Музыкальная нота
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2022 г. ) |
В музыке , ноты представляют собой отдельные и изолированные звуки которые служат основными строительными блоками почти всей музыки . Такая дискретизация облегчает производительность, понимание и анализ . [ 1 ] Ноты можно передавать визуально, записывая их в нотной записи .
Ноты могут различать общий класс высоты звука или конкретную высоту звука, играемую на инструменте . Хотя в этой статье основное внимание уделяется высоте звука, в нотах для ударных инструментов без тональности различаются разные ударные инструменты (и/или разные способы их звучания), а не высота звука. Величина ноты выражает относительную длительность ноты во времени . Динамика нот указывает, насколько громко их играть. Артикуляции могут дополнительно указывать, как исполнители должны формировать атаку и затухание ноты ноты, а также выражать колебания тембра и высоты . В примечаниях можно даже различать использование различных расширенных методов с помощью специальных символов.
Термин « нота» может относиться к определенному музыкальному событию, например, когда песня « Happy Birthday to You » начинается с двух нот одинаковой высоты. Или, в более общем смысле, этот термин может относиться к классу одинаково звучащих событий, например, когда говорится: «Песня начинается с одной и той же ноты, повторенной дважды».
Отличительная продолжительность
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( март 2024 г. ) |
Нота может иметь значение ноты ноты , которое указывает длительность относительно музыкального размера . Эти значения в порядке уменьшения продолжительности пополам:
«Американское» имя | «Британское» имя | |
---|---|---|
двойная нота | краткий | |
вся заметка | полубревный | |
половинная нота | минимум | |
четвертная нота | причуда | |
восьмая нота | дрожать | |
шестнадцатая нота | полуквавер | |
тридцать вторая нота | полу-полуквавер | |
шестьдесят четвертая нота | гемидемисемиквавер | |
𝅘𝅥𝅲 | сто двадцать восьмая нота | семигемидемисемиквавер, квазигемидемисемиквавер |
Эти длительности могут быть дополнительно разделены с помощью кортежей .
Ритм пауз формируется из последовательности во времени последовательных нот (без особого акцента на высоте тона) и ( времени между нотами) различной длительности.
Отличительный шаг
[ редактировать ]Различение высоты гаммы
[ редактировать ]Теория музыки в большинстве европейских стран и других [ примечание 1 ] используйте соглашение об именовании сольфеджио . Фиксированное do использует слоги re-mi-fa-sol-la-ti специально для гаммы до мажор , тогда как подвижное do помечает ноты любой мажорной гаммы тем же порядком слогов.
В качестве альтернативы, особенно в англоязычных и некоторых голландскоязычных регионах, классы высоты тона обычно представляются первыми семью буквами латинского алфавита (A, B, C, D, E, F и G), что соответствует гамме ля минор . В некоторых европейских странах, включая Германию, вместо B используется H ( см. § 12-тоновую хроматическую шкалу подробнее ). Византия пользовалась названиями Па–Ву–Га–Ди–Ке–Зо–Ни (Πα–Βου–Γα–Δι–Κε–Zω–Νη). [ 2 ]
В традиционной индийской музыке музыкальные ноты называются сварами и обычно обозначаются семью нотами: Са, Ре, Га, Ма, Па, Дха и Ни.
Написание заметок по нотоносцу
[ редактировать ]В партитуре каждой ноте присваивается определенное вертикальное положение на нотоносце (строка или пробел) на нотоносце , определяемое ключом . Каждой строке или пробелу присвоено имя примечания. Эти названия запоминаются музыкантами и позволяют им с первого взгляда определить правильную высоту звука для игры на своих инструментах.
На нотоносце выше показаны ноты C, D, E, F, G, A, B, C, а затем в обратном порядке, без тональности или случайных знаков.
Случайный
[ редактировать ]Ноты, относящиеся к диатонической гамме , соответствующие тональному контексту, называются диатоническими нотами . Ноты, не соответствующие этому критерию, называются хроматическими нотами или случайными . Случайные символы визуально сообщают об изменении высоты ноты в зависимости от ее тонального контекста. Чаще всего, [ примечание 2 ] диез ) понижает ноту ( ♯ ) повышает ноту на полтона , а бемоль ( ♭ на полтона. полутона Этот интервал также известен как полутон (который имеет темперации равное соотношение частот 12 √ 2 ≅ 1,0595). символ Натуральный ( ♮ ) указывает на то, что любые ранее примененные случайные действия следует отменить. Продвинутые музыканты используют символ двойного диеза ( ) для повышения высоты звука на два полутона , символ дабл-бемоль ( ), чтобы понизить его на два полутона, и даже более сложные случайные символы (например, для четвертей тона ). Случайные символы размещаются справа от буквы ноты, когда она написана в тексте (например, F ♯ — это фа-диез , B ♭ — это си-бемоль , а C ♮ — это до-диез ), но размещаются слева от начала ноты , когда нарисовано на посохе .
Систематические изменения любого из семи буквенных классов высоты звука передаются с помощью ключевой подписи . При рисовании на нотоносце случайные символы располагаются в ключевой подписи, чтобы указать, что эти изменения применяются ко всем вхождениям буквенного класса высоты, соответствующего положению каждого символа. Дополнительные явно отмеченные случайные знаки могут быть нарисованы рядом с нотами, чтобы переопределить ключевую подпись для всех последующих нот с тем же буквенным классом высоты тона в этом такте . Однако этот эффект не суммируется для последующих случайных символов того же класса высоты тона.
12-тоновая хроматическая гамма
[ редактировать ]Предполагая энгармонизм , случайности могут создавать эквивалентность высоты звука между разными нотами (например, нота B ♯ представляет ту же высоту, что и нота C). Таким образом, 12-нотная хроматическая гамма добавляет 5 классов высоты звука в дополнение к 7 буквенным классам высоты звука.
В следующей таблице перечислены названия, используемые в разных странах для 12 классов высоты хроматической гаммы, построенной на C. Соответствующие им символы приведены в скобках. Различия между немецкими и английскими обозначениями выделены жирным шрифтом. Хотя английские и голландские названия различаются, соответствующие символы идентичны.
Английский | С | До - диез (C ♯ ) |
Д | ре-диез (D ♯ ) |
И | Ф | Фа-диез (F ♯ ) |
Г | соль-диез (G ♯ ) |
А | Резкий (A ♯ ) |
Б |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Ре- бемоль (D ♭ ) |
Ми-бемоль (E ♭ ) |
соль-бемоль (G ♭ ) |
Квартира (A ♭ ) |
си-квартира (B ♭ ) | ||||||||
немецкий [ 3 ] [ примечание 3 ] | С | СНГ (C ♯ ) |
Д | Дис (D ♯ ) |
И | Ф | Фис (F ♯ ) |
Г | Гис (G ♯ ) |
А | Айс (A ♯ ) |
ЧАС |
Принадлежащий (D ♭ ) |
Является (E ♭ ) |
Данный (G ♭ ) |
Как (A ♭ ) |
Б | ||||||||
Шведский компромисс [ 4 ] | С | Сисс (C ♯ ) |
Д | Дисс (D ♯ ) |
И | Ф | Зафиксированный (F ♯ ) |
Г | ГИС (G ♯ ) |
А | Айсс (A ♯ ) |
ЧАС |
Его (D ♭ ) |
Эсс (E ♭ ) |
Gess (G ♭ ) |
Жопа (A ♭ ) |
Бесс (B ♭ ) | ||||||||
Голландский [ 3 ] [ примечание 4 ] | С | СНГ (C ♯ ) |
Д | Дис (D ♯ ) |
И | Ф | Фис (F ♯ ) |
Г | Гис (G ♯ ) |
А | Айс (A ♯ ) |
Б |
Принадлежащий (D ♭ ) |
Является (E ♭ ) |
Данный (G ♭ ) |
Как (A ♭ ) |
Бес (B ♭ ) | ||||||||
Романские языки [ 5 ] [ примечание 5 ] | делать | До-диез (do ♯ ) |
ре | ре-диез (re ♯ ) |
мне | но | фа диез (fa ♯ ) |
солнце | соль-диез (sol ♯ ) |
тот | острый (la ♯ ) |
и |
Ре-бемоль (re ♭ ) |
Ми-бемоль (mi ♭ ) |
соль-бемоль (sol ♭ ) |
Квартира (la ♭ ) |
си-квартира (si ♭ ) | ||||||||
византийский [ 6 ] | В | Ni острый | Хорошо | Па резкость | Видеть | Здесь | соль-диез | От | Острый | Когда | болезнь | Так |
Па гипотеза | Видел гифис | Гифезис | Ке-гифесис | Зогифесис | ||||||||
японский [ 7 ] | Ha (ハХа | Но-ха ( молодой ха ) |
Ni (ニНи | Не я ( Дети ) |
У меня есть ( ホ ) | Он ( ヘ ) | Нет-они ( Ребенку ) |
To (トЧтобы | Привет! ( Малыш ) |
I (イя | Нет-нет ( молодой ) |
Ro (Ро ) |
Хен-ни ( странный ) |
Хен-хо ( странный ) |
курица ( странный ) |
Хен-я ( странный ) |
Хен-ро ( наклоняясь ) | ||||||||
хиндустани индийский [ 8 ] | на ( Нравиться ) |
Ре Комал ( ॒ ) |
Ре ( Рэй ) |
Вот Комаль ( с ) |
Здесь ( с ) |
И ( я ) |
Ма Тивра ( м ) |
Хорошо ( Пятая нота музыкальной гаммы ) |
Дха Комал ( д ) |
Дха ( й ) |
Я Комал ( ни ) |
В ( ни ) |
Карнатик Индийский | на | Шуддха Ри (R1) | Чатушрути Ри(R2) | Садхарана Га (G2) | Антара Га (G3) | Шуддха Ма (M1) | Прати Ма (M2) | Хорошо | Шуддха Дха (D1) | Чатушрути Дха (D2) | Кайсика Ни (N2) | Жду тебя (N3) |
Шуддха Га (G1) | Шашрути Ри (R3) | Шуддха Ни (N1) | Шашрути Дха (D3) | |||||||||
бенгальский индийский [ 9 ] | на ( са ) |
Комоль Ре ( Р ) |
Ре ( Рэй ) |
Комоль Га ( мудрый ) |
Здесь ( с ) |
И ( м ) |
Кори Ма ( хм ) |
Хорошо ( П ) |
Комоль Да ( д ) |
Дха ( д ) |
Это Комоль ( н ) |
В ( ни ) |
Различение высоты звука разных октав.
[ редактировать ]Две высоты звука, отстоящие на любое количество октав друг от друга (т.е. их основные частоты находятся в соотношении, равном степени двойки ), воспринимаются как очень похожие. По этой причине все ноты с такими отношениями могут быть сгруппированы в одном классе высоты тона и часто имеют одно и то же имя.
Верхняя нота музыкальной гаммы нижней ноты является второй гармоникой и имеет вдвое большую частоту, чем нижняя. Поскольку обе ноты принадлежат к одному и тому же классу высоты тона, их часто называют одним и тем же именем. Эту верхнюю ноту можно также назвать « октавой » нижней ноты, поскольку октава — это интервал между одной нотой и другой с двойной частотой.
Научная нотация по сравнению с нотацией высоты звука Гельмгольца
[ редактировать ]Две номенклатурные системы для различения высоты звука, которые имеют один и тот же класс высоты, но попадают в разные октавы:
- Обозначение высоты звука Гельмгольца , которое различает октавы с помощью простых символов и регистра буквы класса высоты звука.
- Октава ниже средней до называется «большой» октавой. Примечания в нем и пишутся заглавными буквами.
- Следующая нижняя октава называется «контра». Примечания в нем включают штрих под буквой примечания.
- Названиям последующих нижних октав предшествует слово «sub». Примечания в каждой из них включают дополнительный штрих под буквой примечания.
- Октава, начинающаяся с средней до, называется «малой» октавой. Ноты в нем пишутся строчными буквами, поэтому сама средняя C пишется c в нотации Гельмгольца .
- Следующая более высокая октава называется «однострочной». Примечания в нем включают штрих над буквой примечания.
- В названиях последующих более высоких октав перед «выстрокой» используются более высокие числа. В каждой ноте над буквой ноты есть дополнительный штрих.
- Октава ниже средней до называется «большой» октавой. Примечания в нем и пишутся заглавными буквами.
- Научное обозначение высоты звука , где за буквой класса высоты звука ( C , D , E , F , G , A , B ) следует подстрочная арабская цифра, обозначающая определенную октаву.
- Средняя C называется C 4 и является началом 4-й октавы.
- В более высоких октавах используются последовательно более высокие числа, а в более низких октавах используются последовательно меньшие числа.
- Самая низкая нота на большинстве фортепиано — A 0 , самая высокая — C 8 .
- Средняя C называется C 4 и является началом 4-й октавы.
Например, стандартный шаг настройки 440 Гц обозначается A 4 в научной системе обозначений и вместо этого обозначается буквой ' в системе обозначений Гельмгольца.
Между тем, стандарт электронных музыкальных инструментов, называемый MIDI, конкретно не обозначает классы высоты тона, а вместо этого называет высоту звука, считая от самой низкой ноты: число 0 ( C −1 ≈ 8,1758 Гц) ; хроматически до максимального значения: номер 127 ( G 9 ≈ 12 544 Гц). (Хотя MIDI стандарт ясен, октавы, фактически воспроизводимые любым MIDI- устройством, не обязательно соответствуют октавам, показанным ниже, особенно в старых инструментах.)
Сравнение соглашений о наименовании высоты звука в разных октавах Гельмгольца Обозначение «Научный»
примечание
именаМИДИ
примечание
цифрыЧастота
в этой октаве ля
(в Герцах )название октавы названия заметок суб-субконтра С „‚ – Б „‚ С -1 – В -1 0 – 11 13.75 субконтра С „ — Б „ С 0 – Б 0 12 – 23 27.5 против С‚ – Б‚ С 1 – Б 1 24 – 35 55 большой С – Б С 2 – Б 2 36 – 47 110 маленький в – б C 3 – B 3 48 – 59 220 однострочный в' – б' С 4 – Б 4 60 – 71 440 двухстрочный в″ – б″ С 5 – Б 5 72 – 83 880 трехстрочный в‴ – б‴ С 6 – Б 6 84 – 95 1 760 четырехстрочный c⁗ – b⁗ С 7 – Б 7 96 – 107 3 520 пятистрочный в″‴ – б″‴ С 8 – Б 8 108 – 119 7 040 шестистрочный в″⁗ – б″⁗ С9 – BВ9 120 – 127
( оканчивается на G 9 )14 080
Частота тона в герцах
[ редактировать ]Высота тона связана с частотой физических колебаний, измеряемой в герцах (Гц), что представляет собой количество этих колебаний в секунду. Хотя ноты могут иметь любую произвольную частоту, ноты в более согласной музыке имеют тенденцию иметь высоту с более простыми математическими соотношениями друг к другу.
Западная музыка определяет высоту звука вокруг центрального эталонного « концертного тона » A 4 , который в настоящее время стандартизирован как 440 Гц. Ноты, сыгранные в гармонии с 12 равнотемперированными системами, будут представлять собой целое число. на полшага выше (положительный ) или ниже (отрицательный ) этой справочной ноты и, таким образом, имеют частоту:
Октавы автоматически дают степень , в два раза превышающую исходную частоту, поскольку может быть выражено как когда кратно 12 (при этом количество октав вверх или вниз). Таким образом, приведенная выше формула сводится к степени 2, умноженной на 440 Гц:
Логарифмическая шкала
[ редактировать ]Логарифм по основанию 2 приведенного выше соотношения частота-высота удобно приводит к линейной зависимости с или :
Говоря конкретно об интервалах (а не об абсолютной частоте), константа можно удобно игнорировать, поскольку разница между любыми двумя частотами и в этом логарифмическом масштабе упрощается до:
Центы — это удобная единица, позволяющая людям выражать более тонкие деления этой логарифмической шкалы. 1 ⁄ 100 й равнотемперированного полутона . Поскольку один полутон равен 100 центам , одна октава равна 12 ⋅ 100 центов = 1200 центов. Центы соответствуют разнице в этой логарифмической шкале, однако в обычной линейной шкале частот добавление 1 цента соответствует умножению частоты на 1200 √ 2 (≅ 1.000 578 ).
МИДИ
[ редактировать ]Для использования со стандартом MIDI (цифровой интерфейс музыкальных инструментов) частотное отображение определяется следующим образом:
где номер MIDI-ноты. 69 — это количество полутонов между C −1 (MIDI-нота 0) и A 4 .
И наоборот, формула для определения частоты по MIDI-ноте является:
Названия полей и их история
[ редактировать ]Этот раздел может содержать чрезмерное количество сложных деталей, которые могут заинтересовать только определенную аудиторию . ( Ноябрь 2023 г. ) |
использовались В системах нотной записи буквы алфавита на протяжении веков. Известно, что философ VI века Боэций использовал первые четырнадцать букв классического латинского алфавита ( буквы J не существовало до XVI века),
- А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О
для обозначения нот двухоктавного диапазона, который использовался в то время [ 10 ] и в современных научных обозначениях высоты тона представлены как
- А 2 Б 2 Г 3 Е 3 Ж 3 Г 3 3 4 А 3 Б 3 Г 4 В 4 Е 4 Ж 4 Г В
Хотя неизвестно, было ли это его изобретением или обычным использованием в то время, тем не менее, это называется боэтовой нотацией . Хотя Боэций является первым автором, который, как известно, использовал эту номенклатуру в литературе, Птолемей писал о двухоктавном диапазоне пять столетий назад, называя его совершенной системой или полной системой - в отличие от других систем нот меньшего диапазона, которые не содержали все возможные виды октав (т.е. семь октав, начиная с A , B , C , D , E , F и G ). Измененная форма записи Боэция позже появилась в Dialogus de musica (около 1000 г.) Псевдо-Одо при обсуждении разделения монохорда . [ 11 ]
Вслед за этим диапазон (или компас) используемых нот был расширен до трех октав и введена система повторения букв A – G они записывались строчными буквами в каждой октаве, причем для второй октавы ( a – g ) и двойные строчные буквы для третьего ( аа – gg ). Когда диапазон был расширен на одну ноту, до G , эта нота обозначалась греческой буквой гамма ( Γ ), самой низкой нотой в средневековой музыкальной нотации. [ нужна ссылка ] (Именно от этой гаммы происходит французское слово « гамма» , обозначающее масштаб . [ нужна ссылка ] и английское слово gamut от «гамма-ут». [ нужна ссылка ] )
Остальные пять нот хроматической гаммы (черные клавиши на клавиатуре фортепиано) добавлялись постепенно; первый из них - B ♭ , поскольку B был сглажен, в некоторых режимах чтобы избежать диссонансного тритонового интервала. Это изменение не всегда отражалось в обозначениях, но при написании B ♭ ( B B) писалось как латинский курсив « 𝑏 », а B ♮ ( B natural) — готический шрифт (известный как Blackletter ) или «жесткий». " 𝕭 . Они превратились в современные плоские ( ♭ ) и естественные ( ♮ ) символы соответственно. Острый символ возник из буквы ƀ (b с перемычкой), называемой «отмененной b». [ нужна ссылка ]
В некоторых частях Европы, включая Германию, Чехию, Словакию, Польшу, Венгрию, Норвегию, Данию, Сербию, Хорватию, Словению, Финляндию и Исландию (и Швецию до 1990-х годов), готика 𝕭 трансформировалась в букву H (возможно, для hart , по-немецки «жесткий», в отличие от blatt , по-немецки «плоский», или просто потому, что готика 𝕭 напоминает H ). Поэтому в современной немецкой нотной записи H используется вместо B ♮ ( B natural) и B вместо B ♭ ( B B -бемоль). Иногда в музыке, написанной на немецком языке для международного использования, используется буква H вместо B natural и B. б для B- бемоль (с строчной буквой b в современном алфавите вместо плоского знака ♭ ). [ нужна ссылка ] Поскольку Bes или B ♭ в Северной Европе (обозначается B в современной традиции) встречается редко и неортодоксально (чаще всего выражается как хесы), в целом ясно, что означает это обозначение.
На итальянском, португальском, испанском, французском, румынском, греческом, албанском, русском, монгольском, фламандском, персидском, арабском, иврите, украинском, болгарском, турецком и вьетнамском языках названия нот выглядят так: do-re-mi-fa-sol-la- si, а не C-D-E-F-G-A-B . Эти имена следуют оригинальным именам, которые, по общему мнению, были даны Гвидо д'Ареццо , который взял их из первых слогов первых шести музыкальных фраз григорианской песнопительной мелодии Ut queant laxis , чьи последовательные строки начинались в соответствующих градусах шкалы. Они стали основой системы сольфеджио . Для удобства пения название ут было в значительной степени заменено на до (скорее всего, от начала слова Dominus , «Господь»), хотя в некоторых местах ут до сих пор используется. Именно итальянский музыковед и гуманист Джованни Баттиста Дони (1595–1647) успешно пропагандировал переименование названия ноты из ut в do . Для седьмой степени — имя си (от Sancte Iohannes , Святого Иоанна , которому посвящен гимн), хотя в некоторых регионах седьмая называется ti (опять же, легче произноситься во время пения). [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]- Призрачная записка
- Отсрочка
- Буквенное обозначение
- Музыкальный тон
- Мысль
- Примечание формы
- Универсальный ключ
Примечания
[ редактировать ]- ^ Сольфеж используется в Албании , Бельгии , Болгарии , Франции , Греции , Италии , Литве , Португалии , Румынии , России , Испании , Турции , Украине , большинстве стран Латинской Америки , арабоязычных и персоязычных странах.
- ^ Другой стиль обозначений, редко используемый в английском языке, использует суффикс «is» для обозначения диеза и «es» (только «s» после A и E) для бемоль (например, Fis для F ♯, Ges для G ♭, Es вместо E♭). Эта система впервые возникла в Германии и используется почти во всех европейских странах, основным языком которых не является английский, греческий или романский язык (например, французский, португальский, испанский, итальянский и румынский). В большинстве стран, использующих эти суффиксы, буква H используется для обозначения того, что является естественным B в английском языке, буква B используется вместо B ♭, а хесы (т. е. H) используются вместо B (хотя Bes и Heses оба обозначают английский Б). Говорящие на нидерландском языке в Бельгии и Нидерландах используют одни и те же суффиксы, но применяются повсюду к нотам от A до G, так что B, B♭ и B имеют то же значение, что и в английском языке, хотя вместо этого они называются B, Bes и Beses. си-бемоль, си-бемоль и си-бемоль дабл-бемоль. Дания также использует H, но вместо B вместо Heses использует Bes.
- ^ используется в Австрии, Чехии, Германии, Дании, Эстонии, Финляндии, Венгрии, Норвегии, Польше, Сербии, Словакии, Словении, Швеции.
- ^ используется в Нидерландах, а иногда и в Скандинавии после 1990-х годов, и в Индонезии.
- ^ используется в Италии ( diesis / bemolle — итальянское написание), Франции, Испании, Румынии, России, Латинской Америке, Греции, Израиле, Турции, Латвии и многих других странах.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Наттиез 1990 , с. 81, примечание 9.
- ^ Савас И. Савас (1965). Византийская музыка в теории и на практике . Перевод Николаса Дюфо. Геркулес Пресс.
- ^ Перейти обратно: а б -is = острый ; -es (после согласной) и -s (после гласной) = квартира
- ^ -iss = острый ; -ess (после согласной) и -ss (после гласной) = квартира
- ^ острый = острый ; квартира = квартира
- ^ острый (или diez ) = острый ; перенос = плоский
- ^ 嬰 ( ei ) = ♯ ( диез ); 平 (курица) = ♭ ( бемоль )
- ^ Согласно обозначениям Бхаткханде . Тивра = ♯ ( острый ); Комал = ♭ ( плоский )
- ^ Согласно обозначениям Акарматрика. Kôṛi = ♯ ( диез ); Комол = ♭ ( плоский )
- ^ , Боэций АМС Об институте музыки ]]: текст в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур . Готфрид Фридлейн Боэций . Книга IV, глава 14, стр. 341.
- ^ Браун, Альма Колк (1979). Средневековые буквенные обозначения: Обзор источников (кандидатская диссертация). Урбана-Шампейн, Иллинойс: Университет Иллинойса.
Библиография
[ редактировать ]- Наттиез, Жан-Жак (1990) [1987]. Музыка и дискурс: к семиологии музыки [ Общая музыковедение и семиология ]. Перевод Кэролайн Эббейт . Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-02714-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Конвертер: Частоты для обозначения имени, ± центов
- Названия нот, позиции клавиатуры, частоты и номера MIDI
- Системы нотной записи. Частоты равнотемперированной настройки. Английская и американская системы в сравнении с немецкой системой.
- Частоты музыкальных нот
- Научитесь читать ноты
- Бесплатная нотная бумага для печати и скачивания