Органист альта

Альт -органиста — музыкальный инструмент, созданный Леонардо да Винчи . Он использует фрикционный ремень для вибрации отдельных струн (аналогично тому, как скрипка издает звуки), при этом струны выбираются нажатием клавиш на клавиатуре (аналогично органу). Конструкция Леонардо интриговала производителей инструментов уже более 400 лет, но, хотя подобные инструменты были построены, ни один сохранившийся инструмент, построенный непосредственно на основе незавершенных проектов Леонардо, неизвестен. Иногда его ошибочно называют клавесинным альтом , который представляет собой другой инструмент. [1]
Описание
[ редактировать ]Леонардо разработал множество различных и тщательно продуманных моделей альта-органиста, которые сохранились в его записных книжках 1488–1489 годов, а также в рисунках в Атлантическом кодексе и Рукописи H. [2]

Первым известным инструментом, действительно построенным с использованием концепции Леонардо, является Geigenwerk Ганса Хейдена 1575 года. Хотя концепция та же самая, конструкция сильно отличается; современные версии инструмента более или менее основаны на конструкции Хейдена. На гравюре Гейгенверка 1620 года изображен инструмент размером и формой примерно с клавесин (т. е. в форме фортепиано с плоскими сторонами и острыми углами). Полностью хроматическая клавиатура имеет 44 клавиши, простирающиеся примерно на три с половиной октавы от нижней ми до высокой си. (см. иллюстрацию) Этот диапазон клавиатуры соответствует клавесинам того времени, хотя клавесинные клавиатуры чаще начинались с низкая C или низкая F. Количество строк невозможно определить напрямую, но конструкция подразумевает одну строку на клавишу, или 44 строки. [3]
На гравюре инструмент имеет пять луковых колес и ножную педаль, предположительно для вращения колес. Масштаб, приведенный под рисунком, имеет цифры от одного до шести; если предположить, что это относится к футам , то длина инструмента составляет чуть более 6 футов, что опять же соответствует шкале, соответствующей клавесинам того времени. Фактическая настройка инструмента не указана, но, учитывая количество клавиш и размер инструмента, она, вероятно, простиралась от E2 до B5. Вариации этой конструкции производились на протяжении последних четырех столетий, с разным диапазоном, количеством клавиш и числом луковых колес. [3]
Строительство
[ редактировать ]Неизвестно, построил ли Леонардо когда-либо рабочий прототип этого инструмента. Первым подобным инструментом, который был построен, был Geigenwerk 1575 года, созданный Гансом Хейденом , немецким изобретателем инструментов. Однако Гейгенверк не основан на проектах Леонардо. В нем используются несколько фрикционных колес вместо фрикционного ремня для вибрации струн, и для игры на нем требуется два человека: один поворачивает рукоятку, чтобы привести в движение канифольные колеса, а другой управляет клавишами. [2]
Георг Ганди, органист из Ильменау, сконструировал аналогичный инструмент с некоторыми усовершенствованиями в 1709 году и назвал его фортепианной скрипкой . В 1741 году два изобретателя — Ле Вуар в Париже и Хольфельд в Берлине — независимо сконструировали версии смычкового фортепиано , похожие на конструкцию Гейдена. В 1754 году колеса смычкового фортепиано, получившего название виола да гамба фортепиано , были покрыты конским волосом . Другие производители инструментов продолжали совершенствовать конструкцию на протяжении оставшейся части XVIII и начала XIX веков, хотя она так и не получила широкого распространения. [4]
Эти инструменты оставались в первую очередь музейными диковинками, пока несколько современных производителей инструментов не начали проявлять интерес к созданию реконструкций Гейгенверка , но называя их альт-органистами . Акио Обучи построил несколько инструментов еще в 1993 году. [5]
В 2013 году польский музыкант Славомир Зубжицкий завершил строительство еще одной современной копии Гейгенверка под названием «альт-органиста» и сыграл на ней в исполнении Музыкальной академии в Кракове . [6] Инструмент Зубжицкого содержит четыре смычковых колеса (вращающихся с помощью ножной педали, управляемой игроком), 49 клавиш и диапазон клавиш от F1 до F5. В 2015 году музыкант Бьорк включил этот инструмент, на котором также играл Славомир Зубжицки, в запись песни «Black Lake» для альбома Vulnicura Strings . [7]
Еще один современный инструмент, похожий по концепции, если не по дизайну, — это колесная арфа , созданная Джоном Джонсом и Митчеллом Мангером в 2013 году и дебютировавшая в том же году на выставке NAMM Show в Анахайме, Калифорния. [8]
Еще одна современная адаптация (комбинация с лютневой арфой ) — Omniwerk , созданная пражским мастером клавесинов Юккой Олликой. [9]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Эдоардо Занон, «Мир Леонардо да Винчи» и музыкальные инструменты» . Блогфолк . Проверено 13 июля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Винтерниц, Эмануэль (1982). Леонардо да Винчи как музыкант.
- ^ Jump up to: а б Преаториус, Майкл; Оксфордская серия старинной музыки : Syntagma Musicum , Том 3; Издательство Оксфордского университета; Лондон: 1620/2004. стр. 129.
- ^ Бюхнер, Александр (1980). «Das Sostenente-Piano» . Revue Belge de Musicologie / Бельгийский журнал музыковедения . 34/35: 130–146. дои : 10.2307/3685912 . JSTOR 3685912 . Проверено 19 апреля 2021 г.
- ^ «Мастерская Акио Обучи» . Обучи.music.coocan.jp . Проверено 19 апреля 2021 г.
- ^ «Новости - Новости на Онете - Самые свежие и важные новости страны и мира» . Онетские новости . Проверено 19 апреля 2021 г.
- ^ Гибсоне, Харриет (6 октября 2015 г.). «Бьорк выпустит версию Vulnicura для акустических струн» . Хранитель . Новости Guardian и СМИ . Проверено 17 декабря 2015 г.
- ^ Льюис, Рэнди. «Охота за билетами и знаменитостями, положенная на музыку» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 28 января 2013 г.
- ^ «Мастер клавесина Юкка Оллика о создании Omniwerk, вдохновленный Леонардо да Винчи» . Радио Прага Интернешнл . 20 декабря 2023 г. Проверено 02 января 2024 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кэролин В. Саймонс, «Пианино Sostenente», а также Эмануэль Винтерниц и Лоуренс Либин, «Леонардо да Винчи», изд. Grove Music Online. Л. Мэйси (по состоянию на 2 апреля 2005 г. на сайте www.grovemusic.com), (доступ по подписке). Архивировано 16 мая 2008 г. на Wayback Machine.
- «Состененте фортепиано», Новый Гарвардский музыкальный словарь , изд. Дон Рэндел. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета, 1986. ISBN 0-674-61525-5
- П. Инноченци, Технология и исполнительство в эпоху Возрождения: Музыкальный мир Леонардо да Винчи . Издательство Cambridge Scholars, 2023. ISBN 1-5275-2918-5