Портрет музыканта
Портрет музыканта | |
---|---|
Русский : Портрет музыканта. | |
![]() | |
Художник | Леонардо да Винчи |
Год | в. 1483–1487 (незаконченный) |
Середина | Масло (и, возможно, темпера ) на ореховой панели. |
Предмет | Личность не установлена |
Размеры | 44,7 см × 32 см (17,6 × 13 дюймов) |
Расположение | Пинакотека Амброзиана , Милан |
Портрет музыканта [n 1] — незаконченная картина, приписываемая итальянскому эпохи Возрождения художнику Леонардо да Винчи , датированная ок. 1483–1487 гг . Созданная во время пребывания Леонардо в Милане , работа написана маслом и, возможно , темперой на небольшой панели из орехового дерева . Это его единственная известная мужская портретная картина , и личность ее натурщика активно обсуждается среди ученых.
Возможно, под влиянием того, как Антонелло да Мессина познакомил Италию с ранненидерландским стилем портретной живописи, эта работа знаменует собой резкий отход от профильной портретной живописи , которая преобладала в Милане 15-го века. Он имеет много общего с другими картинами, выполненными там Леонардо, такими как Луврская «Богоматерь в скалах» и « Дама с горностаем» , но « Портрет музыканта» — его единственное панно , оставшееся в городе, где оно находилось в Амброзианской пинакотеке. не сохранилось по крайней мере с 1672 года. Одна из наиболее хорошо сохранившихся картин Леонардо, современных записей о комиссии . Основываясь на стилистическом сходстве с другими работами Леонардо , практически все современные ученые приписывают ему хотя бы лицо натурщика. Неуверенность в остальной части картины возникает из-за жесткости и жесткости тела, нехарактерных для работ Леонардо. Хотя это можно объяснить незавершенностью картины, некоторые ученые полагают, что Леонардо помогал один из его ученики .
Интимность портрета указывает на то, что он был выполнен частным заказом или сделан личным другом. До 20 века считалось, что на ней изображен Людовико Сфорца , герцог Миланский и работодатель Леонардо. Во время реставрации 1904–1905 годов при удалении закрашивания была обнаружена рука, держащая ноты , что указывало на то, что натурщик был музыкантом. В качестве натурщиков были предложены многие музыканты, работающие в Милане; Франхин Гаффуриус был наиболее предпочтительным кандидатом на протяжении всего 20-го века, но в 21-м веке мнение ученых сместилось в сторону Аталанте Мильоротти . Другие известные предположения включают Жоскена де Пре и Гаспара ван Вербеке , но нет никаких исторических свидетельств, подтверждающих какое-либо из этих утверждений. Работу критиковали за стоические и деревянные качества, но она отличалась интенсивностью и высоким уровнем детализации лица объекта. Научные интерпретации варьируются от картины, изображающей музыканта во время выступления, до представления самопровозглашенной идеологии Леонардо о превосходстве живописи над другими видами искусства. , например, музыка.
Описание
[ редактировать ]Состав
[ редактировать ]
Картина написана маслом и, возможно, темперой. [n 2] размером 44,7 × 32 см (17,6 × 12,6 дюйма) на небольшой панели из орехового дерева . [4] На нем изображен молодой человек в длину до груди и в три четверти, чья правая рука держит сложенный нотный лист . [5] [6] Картина практически не закончена, за исключением лица и волос. [4] но в целом он в хорошем состоянии, поврежден только правый нижний угол. [2] [7] Историк искусства Кеннет Кларк отметил, что из сохранившихся работ Леонардо , «Музыкант» пожалуй, лучше всего сохранился. [8] несмотря на выцветание цвета со временем. [9]
Низ работы может быть слегка подрезан. [7] Имеется небольшая ретушь, особенно в области затылка; Историк искусства Франк Цёлльнер отметил, что эта ретушь привела к несколько неудачной штриховке шеи и левой стороны губ. [7] Портрет своим черным фоном напоминает более поздние портреты Леонардо, « Даму с горностаем» и «Прекрасную Ферроньеру» , но отличается от них тем, что тело и голова натурщицы обращены в одну сторону. [10] Биограф Уолтер Айзексон отметил, что из-за незавершенности работы тени на портрете откровенно резкие, а на самом портрете меньше тонких слоев масляной краски, которые обычно встречаются в картинах Леонардо. [11]
Музыкант
[ редактировать ]У натурщика вьющиеся волосы до плеч, он носит красную кепку и пристально смотрит на что-то за пределами поля зрения зрителя. [12] Его взгляд усиливается благодаря тщательному освещению, которое фокусирует внимание на его лице. [3] особенно на его больших стеклянных глазах. [6] Он носит облегающую белую майку. Роспись его черного камзола не закончена, а коричнево-оранжевого палантина лишь подкрашен . [2] [13] [14] Цвета выцвели, вероятно, из-за незначительной перекраски и плохой сохранности . Техническая экспертиза работы показала, что камзол изначально, вероятно, был темно-красным, а палантин — ярко-желтым. [4]
Рот намекает на улыбку или предполагает, что мужчина собирается петь или только что спел. [15] [16] Примечательной особенностью его лица является влияние на глаза света, находящегося за кадром. [17] Свет расширяет зрачки обоих глаз, но правого глаза гораздо сильнее, чем левого, что невозможно. [18] [19] Некоторые утверждали, что это сделано просто для драматического эффекта, чтобы зритель почувствовал движение от левой стороны лица музыканта к правой. [19] Историк искусства Люк Сайсон писал, что «глаза, пожалуй, самая яркая черта музыканта , поскольку зрение имеет первостепенное значение как самое благородное чувство и самый важный инструмент художника». [16]
Ноты
[ редактировать ]
Жестко сложенный лист бумаги, который держат в необычной и деликатной манере, представляет собой ноты с музыкальными нотами и буквами. написанными на них [2] Из-за плохого состояния нижней части картины записи и буквы практически неразборчивы. [2] [3] Это не помешало некоторым учёным выдвигать гипотезы о том, что говорится в письмах, часто используя свои интерпретации для подтверждения своей теории личности музыканта. [20] Частично стертые буквы можно различить как «Кант» и «Ан». [21] и обычно читаются как « Cantum Angelicum », что на латыни означает «ангельская песня», хотя историк искусства Мартин Кемп отмечает, что это может быть « Cantore Angelico », что по-итальянски означает «ангельский певец». [2] Заметки внесли мало ясности в картину. [5] кроме настойчивого предположения, что субъект — музыкант. [22] Они имеют размерную нотацию и поэтому, вероятно, представляют собой полифоническую музыку . [14] Леонардо Сохранившиеся рисунки ребусов с нотной записью в Печатной комнате Виндзорского замка не напоминают музыку на картине. [5] Это говорит о том, что это музыкальное произведение не принадлежит Леонардо, что оставляет неизвестным композитора и значение музыки. [5]
Атрибуция
[ редактировать ]
Хотя приписывание Леонардо в предыдущие века вызывало споры, современные историки искусства теперь считают « Портрет музыканта» одной из его оригинальных работ. [3] [4] [23] [24] Сомнения относительно приписывания этой работы Леонардо существовали почти с тех пор, как картина была известна. [4] При первом появлении в каталоге Пинакотеки Амброзиана 1672 года он был указан как работа Леонардо. [25] но опись коллекции 1686 года приписывает ее Бернардино Луини . [7] Это слово было быстро вычеркнуто и заменено на «или, скорее, Леонардо». [4] В 1798 году Амброзиана отнесла портрет к «школе Луини», но вскоре его снова внесли в список как работы Леонардо. [4] Когда он впервые был внесен в список в 1672 году, он был описан как обладающий «всю элегантность, которую можно ожидать от герцогского поручения». [4] [n 3] это означает, что объектом, как предполагалось, был Людовико Сфорца , герцог Миланский , который был работодателем Леонардо, когда картина была написана. [4] [9] Это было принято до 20-го века, когда ученые полагали, что это подвеска к Портрету дамы в Амброзиане, который теперь приписывают Джованни Амброджо де Предис, но в то время считали портретом Леонардо Беатрис д'Эсте . Жена Людовико. [21] [25] В середине 20-го века специалист по Леонардо Анджела Оттино делла Кьеза назвала одиннадцать ученых, которые поддержали приписывание Леонардо; восемь человек, приписавших эту работу Амброджо де Преди; двое не определились и один считал, что это работа Джованни Антонио Больтраффио , еще одного ученика Леонардо . [21] [n 4]
портрета не сохранилось Сведений о заказе . [12] Его приписывание Леонардо основано на стилистическом и техническом сходстве с другими его произведениями. [8] особенно лицо ангела в Лувре «Дева в скалах». [2] и титульного персонажа в «Святом Иерониме в пустыне» . [15] [n 5] Темный фон портрета, стиль, популяризированный Леонардо, способствует этой атрибуции, поскольку она появляется в более поздних его картинах, таких как « Дама с горностаем» , «Прекрасная Ферроньер» и «Святой Иоанн Креститель» . [23] «Дама с горностаем» продемонстрировала много стилистического сходства с « Музыкантом» В частности, по данным рентгеновского тестирования, . [7] Другие характеристики, типичные для стиля Леонардо, включают меланхоличную атмосферу, чувствительные глаза, [2] неоднозначный рот (который, кажется, только что закрылся или вот-вот откроется) и вьющиеся волосы [4] напоминает его более ранний портрет Джиневра де Бенчи . [15] Также характерным для Леонардо является использование орехового дерева, материала, который он предпочитал и рекомендовал. [12] обычно не использовался другими художниками Ломбардии . но который в то время [7] Атрибуция подтверждается также сравнением зрачков глаз музыканта, которые расширяются в разной степени; [18] была отмечена связь со следующим отрывком в записных книжках Леонардо: [16]
Зрачок расширяется и сужается в зависимости от яркости или темноты предметов [в его поле зрения]; а так как для расширения и сжатия требуется некоторое время, то оно не может сразу видеть, выйдя из света в тень, равно как и из тени в свет, и именно это меня уже обмануло. в рисовании глаз, и именно так я этому научился. [18]
Проблема атрибуции картины проистекает из ее жесткого и стоического поведения. [2] что нехарактерно для обычных картин Леонардо. [7] Хотя некоторые ученые считают это результатом незавершенности картины, [4] другие предположили, что одежду и туловище нарисовал студент. [7] Если Леонардо помогал другой художник, наиболее часто упоминаемыми кандидатами являются Больтраффио и Амброджио де Предис. [4] потому что их стиль ближе к жестким и жестким качествам портрета. [7] По словам историка искусства Карло Педретти , Больтраффио и Марко д'Оджионо , еще один ученик Леонардо, изображают глаза так же, как и на портрете, предполагая, что любой из них мог сотрудничать с Леонардо в работе. [6] Историк искусства Пьетро К. Марани отмечал, что маловероятно, чтобы у Леонардо были помощники в середине 1480-х годов, а даже если бы и были, они вряд ли помогали бы в написании портрета чиновника или личного друга. [26] [№ 6] Несмотря на заявления Марани, современный научный консенсус относительно того, помогала ли Леонардо помощь, остается неясным: Цёлльнер заявил, что «теперь признано, что Леонардо нанес лицо, в то время как Больтраффио приписывают всю верхнюю часть тела». [7] тогда как, по словам Сайсона, только «существенное меньшинство» ученых не согласилось с полной атрибуцией. [4] Хотя по поводу авторства картины в целом ведутся споры, большинство учёных сходятся во мнении, что, по крайней мере, лицо — полностью работа Леонардо. [7] [27]
Встречаться
[ редактировать ]Леонардо Историки искусства относят эту работу к первому миланскому периоду ( ок. 1482–1499 ) из-за сходства с другими работами того времени, включая стилистическое сходство с Дамой с горностаем, обнаруженное с помощью рентгеновского исследования. [7] а также обработка светотени в Лувре «Богоматерь в скалах» и его эскизы для бронзовой скульптуры коня . [8] Более старые источники датировали работу серединой этого периода, датами 1485–1490 гг. [8] и 1490 дано. [21] [28]
Современные ученые, в том числе Сисон и Марани, заметили, что Леонардо не мог написать портрет намного позже 1487 года. [22] [26] поскольку считается, что ему не хватает утонченности и реализма более поздних работ, основанных на его анатомических исследованиях, таких как « Дама с горностаем» . [22] Лишь в 1489 году Леонардо занялся изучением анатомии человека, особенно черепа. [4] Из-за этого сейчас считается, что картина была завершена раньше, в середине 1480-х годов. [22] обычно между 1483 и 1487 годами. [№ 7] [n 8]
Фон
[ редактировать ]Исторический контекст
[ редактировать ]« Портрет музыканта» представляет собой радикальный отход от преобладающей формы портретной живописи в Милане XV века. [29] Миланская публика была более консервативна в художественном отношении, чем в других частях Италии. [30] и ожидал, что большинство, если не все, портреты будут в профиль , как, например, работы Занетто Бугатто , Винченцо Фоппы и Амброджо Бергоньоне . [29] Профиль натурщика в три четверти уже был распространен в ранней нидерландской живописи , где портреты часто изображались на плоском черном фоне. [31] Антонелло да Мессина представит подобные портреты в три четверти на черном фоне в Венеции и Сицилии , с такими работами, как « Портрет мужчины» ( Il Condottiere ) и «Портрет мужчины в красной шляпе» . [32] Леонардо, вероятно, находился под влиянием стиля Антонелло и мог видеть работы этого художника во время краткого визита Антонелло в Милан в 1476 году. [18] или в Венеции около 1486 года, когда Леонардо, возможно, находился в городе в гостях у своего бывшего учителя Андреа дель Верроккьо . [4] Историк искусства Даниэль Арасс предположил, что, хотя «Портрет музыканта» больше всего похож из портретов Леонардо на портрет Антонелло, фигура обращена от зрителя, в отличие не только от большинства портретов Антонелло, но и от большинства портретов Антонелло. [33] но и к другим портретам Леонардо. [34] Портрет молодого человека ( ок. 1490–1491 ) в Пинакотеке Брера работы художника из круга Леонардо. [n 9] находился под сильным влиянием « Портрета музыканта» . [26] [35] [36]
- Иль Кондотьер , ок. 1475 год , Антонелло. Лувр, Париж. Метод освещения лица Антонелло, возможно, вдохновил Леонардо. [37]
- Портрет мужчины в красной шляпе , ок. 1475–1476 , Антонелло. Национальная галерея, Лондон. Как и Антонелло, Леонардо подчеркивает лицо объекта, которое доминирует в кадре. [29]
- Портрет молодого человека , ок. 1490–1491 , Круг Леонардо. Пинакотека Брера, Милан. Художника заметно вдохновил « Портрет музыканта» .
Происхождение
[ редактировать ]
« Портрет музыканта» — единственный известный мужской портрет Леонардо. [4] и его единственное панно, оставшееся в Милане. [25] Марани отметил, что работа, скорее всего, предназначалась для частного использования. [29] Обычно считается, что он не входил в число произведений, подаренных Амброзиане ее основателем кардиналом Федерико Борромео в 1618 году. [25] которые в то время составляли основную часть коллекции музея. [21] Вполне возможно, что он был подарен Амброзиане в 1637 году Галеаццо Арконати , [7] известный коллекционер работ Леонардо, таких как «Богоматерь с младенцем, Святой Анной и Святым Иоанном Крестителем» и «Атлантический кодекс» . [38]
Работа впервые задокументирована в 1672 году, когда она была внесена в каталог Пьетро Паоло Боска в Амброзиане. [4] Источники различаются в зависимости от того, ли Наполеон вывез Портрет музыканта во Францию в 1796 году. Марани заявила, что он был разграблен . [25] но Сайсон заявил, что французы считали Атлантический кодекс более ценным и вместо этого взяли его. [4] Оба учёных сходятся во мнении, что это было в Амброзиане в 1798 году. [4] [25]
Портрет экспонировался на выставке 2011–2012 годов «Леонардо да Винчи: Художник при миланском дворе» в Национальной галерее , Лондон. [39] выставка 2015 года «Леонардо 1452–1519: Дизайн мира» в Королевском дворце Милана , [40] и выставка Леонарда де Винчи 2019–2020 годов в Лувре. [41]
Личность няни
[ редактировать ]Идентификация натурщика как Людовико была принята до тех пор, пока реставрация 1904–1905 годов, проведенная Луиджи Кавенаги и Антонио Гранди, не удалила слой краски и не обнажила руку, держащую ноты. [9] Это заставило ученых поверить, что речь идет не о Людовико, а о [10] но музыкант в Милане в то же время, что и Леонардо. [22] После этого открытия на роль няни было предложено множество кандидатов; однако его личность остается неопределенной. Возможно, этот человек появлялся и в других работах Леонардо и его студии. Ученые из Национальной галереи предположили, что Франческо Наполетано «Портрет юноши в профиль» Леонардо и рисунок «Бюст юноши в профиль» принадлежат одному и тому же человеку. [42] Были предложены различные исторические кандидаты, но без убедительных доказательств. [7] [43]
Францин Гаффуриус
[ редактировать ]историка архитектуры Луки Бельтрами Предложение о Франчине Гаффуриусе (1451–1522) стало ведущим кандидатом в начале 20 века. [44] Гаффуриус был священником и выдающимся теоретиком музыки в Милане. [2] придворный музыкант Людовико Сфорца и маэстро ди капелла Миланского собора . [17] [29] Он наверняка был знаком с Леонардо, [45] поскольку — помимо их общего работодателя — музыкальный трактат Гаффуриуса 1496 года «Practica Musicae » содержит различные гравюры на дереве Леонардо. [28] Кроме того, Бельтрами предположил, что буквы «Cant» и «Ang» были сокращены от латинского «Cantum Angelicum» и отсылки к Angelicum ac divinum opus , еще одному музыкальному трактату Гаффуриуса. [21]
Эта теория была подвергнута сомнению, поскольку иконографические свидетельства не соответствуют Гаффуриусу натурщику. [29] Кемп отметил, что буквы «Cant» и «Ang» с таким же успехом могут обозначать «Cantore Angelico» , что по-итальянски означает «ангельский певец». [2] Субъект картины не был изображен в церковном одеянии , которое правильно идентифицировало бы его как священника, а персонаж картины - молодой человек, тогда как Гаффурию на момент создания картины было около тридцати лет. . [29] [45]
Аталанте Мильоротти
[ редактировать ]
В трактате Марани 1999 года говорится о тосканском музыканте Аталанте Мильоротти (1466–1532), [46] и с тех пор многие комментаторы поддержали эту теорию. [2] [5] [17] [18] В 1482 году Мильоротти и Леонардо покинули Флоренцию и направились ко двору Людовико Сфорца в Милане . [17] Они были известны как друзья [13] Считается, что Леонардо научил Мильоротти игре на лютне . [47] На момент создания картины Мильоротти было около двадцати лет, что делало его вероятным кандидатом. [44] Кроме того, в описи 1482 года из Атлантического кодекса [№ 10] Леонардо перечислил «портрет Аталанте с поднятым лицом». [17] [№ 11] Считается, что это был этюд или более ранняя версия « Портрета музыканта» . [17] [18] Интимный характер настоящего портрета делает особенно вероятным, что персонажем был его личный друг. [2]
Главный аргумент против этой теории заключается в том, что лицо субъекта не поднято, как описано в заметке 1482 года. [17] Однако Марани отметил, что хотя лицо музыканта не приподнято в буквальном смысле, «выражение лица кажется приподнятым, наводя на мысль о певце, только что оторвавшем лицо от нот». [18] После повсеместного неприятия Франхина Гаффурия как ведущего кандидата, [22] [44] [45] Многие комментаторы сейчас отдают предпочтение Мильоротти. [5] [17] [18]
Жокен де Пре
[ редактировать ]В 1972 году бельгийский музыковед Сюзанна Клерк-Лежен французского певца и композитора Жоскена де Пре ( ок. 1450–55 – 1521). предложила в качестве натурщика [48] Жокен работал на службе у семьи Сфорца в 1480-х годах. [48] одновременно с Леонардо. [2] Клерк-Лежен предложил, чтобы слова на нотах были «Cont» (сокращение от « Contratenor »), «Cantuz» ( Cantus ) и «A Z» (аббревиатура от « Altuz »), [29] и это означало, что они были связаны с песней с нисходящей мелодической линией, такой как мессы , мотеты и песни Жоскена. [44] [№ 12] Эта теория с тех пор была дискредитирована; обозначения в значительной степени неразборчивы, и многие композиторы писали в такой манере. [44] Как и в случае с Гаффуриусом, другие портреты Жоскена не обнаруживают сходства с натурщиком. [16] и, будучи священником лет тридцати пяти, он вряд ли был героем картины. [48]
Гаспар ван Вербеке
[ редактировать ]Историк искусства Лора Фагнар предположила в 2019 году, что натурщиком является Гаспар ван Вербеке ( ок. 1445–1516 ), нидерландский композитор и певец. Вербеке работал на семью Сфорца одновременно с Леонардо, поэтому они, вероятно, были знакомы. Эта теория цитирует письма Галеаццо Марии Сфорца Готардо Панигароле относительно одежды придворных музыкантов, в одном из которых говорится: «Готардо. Вербеке, нашему певцу, мы хотели бы подарить темный бархатный халат, такой, какой вы подарили Аббату [Антонио Гуинати] и Кордье, оба они также наши певцы». Как отметил Фагнарт, письмо изложено слишком расплывчато, чтобы однозначно связать Вербеке с портретом. Кроме того, Вербеке поднимает ту же проблему, что и Жоскен и Гаффуриус; Вербеке было бы за тридцать, и он, вероятно, был бы слишком стар, чтобы работать няней. [43]
Другие
[ редактировать ]
В конце XIX века персонаж портрета был идентифицирован Паулем Мюллер-Вальде как Галеаццо Сансеверино , зять Людовико и генерал-капитан ополчения Сфорца, видный деятель миланского двора. [49] В подтверждение этого тезиса итальянский ученый Пьеро Мискиателли вспоминает, что Галеаццо был покровителем Леонардо и, вероятно, был страстно увлечен музыкой. [50] Другие ученые, такие как французский историк искусства Робер де ла Сизеран , признали черты его отца, Роберто Сансеверино . [51] [52]
Было предложено Джан Галеаццо Сфорца (1469–1494), учитывая, что в оригинальном, расплывчатом описании портрета говорилось, что на нем изображен герцог Миланский. Сайсон отметил, что эта идентификация будет особенно значимой, поскольку Джан Галеаццо был законным наследником престола до того, как Людовико пришел к власти. Однако прямых доказательств, подтверждающих это, нет, а обнаружение нот делает это маловероятным, поскольку неизвестно, что Джан Галеаццо был музыкантом. [16]
Франческо Канова да Милано (1497–1543), итальянский лютнист и композитор. [53] и фламандского певца Джованни Кордье были предложены, хотя и без существенных доказательств. [7] Голландский иллюстратор Зигфрид Вольдхек предположил, что « Портрет музыканта» — один из трех автопортретов Леонардо. [54]
Критическое мнение
[ редактировать ]Критическое мнение о « Портрете музыканта» исторически было неоднозначным, а негативная реакция привела к тому, что некоторые ученые не захотели полностью приписать его Леонардо. [4] Историк искусства XIX века Эжен Мюнц дополнил ее «энергию моделирования, достойную Рембрандта », но раскритиковал работу за угрюмую экспрессию, плохую окраску и незавершенность. [55] По мнению Марани, эти комментарии во многом можно объяснить тем, что Мюнц использовал для анализа очень плохую репродукцию. [56] Как и Мюнц, Цёлльнер придирался к незавершенности и выразительности произведения; он также считал, что ее поза уступает позе Джиневры де Бенчи . [7] Историк искусства Джек Вассерман заявил, что портрету не хватает типичной напряженности лица, свойственной другим работам Леонардо; [28] однако Сайсон и Кемп высоко оценили пристальный взгляд натурщицы: [2] [4] а историк искусства Алессандро Веццози заявил, что в этой работе «Леонардо достигает беспрецедентного уровня психологической интенсивности, которая достигает возвышенного в «Даме с горностаем ». [57] Светотень была предметом споров: Цёлльнер и другие ученые раскритиковали ее как «чрезмерно выразительную»; [4] [7] Сайсон считал это драматичным и убедительным; [4] тогда как Исааксон критиковал затенение, но хвалил освещение глаз. [11] Сайсон предположил, что такая негативная реакция во многом объясняется незавершенностью работы. [4]
Интерпретация
[ редактировать ]Из-за нехватки современных записей некоторые ученые выдвинули теории относительно цели картины. Некоторые полагают, что напряжение на лице субъекта сильное потому, что он только что закончил или находится в процессе выступления. [15] [44] Другие ученые рассматривают картину как олицетворение самопровозглашенной идеологии Леонардо о превосходстве живописи над другими формами искусства, такими как поэзия, скульптура и музыка. [16] [23] Леонардо заявил в начале своего неполного «Трактата о живописи» :
Как музыку следует называть сестрой и младшей живописью. Музыку следует считать не чем иным, как сестрой живописи, поскольку она подвержена слуху, чувству, второстепенному после глаза, и поскольку она составляет гармонию из соединения своих пропорциональных частей, действующих одновременно. [Эти части] вынуждены возникать и умирать в одном или нескольких гармонических темпах, которые окружают пропорциональность их членов; такая гармония складывается не иначе, как окружные линии, которые создают человеческую красоту своими [соответствующими] членами. И все же живопись превосходит музыку и господствует над ней, потому что она не умирает сразу после своего создания, как, к сожалению, умирает музыка. Напротив, живопись продолжает существовать и покажет вам как живое то, что на самом деле находится на одной поверхности.
- Леонардо да Винчи, Трактат о живописи (1490–1492). [58]
Эти слова, по-видимому, не одобряют эфемерную природу музыки в отличие от материальных и постоянных физических качеств живописи. [16] Эта теория предполагает, что грусть в глазах молодого человека связана с представлением о том, что музыка просто исчезает после выступления. [58] Другая интерпретация состоит в том, что Леонардо хотел изобразить красоту этого человека. Скорее всего, учитывая странную и, казалось бы, интимную эстетику картины, она была сделана в качестве личного подарка близкому другу. [2] [17]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Работа наиболее известна как « Портрет музыканта» ( итальянский : Ritratto di musico ). Его иногда называют « Портретом молодого человека» . [1] Портрет мужчины с нотами [2] или Музыкант . [3]
- ^ Источники различаются в зависимости от материалов, использованных для создания Портрета музыканта . Пинакотека Амброзиана ( архивировано 2 октября 2020 года в Wayback Machine ) и Цёлльнер (2019 , стр. 225) называют эту работу «темперой и маслом», а Марани (2003 , стр. 339), Сайсон и др. (2011 , стр. 95) и Фиорио (2014 , стр. 153) перечисляют только масла, как и более старые источники, такие как Оттино делла Кьеза (1967 , стр. 100) и Вассерман (1975 , стр. 138). Ни в одном из этих источников не отмечается разногласий между учеными по поводу материалов картины.
- ↑ Альтернативно переводится как: «лицо герцога Миланского с такой элегантностью, что, возможно, живой герцог захотел бы его себе». [9]
- ^ Бельтрами , Кук , Риччи , Скиапарелли , Боде , Липхарт , Суйда , Беренсон , Гольдшайдер , Кларк и Гейденрайх приписывали работу Леонардо; Морелли , Зейдлиц , Фризцони , Каротти , А. Вентури , Маллагуцци Валери , Поджи , Хильдебрандт — Амброджио де Предис; Боттари — Больтраффио; Каньола пошел Кастельфранко не определился. [21]
- ↑ Кларк отметил, что этюд «Мадонны в скалах» в Турине имеет еще большее сходство с « Музыкантом» . [8]
- ↑ Марани уточнил, что нет никаких доказательств того, что Больтраффио находился в студии Леонардо до 1490 года. [26]
- ^ Перейти обратно: а б Ученые датируют картину 1483–1487 годами:
- Кемп (2019 , стр. 47): ок. 1483–1486 гг.
- Марани (2003 , стр. 339): ок. 1485
- Сайсон и др. (2011 , стр. 95): гр. 1486–1487 гг.
- Зёлльнер (2019 , стр. 225): ок. 1485
- ^ Самые ранние ученые датируют работу 1483 годом. [№ 7] хотя первый миланский период Леонардо начался ок. 1482 . Это можно объяснить неопределенностью вокруг прибытия Леонардо в Милан; хотя считается, что он переехал туда где-то в 1482 году, впервые точно задокументировано, что он переехал туда в апреле 1483 года. [23]
- ^ Брера Портрет молодого человека по-разному приписывают Амброджо де Преди ( Марани 2003 , стр. 163), Больтраффио ( Syson et al. 2011 , стр. 100) и Мастеру портрета Арчинто ( Fiorio 2014 , стр. 155). –161).
- ^ Лицевая сторона листа 888 (бывшая лицевая сторона 324). [44]
- ^ Альтернативно переводится как: «портрет Аталанте с перевернутым лицом». [20] или «голова Аталанте, поднимающая лицо». [2]
- ^ Примером может служить Жоскен, изображающий девственную кормилицу Бога . [44]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Zöllner 2015 , стр. 47–48.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Кемп 2019 , с. 47.
- ^ Перейти обратно: а б с д Браун 1983 , с. 105.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х Сайсон и др. 2011 , с. 95.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Бамбах 2012 , с. 83.
- ^ Перейти обратно: а б с Педретти 2006 , с. 62.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Цёлльнер 2019 , с. 225.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Кларк 1961 , с. 55.
- ^ Перейти обратно: а б с д Фагнар 2019 , с. 74.
- ^ Перейти обратно: а б Зёлльнер 2015 , с. 45.
- ^ Перейти обратно: а б Исааксон 2017 , стр. 238–239.
- ^ Перейти обратно: а б с Исааксон 2017 , с. 237.
- ^ Перейти обратно: а б Палмер 2018 , с. 122.
- ^ Перейти обратно: а б Фагнар 2019 , с. 73.
- ^ Перейти обратно: а б с д Педретти 1982 , с. 68.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Сайсон и др. 2011 , с. 97.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Исааксон 2017 , с. 238.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Марани 2003 , с. 165.
- ^ Перейти обратно: а б Исааксон 2017 , с. 239.
- ^ Перейти обратно: а б Фагнар 2019 , стр. 75–76.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Оттино делла Кьеза 1967 , с. 100.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Сайсон и др. 2011 , с. 96.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кемп 2003 .
- ^ Марани 2003 , с. 339.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Марани 2003 , с. 160.
- ^ Перейти обратно: а б с д Марани 2003 , с. 163.
- ^ Исааксон 2017 , с. 236.
- ^ Перейти обратно: а б с Вассерман 1975 , с. 138.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Марани 2003 , с. 164.
- ^ Сайсон и др. 2011 , с. 85.
- ^ Сайсон и др. 2011 , с. 86.
- ^ Марани 2003 , стр. 164–165.
- ^ Арасс 1998 , с. 399.
- ^ Арасс 1998 , с. 394.
- ^ Сайсон и др. 2011 , с. 100.
- ^ Фиорио 2014 , с. 155.
- ^ Сайсон и др. 2011 , стр. 95–96.
- ^ Белл 2003 .
- ^ Барон 2013 , стр. 738–739.
- ^ Робертсон 2015 .
- ^ Бамбах 2019 .
- ^ Сайсон и др. 2011 , стр. 96–97.
- ^ Перейти обратно: а б Фагнар 2019 , с. 76.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Фагнар 2019 , с. 75.
- ^ Перейти обратно: а б с Блэкберн, 2001 год .
- ^ Марани 1999 , с. 165.
- ^ Харран 2001 .
- ^ Перейти обратно: а б с Мэйси и др. 2011 .
- ^ Мюллер-Вальде 1897 , с. 110.
- ^ Мишиаттелли 1914 , стр. 148–149 .
- ^ Бельтрами 1919 , с. 55 .
- ^ Вентури 1920 , с. 173.
- ^ Сайт поддерживается Мариной Уоллес и Мартином Кемпом . «Портрет музыканта» . Универсальный Леонардо . Лондон: Лондонский университет искусств . Архивировано из оригинала 1 октября 2020 года . Проверено 22 марта 2020 г.
- ^ Вольдхек, Зигфрид (февраль 2008 г.). «Зигфрид Вольдек: В поисках истинного лица Леонардо» . Лондон: Конференции TED . Архивировано из оригинала 1 августа 2020 года . Проверено 17 июля 2013 г.
- ^ Марани 2003 , стр. 160–161.
- ^ Марани 2003 , с. 161.
- ^ Веццози 1997 , стр. 59–60.
- ^ Перейти обратно: а б Фагнар 2019 , с. 77.
Источники
[ редактировать ]- Книги
- Арасс, Даниэль [на французском языке] (1998). Леонардо да Винчи . Старый Сэйбрук: Конеки и Конеки. ISBN 978-1-56852-198-5 .
- Бельтрами, Лука (1919). Леонардо и его пораженцы [ Леонардо и его пораженцы ]. Милан: Братья Тревес . OCLC 1000856466 .
- Оттино делла Кьеза, Анжела (1967). Полное собрание картин Леонардо да Винчи . Пингвин Классика мирового искусства. Лондон: Книги Пингвинов . ISBN 978-0-14-008649-2 .
- Кларк, Кеннет (1961). Леонардо да Винчи . Хармондсворт: Книги Пингвинов . OCLC 187223 .
- Фагнар, Лора (2019). «Изображение Гаспара? Портрет музыканта Леонардо». В Линдмайр-Брандле, Андреа; Колб, Пол (ред.). Гаспар ван Вербеке: новые взгляды на его жизнь и музыку . Эпитомный мюзикл. Тюрнхаут: Бреполи . стр. 73–77. дои : 10.1484/M.EM-EB.4.2019026 . ISBN 978-2-5035-8454-6 .
- Фиорио, Мария Тереза (2014). Леонардо « Портрет музыканта и некоторые размышления о его миланской мастерской». В меню, Мишель (ред.). Техническая практика Леонардо да Винчи: картины, рисунки и влияние . Париж: Hermann Éditeurs. стр. 152–161. ISBN 978-2-7056-8455-6 .
- Исааксон, Уолтер (2017). Леонардо да Винчи . Нью-Йорк: Саймон и Шустер . ISBN 978-1-5011-3915-4 .
- Кемп, Мартин (2019). Леонардо да Винчи: 100 вех . Нью-Йорк: Стерлинг . ISBN 978-1-4549-304-26 .
- Марани, Пьетро К. (1999). Леонардо: Карьера художника [ Леонардо: Карьера художника ] (на итальянском языке). Милан: Фредерико Мотта. ISBN 978-88-7179-196-8 .
- Марани, Пьетро К. (2003) [2000]. Леонардо да Винчи: Полное собрание картин . Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс . ISBN 978-0-8109-3581-5 .
- Мишяттелли, Пьеро (1914). Персонажи итальянского кватроченто . Рим: Дж. Гарцони Провенцани. OCLC 563510314 .
- Палмер, Эллисон Ли (2018). Леонардо да Винчи: Справочник его жизни и творчества (Значительные фигуры мировой истории) . Лэнхэм: Роуман и Литтлфилд . ISBN 978-1-5381-1977-8 .
- Педретти, Карло (1982). Леонардо, Исследование хронологии и стиля . Кембридж: ISBN Johnson Reprint Corp. 978-0-3844-5281-7 .
- Педретти, Карло (2006). Леонардо да Винчи . Суррей: Taj Books International. ISBN 978-1-8440-6036-8 .
- Сайсон, Люк ; Кейт, Ларри; Галансино, Артуро; Маццотта, Антони; Нетерсоль, Скотт; Румберг, Пер (2011). Леонардо да Винчи: художник при миланском дворе . Лондон: Национальная галерея . ISBN 978-1-85709-491-6 .
- Вентури, Адольфо (1920). Леонардо да Винчи: Художник [ Леонардо да Винчи: Художник ]. Публикации Института винцианских исследований в Риме, Том 2 (на итальянском языке). Болонья: Заничелли . OCLC 974188298 .
- Веццози, Алессандро (1997). Леонардо да Винчи: Человек эпохи Возрождения . Новые горизонты . Перевод Бонфанте-Уоррена, Александры (под ред. английского перевода). Лондон: Темза и Гудзон . ISBN 978-0-500-30081-7 .
- Вассерман, Джек (1975). Леонардо да Винчи . Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс . ISBN 978-0-8109-0262-6 .
- Зёлльнер, Франк (2015). Леонардо (2-е изд.). Кёльн: Сумки . ISBN 978-3-8365-0215-3 .
- Зёлльнер, Франк (2019) [2003]. Леонардо да Винчи: Полное собрание картин и рисунков (Юбилейное издание). Кёльн: Сумки . ISBN 978-3-8365-7625-3 .
- Статьи в журналах и энциклопедиях
- Бамбах, Кармен К. (февраль 2012 г.). « В поисках универсального художника» (рецензия на выставку «Леонардо, художник при миланском дворе», Национальная галерея, Лондон)» . Аполлон . Том. 175, нет. 595. Лондон: Press Holdings . п. 83 . Проверено 12 декабря 2020 г.
- Бамбах, Кармен К. (22 ноября 2019 г.). «Большой обзор: Леонардо в Лувре» . Художественная газета . Лондон . Проверено 12 декабря 2020 г.
- Бароне, Джулиана (ноябрь 2013 г.). «Обзор выставок: мысли о выставках в Лондоне и Париже». Исследования эпохи Возрождения . 27 (5): 738–753. дои : 10.1111/j.1477-4658.2012.00850.x . JSTOR 24423435 .
- Белл, Дженис Каллен (2003). «Арконати [Арконато], Конте Галеаццо» . Гроув Арт онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gao/9781884446054.article.T003912 . ISBN 978-1-884446-05-4 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- Блэкберн, Бонни Дж. (2001). «Гаффуриус [Гафурий], Франхин» . Гроув Музыка онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.10477 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- Браун, Дэвид Алан (1983). «Леонардо и идеализированный портрет в Милане». Арте Ломбарда . 64 (4): 102–116. JSTOR 43105426 .
- Харран, Дон (2001). «Фроттола» . В Чейтере, Джеймс (ред.). Гроув Музыка онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.10313 . ISBN 9781561592630 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- Кемп, Мартин (2003). «Леонардо да Винчи» . Гроув Арт онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gao/9781884446054.article.T050401 . ISBN 9781884446054 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- Мейси, Патрик; Благородный, Джереми; Дин, Джеффри; Риз, Гюстав (2011) [2001]. «Жокен (Леблойт дит) де Пре» . Гроув Музыка онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.14497 . ISBN 9781561592630 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- Мюллер-Вальде, Пауль [на немецком языке] (1897). «Вклад в знания Леонардо да Винчи». Ежегодник королевских коллекций произведений искусства Пруссии (на немецком языке). 18. Том: 92–169. JSTOR 25167380 .
- Робертсон, Чарльз (сентябрь 2015 г.). «Леонардо да Винчи» . Журнал Берлингтон . Том. 157, нет. 1350. Лондон: Публикации журнала Burlington Magazine.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Марани, Пьетро К., изд. (2010). Леонардо да Винчи: Музыкант (на итальянском языке). Чинизелло Бальзамо: Сильвана. ISBN 978-88-366-1923-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]