответствующий упадок в основных либеральных церквях. В эпоху после Первой мировой войны либерализм был наиболее быстрорастущим сектором американской церкви. Либеральные крылья конфессий находились на подъеме, и в значительном количестве семинарий преподавали с либеральной точки зрения. В эпоху после Второй мировой войны тенденция начала возвращаться к консервативному лагерю в американских семинариях и церковных структурах. Те, кто поступает в семинарии и на другие последипломные богословские программы, демонстрируют более консервативные взгляды, чем их средние предшественники.

Евангелическое движение 1940-х и 1950 - х годов породило движение, которое продолжает иметь широкое влияние. На юге Соединенных Штатов евангелисты, представленные такими лидерами, как Билли Грэм , пережили заметный всплеск.

В Австралии наблюдается обновление в различных частях Англиканской церкви, а также растущее присутствие евангелической общины. Несмотря на то, что страна более «традиционна» по своим англиканским корням, в ней наблюдается рост религиозного сектора.

Пятидесятническое движение [ править ]

Третье великое пробуждение уходит корнями в движение святости , которое развилось в конце 19 века, уступив место пятидесятническому движению. В 1902 году американские евангелисты Рубен Арчер Торри и Чарльз М. Александер провели собрания в Мельбурне , Австралия, в результате которых было обращено более 8000 человек.

Торри и Александр были вовлечены в начало валлийского возрождения , которое побудило Джесси Пенн-Льюис написать свою книгу «Война со святыми». в Лос-Анджелесе зародилось современное пятидесятническое движение В 1906 году на Азуза-стрит .

Оттуда пятидесятничество распространилось по всему миру. Эти проявления, подобные Пятидесятнице , постоянно наблюдались на протяжении всей истории христианства, например, в первых двух Великих пробуждениях , которые начались в Соединенных Штатах. Однако улица Азуза широко считается местом зарождения современного пятидесятнического движения. Пятидесятничество, которое, в свою очередь, породило харизматическое движение внутри уже существующих конфессий, продолжает оставаться важной силой в западном христианстве.

Экуменизм [ править ]

Экуменические движения внутри протестантизма сосредоточились на определении списка доктрин и практик, необходимых для того, чтобы быть христианином, и, таким образом, распространили на все группы, которые отвечают этим основным критериям, (более или менее) равноправный статус, при этом, возможно, собственная группа все еще сохраняет «первый статус». среди равных». Этот процесс включал в себя переопределение идеи «Церкови» из традиционного богословия. Эта экклезиология, известная как неконфессионализм, утверждает, что каждая группа (которая соответствует основным критериям «христианства») является подгруппой большей «христианской церкви», что само по себе представляет собой чисто абстрактное понятие без прямого представительства, т.е. ни одна группа или «деноминация» не претендует на звание «Церкови». Очевидно, что эта экклезиология расходится с другими группами, которые действительно считают себя «Церковью». «Основные критерии» обычно включают веру в Троицу, веру в то, что Иисус Христос — единственный способ получить прощение и вечную жизнь, и что Он умер и воскрес в теле.

Монашество [ править ]

Христианское монашество пережило обновление в виде нескольких новых фондов с «межхристианским» видением своих общин. Проявления экуменического монашества можно увидеть в Бозе-монашеской общине и общинах движения «Новое монашество», возникших из протестантского евангелизма.

В 1944 году Роджер Шютц , пастор Швейцарской реформатской церкви , основал во Франции небольшое религиозное братство, которое стало известно как Община Тэзе . Хотя отчасти его вдохновляла надежда на возрождение монашества в протестантской традиции, братство было межконфессиональным, принимало братьев-католиков и, таким образом, представляло собой скорее экуменическую, чем специфически протестантскую общину.

Орден экуменических францисканцев — это религиозный орден мужчин и женщин, стремящийся следовать примеру святого Франциска Ассизского и святой Клары Ассизской в ​​их жизни и понимании христианского Евангелия: делиться любовью к творению и тем, кто был маргинализирован. В его состав входят представители многих различных конфессий, в том числе католики, англиканцы и представители ряда протестантских традиций. Орден понимает, что его харизма включает не только экуменические усилия и традиционные акценты францисканцев в целом, но и помощь в развитии отношений между различными францисканскими орденами.

и либеральный протестантизм Модернизм

Либеральное христианство , иногда называемое либеральной теологией , представляет собой общий термин, охватывающий разнообразные философски обоснованные религиозные движения и настроения в христианстве конца 18-го, 19-го и 20-го веков. Слово «либеральный» в либеральном христианстве относится не к левой политической программе или набору убеждений, а скорее к свободе диалектического процесса, связанной с континентальной философией и другими философскими и религиозными парадигмами, разработанными в эпоху Просвещения .Несмотря на свое название, либеральное христианство всегда было весьма разнообразным .

Либерализм эпохи Просвещения считал, что человек — это политическое существо и что свобода мысли и выражения должна быть его высшей ценностью. Развитие либерального христианства во многом обязано работам философов Иммануила Канта и Фридриха Шлейермахера . В целом либеральное христианство является продуктом продолжающегося философского диалога.Многие либеральные христиане 20-го века находились под влиянием философов Эдмунда Гуссерля и Мартина Хайдеггера . Примерами важных либеральных христианских мыслителей являются Рудольф Бультманн и Джон А.Т. Робинсон .

Фундаментализм [ править ]

Фундаменталистское христианство зародилось как менее жесткое движение, чем нынешнее движение, описываемое и самоописываемое этим термином. Это движение, возникшее в британском и американском протестантизме в конце 19 и начале 20 веков, главным образом в качестве реакции на модернизм и некоторые либеральные протестантские группы, которые отрицали доктрины, считавшиеся фундаментальными для христианства, но все же называли себя христианскими. Таким образом, фундаментализм стремился восстановить основные принципы, которые нельзя было отрицать, не отказавшись от христианской идентичности, « основ ». Эти отличительные принципы определяли безошибочность Библии, Sola Scriptura , непорочное зачатие Иисуса , доктрину заместительного искупления , телесное воскресение Иисуса и скорое возвращение Иисуса Христа. По этим и другим факторам с течением времени движение разделилось на тех, кто теперь известен как фундаменталисты, сохранивших свое название, и тех, кто известен как евангелисты , сохранивших свои первоначальные интересы.

Восточное православие [ править ]

Эмиграция на Запад [ править ]

Одним из наиболее ярких событий в современном историческом православии является рассеяние православных христиан на Запад. Эмиграция из Греции и Ближнего Востока в 20 веке создала значительную православную диаспору в Западной Европе, Северной и Южной Америке и Австралии. Кроме того, большевистская революция вынудила тысячи русских изгнанников отправиться на запад. В результате традиционные границы православия были глубоко изменены. Миллионы православных больше не являются географически «восточными», поскольку они постоянно живут в своих недавно принятых странах на Западе. Тем не менее, они остаются православными в своей вере и практике. Практически все православные национальности — греки, арабы, русские , сербы, албанцы, украинцы, румыны и болгары — представлены в США.

календарь Пересмотренный юлианский

В 1924 году Вселенский Патриарх Константинопольский Григорий VII ввел использование исправленного юлианского календаря во всем Патриархате. Под влиянием Вселенского Константинопольского Патриархата Греческая Церковь и Кипрская Церковь также импортировали новый календарь. Румынская православная церковь приняла пересмотренный юлианский календарь в 1924 году. Церкви Александрии и Антиохии приняли пересмотренный юлианский календарь в 1928 году. Болгарская православная церковь также приняла пересмотренный юлианский календарь в 1968 году.

Однако церкви Иерусалима , России , Сербии , Грузии , Афона решительно отказались принять пересмотренный юлианский календарь.

Константинополь [ править ]

Собор Святой Софии в 1937 году.

В 1935 году первый президент Турции и основатель Турецкой Республики Мустафа Кемаль Ататюрк превратил собор Святой Софии в музей. Ковер и слой раствора под ним были удалены, и появились мраморные напольные украшения, такие как омфалион . впервые после Фоссатиса реставрации [63] при этом белая штукатурка, покрывающая многие мозаики, была удалена.

В 1971 году семинария Халки была закрыта турецким законом, запрещающим частным университетам функционировать в Турции.

Россия [ править ]

К 1957 году действовало около 22 000 русских православных церквей. Но в 1959 году Никита Хрущев инициировал кампанию против Русской православной церкви и добился закрытия около 12 000 церквей. К 1985 году действовало менее 7000 церквей. [64]

Благотворительная и общественная работа, ранее выполнявшаяся церковными властями, была передана государству. Как и всякая частная собственность, церковная собственность была конфискована в общественное пользование. Те немногие места отправления культа, которые остались церкви, по закону рассматривались как государственная собственность, которую правительство разрешило церкви использовать. После появления финансируемого государством всеобщего образования Церкви не разрешили вести просветительскую, обучающую деятельность для детей. Взрослым разрешалось только обучение профессиям, связанным с церковью. Помимо проповедей во время божественной литургии, он не мог наставлять или евангелизировать верующих и молодежь. Классы катехизиса, религиозные школы, учебные группы, воскресные школы и религиозные публикации – все это было незаконно. Это преследование продолжалось даже после смерти Сталина вплоть до распада Советского Союза в 1991 году. Это привело к тому, что многие религиозные трактаты стали распространяться как нелегальная литература или самиздат . [4] После распада Советского Союза многие новомученики были причислены к лику святых.

Сербия [ править ]

В 1920 году Сербский Патриархат был восстановлен, и митрополит Белградский Димитрий первым главой восстановленного Патриархата стал .

Болгария [ править ]

В 1945 году Константинопольский Патриарх признал автокефалию Болгарской Церкви. В 1950 году Священный Синод принял новый Устав, который открыл путь ко Второму восстановлению Патриархата, а в 1953 году избрал митрополита Пловдивского , Кирилла Болгарского Патриарха. [65]

Румыния [ править ]

Румынская Православная Церковь была возведена в патриархат в 1925 году. 1 ноября 1925 года, после Синода проведения , митрополит-предстоятель всей Румынии Мирон Кристя был назначен Патриархом всея Румынии . [66]

Патриарх Мирон ввел в церковь такие реформы, как григорианский календарь , включая, вкратце, празднование Пасхи в тот же день, что и Римско-католическая церковь . Против этого выступили различные группы традиционалистов и старостильников , особенно в Молдавии, где митрополит Бессарабский Гурие Гросу отказался принять распоряжения Патриархии.

Грузия [ править ]

После свержения царя Николая II в марте 1917 года епископы Грузии 25 марта 1917 года в одностороннем порядке восстановили автокефалию Грузинской Православной Церкви. Эти изменения не были приняты Русской Православной Церковью. После вторжения Красной Армии в Грузию в 1921 году Грузинская Православная Церковь подверглась жестоким преследованиям. [67] Сотни церквей были закрыты атеистическим правительством, а сотни монахов были убиты во время сталинских чисток. во время войны Независимость Грузинской православной церкви была окончательно признана Русской православной церковью 31 октября 1943 года: этот шаг был заказан Сталиным как часть более толерантной политики по отношению к христианству в Советском Союзе .

3 марта 1990 года Константинопольский Вселенский Патриарх признал и утвердил автокефалию Грузинской Православной Церкви (которая на практике осуществлялась или, по крайней мере, требовалась с V века), а также Патриаршую честь Католикоса . Последующая независимость Грузии в 1991 году ознаменовала серьезное возрождение в судьбе Грузинской Православной Церкви.

Греция [ править ]

Религиозное возрождение 20-го века возглавило движение «Зоя», основанное в 1911 году. Базировавшееся в Афинах, но действовавшее децентрализованно, оно охватило как мирян, так и некоторых священников. Основная деятельность включает публикации и общенациональное движение воскресных школ в 7800 церквях, охватывающее 150 000 учащихся. Зои спонсировала многочисленные вспомогательные и дочерние группы, в том числе организации для профессиональных мужчин, молодежи, родителей и молодых женщин-медсестер. Были предприняты большие усилия по распространению Библии, иллюстрированных романов, брошюр и других религиозных материалов. Литургическое движение побуждало мирян к большему осознанию Евхаристии и более частому Причастию. [68] Семинарии были построены в 20 веке, но большинство выпускников занимались преподавательской деятельностью, а не приходской работой. В 1920 году только 800 из 4500 священников Греции имели образование, выходящее за пределы начального уровня. К 1959 году из 7000 священников не более пяти процентов имели высшее образование и семинарию. Монашеская жизнь резко пришла в упадок, хотя и продолжалась на отдаленной горе Афон . Рутинная церковная жизнь была сильно нарушена Второй мировой войной и последующей гражданской войной: многие церкви были сожжены, а сотни священников и монахов были убиты немцами, с одной стороны, или коммунистами, с другой. [69]

Albania[editАлбания

После обретения Албанией независимости в 1912 году Ноли (который в 1924 году также стал политическим деятелем и премьер-министром Албании) отправился в Албанию, где сыграл важную роль в создании Православной Албанской церкви. [70] 17 сентября 1922 года первый православный съезд, созванный в Берате, официально заложил основы Албанской православной церкви и провозгласил ее автокефалию. [71] [72] Вселенский Патриархат Константинополя признал независимость или автокефалию Православной Албанской Церкви в 1937 году. [71]

В 1967 году Энвер Ходжа закрыл все церкви и мечети в стране и объявил Албанию первой в мире атеистической страной. Любое выражение религии, публичное или частное, было объявлено вне закона. Сотни священников и имамов были убиты или заключены в тюрьму .

В декабре 1990 года коммунистические чиновники официально отменили 23-летний религиозный запрет в Албании. В живых осталось всего 22 православных священника. Чтобы справиться с этой ситуацией, Вселенский Патриарх назначил Анастасия Патриаршим Экзархом Албанской Церкви. Будучи епископом Андрусы , Анастасий делил свое время между преподавательскими обязанностями в Афинском университете и архиепископстве Иринуполиса в Кении, которое перед своим назначением переживало трудный период. Он был избран архиепископом Тираны, Дурреса и примасом Албании 24 июня 1992 года и возведен на престол 2 августа 1992 года. [73]

Кипр [ править ]

В 1950 году Макариос III был избран архиепископом Кипрским. Еще будучи епископом Китиона, он продемонстрировал сильную интеллектуальную и национальную активность. В 1950 году он организовал референдум об объединении ( Эносис ) между Кипром и Грецией. Будучи архиепископом, он был политическим лидером освободительной борьбы ЭОКА в 1955–1959 годах. Британцы сослали его на Сейшельские острова из-за его деятельности.

В 1960 году архиепископ Макариос III был избран президентом вновь созданной Республики Кипр. Разногласия трех других епископов с Макариосом привели к попытке кипрского церковного переворота в 1972–73 годах . После свержения епископов Пафоса, Китиума и Кирении за заговор против Макариоса были созданы два новых епископства: епископство Лимассола , которое было отделено от епископства Китиона, и епископство Морфу, которое было отделено от епископства Кирении. Государственный переворот 15 июля 1974 года вынудил архиепископа Макариоса III покинуть остров. Он вернулся в декабре 1974 года.

За государственным переворотом последовало турецкое вторжение 20 июля 1974 года, которое существенно повлияло на церковь и ее паству: поскольку 35% территории Кипра оказалось под турецкой оккупацией, сотни тысяч православных христиан были перемещены, а те, кто не мог или не хотели уезжать (20 тысяч изначально) столкнулись с притеснениями. На Северном Кипре 514 церквей, часовен и монастырей, многие из которых были преобразованы в мечети, музеи или заброшены. [74]

Finland[editФинляндия

Вскоре после того, как Финляндия провозгласила независимость от России в 1917 году, Финляндская Православная Церковь заявила о своей автономии от Русской Православной Церкви. Первая конституция Финляндии (1919 г.) предоставила Православной церкви равный статус с Лютеранской церковью Финляндии. [75]

В 1923 году Финляндская Православная Церковь полностью отделилась от Русской Церкви, став автономной церковью, входящей в состав Вселенского Константинопольского Патриархата . В то же время был принят григорианский календарь , в результате которого язык богослужения был изменен с церковнославянского на финский.

Крит [ править ]

В 1962 году Вселенский Константинопольский Патриархат возвел епископства острова Крит в митрополии , а в 1967 году Критский митрополит был возведен в сан архиепископа.

Восточное православие [ править ]

Коптская православная церковь [ править ]

В июне 1968 года коптский папа Кирилл VI принял мощи святого Марка Евангелиста , перевезенные из Александрии в Венецию более одиннадцати веков назад. Мощи были захоронены под недавно построенным собором.

Верхнем (южном) Египте, в 450 километрах к югу от Каира, был убит салафитами В воскресенье, 2 января 2000 года, 21 христианин-копт в деревне Коше в . Христианская собственность также была сожжена. [76] Позже уголовный суд в провинции Сохаг освободил без залога всех 89 обвиняемых в новогодней резне в Коше. Коптский папа Шенуда III открыто отверг приговор и заявил журналистам: «Мы хотим оспорить это решение. Мы его не принимаем». Поскольку приговор суда не мог быть обжалован, коптский папа Шенуда III заявил: «Мы обжалуем этот приговор перед Богом». [77]

церковь Тевахедо Эфиопская православная

13 июля 1948 года Коптская и Эфиопская церкви достигли соглашения, которое привело к автокефалии Эфиопской церкви. Пять епископов были немедленно рукоположены коптским Папой Кириллом VI Александрийским и Патриархом всей Африки, получившими полномочия избрать нового патриарха для своей церкви, а преемник Кереллоса IV будет иметь право рукополагать новых епископов. [78] Это продвижение было завершено, когда 14 января 1951 года коптский православный Папа Иосиф II рукоположил архиепископа эфиопского происхождения Абуна Базилиоса . Затем в 1959 году Папа Кирилл VI короновал Василиоса первым Патриархом Эфиопии.

Базилиос умер в 1971 году, и в том же году его сменил Тевофил . После падения императора Хайле Селассие в 1974 году Эфиопская православная церковь Тевахедо была упразднена как государственная церковь . Новое марксистское правительство начало национализировать собственность (включая землю), принадлежащую церкви. Тевофил был арестован в 1976 году марксистской Дерга военной хунтой и тайно казнен в 1979 году. Правительство приказало церкви избрать нового Патриарха, и Такла Хайманот был возведён на престол. Коптская православная церковь отказалась признать избрание и возведение на престол Текле Хайманота на том основании, что Синод Эфиопской церкви не сместил Тевофила и что правительство публично не признало его смерть, и, таким образом, он все еще оставался законным Патриархом Эфиопии. Официальные отношения между двумя церквями были прекращены, хотя они оставались в общении друг с другом.

Текле Хайманот оказался гораздо менее сговорчивым с режимом Дерга, чем ожидалось, и поэтому, когда патриарх умер в 1988 году, стали искать нового патриарха, имеющего более тесные связи с режимом. Архиепископ Гондарский , член эфиопского парламента эпохи Дерга, был избран и возведен на трон как Абуна Меркориос . После падения режима Дерга в 1991 году и прихода к власти правительства НПРДФ Меркориос отрекся от престола под давлением общественности и правительства. Затем церковь избрала нового патриарха Павла , которого признал коптский Папа Александрийский.

церковь Тевахедо Эритрейская православная

После обретения Эритреей независимости как нации в 1993 году Коптская православная церковь в 1994 году назначила архиепископа Эритрейской церкви, которая, в свою очередь, получила автокефалию в 1998 году с неохотного одобрения ее материнского синода. В том же году был рукоположен первый эритрейский патриарх.

Католически-православный диалог [ править ]

За последнее столетие был предпринят ряд шагов для примирения раскола между католической церковью и восточно-православными церквями . Несмотря на достигнутый прогресс, опасения по поводу главенства папы и независимости небольших православных церквей заблокировали окончательное разрешение раскола.

Некоторые из наиболее сложных вопросов в отношениях с древними восточными церквями касаются некоторых доктрин (например, Filioque , схоластика , функциональные цели аскетизма, сущность Бога, исихазм , Четвертый крестовый поход , создание Латинской империи , униатство , и это лишь некоторые из них). а также практические вопросы, такие как конкретное осуществление притязаний на папское первенство и то, как гарантировать, что церковный союз не будет означать простое поглощение меньших церквей латинским компонентом гораздо более крупной католической церкви (самой многочисленной отдельной религиозной конфессии в мира), а также удушение или отказ от собственного богатого богословского, литургического и культурного наследия.

Совместная международная комиссия по богословскому диалогу между Католической и Православной церковью впервые встретилась на Родосе в 1980 году.

Униатская ситуация [ править ]

На заседании Объединенной международной комиссии по теологическому диалогу между Римско-католической церковью и Православной церковью в Баламанде (Ливан) в июне 1993 года делегаты Восточных Православных Церквей заявили: «...и это то, что называется « униатством ». больше не может быть принят ни как метод, которому нужно следовать, ни как модель единства, к которому стремятся наши Церкви ». [79]

В то же время комиссия заявила:

  • Что касается Восточно-Католических Церквей, то ясно, что они, как часть Католического Сообщества, имеют право на существование и действовать в ответ на духовные потребности своих верующих.
  • Восточно-католические церкви, пожелавшие восстановить полное общение с Римским престолом и сохранившие ему верность, имеют права и обязанности, связанные с этим общением.

шаги примирению к Другие

В июне 1995 года Патриарх Варфоломей I , избранный 273-м Вселенским Патриархом Константинополя в октябре 1991 года, впервые посетил Ватикан, приняв участие в историческом межрелигиозном дне молитвы за мир в Ассизи. Папа Иоанн Павел II и Варфоломей I прямо заявили о своем взаимном «желании предать забвению отлучения прошлого и вступить на путь восстановления полного общения». [80]

В мае 1999 года Иоанн Павел II посетил Румынию, став первым Папой после Великого раскола, посетившим восточно-православную страну. Приветствуя Иоанна Павла II, Румынский Патриарх Феоктист заявил: «Второе тысячелетие христианской истории началось с болезненного ранения единства Церкви; конец этого тысячелетия стал свидетелем реального стремления к восстановлению христианского единства». Папа Иоанн Павел II посетил другие сильно православные регионы, такие как Украина, несмотря на то, что временами его там не приветствовали, и сказал, что устранение различий между западным и восточным христианством было одним из его самых заветных желаний.

- протестантский диалог Католико

В 1966 году архиепископ Кентерберийский Майкл Рэмси нанес официальный визит Папе Павлу VI , а в следующем году Англикано-римско-католическая международная комиссия была создана . Его первый проект был сосредоточен на авторитете Священных Писаний. С тех пор комиссия подготовила девять согласованных заявлений. Первая фаза ARCIC завершилась в 1981 году публикацией заключительного отчета « Разъяснения о власти в церкви» .

Что касается отношений католиков с протестантскими общинами, были созданы определенные комиссии для содействия диалогу, а также подготовлены документы, направленные на определение точек доктринального единства, такие как Совместная декларация о доктрине оправдания, подготовленная совместно со Всемирной лютеранской федерацией в 1999 году.

Хронология [ править ]

Хронология 20-го века

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ Президент Литвы: Узник ГУЛАГа : Биография Александраса Стульгинскиса Афонсаса Эйдинтаса. Центр геноцида и исследований Литвы ISBN   978-9986-757-41-2 / ISBN   978-9986-757-41-2 / 9986–757–41-Х с. 23
  2. ^ Христос зовет вас: Курс катакомбного пастырства отца Георгия Кальчу, опубликовано Saint Hermans Press, апрель 1997 г. ISBN   978-1-887904-52-0
  3. ^ «Проповеди отца Георгия Кальчу-Думитреаса для молодежи. Прочитаны в часовне семинарии Румынской православной церкви» , The Word онлайн. Бухарест
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Отец Арсений 1893–1973 Священник, Узник, Духовник. Введение стр. ви-1. Издательство Свято-Владимирской семинарии ISBN   978-0-88141-180-5
  5. The Washington Post «Антикоммунистический священник Георге Кальчу-Думитреаса» , Патрисия Салливан, Washington Post штатный обозреватель , воскресенье, 26 ноября 2006 г.; Страница C09
  6. ^ Остлинг, Ричард . «Крест встречает Кремль» , журнал Time , 24 июня 2001 г.
  7. ^ Фам, Наследники рыбака: за кулисами смерти и преемственности папы (2005), стр.45
  8. ^ Видмар, Католическая церковь на протяжении веков (2005), стр. 327–333.
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бокенкоттер, Краткая история католической церкви (2004), стр. 389–392.
  10. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Чедвик, История христианства (1995), стр. 254–255.
  11. ^ Элизабет Бекл-Клампер, Томас Манг, Вольфганг Нойгебауэр: Центр управления гестапо Вена 1938–1945. Вена 2018, ISBN   978-3-902494-83-2 .
  12. ^ Ганс Шафранек: Сопротивление и предательство: шпионы гестапо в антифашистском подполье. Вена 2017, ISBN   978-3-7076-0622-5 .
  13. ^ Эрика Вайнцирль: Сопротивление церкви национал-социализму. В кн.: Темы новейшей истории и современности. Вена 2004, ISBN   3-8258-7549-0 , стр. 76–85.
  14. ^ Жан Бернхард: Pfarrerblock 25487. Дахау 1941–42. (2004) стр. 44; Вальтер Фербер: 55 месяцев Дахау: фактический отчет. (1993).
  15. ^ Видмар, Католическая церковь на протяжении веков (2005), с. 329
  16. ^ Икин, Эмили (1 сентября 2001 г.). «Новые обвинения Ватикана в антисемитизме; линии фронта были проведены после беатификации Папы Пия IX» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 9 марта 2008 г.
  17. ^ Бокенкоттер, Краткая история католической церкви (2004), стр. 480–481.
  18. ^ Дерек Холмс, История папства , стр. 102.
  19. ^ Дерек Холмс, История папства , стр. 116.
  20. ^ Джон Видмар, Католическая церковь на протяжении веков: история (Нью-Йорк: Paulist Press, 2005), стр. 332.
  21. ^ Дерек Холмс, История папства , стр. 158.
  22. ^ «Международный обзор тысячелетия Gallup» . www.gallup-international.com . Архивировано из оригинала 12 августа 2003 года.
  23. ^ Францен и Боймер 1988 , с. 324.
  24. ^ Францен и Боймер 1988 , с. 325.
  25. ^ «Филиппинская независимая церковь» . Британская энциклопедия . Проверено 1 ноября 2022 г.
  26. ^ «СОВМЕСТНАЯ КАТОЛИКО-ПРАВОСЛАВНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ЕГО СВЯТЕЙСТВА ПАПЫ ПАВЛА VI И ВСЕЛЕНСКОГО ПАТРИАРХА АФИНАГОРА I» . Архивировано из оригинала 8 февраля 2014 года.
  27. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Даффи 1997 , с. 272.
  28. ^ Павел VI, Папа (4 декабря 1963 г.). «Консилиум Сакросанктум» . Ватикан. Архивировано из оригинала 21 февраля 2008 года . Проверено 9 февраля 2008 г.
  29. ^ Даффи 1997 , с. 274.
  30. ^ «Римско-католический и восточно-православный диалог» . Служба общественного вещания. 14 июля 2000 г. Архивировано из оригинала 10 марта 2013 г. Проверено 16 февраля 2008 г.
  31. ^ см . Катехизис, нет. 894–895
  32. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бокенкоттер, Краткая история католической церкви (2004), с. 410
  33. ^ Бокэм, Ричард, в Новом богословском словаре , под ред. Фергюсон, (1988), с. 373
  34. Апостольское письмо «Motu Proprio data» Summorum Pontificum об использовании римской литургии до реформы 1970 г. (7 июля 2007 г.)
  35. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Теология освобождения» . Би-би-си. 2005 . Проверено 2 июня 2008 г.
  36. ^ Агилар, Марио (2007). История и политика латиноамериканского богословия, Том 1 . Лондон: СКМ Пресс. п. 31. ISBN  978-0-334-04023-1 .
  37. ^ Собрино, Джон (1990). Архиепископ Ромеро: воспоминания и размышления . Мэрикнолл, Нью-Йорк: Орбис. ISBN  978-0-88344-667-6 .
  38. ^ Ротер, Ларри (7 мая 2007 г.). «Пока Папа Римский направляется в Бразилию, конкурирующая теология сохраняется» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 21 февраля 2008 г. Основное участие Бенедикта в теологии освобождения произошло, когда он был еще кардиналом Ратцингером.
  39. ^ Агилар, Марио (2007). История и политика латиноамериканского богословия, Том 1 . Лондон: СКМ Пресс. п. 121. ИСБН  978-0-334-04023-1 .
  40. ^ Ротер, Ларри (7 мая 2007 г.). «Пока Папа Римский направляется в Бразилию, конкурирующая теология сохраняется» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 2 июня 2008 г.
  41. ^ Столл, Дэвид (1990). Становится ли Латинская Америка протестантской?: Политика евангелического роста . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN  978-0-520-06499-7 .
  42. ^ Даффи 1997 , с. 260.
  43. ^ Францен и Боймер 1988 , с. 368.
  44. ^ О'Брайен 2000 , стр. 13.
  45. ^ Павел VI, Папа (1968). «Человеческая жизнь» . Ватикан. Архивировано из оригинала 24 августа 2000 года . Проверено 2 февраля 2008 г.
  46. ^ Норман, Римско-католическая церковь: иллюстрированная история (2007), с. 184
  47. ^ Иоанн Павел II, Папа (1988). «Женское достоинство» . Ватикан Проверено 21 февраля 2008 г.
  48. ^ Бокенкоттер, Краткая история католической церкви (2004), с. 467
  49. ^ Папа Бенедикт XVI, Иисус из Назарета (2008), стр. 180–181.
  50. ^ Иоанн Павел II, Папа (22 мая 1994 г.). «Апостольское письмо епископам Католической Церкви о сохранении священнического рукоположения только за мужчинами» . Ватикан. Архивировано из оригинала 18 января 2012 года . Проверено 2 февраля 2008 г.
  51. ^ Коуэлл, Алан (31 мая 1994 г.). «Папа Римский исключает дискуссию о назначении женщин-священников» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 12 февраля 2008 г.
  52. ^ Шейна, Войны Латинской Америки: эпоха каудильо (2003), с. 33
  53. ^ Ван Хов, Брайан (1994). «Залитые кровью алтари» . ЭВТН . Проверено 9 марта 2008 г.
  54. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Чедвик, История христианства (1995), стр. 264–265.
  55. ^ «Отчет о свободе вероисповедания в мире за 2001 год» (PDF) . Госдепартамент США. 2001 . Проверено 13 марта 2008 г.
  56. ^ Норман, Римско-католическая церковь: иллюстрированная история (2007), стр. 167–168.
  57. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Чедвик, История христианства (1995), с. 266
  58. ^ Фонтенель 1939 , с. 164.
  59. ^ Рясановский 1963 , с. 617.
  60. ^ Францен и Боймер 1988 , с. 397.
  61. ^ де ла Куэва 1998 , с. 355
  62. ^ Францен и Боймер 1988 , с. 365.
  63. ^ Педоне, Сильвия (2011). «Мраморный Омфал Святой Софии в Константинополе. Анализ сектильного тротуара Opus средневизантийской эпохи». В Шахине, Мустафа (ред.). 11-й Международный коллоквиум по древней мозаике, 16–20 октября 2009 г., Бурса, Турция: Мозаики Турции и параллельные события в остальном древнем и средневековом мире: вопросы иконографии, стиля и техники от зарождения мозаики до поздней Византии. эпоха . Стамбул: Uludağ Üniversitesi, Mozaik Araştırmaları Uygulama ve Araştırma Merkezi. стр. 749–768. ISBN  978-605-5607-81-4 . ОСЛК   801099151 .
  64. ^ Остлинг, Ричард. «Крест встречает Кремль» , журнал Time , 24 июня 2001 г.
  65. ^ Даниэла Калкандиева, 26. Балгарската православна царква и даржавата, 1944–1953 [Болгарская православная церковь и государство] (София: Альбатрос, 1997).
  66. ^ «Патриархи, которые определяли политику Бога, иногда и политику Румынии» , в Адевэруле , 4 августа 2007 г.
  67. ^ Грдзелидзе 2011 , с. 274
  68. ^ Деметриос Дж. Константелос, Движение Зои в Греции, Ежеквартальный журнал Св. Владимирской семинарии (1959), том 3, стр. 1–15, онлайн .
  69. ^ Латуретт, Христианство в эпоху революции (1961) 4: 523–27
  70. ^ Остин 2012 , с. 4.
  71. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бирнат 2014 , стр. 14–15.
  72. ^ «Национальная автокефальная православная церковь Албании» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 16 июля 2011 года . Проверено 30 апреля 2017 г. .
  73. ^ Албания: География - историческая антропология - история - культура ... Питер Джордан, Карл Казер, Вальтер Лукан, Стефани Шванднер-Зиверс, Холм Сундхауссен, стр. 302 [1]
  74. ^ Моррис, Крис (18 января 2002 г.). «Позор разграбленных на Кипре церквей» . Би-би-си . Проверено 29 января 2007 г.
  75. ^ «Предложение о Законе о Православной Церкви» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 25 июня 2006 года . Проверено 17 января 2006 г.
  76. ^ «Египетские христиане ищут ответы после смертоносных беспорядков» . Сайт Christiantoday.com . Проверено 29 июня 2011 г.
  77. ^ Бейкер, Барбара Г. (14 мая 2001 г.). «Прокурор Египта подает апелляцию на оправдательные приговоры Эль-Коше по убийству» . Atour.com . Проверено 18 марта 2012 г.
  78. Более подробно обсуждается Перхамом, правительством Эфиопии , стр. 126–130.
  79. ^ раздел 12 документа
  80. Общая декларация. Архивировано 5 мая 2004 г. в Wayback Machine.
  81. ^ Паркер1988 , с. 25.
  82. ^ Герцог 1910–11 , том. XI, с. 17.
  83. ^ Олсон 2003 , с. 158.
  84. ^ Паркер1988 , с. 26.
  85. ^ Андерсон 1998 , с. 674.
  86. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Барретт 1982 , с. 30.
  87. ^ Паркер1988 , с. 27.
  88. ^ Латуретт 1941 , том. В, с. 104.
  89. ^ Гловер 1960 , с. 229.
  90. ^ «Пятидесятничество» .
  91. ^ Нил, стр. 331–334.
  92. ^ Андерсон 1998 , с. 649: «В 1910 году, все еще болезненный и вопреки желанию своей больной жены, он отправился в Африку, вернувшись через год, чтобы основать миссию «Сердце Африки», которая позже стала WEC».
  93. ^ Нилл, 293
  94. ^ Латуретт 1941 , том IV, с. 104.
  95. ^ Гейли и Калбертсон 2007 , с. 83.
  96. ^ Андерсон 1998 , с. 79.
  97. ^ Огонь возрождения - Джефф Во (краткий обзор возрождения с 18 века). Архивировано 10 февраля 2012 года в Wayback Machine.
  98. ^ Круглый стол Риччи по истории христианства в Китае
  99. ^ Олсон 2003 , с. 317.
  100. ^ на Portcult.com. Архивировано 31 марта 2007 г. в Wayback Machine.
  101. ^ Библика | Просмотрите Библию по книгам , заархивировано 15 октября 2008 г. в Wayback Machine.
  102. ^ Гловер 1960 , с. 280.
  103. ^ Моро и др. 2000 , с. 381.
  104. ^ «Колумбийская миссия: Австралия и Новая Зеландия» . Архивировано из оригинала 6 января 2009 года . Проверено 29 мая 2009 г.
  105. ^ Гловер 1960 , с. 108.
  106. ^ Андерсон 1998 , стр. 339–340.
  107. ^ Гловер 1960 , с. 119.
  108. ^ Олсон 2003 , с. 177.
  109. ^ Гловер 1960 , с. 267.
  110. ^ «Бораинг 1932» . Архивировано из оригинала 1 июля 2009 года . Проверено 29 мая 2009 г.
  111. ^ «История Колумбанской миссии в Корее» . www.columban.com . Архивировано из оригинала 29 сентября 2010 года.
  112. ^ «История Колумбийской миссии в Японии» . Архивировано из оригинала 5 января 2009 года . Проверено 29 мая 2009 г.
  113. ^ Андерсон 1998 , с. 385.
  114. ^ «Где можно служить» . Архивировано из оригинала 24 февраля 2008 года . Проверено 29 мая 2009 г.
  115. ^ Моро и др. 2000 , стр. 1029.
  116. ^ Паркер1988 , с. 232.
  117. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Олсон 2003 , с. 178.
  118. ^ «Mission Frontiers — Интернет-журнал Центра мировой миссии США» . Архивировано из оригинала 27 сентября 2011 года . Проверено 5 ноября 2007 г.
  119. ^ Андерсон 1998 , с. 215: «В первые годы этой работы произошло огромное количество трагедий: пять человек из первой группы новобранцев пропали в боливийских джунглях в 1943 году; в 1946 году пожар уничтожил два общежития в тренировочном лагере миссии в Калифорнии, унеся жизни младенец..."
  120. ^ Кейн 1982 , с. 107.
  121. ^ Моро и др. 2000 , с. 336.
  122. ^ Моро и др. 2000 , с. 991.
  123. ^ Гловер 1960 , с. 270.
  124. ^ «840 кГц AM – 107,1 FM | Евангелический голос Гаити | Horizon 94,7 МГц FM» . Архивировано из оригинала 22 октября 2008 года . Проверено 31 мая 2009 г.
  125. ^ Андерсон 1998 , с. 90: «Брайт, Уильям («Билл») Рол... В 1951 году, оставив семинарию, не окончив ее, он начал евангелизировать студентов Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и учить других, как это делать, тем самым начав Campus Crusade for Christ. "
  126. ^ Вуд, Джеймс. История международного радиовещания , ИЭПП, серия «История технологий», 1992, стр. 216
  127. ^ Андерсон 1998 , с. 679.
  128. ^ «История Колумбийской миссии – Чили» . www.columban.com . Архивировано из оригинала 6 января 2009 года.
  129. ^ Андерсон 1998 , с. 198.
  130. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Барретт 1982 , с. 31.
  131. Radio Tele Providence Internationale. Архивировано 16 января 2009 г. в Wayback Machine.
  132. ^ Олсон 2003 , с. 287.
  133. ^ Кейн 1982 , с. 119.
  134. ^ Моро и др. 2000 , стр. 339.
  135. ^ Олсон 2003 , с. 179.
  136. Журнал TIME – издание для США – 4 декабря 1964 г. Том. 84 № 24
  137. ^ http://www.tyndale.ca/~tmccormick/downloads/OWWorld+Opening.pdf [ мертвая ссылка ]
  138. ^ Моро и др. 2000 , с. 637.
  139. ^ Моро и др. 2000 , с. 412.
  140. ^ Наша история | OMF. Архивировано 3 декабря 2008 г. в Wayback Machine.
  141. ^ Барретт 1982 , с. 32.
  142. ^ «Дань уважения Джорджу Верверу, основателю и бывшему директору Operation Mobilization» . Архивировано из оригинала 31 октября 2007 года . Проверено 31 мая 2009 г.
  143. ^ Олсон 2003 , с. 286.
  144. ^ Моро и др. 2000 , стр. 56.
  145. ^ Кейн 1982 , с. 135.
  146. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кейн 1982 , с. 112.
  147. ^ «Вести Богоматери в Аките, Япония» . Архивировано из оригинала 8 ноября 2014 года . Проверено 29 мая 2009 г.
  148. ^ Олсон 2003 , с. 261.
  149. ^ «Мучаве, Жоао Закариас, Мозамбик, Церковь Назарянина» . Архивировано из оригинала 28 декабря 2010 года . Проверено 29 мая 2009 г.
  150. ^ Моро и др. 2000 , с. 244.
  151. ^ «Колумбийская история на Тайване» . Архивировано из оригинала 6 января 2009 года . Проверено 31 мая 2009 г.
  152. ^ Гейли и Калбертсон 2007 , стр. 160–161.
  153. ^ «Апрель-май 1991 года» . Архивировано из оригинала 7 августа 2008 года . Проверено 12 октября 2012 г.
  154. ^ «История Колумбанской миссии в Пакистане» . Архивировано из оригинала 6 января 2009 года . Проверено 31 мая 2009 г.
  155. ^ Винтер, Ральф Д., Стивен С. Хоторн, Даррелл Р. Дорр, Д. Брюс Грэм, Брюс А. Кох, ред. Перспективы мирового христианского движения: читатель , издательство библиотеки Уильяма Кэри, 1999, с. 536
  156. ^ Моро и др. 2000 , с. 1049.
  157. ^ «Новости CIU | Колумбийский международный университет | Онлайн-колледж №1 в Южной Каролине — христианское образование мирового уровня с 1923 года» . Архивировано из оригинала 22 июля 2012 года . Проверено 31 мая 2009 г.
  158. ^ «КИТАЙ-Проект Жемчужина, тогда и сейчас» . Архивировано из оригинала 28 августа 2008 года . Проверено 31 мая 2009 г.
  159. ^ УТВЕРЖДЕННЫЕ ЯВЛЕНИЯ: Богоматерь Кибехо.
  160. ^ «Богоматерь Кибехо: Явления в Руанде» . Архивировано из оригинала 14 октября 2007 года . Проверено 31 мая 2009 г.
  161. ^ Андерсон 1998 , с. 11.
  162. История MAI. Архивировано 8 февраля 2012 г. в Wayback Machine.
  163. ^ Гейли и Калбертсон 2007 , стр. 159–160.
  164. ^ «Всемирная евангельская миссия» . Архивировано из оригинала 6 января 2009 года . Проверено 29 мая 2009 г.
  165. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Трансмировое радио» . Архивировано из оригинала 13 октября 2008 года . Проверено 31 мая 2009 г.
  166. ^ Евангелисты и католики вместе
  167. ^ Шванц, Кейт. Крики на рассвете: похищение и спасение Дона Кокса , Beacon Hill Press, Канзас-Сити, 2006 г.
  168. ^ «Явление Богоматери в Асьюте, Верхний Египет» . Архивировано из оригинала 19 мая 2001 года . Проверено 14 октября 2012 г.
  169. Священные огни в Асьюте, Верхний Египет (март/апрель 2006 г.)

Ссылки [ править ]

  • Андерсон, Джеральд Х., изд. (1998), Биографический словарь христианских миссий , Саймон и Шустер Макмиллан.
  • Остин, Роберт Клегг (2012). Основание балканского государства: эксперимент Албании с демократией, 1920-1925 гг . Торонто: Университет Торонто Press. ISBN  9781442644359 .
  • Барретт, Дэвид, изд. (1982), Всемирная христианская энциклопедия , Oxford University Press
  • Бирнат, Агата (2014). «Албания и албанские эмигранты в США перед Второй мировой войной» . В Мазуркевич, Анна (ред.). Восточно-Центральная Европа в изгнании, Том 1: Трансатлантическая миграция . Кембридж: Издательство Cambridge Scholars Publishing. стр. 9–22. ISBN  9781443868914 .
  • де ла Куэва, Хулио (1998), «Религиозные преследования, антиклерикальные традиции и революция: о зверствах против духовенства во время гражданской войны в Испании», Журнал современной истории , XXXIII (3): 355–369, JSTOR   261121
  • Даффи, Имон (1997), Святые и грешники, История Пап , Издательство Йельского университета совместно с S4C, Номер карточки в каталоге Библиотеки Конгресса 97-60897
  • Францен, август; Боймер, Ремигиус (1988), Краткая история церкви , Фрайбург: Гердер
  • Фонтенель, господин Р. (1939), Его Святейшество Пий XI. , Франция: Эльзактия
  • Гейли, Чарльз Р.; Калбертсон, Ховард (2007), Discovering Missions , Beacon Hill Press, Канзас-Сити
  • Гловер, Роберт Х.; Кейн, Дж. Герберт (редактор) (1960), Прогресс всемирных миссий , Харпер и Роу
  • Грдзелидзе, Тамара (2011). «Грузия, Патриаршая Православная Церковь» . В Джоне Энтони МакГакине (ред.). Энциклопедия восточного православного христианства . Джон Уайли и сыновья. стр. 264–275. ISBN  978-1-4051-8539-4 . Проверено 13 мая 2012 г.
  • Херцог, Иоганн Якоб; Шафф, Филип; Хаук, Альберт (1910–1911), Новая энциклопедия религиозных знаний Шаффа-Герцога (изд. 12 томов), Funk and Wagnalls Company
  • Кейн, Дж. Герберт (1982), Краткая история христианской всемирной миссии , Бейкер
  • Латуретт, Кеннет Скотт (1938–1945), История распространения христианства (7-томное изд.)
    • Латуретт, Кеннет Скотт (1941), История распространения христианства , том. IV и V
  • Моро, А. Скотт; Бернетт, Дэвид; Энген, Чарльз Эдвард ван; Нетланд, Гарольд А. (2000), Евангелический словарь мировых миссий , Baker Book House Company [ нужна полная цитата ]
  • О'Брайен, Феликтити (2000), Пий XII , Лондон {{citation}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) [ нужна полная цитата ]
  • Олсон, К. Гордон (2003), Что в мире делает Бог? , Издатели Глобального Евангелия
  • Паркер, Дж. Фред (1988), Миссия миру , Издательство Назарянина
  • Рясановский, Николай В. (1963), История России , Нью-Йорк: Oxford University Press.

Дальнейшее чтение [ править ]

Национальные и региональные исследования [ править ]

  • Альстром, Сидней Э. Религиозная история американского народа (1972, 2-е изд. 2004 г.); широко цитируемые стандартные отрывки из научной истории и текстовый поиск
  • Ангольд, Майкл, изд. Кембриджская история христианства: Том 5, Восточное христианство (2006)
  • Каллахан, Уильям Дж. Католическая церковь в Испании, 1875–1998 (2000).
  • Гибсон, Ральф. Социальная история французского католицизма 1789–1914 (Лондон, 1989)
  • Гонсалес Хусто Л. и Ондина Э. Гонсалес, Христианство в Латинской Америке: История (2008)
  • Гастингс, Адриан. История английского христианства 1920–2000 (2001)
  • Надеюсь, Николай. Немецкий и скандинавский протестантизм 1700–1918 (1999)
  • Ланнон, Фрэнсис. Привилегия, преследование и пророчество: Католическая церковь в Испании 1875–1975 (1987)
  • Липпи, Чарльз Х., изд. Энциклопедия американского религиозного опыта (3 том, 1988 г.)
  • Линч, Джон. Новые миры: религиозная история Латинской Америки (2012)
  • Маклеод, Хью, изд. Европейская религия в эпоху великих городов 1830–1930 (1995)
  • Нолл, Марк А. История христианства в Соединенных Штатах и ​​Канаде (1992)
  • Росман, Дорин. Эволюция английских церквей, 1500–2000 (2003) 400 стр.

Внешние ссылки [ править ]

История христианства : современное христианство
Предшественник:
Христианство в
19 век
20-е
век
С последующим:
Христианство в
21 век
до нашей эры С1 С2 С3 С4 С5 С6 С7 С8 С9 С10
С11 С12 С13 С14 С15 С16 С17 С18 С19 С20 С21
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f99a1fec1656dc354bb9cdd9f9ec7223__1716495960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f9/23/f99a1fec1656dc354bb9cdd9f9ec7223.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Christianity in the 20th century - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)