Омфалион
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2013 г. ) |
Омфалион по-гречески означает « пуп (земли) »; сравните омфал Дельфи .
Собор Святой Софии
[ редактировать ]Одной из самых интригующих особенностей собора Святой Софии является мраморный участок пола, известный как Омфалос. Омфалос расположен в юго-восточной четверти главной площади под куполом, ровно посередине площади. Каждая сторона имеет длину 5,65 метра (18,5 футов). Внутри квадрата лежало 30 кругов разного размера. В середине один большой круг; По 4 круга одинакового размера в каждом углу; 2 меньших круга одинакового размера занимают пространство между каждым угловым кругом; Между ними 16 кружков поменьше. Три оставшихся круга находятся на южном конце и связаны с четырьмя большими кругами на этом конце. [1]
Самой поразительной особенностью Омфалоса является блестящий мрамор , в котором смешаны бесчисленные типы и цвета. Мрамор был предпочтительным материалом для императорских церквей: считалось, что он был создан из земного вещества, замерзающего в воде, которая погрузилась в земную кору. [2] Дизайн необычен и на протяжении многих лет интерпретировался по-разному. Одна из интерпретаций может заключаться в том, что центральный круг может быть солнцем. [ оспаривается – обсуждаем ] , а вокруг него вращается Солнечная система. [ нужна ссылка ] Это соответствовало бы абсолютному правлению Императора. Асимметрия особенно странна по сравнению с омфалом в Хосиос Лукасе в Греции. Этот омфал датируется Средней Византией, примерно через пятьсот лет после собора Святой Софии, если это действительно оригинальная деталь, и имеет полностью симметричный дизайн. Стилистически интерьеры собора Святой Софии можно отнести к категории «драгоценного стиля». [3] Используемые материалы были выбраны так, чтобы удерживать и отражать свет. В мозаиках использовались мозаики разных цветов, текстурированные и ориентированные так, чтобы отражать свет, льющийся из массивного купола. Цвет был очень важен, поскольку определенные цвета и определенные материалы передавали сообщения о статусе и престиже. Эффект солнечного света, падающего через окна, окружающие основание купола, на мозаику, был бы впечатляющим. По сравнению с этим, Omphalos более скромный и сдержанный.
Исторически считалось, что он отмечает место, где короновались византийские императоры во время церемонии коронации . Свидетельство этому исходит от Антония Новгородского , написавшего описание Святой Софии в начале 13 века. Он писал: «Есть красный мраморный камень, на котором поставлен золотой трон. На этом троне короновались императоры». [4] Эта точка зрения на протяжении многих лет подвергалась сомнению из-за нехватки текстовых ссылок со стороны писателей и путешественников византийской эпохи. Сама Святая София менялась так много раз с шестого века, что Омфалион исчезает и время от времени появляется вновь в существующих текстовых свидетельствах. Мы знаем, что османы покрыли его коврами после того, как превратили его в мечеть. Дизайн собора Святой Софии уникален и практически не имеет прямых сравнений. Есть два примера из 11 и 12 веков: Хосиос Лукас и Неа Мони . Сравнивать сложно, учитывая разницу в 500 лет. Весь мрамор, использованный для полов собора Святой Софии, был добыт примерно во время строительства. [5]
Византийская архитектура того времени благоприятствовала включению сполий в честь триумфа христианства над язычеством, поскольку большая часть сполий была получена из греческих и римских храмов по всей Империи. Датировка Омфала различалась: некоторые датировали его правлением Юстиниана, а некоторые датировали его более поздним дополнением, особенно правлением Василия I (867–886). Доказательством этой более поздней датировки является, казалось бы, странное расположение в соборе Святой Софии. Однако он расположен в центре одного из четырех квадратов под куполом, что указывает на то, что размещение было не таким случайным, как кажется на первый взгляд. Историк Надин Шибилле утверждает, что он органично вписывается в оригинальный пол, поэтому она приходит к выводу, что это была оригинальная особенность. [6] Историк Сильвия Педоне не пытается назвать ему конкретную дату, но предполагает, что оно было устроено иначе, чем то, что мы наблюдаем сегодня. Некоторые из меньших кругов могли быть добавлены во время ремонта в 9 веке. Церковь пострадала во время землетрясения 1346 года, которое могло повредить мрамор. Это могло объяснить асимметричный дизайн, а ремонт изменил общий дизайн. [7]
Другая Омфалия
[ редактировать ]Слово омфалион также используется для описания других священных круглых маркировочных плит, которые обычно располагались в важных или особенно священных церквях по всей Византийской империи.
Мраморный омфалион с пола церкви Святой Софии в Трабзоне (северное побережье современной Турции) был привезен в Салоники греческими беженцами в 1924 году.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Педоне, Сильвия (2011). «Мраморный Омфал Святой Софии Константинопольской»: 751.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Барри, Фабио (декабрь 2007 г.). «Хождение по воде: космические полы в древности и средневековье». Художественный вестник . 89 (4): 627–656. дои : 10.1080/00043079.2007.10786367 . S2CID 194078403 . ПроКвест 222978706 .
- ^ Шибилле, Надин (28 ноября 2014 г.). Собор Святой Софии и византийский эстетический опыт . Тейлор и Фрэнсис. п. 98. ИСБН 9781472447951 . Проверено 25 ноября 2017 г.
- ^ Педоне, Сильвия (2011). «Мраморный Омфал собора Святой Софии в Константинополе»: 753.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Шибилле, Надин (28 ноября 2014 г.). Собор Святой Софии и византийский эстетический опыт . Тейлор и Фрэнсис. п. 99. ИСБН 9781472447951 . Проверено 25 ноября 2017 г.
- ^ Надин, Шибилле (28 ноября 2014 г.). Собор Святой Софии и византийский эстетический опыт . Тейлор и Фрэнсис. п. 100. ИСБН 9781472447951 .
- ^ Педоне, Сильвия (2011). «Мраморный Омфал Святой Софии Константинопольской»: 763.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь )