Слайд (музыкальный орнамент)
Слайд на немецком языке ( Schleifer , Coulé на французском языке, Superjectio на латыни) [1] — музыкальный орнамент, часто встречающийся в музыкальных произведениях в стиле барокко , но использовавшийся в разные периоды. [1] Он предписывает исполнителю начать на две или три ступени гаммы ниже отмеченной ноты и «скользить» вверх, то есть пошагово диатонически перемещаться между начальной и последней нотами. [2] Хотя скольжение встречается реже, его также можно выполнять нисходящим способом. [2]
История
[ редактировать ]В книге «Интерпретация старинной музыки» Роберт Донингтон исследует множество трактатов, чтобы выяснить историю слайда. [1] В 1654 году Джон Плейфорд отметил, что горку можно использовать в восходящей (он назвал ее «возвышение») или нисходящей (он назвал это «двойной откат») форме. [1] Кристофер Симпсон описал эту фигуру в своей книге Division Violist : «Иногда нота украшается скольжением к ней из терции ниже, называемой «возвышением», теперь это что-то устаревшее. Иногда из терции выше; это мы называем двойным откатом. Это скольжение терции вверх или вниз всегда выполняется на одной струне». [3] Томас Мейс (1676) отмечает, что знак + над примечанием указывает на его использование.
Генри Перселл (1696 г.), Жак Чемпион де Шамбоньер (1670 г.) и Жан-Анри д'Англебер (1689 г.) используют французское слово coulé . Д'Англебер, в частности, показывает, как слайд может заполнять интервалы между большой терцией и идеальной четвертью . Жан Руссо (1687) назвал эту фигуру равниной . [4]
В то время как в большинстве трактатов указывается, что скольжение должно начинаться с такта, Донингтон отмечает, что Иоганн Готфрид Вальтер (1708) считал, что скольжение должно происходить до такта. [1] Фредерик Нейман (в 1973 году) указывает, что любая из трех нот слайда из трех нот может возникать в такт, но не приводит никаких источников, подтверждающих это. [5] К 1993 году он заявил, что слайд может происходить только до такта или во время него (т. е. последняя нота слайда в такте или первая нота слайда в такте). [2]
Карл Филипп Эмануэль Бах в своей работе «Veruch über die wahre Art das Clavier zu spielen» (1753) описал слайд двумя способами: 1) двухнотный восходящий префикс к ноте; и 2) префикс из трех нот, похожий на оборот . [6] Хотя он предложил символ для слайда (символ поворота вбок), это предложение не было общепринятым, и обычно орнамент записывался. [6] Бах считал, что использование слайда определяется характером музыки, отдавая предпочтение «очень выразительным движениям». [6] Что касается слайда из трех нот, он описал его как подходящий для произведений, описывающих «печаль в томных движениях адажио. Его исполнение, останавливающееся и приглушенное по своей природе, должно быть высоковыразительным и свободным от рабской зависимости от значений нот». [6] Он также отметил, что орнамент более эффектен, когда некоторые его ноты диссонируют с басом под ним. [6]
Бах завершает обсуждение слайда, отмечая два важных момента:
- исполнитель должен стремиться к непринуждённому и сдержанному выражению лица, а не пытаться заполнять ноты;
- отсутствие нескольких нот не следует рассматривать как придающее большую выразительность.
Бах также предположил, что слайд может иметь пунктирный ритм, что усилит его выразительность. [6] Как цитирует Донингтон, Иоганн Иоахим Кванц (1752) указал, что слайды без точек относятся к французскому стилю, тогда как слайды с точками соответствуют итальянскому стилю. [1]
Хотя Леопольд Моцарт не использовал термин Шлейфер в своей Gründliche Violinschule (1756), его описание и музыкальные примеры показали, что слайд можно использовать как развитие восходящих или нисходящих апподжиатур : «Часто принято делать восходящую апподжиатуру из третьей, расположенной ниже, даже если кажется, что она вытекает из соседней ноты. Но в таких случаях ее делают чаще всего двумя нотами. [7] ... К преходящей апподжиатуре принадлежат и те импровизированные орнаменты, которые я назову übersteigende и untersteigende Zwischen-Schläge [восходящие и нисходящие промежуточные грациозные ноты]. Они возникают между апподжиатурой и основной нотой, плавно спускаясь от апподжиатуры к основной ноте». [8]
В своей «Клавиршуле» (1789 г., переработка 1802 г.) Иоганн Готтлоб Тюрк понимал два типа символов, соответствующих слайдам: 1) короткие, без пунктирного ритма, и 2) длинные и с пунктирным ритмом. [9] По его словам, короткий слайд состоит из двух нот и должен использоваться для «повышения живости композиции», поэтому его нужно играть быстро. [9] Он часто используется, когда мелодическая линия поднимается на четверть, хотя его также можно добавлять к нотам, движущимся пошагово по возрастанию. Тюрк указал на предпочтение слайдов на сильной доле, цитируя примеры К. П. Э. Баха, но цитирует Агриколу (в Anleitung zur Singkunst Тоси , стр. 88), что слайд может заполнить мелодический пробел, последняя нота которого приходится на слабую долю. [10]
Обсуждая трехнотные слайды, Тюрк утверждает, что характер слайда полностью зависит от настроения музыки: живое произведение предполагает быстрый слайд, а «печальное» произведение будет подходящим местом для более медленного оформления. [11] Он утверждает, что слайд из трех нот используется в основном в сильной доле. Он поясняет, что пунктирный слайд используется только в музыке «приятного или нежного характера». [11] Первую ноту слайда он рекомендует играть с акцентом, а последующие — «мягко и ласково». Поскольку первая нота слайда подобна апподжиатуре (продолжительность которой всегда варьируется в зависимости от обстоятельств), следует рассматривать и слайд, продолжительность которого варьируется и зависит от контекста. [12] Он также предостерег начинающих клавишников, которые вставляют в свою игру слишком много слайдов. [10] После обсуждения контекстуальной изменчивости слайдов Тюрк завершает раздел о слайдах пожеланием, чтобы композиторы записывали слайды в регулярном ритме, чтобы устранить сомнения в их правильном исполнении. [12]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Донингтон, с. 217.
- ^ Jump up to: а б с Нейман 1993, с. 352.
- ^ Кристофер Симпсон, Альтист дивизии, или Введение в игру на земле (Лондон: Уильям Годбид, 1659), стр. 9. Пример взят из второго издания 1665 года.
- ^ Джон Спитцер, «Грамматика импровизированного орнамента: скрипичный трактат Жана Руссо 1687 года», Журнал теории музыки 33, № 2 (осень 1989 г.), стр. 301.
- ^ Нейман 1973, с. 204.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Карл Филипп Эмануэль Бах, Очерк истинного искусства игры на клавишных инструментах, транс и изд. Уильям Дж. Митчелл (Нью-Йорк: WW Norton & Co., 1949), стр. 136–39.
- ^ Моцарт, с. 173.
- ^ Моцарт, с. 179.
- ^ Jump up to: а б Турк, с. 239.
- ^ Jump up to: а б Турк, с. 240.
- ^ Jump up to: а б Турк, с. 241.
- ^ Jump up to: а б Турк, с. 242.
Ссылки
[ редактировать ]- Бах, Карл Филипп Эммануил Бах. Очерк истинного искусства игры на клавишных инструментах . Транс и изд. Уильям Дж. Митчелл. Нью-Йорк: WW Norton & Co., 1949.
- Донингтон, Роберт. Интерпретация старинной музыки . Новая редакция. ред. Нью-Йорк: WW Norton & Co., 1992.
- Моцарт, Леопольд. Трактат об основных принципах игры на скрипке . Перевод Эдиты Нокер . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1985.
- Нойманн, Фредерик. Орнаментация в музыке барокко и постбарокко с особым акцентом на И.С. Баха . 1-е изд. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета, 1978.
- Нойманн, Фредерик. Орнаментация в музыке барокко и постбарокко с особым акцентом на И.С. Баха . 2-е изд. Нью-Йорк: Книги Ширмера, 1993.
- Тюрк, Даниэль Готтлоб. Школа игры на клавире, или Инструкция по игре на клавире для учителей и учеников . Перевод, введение и примечания Раймонда Х. Хагга. Линкольн, Невада: Университет Небраски Press, 1982. ISBN 9780803223165 .