Четыре любви
Первое издание | |
Автор | К.С. Льюис |
---|---|
Художник обложки | Майкл Харви |
Язык | Английский |
Жанр | Философия |
Издатель | Джеффри Блес |
Дата публикации | 1960 |
Место публикации | Северная Ирландия |
Тип носителя | Печать ( в твердом и мягком переплете ) |
Страницы | 160 |
ОКЛК | 30879763 |
«Четыре любви» — книга вышедшая К.С. Льюиса, в 1960 году , в которой природа любви исследуется с христианской и философской точки зрения посредством мысленных экспериментов . [1] Книга основана на радиовыступлениях 1958 года, которые в то время подвергались критике в США за откровенность в вопросах секса. [2]
Нужна / подарить любовь
[ редактировать ]Отталкиваясь от слов Св. Иоанна «Бог есть любовь», Льюис первоначально думал противопоставить «любовь-потребность» (например, любовь ребенка к матери) и «любовь-дар» (воплощенную в Божьей любви). любовь к человечеству ), в унижение первых. [3] Однако он быстро пришел к выводу, что природа даже этих основных категорий любви более сложна, чем казалось на первый взгляд: потребность ребенка в родительском комфорте является необходимостью, а не эгоистической снисходительностью, тогда как, наоборот, родительская даровая любовь в чрезмерном форма может быть собственным извращением. [4]
Удовольствия
[ редактировать ]Льюис продолжает свое исследование, исследуя природу удовольствия, различая удовольствия потребности (например, воду для жаждущих) от удовольствий признательности, таких как любовь к природе. [5] Из последнего он развил то, что он назвал «третьим элементом любви… Благодарной любовью». [6] идти вместе с Нуждой-любовью и Даром-любовью.
На протяжении оставшейся части книги Льюис продолжает противопоставлять это тройное качественное различие четырем широким типам любви, указанным в его названии. [7]
В оставшихся четырех главах Льюис рассматривает любовь по четырем категориям («высшее не существует без низшего»), частично основываясь на четырех греческих словах, обозначающих любовь : привязанность, дружба, эрос и милосердие. Льюис утверждает, что точно так же, как Люцифер (бывший архангел ) извратил себя гордыней и впал в разврат, так и любовь – обычно считающаяся главной эмоцией – может стать испорченной, считая себя тем, чем она не является.
Художественная трактовка этой любви — главная тема романа Льюиса « Пока у нас не появятся лица» .
Четыре любви
[ редактировать ]Сторге – связь сопереживания
[ редактировать ]Сторге ( storgē , греческий : στοργή ) нравится кому-то из-за любви к знакомству, членам семьи или людям, которые общаются знакомым образом, но в противном случае оказались связанными случайно. Примером может служить естественная любовь и привязанность родителя к своему ребенку. Ее описывают как наиболее естественную, эмоциональную и широко распространенную любовь: она естественна тем, что присутствует без принуждения, эмоциональна, потому что является результатом привязанности, вызванной знакомством, и наиболее широко распространена, потому что уделяет меньше всего внимания те характеристики, которые считаются «ценными» или достойными любви, и, как следствие, способны превзойти большинство различающих факторов. Льюис описывает это как любовь, основанную на зависимости, которая рискует исчезнуть, если потребности перестанут удовлетворяться.
Для Льюиса привязанность включала в себя как потребность-любовь, так и любовь-дар. Он считал, что оно отвечает за девять десятых всего прочного и длительного человеческого счастья. [8]
Однако сила привязанности также делает ее уязвимой. Привязанность выглядит «встроенной» или «готовой», говорит Льюис, и в результате люди ожидают ее независимо от своего поведения и ее естественных последствий. [9] И в форме Потребности, и в форме Дара привязанность может «испортиться» и быть испорченной такими силами, как ревность, амбивалентность и удушение. [10]
Филия – дружеская связь
[ редактировать ]Филия (греч. φιλία ) — это любовь между друзьями, близкими по силе и продолжительности, как братья и сестры . Дружба — это прочная связь, существующая между людьми, которые разделяют общие ценности, интересы или занятия. [11] Льюис сразу отличает дружбу от других видов любви. Он описывает дружбу как «наименее биологическую, органическую, инстинктивную, общительную и необходимую… наименее естественную из видов любви». [12] Нашему виду не нужна дружба для размножения, но для классического и средневекового миров это любовь более высокого уровня, потому что она выбрана свободно.
Льюис объясняет, что настоящая дружба, такая как дружба между Давидом и Ионафаном в Библии, — это почти утраченное искусство. Он выражает сильное отвращение к тому, как современное общество игнорирует дружбу. Он отмечает, что не может вспомнить ни одного стихотворения, прославляющего настоящую дружбу, как между Давидом и Ионафаном , Орестом и Пиладом , Роландом и Оливером , Эмисом и Эмилем . Льюис продолжает: «Древним дружба казалась самой счастливой и наиболее человечной из всех видов любви; венцом жизни и школой добродетели. Современный мир, по сравнению с этим, игнорирует ее».
Дружба, выросшая из дружеских отношений , для Льюиса была глубоко благодарной любовью, хотя, по его мнению, немногие люди в современном обществе могли ее оценить по достоинству, потому что лишь немногие на самом деле испытали настоящую дружбу. [13]
Тем не менее, Льюис не был слеп к тому, что он считал опасностями дружбы, например, ее потенциал для группировки , антиавторитаризма и гордости. [14]
Эрос – романтическая любовь
[ редактировать ]Эрос ( erōs , греческий: ἔρως ) для Льюиса был любовью в смысле «влюбленности» или «любви» кого-то, в отличие от грубой сексуальности того, что он называл Венерой: иллюстрация, которую использовал Льюис, заключалась в различении между «желанием «женщина» и желание одной конкретной женщины – что-то, что соответствовало его (классическому) взгляду на мужчину как на разумное животное , смесь и рассудительного ангела, и инстинктивного бездомного кота. [15]
Эрос превращает потребность-удовольствие Венеры в самое ценное из всех удовольствий; [16] но, тем не менее, Льюис предостерег от современной тенденции Эроса становиться богом для людей, которые полностью ему подчиняются, оправдания эгоизма, даже фаллической религии. [17]
Исследовав сексуальную активность и ее духовное значение как в языческом, так и в христианском смысле, он отмечает, что Эрос (или влюбленность) сам по себе является безразличной, нейтральной силой: как «Эрос во всем своем великолепии... может побуждать к злу». так же хорошо». [18] Признавая, что Эрос может быть чрезвычайно глубоким опытом, он не упускает из виду темный путь, которым он может привести даже к самоубийству или убийству, а также к яростному отказу расстаться, «беспощадно сковывая двух взаимных мучителей, каждый весь пропитан ядом ненависти в любви». [19]
Агапе – безусловная «Божья» любовь
[ редактировать ]Благотворительность ( agápē , греч. ἀγάπη ) — это любовь, которая существует независимо от меняющихся обстоятельств. Льюис признает эту самоотверженную любовь величайшей из четырех видов любви и рассматривает ее как особую христианскую добродетель, которую необходимо достичь. В главе, посвященной этой теме, основное внимание уделяется необходимости подчинить три других естественных вида любви – как говорит Льюис, «естественная любовь не является самодостаточной». [20] – любви Бога, полного милосердной любви, чтобы предотвратить то, что он назвал их «демоническим» самовозвеличением. [21] [22]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Роджерс, Карл (1984). Стать партнером . п. 238.
- ^ Хупер, Уолтер (1996). К.С. Льюис: компаньон и гид . стр. 779, 88–90.
- ^ Льюис, стр. 9–12.
- ^ Хупер, стр. 368–370.
- ^ Льюис, стр. 20, 27.
- ^ Льюис с. 26
- ^ МакСуэйн, Р., изд. (2010). Кембриджский компаньон К.С. Льюису . стр. 147–148.
- ^ Льюис, стр. 50, 66.
- ^ Льюис, стр. 50–52.
- ^ Хупер, стр. 370–371.
- ^ Хупер, с. 654
- ^ Льюис, с. 70
- ^ Льюис, стр. 77, 84–85, 70.
- ^ Хупер, с. 372
- ^ Льюис, с. 108-109, 116
- ^ Хупер, с. 373
- ^ Льюис, с. 127-132, 113
- ^ Льюис, с. 124
- ^ Льюис, стр. 124, 132.
- ^ Льюис, с. 133
- ^ МакСуэйн (1988). "Любовь". Основы веры: Очерки христианской апологетики . Игнатиус Пресс. стр. 146, 181.
- ^ «Программа вторая: К.С. Льюис: Четыре любви» . Вопрос Бога. ПБС.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Четыре любви в Faded Page (Канада)
- «Цитаты и аллюзии в «Четырех любовях »» .
- Четыре любви на немецком сайте ad-fontes.org