Реформа даты Пасхи
этой статьи Начальный раздел может быть слишком коротким, чтобы адекватно суммировать ключевые моменты . ( март 2022 г. ) |
Реформа даты Пасхи касается предложений об изменении даты ежегодного празднования Пасхи . Эти предложения включают в себя установление фиксированной даты или согласование между восточным и западным христианским миром общей основы для расчета даты Пасхи , чтобы все христиане праздновали праздник в один и тот же день. По состоянию на 2023 год такого соглашения достигнуто не было.
Описание
[ редактировать ]Реформа даты Пасхи предлагалась несколько раз, поскольку нынешняя система определения даты Пасхи сталкивается с двумя серьезными проблемами:
- Его дата меняется из года в год . Он может приходиться на 35 дней в марте и апреле соответствующего календаря. Хотя многие христиане не считают это проблемой, это может вызывать частые трудности с согласованием с гражданскими календарями , например академическими сроками . Во многих странах государственные праздники приходятся на пасхальные выходные или привязаны к дате Пасхи, но распространяются с февраля по июнь, например Масленица или Вознесение и Пятидесятница .
- Многие восточные церкви рассчитывают дату Пасхи по юлианскому календарю , тогда как некоторые восточные церкви используют пересмотренный юлианский календарь , а все западные церкви и гражданские власти приняли григорианские реформы для всех календарных целей. Следовательно, в большинстве лет Пасха на Востоке празднуется позже, чем на Западе.
ведутся Споры о «правильной» дате Пасхи с древних времен, но сегодня большинство христианских церквей согласны в определенных вопросах. Римско-католическая церковь объясняет: [1]
постановил Никейский собор 325 года , среди прочего, что Церковь больше не будет следовать еврейскому календарю и что Пасху следует праздновать в общий день во всем мире.
Собор не уточнил, каким будет этот день, но в то время Пасху практически повсеместно отмечали в воскресенье.
Чтобы оправдать свою календарную реформу, которая включала удаление десяти дней, в 1582 году Папа Григорий XIII заявил, что Собор постановил, что Пасху следует праздновать:
- в воскресенье ,
- после номинального северного равноденствия , зафиксированного 21 марта по григорианскому календарю, то есть начала весны в Северном и осени в Южном полушарии,
- после первого церковного полнолуния астрономического сезона.
Меньше согласия относительно того, должна ли произойти Пасха:
- чтобы Благовещение , отмечаемое 25 марта, за 9 месяцев до Рождества , не приходилось ни на один день с воскресенья перед Пасхой до воскресенья после нее ,
- или после него 14-го числа лунного месяца нисана ,
- не раньше еврейского Песаха – Пасха по определению наступает после христианской Пасхи .
Разногласия особенно касались определения фаз Луны и равноденствия: некоторые предпочитали астрономические наблюдения из определенного места (обычно Иерусалима, Александрии, Рима или местного), большинство других следовали номинальным приближениям к ним по еврейскому , юлианскому или григорианскому календарю. используя различные таблицы поиска и циклы в своих алгоритмах. Отклонения также могут быть результатом различных обычаев начала дня , например, сумерек, заката, полуночи, рассвета или восхода солнца. Кроме того, можно принять, что соответствующие начала астрономического сезона, полнолуния и воскресенья приходятся на один и тот же день, если они наблюдаются в этом порядке.
Фиксированная дата
[ редактировать ]Было предложено решить первую проблему, сделав Пасху ежегодной в день, установленный по западному григорианскому календарю , или, альтернативно, в воскресенье в фиксированном диапазоне из семи или восьми дат. Хотя привязка Пасхи к одной фиксированной дате могла бы подчеркнуть веру в то, что она отмечает фактическое историческое событие без сопутствующей календарной реформы , которая меняет порядок дней недели (сама по себе является предметом религиозных споров ) или принимает високосную неделю , это также нарушило бы традицию, согласно которой Пасха всегда приходится на воскресенье, установленную со II века и к настоящему времени глубоко укоренившуюся в литургической практике и богословском понимании почти всех христианских конфессий .
Второй Ватиканский Собор в 1963 году согласился принять фиксированное воскресенье по григорианскому календарю в качестве даты Пасхи, если другие христианские церкви также согласились с этим. Они также в принципе согласились принять реформу гражданского календаря при условии, что никогда не будет дней, выходящих за рамки семидневного цикла. [2] В 1977 году некоторые представители восточно-православной церкви возражали против отделения даты Пасхи от лунных фаз. [3]
Монтанисты юлианскому , секта V века, праздновали Пасху в воскресенье, следующее за 6 апреля (по календарю ). [4] Это эквивалентно ближайшему к 9 апреля воскресенью. Дата 6 апреля, очевидно, была выбрана потому, что она была эквивалентна 14-му числу месяца Артемисия в более раннем календаре, используемом в этом районе, следовательно, 14-му числу первого месяца весны. . [5]
Два наиболее распространенных предложения по установлению даты Пасхи заключаются в том, чтобы установить ее либо во второе воскресенье апреля (с 8 по 14, неделя 14 или 15), либо в воскресенье после второй субботы апреля (с 9 по 15). Они различаются только годами с доминантной буквой G или AG, где 1 апреля — воскресенье. В обеих схемах учитывается тот факт, что, несмотря на многочисленные трудности с установлением дат исторических событий, многие ученые приписывают высокую степень вероятности пятнице 7 апреля 30 года, как дате распятия Христа . Иисуса , что сделало бы 9 апреля датой Воскресения . Другая дата, которую поддерживают многие ученые, — 3 апреля 33 г. [6] [7] сделав 5 апреля датой Воскресения .
В конце 1920-х и 1930-х годах эта идея получила некоторый импульс наряду с другими предложениями по реформе календаря, такими как Международный фиксированный календарь (IFC) и Всемирный календарь . В 1928 году в Соединенном Королевстве был принят закон, санкционирующий Постановление Совета, которое установило бы дату Пасхи в этой стране как воскресенье после второй субботы апреля. [8] Однако это так и не было реализовано. [9] [10]
Воскресенье порядковой недели n ISO также является n- м воскресеньем года, за исключением годов A/AG, B/BA и C/CB, где это n +1-е воскресенье. Таким образом, в обоих основных предложениях Пасха приходится на 15-е воскресенье года. Исключением являются либо невисокосные годы, начинающиеся с понедельника (G), где 8 апреля, т. е. второе воскресенье апреля, является 14-м воскресеньем года, либо високосные годы, начинающиеся с воскресенья (AG), где 15 апреля, т.е. воскресенье после второй субботы апреля является 16-м воскресеньем года. Это означает, что правило, основанное на субботе, лучше соответствует 15-му воскресенью.
Воскресенье после первой среды апреля всегда будет неделей W14 по ISO, за исключением високосных лет, начинающихся в четверг (округ Колумбия), где количество недель на одну больше, чем в эквивалентные в остальном общие годы после февраля. Календарь Symmetry454 предлагает фиксированную дату Пасхи на 14-й неделе, что согласуется с вышеупомянутыми предложениями в большинстве лет, но будет на 1 неделю раньше в годы F/GF (как единственное отклонение определения Пепузита), а также в округе Колумбия. Годы D/ED и E/FE.
Первая возможная дата Пасхи по григорианскому календарю, 22 марта, также является одной из дат с (почти) фиксированным номером недели по ISO , то есть W12, которая обычно также является неделей равноденствия на день или два раньше. Если 52 недели обычного года сгруппировать в 13 номинальных фаз лунации по 4 недели каждая (аналогично IFC), то неделя равноденствия завершает третий из этих месяцев, и следующее номинальное полнолуние в середине месяца произойдет Воскресенье 14-й недели, что делает его фиксированной датой Песаха. Пасхальное воскресенье наступит через семь дней, в W15, то есть с 11 по 18 апреля.
Поскольку Сретение , которое традиционно завершает святки , 2 февраля почти всегда приходится на W05 – только на W06, если выпадает на понедельник – Пасха W15 обеспечит существование трех предпостных воскресений, т. е. Septuagesima , Sexagesima и Quinquagesima , во все годы, и не более того.
Воскресенье года | Доминическое письмо | неделя ИСО | Месяц | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
АГ | А | НЕТ | Б | КБ | С | округ Колумбия | Д | ЭД | И | ИП | Ф | подруга | Г | |||
12-е | — | 22 | 23 | 24 | 25 | W12 | Маршировать | |||||||||
13-е место | 25 | 26 | 27 | 28 | ||||||||||||
28 | 29 | 30 | 31 | 01 | W13 | |||||||||||
14-е | 01 | 02 | 03 | 04 | апрель | |||||||||||
04 | 05 | 06 | 07 | 08 | W14 | |||||||||||
15-е место | 08 | 09 | 10 | 11 | ||||||||||||
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | W15 | |||||||||||
16-е | 15 | 16 | 17 | 18 | ||||||||||||
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | W16 | |||||||||||
17-е | 22 | 23 | 24 | 25 | ||||||||||||
— | 25 | — | W17 |
Единая дата
[ редактировать ]Предложения по решению второй проблемы достигли большего прогресса, но они еще не приняты.
Год | Полнолуние | Еврейская Пасха [примечание 1] | Астрономическая Пасха [примечание 2] | Григорианская Пасха | Джулиан Пасха |
---|---|---|---|---|---|
2001 | 8 апреля | 15 апреля | |||
2002 | 28 марта | 31 марта | 5 мая | ||
2003 | 16 апреля | 17 апреля | 20 апреля | 27 апреля | |
2004 | 5 апреля | 6 апреля | 11 апреля | ||
2005 | 25 марта | 24 апреля | 27 марта | 1 мая | |
2006 | 13 апреля | 16 апреля | 23 апреля | ||
2007 | 2 апреля | 3 апреля | 8 апреля | ||
2008 | 21 марта | 20 апреля | 23 марта | 27 апреля | |
2009 | 9 апреля | 12 апреля | 19 апреля | ||
2010 | 30 марта | 4 апреля | |||
2011 | 18 апреля | 19 апреля | 24 апреля | ||
2012 | 6 апреля | 7 апреля | 8 апреля | 15 апреля | |
2013 | 27 марта | 26 марта | 31 марта | 5 мая | |
2014 | 15 апреля | 20 апреля | |||
2015 | 4 апреля | 5 апреля | 12 апреля | ||
2016 | 23 марта | 23 апреля | 27 марта | 1 мая | |
2017 | 11 апреля | 16 апреля | |||
2018 | 31 марта | 1 апреля | 8 апреля | ||
2019 | 20 марта | 20 апреля | 24 марта | 21 апреля | 28 апреля |
2020 | 8 апреля | 9 апреля | 12 апреля | 19 апреля | |
2021 | 28 марта | 4 апреля | 2 мая | ||
2022 | 16 апреля | 17 апреля | 24 апреля | ||
2023 | 6 апреля | 9 апреля | 16 апреля | ||
2024 | 25 марта | 23 апреля | 31 марта | 5 мая | |
2025 | 13 апреля | 20 апреля | |||
|
предложение 1923 года
[ редактировать ]Астрономическое правило для Пасхи было предложено Всеправославным конгрессом в Константинополе 1923 года , который также предложил пересмотренный юлианский календарь : Пасха должна была быть воскресеньем после полуночи до полуночи на меридиане Храма Гроба Господня в Иерусалиме. (35° 13′ 47,2″ восточной долготы или UT + 2 час 20 м 55 с для малого купола), во время которого наступает первое полнолуние после весеннего равноденствия. [12] [13]
Хотя момент полнолуния должен наступить после момента весеннего равноденствия, он может произойти и в тот же день. Если полнолуние приходится на воскресенье, Пасха наступает в следующее воскресенье. Это предложенное астрономическое правило было отвергнуто всеми православными церквями и никогда не рассматривалось ни одной западной церковью.
предложение 1997 года
[ редактировать ]Всемирный совет церквей (ВСЦ) предложил реформу метода определения даты Пасхи на саммите в Алеппо , Сирия , в 1997 году: [14] Пасха будет определяться как первое воскресенье после первого полнолуния после астрономического весеннего равноденствия , определяемого по меридиану Иерусалима астрономического . [15] Реформа должна была осуществляться начиная с 2001 года, поскольку в этом году восточная и западная даты Пасхи совпадали бы.
Эта реформа не была реализована. Это в основном полагалось бы на сотрудничество Восточной Православной Церкви , поскольку дата Пасхи для них изменилась бы немедленно; тогда как для западных церквей новая система не будет отличаться от той, которая использовалась в настоящее время до 2019 года. Однако поддержки православных не последовало, и реформа провалилась. [16] Гораздо большее влияние, которое эта реформа оказала бы на восточные церкви по сравнению с западными, заставило некоторых православных заподозрить, что решение ВСЦ было попыткой Запада в одностороннем порядке навязать свою точку зрения остальному миру под предлогом экуменизма . Однако можно также утверждать, что справедливо требовать от восточных христиан значительных изменений, поскольку они просто внесли бы те же существенные изменения, которые различные западные церкви уже сделали в 1582 году (когда католическая церковь впервые приняла григорианский календарь). и последующие годы, чтобы календарь и Пасха больше соответствовали временам года.
Предложения на 2008–2009 гг.
[ редактировать ]В 2008 и 2009 годах католические, православные и протестантские лидеры предприняли новую попытку достичь консенсуса относительно единой даты. [17] [18] Эти усилия во многом опираются на более раннюю работу, проведенную во время конференции в Алеппо в 1997 году. [3] [19] Его организовали ученые, работающие в Институте экуменических исследований Львовского университета . [20]
Сообщается, что отчасти на эту попытку повлияли экуменические усилия в Сирии и Ливане, где Греко-Мелькитская церковь сыграла важную роль в улучшении связей с православными. [21] [22] Существует также серия явлений призраков, известных как Богоматерь Суфанийская , которая призывает к установлению общей даты Пасхи. [23]
2014+ предложений
[ редактировать ]В мае 2015 года, в годовщину встречи между собой и Папой Франциском, Папа -копт Тавадрос II написал письмо Папе Франциску с просьбой рассмотреть возможность возобновления усилий по установлению единой даты Пасхи. [24]
В ответ 12 июня 2015 года Папа-католик Франциск заявил на Международной службы католического харизматического обновления Третьем Всемирном ретрите священников в базилике Святого Иоанна Латеранского в Риме , что «мы должны прийти к соглашению» об общей дате Пасхи. Люсетта Скарафия , историк, пишущая в ежедневной газете Ватикана L'Osservatore Romano , сказала, что Папа предлагает эту инициативу по изменению даты Пасхи «как дар единства с другими христианскими церквями», добавив, что общая дата поскольку Пасха будет способствовать «примирению между христианскими церквями и ... своего рода осмыслению календаря». Неделю спустя Афрем II , сирийский православный патриарх Антиохии , встретился с Папой Франциском и отметил, что празднование Пасхи «в два разных дня является источником большого дискомфорта и ослабляет общее свидетельство Церкви в мире». [25]
В январе 2016 года архиепископ Кентерберийский объявил , Джастин Уэлби что он от имени Англиканской общины присоединился к обсуждению с католическими, коптскими и православными представителями фиксированной даты Пасхи и что он надеется, что это произойдет в течение следующих 5 лет. –10 лет. [26] Уэлби предложил назначить Пасху либо на второе, либо на третье воскресенье апреля по григорианскому календарю. [27] Это предложение еще предстоит одобрить, особенно восточными церквями, которые в настоящее время определяют Пасху по юлианскому календарю.
Более поздние заявления Ватикана и православных церквей [28] заявить цель достичь консенсуса к 2025 году, как раз к 1700-летию Никейского Собора, но не публикуя каких-либо конкретных планов или того, кто какие изменения примет. Комиссия по вере и устройству Всемирного совета церквей организовала конференции, посвященные этому событию.
10 ноября 2022 года Константинопольский Патриарх Варфоломей I заявил, что и православная, и католическая стороны имеют благие намерения окончательно установить общую дату празднования Пасхи – Воскресения Христова до празднования 1700-летия Первого Собора. Никее , которая состоялась в 325 году, однако о подробностях говорить пока рано. [29] В 2024 году он вновь призвал «западных и восточных христиан праздновать Пасху в один и тот же день, начиная с 2025 года». [30]
Согласно международным стандартам , Пасхальное воскресенье завершает неделю, содержащую Страстную пятницу, а неделя второго воскресенья апреля имеет порядковый номер 14 или 15 ( доминальные буквы D/DC, E/ED, F/FE и GF, т.е. 46,25% лет), следовательно, третье воскресенье наступает на одну соответствующую неделю позже. В настоящее время не обсуждается публичное предложение, предусматривающее использование фиксированной недели в году для Пасхи и связанных с ней праздников. Второе воскресенье апреля обычно является 15-м воскресеньем года (за исключением доминантной буквы G, 10,75%), которое почти всегда является также воскресеньем после второй субботы апреля (за исключением доминантной буквы AG, 3,75%).
Год | Полнолуние | Еврейская Пасха [примечание 1] | Астрономическая Пасха [примечание 2] | Григорианская Пасха | Джулиан Пасха |
---|---|---|---|---|---|
2024 | 25 марта | 23 апреля | 31 марта | 5 мая | |
2025 | 13 апреля | 20 апреля | |||
2026 | 3 апреля | 2 апреля | 5 апреля | 12 апреля | |
2027 | 22 марта | 22 апреля | 28 марта | 2 мая | |
2028 | 9 апреля | 11 апреля | 16 апреля | ||
2029 | 29 марта | 31 марта | 1 апреля | 8 апреля | |
2030 | 17 апреля | 18 апреля | 21 апреля | 28 апреля | |
2031 | 7 апреля | 8 апреля | 13 апреля | ||
2032 | 27 марта | 28 марта | 2 мая | ||
2033 | 14 апреля | 17 апреля | 24 апреля | ||
2034 | 3 апреля | 4 апреля | 9 апреля | ||
2035 | 24 марта | 24 апреля | 25 марта | 29 апреля | |
2036 | 10 апреля | 12 апреля | 13 апреля | 20 апреля | |
2037 | 31 марта | 5 апреля | |||
2038 | 21 марта | 20 апреля | 28 марта | 25 апреля | 25 апреля |
2039 | 9 апреля | 10 апреля | 17 апреля | ||
2040 | 28 марта | 29 марта | 1 апреля | 6 мая | |
|
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фладер, Джон (9 марта 2016 г.). «Почему католики и православные не празднуют Пасху в один и тот же день?» . Католический еженедельник . Сидней . Проверено 22 июля 2023 г.
- ^ Папа Павел VI , изд. (4 декабря 1963 г.), «Приложение» , Конституция о священной литургии Sacrosanctum Concilium.
- ^ Jump up to: а б «Украинский католический университет организует семинар в честь Пасхи» .
- ^ Созомен (1846 г.). Церковная история: История Церкви: в девяти книгах, с 324 по 440 годы нашей эры: новый перевод с греческого с мемуарами автора . Бэгстер. п. 353 .
- ^ Талли, Томас Дж (2003). «Последние мысли о происхождении литургического года». В Шоне Галлахере; и др. (ред.). Западное Plainchant в первом тысячелетии: исследования средневековой литургии и ее музыки . Олдершот: Эшгейт. стр. 1–10. ISBN 9780754603894 .
- ^ Шефер, Б.Е. (1990). «Лунная видимость и Распятие». Журнал Королевского астрономического общества . 31 (1): 53–67. Бибкод : 1990QJRAS..31...53S .
- ^
- Хамфрис, Колин Дж .; Уоддингтон, WG (1983). «Свидание с Распятием». Природа . 306 (5945): 743–746. Бибкод : 1983Natur.306..743H . дои : 10.1038/306743a0 . ISSN 0028-0836 . S2CID 4360560 .
- Хамфрис, Колин Дж .; Уоддингтон, WG (март 1985 г.). «Дата Распятия» . Журнал Американского научного сообщества . Проверено 24 января 2016 г.
- Хамфрис, Колин Дж. (2011). Тайна Тайной Вечери: реконструкция последних дней Иисуса . Издательство Кембриджского университета. п. 193. ИСБН 978-0-521-73200-0 .
- ^ Ричардс, Эдвард Грэм (1998). Картирование времени: календарь и его история . Издательство Оксфордского университета. п. 122 . ISBN 978-0-19-286205-1 .
- ^ «Архиепископ Джастин Уэлби надеется на фиксированную дату Пасхи» . Би-би-си. 15 января 2016 года . Проверено 8 февраля 2021 г.
- ^ Кэролайн Вятт (25 марта 2016 г.). «Почему нельзя установить дату Пасхи?» . Би-би-си . Проверено 8 февраля 2021 г.
- ^ «На пути к общей дате Пасхи» . Алеппо, Сирия: Всемирный совет церквей (ВСЦ) / Консультации Ближневосточного совета церквей (MECC). 10 марта 1997 г.
- ^ Миланкович, М. (1923). «Конец юлианского календаря и новый календарь восточных церквей». Астрономические новости (на немецком языке). 220 (23): 379–384. Бибкод : 1924АН....220..379М . дои : 10.1002/asna.19232202303 . ISSN 0004-6337 .
- ^ Шилдс, Мириам Нэнси (1924). «Новый календарь восточных церквей». Популярная астрономия . 32 : 407. Бибкод : 1924PA.....32..407S .
Это перевод Миланковича, 1923 г.
- ^ «На пути к общей дате Пасхи - консультации Всемирного совета церквей/Ближневосточного совета церквей Алеппо, Сирия, 5–10 марта 1997 г.» . Всемирный совет церквей . 10 марта 1997 года. Архивировано из оригинала 20 июня 2017 года . Проверено 13 апреля 2015 г.
- ^ «Пресс-релиз Всемирного совета церквей: ДАТА ПАСХИ: НАУКА ПРЕДЛАГАЕТ РЕШЕНИЕ ДРЕВНЕЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ПРОБЛЕМЫ» . 24 марта 1997 г. Архивировано из оригинала 26 июня 2012 г.
- ^ Люк Лул (1997). «Предложение об общей дате празднования Пасхи и Пасхи» . Православный информационный центр.
- ^ Сандри, Луиджи (6 декабря 2008 г.). «Новая попытка добиться единой даты Пасхи» . Экклесия . Проверено 24 января 2016 г.
- ^ «Надежда на единую дату Пасхи вновь подтвердилась» . Экклесия . 29 мая 2009 года . Проверено 24 января 2016 г.
- ^ Аарон Дж. Лейхман (1 июня 2009 г.). «Экуменические христиане с нетерпением ждут общих дат Пасхи» . Christianpost.com . Проверено 24 января 2016 г.
- ^ «Растет надежда на общую Пасху между Востоком и Западом» . КатНьюс . 29 мая 2009 года. Архивировано из оригинала 9 февраля 2013 года . Проверено 24 января 2016 г.
- ^ «Петиция 1982 года о единой дате Пасхи» .
- ^ «Христиане видят общую дату Пасхи» . Новости Сперо . 8 декабря 2008 г. Архивировано из оригинала 30 января 2016 г. Проверено 24 января 2016 г.
- ^ «Петиция о единой дате Пасхи» .
- ^ «Изменит ли Папа Франциск дату Пасхи?» . Католическое информационное агентство . 19 июня 2015 года . Проверено 21 июня 2015 г.
- ^ Иерачи, Лаура (19 июня 2015 г.). «Папа и православный патриарх выражают приверженность единству» . Национальный католический репортер . Проверено 16 января 2016 г. .
- ^ «Архиепископ Джастин Уэлби надеется на фиксированную дату Пасхи» . Новости Би-би-си . 15 января 2016 года . Проверено 16 января 2016 г.
- ^ Бингхэм, Джон; Джеймисон, Софи (16 января 2016 г.). «Дата Пасхи будет определена «в течение следующих 5–10 лет» » . Телеграф . Проверено 24 января 2016 г.
Он сказал, что Пасху, скорее всего, следует назначить на второе или третье воскресенье апреля.
- ↑ Католическое агентство новостей (CNA), 12 марта 2021 г.: Кардинал Ватикана поддерживает общую дату Пасхи для католиков и православных.
- ^ "Католики и православные обдумывают общую дату празднования Пасхи - Варфоломеевскую" . www.ukrinform.net . 12.11.2022 . Проверено 10 февраля 2024 г.
- ^ «Вселенский патриарх считает возможным договориться о дате Пасхи в 2025 году» . english.katholisch.de (на немецком языке) . Проверено 3 апреля 2024 г.
- ^ «На пути к общей дате Пасхи» . Алеппо, Сирия: Всемирный совет церквей (ВСЦ) / Консультации Ближневосточного совета церквей (MECC). 10 марта 1997 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Часто задаваемые вопросы о дате Пасхи» . Комиссия по вере и устройству Всемирного совета церквей (ВСЦ). 31 января 2007 г.
- Заметки о расчете православной Пасхи («Пасхи») в Wayback Machine (архивировано 4 марта 2000 г.)
- Православная статья, выступающая за сохранение нынешнего метода расчета даты Пасхи.
- Дата Пасхи: наука предлагает решение древней религиозной проблемы
- Общая дата Пасхи. Всемирный совет церквей, Алеппо, 1997 г.