Светлая неделя
Часть серии о |
христианство |
---|
Светлая неделя , Пасхальная неделя или Неделя обновления ( греч . Διακαινήσιμος Ἑβδομάς ) — название, используемое церквями Восточного Православия и Византийского Католическими Обряда в течение семи дней, начиная с Пасхи и продолжающихся до (но не включая) следующего воскресенья, которое известен как Томас Сандей .
Всю неделю после Пасхи православные христиане должны посвятить празднованию Воскресения Христова. Согласно 66-му канону Собора в Трулло :
«со святого дня Воскресения Христа Бога нашего до Нового воскресенья (т. е. Фоминого воскресенья) в течение целой недели верующие в святых храмах должны постоянно повторять псалмы, славословия и духовные песни, радуясь и прославляя Христа, и прислуживая чтение Божественного Писания и наслаждение Святыми Тайнами . Ибо так мы превознесемся со Христом, по той причине, чтобы в означенные дни ни в коем случае не было никаких скачек или какого-либо другого публичного зрелища. ". [1]
В Императорской России на Светлую седмицу закрывались трактиры и не продавались спиртные напитки. [2]
Литургические аспекты
[ редактировать ]Вся неделя считается одним непрерывным днем. Название каждого дня недели называется «Яркий» ( например , «Светлый понедельник»), а услуги этой недели уникальны и сильно отличаются от услуг в остальное время года. Службы полностью поются, а пасхальные песнопения включены в стихиры, взятые из собственно воскресного Воскресения Октоиха , чередующиеся по разным тонам . Глас 1 употребляется в Великую субботу и на пасхальной заутрене в воскресенье, глас 2 в воскресенье вечером и в понедельник и т. д., пропуская наименее праздничный тяжелый (или серьезный) глас и заканчивая плагальным 4-м (он же глас 8) в пятницу вечером и субботу. .
Всю Светлую седмицу Святые врата иконостаса . остаются открытыми — единственное время года, когда это происходит Открытые двери представляют собой камень, отваленный от Гроба Христова , а Эпитафия (славянское: Плащаница ), представляющая собой погребальную одежду видна через них на Престоле (алтаре) . Двери закрываются перед девятым часом накануне Фоминого воскресенья. Однако Попразднство Пасхи продолжится до кануна Вознесения .
В Светлую седмицу пасхальные стихи (из 67-го псалма) поются в ответ с пасхальным тропарем в начале Божественной литургии , вместо 103-го псалма в начале вечерни и вместо Шестипсалмия в начале утрени . На службах все радостно поется, а не читается. Так, например, при каждении храма перед Божественной литургией диакон читает пасхальную песнь вместо 50-го псалма. Обычно ) читается вся Псалтирь в течение недели (и дважды в неделю в Великий пост . в Светлую седмицу псалмы вообще не читают . Каждый из Малых Часов заменяется специальной службой, известной как Пасхальные Часы . [3] На Светлой седмице обычный пост приостанавливается, и вся неделя проходит без поста, каждый день едят особые пасхальные блюда, а красные пасхальные яйца освящают во время пасхального бдения .
По окончании Божественной литургии совершается крестный ход вокруг храма, на котором Икона Воскресения со Светлого понедельника по Светлую субботу трижды и Артос проносятся . На последнем круге читается Евангелие и священник окропляет верующих святой водой .
Артос — это каравай квасного хлеба, на который перед выпечкой наносится печать иконы Воскресения Христова, освящаемая во время пасхального бдения . Эта печать символизирует физическое присутствие Воскресшего Христа среди Апостолов . Этот артос хранится в храме во время Светлой седмицы и может быть помещен либо в нефе рядом с иконой Воскресения, перед иконой Христа на иконостасе , либо перед Святыми вратами . В течение недели всякий раз, когда кто-либо входит в церковь, он или она целует Артос, символически приветствуя воскресшего Христа.
В Светлую пятницу богослужение в честь Богородицы как «Живоносного Источника в пасхальное богослужение включено ». Эта служба не встречается в Типиконе, но была составлена в четырнадцатом веке Никитой Каллистом Ксантопулосом в память обновления, т. е . освящения храма, известного как Животворящий Источник. [4]
В Светлую субботу после Божественной литургии священник произносит молитву над Артосом, который разбивается и раздается верующим.
Светлая седмица начинает литургический сезон, известный как Пятидесятница , период пятидесяти дней, который начинается на Пасху и продолжается до Пятидесятницы и ее Попразднества . [5] Дата Пасхи определяет литургические циклы , а также чтения Послания и Евангелия на последующий год.
Пасхальные похороны и параклесис
[ редактировать ]Панихиды , проводимые на Светлой седмице, имеют особый обряд, состоящий исключительно из радостных пасхальных песнопений, а похоронными остаются только ектении. [6]
Параклесы ( молебны ) во время Пасхи также служатся по особому чину, по канону Пасхи. [4]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шафф, Филип , изд. (1885), «Собор в Трулло: Канон LXVI», Никейские и постникейские отцы , 2-й, том. 14, Эдинбург: T&T Clark , получено 6 мая 2008 г.
- ^ Булгаков, С.В. (1900), Справочник для церковных служителей (PDF) (2-е изд.), Харьков: Перевод протоиерея Евгения Д. Тарриса (опубликовано в 2006 г.), с. 581, заархивировано из оригинала (PDF) 26 марта 2009 г. , получено 6 мая 2008 г.
- ^ Пятидесятница (перевод с греческого) , Бостон, Массачусетс: Спасо-Преображенский монастырь, 1990, стр. 37–38.
- ^ Jump up to: а б [1] «Литургика архиепископа Аверкия - Пасха Господня, или Воскресение Христово; Великопостная утреня», дата обращения 12 апреля 2012 г.
- ^ Проверки следующих двух воскресений также часто включаются в Пятидесятницу.
- ^ Хэпгуд, Изабель Ф. (1906), Служебник Святой Православно-Католической Апостольской Церкви (2-е изд.), Энглвуд, штат Нью-Джерси: Антиохийская православная христианская архиепископия (опубликовано в 1975 г.), стр. 435–6, 610.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Святая Пасха: Воскресение Господне Православная икона и синаксарий
- Фотографии Пасхальной Утрени и Литургии
- Фотографии Открытого крестного хода Светлой пятницы и освящения воды
- Светлый понедельник
- Светлый вторник
- Светлая среда
- Светлый четверг
- Светлая пятница
- Светлая суббота
- Пасхальная неделя , из Справочника для церковных служителей (Харьков, 1900) С. В. Булгакова