Шествия Страстной недели в Гватемале
Страстная неделя в Гватемале отмечается уличными проявлениями веры, называемыми процессиями , обычно организуемыми « германдадами ». В каждом шествии Страстной недели есть процессионные платформы и ступени, которые часто представляют собой религиозные изображения Страстей Христовых или изображения Марии , хотя есть исключения, например, аллегорические ступени святых.
Гватемала особенно известна альфомбрами или временными коврами из цветных опилок и цветов, украшающими маршруты процессий. [1] [2] [3]
История
[ редактировать ]Католический пыл, существующий в настоящее время в Гватемале, имеет почти магический и мистический оттенок из-за синкретизма между религией майя и католической доктриной; он сочетает в себе элементы старой американской культуры и католицизма, навязанного испанцами в колониальную эпоху.
Синкретизм проявляется в тонких факторах, таких как рисунок бабочки на ковре из опилок во время процессии Христа, потому что для майя бабочка была чем-то большим, чем просто насекомое. Оно символизировало Солнце – одно из самых важных божеств – а также олицетворяло жизнь и загробную жизнь. Это изображение не появляется нигде на мероприятиях Страстной недели, проводимых в Испании.
Доколумбинская эпоха
[ редактировать ]Чтобы понять нынешнюю Страстную неделю в Гватемале, необходимо вернуться к религии майя, где произошли удивительные совпадения, которые, возможно, помогли католической религии больше соответствовать верованиям коренных американцев. Одним из этих сходств является то, что коренные жители Гватемалы использовали паланкин для перевозки богатых граждан и правителей. [4] [а]
Крест не является исключительным явлением иудео-христианства; даже в Чьяпасе и некоторых частях Уэуэтенанго его до сих пор используют для отпугивания злых духов в некоторых деревнях. Также в качестве символа очищения майя постились в последние пять дней календаря, а также в особые праздники.
Хуан Антонио Вальдес, доктор археологии [4]
Для туземцев не составило труда понять или принять существование Святой Троицы , поскольку для них создателями этого мира были трое, известные учёным майя как «Г1», «Г2» и «Г3»; ни то, ни другое не уподобляло Деву Марию , потому что они ассоциировали ее с Икшель — Луной, творческой жизнью-матерью. [4]
Страстная неделя в средневековой Европе
[ редактировать ]Страстная неделя была создана на Никейском соборе , основанном римским императором Константином I в 325 году нашей эры, потому что на этом совете решалось, когда праздновать Песах и как рассчитывать дату празднования. Впоследствии Орден тамплиеров пропагандировал восхваление Страстей Христовых . После исчезновения этого ордена, близкого к четырнадцатому веку, францисканцы посвятили себя сохранению традиций, приобретенных с течением времени; именно они разработали Via Crucis , один из самых представительных аспектов празднования Страстной недели. [4]
Первые литургии совершались только среди верующих, заключенных в храмах, и грешников не допускали. Позже они превратились в шествия, на которых люди выходили на улицы, чтобы выразить свою вину. [4]
Реформы Бурбона
[ редактировать ]В 1765 году испанская корона опубликовала реформы Бурбонов , стремившиеся восстановить реальную власть над колониями и увеличить сбор налогов. [5] В результате этих реформ были созданы специальные органы регулирования торговли для контроля над производством алкогольных напитков, нюхательного табака, пороха, игральных карт и петушиных боев. Королевское казначейство ежегодно выставляло на аукцион некоторые регуляторы торговли, а затем покупало их, становясь таким образом обладателем монополии на определенный товар. В том же году четыре подразделения Королевского казначейства были созданы в Сан-Сальвадоре, Сьюдад-Реале, Комаягуа и Леоне, а политическая и административная структура Генерал-капитанства Гватемалы была изменена на 15 провинций. [6]
В дополнение к этому административному перераспределению испанская корона проводила политику уменьшения власти католической церкви. [6] власть, которая до этого находилась практически над всеми испанскими вассалами. Политика уменьшения власти церкви основывалась на эпохе Просвещения и имела шесть основных пунктов:
- Упадок иезуитского культурного наследия
- Тенденция к светской и секуляризованной культуре
- Решительно рационалистический подход
- Приоритет естествознания над религиозными догмами
- Резкая критика роли церкви в обществе, особенно фраерских и монахинь монастырей. Эти законы стремились ограничить чрезмерную экономическую мощь некоторых братств, их многочисленность, отсутствие административного и финансового контроля со стороны властей и публичные проявления благочестия, причисляемые к признакам отсталости и фанатизма, особенно в Страстную неделю. [7]
19 век
[ редактировать ]После свержения и изгнания членов клана Айчинена в 1829 году либералы вытеснили регулярные порядки и просто оставили светское духовенство в стране, хотя и без фиксированного дохода от обязательной десятины. [8] Это сильно ослабило католическую церковь в Гватемале, но после неспособности либерального губернатора Мариано Гальвеса бороться с эпидемией холеры , приходские священники настроили против него крестьянское население и под руководством Рафаэля Карреры изгнали Гальвеса и либералов от власти. . После десятилетия правления Каррера разрешил возвращение обычных порядков и консервативной элиты католиков и снова санкционировал обязательную десятину, укрепив церковь в стране, и такие проявления веры, как Страстная неделя, процветали. Действительно, в 1852 году Гватемала и Святой Престол подписали конкордат , в котором последнему поручалось образование гватемальского населения и укреплялся церковно-государственный союз в стране. [9]
После падения консервативного режима и победы либералов в 1871 году католическая церковь подверглась новым атакам на ее экономическое и политическое влияние, как это произошло в 1829 году, когда она подверглась нападкам со стороны либерального правительства Франсиско Морасан. В 1873 году обычные ордена были снова выселены, их имущество конфисковано, включая монастыри, гасиенды и доктрины индейцев по всей стране, а обязательная десятина была отменена, в результате чего светское духовенство было отправлено в свои приходы без стабильного дохода. [10]
Статья 32: В соответствии с законом гарантирует право на объединение для различных жизненных целей. Запрещается создание монашеских общин и всякого рода монашеских учреждений или ассоциаций, а также создание и деятельность политических организаций как международного, так и иностранного характера. Под этот запрет не подпадают организации, выступающие за Центральноамериканский союз и доктрины панамериканской или континентальной солидарности.
Конституция Гватемалы 1945 года. [11]
В мае 1891 года Папа Лев XIII издал свою Rerum Novarum энциклику — «Положение рабочих» — ключевой документ, который помог приходам католической церкви постепенно трансформироваться, чтобы вписаться в либеральные государства; в Гватемале эта реорганизация была подкреплена новой формой воспроизведения идей, выраженных в прессе, изображения и речи которой рассылались верующим для эффективной почтовой службы, разработанной Либеральным государством. Прогресс католицизма в США стал служить примером завоевания идеологической власти в полностью либеральных государствах. [12]
(1892–1898) произошло усиление католицизма Во время правления генерала Хосе Марии Рейны Барриоса благодаря политической открытости его правительства для светского духовенства и его заботе о распространении искусства и защите местной культуры, что привело его к усилению католицизма. подписаться под Бернской конвенцией , уважая народные проявления веры, выражающиеся прежде всего в процессиях Страстей Христовых . [12] И это было достигнуто, хотя Рейна Барриос была масоном высокой степени. Однако официальный ввоз обычных орденов не был разрешен, поскольку в то время конституция Гватемалы запрещала их присутствие на ее территории. [11]
20 век
[ редактировать ]После падения режима Хакобо Арбенса католическая церковь восстановила часть власти, которой он обладал во время консервативного правительства Рафаэля Карреры в девятнадцатом веке. [13] и как часть этого, с 1955 года начался бум частного религиозного образования, когда было основано несколько элитных школ для мальчиков, которые приняли в себя элитных учеников, ранее посещавших занятия в светских государственных учреждениях.
Несмотря на то, что архиепископ Гватемалы Мариано Россель-и-Арельяно опубликовал письмо, объясняющее, что католическая церковь не добивается привилегий в борьбе с Арбенсом, [14] ему удалось добиться того, чтобы правительство полковника Карлоса Кастильо Армаса включило в Конституцию 1956 года следующее:
- правоспособность Католической церкви – и всех других церквей – приобретать, владеть и распоряжаться собственностью, при условии, что она предназначена для религиозной и социальной работы или образования. [15]
- религиозное образование было объявлено необязательным в официальных помещениях: статья 97 Конституции гласит, что закон будет регулировать религиозное образование в официальных помещениях и что государство не распространяет его, а объявляет необязательным. Он также гарантирует свободу образования во всех других учебных заведениях. [16]
- государство будет способствовать поддержанию религиозного образования: статья 111 гласит, что частные учреждения, предоставляющие бесплатное образование, будут освобождены от некоторых государственных и муниципальных налогов в качестве компенсации за свои услуги. [17]
Россель-и-Арельяно начал агрессивную кампанию по возвращению католицизма в Гватемале: он восстановил дворец архиепископа и резиденцию епископа Франсиско Маррокина в Сан-Хуан-дель-Обиспо, Сакатепекес; [18] 22 июля 1953 г. он принял отцов Антонио Родригеса Педрасуэлу и Хосе Марию Басконеса, которые начали работу Opus Dei в Гватемале; [19] а в 1959 году состоялся Первый Центральноамериканский евхаристический конгресс. Постепенно ему удалось получить регулярные заказы обратно в Гватемалу и принять участие в нескольких заседаниях Второго Ватиканского Собора , организованного Папой Иоанном XXIII . [20]
С годами, а также с развитием транспорта и связи, количество паломников и преданность Господу Эскипуласа сделали город «Латиноамериканской столицей веры». В 1956 году Папа Пий XII учредил прелатуру Нуллий Кристи Эскипулас, которая образована муниципалитетом Эскипулас и его кафедральным святилищем. Папа также назначил премьер-прелатом Эскипуласа архиепископа Росселла-и-Арельяно. Одной из первых забот Росселла был поиск религиозной общины, которая взяла бы на себя пастырскую заботу о храме; после многих неудачных инициатив ему удалось найти поддержку бенедиктинского аббатства Сан-Хосе в Луизиане, США. В Вербное воскресенье 1959 года первые три монаха-бенедиктинца прибыли в Эскипулас и основали бенедиктинский монастырь. [б] Учитывая множество религиозных, культурных и исторических аспектов, Папа Иоанн XXIII согласился на просьбу епископа Росселла Арельяно и в 1961 году возвел Святилище Эскипулас в ранг Малой базилики. [20]
Некоторые старые традиции пришли в упадок, например, высокие конусообразные шляпы -капироте , которые раньше носили кающиеся кающиеся, которых называли кукуручо («конусы», по форме шляпы). [21] [22] Отголоски этого до сих пор можно увидеть в церемониальных парадах, на которых католики в пурпурных одеждах несут статую по улице поверх временного альфомбры («коврика») ручной работы, сделанного из цветных опилок, песка и других материалов. [23] Каждая альфомбра — это произведение искусства, на создание которого уходит несколько часов, и оно разрушается, когда люди проходят по нему. [22]
Искусство Страстной недели
[ редактировать ]Скульптуры
[ редактировать ]Скульптуры процессии Кристо Ясенте из La Recoleccion в Гватемале . |
эфемерное искусство
[ редактировать ]Шествия
[ редактировать ]Гватемала Сити
[ редактировать ]День | Церковь | Оригинальный религиозный орден с 1829 г. | Текущий религиозный порядок с 1956 года | Скульптура | Часы | Фильм |
---|
Антигуа-Гватемала
[ редактировать ]День | Скульптура | Церковь | Часы |
---|
См. также
[ редактировать ]Общий:
- Государственные праздники в Гватемале
- Бокс Чиваррето - спортивный турнир, проводимый ежегодно в Страстную пятницу недалеко от города Гватемала.
Примечания и ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Как показано на Кубке Ратинлинксула из Альта Верапас , где есть картина, изображающая процессию, на которой дворянин сидит на вершине нескольких слуг, несущих его. За ними пятеро музыкантов с инструментами, похожими на трубы. Кроме того, на дверном косяке Храма I в Тикале изображена скульптурная сцена, в которой несколько человек несут на плечах божественного лорда (К'ул Ахау).
- ↑ Штаб-квартира United Fruit Company в то время находилась в Новом Орлеане.
- ^ Также известен как «Хесус Назарено де лос Ноблес» в Антигуа-Гватемале и как «Хесус Назарено из бедных» в городе Гватемала после землетрясений 1917-18 годов.
- ↑ Орден проповедников вернулся в Гватемалу в 1956 году.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Налевицки, Дженнифер (13 апреля 2022 г.). «В этом гватемальском городе на Страстную неделю раскатывают красочные ковры из опилок» . Смитсоновский журнал . Проверено 24 марта 2024 г.
- ^ Кэри, Мередит (13 апреля 2017 г.). «Изучение ярких пасхальных традиций Гватемалы» . Конде Наст Трэвеллер . Проверено 24 марта 2024 г.
- ^ «Гватемальцы отмечают Страстную неделю разноцветными уличными коврами» . Мир от PRX . Проверено 24 марта 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Вильялобос 2009 .
- ^ Мельчор Толедо 2011 , с. 110
- ^ Перейти обратно: а б Мельчор Толедо 2011 , с. 111
- ^ Мельчор Толедо 2011 , с. 112.
- ^ Гонсалес Дэвисон 2008 , с. 4-15.
- ^ Айчинена 1854 , стр. 2–16.
- ^ Мартинес Пелаес 1990 , с. 842.
- ^ Перейти обратно: а б Учредительное собрание 1945 года , с. 7.
- ^ Перейти обратно: а б Страстная неделя онлайн , с. 1.
- ^ Сабино 2007 .
- ^ Росселл и Арельяно 1954 .
- ^ Учредительное собрание 1956 г. , с. Статья 50.
- ^ Учредительное собрание 1956 г. , с. Статья 97.
- ^ Учредительное собрание 1956 г. , с. Статья 111.
- ^ Ассоциация друзей страны 2004 .
- ^ Родригес Педрасуэла 1999 .
- ^ Перейти обратно: а б Эскипулас онлайн и .
- ^ Пиналь, Эрик Хонес дель (14 марта 2023 г.). Под охраной двух ягуаров: католический приход, разделенный языком и верой . Издательство Университета Аризоны. ISBN 978-0-8165-4703-6 .
- ^ Перейти обратно: а б Пиналь, Эрик Хонес дель; Лустау, Марк Роско; Норге, Кристин (10 марта 2022 г.). Посредничество католицизма: религия и средства массовой информации в глобальных католических представлениях . Издательство Блумсбери. стр. 29–30, 44. ISBN. 978-1-350-22819-1 .
- ^ Крамп, Уильям Д. (08 марта 2021 г.). "Гватемала". Энциклопедия пасхальных торжеств во всем мире . МакФарланд. стр. 119–120. ISBN 978-1-4766-8054-5 .
Библиография
[ редактировать ]- Учредительное собрание (1945). Политическая конституция Республики Гватемала (PDF) (Отчет) (на испанском языке). Гватемала: Национальное учредительное собрание . Проверено 4 декабря 2014 г.
- Учредительное собрание (1956 г.). Конституция Республики Гватемала (PDF) (Отчет) (на испанском языке). Гватемала: Национальное учредительное собрание.
- Ассоциация друзей страны (2004 г.). Историко-биографический словарь Гватемалы (на испанском языке). Гватемала: Друзья страны.
- Айчинена, Педро де (1854). Конкордат между Святым Престолом и президентом Республики Гватемала (на латыни и испанском языке). Гватемала: Типография Ла-Паса.
- Эскипулас онлайн (nd). «Биография Мариано Росселла Арельяно» . Эскипулас онлайн . Эскипулас, Гватемала. Архивировано из оригинала 20 декабря 2013 года . Проверено 1 сентября 2014 г.
- Гонсалес Дэвисон, Фернандо (2008). Бесконечная гора; Каррера, каудильо Гватемалы (на испанском языке). Гватемала: Артемида и Эдинтер. ISBN 978-84-89452-81-7 .
- Мартинес Пелаес, Северо (1990). Родина креолов; эссе об интерпретации колониальной реальности Гватемалы (на испанском языке). Мексика, Д.Ф.: Ediciones en Marcha.
- Мельчор Толедо, Иоганн Эстуардо (2011). «Религиозное искусство Антигуа-Гватемалы, 1773-1821 гг.; хроника эмиграции его изображений» (PDF) . Докторская диссертация по истории искусств (на испанском языке). Мексика, Д.Ф.: Национальный автономный университет Мексики . Архивировано из оригинала (PDF) 17 декабря 2014 года . Проверено 10 ноября 2014 г.
- Католическая журналистика (2011). «Три путешествия Иоанна Павла II оставили мир и надежду» . Свободная пресса (на испанском языке). Гватемала. Архивировано из оригинала 25 декабря 2014 года . Проверено 17 марта 2013 г.
- Родригес Педрасуэла, Антонио (1999). Море без берегов . Мадрид: Риальп.
- Росселл и Арельяно, Мариано (1954). Декларация против коммунистической и либеральной демагогии. Церковь не ищет привилегий (на испанском языке). Гватемала: Архиепископство Гватемалы.
- Сабино, Карлос (2007). Гватемала, замалчиваемая история (1944-1989), Том 1: Революция и освобождение . Гватемала: Фонд экономической культуры.
- Страстная неделя онлайн (nd). «Хроники и воспоминания Хесуса Назарено де Канделария, 1891-1900» . Страстная неделя онлайн (на испанском языке). Гватемала. Архивировано из оригинала 2 марта 2015 года . Проверено 28 февраля 2015 г.
- Вильялобос, Роберто (2009). «Синкретизм Гватемалтеко» (на испанском языке) . Проверено 15 февраля 2013 г. [ мертвая ссылка ]
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные со Страстной неделей в Гватемале, на Викискладе?