Тайная вечеря (Леонардо)
Тайная вечеря | |
---|---|
Английский: Тайная вечеря , Тайная вечеря | |
Художник | Леонардо да Винчи |
Год | в. 1495–1498 гг. |
Тип | Темпера на левкасе , смоле и мастике. |
Движение | Высокое Возрождение |
Размеры | 460 см × 880 см (181 × 346 дюймов) |
Расположение | Санта-Мария-делле-Грацие , Милан , Италия |
45 ° 28'00 "N 9 ° 10'15" E / 45,46667 ° N 9,17083 ° E | |
Веб-сайт | сенаколовинчиано |
Тайная вечеря ( итал . Il Cenacolo [il tʃeˈnaːkolo] или L'Ultima Cena [ˈlultima ˈtʃeːna] ) — фреска итальянского эпохи Возрождения художника Леонардо да Винчи , датированная ок. 1495–1498 , хранился в трапезной монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в Милане , Италия. На картине изображена сцена Тайной Вечери Иисуса Иисус с Двенадцатью Апостолами , как сказано в Евангелии от Иоанна – конкретно момент после того, как объявляет, что один из его апостолов предаст его . [1] Его обращение с пространством, мастерство перспективы, обработка движения и сложное отображение человеческих эмоций сделали его одной из самых узнаваемых картин западного мира и одним из самых знаменитых произведений Леонардо. [2] Некоторые комментаторы считают, что это имеет решающее значение для начала перехода к тому, что сейчас называют Высоким Возрождением. [3] [4]
, в рамках плана реконструкции церкви и монастырских зданий Работа была заказана покровителем Леонардо Людовико Сфорца , герцогом Миланским . Чтобы обеспечить его непоследовательный график рисования и частые правки, он написан материалами, допускающими регулярные изменения: темпера на левкасе , смола и мастика . Из-за использованных методов, множества факторов окружающей среды и намеренного повреждения сегодня от оригинальной картины мало что осталось, несмотря на многочисленные попытки реставрации, последняя из которых была завершена в 1999 году . «Тайная вечеря» — самая крупная работа Леонардо, не считая Зала делле Асс .
Рисование
Комиссия и создание
Размеры «Тайной вечери» составляют 460 × 880 см (180 × 350 дюймов) и занимают торцевую стену столовой монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в Милане, Италия. Тема была традиционной для трапезных , хотя в то время, когда Леонардо ее рисовал, комната не была трапезной. Главное здание церкви еще строилось, пока Леонардо писал картину. Покровитель Леонардо, Людовико Сфорца , планировал переоборудовать церковь в семейный мавзолей. С этой целью были внесены изменения, возможно, в планы Донато Браманте . Эти планы не были полностью реализованы, и рядом с монастырем была построена погребальная часовня меньшего размера. [5] Картина была заказана Сфорца для украшения стены мавзолея. Люнеты над основной картиной, образованной тройным арочным потолком трапезной, расписаны Сфорца гербами . Противоположная стена трапезной покрыта фреской «Распятие» Джованни Донато да Монторфано фигуры семьи Сфорца , к которой Леонардо добавил темперой ; эти цифры ухудшились во многом так же, как и «Тайная вечеря» . [6]
Леонардо работал над «Тайной вечерей» примерно с 1495 по 1498 год, но не работал постоянно. Дата начала не определена, поскольку архивы монастыря за этот период были уничтожены. Документ, датированный 1497 годом, указывает на то, что к тому времени картина была почти завершена. [7] Сообщается, что настоятель монастыря пожаловался Леонардо на задержку. Леонардо написал настоятелю монастыря, объясняя, что он изо всех сил пытался найти идеальное злодейское лицо для Иуды, и что, если он не сможет найти лицо, соответствующее тому, что он задумал, он воспользуется чертами настоятеля, который пожаловался. [8] [9]
В 1557 году Джан Паоло Ломаццо писал, что друг Леонардо Бернардо Зенале посоветовал ему оставить лицо Христа незавершенным, аргументируя это тем, что «невозможно представить себе лица прекраснее или нежнее, чем у Иакова Великого или Иакова Меньшего ». Леонардо, очевидно, последовал совету. [10]
- Распятие Джованни Донато да Монторфано Леонардо. , 1495 год, напротив «Тайной вечери»
- Картина на стене трапезной.
- Трапезная
Середина
Леонардо, как художник, отдавал предпочтение масляной живописи , технике, которая позволяет художнику работать медленно и легко вносить изменения. Фресковая живопись не способствует ни одной из этих целей. Леонардо также стремился к большей яркости и интенсивности света и тени ( светотень ), чем можно было достичь с помощью фрески. [11] в котором водорастворимые краски наносятся на влажную штукатурку , укладываемую каждый день по частям. Вместо того, чтобы использовать проверенный метод росписи на стенах, Леонардо написал «Тайную вечерю» темперой, материалом, обычно используемым для росписи на панно . Картина находится на каменной стене, покрытой двойным слоем левкаса , смолы и мастики. [12] Затем он добавил подслой свинцовых белил для усиления яркости темперы, нанесенной сверху. Этот метод ранее был описан Ченнино Ченнини в 14 веке. Однако Ченнини назвал эту технику более рискованной, чем фресковая живопись, и рекомендовал использовать более поверхностную живопись только для последних штрихов. [13]
Предмет
Тайная вечеря изображает реакцию каждого апостола, когда Иисус сказал, что один из них предаст его. Все двенадцать апостолов по-разному отреагировали на эту новость, с разной степенью гнева и шока. Апостолы были идентифицированы по именам с использованием неподписанной копии фрески середины шестнадцатого века с «Ченаколо» Леонардо. [14] До этого были точно идентифицированы только Иуда, Петр, Иоанн и Иисус. Слева направо по главам апостолов:
- Варфоломей , Иаков, сын Алфея , и Андрей образуют группу из трех человек; все удивлены.
- Иуда Искариот , Петр и Иоанн образуют еще одну группу из трех человек. Иуда одет в красное, синее и зеленое, находится в тени, выглядит отстраненным и ошеломленным внезапным раскрытием своего плана. Он сжимает небольшую сумку, возможно, обозначая серебро, данное ему в качестве платы за предательство Иисуса, или, возможно, намек на его роль казначея. [15] Он также опрокидывает солонку, что может быть связано с ближневосточным выражением «предать соль», означающим предать своего хозяина. Он единственный человек, чей локоть стоит на столе, а его голова по вертикали находится ниже всех на картине. На лице Петра выражение гнева, и он, кажется, держит нож, что предвещает его бурную реакцию в Гефсимании во время ареста Иисуса . Петр наклоняется к Иоанну и касается его плеча, ссылаясь на Евангелие от Иоанна, где он дает знак «любимому ученику» спросить Иисуса, кто его предаст. [а] Самый молодой апостол, Иоанн, кажется, теряет сознание и наклоняется к Петру.
- Иисус
- Фома , Иаков Великий и Филипп — следующая группа из трёх человек. Томас явно расстроен; поднятый указательный палец предвещает его недоверие к Воскресению. Джеймс Великий выглядит ошеломленным, подняв руки вверх. Тем временем Филип, похоже, требует каких-то объяснений.
- Мэтью , Иуда Фаддей и Симон Зилот — последняя группа из трёх человек. И Фаддей, и Мэтью поворачиваются к Саймону, возможно, чтобы узнать, есть ли у него ответ на их первоначальные вопросы.
Как и в других изображениях Тайной вечери того периода, Леонардо усаживает обедающих по одну сторону стола, так, чтобы никто из них не стоял спиной к зрителю. Скатерть белая с синими полосами, которые обычно ассоциируются с еврейским народом . Это единственная явная ссылка на картине на этническую принадлежность Иисуса и его учеников. Большинство предыдущих изображений исключали Иуду, помещая его одного на противоположную сторону стола от других одиннадцати учеников и Иисуса или помещая нимбы вокруг всех учеников, кроме Иуды.Вместо этого Леонардо заставляет Иуду откинуться в тень. Иисус предсказывает, что его предатель возьмет хлеб одновременно с Фомой и Иаковом Великим слева от него, которые в ужасе отреагируют, когда Иисус указывает левой рукой на кусок хлеба перед ними. Отвлеченный разговором Иоанна и Петра, Иуда тянется к другому куску хлеба, не замечая, что Иисус тоже протягивает к нему правую руку (Мф. 26:23). Ракурсы и освещение привлекают внимание к Иисусу, чей повернутая правая щека находится в точке схода всех линий перспективы. [17] Кроме того, картина продемонстрировала мастерское использование перспективы Леонардо, поскольку она «привлекает наше внимание к лицу Христа в центре композиции, а лицо Христа через его опущенный взгляд направляет наше внимание по диагонали его левой руки». в его руку и, следовательно, хлеб». [18]
Сообщается, что Леонардо использовал образы людей в Милане и его окрестностях в качестве вдохновения для создания фигур на картине. Настоятель монастыря жаловался Сфорце на «лень» Леонардо, когда он бродил по улицам в поисках преступника, на которого можно было бы свалить Иуду. Леонардо ответил, что, если он больше никого не найдет, приор изготовит подходящую модель. [19] Пока картина писалась, друг Леонардо, математик Лука Пачоли , назвал ее «символом жгучего стремления человека к спасению». [20]
История
Ранние копии
Известно, что существуют две ранние копии «Тайной вечери» , предположительно созданные помощниками Леонардо. Копии почти такого же размера, как оригинал, и сохранились, сохранив множество оригинальных деталей. [21] Одна работа Джампьетрино находится в коллекции Королевской академии художеств в Лондоне, а другая работы Чезаре да Сесто установлена в церкви Св. Амброджо в Понте Каприаска , Швейцария. Третья копия (холст, масло) написана Андреа Солари (ок. 1520 г.) и выставлена в Музее Леонардо да Винчи аббатства Тонгерло , Бельгия .
- Тайная вечеря , ок. 1520, Джампьетрино , холст, масло, из собрания Королевской академии художеств в Лондоне. [с] Эта полномасштабная копия послужила основным источником для реставрации оригинала в 1978–1998 годах. Он включает в себя несколько утраченных деталей, таких как ноги Христа и солонка, пролитая Иудой. Считается, что Джампьетрино тесно сотрудничал с Леонардо, когда тот был в Милане .
- Тайная вечеря , ок. 1520, Андреа Солари , холст, масло, в музее Леонардо да Винчи , аббатство Тонгерло.
Повреждения и реставрации
Поскольку Сфорца приказал спешно перестроить церковь, каменщики засыпали стены влагоудерживающим щебнем. [12] Картина была нанесена на тонкую внешнюю стену, поэтому влияние влажности ощущалось остро, и краска не держалась на ней должным образом. Из-за использованного метода вскоре после завершения картины 9 февраля 1498 года она начала портиться. [11] В 1499 году Людовик XII задумал снять картину со стены и перевезти ее во Францию. [24] Еще в 1517 году картина начала отслаиваться, а в 1532 году Джероламо Кардано описал ее как «размытую и бесцветную по сравнению с тем, что я помню о ней, когда видел ее мальчиком». [25] К 1556 году, менее чем через шестьдесят лет после того, как она была закончена, Джорджио Вазари описал картину как «путаницу клякс», настолько испорченную, что фигуры стали неузнаваемы. [12] Ко второй половине XVI века Джан Паоло Ломаццо заявил, что «картина вся испорчена». [11] В 1652 году в картине (тогда неузнаваемой) был прорезан дверной проем, который позже замурован; это все еще можно увидеть как неправильную арочную структуру возле центрального основания картины. Судя по ранним копиям, считается, что ноги Иисуса находились в положении, символизирующем предстоящее распятие. В 1768 году над картиной был повешен занавес, предназначенный для ее защиты; вместо этого занавеска удерживала влагу на поверхности, и всякий раз, когда ее отдергивали, она царапала отслаивающуюся краску.
Первая реставрация была предпринята в 1726 году Микеланджело Беллотти , который заполнил недостающие участки масляной краской, а затем покрыл всю фреску лаком. Этот ремонт длился недолго, и в 1770 году неизвестный художник по имени Джузеппе Мацца предпринял еще одну попытку реставрации. Мацца снял работу Беллотти, а затем практически перекрасил картину; он переделал все лица, кроме трех, когда его остановили из-за общественного возмущения. В 1796 году французские революционные антиклерикальные войска использовали трапезную как оружейный склад и конюшню ; [26] они бросали камни в картину и поднимались по лестницам, чтобы выцарапать глаза Апостолам. Гете писал, что в 1800 году комната была затоплена водой на два фута после сильного ливня. [12] Трапезная использовалась как тюрьма; [ когда? ] неизвестно, мог ли кто-либо из заключенных повредить картину. В 1821 году Стефано Барецци, эксперта по удалению целых фресок со стен в целости и сохранности, был вызван, чтобы переместить картину в более безопасное место; он сильно повредил центральную часть, прежде чем понял, что работа Леонардо не была фреской. Затем Барецци попытался прикрепить поврежденные участки клеем . С 1901 по 1908 год Луиджи Кавенаги сначала тщательно изучил структуру картины, затем приступил к ее очистке. В 1924 году Оресте Сильвестри провел дополнительную очистку и стабилизировал некоторые части лепниной .
Во время Второй мировой войны , 15 августа 1943 года, трапезная подверглась бомбардировке союзников; Защитные мешки с песком предотвратили попадание осколков бомбы в картину, [28] но возможно он был поврежден вибрацией . Между 1946 и 1954 годами Мауро Пелличоли провел чистую и стабилизирующую реставрацию. [12] котором Брера режиссер Фернанда . [26] Пелличиоли снова прикрепил краску к стене с помощью прозрачного шеллака, сделав ее относительно темнее и красочнее, и удалил часть перекраски . [29] Однако по состоянию на 1972 год в результате перекраски, проведенной в ходе различных реставраций, головы святых Петра, Андрея и Иакова значительно отличались от первоначального дизайна. [12]
Капитальная реставрация
Внешний вид картины к концу 1970-х годов сильно испортился. С 1978 по 1999 год Пинин Брамбилла Барсилон руководил масштабным проектом реставрации, направленным на стабилизацию картины и устранение ущерба, нанесенного грязью и загрязнением. Попытки реставрации восемнадцатого и девятнадцатого веков также были отменены. Поскольку перенос картины в более контролируемую среду оказался непрактичным, вместо этого столовую переоборудовали в герметичную среду с климат-контролем , что означало замуровывание окон. Затем было проведено детальное исследование, чтобы определить первоначальную форму картины, с использованием научных тестов (особенно инфракрасной рефлектоскопии и микроскопических образцов керна), а также оригинальных карикатур, хранящихся в Королевской библиотеке Виндзорского замка . Некоторые территории были признаны не подлежащими восстановлению. Они были перекрашены акварелью в приглушенных тонах , чтобы показать, что это не оригинальная работа, но при этом не слишком отвлекать. [30]
Реставрация заняла 21 год, и 28 мая 1999 года картина была возвращена на выставку. Потенциальные посетители должны были бронировать билеты заранее и могли оставаться только на 15 минут. Когда его представили, серьезные споры вызвали резкие изменения в цветах, тонах и даже некоторых формах лица. Джеймс Бек , профессор истории искусств Колумбийского университета и основатель ArtWatch International , был особенно резким критиком. [31] Майкл Дейли, директор ArtWatch UK, также пожаловался на отреставрированную версию картины. Он критиковал правую руку Христа на изображении, которое было изменено с драпированного рукава на то, что Дейли называет «драпировкой, похожей на муфту». [32]
В культуре
На «Тайную вечерю» часто ссылаются, воспроизводят или пародируют в западной культуре. Некоторые из наиболее ярких примеров:
Несовременная живопись, мозаика и фотография
Копия холста, маслом XVI века, хранится в аббатстве Тонгерло , Антверпен , Бельгия . В нем раскрываются многие детали, которые уже не видны в оригинале. [33] Римский сделал еще одну копию в -мозаика художник Джакомо Рафаэлли натуральную величину (1809–1814) по заказу Наполеона Бонапарта , которая находится в Миноритенкирхе в Вене . [34]
Современное искусство
В 1955 году Сальвадор Дали написал «Таинство Тайной вечери », где Иисус изображен светловолосым и чисто выбритым, указывающим вверх на призрачный торс, в то время как апостолы собрались вокруг стола, склонив головы, чтобы никого нельзя было опознать. Считается, что это одна из самых просматриваемых картин в коллекции Национальной галереи искусств в Вашингтоне, округ Колумбия.
В книге Мэри Бет Эдельсон « Некоторые живые американские женщины-художницы / Тайная вечеря» (1972) используется «Тайная вечеря » с головами известных женщин-художниц, коллажированных над головами Христа и его апостолов. Художники, создающие коллажи над головами Христа и его апостолов в книге « Некоторые живые американские женщины-художницы / Тайная вечеря», включают Линду Бенглис , Луизу Буржуа , Элейн де Кунинг , Хелен Франкенталер , Нэнси Грейвс , Лилу Катцен , Ли Краснер , Джорджию О'Киф , Луизу Невельсон. , Йоко Оно , MC Ричардс , Альма Томас и Джун Уэйн . [35] Кроме того, изображения других женщин-художниц показаны на рамке произведения; всего восемьдесят две женщины-художницы являются частью единого образа. [36] [37] Это изображение, затрагивающее роль религиозной и историко-художественной иконографии в подчинении женщин, стало «одним из самых знаковых образов феминистского художественного движения ». [35] [38]
Скульптор Марисоль Эскобар изобразила «Тайную вечерю» как трехмерную скульптурную композицию в натуральную величину, используя окрашенное и нарисованное дерево, фанеру, коричневый камень, гипс и алюминий. Эта работа «Автопортрет, смотрящий на Тайную вечерю в Нью-Йорке » (1982–84) находится в Метрополитен-музее . [39]
Арт-дилер Александр Иолас поручил Энди Уорхолу создать серию картин по мотивам «Тайной вечери» , впервые выставленных в Милане в январе 1987 года. Эта серия станет последней перед смертью художника. [40]
Литература
В своем экфрасическом стихотворении 1834 года «Тайная вечеря ». Лидия Сигурни фокусируется на предателе Христа, неоднократно спрашивает: «Я ли это?» и завершается молитвой о том, чтобы наши ноги направлялись таким образом:
Что наша Тайная Вечеря в этом мире может привести к
Этот бессмертный банкет рядом с тобой,
Где нет предателя.
Автор Мэри Шелли описывает свое впечатление от картины в своем путевом рассказе « Рамблес по Германии и Италии» , опубликованном в 1844 году:
Сначала мы посетили увядающую неподражаемую фреску Леонардо да Винчи. Как тщетны копии! ни в одном, ни в каком отпечатке я не видел ни малейшего приближения к выражению лица нашего Спасителя, такому, какое оно есть в оригинале. Величие и любовь – именно такими словами можно было бы описать это – в сочетании с отсутствием всякого коварства выражают божественную природу более наглядно, чем я когда-либо видел ее на какой-либо другой картине. [41]
- Мэри Шелли , Написание путешествий (1996), стр. 131–132.
Кино и телевидение
Картина очень напоминает фильм «Quo Vadis» , где Петр проповедует перед большой толпой христиан. Когда он рассказывает историю Тайной вечери, фильм переходит в короткую сцену, в которой фон, одежда и положения Иисуса и 12 учеников похожи на саму картину. В испанском фильме Луиса Бунюэля « 1961 года Виридиана» картины живая картина Леонардо поставлена с нищими . Другой нищий «фотографирует» сцену, высвечивая их. Эта сцена способствовала отказу Ватикана , назвавшего ее «кощунственной». Картина пародируется в фильме M*A*S*H (1970), в сцене, где Соколиный глаз Пирс устраивает «тайный ужин» для Уолта (Безболезненного) Вальдовски перед его запланированным самоубийством. Различные врачи, все в хирургических халатах, позируют, имитируя картину. В киноверсии фильма «Иисус Христос-суперзвезда» Нормана Джуисона (1973) в эпизоде «Тайная вечеря» Иисус и 12 апостолов кратко имитируют позы каждого персонажа на картине Леонардо. Картина также пародируется в Мела Брукса Фильм «Всемирная история, часть I» (1981), делающий Леонардо современником Иисуса.
На маленьком экране появляется множество пародий на картину, в том числе «Шоу 70-х » 1998 года эпизод первого сезона «Полосы», где Эрик окружен своими друзьями (а Джеки задается вопросом, почему все сидят на одной стороне стола); В финале седьмого сезона «Секретных материалов» , « Реквиеме » (и последнем эпизоде Малдера в сериале) есть сцена в офисе Скиннера, где персонажи выстраиваются в линию в знак уважения к картине; богу Слава Эпизод 16-го сезона 2005 года «Симпсонов» « , это Судный день » с Гомером в роли Иисуса и Мо и другими его покровителями в роли учеников; и Южного парка 2009 года эпизод 13-го сезона « Маргаритавилль », где Кайл и его друзья едят в пиццерии. В одном из эпизодов драмы канала CBC « Тайны Мердока» под названием «Обнаженные дамы » подозреваемые воссоздают в своих жертвах позы Петра, Иуды и Фомы.
Пятая серия сериала «Леонардо» 2021 года изображает вымышленную историю создания картины.
Другие предположения
«Тайная вечеря» была объектом множества спекуляций как со стороны писателей, так и со стороны исторических ревизионистов , обычно сосредоточенных на предполагаемых скрытых сообщениях или намеках, обнаруженных в картине, особенно после публикации Дэна Брауна романа «Код да Винчи» (2003), в котором один из персонажей предполагает, что человек справа от Иисуса (слева от Иисуса с точки зрения зрителя) на самом деле является Марией Магдалиной . [18] [42] В нем также говорится, что в центре картины «ярко сверкающая» буква (М) обозначала Матримонио или Марию Магдалину. Это предположение возникло в более ранних книгах «Откровение тамплиеров » (1997) Линн Пикнетт и «Святая кровь и Святой Грааль» Майкла Бейджента , Генри Линкольна и Ричарда Ли (1982). [42] Историки искусства считают, что это апостол Иоанн. [18] [42] который выглядит женственным в соответствии с характерным для Леонардо увлечением стиранием границ между полами - качество, которое можно найти в других его картинах, таких как «Святой Иоанн Креститель» (написанный около 1513–1516 гг. ). [18] [42] Кристофер Л. Ходапп и Алиса фон Каннон комментируют: «Если он [Джон] выглядит женственным и нуждается в стрижке, то же самое делает и Джеймс, вторая фигура слева». [42] По мнению Росса Кинга, эксперта по итальянскому искусству, появление Марии Магдалины на Тайной вечере не вызвало бы споров, и у Леонардо не было бы мотива замаскировать ее под одну из других учениц. [18] поскольку она широко почиталась в роли «Апостола апостолов» и была покровительницей Доминиканского ордена , для которого была написана «Тайная вечеря» . [18] Для этого даже был бы прецедент, поскольку ранний итальянский художник эпохи Возрождения Фра Анджелико включил ее в свою картину «Тайная вечеря». [18]
Картина содержит несколько возможных числовых отсылок, в том числе к числу три. Апостолы сидят группами по три человека, позади Иисуса три окна, а форма фигуры Иисуса напоминает треугольник. Его руки расположены в золотом сечении на половине высоты композиции. [17] Картину также можно интерпретировать с помощью серии Фибоначчи : один стол, одна центральная фигура, две боковые стены, три окна и фигуры, сгруппированные по три, пять групп фигур, восемь панелей на стенах и восемь ножек стола, а также тринадцать отдельных фигур. [17] Споры среди историков искусства до сих пор связаны с использованием ряда Фибоначчи, поскольку некоторые утверждают, что его целенаправленное использование не начало полностью применяться к архитектуре до начала 19 века. [18]
См. также
Примечания
- ^ Иоанна 13: 23–24.
- ^ Правая нижняя часть продолжает верхнюю композицию слева. [16]
- ↑ Картина висела в часовне Колледжа Магдалины в Оксфорде с 1992 года. [23]
Ссылки
- ^ Бьянкини, Риккардо (24 марта 2021 г.). «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи – Санта-Мария-делле-Грацие – Милан» . Не выставлено . Проверено 19 октября 2021 г.
- ^ «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи раскрывает еще больше тайн» . sciencedaily.com . Проверено 3 марта 2014 г.
- ^ Фредерик Хартт, История искусства: живопись, скульптура, архитектура ; Harry N. Abrams Incorporated, Нью-Йорк, 1985, с. 601
- ^ Кристоф Луитпольд Фроммель, «Браманте и истоки Высокого Возрождения» в книге «Переосмысление Высокого Возрождения: культура изобразительного искусства в Риме начала шестнадцатого века» , Джилл Берк, изд. Ashgate Publishing, Осан, Великобритания, 2002 г., с. 172.
- ^ «Санта-Мария-делле-Грацие и Тайная вечеря» . Timeout.com. Архивировано из оригинала 29 марта 2013 года . Проверено 7 марта 2024 г.
- ^ Кинг, Росс (2012). Леонардо и Тайная вечеря . Нью-Йорк: Блумсбери. п. 271. ИСБН 978-1620403082 .
- ^ Кеннет Кларк. Леонардо да Винчи , Penguin Books 1939, 1993, с. 144.
- ^ «Тайная вечеря» . lairweb.org.nz . Проверено 21 декабря 2012 г.
- ^ «Да Винчи» . Лекции Марка Стила . Серия 2. Эпизод 2. Открытый университет. 7 октября 2003 г. Би-би-си . Архивировано из оригинала 17 сентября 2018 года . Проверено 21 декабря 2012 г.
- ^ Дюрант, Уилл (2001). Герои истории: Краткая история цивилизации с древних времен до зари современной эпохи . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. п. 206. ИСБН 978-0-7432-2612-7 . OCLC 869434122 .
- ^ Перейти обратно: а б с «Тайная вечеря Леонардо» . Умная история, представленная Академией Хана . Архивировано из оригинала 15 февраля 2014 года . Проверено 25 февраля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Уоллес 1972 , с. 83.
- ^ «Тайная вечеря» . Тайная вечеря . Проверено 25 февраля 2014 г.
- ^ Стейнберг, Лео (2001). Непрерывная «Тайная вечеря» Леонардо . Нью-Йорк: Зональные книги. п. 75. ИСБН 978-1890951184 .
- ^ Сфр. Матфея 26:15 и Иоанна 12:6; 13:29 .
- ^ Перейти обратно: а б с Уоллес 1972 , с. 86.
- ^ Перейти обратно: а б с Уайт, Сьюзен Д. (2006). Рисуйте как да Винчи . Лондон: Cassell Illustrated, стр. 132. ISBN 978-1844034444 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Кинг, Росс (2012). Леонардо и Тайная вечеря . Нью-Йорк и Лондон: Блумсбери. стр. 187–189. ISBN 978-0-7475-9947-0 .
- ^ Уоллес 1972 , с. 81.
- ^ Уоллес 1972 , с. 82.
- ^ «Тайная вечеря (копия с Леонардо)» . Университет искусств, Лондон . Проверено 11 августа 2008 г.
- ^ Записные книжки Леонардо да Винчи – Полное собрание . Гутенберг.орг. 1 января 2004 года . Проверено 14 февраля 2012 г.
- ^ «Часовня с возвратной ренессансной живописью». Оксфорд Таймс . 14 сентября 2017. с. 19.
- ^ Уоллес 1972 , с. 127.
- ^ Уайкс, Алан (1969). Доктор Кардано, выдающийся врач . п. 26.
- ^ Перейти обратно: а б Да Винчи, Леонардо (1971). Тейлор, Памела (ред.). Записные книжки Леонардо да Винчи . Новая американская библиотека. п. XVIII.
- ^ Уоллес 1972 , с. 74.
- ^ Траверсо, ВМ (5 июня 2019 г.). «Как «Тайная вечеря» чудом уцелела от бомб Второй мировой войны» . Алетейя – католическая духовность, образ жизни, мировые новости и культура . Проверено 7 июня 2019 г.
- ^ Уоллес 1972 , с. 93.
- ^ Кинг, Росс (2012). Леонардо и Тайная вечеря . Нью-Йорк: Блумсбери. ISBN 978-0802717054 .
- ^ Филип Уильям (24 мая 1999 г.). «Тайная вечеря или собачий ужин?» . Хранитель . Guardian.co.uk . Проверено 21 декабря 2012 г.
- ^ Альберге, Дайла (14 марта 2012 г.). «Испортили ли реставраторы шедевр Леонардо?» . Независимый . Архивировано из оригинала 18 июня 2022 года . Проверено 21 декабря 2012 г.
- ^ «В аббатстве Тонгерло хранится замечательное сокровище» . Служба общественной дипломатии Федеральной государственной службы иностранных дел, внешней торговли и сотрудничества в целях развития. 10 мая 2019 года . Проверено 20 марта 2020 г.
- ^ «Где можно увидеть наполеоновскую копию «Тайной вечери» да Винчи » . ООО «Трипдейр» . Проверено 20 марта 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Мэри Бет Эдельсон» . Проект рисунка Музея искусства Фроста . Проверено 11 января 2014 г.
- ^ «Мэри Бет Эдельсон. Некоторые живые американские женщины-художницы. 1972» . МоМА . Проверено 4 декабря 2019 г.
- ^ Гейл Левин (2018). Становление Джуди Чикаго: Биография художницы . Университет Калифорнии Пресс. стр. 209–. ISBN 978-0-520-30006-4 .
- ^ «Мэри Бет Адельсон» . Клара – База данных женщин-художников . Вашингтон, округ Колумбия: Национальный музей женщин в искусстве. Архивировано из оригинала 10 января 2014 года . Проверено 10 января 2014 г.
- ^ «Автопортрет, смотрящий на Тайную вечерю» . Метрополитен-музей . Проверено 15 августа 2019 г.
- ^ Хейден-Гест, Энтони (3 августа 1999 г.). «Тайная вечеря Уорхола» . Артнет . Проверено 12 марта 2010 г.
- ^ Шелли, Мэри (1996). Сочинение о путешествиях . Лондон: Пикеринг. стр. 131–132. ISBN 1-85196-084-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Кристофер Ходапп, Алиса фон Кэннон, Кодекс тамплиеров для чайников , с. 257 (Wiley Publishing, Inc., 2007. ISBN 978-0-470-12765-0 ).
Библиография
- Уоллес, Роберт (1972) [1966]. Мир Леонардо: 1452–1519 . Нью-Йорк: Книги Time-Life. [ ISBN отсутствует ]
Дальнейшее чтение
- Подробный обзор «Непрекращающейся Тайной вечери» Стейнберга в 3 Pipe Issue
- Бертелли, Карло (ноябрь 1983 г.). «Восстановление открывает Тайную вечерю». Нэшнл Географик . Том. 164, нет. 5. стр. 664–684. ISSN 0027-9358 . OCLC 643483454 .
- Гейденрайх, Людвиг Х. (1974). Леонардо: Тайная вечеря . Нью-Йорк: The Viking Press, Inc.
Внешние ссылки
- Официальный сайт
- Леонардо «Тайная вечеря» и три слоя
- Леонардо да Винчи: анатомические рисунки из Королевской библиотеки Виндзорского замка , полностью онлайн-каталог выставки в формате PDF из Метрополитен-музея, который содержит материалы о Тайной вечере (см. Индекс)