Святой Иероним в пустыне (Леонардо)
Святой Иероним в пустыне | |
---|---|
![]() | |
Художник | Леонардо да Винчи |
Год | в. 1480–1490 гг. |
Тип | Темпера, масло, панель из ореха. |
Размеры | 103 см × 75 см (41 × 30 дюймов) |
Расположение | Музеи Ватикана , Рим |
«Святой Иероним в пустыне» — незаконченная картина итальянского эпохи Возрождения художника Леонардо да Винчи , датированная ок. 1480–1490 . [n 1] Недавнее исследование, связанное с Дамой с горностаем, проведенное Леонардо да Винчи в то же время, подтверждает эту гипотезу. [1] Композиция картины нанесена в монохромном виде на загрунтованную деревянную панель. В неизвестную дату после смерти Леонардо панель была разрезана на пять частей, прежде чем ей была восстановлена первоначальная форма (без очень маленького треугольника).
Описание
[ редактировать ]На черновике незавершенной картины, написанном маслом, изображен святой Иероним в преклонном возрасте во время его отступления в сирийскую пустыню, где он жил жизнью отшельника . Святой стоит на коленях среди скалистого пейзажа, глядя на распятие, которое можно различить в крайнем правом углу картины. В правой руке Иеронима он держит камень, которым традиционно изображают бьющего себя в грудь в покаянии. У его ног — лев, ставший верным спутником после того, как он вырвал шип из его лапы. Лев, камень и кардинальская шляпа – традиционные атрибуты святого. [2]
В левой части панели фоном является далекий пейзаж озера, окруженного отвесными горами, окутанными туманом. С правой стороны единственная различимая деталь — это слабо очерченная церковь, видимая через отверстие в скале. Присутствие церкви может указывать на положение Иеронима в западном христианстве как одного из Докторов Церкви .
Композиция картины новаторская для косой трапециевидной формы фигуры святого. Угловые формы контрастируют с извилистой формой льва, который пишет букву «S» в нижней части картины. Лев также является символом власти и силы, связанным с Евангелием от Марка , которое Иероним перевел на латынь. Форма Святого Иеронима является прообразом Девы Марии в Деве в скалах . Изображение мышц шеи и плеч считается первым анатомическим рисунком Леонардо .
Интерпретация
[ редактировать ]Покаяние — одна из центральных тем религиозной иконографии. Иероним, прославившийся прежде всего своим переводом Библии на латынь, так называемой Вульгаты , в старости удалился в пустыню как кающийся человек . Здесь, как и в любых других картинах этой тематики, он размышляет о распятом Христе. За распятием можно увидеть слабое изображение церкви, вероятно, олицетворяющее видение Нового Иерусалима , небесной загробной жизни, к которой стремится Иероним.
Джордж Бент предположил, что выбор Леонардо здесь темы может иметь прямое отношение к собственной духовной жизни Леонардо, особенно к обвинению в 1476 году в его причастности к гомосексуальной деятельности с мужчиной-проституткой Якопо Сальтарелли . [3] Обвинения были предъявлены четырем молодым людям по анонимному обвинению. Гомосексуальная деятельность была незаконной во Флоренции. Они не были осуждены. [4] [5] По мнению Бента, Леонардо можно рассматривать как испытывающего раскаяние либо в своем испытании, либо в своем проступке, что позволило ему более тесно идентифицировать себя со страданиями, изображенными на масляном наброске Святого Иеронима . [6]
Провенанс
[ редактировать ]В какой-то момент своей истории панель была разрезана на пять частей и собрана заново для коллекционера начала XIX века кардинала Феша , дяди Наполеона Бонапарта . До недавнего времени сообщения о его открытии основывались на различных вариантах популярной легенды, согласно которой кардинал обнаружил в магазине в Риме часть панели с туловищем святого, служившую столешницей или крышкой ящика. Пять лет спустя он обнаружил, что голова использовалась в качестве клина для верстака сапожника. [7] [8] Реальная история менее красочна, но не менее увлекательна. Панель, очевидно, была расчленена заведомо недобросовестным римским торговцем произведениями искусства Пьетро Камуччини, чтобы извлечь голову, наиболее законченную часть картины, которая, по его мнению, будет стоить дороже, чем панель целиком. Четыре прямых надреза, которые он сделал, чтобы совершить этот шокирующий акт вандализма, до сих пор видны на изображениях, сделанных с помощью инфракрасной рефлектографии. Пьетро выставил голову на обозрение в галерее Камуччини в Риме, которой он владел вместе со своим братом Винченцо Камуччини . Его увидела там в 1818 году Шарлотта Энн Итон . В следующем году братья Камуччини продали голову кардиналу Фешу. Вскоре после этого кардинал, посетив помещение римского торговца произведениями искусства (вероятно, антикварный магазин Корраццетто на площади Пьяцца Навона, который, как известно, он часто посещал), обнаружил панно в том же стиле, но с дырой в том месте, где голова должна была быть. Он поспешил домой в свою резиденцию в Палаццо Фальконьери, принес голову в упомянутый антикварный магазин и, к своему восторгу, обнаружил, что две части точно подходят друг к другу. Судя по всему, после продажи головы братья Камуччини склеили оставшиеся части обратно и выбросили их на римский арт-рынок, несомненно, за ничтожную цену. Купив обезглавленное панно, кардинал приказал собрать и отреставрировать картину, чтобы скрыть следы, оставшиеся после надрезов. Всю оставшуюся жизнь он хранил ее в своем личном кабинете, над любимым креслом, считая ее самым ценным своим имуществом. [9] Отремонтированная панель была продана на посмертной распродаже кардинала и в конечном итоге была приобретена Папой Пием IX , который установил ее в Пинакотеке Ватиканы, которая сейчас является частью музеев Ватикана . Когда-то считалось, что Святой Иероним был частью коллекции художницы Анжелики Кауфман , но эта теория также была отвергнута недавними учеными. [10] «Святой Иероним», принадлежащий Анжелике Кауфман, которую она ошибочно приписала Леонардо, был идентифицирован как картина последователя Леонардо Чезаре да Сесто , которая сейчас находится в Национальном музее в Стокгольме. [11]
Выставки
[ редактировать ]обычно выставляется в музеях Ватикана, Хотя Святой Иероним он был передан в аренду Метрополитен-музею в Нью-Йорке летом 2019 года в крыле Роберта Лемана, с 15 июля до начала октября. Экспозиция представляла собой отдельную презентацию картины при приглушенном освещении в целях ее консервации. [12] С 10 июня по 20 сентября 2022 года он был передан на выставку в Кло-Люсе недалеко от Амбуаза , резиденции Леонардо в последний год его жизни, который он провел во Франции на службе у короля Франциска I. [13]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Дата ок. 1480–1490 гг. основано на данных следующих ученых:
- Кемп (2019 , стр. 31): ок. 1481–1482 гг.
- Марани (2003 , стр. 338): вероятно, ок. 1480 г.
- Сайсон (2011 , стр. 139): ок. 1488–1490 гг.
- Зёлльнер (2019 , стр. 221): ок. 1480–1482 гг.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ксавье д'Эрувиль и Аврора Колье (2023). «Миланский квест: «Великое произведение анонимного мастера итальянского Возрождения» » .
- ^ Христианская иконография - Святой Иероним [1]
- ^ Джордж Бент. Леонардо да Винчи и итальянское Высокое Возрождение . Серия «Великие курсы». 2013.
- ^ « Жалоба на Леонардо да Винчи (1452–1519) » . Джованнидаллорто.com . Проверено 18 июля 2013 г.
- ^ Виттковер и Виттковер, стр. 170–71.
- ^ Джордж Бент. Леонардо да Винчи и итальянское Высокое Возрождение . Серия «Великие курсы». 2013.
- ^ Брокуэлл, Морис Вальтер, Леонардо да Винчи . Кессинджер, 2004, с. 7
- ^ Реголи, Джигетта Далли; Джозеффи, Десио; Меллини, Джан Лоренцо; Сальвини, Роберто (1968). Музеи Ватикана: Рим . Италия: Newsweek. п. 152 .
- ^ Ян Саммер, » Леонардо в девятнадцатом веке Превратности «Святого Иеронима Ракколты Винчиана , том. 40, 2023, стр. 147–152.
- ^ Цёлльнер, Франк, Леонардо да Винчи: полное собрание картин и скульптур . Лондон: Сумки , 2003, с. 221
- ^ В. Васинг Роуорт, «Анжелика Кауфман: Приобретение и распространение коллекции художника, 1782-1825» в ред. С. Эйвери-Квоша и К. Хомера, Лондон и появление европейского арт-рынка, 1780-1820 ( Институт Гетти: Лос-Анджелес, 2019), с. 138, рисунок 4.
- ^ Холланд Коттер. «То, что Леонардо да Винчи не смог закончить». Нью-Йорк Таймс. 11 июля 2019 г. [2]
- ^ Святой Иероним Леонардо да Винчи: незаконченный шедевр
Источники
[ редактировать ]- Кемп, Мартин (2019). Леонардо да Винчи: 100 вех . Нью-Йорк: Стерлинг. ISBN 978-1454930426 .
- Марани, Пьетро К. (2003). Леонардо да Винчи: Полное собрание картин . Гарри Н. Абрамса, Inc. Нью-Йорк: ISBN 978-0810991590 .
- Сайсон, Люк ; Кейт, Ларри; Галансино, Артуро; Маццотта, Антонио; Незерсол, Скотт; Румберг, Пер (2011). Леонардо да Винчи: Художник при миланском дворе (1-е изд.). Лондон: Национальная галерея. ISBN 978-1857094916 .
- Зёлльнер, Франк (2019). Леонардо да Винчи: Полное собрание картин и рисунков (Юбилейное издание). Одеколон: Сумки.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Превратности «Святого Иеронима» Леонардо в девятнадцатом веке, Ян Саммер, Ракколта Винчиана , том. 40, 2023, стр. 147–152.
- Проделки Леонардо да Винчи и Иеронима Босха . Ксавье д'Эрувиль и Аврора Колье. Декабрь 2023 г. HAL Open Science
СМИ, связанные со Святым Иеронимом Леонардо да Винчи, на Викискладе?