Jump to content

Тайная вечеря (Леонардо)

Координаты : 45 ° 28'00 "N 9 ° 10'15" E  /  45,46667 ° N 9,17083 ° E  / 45,46667; 9.17083
Страница полузащищенная

Тайная вечеря
Английский: Тайная вечеря , Тайная вечеря
Художник Леонардо да Винчи
Год в. 1495–1498 гг.
Тип Темпера на левкасе , смоле и мастике.
Движение Высокое Возрождение
Размеры 460 см × 880 см (181 × 346 дюймов)
Расположение Санта-Мария-делле-Грацие , Милан , Италия
Координаты 45 ° 28'00 "N 9 ° 10'15" E  /  45,46667 ° N 9,17083 ° E  / 45,46667; 9.17083
Веб-сайт сенаколовинчиано .org /

Тайная вечеря ( итал . Il Cenacolo [il tʃeˈnaːkolo] или L'Ultima Cena [ˈlultima ˈtʃeːna] ) — фреска итальянского эпохи Возрождения художника Леонардо да Винчи , датированная ок. 1495–1498 , хранился в трапезной монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в Милане , Италия. На картине изображена сцена Тайной Вечери Иисуса Иисус с Двенадцатью Апостолами , как сказано в Евангелии от Иоанна – конкретно момент после того, как объявляет, что один из его апостолов предаст его . [1] Его обращение с пространством, мастерство перспективы, обработка движения и сложное отображение человеческих эмоций сделали его одной из самых узнаваемых картин западного мира и одним из самых знаменитых произведений Леонардо. [2] Некоторые комментаторы считают, что это имеет решающее значение для начала перехода к тому, что сейчас называют Высоким Возрождением. [3] [4]

, в рамках плана реконструкции церкви и монастырских зданий Работа была заказана покровителем Леонардо Людовико Сфорца , герцогом Миланским . Чтобы обеспечить его непоследовательный график рисования и частые правки, он написан материалами, допускающими регулярные изменения: темпера на левкасе , смола и мастика . Из-за использованных методов, множества факторов окружающей среды и намеренного повреждения сегодня от оригинальной картины мало что осталось, несмотря на многочисленные попытки реставрации, последняя из которых была завершена в 1999 году . «Тайная вечеря» — самая крупная работа Леонардо, не считая Зала делле Асс .

Рисование

Комиссия и создание

Размеры «Тайной вечери» составляют 460 × 880 см (180 × 350 дюймов) и занимают торцевую стену столовой монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в Милане, Италия. Тема была традиционной для трапезных , хотя в то время, когда Леонардо ее рисовал, комната не была трапезной. Главное здание церкви еще строилось, пока Леонардо писал картину. Покровитель Леонардо, Людовико Сфорца , планировал переоборудовать церковь в семейный мавзолей. С этой целью были внесены изменения, возможно, в планы Донато Браманте . Эти планы не были полностью реализованы, и рядом с монастырем была построена погребальная часовня меньшего размера. [5] Картина была заказана Сфорца для украшения стены мавзолея. Люнеты над основной картиной, образованной тройным арочным потолком трапезной, расписаны Сфорца гербами . Противоположная стена трапезной покрыта фреской «Распятие» Джованни Донато да Монторфано фигуры семьи Сфорца , к которой Леонардо добавил темперой ; эти цифры ухудшились во многом так же, как и «Тайная вечеря» . [6]

Леонардо работал над «Тайной вечерей» примерно с 1495 по 1498 год, но не работал постоянно. Дата начала не определена, поскольку архивы монастыря за этот период были уничтожены. Документ, датированный 1497 годом, указывает на то, что к тому времени картина была почти завершена. [7] Сообщается, что настоятель монастыря пожаловался Леонардо на задержку. Леонардо написал настоятелю монастыря, объясняя, что он изо всех сил пытался найти идеальное злодейское лицо для Иуды, и что, если он не сможет найти лицо, соответствующее тому, что он задумал, он воспользуется чертами настоятеля, который пожаловался. [8] [9]

В 1557 году Джан Паоло Ломаццо писал, что друг Леонардо Бернардо Зенале посоветовал ему оставить лицо Христа незавершенным, аргументируя это тем, что «невозможно представить себе лица прекраснее или нежнее, чем у Иакова Великого или Иакова Меньшего ». Леонардо, очевидно, последовал совету. [10]

Середина

Леонардо, как художник, отдавал предпочтение масляной живописи , технике, которая позволяет художнику работать медленно и легко вносить изменения. Фресковая живопись не способствует ни одной из этих целей. Леонардо также стремился к большей яркости и интенсивности света и тени ( светотень ), чем можно было достичь с помощью фрески. [11] в котором водорастворимые краски наносятся на влажную штукатурку , укладываемую каждый день по частям. Вместо того, чтобы использовать проверенный метод росписи на стенах, Леонардо написал «Тайную вечерю» темперой, материалом, обычно используемым для росписи на панно . Картина находится на каменной стене, покрытой двойным слоем левкаса , смолы и мастики. [12] Затем он добавил подслой свинцовых белил для усиления яркости темперы, нанесенной сверху. Этот метод ранее был описан Ченнино Ченнини в 14 веке. Однако Ченнини назвал эту технику более рискованной, чем фресковая живопись, и рекомендовал использовать более поверхностную живопись только для последних штрихов. [13]

Предмет

«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи – изображение кликабельноВарфоломейДжеймс МеньшийЭндрюПитерИудаПитерДжонИисусТомасДжеймс ВеликийФилипМэтьюДжудСаймон
«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи (изображение кликабельно – для идентификации используйте курсор)

Тайная вечеря изображает реакцию каждого апостола, когда Иисус сказал, что один из них предаст его. Все двенадцать апостолов по-разному отреагировали на эту новость, с разной степенью гнева и шока. Апостолы были идентифицированы по именам с использованием неподписанной копии фрески середины шестнадцатого века с «Ченаколо» Леонардо. [14] До этого были точно идентифицированы только Иуда, Петр, Иоанн и Иисус. Слева направо по главам апостолов:

  • Варфоломей , Иаков, сын Алфея , и Андрей образуют группу из трех человек; все удивлены.
  • Иуда Искариот , Петр и Иоанн образуют еще одну группу из трех человек. Иуда одет в красное, синее и зеленое, находится в тени, выглядит отстраненным и ошеломленным внезапным раскрытием своего плана. Он сжимает небольшую сумку, возможно, обозначая серебро, данное ему в качестве платы за предательство Иисуса, или, возможно, намек на его роль казначея. [15] Он также опрокидывает солонку, что может быть связано с ближневосточным выражением «предать соль», означающим предать своего хозяина. Он единственный человек, чей локоть стоит на столе, а его голова по вертикали находится ниже всех на картине. На лице Петра выражение гнева, и он, кажется, держит нож, что предвещает его бурную реакцию в Гефсимании во время ареста Иисуса . Петр наклоняется к Иоанну и касается его плеча, ссылаясь на Евангелие от Иоанна, где он дает знак «любимому ученику» спросить Иисуса, кто его предаст. [а] Самый молодой апостол, Иоанн, кажется, теряет сознание и наклоняется к Петру.
  • Иисус
  • Фома , Иаков Великий и Филипп — следующая группа из трёх человек. Томас явно расстроен; поднятый указательный палец предвещает его недоверие к Воскресению. Джеймс Великий выглядит ошеломленным, подняв руки вверх. Тем временем Филип, похоже, требует каких-то объяснений.
  • Мэтью , Иуда Фаддей и Симон Зилот — последняя группа из трёх человек. И Фаддей, и Мэтью поворачиваются к Саймону, возможно, чтобы узнать, есть ли у него ответ на их первоначальные вопросы.
Этюд головы Христа Леонардо
Этюд Сильверпойнт с изображением апостола, скорее всего Святого Петра. [16]

Как и в других изображениях Тайной вечери того периода, Леонардо усаживает обедающих по одну сторону стола, так, чтобы никто из них не стоял спиной к зрителю. Скатерть белая с синими полосами, которые обычно ассоциируются с еврейским народом . Это единственная явная ссылка на картине на этническую принадлежность Иисуса и его учеников. Большинство предыдущих изображений исключали Иуду, помещая его одного на противоположную сторону стола от других одиннадцати учеников и Иисуса или помещая нимбы вокруг всех учеников, кроме Иуды.Вместо этого Леонардо заставляет Иуду откинуться в тень. Иисус предсказывает, что его предатель возьмет хлеб одновременно с Фомой и Иаковом Великим слева от него, которые в ужасе отреагируют, когда Иисус указывает левой рукой на кусок хлеба перед ними. Отвлеченный разговором Иоанна и Петра, Иуда тянется к другому куску хлеба, не замечая, что Иисус тоже протягивает к нему правую руку (Мф. 26:23). Ракурсы и освещение привлекают внимание к Иисусу, чей повернутая правая щека находится в точке схода всех линий перспективы. [17] Кроме того, картина продемонстрировала мастерское использование перспективы Леонардо, поскольку она «привлекает наше внимание к лицу Христа в центре композиции, а лицо Христа через его опущенный взгляд направляет наше внимание по диагонали его левой руки». в его руку и, следовательно, хлеб». [18]

Сообщается, что Леонардо использовал образы людей в Милане и его окрестностях в качестве вдохновения для создания фигур на картине. Настоятель монастыря жаловался Сфорце на «лень» Леонардо, когда он бродил по улицам в поисках преступника, на которого можно было бы свалить Иуду. Леонардо ответил, что, если он больше никого не найдет, приор изготовит подходящую модель. [19] Пока картина писалась, друг Леонардо, математик Лука Пачоли , назвал ее «символом жгучего стремления человека к спасению». [20]

История

Ранние копии

Известно, что существуют две ранние копии «Тайной вечери» , предположительно созданные помощниками Леонардо. Копии почти такого же размера, как оригинал, и сохранились, сохранив множество оригинальных деталей. [21] Одна работа Джампьетрино находится в коллекции Королевской академии художеств в Лондоне, а другая работы Чезаре да Сесто установлена ​​в церкви Св. Амброджо в Понте Каприаска , Швейцария. Третья копия (холст, масло) написана Андреа Солари (ок. 1520 г.) и выставлена ​​в Музее Леонардо да Винчи аббатства Тонгерло , Бельгия .

Повреждения и реставрации

Поскольку Сфорца приказал спешно перестроить церковь, каменщики засыпали стены влагоудерживающим щебнем. [12] Картина была нанесена на тонкую внешнюю стену, поэтому влияние влажности ощущалось остро, и краска не держалась на ней должным образом. Из-за использованного метода вскоре после завершения картины 9 февраля 1498 года она начала портиться. [11] В 1499 году Людовик XII задумал снять картину со стены и перевезти ее во Францию. [24] Еще в 1517 году картина начала отслаиваться, а в 1532 году Джероламо Кардано описал ее как «размытую и бесцветную по сравнению с тем, что я помню о ней, когда видел ее мальчиком». [25] К 1556 году, менее чем через шестьдесят лет после того, как она была закончена, Джорджио Вазари описал картину как «путаницу клякс», настолько испорченную, что фигуры стали неузнаваемы. [12] Ко второй половине XVI века Джан Паоло Ломаццо заявил, что «картина вся испорчена». [11] В 1652 году в картине (тогда неузнаваемой) был прорезан дверной проем, который позже замурован; это все еще можно увидеть как неправильную арочную структуру возле центрального основания картины. Судя по ранним копиям, считается, что ноги Иисуса находились в положении, символизирующем предстоящее распятие. В 1768 году над картиной был повешен занавес, предназначенный для ее защиты; вместо этого занавеска удерживала влагу на поверхности, и всякий раз, когда ее отдергивали, она царапала отслаивающуюся краску.

Первая реставрация была предпринята в 1726 году Микеланджело Беллотти , который заполнил недостающие участки масляной краской, а затем покрыл всю фреску лаком. Этот ремонт длился недолго, и в 1770 году неизвестный художник по имени Джузеппе Мацца предпринял еще одну попытку реставрации. Мацца снял работу Беллотти, а затем практически перекрасил картину; он переделал все лица, кроме трех, когда его остановили из-за общественного возмущения. В 1796 году французские революционные антиклерикальные войска использовали трапезную как оружейный склад и конюшню ; [26] они бросали камни в картину и поднимались по лестницам, чтобы выцарапать глаза Апостолам. Гете писал, что в 1800 году комната была затоплена водой на два фута после сильного ливня. [12] Трапезная использовалась как тюрьма; [ когда? ] неизвестно, мог ли кто-либо из заключенных повредить картину. В 1821 году Стефано Барецци, эксперта по удалению целых фресок со стен в целости и сохранности, был вызван, чтобы переместить картину в более безопасное место; он сильно повредил центральную часть, прежде чем понял, что работа Леонардо не была фреской. Затем Барецци попытался прикрепить поврежденные участки клеем . С 1901 по 1908 год Луиджи Кавенаги сначала тщательно изучил структуру картины, затем приступил к ее очистке. В 1924 году Оресте Сильвестри провел дополнительную очистку и стабилизировал некоторые части лепниной .

Перед фреской Леонардо было построено защитное сооружение (справа). На этой фотографии показаны повреждения от бомбардировки в 1943 году. [27]

Во время Второй мировой войны , 15 августа 1943 года, трапезная подверглась бомбардировке союзников; Защитные мешки с песком предотвратили попадание осколков бомбы в картину, [28] но возможно он был поврежден вибрацией . Между 1946 и 1954 годами Мауро Пелличоли провел чистую и стабилизирующую реставрацию. [12] котором Брера режиссер Фернанда Витгенс участвовала в . [26] Пелличиоли снова прикрепил краску к стене с помощью прозрачного шеллака, сделав ее относительно темнее и красочнее, и удалил часть перекраски . [29] Однако по состоянию на 1972 год в результате перекраски, проведенной в ходе различных реставраций, головы святых Петра, Андрея и Иакова значительно отличались от первоначального дизайна. [12]

Капитальная реставрация

Картина, как она выглядела в 1970-е годы

Внешний вид картины к концу 1970-х годов сильно испортился. С 1978 по 1999 год Пинин Брамбилла Барсилон руководил масштабным проектом реставрации, направленным на стабилизацию картины и устранение ущерба, нанесенного грязью и загрязнением. Попытки реставрации восемнадцатого и девятнадцатого веков также были отменены. Поскольку перенос картины в более контролируемую среду оказался непрактичным, вместо этого столовую переоборудовали в герметичную среду с климат-контролем , что означало замуровывание окон. Затем было проведено детальное исследование, чтобы определить первоначальную форму картины, с использованием научных тестов (особенно инфракрасной рефлектоскопии и микроскопических образцов керна), а также оригинальных карикатур, хранящихся в Королевской библиотеке Виндзорского замка . Некоторые территории были признаны не подлежащими восстановлению. Они были перекрашены акварелью в приглушенных тонах , чтобы показать, что это не оригинальная работа, но при этом не слишком отвлекать. [30]

Реставрация заняла 21 год, и 28 мая 1999 года картина была возвращена на выставку. Потенциальные посетители должны были бронировать билеты заранее и могли оставаться только на 15 минут. Когда его представили, серьезные споры вызвали резкие изменения в цветах, тонах и даже некоторых формах лица. Джеймс Бек , профессор истории искусств Колумбийского университета и основатель ArtWatch International , был особенно резким критиком. [31] Майкл Дейли, директор ArtWatch UK, также пожаловался на отреставрированную версию картины. Он критиковал правую руку Христа на изображении, которое было изменено с драпированного рукава на то, что Дейли называет «драпировкой, похожей на муфту». [32]

В культуре

На «Тайную вечерю» часто ссылаются, воспроизводят или пародируют в западной культуре. Некоторые из наиболее ярких примеров:

Несовременная живопись, мозаика и фотография

Тайная вечеря, приготовленная в соли в соляной шахте Величка (Польша)
«Тайная вечеря» Ади Неса (Израиль) была продана в 2007 году за 264 000 долларов.

Копия холста, маслом XVI века, хранится в аббатстве Тонгерло , Антверпен , Бельгия . В нем раскрываются многие детали, которые уже не видны в оригинале. [33] Римский сделал еще одну копию в -мозаика художник Джакомо Рафаэлли натуральную величину (1809–1814) по заказу Наполеона Бонапарта , которая находится в Миноритенкирхе в Вене . [34]

Современное искусство

В 1955 году Сальвадор Дали написал «Таинство Тайной вечери », где Иисус изображен светловолосым и чисто выбритым, указывающим вверх на призрачный торс, в то время как апостолы собрались вокруг стола, склонив головы, чтобы никого нельзя было опознать. Считается, что это одна из самых просматриваемых картин в коллекции Национальной галереи искусств в Вашингтоне, округ Колумбия.

В книге Мэри Бет Эдельсон « Некоторые живые американские женщины-художницы / Тайная вечеря» (1972) используется «Тайная вечеря » с головами известных женщин-художниц, коллажированных над головами Христа и его апостолов. Художники, создающие коллажи над головами Христа и его апостолов в книге « Некоторые живые американские женщины-художницы / Тайная вечеря», включают Линду Бенглис , Луизу Буржуа , Элейн де Кунинг , Хелен Франкенталер , Нэнси Грейвс , Лилу Катцен , Ли Краснер , Джорджию О'Киф , Луизу Невельсон. , Йоко Оно , MC Ричардс , Альма Томас и Джун Уэйн . [35] Кроме того, изображения других женщин-художниц показаны на рамке произведения; всего восемьдесят две женщины-художницы являются частью единого образа. [36] [37] Это изображение, затрагивающее роль религиозной и историко-художественной иконографии в подчинении женщин, стало «одним из самых знаковых образов феминистского художественного движения ». [35] [38]

Скульптор Марисоль Эскобар изобразила «Тайную вечерю» как трехмерную скульптурную композицию в натуральную величину, используя окрашенное и нарисованное дерево, фанеру, коричневый камень, гипс и алюминий. Эта работа «Автопортрет, смотрящий на Тайную вечерю в Нью-Йорке » (1982–84) находится в Метрополитен-музее . [39]

Арт-дилер Александр Иолас поручил Энди Уорхолу создать серию картин по мотивам «Тайной вечери» , впервые выставленных в Милане в январе 1987 года. Эта серия станет последней перед смертью художника. [40]

Литература

В своем экфрасическом стихотворении 1834 года «Тайная вечеря ». Лидия Сигурни фокусируется на предателе Христа, неоднократно спрашивает: «Я ли это?» и завершается молитвой о том, чтобы наши ноги направлялись таким образом:

Что наша Тайная Вечеря в этом мире может привести к
Этот бессмертный банкет рядом с тобой,
Где нет предателя.

Автор Мэри Шелли описывает свое впечатление от картины в своем путевом рассказе « Рамблес по Германии и Италии» , опубликованном в 1844 году:

Сначала мы посетили увядающую неподражаемую фреску Леонардо да Винчи. Как тщетны копии! ни в одном, ни в каком отпечатке я не видел ни малейшего приближения к выражению лица нашего Спасителя, такому, какое оно есть в оригинале. Величие и любовь – именно такими словами можно было бы описать это – в сочетании с отсутствием всякого коварства выражают божественную природу более наглядно, чем я когда-либо видел ее на какой-либо другой картине. [41]

- Мэри Шелли , Написание путешествий (1996), стр. 131–132.

Кино и телевидение

Картина очень напоминает фильм «Quo Vadis» , где Петр проповедует перед большой толпой христиан. Когда он рассказывает историю Тайной вечери, фильм переходит в короткую сцену, в которой фон, одежда и положения Иисуса и 12 учеников похожи на саму картину. В испанском фильме Луиса Бунюэля « 1961 года Виридиана» картины живая картина Леонардо поставлена ​​с нищими . Другой нищий «фотографирует» сцену, высвечивая их. Эта сцена способствовала отказу Ватикана , назвавшего ее «кощунственной». Картина пародируется в фильме M*A*S*H (1970), в сцене, где Соколиный глаз Пирс устраивает «тайный ужин» для Уолта (Безболезненного) Вальдовски перед его запланированным самоубийством. Различные врачи, все в хирургических халатах, позируют, имитируя картину. В киноверсии фильма «Иисус Христос-суперзвезда» Нормана Джуисона (1973) в эпизоде ​​«Тайная вечеря» Иисус и 12 апостолов кратко имитируют позы каждого персонажа на картине Леонардо. Картина также пародируется в Мела Брукса Фильм «Всемирная история, часть I» (1981), делающий Леонардо современником Иисуса.

На маленьком экране появляется множество пародий на картину, в том числе «Шоу 70-х » 1998 года эпизод первого сезона «Полосы», где Эрик окружен своими друзьями (а Джеки задается вопросом, почему все сидят на одной стороне стола); В финале седьмого сезона «Секретных материалов» , « Реквиеме » (и последнем эпизоде ​​Малдера в сериале) есть сцена в офисе Скиннера, где персонажи выстраиваются в линию в знак уважения к картине; богу Слава Эпизод 16-го сезона 2005 года «Симпсонов» « , это Судный день » с Гомером в роли Иисуса и Мо и другими его покровителями в роли учеников; и Южного парка 2009 года эпизод 13-го сезона « Маргаритавилль », где Кайл и его друзья едят в пиццерии. В одном из эпизодов драмы канала CBC « Тайны Мердока» под названием «Обнаженные дамы » подозреваемые воссоздают в своих жертвах позы Петра, Иуды и Фомы.

Пятая серия сериала «Леонардо» 2021 года изображает вымышленную историю создания картины.

Другие предположения

Деталь «любимого ученика» справа от Иисуса, которого историки искусства идентифицировали как апостола Иоанна. [18] [42] но в книге 2003 года «Код да Винчи» и подобных произведениях предполагается, что это Мария Магдалина. [18] [42]

«Тайная вечеря» была объектом множества спекуляций как со стороны писателей, так и со стороны исторических ревизионистов , обычно сосредоточенных на предполагаемых скрытых сообщениях или намеках, обнаруженных в картине, особенно после публикации Дэна Брауна романа «Код да Винчи» (2003), в котором один из персонажей предполагает, что человек справа от Иисуса (слева от Иисуса с точки зрения зрителя) на самом деле является Марией Магдалиной . [18] [42] В нем также говорится, что в центре картины «ярко сверкающая» буква (М) обозначала Матримонио или Марию Магдалину. Это предположение возникло в более ранних книгах «Откровение тамплиеров » (1997) Линн Пикнетт и «Святая кровь и Святой Грааль» Майкла Бейджента , Генри Линкольна и Ричарда Ли (1982). [42] Историки искусства считают, что это апостол Иоанн. [18] [42] который выглядит женственным в соответствии с характерным для Леонардо увлечением стиранием границ между полами - качество, которое можно найти в других его картинах, таких как «Святой Иоанн Креститель» (написанный около 1513–1516 гг. ). [18] [42] Кристофер Л. Ходапп и Алиса фон Каннон комментируют: «Если он [Джон] выглядит женственным и нуждается в стрижке, то же самое делает и Джеймс, вторая фигура слева». [42] По мнению Росса Кинга, эксперта по итальянскому искусству, появление Марии Магдалины на Тайной вечере не вызвало бы споров, и у Леонардо не было бы мотива замаскировать ее под одну из других учениц. [18] поскольку она широко почиталась в роли «Апостола апостолов» и была покровительницей Доминиканского ордена , для которого была написана «Тайная вечеря» . [18] Для этого даже был бы прецедент, поскольку ранний итальянский художник эпохи Возрождения Фра Анджелико включил ее в свою картину «Тайная вечеря». [18]

Картина содержит несколько возможных числовых отсылок, в том числе к числу три. Апостолы сидят группами по три человека, позади Иисуса три окна, а форма фигуры Иисуса напоминает треугольник. Его руки расположены в золотом сечении на половине высоты композиции. [17] Картину также можно интерпретировать с помощью серии Фибоначчи : один стол, одна центральная фигура, две боковые стены, три окна и фигуры, сгруппированные по три, пять групп фигур, восемь панелей на стенах и восемь ножек стола, а также тринадцать отдельных фигур. [17] Споры среди историков искусства до сих пор связаны с использованием ряда Фибоначчи, поскольку некоторые утверждают, что его целенаправленное использование не начало полностью применяться к архитектуре до начала 19 века. [18]

См. также

Примечания

  1. ^ Иоанна 13: 23–24.
  2. ^ Правая нижняя часть продолжает верхнюю композицию слева. [16]
  3. Картина висела в часовне Колледжа Магдалины в Оксфорде с 1992 года. [23]

Ссылки

  1. ^ Бьянкини, Риккардо (24 марта 2021 г.). «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи – Санта-Мария-делле-Грацие – Милан» . Не выставлено . Проверено 19 октября 2021 г.
  2. ^ «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи раскрывает еще больше тайн» . sciencedaily.com . Проверено 3 марта 2014 г.
  3. ^ Фредерик Хартт, История искусства: живопись, скульптура, архитектура ; Harry N. Abrams Incorporated, Нью-Йорк, 1985, с. 601
  4. ^ Кристоф Луитпольд Фроммель, «Браманте и истоки Высокого Возрождения» в книге «Переосмысление Высокого Возрождения: культура изобразительного искусства в Риме начала шестнадцатого века» , Джилл Берк, изд. Ashgate Publishing, Осан, Великобритания, 2002 г., с. 172.
  5. ^ «Санта-Мария-делле-Грацие и Тайная вечеря» . Timeout.com. Архивировано из оригинала 29 марта 2013 года . Проверено 7 марта 2024 г.
  6. ^ Кинг, Росс (2012). Леонардо и Тайная вечеря . Нью-Йорк: Блумсбери. п. 271. ИСБН  978-1620403082 .
  7. ^ Кеннет Кларк. Леонардо да Винчи , Penguin Books 1939, 1993, с. 144.
  8. ^ «Тайная вечеря» . lairweb.org.nz . Проверено 21 декабря 2012 г.
  9. ^ «Да Винчи» . Лекции Марка Стила . Серия 2. Эпизод 2. Открытый университет. 7 октября 2003 г. Би-би-си . Архивировано из оригинала 17 сентября 2018 года . Проверено 21 декабря 2012 г.
  10. ^ Дюрант, Уилл (2001). Герои истории: Краткая история цивилизации с древних времен до зари современной эпохи . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. п. 206. ИСБН  978-0-7432-2612-7 . OCLC   869434122 .
  11. ^ Перейти обратно: а б с «Тайная вечеря Леонардо» . Умная история, представленная Академией Хана . Архивировано из оригинала 15 февраля 2014 года . Проверено 25 февраля 2014 г.
  12. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Уоллес 1972 , с. 83.
  13. ^ «Тайная вечеря» . Тайная вечеря . Проверено 25 февраля 2014 г.
  14. ^ Стейнберг, Лео (2001). Непрерывная «Тайная вечеря» Леонардо . Нью-Йорк: Зональные книги. п. 75. ИСБН  978-1890951184 .
  15. ^ Сфр. Матфея 26:15 и Иоанна 12:6; 13:29 .
  16. ^ Перейти обратно: а б с Уоллес 1972 , с. 86.
  17. ^ Перейти обратно: а б с Уайт, Сьюзен Д. (2006). Рисуйте как да Винчи . Лондон: Cassell Illustrated, стр. 132. ISBN   978-1844034444 .
  18. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Кинг, Росс (2012). Леонардо и Тайная вечеря . Нью-Йорк и Лондон: Блумсбери. стр. 187–189. ISBN  978-0-7475-9947-0 .
  19. ^ Уоллес 1972 , с. 81.
  20. ^ Уоллес 1972 , с. 82.
  21. ^ «Тайная вечеря (копия с Леонардо)» . Университет искусств, Лондон . Проверено 11 августа 2008 г.
  22. ^ Записные книжки Леонардо да Винчи – Полное собрание . Гутенберг.орг. 1 января 2004 года . Проверено 14 февраля 2012 г.
  23. ^ «Часовня с возвратной ренессансной живописью». Оксфорд Таймс . 14 сентября 2017. с. 19.
  24. ^ Уоллес 1972 , с. 127.
  25. ^ Уайкс, Алан (1969). Доктор Кардано, выдающийся врач . п. 26.
  26. ^ Перейти обратно: а б Да Винчи, Леонардо (1971). Тейлор, Памела (ред.). Записные книжки Леонардо да Винчи . Новая американская библиотека. п. XVIII.
  27. ^ Уоллес 1972 , с. 74.
  28. ^ Траверсо, ВМ (5 июня 2019 г.). «Как «Тайная вечеря» чудом уцелела от бомб Второй мировой войны» . Алетейя – католическая духовность, образ жизни, мировые новости и культура . Проверено 7 июня 2019 г.
  29. ^ Уоллес 1972 , с. 93.
  30. ^ Кинг, Росс (2012). Леонардо и Тайная вечеря . Нью-Йорк: Блумсбери. ISBN  978-0802717054 .
  31. ^ Филип Уильям (24 мая 1999 г.). «Тайная вечеря или собачий ужин?» . Хранитель . Guardian.co.uk . Проверено 21 декабря 2012 г.
  32. ^ Альберге, Дайла (14 марта 2012 г.). «Испортили ли реставраторы шедевр Леонардо?» . Независимый . Архивировано из оригинала 18 июня 2022 года . Проверено 21 декабря 2012 г.
  33. ^ «В аббатстве Тонгерло хранится замечательное сокровище» . Служба общественной дипломатии Федеральной государственной службы иностранных дел, внешней торговли и сотрудничества в целях развития. 10 мая 2019 года . Проверено 20 марта 2020 г.
  34. ^ «Где можно увидеть наполеоновскую копию «Тайной вечери» да Винчи » . ООО «Трипдейр» . Проверено 20 марта 2020 г.
  35. ^ Перейти обратно: а б «Мэри Бет Эдельсон» . Проект рисунка Музея искусства Фроста . Проверено 11 января 2014 г.
  36. ^ «Мэри Бет Эдельсон. Некоторые живые американские женщины-художницы. 1972» . МоМА . Проверено 4 декабря 2019 г.
  37. ^ Гейл Левин (2018). Становление Джуди Чикаго: Биография художницы . Университет Калифорнии Пресс. стр. 209–. ISBN  978-0-520-30006-4 .
  38. ^ «Мэри Бет Адельсон» . Клара – База данных женщин-художников . Вашингтон, округ Колумбия: Национальный музей женщин в искусстве. Архивировано из оригинала 10 января 2014 года . Проверено 10 января 2014 г.
  39. ^ «Автопортрет, смотрящий на Тайную вечерю» . Метрополитен-музей . Проверено 15 августа 2019 г.
  40. ^ Хейден-Гест, Энтони (3 августа 1999 г.). «Тайная вечеря Уорхола» . Артнет . Проверено 12 марта 2010 г.
  41. ^ Шелли, Мэри (1996). Сочинение о путешествиях . Лондон: Пикеринг. стр. 131–132. ISBN  1-85196-084-8 .
  42. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Кристофер Ходапп, Алиса фон Кэннон, Кодекс тамплиеров для чайников , с. 257 (Wiley Publishing, Inc., 2007. ISBN   978-0-470-12765-0 ).

Библиография

  • Уоллес, Роберт (1972) [1966]. Мир Леонардо: 1452–1519 . Нью-Йорк: Книги Time-Life. [ ISBN отсутствует ]

Дальнейшее чтение

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d212f71cd02bfdc7b5a5eebe76f458d0__1721164080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d2/d0/d212f71cd02bfdc7b5a5eebe76f458d0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Last Supper (Leonardo) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)