Jump to content

Тайная вечеря

Тайная вечеря Леонардо да Винчи - Изображение кликабельноВарфоломейДжеймс МинорЭндрюПитерИудаПитерДжонИисусТомасДжеймс ГрейтерФилипМэтьюДжудСаймон
Изображения Тайной вечери в христианском искусстве создавались мастерами искусства на протяжении веков, Леонардо да Винчи конца фреска 1490-х годов в Милане , Италия. наиболее известным примером является [1] (Изображение кликабельно — для идентификации используйте курсор.)

Тайная вечеря — это последняя трапеза, которую, согласно Евангелию , Иисус разделил со своими апостолами в Иерусалиме перед своим распятием . [2] Тайная вечеря отмечается христианами особенно в Великий четверг . [3] Тайная Вечеря обеспечивает библейскую основу Евхаристии , также известной как «Святое Причастие» или «Тайная Вечеря». [4]

Первое послание к Коринфянам содержит самое раннее известное упоминание о Тайной вечере. В четырех канонических евангелиях говорится, что Тайная Вечеря состоялась на неделе Пасхи Иисуса , через несколько дней после триумфального въезда в Иерусалим и до того, как Иисус был распят в Страстную пятницу . [5] [6] Во время трапезы Иисус предсказывает его предательство со стороны одного из присутствующих апостолов и предсказывает, что до следующего утра Петр трижды отречется от своего знакомства с ним . [5] [6]

В трех синоптических евангелиях и Первом послании к Коринфянам рассказывается об установлении Евхаристии, в которой Иисус берет хлеб, преломляет его и дает присутствующим, говоря: «Это тело Мое, данное вам». [5] [6] В Евангелии от Иоанна рассказывается, как Иисус омывал ноги апостолам . [7] дав новую заповедь «любите друг друга, как Я возлюбил вас», [8] и включает подробную прощальную речь Иисуса, в которой он называет апостолов, следующих его учениям, «друзьями, а не слугами», поскольку он готовит их к своему отъезду. [9] [10] [11]

Некоторые ученые считают Тайную вечерю источником раннехристианских евхаристических традиций. [12] [13] [14] [15] [16] [17] Другие считают, что рассказ о Тайной вечере основан на евхаристической практике I века, описанной Павлом в середине 50-х годов. [13] [18] [19] [20]

Терминология

Тайная вечеря, мозаика собора Монреале ( Палермо , Сицилия , Италия)

Термин «Тайная вечеря» не встречается в Новом Завете . [21] [22] но традиционно многие христиане ссылаются на такое событие. [22] Термин «Тайная Вечеря» относится как к библейскому событию, так и к акту «Святого Причастия» и евхаристического («Благодарения») совершения в рамках их литургии . Протестанты-евангелисты также используют термин «Тайная вечеря», но большинство из них не используют термин «Евхаристия» или слово «Святой» с названием «Причастие». [23]

Православные . используют термин «Таинственная вечеря», который относится как к библейскому событию, так и к акту евхаристического совершения в рамках литургии [24] Русские православные также используют термин «Тайная вечеря» ( церковнославянский : «Тайная вечеря» , Тайная вечеря ).

Библейское основание

Последняя трапеза, которую Иисус разделил со своими апостолами, описана во всех четырех канонических Евангелиях. [25] как это произошло в неделю Пасхи . Эта трапеза позже стала известна как Тайная вечеря. [6] Тайная вечеря, вероятно, была пересказом событий последней трапезы Иисуса среди раннехристианского сообщества и стала ритуалом, рассказывающим об этой трапезе. [26]

Первое послание Павла к Коринфянам , [27] который, вероятно, был написан до Евангелий, включает ссылку на Тайную вечерю, но подчеркивает богословскую основу, а не дает подробное описание события или его предыстории. [5] [6]

Предыстория и обстановка

Общий сюжет, который разделяется во всех евангельских повествованиях, ведущих к Тайной вечере, заключается в том, что после триумфального въезда в Иерусалим в начале недели и встреч с разными людьми и еврейскими старейшинами Иисус и его ученики делят трапезу ближе к концу недели. неделя. После трапезы Иисуса предают, арестовывают, судят, а затем распинают . [5] [6]

Ключевые события трапезы — подготовка учеников к уходу Иисуса, предсказания о предстоящем предательстве Иисуса и предсказание предстоящего отречения от Иисуса апостолом Петром . [5] [6]

Предсказание предательства Иуды

В Евангелии от Матфея 26:24–25, Марка 14:18–21, Луки 22:21–23 и Иоанна 13:21–30 во время еды Иисус предсказал, что один из присутствующих апостолов предаст его. [28] [29] Иисус описывается как повторяющий, несмотря на утверждения каждого апостола, что он не предаст Иисуса, что предателем будет один из присутствующих, и говоря, что «горе человеку, который предаст Сына Человеческого ! для него было бы лучше, если бы он не родился». [30]

В Евангелии от Матфея 26:23–25 и Иоанна 13:26–27 Иуда конкретно назван предателем. [31] В Евангелии от Иоанна, когда Иисуса спрашивают о предателе, он говорит:

«Это тот, кому я подам этот кусок хлеба, когда обмакну его в блюдо». Затем, обмакнув кусок хлеба, он подал его Иуде, сыну Симона Искариота. Как только Иуда взял хлеб, в него вошел сатана.

- Эванс 2003 , стр. 465–477 Fahlbusch 2005 , стр. 52–56

Учреждение Евхаристии

В трех синоптических евангелиях Тайная вечеря описывается как пасхальная трапеза. [32] [33] не согласен с Джоном. [33] Каждый дает несколько разные версии порядка еды. В 26-й главе Евангелия от Матфея Иисус благодарит за хлеб, делит его и раздает куски хлеба своим ученикам, говоря: «Приимите, ядите, это есть Тело Мое». Позже во время трапезы Иисус берет чашу вина, возносит еще одну молитву и дает ее присутствующим, говоря: «Пейте из нее все вы, ибо это Моя кровь завета, которая проливается за многих ради прощения». о грехах говорю вам: никогда больше не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить его новое с вами в Царстве Отца Моего».

Однако в 22-й главе Евангелия от Луки вино благословляется и раздается перед хлебом, за ним следует хлеб, затем вторая, большая чаша вина, а также несколько другие формулировки. Кроме того, по словам Павла и Луки, он говорит ученикам: «делайте это в память обо мне». Это событие рассматривается христианами большинства конфессий как установление Евхаристии. Есть записи о совершении Евхаристии раннехристианской общиной Иерусалима . [10]

Установление Евхаристии записано в трех синоптических Евангелиях и в Первом послании Павла к Коринфянам . Как отмечалось выше, слова Иисуса в каждом рассказе немного различаются. Кроме того, Луки 22:19б–20 представляет собой спорный текст, которого нет в некоторых ранних рукописях Луки. [34] Поэтому некоторые ученые считают, что это интерполяция , в то время как другие утверждают, что это оригинально. [35] [36]

Сравнение повествований, приведенных в Евангелиях и Первом Послании к Коринфянам, показано в таблице ниже с текстом из ASV . Спорный текст из Луки 22:19б–20 выделен курсивом .

Марка 14:22–24 И когда они ели, Он взял хлеб и, благословив, преломил, дал им и сказал: примите: это тело Мое. И взял чашу, и, возблагодарив, дал им, и пили из нее все. И сказал им: «Это Моя кровь завета, которая пролита за многих». [37]
Матфея 26:26–28 И когда они ели, Иисус взял хлеб, благословил и преломил; и дал ученикам, и сказал: возьмите, ешьте; это мое тело». И взял чашу, и возблагодарил, и подал им, говоря: выпейте все из нее; ибо это Моя кровь завета, которая проливается за многих во прощение грехов». [38]
1 Коринфянам 11:23–25 Ибо я принял от Господа то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб; и, возблагодарив, преломил его и сказал: «Это тело Мое, которое для вас: это сделайте в воспоминание обо Мне». [39] Подобным же образом и чашу после вечери, говоря: «Эта чаша есть новый завет в крови Моей: делайте это всякий раз, когда пьете ее, в воспоминание обо Мне».
Луки 22:19–20 И взял хлеб, и, возблагодарив, преломил и дал им, говоря: сие есть тело Мое , за вас отдаваемое: сие делайте в воспоминание обо Мне. [40] И чашу так же после вечери, говоря: «Эта чаша есть новый завет в крови Моей, которая за вас проливается».

Действия Иисуса по раздаче хлеба и вина связаны с Исайей 53:12. [41] это относится к кровавой жертве, которая, как рассказывается в Исходе 24:8, [42] Моисей принес жертву, чтобы скрепить завет с Богом. Некоторые ученые интерпретируют описание действий Иисуса как просьбу к своим ученикам считать себя частью жертвы, причем Иисус должен физически претерпеть ее. [43]

Хотя Евангелие от Иоанна не включает описание ритуала хлеба и вина во время Тайной вечери, большинство ученых согласны с тем, что Иоанна 6:58–59 [44] ( Беседа о Хлебе Жизни ) имеет евхаристическую природу и перекликается со « словами установления », используемыми в синоптических Евангелиях и сочинениях Павла о Тайной Вечере. [45]

Предсказание отречения Петра

В Евангелии от Матфея 26:33–35, Марка 14:29–31, Луки 22:33–34 и Иоанна 13:36–8 Иисус предсказывает, что Петр откажется знать о нем, заявляя, что отречется от него Петр трижды перед петухом. вороны на следующее утро. [46] В трех синоптических Евангелиях упоминается, что после ареста Иисуса Петр трижды отрицал, что знает его, но после третьего отречения услышал крик петуха и вспомнил предсказание, когда Иисус повернулся, чтобы посмотреть на него. Тогда Петр начал горько плакать. [47] [48]

Элементы, уникальные для Евангелия от Иоанна

Иисус произносит прощальную речь своим одиннадцати оставшимся ученикам из « Маэсты» , Дуччо 1308–1311 гг.

В 13-й главе Евангелия от Иоанна рассказывается об омовении Иисусом ног Апостолам перед едой. [49] В этом эпизоде ​​апостол Петр возражает и не хочет позволить Иисусу омыть ему ноги, но Иисус отвечает ему: «Если Я не умою тебя, не имеешь части со Мною». [50] после чего Питер соглашается.

В Евангелии от Иоанна после ухода Иуды с Тайной вечери Иисус рассказывает оставшимся ученикам [51] что он пробудет с ними лишь короткое время, затем дает им Новую Заповедь , в которой говорится: [52] [53] «Я даю вам новое повеление: любите друг друга. Как Я любил вас, так и вы должны любить друг друга. Благодаря этому все узнают, что вы мои ученики, если вы любите друг друга». [54] Два подобных утверждения также появляются позже в Иоанна 15:12: «Мое повеление таково: любите друг друга, как Я возлюбил вас». [55] и Иоанна 15:17: «Вот моя заповедь: любите друг друга». [56] [53]

На Тайной вечере в Евангелии от Иоанна Иисус произносит расширенную проповедь своим ученикам. [57] Этот дискурс напоминает прощальные речи, называемые завещаниями, в которых отец или религиозный лидер, часто на смертном одре, оставляет наставления своим детям или последователям. [58]

Эта проповедь называется « Прощальной речью Иисуса» и исторически считалась источником христианского учения , особенно в области христологии . Иоанна 17:1–26 широко известен как Прощальная молитва или Первосвященническая молитва , поскольку это ходатайство за грядущую Церковь. [59] Молитва начинается с прошения Иисуса о прославлении Его Отцом, учитывая завершение Его дела, и продолжается ходатайством об успехе дел Его учеников и сообщества Его последователей. [59]

Время и место

Дата

XIII века Православная русская икона 1497 года.

По оценкам историков, дата распятия приходилась на 30–36 годы нашей эры. [60] [61] [62] Исаак Ньютон и Колин Хамфрис исключили 31, 32, 35 и 36 годы по астрономическим соображениям, оставив 7 апреля 30 года нашей эры и 3 апреля 33 года нашей эры как возможные даты распятия. [63] Хамфрис 2011 , стр. 72, 189 предлагает сузить дату Тайной вечери, поскольку она произошла вечером в среду, 1 апреля 33 года нашей эры, путем пересмотра теории двойной Пасхи Анни Жобер.

Исторически предпринимались различные попытки согласовать три синоптических описания с Иоанном, некоторые из которых указаны в «Тайной вечере» Фрэнсиса Мершмана в Католической энциклопедии 1912 года . [64] Церковная традиция Великого четверга предполагает, что Тайная вечеря состоялась вечером накануне дня распятия (хотя, строго говоря, ни в одном Евангелии однозначно не сказано, что эта трапеза состоялась в ночь перед смертью Иисуса). [65]

Новый подход к разрешению этого контраста был предпринят после раскопок в Кумране в 1950-х годах, когда Анни Жобер утверждала, что существует две даты праздника Пасхи: в то время как в официальном еврейском лунном календаре Пасха начиналась в пятницу вечером в год, когда Иисус умер, солнечный календарь также использовался, например, общиной ессеев в Кумране , у которой праздник Пасхи всегда начинался во вторник вечером. По мнению Жобера, Иисус должен был отпраздновать Пасху во вторник, а еврейские власти — на три дня позже, в пятницу. [66] Хамфрис не согласился с предложением Жобера на том основании, что Кумранская солнечная Пасха всегда будет наступать после официальной еврейской лунной Пасхи. Он согласен с приближением двух дат Песаха и утверждает, что Тайная вечеря состоялась вечером в среду 1 апреля 33 года, основываясь на своем недавнем открытии календаря ессеев, самаритян и фанатиков лунного , который основан на египетском исчислении. [67] [68]

В обзоре книги Хамфриса библеист Уильям Р. Телфорд отмечает, что неастрономические части его аргументов основаны на предположении, что хронологии, описанные в Новом Завете, являются историческими и основаны на свидетельствах очевидцев. При этом, говорит Телфорд, Хамфрис построил аргумент на необоснованных посылках, которые «насилуют природу библейских текстов, чья смесь фактов и вымысла, традиций и редакций, истории и мифов — все это делает жесткое применение научного инструмента астрономии к их предполагаемым данным — неверно истолкованное предприятие». [69]

Расположение

Горница и на горе Сион считалась местом проведения Тайной Вечери Пятидесятницы .

Согласно более поздней традиции, Тайная Вечеря состоялась в месте, которое сегодня называется Комнатой Вечери на горе Сион , недалеко от стен Старого города Иерусалима Тайной , и традиционно известно как Горница. Это основано на сообщении в синоптических Евангелиях , в котором говорится, что Иисус поручил двум ученикам (Лк. 22:8 уточняет, что Иисус послал Петра и Иоанна) пойти в «город», чтобы встретить «человека, несущего кувшин с водой». который приведет их в дом, где они найдут «большую горницу, меблированную и готовую». [70] В этой горнице «приготовляют Пасху».

В Новом Завете не дается более конкретных указаний на местонахождение, и упомянутый «город» может быть пригородом Иерусалима, таким как Вифания, а не самим Иерусалимом.

Сооружение на горе Сион в Иерусалиме в настоящее время называется Горницей и предположительно является местом проведения Тайной вечери. Баргил Пикснер утверждает, что первоначальное место находилось под нынешним сооружением Горницы на горе Сион . [71]

Традиционное местоположение находится в районе, где, согласно археологическим данным , проживала большая община ессеев , на что указывают ученые, подозревающие связь между Иисусом и этой группой. [72]

Сирийская православная церковь Святого Марка в Иерусалиме является еще одним возможным местом расположения комнаты, в которой проводилась Тайная вечеря, и содержит христианскую каменную надпись, свидетельствующую о раннем почитании этого места. Определенно, комната, которая у них есть, старше, чем комната нынешнего ценакума (крестоносец - 12 век), и, поскольку комната сейчас находится под землей, относительная высота правильная (улицы Иерусалима 1 века были как минимум на двенадцать футов (3,7 метра) ниже, чем те, сегодняшнего дня, поэтому любое настоящее здание того времени имело бы даже верхний этаж, который сейчас находится под землей). У них также есть почитаемая икона Богородицы, предположительно написанная с натуры святым Лукой.

Богословие Тайной Вечери

Омовение ног и ужин из « , 1308–1311 Маэсты» Дуччо гг.

Омовение ног и ужин из « , 1308–1311 Маэсты» Дуччо гг. Петр часто демонстрирует изумление, изображая омовение ног, как в Иоанна 13:8. [73] Св. Фома Аквинский рассматривал Отца , Христа и Святого Духа как учителей и наставников, которые дают уроки, иногда своим примером. Для Фомы Аквинского Тайная Вечеря и Крест составляют вершину учения о том, что мудрость проистекает из внутренней благодати, а не из внешней силы. [74] По мнению Фомы Аквинского, на Тайной вечере Христос учил своим примером, показывая ценность смирения (как это отражено в повествовании об омовении ног Иоанна) и самопожертвования, а не демонстрируя внешние чудесные силы. [74] [75]

Фома Аквинский заявил это, основываясь на Иоанна 15:15 (в «Прощальной беседе»), в котором Иисус сказал: «Я уже не называю вас слугами… но я назвал вас друзьями». [76] те, кто являются последователями Христа и принимают участие в таинстве Евхаристии, становятся его друзьями, как и собравшиеся за столом Тайной Вечери. [74] [75] [77] По мнению Фомы Аквинского, на Тайной Вечере Христос дал обещание присутствовать в таинстве Евхаристии и быть с теми, кто в нем участвует, как он был со своими учениками на Тайной Вечере. [78]

Жан Кальвин верил только в два таинства: Крещение и «Тайную Вечерю» (т.е. Евхаристию). Таким образом, его анализ евангельских рассказов о Тайной вечере был важной частью всего его богословия. [79] [80] Кальвин связал повествование Синоптического Евангелия о Тайной Вечере с беседой о хлебе жизни в Иоанна 6:35, в которой говорится: «Я есмь хлеб жизни. Приходящий ко Мне никогда не останется голодным». [81] [80]

Кальвин также считал, что действия Иисуса на Тайной Вечере следует брать в качестве примера, заявляя, что точно так же, как Иисус благодарил Отца перед преломлением хлеба, [82] идущие к трапезе Господней для принятия таинства Евхаристии должны благодарить за «безграничную любовь Божию» и совершать таинство с радостью и благодарением. [80]

Воспоминания

Симона Ушакова работы Икона " Таинственная вечеря" , 1685 год.

Учреждение Евхаристии на Тайной Вечере вспоминается католиками как одна из Светлых Тайн Розария » , Первой Станцией так называемого Нового Крестного Пути , а христиане – как «инаугурация Нового Завета . упомянутое пророком Иеремией , исполнившееся на Тайной вечере, когда Иисус «взял хлеб, благословив его, преломил его и дал им, и сказал: возьмите, это есть тело Мое». И взял чашу, и, возблагодарив, дал им, и пили из нее все. И сказал им: это кровь завета Моя, пролитая за . многих [83] Другие христианские группы считают, что воспоминание о хлебе и вине является изменением церемонии Пасхи , поскольку Иисус Христос стал «нашей Пасхой, принесенной в жертву за нас». [84] и считаю, что участие в Пасхальном причастии (или общении) теперь является знаком Нового Завета, если его правильно понимает практикующий верующий.

Эти трапезы превратились в более формальные богослужения и стали систематизированы как месса в католической церкви и как божественная литургия в восточной православной церкви; на этих литургиях католики и православные совершают Таинство Евхаристии. Название «Евхаристия» происходит от греческого слова εὐχαριστία (евхаристия), что означает «благодарение».

Раннее христианство соблюдало ритуальную трапезу, известную как « праздник агапе ». [а] Эти «пирества любви», очевидно, представляли собой полноценную трапезу, когда каждый участник приносил еду, и еда съедалась в общей комнате. Они проводились по воскресеньям, которые стали известны как День Господень , чтобы напомнить о воскресении, явлении Христа ученикам по дороге в Эммаус , явлении Фоме и Пятидесятнице , которые все происходили в воскресные дни после Страстей.

Параллели с Пасхой

Тайная вечеря , Карл Блох . На некоторых изображениях апостол Иоанн помещен справа от Иисуса, на некоторых — слева.

С конца 20-го века, с растущим осознанием еврейского характера ранней церкви и улучшением иудейско-христианских отношений, среди некоторых евангелических групп стало обычным заимствовать обычаи Седера, такие как Агады , и включать их в новые ритуалы, призванные имитировать Тайная вечеря. [ нужна ссылка ] Поскольку самые ранние элементы нынешнего пасхального седера ( тем более полноценного ритуала, который впервые полностью записан только в девятом веке) представляют собой раввинское постановление, установленное в память о Храме, который все еще стоял во время Тайной Вечери, [85] Однако во времена Иисуса Седер отмечался совсем по-другому.

В исламе

Пятая глава Корана , Аль -Маида (стол), содержит упоминание о трапезе (Сура 5:114) со столом, ниспосланным Богом Исе (т. е. Иисусу) и апостолам (Хавариин). Однако в Суре 5:114 нет ничего, что указывало бы на то, что Иисус праздновал эту трапезу в связи со своей неминуемой смертью, тем более что в Коране говорится, что Иисус никогда не был распят с самого начала. Таким образом, хотя в Суре 5:114 говорится о «еде», нет никаких указаний на то, что это Тайная Вечеря. [86] Однако некоторые ученые полагают, что манера речи Иисуса, во время которой был ниспослан стол, предполагает, что это было подтверждением решимости апостолов и укреплением их веры, поскольку надвигающееся испытание вот-вот постигнет их. [87]

Историчность

По мнению Джона П. Мейера и Э. П. Сандерса , последний ужин Иисуса со своими учениками почти не подлежит сомнению среди ученых и принадлежит к структуре повествования о жизни Иисуса. [88] [89] И. Говард Маршалл заявляет, что следует оставить любые сомнения в историчности Тайной вечери. [14]

Некоторые исследователи Семинара Иисуса считают, что Тайная вечеря произошла не от последней вечери Иисуса с учениками, а, скорее, от языческой традиции поминальных обедов по умершим. [90] По их мнению, Тайная вечеря — это традиция, связанная главным образом с языческими церквями, основанными Павлом, а не с более ранними иудейскими общинами. [90] Подобные взгляды перекликаются с взглядами протестантского богослова 20-го века Рудольфа Бультмана , который также считал, что Евхаристия зародилась в языческом христианстве . [19] [20]

С другой стороны, все большее число ученых подтверждают историчность установления Евхаристии, по-новому интерпретируя ее с еврейской эсхатологической точки зрения: по мнению лютеранского богослова Иоахима Иеремиаса , например, Тайную Вечерю следует рассматривать как кульминацию серии мессианских трапез, проводимых Иисусом в ожидании нового Исхода . [91] Подобные взгляды повторяются в более поздних работах католических ученых-библеистов, таких как Джон П. Мейер и Брант Питре , а также англиканского ученого Н. Т. Райта . [92] [17] [93]

Художественные изображения

Тайная вечеря была популярной темой в христианском искусстве . [1] Подобные изображения относятся к раннему христианству и их можно увидеть в катакомбах Рима . Византийские художники часто сосредотачивали внимание на апостолах, причащающихся, а не на лежащих фигурах, обедающих. В эпоху Возрождения Тайная вечеря была излюбленной темой итальянского искусства. [94]

В изображениях Тайной Вечери есть три основные темы: первая — это драматическое и динамичное изображение объявления Иисуса о своем предательстве . Второй — момент установления традиции Евхаристии. Изображения здесь в целом торжественные и мистические. Третья крупная тема — прощание Иисуса со своими учениками , в котором Иуды Искариота уже нет , покинувшего вечерю. Изображения здесь, как правило, меланхоличны, поскольку Иисус готовит своих учеников к своему отбытию. [1] Есть и другие, менее часто изображаемые сцены, например омовение ног учеников. [95]

Самым известным изображением Тайной вечери является Леонардо да Винчи » «Тайная вечеря , которая считается первым произведением искусства Высокого Возрождения из-за высокого уровня гармонии. [96]

Среди других изображений изображение Тинторетто необычно тем, что включает второстепенных персонажей, несущих или забирающих посуду со стола, [97] а изображения Сальвадора Дали сочетают в себе типичные христианские темы с современными подходами сюрреализма . [98]

Музыка

Лютеранский страстный гимн « Da der Herr Christ zu Tische saß » (« Когда Господь Христос сидел за столом ») происходит от изображения Тайной Вечери. [ важность примера(ов)? ]

См. также

Ссылки

Примечания

  1. ^ Агапе — одно из четырех основных греческих слов, обозначающих любовь ( Льюис 1960 ). Это относится к идеализированной или безусловной любви высокого уровня, а не к вожделению , дружбе или привязанности (как в родительской привязанности ). Хотя христиане интерпретируют Агапе как означающую божественную форму любви, превосходящую человеческие формы, в современном греческом языке этот термин используется в значении «Я люблю тебя» ( романтическая любовь ).

Цитаты

  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Зуффи 2003 , стр. 254–259.
  2. ^ Кросс и Ливингстон 2005 , с. 958, Тайная вечеря.
  3. ^ Виндзор и Хьюз 1990 , с. 64.
  4. ^ Хазен 2002 , с. 34.
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Эванс 2003 , стр. 465–477.
  6. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Фальбуш 2005 , стр. 52–56.
  7. ^ Иоанна 13: 1–15.
  8. ^ Иоанна 13:33–35.
  9. ^ Иоанна 14–17
  10. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кросс и Ливингстон 2005 , с. 570, Евхаристия.
  11. ^ Крузе 2004 , с. 103.
  12. ^ Бромили 1979 , с. 164.
  13. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уэйнрайт и Такер 2006 .
  14. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Маршалл 2006 , с. 33.
  15. ^ Иеремия 1966 , с. 51–62.
  16. ^ Мейер 1991 , стр. 302–309.
  17. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Питре 2011 .
  18. ^ Funk 1998 , стр. 1–40, Введение.
  19. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бультманн 1963 .
  20. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бультманн 1958 .
  21. ^ Арментраут и Слокум 1999 , стр. 292.
  22. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фитцмайер 1981 , с. 1378.
  23. ^ Томпсон 1996 , стр. 493–494.
  24. ^ МакГакин 2010 , стр. 293, 297.
  25. Мф 26:17–30 , Мк. 14:12–26 , Лук. 22:7–39 и Ин. 13:1–17:26
  26. ^ Харрингтон 2001 , с. 49.
  27. ^ 11:23–26
  28. ^ Кокс и Исли 2007 , с. 182.
  29. ^ Матфея 26:24–25 , Марка 14:18–21 , Луки 22:21–23 и Иоанна 13:21–30.
  30. ^ Марка 14: 20–21.
  31. ^ Матфея 26:23–25 и Иоанна 13:26–27.
  32. ^ Шерман, Роберт Дж. (2 марта 2004 г.). Царь, священник и пророк: тринитарная теология искупления . А&С Черный. п. 176. ИСБН  978-0-567-02560-9 . Проверено 1 августа 2022 г.
  33. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Солнье, Стефан (3 мая 2012 г.). Календарные вариации в иудаизме Второго Храма: новые взгляды на дебаты о дате Тайной Вечери . БРИЛЛ. п. 3. ISBN  978-90-04-16963-0 . Проверено 1 августа 2022 г.
  34. ^ Луки 22:19б–20.
  35. ^ Маршалл и др. 1996 , с. 697.
  36. ^ Бломберг 2009 , с. 333.
  37. ^ Марка 14: 22–24.
  38. ^ Матфея 26: 26–28.
  39. ^ 1 Коринфянам 11: 23–25.
  40. ^ Луки 22: 19–20.
  41. ^ Исаия 53:12
  42. ^ Исход 24:8
  43. ^ Браун и др. 626 [ неполная короткая цитата ]
  44. ^ Иоанна 6: 58–59.
  45. ^ Фридман 2000 , с. 792.
  46. ^ Матфея 26:33–35 , Марка 14:29–31 , Луки 22:33–34 и Иоанна 13:36–8.
  47. ^ Перкинс 2000 , с. 85.
  48. ^ Ланге 1865 , с. 499.
  49. ^ Харрис 1985 , стр. 302–311.
  50. ^ Ин 13:8
  51. ^ Иоанна 13:33
  52. ^ Кёстенбергер 2002 , стр. 149–151.
  53. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ярбро 2008 , с. 215.
  54. ^ Иоанна 13:34–35.
  55. ^ Иоанна 15:12
  56. ^ Иоанна 15:17
  57. ^ Иоанна 14–16
  58. ^ Фанк и Гувер 1993 .
  59. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Риддербос 1997 , стр. 546–76.
  60. ^ Барнетт 2002 , стр. 19–21.
  61. ^ Риснер 1998 , стр. 19–27.
  62. ^ Кёстенбергер, Келлум и Куорлз 2009 , стр. 77–79.
  63. ^ Хамфрис 2011 , стр. 62–63.
  64. ^ Мершман 1912 .
  65. ^ Грин 1990 , с. 333.
  66. ^ «Тайная вечеря, Павел и Кумран: хвост, который вилял собакой | Интерпретация Библии» . bibleinterp.arizona.edu . Проверено 28 марта 2024 г.
  67. ^ Хамфрис 2011 , стр. 162, 168.
  68. ^ Нараяна 2011 .
  69. ^ Телфорд 2015 , стр. 371–376.
  70. ^ Марка 14: 13–15.
  71. ^ Пикснер 1990 .
  72. ^ Килгаллен 265 [ неполная короткая цитата ]
  73. ^ Иоанна 13:8
  74. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Дофине и Леверинг 2005 , с. XIX.
  75. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Вавриков 2005a , стр. 124–125.
  76. ^ Иоанна 15:15
  77. ^ Папа 2002 , с. 22.
  78. ^ Вавриков 2005b , с. 124.
  79. ^ Райс и Хаффстатлер 2001 , стр. 66–68.
  80. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Чен 2008 , стр. 62–68.
  81. ^ Иоанна 6:35
  82. ^ 1 Кор. 11:24
  83. ^ Мк. 14:22-24 , Мф. 26:26–28 , Лук. 22:19-20
  84. ^ 1 Кор. 5:7
  85. ^ Пупко и Сандмел 2017 .
  86. ^ Бомонт 2005 , с. 145.
  87. ^ Халифа 2012 .
  88. ^ Сандерс 1995 , стр. 10–11.
  89. ^ Мейер 1991 , с. 398.
  90. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Funk 1998 , стр. 51–161, Марк.
  91. ^ Иеремия 1966 , с. 51-62.
  92. ^ Мейер 1994 , стр. 302–309.
  93. ^ Райт 2014 .
  94. ^ МакНэми 1998 , с. 22–32.
  95. ^ Зуффи 2003 , с. 252.
  96. ^ Бузер 2006 , стр. 382–383.
  97. ^ Николс 1999 , с. 234.
  98. ^ Стахов и Олсен 2009 , стр. 177–178.

Источники

Внешние ссылки

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9031a4a26862925f4a79598c4ddda0c2__1721217060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/90/c2/9031a4a26862925f4a79598c4ddda0c2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Last Supper - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)