Этюд драпировки для Богородицы
Этюд драпировки для Богородицы | |
---|---|
![]() | |
Художник | Леонардо да Винчи |
Год | Между 1507 и 1517 годами |
Середина | Черный мел, кисть, промытая чистыми чернилами, с белым усилением, на белой бумаге. |
Размеры | 23 см × 24,5 см (9,1 × 9,6 дюйма) |
Расположение | Лувр, Париж |
Присоединение | ИНВ. 2257 |
« Этюд драпировки Богородицы» — рисунок Леонардо да Винчи, хранящийся в Лувре . Выполненная углем, тушью и серой краской с белиловыми бликами на пожелтевшей, черной тонированной бумаге, она представляет собой подготовительный этюд для драпировки плаща Девы Марии на картине Леонардо «Мадонна с младенцем и Святой Анной» . также в Лувре.
Считается, что этот рисунок был выполнен между 1507 и 1510 годами, причем некоторые ученые предполагают более позднюю дату - 1516–1517 годы. Она принадлежит к серии подготовительных этюдов, выполненных, вероятно, между 1502 и 1503 годами, когда была задумана картина. Два из этих исследований посвящены конкретным частям драпировки : ткани на правом бедре фигуры и спаду ткани на бедре фигуры. Хотя поза на этом рисунке немного отличается от позы в окончательной работе, ее характеристики напоминают студийные копии , что заставляет некоторых исследователей полагать, что это были прототипы картины в Лувре в натуральную величину.
Замечательное изящество рисунка достигается за счет сочетания разнообразных материалов и сложных техник, демонстрируя развивающееся мастерство Леонардо.
Описание
[ редактировать ]Исследование выполнено на листе бумаги размером 23,0×24,5 см. [ 1 ] подготовлен в черно-желтом цвете. [ 2 ] Изделие выполнено из черного камня. [ 3 ] или древесный уголь , [ 1 ] используя кисть с коричневыми, серыми и белыми пигментами, [ 3 ] либо индийские чернила [ 1 ] или блики белой гуашью . [ 3 ]
В композиции присутствует драпировка, окутывающая ноги человека, если смотреть сбоку. [ 1 ] Правая нога вытянута, а левая согнута, [ 4 ] частично скрыта сзади. Кроме того, в ознакомительной манере нарисованы нижняя часть туловища, левая рука и правая нога. [ 5 ] но достаточно видимы, чтобы оценить позу. [ 6 ]
История
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]
Леонардо да Винчи было от пятидесяти пяти до шестидесяти пяти лет, когда он выполнил этот рисунок. [ 7 ] который был завершен максимум между 1507 и 1517 годами. В 1508 году он начал так называемый «второй миланский период», который продолжался до сентября 1513 года. [ 8 ] Он был известен не только в Италии, но и во всей Европе, и влиятельные покровители конкурировали за его заслуги как инженера и художника. [ 9 ] включая французского короля Людовика XII и его подчиненных - его государственного секретаря Флоримона Роберте и посланного им в Милан губернатора Шарля д'Амбуаза. [ 10 ] - Джулиано Медичи, герцог Немурский , 1513 год. [ 11 ] и Франциск I в 1515 году. [ 11 ]
Несмотря на самопровозглашенное отсутствие интереса к живописи, Леонардо был чрезвычайно продуктивен в этот период, создав несколько работ, таких как « Спаситель мира» (после 1507 г.), «Скапильята» (1508 г.), «Леда и лебедь» (1508 г.), « Святой Иоанн Креститель» . как Вакх (1510–1515) и Святой Иоанн Креститель (между 1513 и 1516 годами). [ 12 ] он работал над « Тринитарной Святой Анной Кроме того, с начала века ». Обстоятельства его ввода в эксплуатацию остаются неясными. Картина, которая сейчас выставлена в Лувре, работа над которой была начата в 1502–1503 годах, вероятно, все еще находилась в черновом виде примерно в 1507–1508 годах. [ 8 ] поскольку Леонардо, по всей вероятности, отказался от него между 1504 и 1507 годами. [ 13 ]
С этой картиной напрямую связаны два типа исследования: те, которые позволили создать мультфильм. [ 14 ] и те, которые представляют собой «окончательные изменения, решенные хозяином», которые, следовательно, наиболее удалены во времени. [ 13 ] Благодаря характерному экспериментальному подходу данное исследование относится ко второй группе. [ 8 ] К этому моменту картина достигла достаточно развитой стадии, и Леонардо не мог изменить общую композицию. Его целью было проработать и усовершенствовать детали, включая драпировку фигур и окружающих их камней. С этой целью он подготовил дюжину исследований, в том числе и эту, по доработке первоначального замысла мультфильма. [ 8 ]
- Другие подготовительные рисунки к «Мадонне с младенцем и святой Анной».
-
Голова Богородицы в три четверти вправо между 1507 и 1513 годами, Нью-Йорк, Метрополитен-музей, инв. 1951 51,90, лицевая сторона.
-
Этюд правой руки Богородицы c. 1510–1515, Виндзорский замок, RCIN 912532.
Встречаться
[ редактировать ]Два ключевых фактора влияют на датировку этого рисунка. Во-первых, дата начала карьеры Леонардо маловероятна, поскольку в то время его любимыми средствами рисования были металлическое перо и перо . Во-вторых, рисунок демонстрирует технику, характерную для его более поздних исследований « Мадонны с младенцем и Святой Анной» . [ 5 ] [ 2 ]
Несмотря на эти указания, по мнению исследователей, дата рисунка неизвестна. Веб-сайт Лувра и Винсент Делёвен указывают, что самая ранняя возможная датировка - ок. 1507/1510. [ 2 ] [ 5 ] По очень точной оценке, Кеннет Кларк предполагает, что ок. 1508–1510 гг. [ 15 ] Франсуаза Виатт, по согласованию с Кармен К. Бамбах , предоставила промежуточную оценку 1510–1513 годов. Со своей стороны, Карло Педретти и Сара Тальялагамба предполагают ок. 1516–1517 гг., очень поздняя дата, близкая к смерти художника. [ 16 ] [ 17 ] потому что работа «демонстрирует как концептуальное, так и визуальное отклонение от более ранних работ» и поэтому должна быть перенесена во французский период творчества художника. [ 18 ] [ 19 ]
Учитывая неопределенность в отношении даты создания картины, некоторые исследователи предложили полную датировку исследования, например Питер Хоэнштатт, который датирует ее ок. 1503–1517, [ 20 ] или более открытый подход, как в случае с предложенной Франком Зёлльнером и Йоханнесом Натаном датировкой «ок. 1501 или 1510/11 (?)». [ 21 ]
Атрибуция
[ редактировать ]Этюд драпировки Богородицы, несомненно, принадлежит Леонардо да Винчи. [ 1 ] [ 2 ] [ 5 ] [ 15 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] Исследователи выявили наличие типичной левосторонней штриховки белой гуашью, которая отмечает освещенные участки. [ 3 ] Однако возможно, что впоследствии работа была переработана другой рукой, возможно, кем-то из мастерской Леонардо. [ 22 ]
Провенанс
[ редактировать ]Последующая история рисунка была задокументирована лишь недавно. Он принадлежал французскому коллекционеру произведений искусства Жану-Батисту Викару (1762–1834). [ 2 ] В 1823 году работа была продана торговцу произведениями искусства Сэмюэлю Вудберну (1783–1853). [ 5 ] [ 23 ] у которого его купил сэр Томас Лоуренс (1769–1830), [ 2 ] Георга IV Придворный портретист . Впоследствии он был приобретен для коллекции произведений искусства короля Нидерландов Вильгельма II . [ 2 ] Однако, поскольку это предприятие было неплатежеспособным, оно было распущено в 1849 году после смерти короля его братом Фридрихом Оранским-Нассау . [ 24 ] Под каталожным номером 182 работа была выставлена на продажу из коллекции Вильгельма II в Гааге 12 августа 1850 года. [ 5 ] Этюд был наконец приобретен Лувром в октябре 1851 года вместе с 22 другими рисунками итальянских мастеров эпохи Возрождения . [ 25 ] после того, как он снова ненадолго перешел в руки Сэмюэля Вудберна, того самого человека, который продал его 27 лет назад. [ 5 ] С тех пор он остается в коллекции Лувра. [ 2 ]
Этюд к Богоматери с Младенцем и Святой Анной.
[ редактировать ]Рисунок широко известен как предварительный эскиз драпировки плаща Богородицы на картине «Мадонна с младенцем и Святой Анной в Лувре». [ 1 ] [ 5 ] хотя и немного под другим углом. [ 22 ]
Возможно, что этот рисунок был задуман как этюд драпировки платья Богородицы в « Мадонне Бенуа» Леонардо , датированной 1478–1482 годами, из-за сходства с этюдами на этой картине. Однако эта гипотеза уже недействительна, тем более что стиль рисунка и характер подпорки не соответствуют этой очень ранней датировке. [ 6 ] Это сходство, скорее, можно объяснить формальными исследованиями, проведенными мастером в течение его карьеры, которые можно увидеть в «Благовещении» (1472–1475) и «Мадонне в скалах» (лондонская версия, датированная между 1491 и 1499 годами, затем между 1506 и 1508 годами). [ 5 ] Более того, несколько аргументов подтверждают вывод о том, что источником является картина в Лувре. Обращает на себя внимание поразительное визуальное сходство двух драпировок — положение ног, бюста и левой руки. Во-вторых, сотрудники студии использовали лист в своих исследованиях для копирования работы. [ 2 ] В-третьих, использованные материалы аналогичны материалам, использованным в других исследованиях, касающихся живописи. [ 5 ]
Этот рисунок принадлежит к серии этюдов, посвященных драпировке одеяния Богородицы, что отражает тщательное внимание художника к деталям. Основная цель этих исследований — детализировать влияние драпировки на ногу фигуры. [ 26 ] и решить проблему сгибания края плаща на бедре фигуры. [ 27 ] Серия демонстрирует единый подход, в котором используется сложная техника смешивания различных материалов для достижения реалистичного качества. Эта техника, вероятно, служила способом более эффективно визуализировать окончательный нарисованный эффект. [ 22 ] [ 28 ]
- Два этюда Леонардо да Винчи, непосредственно связанные с Этюдом драпировки Богородицы.
-
Этюд плаща Богородицы , между 1507 и 1517 годами, Виндзорский замок , RL 12530.
-
Этюд плаща Богородицы , ок. 1510–1515, Виндзорский замок, RL 12529.
Другой похожий рисунок этого периода хранится в Виндзорском замке под инвентарным номером RL 12530. Его датировка спорна, ученые предполагают, что это 1507–1513 гг. [ 27 ] или 1515–1517 гг. [ 29 ] Как и этюд в Лувре, он по-настоящему закончен только в той части, где изображено правое бедро фигуры. [ 30 ] Остальная часть тела, включая грудь, руки и туловище, зарисована лишь в элементарном виде. [ 26 ] Интерес картины заключается в точной игре света, которая дополняет исследование драпировки в Лувре. [ 30 ] Следует, однако, отметить, что формы, изображенные на рисунке, не соответствуют формам на картине. Для тех, кто датирует картину ок. 1507 год, это можно считать предварительной фазой размышлений, ведущих к созданию Этюда драпировки Богородицы . [ 27 ]
Еще одно исследование драпировки сохранилось в Виндзоре под номером RL12529 и датировано ок. 1510–1515. [ 31 ] Основное внимание уделяется созданию тканевой драпировки, которая ниспадает на бедро фигуры. Однако если композицию этого рисунка, отличающуюся от композиции в этюде в Лувре, можно идентифицировать так, как она изображена на картине, то это не без значительных колебаний. [ 26 ] Научный анализ картины с использованием инфракрасной рефлектографии дал две информации. Сначала художник обвел в слое красного лака эскиз этюда драпировки в Лувре. Во-вторых, когда он применил синий слой, он уменьшил этот мотив, приняв форму, идентичную виндзорской драпировке (№ RL12529), форму, которая после этого не изменилась. [ 5 ] По общему мнению, точная копия мультфильма. [ Примечания 1 ] свидетельствует о нерешительности художника относительно этого мотива. На изображении изображен большой кусок ткани в стиле кабинета драпировок в Лувре. [ 5 ]
- Сравнение мультфильма, исследование и реализация мотива в картине. [ Примечания 2 ]
-
Плащ Богородицы на карикатуре Реста-Эстергази (ок. 1503–1506, уже не сохранился).
-
Этюд драпировки Богородицы (между 1507 и 1517 годами).
-
Драпировка плаща Богородицы с грудью Святой Анны, Богородицы с Младенцем и Святой Анной .
Анализ
[ редактировать ]Шедевр технического совершенства
[ редактировать ]
Этюд драпировки Богородицы выполнен в том же стиле, что и более поздние этюды к картине. Мастерство и техническое мастерство художника проявляются в разнообразии использованных материалов. [ 5 ] богатство и сложность техники, [ 32 ] и тщательность, с которой художник их реализует, [ 22 ] в результате получилось очень живописное произведение. В работе с драпировкой использована техника сфумато , размыты контуры, [ 33 ] и изображает рельефы с превосходным техническим мастерством. Здесь чередуются белая гуашь, мел, коричневые чернила, размывка и штриховка . [ 34 ] Цель состоит в том, чтобы как можно точнее воспроизвести желаемый эффект на картине. [ 6 ]
Для этого художник создал темный подшерсток, а затем рисунок, обрисовав его черным камнем. [ 3 ] Секции туловища и рук останутся как есть. [ 22 ] Чтобы начать моделировать тени, он применил размытый подшерсток. Закончив с этим, он возобновил свою работу кистью. [ 3 ] используя синие и коричневатые оттенки для теней [ 20 ] и усиливал их белой гуашью, рисуя вертикальные или изогнутые штриховки на освещенных участках. [ 3 ]
Работу охарактеризовали как «бесконечно тщательную» с «особой утонченностью». [ 20 ] из-за «тщательного применения пигментов» и «разнообразия технических изобретений». [ 22 ] В XIX веке такие исследователи, как Эжен Мюнц [ 19 ] и Фредерик Резе [ 22 ] определили, что отделка была настолько идеальной, что они подумали, что рисунок недавно был ретуширован. [ 19 ]
Искусство драпировки
[ редактировать ]
Этюд драпировки Богородицы представляет определенную сложность в своем рисунке. Складки ткани различаются по глубине, а движения тела, которые они охватывают, переплетаются. [ 35 ] Несмотря на их несопоставимые пропорции, [ 16 ] дизайн объединяет две ноги и демонстрирует «живую анимацию» падения ткани на бедро фигурки. [ 36 ] через искусно закругленные складки. Такое единство дизайна приводит к заметному эффекту объема. [ 16 ] придерживаясь традиций классической скульптуры . [ 6 ]
Драпировка на этом рисунке демонстрирует умение художника балансировать движение и иллюстрирует намерение изобразить устойчивость Богородицы. Субъект сидит на коленях у матери, поддерживая его только ее левой ногой. [ 37 ] Драпировка также демонстрирует двойное движение человека, наклоняющегося вперед и собирающегося встать, что отражается в напряжении правой ноги. [ 6 ]
Наконец, рисунок «Этюда драпировки Богородицы» демонстрирует техническое мастерство художника и развитие его мастерства с течением времени. Напротив, техника « Этюда драпировки сидящей фигуры» (инв. № 2255 в Отделе графики Лувра), датированная ок. 1475, основан на дихроматическом методе, который подчеркивает контрасты между светом и тенью. Этюд драпировки Богородицы основан на мягком чередовании света и тени, в результате чего освещенные части больше не определяют изображение, а скорее тени, которые представляют исключительную объемность изображения. [ 38 ]
Потомство
[ редактировать ]
Если рисунок не копировался, то он воспроизводился в копиях картины сотрудниками студии Леонардо. [ 39 ] Студийные версии, основанные на Этюде драпировки Богородицы, легко узнать, поскольку они имеют характерный мотив ткани, ниспадающей на бедро Богородицы, мотив, упрощенный в окончательной картине. [ 40 ] Этюд можно найти среди существующих копий, например, в мастерской ок. 1508–1513 гг. В Музее Прадо в Мадриде. [ 41 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Когда Леонардо да Винчи создавал свою карикатуру для картины в Лувре, член его мастерской создал другую, копию, карикатуру Ресты-Эстерхази. Этот мультфильм интересен тем, что свидетельствует о переходе от учебы к окончательной реализации. Мультфильм хранился в Будапеште, пока не был уничтожен в середине Второй мировой войны. Исторические фотографии остаются свидетельством его существования.
- ↑ Учитывая, что оригинальный мультфильм отсутствует по крайней мере с 17 века, здесь рассматривается мультфильм Реста-Эстерхази, который считается верным оригиналу.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Коллекции отдела графики – Драпировка, обволакивающая ноги сидящей фигуры – ВИНЧИ Леонардо да» . arts-graphiques.louvre.fr .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Педретти и Тальялагамба (2017 , стр. 164)
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Делёвен и Франк (2019 , стр. 384)
- ^ Педретти и Тальялагамба (2017 , стр. 161–163)
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Дельевен и др. (2012 , стр. 140)
- ^ Перейти обратно: а б с д и Виатте и др. (2003 , стр. 564)
- ^ Брэмли (2019 , стр. 505)
- ^ Перейти обратно: а б с д Делёвен и Франк (2019 , стр. 284)
- ^ Брэмли (2019 , стр. 449, 482)
- ^ Брэмли (2019 , стр. 507, 510)
- ^ Перейти обратно: а б Брэмли (2019 , стр. 544)
- ^ Таможенник (2017)
- ^ Перейти обратно: а б Дельевен и др. (2012 , стр. 131)
- ^ Делёвен и Франк (2019 , стр. 282)
- ^ Перейти обратно: а б Кларк, Кеннет; Кемп, Мартин (26 ноября 2015 г.). Леонардо да Винчи . Пингвины Великобритании. ISBN 978-0-14-198237-3 .
- ^ Перейти обратно: а б с Педретти и Тальялагамба (2017 , стр. 163)
- ^ Перейти обратно: а б Веццози (2010 , стр. 156)
- ^ Перейти обратно: а б Педретти и Тальялагамба (2017 , стр. 161)
- ^ Перейти обратно: а б с Виатте и др. (2003 , стр. 98)
- ^ Перейти обратно: а б с д Хоэнштатт (1998 , стр. 89)
- ^ Перейти обратно: а б Зёлльнер и Натан (2014 , стр. 53)
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Виатте и Форчоне (2003 , стр. 260)
- ^ «Сэмюэл Вудберн | Художник | Королевская академия художеств» . www.royalacademy.org.uk .
- ^ «Королевская страсть к искусству | Вилла Вобан» (на французском языке). 24 февраля 2015 г.
- ^ Старки, Лора (3 марта 2009 г.). «РЕЙЗЕТ, Фредерик» . ИНХА (на французском языке).
- ^ Перейти обратно: а б с Дельевен и др. (2012 , стр. 191)
- ^ Перейти обратно: а б с Дельевен и др. (2012 , стр. 143)
- ^ Дельевен и др. (2012 , стр. 93)
- ^ «Изучите Королевскую коллекцию онлайн» . www.rct.uk.
- ^ Перейти обратно: а б Виатте и Форчоне (2003 , стр. 261)
- ^ «Леонардо да Винчи (1452–1519) – Драпировка бедра Богородицы» . www.rct.uk.
- ^ Виатте и др. (2003 , стр. 561)
- ^ Виатте и др. (2003 , стр. 41)
- ^ Виатте и др. (2003 , стр. 24)
- ^ Виатте и др. (2003 , стр. 288)
- ^ Делёвен и Франк (2019 , стр. 284–285)
- ^ Педретти и Тальялагамба (2017 , стр. 164)
- ^ Педретти и Тальялагамба (2017 , стр. 163–164)
- ^ Дельевен и др. (2012 , стр. 131)
- ^ Дельевен и др. (2012 , стр. 162)
- ^ Дельевен и др. (2012 , стр. 171)
Библиография
[ редактировать ]- Брэмли, Серж (2019). «10». Леонардо да Винчи: Биография (на французском языке). Джей Си Латте. ISBN 978-2709663236 .
- Хоэнштатт, Питер (1998). Леонардо да Винчи: 1452–1519 (на французском языке). Перевод Катрин Метэ-Бюрендт. Кенеманн. ISBN 3829007116 .
- Педретти, Карло; Тальялагамба, Сара (2017). Леонардо да Винчи: Искусство рисования (на французском языке). Перевод Рено Темперини. Цитадели и Мазенод. ISBN 978-2850887253 .
- Веццози, Алессандро (2010). «5». Леонардо да Винчи: Искусство и наука Вселенной (на французском языке). Перевод Франсуазы Лиффран. Откройте для себя Галлимар. стр. 104–128. ISBN 978-2070348800 .
- Зёлльнер, Франк; Натан, Йоханнес (2014). Леонардо да Винчи, 1452–1519: Графическая работа (на французском языке). Перевод Вольфа Фрутранка. Ташен. ISBN 9783836554404 .
- Делёвен, Винсент; и др. (Франсуаза Барб, Сесиль Безлен, Сью Энн Чуи, Пьер Кюри, Мириам Эвено, Элизабет Фукар-Вальтер, Луи Франк, Сесилия Фрозинини, Ана Гонсалес Мосо, Софи Гийо де Судюйро, Клаурио Гулли, Бруно Моттин, Син Пазиа, Кристина Фенсквали, Алан Феникс Четыре, Элизабет Раво, Сесиль Скайерес и Наоко Такахатаке) (2012). Святая Анна: последний шедевр Леонардо да Винчи - выставка, представленная в Париже в Лувре с 29 марта по 25 июня 2012 г. (на французском языке). Париж: издания Лувра. стр. 140–141. ISBN 978-88-89854-87-7 .
- Делёвен, Винсент; Фрэнк, Луи (2019). Леонардо да Винчи (официальный каталог выставки) (на французском языке). Хазан. стр. 258–289. ISBN 978-2754111232 .
- Виатт, Франсуаза; Форчоне, Варена (2003). «86. Драпировка, обхватывающая ноги сидящей фигуры». Леонардо да Винчи: Рисунки и рукописи (выставка) (на французском языке). Париж:Собрание национальных музеев. стр. 257–261. ISBN 2-7118-4589-3 .
- Виатт, Франсуаза; и др. (Кармен К. Бамбах, Карло Векче, Карло Педретти, Франсуаза Виатт, Алессандро Чекки, Мартин Кемп, Пьетро К. Марани, Клэр Фараго, Варена Форчоне, Анн-Мари Логан и Линда Волк-Саймон) (2003). Леонардо да Винчи, мастер-рисовальщик (серия Нью-Йоркского Метрополитен-музея) . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, стр. 242–722. ISBN 978-0300098785 .
- Зёлльнер, Франк (2017). Леонард де Винчи, 1452–1519: tout l'œuvre peint (на французском языке). Карманы. ISBN 978-3836562966 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с драпировкой, окутывающей ноги сидящей фигуры (INV 2257), на Викискладе?